|
||||
|
МиГ-27: ТРОЙНОЙ ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Михаил НИКОЛЬСКИЙ Нельзя сказать, что один из лучших в мире ударных самолетов фронтовой авиации избалован вниманием со стороны модельных фирм. Долгое время модели МиГ-27-го в наиболее популярном у "самолетчиков" масштабе 1:72 делали лишь японская фирма Хасегава и южнокорейская Академия (что. в принципе, одно и тоже). Относительно недавно на рынке появился отечественный МиГ-27К от Звезды. Японская и корейская модели сделаны гораздо раньше, а сам МиГ в азиатском исполнении представляет собой более раннюю модификацию, нежели "К". Посему и начнем с Академии, как наиболее доступной из экономических соображений по сравнению с Хасегавой. Любая модель начинается с коробки. Надо отдать должное Роману Кочневу, ракурс 27-го, изображенного им на упаковке Академии, сколь необычен, столь и эффектен. Купить сию модель хочется "с первого взгляда". Внутри коробки - тоже полный порядок. Три аккуратных рамки с деталями без малейших следов облоя плюс небольшая рамка с абсолютно прозрачными фонарем (две детали) и двумя посадочными фарами. Расшивка фюзеляжа, крыльев - внутренняя, очень аккуратная. Инструкция простенькая, но абсолютно понятная -все необходимое и ничего лишнего. Де-каль (четыре звезды поменьше, две -побольше, два номера "23" и приборная доска) по качеству выполнения под стать всему остальному. Модель сложилась, что называется, на щелчке. Однако при сборке выясняется, что в бочке меда пресловутая ложка дегтя все-таки присутствует - верхняя часть воздухозаборников в приклеенном состоянии примерно на миллиметр ниже центроплана. Ну да ничего подточем, подшпаклюем - и нормально. Осталось покрасить, перевести декали и поставить самолетик на полку, после чего остается гордо хвастать друзьям о замечательном пополнении коллекции. Хвастать, конечно, можно и даже нужно, да вот только модель при увеличении в 72 раза ни за что не превратится в МиГ-27 Flogger-D (так на коробке написано). Первый взгляд на чертежи или на фотографии побуждает основательно сравнить модель с "бумагой". Первое, что бросается в глаза, так это трубообразные выступы в корнях неподвижной части крыла. По мысли азиатов это, видимо, должны быть обтекатели радиокомандной системы наведения управляемых ракет "воздух-земля". На настоящем МиГе они имеют место быть, но гораздо более скромных размеров. Расшивка, нельзя сказать, что совсем неправильная, она просто "слегка" упрощенная. Характерные для МиГ-27 бронеплиты по бокам кабины летчика показаны расшивкой (к тому же, неправильно), в то время как они НАКЛАДНЫЕ, то есть должны выступать по всей площади над поверхностью фюзеляжа. Крепится броня к фюзеляжу на болтах, и, в принципе, листы могут демонтироваться, однако в "безброн-ном" варианте расшивка под плиту не уместна вообще. Катапультное кресло вполне подошло бы какому-нибудь профсоюзному боссу, а в кабине самолета оно не уместно. В комплекте к креслу прилагается летчик, фигурка которого сделана замечательно, правда его рост в обратном пересчете где-то I м 50 см, ну да ладно - азиаты все низкорослые, хорошо еще на лице очков нет. Форма "утиного носа" не соответствует прототипу, что особенно заметно на самом кончике - нижняя часть с окном для лазерного дальномера должна быть обрезана более круто; само окошко лишь слегка намечено расшивкой (прозрачной детали нет), зато раскрой обшивки всей передней части фюзеляжа отсутствует в принципе. Вообще говоря, вся передняя часть фюзеляжа, как говорится, не в дугу. Нижняя часть фюзеляжа МиГа практически параллельна строительной оси, у "Академии" же нижняя часть "пошла на взлет", что особенно бросается в глаза после приклейки пушки, стволы которой параллельны оси самолета. Каплеобразный фонарь кабины летчика удачно дополняет странное впечатление от носа фюзеляжа. Я долго думал на что же похож получившийся в результате склейки уродец. Случайно попавшийся на глаза чертеж Як-38-го несколько прояснил ситуацию: профиль носовой части модели занимает некое усредненное положение между МиГ-27 и Як-38. Задние фюзеляжные бомбодержатели даже отдаленно не напоминают реальные. Тормозные щитки удачно показаны расшивкой, однако все четыре щитка одинаковые, в то время как верхние щитки МиГа отличаются от нижних: впрочем на модели они все равно не похожи ни на верхние, ни на нижние. Крыло сделано так же, как и фюзеляж - красиво и неправильно. Предкрылок - весьма скромный по размерам, к тому же в жизни он четырехсекцион-ный, а не сплошной. Интсрцепторы никак не обозначены. Правда, есть некая линия вдоль посадочных закрылков, которую, при желании, можно трактовать как один длинный сплошной интерцеп-тор. Форма законцовок плоскостей совершенно непохожа: на модели крыло, гр\бо говоря, обрезано по нормали к оси, после чего углы симметрично скруглены. В действительности плоскость "обрезается" не под прямым углом. Естественно возникает желание исправить столь вопиющий огрех, искажающий форму самолета в плане. На первый взгляд это сделать достаточно просто -взять и подточить переднюю кромку на конце плоскости. Однако когда я "положил" модель в чертежи, выяснилось, что надо не столько подтачивать переднюю кромку, сколько наращивать заднюю, после чего возник вопрос: а в каком масштабе сделана модель, ведь кроме крыла (чертежи были как раз в 72-м масштабе) и все остальное было чуть меньше, чем нужно. Вог и верь красивой коробке с надписью 1/72 SCALE. Подвесное вооружение представлено двумя весьма похожими блоками УБ-32, двумя ракетами К-13 с гипертрофированным хвостовым опрением и двумя неопознанными бомбами, предположительно ФЛБ-500. Даются три подвесных топливных бака: полфюзеляжный и два подкрыльевых. Подвесить баки под крыло, конечно, можно, но в таком случае придется зафиксировать меняющие стреловидность плоскости в каком-то одном положении или комбинировать с поворотными пилонами. К сожалению, из модельного набора совершенно нечего навесить на задние узлы подвесок; придется покопаться в ломе, оставшемся от ранее собранных моделей. Ну вот, кажется, автор обгадил и раскритиковал все что можно, так нет же! Кроме модели есть еще инструкция с вариантом камуфляжной окраски. И. естественно, отпечатанная на замечательной белой бумаге картинка ничего общего с камуфляжной окраской самолетов советских ВВС не имеет. Известный всем читателям "Авиации и Кос-манавтики" В.Б. Ильин в своей книге "Истребители-бомбардировщики" отмечает, что "все серийные МиГи-27 первоначально имели стандартный трехцветный камуфляж, замененный впоследствии на более сложный четырехцветный, однако некоторые самолеты красились в темно-серый, почти черный, "ночной" цвет. Для зимнего времени была отработана временная окраска с использованием белого цвета". Ни о каком двухцветном коричнево-зеленом камуфляже "от Академии" Владимир Евгеньевич, как мы видим, не упоминает. Ей-богу, есть основания поверить профессионалу авиационной информации, а не корейцам. В пользу многоцветного камуфляжа говорит и соответствие данной модели чертежам. Задача камуфляжной окраски -максимальное искажение формы объекта: так вот форму модели МиГ-27 надо исказить максимально. Для окраски модели была использована минская книжка "МиГ-23", на вкладке которой приведена схема окраски истребителя; конечно, это не МиГ-27, но, думается, что приведенный на ней четырехцветный камуфляж гораздо ближе к истине, нежели двухцветный "академовский". Выше очень много места уделялось критике, а она еще и ниже будет. Поэтому стоит высказаться относительно критики как таковой. На мой взгляд, любая модель ДОЛЖНА иметь "ляпы"; если их не будет - что вы станете обсуждать? Вы же не сможете рассказать приятелю, применяя весь арсенал великого и могучего русского языка, какие … эти