|
||||
|
"ЦВЕТОК ВИШНИ" или "ПРИДУРОК" Константин КУЗНЕЦОВ Самолет-снаряд "Ока" II, захваченный американскими войсками на о.Окинава При разработке управляемого оружия главной проблемой является создание системы управления. В этом плане, во время войны, Япония сильно отставала от США, а тем более от Германии. Зато в Японии был несокрушимый самурайский дух и кодекс чести воина, который предписывал с радостью умереть за императора, что нашло свое отражение в действиях камикадзе. Японская промышленность не успевала производить нужное количество "настоящих" самолетов, поэтому для действий смертников нужен был простой, надежный и дешевый одноразовый самолет-снаряд, который можно было бы выпускать из недефицитных материалов с помощью неквалифицированной рабочей силы. Из нескольких поступивших предложений был одобрен проект подпоручика Митсуо Охта, который совместно со специалистами авиационного института при Токийском императорском университете разработал эскизный проект, который в дальнейшем реализовывался в Авиационном морском арсенале в г. Юкосука. Так возник необычный самолет-снаряд, с "системой самонаведения", основанной на применении пилота-смертника. Новый самолет получил название "Морской специальный штурмовой самолет "Ока" (MXY7) - модель 11 "Цветок вишни" и предназначался для борьбы с кораблями противника. В район атаки он должен доставляться на борту самолета-носителя, затем отцепляться и выполнив самостоятельный полет и выбор цели, атаковать ее в пикировании. Конструкция самолета-с на ряда была до предела упрощена и делилась на 6 агрегатов: фюзеляж, крылья, хвостовое оперение с силовой установкой и боевая часть с обтекателем. ФЮЗЕЛЯЖ состоял из трех частей. Передняя часть, выполненная из дюралевой обшивки и шпангоутов, закрывала собой боевую часть. В средней части фюзеляжа располагались крепления крыла, боевой части, петля для подвески к самолету-носителю, а также кабина пилота. В кабине устанавливались кресло пилота, два броневых листа толщиной 6 мм, защищающих летчика сзади и снизу. Под креслом находился баллон с кислородом для полета на большой высоте, органы управления (ручка и педали) и приборная доска. Комплект приборов был минимален и состоял из указателя скорости с диапазоном 160… 1000 км/ч, высотомера, компаса и указателя угла тангажа с диапазоном от + 5 до -25° (по нему выдерживался наивыгоднейший угол планирования для достижения максимальной дальности). На приборной доске располагались также рукоятка для взведения взрывателей и пятипозици-онный электропереключатель с помощью которого запускались ракетные ускорители, подвешенные под крылом, и основные ракетные двигатели. Простой рамочный прицел находился вне кабины перед лобовым стеклом. Пока самолет-снаряд был подвешен к бомбардировщику, обеспечивалась телефонная связь между ними, и в кабину "Оки" подавался кислород с борта носителя. В хвостовой части фюзеляжа находилась силовая установка. Первоначально предполагалось использовать жидкостно-реактивный двигатель, чтобы достичь максимальной дальности, однако из-за отсутствия собственной подходящей конструкции и из-за сложностей в освоении германских достижений в этой области, остановились на связке из трех твердотопливных двигателей Тип 4-1 модель 20 с общей тягой около 7,85 кН (800 кГ), которая развивалась в течение 8-10 секунд. Длина двигателя составляла 1,98 м, диаметр 327 мм, вес - 120 кг. Два таких же двигателя (только с отклоненными соплами) могли подвешиваться под крыльями. КРЫЛО было цельнодеревянной конструкции и имело два лонжерона и фанерную обшивку. На крыле устанавливались элероны с противофлаттерны-ми грузами. На левой консоли крепилась трубка ПВД. ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ было также цельнодеревянным и состояло из стабилизатора и двух килей. Рули высоты и поворота также снабжались весовыми компенсаторами. БОЕВАЯ ЧАСТЬ весом 1200 кг представляла собой стальную конструкцию, содержащую 450 кг тринитроанизола и крепящуюся 4 болтами к раме фюзеляжа. Вес боевой част был выбран с таким расчетом, чтобы с одного попадания вывести из строя корабль любого класса. Б.Ч. снабжалась четырьмя инерционными взрывателями и одним взрывателем в передней части - он выступал из обтекателя. Взрыватели ставились на предохранители, а после отделения от носителя они приводились в боевое состояние пилотом-смертником. ШАССИ для боевого варианта не предусматривалось, а во время испытаний использовались посадочная лыжа и предохранительные дуги на крыльях. Носителем для модели 11 служил специально оборудованный бомбардировщик G4M2e модель 24J (Betty). Так как стартовый вес снаряда модель 11 достигал 2140 кг, а проектная грузоподъемность Бетти = 1000 кг, то доработки бомбардировщика сводились к максимальному облегчению самолета -снималось все "лишнее" оборудование и даже уменьшался запас топлива. Створки бомбоотсека демонтировались, а сам он удлинялся, чтобы вместить в себя фюзеляж снаряда. В результате самолет-носитель имел длинную взлетную дистанцию и плохие маневренность и управляемость, за что дорого пришлось заплатить в боевых условиях. Первый полет без включения двигателей был осуществлен 23 октября 1944 года на аэродроме в Сагами, а первый "моторный" полет - месяц спустя на аэродроме в Касима. В процессе испытаний самолет показал скорость "под двигателем" в горизонтальном полете на высоте 3500 м - 648 км/ч, а на планировании - 462 км/ч, что значительно меньше чем планировалось (800-900 км/ч "под двигателем"). Доводить снаряд не стали (главное - он показал способность летать) и сразу же запустили в серийное производство. Производство агрегатов распределили между многими субподрядчиками, а окончательная сборка производилась на заводах Куги-хо в Ёкосуке. После проверок самолеты разбирались и упакованными в ящики отправляли на фронт. Всего было произведено 755 штук снарядов "Ока" модель 11. Камикадзе перед вылетом. Под фюзеляжем G4M2 на заднем плане - "Ока" 11 G4M2 с "Ока" В прицеле американского истребителя "Хеллкэт" Тактика применения предполагалась следующей: на дальности 40 …80 км от цели, с высоты от 6000 до 8250 м и скорости 280…325 км/ч производился сброс снаряда, который на наивыгоднейшем угле планировал к намеченной цели. На середине траектории пилот включал двигатели и скорость должна была возрасти до 900 км/ч - при этом снаряд становился неуязвимым для огня ПВО. На дальности порядка 5 км от цели пилот переходил в пикирование под углом до 50° и поражал цель. Жизнь внесла свои коррективы в эти планы. Во-первых, дальность полета и скорость оказались меньшими, чем предполагалось, во-вторых, оказалось труднее отыскать и поразить цель, в-третьих, самолету-носителю было трудно выйти на рубеж атаки. Кроме того, время оставшееся на прицеливание оказалось мало, что требовало от пилота хороших навыков в пилотировании. В результате этих соображений атаку кораблей старались производить на дальности прямой видимости, т.е. порядка 20 км. После сброса пилот сразу запускал двигатели и шел на цель. Перед запуском снаряда самолет-носитель должен был лететь на постоянной высоте и неизменным курсом, причем на небольшой скорости. Это был самый удобный момент для американских истребителей для перехвата неповоротливых бомбардировщиков. Потери были большими. Первое боевое применение "Ока" модель 11 произошло во время боев за Окинаву. Ранним утром 21 марта 1945 года японский разведчик обнаружил к югу от Киусиу три американских авианосца, предположительно поврежденных в предыдущих боях . В этой ситуации японское