"60" ("103В", Ту-2)


Фронтовой пикирующий бомбардировщик, серийный


Опытный "103В"


Серийный Ту-2


Третий опытный самолет "103", получивший обозначение самолет "103В", должен был строиться с новыми двигателями воздушного охлаждения типа М-120ТК-2 (1650/1800 л.с). Проектирование самолета "103В шло практически одновременно с первыми двумя опытными машинами, основные проблемы были с силовой установкой. 2 марта 1941 г чертежи на "103В" были сданы в опытное производство, однако, отсутствие новых двигателей заставило переработать проект под серийные М-82 (1330/ 1700 л.с). 9 мая 1941 года выходит Постановление Правительства об установке на самолет "103" двигателя М-82А (самолет "103" 2М-82А).

15 декабря самолет "103В" совершил первый полет, с этого же дня начались совместные испытания с ВВС, которые проводил экипаж: летчик-испытатель М.П.Васякин, штурман Н.М.Панченко и ведущий инженер Е.К.Стоман. Испытания, из-за неудовлетворительной работы двигателей типа М-82А, затянулись до 22 августа 1942 г. Во время совместных испытаний самолету "103В" в марте 1942 г было присвоено официальное обозначение Ту-2.

В ходе испытаний самолет "103В" был доработан по составу оборудования и вооружению. Нижняя люковая установка была переведена на крупнокалиберный пулемет БС. Несмотря на существенное снижение максимальных скоростей полета по сравнению со "103У"-и недостатки в работе силовой установки, требовавшей серьезной доработки, основные данные самолета были признаны удовлетворительными. Решено было все выявленные дефекты, выявлявшиеся в ходе совместных испытаний, немедленно устранять на серийных машинах, выпуск которых шел параллельно с испытаниями и доводками опытного самолета "103В".

Первый головной серийный самолет "103ВС" (с марта 1942 г - Ту-2 2М-82) был выпущен заводом в феврале 1942 г. С самого начала поступления на фронт Ту-2, летный состав отмечал его положительные качества: высокую эффективность при поражении крупных военных объектов и укреплений противника, мощное вооружение, современное оборудование, неплохие летные данные. Военные отмечали, что самолеты с успехом могут быть использованы для дневного бомбометания с горизонтального полета во фронтовой полосе и ближних тылах противника, одновременно отмечалось, что требуется доводка двигателей М-82 и усиление задних пулеметных точек. Все эти замечания были учтены КБ в ходе серийного производства: доработаны агрегаты двигателя, после чего его работа стала нормальной на всех высотах, к окончанию серийной постройки все задние ШКАС-ы были заменены на крупнокалиберные пулеметы Березина, передние ШКАС-ы, по указанию ВВС, были сняты, как неэффективные. Полностью избавить Ту-2 от "детских болезней" КБ смогло при переходе к его развитию Ту-2с, при проектировании которого был использован весь опыт проектирования и испытаний первых машин.

Самолет Ту-2 2М-82 на заводе №166 находился в серии до зимы 1942 года (последняя машина была сдана заказчику в начале 1943 г), всего завод построил 80 машин. 7 октября 1942 г.

вышло Постановление ГКО требовавшее, в связи с тяжелым положением на фронте, от НКАП резкого увеличения производства истребителей. НКАП Приказом №763 от 10.10.42 прекращает серийное производство Ту-2 на заводе №166 и переводит его на серию Як-9 (одновременно завод №381, производивший Ил-2 должен был перейти на серию Ла-5, положение с истребителями было настолько серьезным, что с серии снимали даже Ил-2).

Несколько серийных машин, переданных КБ, использовались в дальнейшем для опытно-конструкторских работ по созданию семейства самолетов Ту-2 (самолеты "61 ","62" и т.д.).

Основные данные серийного самолета Ту-2 2М-82 (по результатам контрольных испытаний серийной машины №308)

- длина самолета - 13,8 м;

- размах крыла - 18,86 м;

- высота самолета - 4,55 м;

- площадь крыла - 48,52 м;

- нормальная взлетная масса - 10538 кг;

- бомбовая нагрузка - 1000-2000 кг;

- практический потолок - 9000 м;

- дальность полета - 2020 км;

- максимальная скорость на высоте 3200 м - 521 км/ч;

- пулеметное вооружение - 3 х ШКАС, 1 х У Б;

- пушечное вооружение - 2 х ШВАК;

- ракетное вооружение - 10 х PC-132;

- экипаж - 4 чел.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх