"101" (Ту-101)


Десантно-транспортный самолет, проект


В 1952 году КБ начало работы по проектированию десантно-транспортно-го самолета с двумя ТВД типа ТВ-2Ф, предназначенного для выполнения десантных и транспортных операций в интересах ВДВ и ВВС. Проект получает по КБ обозначение самолет "101". ВВС выдвинули следующие требования к самолету:

- десантно-транспортная нагрузка - 5000 - 8000 кг;

- дальность полета - 3000 - 4000 км;

- максимальная скорость

на высоте 4000 м - 600 км/ч;

- длина разбега - 450 м;

- длина пробега с использованием реверса винтов - 250-300 м;

- оборонительное

вооружение - 2 х НР-23;

- экипаж - 5 человек.

В ходе аэродинамической компоновки и предварительных расчетов была предложена нормальная схема двухдви-гательного низкоплана с двигателями на крыле и трехколесным шасси с носовым колесом. В ходе проектирования удалось получить максимальное аэродинамическое качество самолета 17, что было подтверждено затем продувками модели самолета "101" в ЦАГИ. Два двигателя ТВ-2Ф с взлетной мощностью по 6000 э.л.с. (предполагалось в дальнейшем довести мощность до 7000 э.л.с- ТВ-2М) располагались в мотогондолах над крылом. Продолжением мотогондол были обтекатели основных стоек шасси. Выхлоп ТВД осуществлялся в верхней части гондолы. Винты - четы рехлопастные флюгерно-ре вереи в-ные. Основной запас топлива располагался в кессоне крыла и частично в пространстве под грузовой кабиной. Шасси было рассчитано на эксплуатацию с грунтовых аэродромов.

Была проработана компоновка фюзеляжа и выбрано специальное загру-зочно-погрузочное оборудование. Фюзеляж конструктивно-технологически был разделен на четыре части - переднюю, среднюю, заднюю и хвостовую:

- в передней герметической части располагались кабина экипажа, отсек для размещения боевых рассчетов перевозимой техники, в кабине экипажа находились штурман, два летчика и борттехник, в отсеке могли находиться до 10 вооруженных солдат. В носовой чаете снизу находилась в обтекателе антенна РЛС;

- в средней части находилась негерметическая грузо вая кабина с усиленным полом, расчитанным на перевозку тяжелой техники и грузов, массой 5000 - 8000 кг (один из вариантов загрузки состоял из одной пушки ЗИС-3 или Д-85 и тягача ГАЗ-63);

- в задней части размещались погру-зочно - разгрузочные устройства и приспособления - опускающийся трап - аппарель для загрузки техники на земле. При десантировании техники и людей в полете трап подтягивался к потолочной части фюзеляжа, открывая большой проем для десантирования (предполагалось, в частности,применять метод десантирования техники с малых высот с помощью вытяжного парашюта). В полете трап закрывал проем, образуя характерный срез задней части фюзеляжа плоскостью под углом к оси самолета;

- в хвостовой части находилась кормовая пушечная установка с двумя пушками НР-23 и задняя герметическая кабина со стрелком - радистом.

В июле 1953 года ОКБ закончило предварительные исследования по "самолету 101" 2ТВ-2Ф, и по варианту с ТВ-2М. Полученные расчетные данные удовлетворяли или превосходили требования ВВС. С двигателями ТВ-2М данные были выше, особенно улучшились взлетно-посадочные характерист-ки.

Работы по самолету продолжались до 1955 года, начальный проект был значительно переработан. Вместо двигателей ТВ-2Ф решено было использовать более перспективные ТВД НК-4 или AkA -20. Были изменены форма крыла в плане и вертикального оперения, укорочен фюзеляж несколько изменилось размещение оборудования и экипажа.

Практически одновременно с КБ А.Н.Туполева аналогичные задания получили КБ В.М.Мясищева и КБ O.K. Антонова. Из трех проектов ВВС выбрало проект Антонова, который в дальнейшем стал серийным военно-транспортным самолетом Ан-8.

Основные проектные данные самолета "101" 2ТВ-2Ф

- длина самолета - 40,0 м

- размах крыла - 40,0/36,0 м;

- площадь крыла - 140/120 мг;

- диаметр фюзеляжа -3,8 м;

- нормальная взлетная масса - 37500 кг;

- масса перевозимых грузов - 4000-8000 кг;

- максимальная скорость

па высоте 8000 м - 650-700 км/ч;

- практический

потолок - 11000-12000 м;

- максимальная дальность полета при взлетной массе 34500 кг и нагрузке 4000 кг - 4000 км

5000 кг - 2650 км;

- длина разбега - 550-600 м;

- длина пробега с

и сп ользова нием реверса винтов - 350-400 м; - оборонительное

вооружение - 2 х НР-23;

- экипаж - 4-5 чел.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх