|
||||
|
ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК СУ-17 Су-17 - редкий пример в истории военного авиастроения, когда на базе истребителя 2-го поколения, созданного в середине 1950-х годов, удалюсь создать удачный боевой самолет нового поколения, сохранившийся па вооружении до 90-х годов. Разработка проекта глубокой модернизации истребителя-бомбардировщика Су-7Б, заключающейся, в первую очередь, в применении крыла изменяемой стреловидности, значительно улучшающего взлетно-посадочные характеристики, началась в 1964 году, а 2 августа 1966 г. модернизированный самолет С-22И, переоборудованный из Су-7Б, совершил первый полет (летчик-испытатель - B.C. Ильюшин). В 1970 г. серийное производство истребителей-бомбардировщиков, получивших обозначение Су-17, развернули на заводе в г. Комсомол ьск-на-А муре, где раньше строили самолеты Су-7Б, В том же году первые 10 новых истребителей-бомбардировщиков поступили в Центр боевого применения ВВС в г. Липецке. Дальнейшим развитием этого самолета стал Су-17М (С-32М), оснащенный новым двигателем АЛ-21ФЗ. Кроме того, модернизированный истребитель-бомбардировщик получил топливные баки увеличенной емкости. Был создан экспортный вариант самолета - Су-20. В декабре 1973 г. налетные испытания вышел истребитель-бомбардировщик Су- 17М2 (С42) с навигационным комплексом КН-23, лазерным дальномером «Фон» и другим усовершенствованным БРЭО. Это потребовало удлинения на 200 мм носовой части фюзеляжа. Несколько позже на С42 установили доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7, расположенный в обтекателе под воздухозаборником (этот вариант получил обозначение Су-17М2-Д). Серийный выпуск Су-17М2 осуществлялся в 1975-1977 гг. Для поставок на экспорт был создан вариант этого истребителя-бомбардировщика- Су-22 с двигателем Р-29БС-300, унифицированным с двигателем наиболее массового советского серийного самолета 70-х годов - МиГ-23, широко поставлявшегося в зарубежные страны. Несмотря на постоянное совершенствование истребителя-бомбардировщика Су-17, в его конструкции сохранялись некоторые недостатки предшественника - Су-7Б. В частности, нарекания летчиков вызывал неудовлетворительный обзор из кабины, затруднявший поиск и опознавание наземных целей, Это обусловило начало в 1977 году работ по созданию двух новых модификаций - одноместного истребителя-бомбардировщика и двухместного учебно-боевого самолета. При этом более приоритетным считался УБС: строевые летчики полков, оснащенных Су-17, по-прежнему продолжали выполнять тренировочные полеты на устаревших Су-7УБ, имеющих характеристики, существенно отличающиеся от характеристик новых истребителей-бомбардировщиков. На учебно-боевом самолете Су-17УМ (С52У) полностью перепроектировали носовую часть фюзеляжа, придав ей больший угол наклона вниз. Кроме того, был увеличен объем фонаря кабины, что потребовало и изменения формы гаргрота. Другим нововведением стало применение унифицированного катапультного кресла К-36Д, разработанного в НПО «Звезда» (С52У стал первым самолетом, оснащенным этим креслом). Комплекс оборудования Су- 17УМ остался фактически тем же, что и на С32М2. На «спарке» была демонтирована левая пушка, а в комплексе управляемого вооружения остались лишь УР Х-25 и Р-60. Первый полет Су-17УМ состоялся в сентябре 1975 г, (летчик-испытатель - В. Кречетов), его серийное производство началось в 1976 году и продолжалось до 1981 года. Выпускалась также экспортная модификация - Су-22у. Истребитель-бомбардировщик Су-17МЗ (С-52) имел конструкцию, унифицированную с Су-17УМ. Объем задней кабины был занят БРЭО, а в гаргроте расположили дополнительный топливный бак. В ходе производства в конструкцию самолета был внесен ряд дополнительных изменений, в частности, установили под фюзеляжный гребень (что было вызвано выявленной в ходе государственных испытаний 1-го этапа неудовлетворительной путевой устойчивостью при максимальном угле стреловидности), на центроплане разместили дополнительные пилоны для подвески двух дополнительных УР ближнего боя Р-60, а топливные баки заполнили пенополиуретаном. В состав оборудования включили лазерную станцию «Клен-ПС», выполняющую задачи дальномера и системы подсвета целей. Первый полет Су-17МЗ состоялся в 1976 году, в том же году началось и серийное производство, продолжавшееся до копна 1981 года. Экспортный вариант этого самолета с ТРДФ Р-29БС-300 и упрощенным бортовым оборудованием, созданный в 1977 году и в 1979-1981 гг. строившийся серийно, получил название Су-22М (С52К). С 1981 года начался серийный выпуск самолета Су-22МЗ (С52МЗК) с полным комплектом БРЭО Су-17МЗ, завершившийся в том же году. В декабре 1979 г. поднялся в воздух экспортный учебно-тренировочный самолет Су-22У (С52УК) - вариант Су-17УМ с двигателем Р-29БС-300. Один из серийных Су-17УМ в 1978 году был оснащен полным комплектом БРЭО истребителя-бомбардировщика Су-17М3. Кроме того, самолет получил удлиненную законцовку киля и под фюзеляжный гребень, что устранило выявленную у Су-17УМ путевую неустойчивость при максимальных углах стреловидности па малых скоростях. Самолету был присвоено название Су-17УМЗ (С52УМЗ). Новая «спарка» совершила первый полет в октябре 1978 г., ее серийное производство началось в конце того же года. В 1979-1980 гг. все Су-17УМ на авиаремонтных предприятиях ВВС также были доработаны по образцу Су-17У М3. В 1982 году начался серийный выпуск УБС Су-22УМЗ (С52УМЗК) - экспортного варианта Су-17УМЗ с ТРДФ Р-29БС-300, Однако в 1983 году было принято решение, разрешающее поставки двигателей АЛ-21Ф-3 на экспорт, после чего производство Су-22УМЭ прекратилось. Последней серийной модификацией стал истребитель-бомбардировщик Су-17М4 (С54). Его разработка началась в марте 1977 г. На самолете отказались от регулируемого воздухозаборника, что упростило конструкцию, по привело к снижению скоростных характеристик. С54 получил цифровой прицельно-навигационный комплекс ПрНК-54, в состав которого вошел лазерный дальномер-целеуказатель «Клен», инерциальная навигационная система, ЦВМ, телевизионный кабинный индикатор и другое оборудование. Для размещения новой электроники, помимо отказа от регулируемого воздухозаборника, потребовалось, также, уменьшить объем внутрифюзеляжных топливных баков. Для охлаждения мощного БРЭО перед килем был установлен дополнительный воздухозаборник. Вместо катапультного кресла К-ЗбМ было установлено более совершенное К-36ДМ, Три опытных самолета С54 переоборудовали из серийных Су-17МЗ в 1978 году, а в 1980 году в Комсомолъске-на-Амуре началось серийное производство истребителей-бомбардировщиков Су-17М4. Экспортный вариант самолета - Су-22М4 (С54К) с двигателем АЛ-21 Ф-3 серийно выпускался с 1984 года. Производство самолетов семейства Су-17 было прекращено в 1990 году, за двадцать лет выпущено более 1200 истребителей-бомбардировщиков всех модификаций. В течение последних 20 лет в 15 стран было поставлено более 400 истребителей-бомбардировщиков Су-20 и Су-22, большинство из которых в настоящее время продолжает находиться па вооружении. БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Впервые истребители-бомбардировщики Су-17 (-точнее, экспортные машины Су-20) были применены в боевых условиях в 1973 г. во время арабо-израильской войны. К началу военных действий ВВС Сирии располагали 15 самолетами этого типа. Уже в первый день конфликта, 6 октября, 12 сирийских Су-20 под прикрытием восьми МиГ-21 нанесли удар по центру управления израильской авиацией* «Хеврон». В ходе войны сирийские Су-20 выполнили 98 боевых вылетов, потеряв при этом восемь самолетов (50% первоначального состава). Все они были сбиты огнем зенитной артиллерии или ЗРК. В воздушные бои Су-20 не вступали, хотя их летчики и были подготовлены к ведению воздушного боя в составе звена). Су-17 и Су-17М Кзыл-Арватского авиаполка 49-й воздуш пой армии стали первыми ударными самолетами советских ВВС, размещенными на Афганской земле после ввода туда 25 декабря 1979 г. «ограниченого контингента советских войск». Самолеты разместились на аэродроме Шинданд. В марте 1980 г они уже участвовали в боевых действиях, нанося удары бомбами и НАР по группам мятежников. В дальнейшем, сменяя друг друга, па ТВД направлялись различные истребительно-бомбардировочные подразделения советских ВВС, оснащенные, преимущественно, самолетами Су-17МЗ и Су-17М4. В Афганистане широко использовались и разведывательные Су 17МЗ-Р и Cy-J 7М4-Р с контейнерами ККР-1 в различной комплектации. Они вели аэрофотосъемку в дневных и ночных условиях, вели ИК- и радиотехническую разведку (выявление радиостанций противника), В дальнейшем разведчики начали применять новейший тепловизионный комплекс «Зима», имеющий высокую точность и позволяющий обнаруживать по тепловому излучению такие цели, как след проехавшего автомобиля или недавно потухший костер. Су-17 сыграли видную роль во время наступательной операции в провинции Форнаб в декабре 1981 г. (из 44 участвовавших в ней боевых самолетов 24 были Су-17МЗ). В мае 1982 г. при наступлении в долине реки Пандшер успех операции в значительной мере был обеспечен действиями разведчиков Су-17, которые в течение 10 дней отсняли 2000 км местности, контролируемой противником. На заключительном этапе войны, в 