командование решило использовать новое оружие. Для атаки снарядили 18 самолетов Бетти, несших 16 снарядов "Ока", а остальные два -обычные бомбы. Эскорт состоял из 30 истребителей прикрытия. На подходе к цели в 14-00 авиагруппа была атакована 50 палубными истребителями "Хэлкэт". В воздушном бою были сбиты все бомбардировщики, которые даже не пытались запустить свои снаряды, и 15 истребителей эскорта. Таким образом первая атака закончилась полным провалом. Следующая атака произошла 1 апреля. В этот день с базы Каноуа стартовало три бомбардировщика с подвешенными снарядами "Ока" в сопровождении трех истребителей "Зерро". На этот раз пришел первый успех - удалось повредить американский линкор "Уэст Вирджиния", а также транспорт "Альпи-не". Японцы объявили о повреждении еще одного транспорта, однако американцы этого не подтвердили. На базу вернулся только один самолет-носитель. Следующий раз 9 носителей со снарядами "Ока" , в сочетании с другими 80 самолетами-камикадзе и со 100 истребителями прикрытия атаковали американские корабли 12 апреля. После завершения операции японцы объявили о потоплении трех линкоров, однако после войны выяснилось, что снарядами "Ока" модель 11 были поражены эсминец "Маннерт Л.Абаль", который затонул и эсминец "Стенли", который был поврежден, но остался на плаву. 14 апреля была предпринята атака с использованием 7 снарядов "Ока", однако она не достигла больших успехов. Был поврежден только эсминец "Сигл-сби", однако не ясно - это результат попадания "Оки" или другого самолета-камикадзе. Снаряды "Ока" были также использованы 16 апреля в количестве 6 машин, причем было объявлено о потоплении одного линкора. В последующих атаках 28 апреля, 4 мая, 11 мая и 22 июня было использовано соответственно 4, 7, 4 и 6 снарядов "Ока", по японским данным потери флота США составили авианосец, линкор и крейсер. Во время боев за Окинаву на этот остров было доставлено порядка 300 снарядов "Ока" модель 11, однако в боевой полет удалось запустить только малую их часть - остальные снаряды погибли на земле под бомбежками американцев. Первое применение снарядов "Ока" планировалось раньше - на Филиппинах, и только потопление авианосца "Синано", который должен был доставить туда 50 снарядов "Ока", предотвратило их массовые атаки в тех боях. После знакомства с действиями снарядов "Ока" модель 11 американцы дали ему условное наименование, тоже японское, Бака, что можно перевести как "сумасшедший" или "придурок". Американская авиация полностью господствовала в небе на завершающем этапе войны, поэтому даже такое экзотическое оружие как "Ока" не смогла склонить чашу весов в сторону Японии. Вид на боевую часть "Ока" 11 (носовой обтекатель снят) Три твердотопливных реактивных двигателя в хвостовой части "Ока" 11 Основные технические данные самолета-снаряда "Ока" модель11 Размах крыла, м……………………5,12 Длина, м………………………………6,066 Высота, м……………………………..1,15 Площадь крыла, м2………………………………6,00 Максим. Стартовая масса, кг 2140 Вес боевой части, кг…………….. 1200 Максимальная скорость, км/ч .. 648 на высоте, м…………………3500 Скорость планирования, км/ч… 462 Потолок, м…………………………..8250 Дальность, км………………………….37 Силовая установка: 3 твердотопливных двигателя Тип 4-1 модель 20, с общей тягой 7,85 кН (800 кГ), возможна подвеска под крыльями 2 двигателей Тип 4-1 модель 20, с общей тягой 5,3 кН (540 кГ). ОКРАСКА: Подавляющая часть самолетов имела цвет натурального дюраля, деревянные части окрашивались в серебристый цвет. Эти самолеты не несли опознавательных знаков (в большинстве случаев). Только впереди фюзеляжа наносился стилизованный белый цветок хризантемы с красной окантовкой и черный порядковый номер. Выступающая часть взрывателя имела красный цвет. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|