производители, забывшие одну антенну, другую поставившие не гам, да и калибр пушки опять же не масштабный. При этом, скорее всего, вы забудете, что эти … производители сделали саму модель и растиражировали ее в тысячах экземпляров, благодаря чему Вы и можете ее критиковать. А посему я снимаю шляпу перед любыми производителями любых моделей и полностью признаю их право заменять в отношении авторов разного рода рецензий одну из букв в слове "обозреватель". Модель Звезды смотрится по всем показателям скромнее Академии, разве что исключая размеры коробки. Последнее неудивительно - всем известно - отечественные микросхемы несколько больше южнокорес-ких, гак почему же коробки для моделей должны быть меньше? На коробке в весьма сумеречных цветах изображен взлетающий "утконос" в двухцветном "академическом" камуфляже. В коробке лежат три невзрачные рамки с деталями, отлитые из серого пластика, рамка с прозрачными деталями (по качеству не уступает корейской), инструкция и декаль (шесть звезд одного размера, но разной формы и два номера -"2!"). На рамках присутствует незначительный облой. Расшивка модели -наружияя, аккуратная настолько, что местами ее еле видно, более подробная, чем на модели Академии. Тем не менее, раскрой обшивки нижней части фюзеляжа в районе центроплана проигнорирован полностью. Бронеплиты (хвала. Звезде), как и положено, выступают над поверхностью фюзеляжа. Очень достоверно выглядят предкрылки (четырех-секционные!), закрылки и руль поворота, показанные внутренней расшивкой. Уже наученный опытом южнокорейской модели, я сразу же полез в чертежи. Тем более, несобранные куски модели гораздо легче в них "класть". Оказалось, что русской надписи "масштаб 1/72" верить можно. По-большому счету в плане соответствия чертежам у "звез-довского" МиГа три изъяна - неправильная форма наплывов в корневой части крыльев (легко доводится "до ума" с помощью надфиля и шкурки), слишком длинные щитки отвода пограничного слоя перед входными отверстиями воздухозаборников (устраняется аналогично) и осутствие интерцепторов на крыле. Окна лазерного дальномера и прицельной системы "Кайра" даны прозрачными деталями, что есть хорошо, а вот то, что стеклышко "Кайры" с трудом влезает на отведенное ей место - это, конечно, плохо - не мешает воспользоваться жидким стеклом. Интерьер кабины только "обозначен": имеется приборная доска, кресло, ручка управления и прозрачный индикатор на Фоне лобового стекла. Приборная доска и ручка весьма похожи на реальные, если не брать в расчет то, что приборная доска - это именно доска: приборы на ней отсутствуют, а декаль не предусмотрена. Кресло - отдельная песня; забравшись в него с ногами, хорошо долгими зимними вечерами перечитывать подшивку "Авиации и Космонавтики", а в кабине самолета на таком кресле (естественно увеличенном в 72 раза) легко разместится пилот комплекции если не Святогора, то уж Ильи Муромца. Одним словом, кресло требует замены. "Утконос" от Хобби-Крафт в масштабе 1:48 Подвесное вооружение весьма разнообразно и включает в себя свободнопа-дающие бомбы двух типов, ракеты "воздух-воздух" Р-23 (две штуки) и Р-60 (четыре). Управляемого оружия класса "воздух-земля" - увы - нет, зато есть подвесной контейнер с аппаратурой "Вьюга", которая предназначена для наведения ракет Х-58. Так что надо или сами ракеты Х-58 где-то достать, или контейнер "заначить". Имеются также три подвесных бака; сечение подфюзе-ляжного бака не круглое, а овальное, подобное конструктивное решение авторов модели представляется весьма спорным. Сборка для человека, начинавшего с НОВО, затруднений не представляет: подшпаклевать места стыковки киля и фюзеляжа, воздухозаборников и центроплана не так уж сложно. Тормозные щитки выполнены отдельно от фюзеляжа и вполне соответствуют чертежам, правда, лично на моем МиГе левый нижний щиток упорно не хотел лезть в отведенное ему посадочное