1988 году, использовались и Су-17, оснащенные доработанной радиосистемой дальней навигации, обеспечивающей автоматический полет к цели па большой высоте и бомбометание по площадям. Зимой 1989 года последние советские Су-17М4 покинули афганские аэродромы. На самолетах Су-20 и Су-22М действовали афганские летчики 355-го авиаполка, базировавшегося в Баграме. Два афганских Су-22М были сбиты в 1988 году пакистанскими истребителями F-16A вблизи афгано-пакистанской границы. Ливийские Су-22М применялись в 80-х годах в боевых действиях в Чаде, несколько самолетов было уничтожено огнем зенитной артиллерии. В 1982 году, к моменту начала боевых действий в Ливане, ВВС Сирии располагали истребителями-бомбардировщиками Су-20, а также одной эскадрильей Су-22М. Эти самолеты с первых дней войны активно использовались для нанесения бомбовых ударов по позициям израильских войск. 10 июня восемь Су-22М, каждый из которых был вооружен восемью бомбами ФАБ-500, нанесли удар по штабу израильских войск в Южном Ливане. Цель была уничтожена (с большими потерями для израильтян) ценой гибели семи самолетов, сбитых истребителями F-16А ВВС Израиля. Еще одной областью применения Су-22М в Ливане стало ведение воздушной разведки (самолеты комплектовались контейнерами ККР-1), Всего в ходе боевых действий в Ливане истребители-бомбардировщики Су-22М совместно с МиГ-23БН совершили 42 боевых вылета, уничтожив 80 танков и два батальона израильской мотопехоты (при этом потери составили семь Су-22М и 14 МиГ-23БН). Ирак достаточно успешно применял Су-20 и Су-22 в боевых действиях против Ирана. В ходе операции «Буря в пустыне» Су-20 и Су-22М в боях не использовались, однако, по утверждению американцев, два самолета этого типа было перехвачено истребителями F-15C при попытке перелететь на территорию Ирана. В январе-феврале 1995 г. Су-22М ВВС Перу использовались в боевых действиях на границе с Эквадором, причем эквадорские пехотинцы, вооруженные российскими ПЗРК «Игла», 10 февраля сбили два истребителя-бомбардировщика Су-22М и один штурмовик Цсссна А-37В. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой геометрии, цельноповоротным вертикальным оперением и трехопорным шасси. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов. Крыло состоит из неподвижной части и консолей, способных изменять стреловидность в пределах 30-63°. Поворот консолей обеспечивается посредством двух гидромоторов, приводящихся в действие двумя независимыми гидросистемами. Имеется специальная система синхронизации, обеспечивающая симметричную перекладку консолей. Средства механизации крыла включают закрылки на центроплане и консолях и предкрылки по передней кромке консолей. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Су-17 оснащался ТРДФ АЛ-7Ф1 (I х9600кгс). На Су-17М, Су-17М2, Су-17МЗ, Су-17М4, Су-20 и Су-22М4 устанавливается ТРДФ АЛ-21ФЗ (1x11.200 кгс), на Су-22, Су-22М, Су-22М2 и Су-22МЗ-ТРДФ Р-29БС-300(1 х 11.200 кгс). ВООРУЖЕНИЕ. Су-17М4 имеет десять узлов подвески, на которых может размещаться боевая нагрузка общей массой до 4000 кг, в том числе УР класса «воздух-земля» с телевизионной ГСН Х-29Т, ракеты с лазерным по л у активным наведением Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л, проти во радиолокационные ракеты Х-28, Х-27ПС, Х-25МП и Х-58, корректируемые бомбы с лазерным наведением КАБ-500Л, ев обод и опадающие бомбы калибром до 500 кг, контейнеры малогабаритных грузов, подвесные пушечные установки СППУ-22, НАР различных типов (в том числе и С-25 калибром 325 мм). Для ведения воздушного боя самолет может оснащаться двумя УР класса «воздух-воздух» с ТГС Р-60, Для поражения наземных РЛС на Су-17МЗ и Су- 17М4 может подвешиваться контейнер с системой «Вьюга», обеспечивающей целеуказание для противорадиолокационных ракет. РАЗМЕРЫ, Размах крыла 10,04/13,70 м; длина самолета 18,9 м (Су-17М4 -19,02 м); высота самолета 4,97 м; площадь крыла 34,50/38,49 м2. МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 16280 (Су-17М4 19.500), нормальная взлетная (с 1000 кг бомб) 14.280 (Су-17М4 16400), топлива во внутренних баках 2800 (Су-17М4 - 4000), топлива с учетом ПТБ 7200. ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (Су-17М4). Максимальная скорость у земли 1350 км/ч; максимальная скорость па большой высоте 1900 км/ч (Су-17-Су-17МЗ - 2230 км/ч); практический потолок 3 5.200 м; боевой радиус действия: без ПТБ 390 км, с ПТБ 570 км; перегоночная дальность с ПТБ 2750 км; длина разбега 1050 м (Су-17М4); длина пробега 950 (Су-17М4); максимальная эксплуатационная перегрузка 7,0 g. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|