место - пришлось подрезать. Собирать модель желательно, положив рядом с инструкцией чертежи, поскольку далеко не все моменты сборки в руководстве изложены "внятно"; так места приклейки приемников воздушного давления и антенны инструментальной системы посадки (детали 18, 32 и 19) не показаны вообще, а воздухозаборники (детали 35) развернуты на 180° относительно реального положения). С окраской готовой модели фирма "Звезда" разобралась в духе старого лозунга, несколько перефразированного, - нет окраски, нет и проблемы. Две проекции в инструкции присутствуют, однако на них показано, куда звезды с номерами переводить, а не как красить. Хорошие фотографии МиГа-27 Липецкого Центра боевого применения были опубликованы в "Вестнике воздушного флота" №1 за 1995 г. и №1-2 за 1996 г.; их вполне можно использовать для окраски модели. Сравнивать две модели, честно говоря, не очень-то и хочется. Изделие Академии - сборная игрушка для детей от 7 до 12. С этой точки зрения, МиГ-27 южнокорейской фирмы заслуживает самой высокой оценки, но как модель-копия … Я бы не стал его "доводить до ума". МиГ же от Звезды - подлинный гадкий утенок, из которого при весьма скромных усилиях вполне может получиться лебедь. К сожалению, приходится констатировать низкий технологический уровень (во всем: от коробки до дека-ли) отечественной модели, что вдвойне обидно, учитывая великолепные танки "Звезды", ничуть не уступающие всяким там Тамия. Бронетехнику умельцы из Лобни делают для души, а самолеты, увы, для галочки. Иначе не было бы такой "аккуратной" расшивки и явных "ляпов" по крупному при внимании к мелочам. Возвращаясь к началу рецензии, стоит отметить - как не уделяли внимание модельщики-фирмачи МиГу-27, так и не уделяют. Достойная модель в 72-м масштабе - только одна - МиГ-27К фирмы "Звезда", а хотелось бы еще и МиГ-27, МиГ-27МЛ, МиГ-23БН. Впрочем, хотеть - не вредно: бери деревяшку, нож - и вперед! Давно известно - аппетит приходит во время еды; когда оба 27-х в 72-мас-штабе были собраны, у меня появилась возможность сделать модель этого истребителя-бомбардировщика в 48-м масштабе. Увы, изделие фирмы Хобби-Крафт - не что иное, как увеличенная модель МиГа от Академии со всеми ее минусами, гипертрофированными в результате увеличения масштаба. Изменения минимальны и не всегда направлены в лучшую сторону. Заново изготовлена открывающаяся часть фонаря, благодаря чему исчезла нехарактерная для 27-го каплеобразность кабины. Зато измененый профиль носовой части фюзеляжа придает самолету замечательную курносость. Шпаклевка при сборке просто необходима, как и хороший напильник вкупе с крупной шкуркой, поскольку детали плохо подходят друг к другу. Расшивку просто имеет смысл сточить, а затем нанести новую, хотя бы приблизительно соответствующую чертежам. Декаль, в отличие от самой модели, полностью оригинальная и весьма подробная. Некоторое недоумение вызывает комплект номеров: бортовых номеров "26", как и положено - два, зато "07" - только один. Качество декали -хорошее: легко переводится, краска непрозрачная, а лаковый слой достаточно тонкий, чтобы быть незаметным. К сожалению, большая часть надписей "технички" ничего общего с действитель -ностью не имеет: или содержание не то, или цвет надписи, или ее размер. Самолет предлагается покрасить в серо-темнозеленые цвета: по мнению авторов инструкции такой камуфляж имел истребитель-бомбардировщик МиГ-27 из состава 16-й дивизии армии ВВС Восточной Германии в 1978 г. Очевидно, имееется в виду 16-я воздушная армия, однако правильность схемы камуфляжа, опять же, вызывает подозрения. Модель от Хобби-Крафт не вызывает ни малейшего энтузиазма, более того, учитывая ее немалую стоимость, не лучше ли запастись высушенной липовой доской? This file was createdwith BookDesigner programbookdesigner@the-ebook.org23.06.2010 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|