СУ-35 (СУ-37)


Самолеты Су-35 и Су-37 являются глубокой модернизацией истребителя Су-27. Предварительные исследования возможных направлений дальнейшего совершенствования истребителя Су-27 были начаты в ОКБ им. П.О.Сухого еще в 1977 году

Для повышения маневренных и взлетно-посадочных характеристик модернизированный самолет Су-27М было решено оснастить передним горизонтальным оперением (ПГО),

В 1988 году, начались работы по созданию для Су-27М усовершенствованного двигателя с системой управления вектором тяги, разрабатывавшегося под руководством генерального конструктора Виктора Чепкина на базе технического задела, полученного при создании двигателя пятою поколения АЛ-41Ф. Система управления вектором тяги, включенная в контур управления самолетом, позволяла существенно уменьшить минимальную скорость полета и выполнять фигуры высшего пилотажа на скоростях, близких к пулевым, без ограничений по углам атаки. 28 июня 1988 г. поднялся в воздух первый из пяти опытных истребителей Су-27М, переоборудованный из Су-27, Модернизированные машины получили ПГО и крыльевые наплывы.

На заводе в Комсомольске-нa-Амуре началась постройка опытной серии самолетов, предназначен пых для проведения обширной программы летных испытаний, в которых к концу 1994 года уже участвовало более десятка истребителей, получивших в ОКБ Сухого обозначение Су-35.

2 апреля 1996 г. состоялся первый полет самолета с бортовым номером «711», который пилотировал летчик-испытатель, Герой Российской Федерации Евгений Фролов. Истребитель существенно отличался от предшествующих самолетов Су-35. Чтобы еще больше подчеркнуть эти отличия, машине было присвоено новое обозначение - Су-37. Самолет получил усовершенствованные двигатели АЛ-31ФУ с системой управления вектором тяги в плоскости тангажа, а также более совершенное БРЭО.

Технические решения, реализованные в конструкции нового истребителя, обеспечили:

- возможность нанессния упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолету);

- многоканальюсть и алгоритмическую защищенность всех информационных и прицельных систем;

- атаку наземных целей без входа в зону ПВО противника;

- маловысотный полет с облетом и обходом наземных препятствий;

- автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;

- противодействие радиоэлектронным и о птикоэлектронным средствам противника;

- автоматизацию всех этапов полета и боевого применения.

КОНСТРУКЦИЯ. Самолет выполнен по схеме «неустойчивый интегральный триплан», сочетающей нормальную аэродинамическую схему с и передним горизонтальным оперением.

Конструкция планера в целом подобна планеру самолета Су-27, однако, при создан ни Су-35/37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов.

Для самолета разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объем топлива.

ПГО включено в общую цифровую электродистанционную систему управления самолетом и способно отклоняться в диапазоне углов -50/+10°. Помимо улучшения характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки (в частности, на Су-35/37 практически полностью удалось устранить тряску, сильно затрудняющую пилотирование и прицеливание истребителей других типов на подобных режимах), ПГО выполняет и ряд других важных функций, В частности, оно способствует смещению вперед аэродинамического фокуса самолета, что приводит к значительному уменьшению статической устойчивости. Посредством ПГО возможно «управление» степенью неустойчивости самолета, которая меняется в зависимости от нагрузки на внешних узлах подвески. При полетах на малой высоте в турбулентной атмосфере ПГО является активным и пассивным демпфером продольных колебаний и тряски, что повышает безопасность полета, уменьшает нагрузки на планер и увеличивает комфорт а, следовательно и боеспособность летчика в условиях болтанки. Аэродинамические усовершенствования, примененные на самолете, позволили добиться снижения нагрузок на фюзеляж и корневые части крыла, что, в свою очередь, обеспечило достижение установившейся перегрузки 10 без усиления конструкции планера (максимальная установившаяся перегрузка, достигнутая на истребителях других типов, не превышает в настоящее время 9).

По сравнению с Су-27 несколько увеличена высота и хорда вертикального оперения истребителя. Кессоны килей, выполненных из углепластика, используются, также, в качестве топливных баков.

Усилены стойки шасси (что обусловлено возросшей взлетной массой самолета), носовая опора снабжена двумя колесами.

Под крылом добавлено два узла внешней подвески (их общее число доведено до 12), что позволило увеличить вес вооружения с 6000 до 8000 кг.

Самолет оснащен катапультным креслом КД-36ДМ с углом наклона спинки 30°. По сравнению с Су-27 увеличен запас кислорода, установлены контейнеры с запасом пищи и воды, а также устройство утилизации отходов.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, Истребители Су-35 оснащены двумя ТРДДФ АЛ-31ФМ (2х 12500 кгс). На опытном самолете Су-37 установлены двигатели АЛ-31ФУ с системой управления вектором тяги по каналу тангажа. ТРДДФ оснащен цифровой электронной системой управления, и итегрированной с системой управления самолетом. Осесимметричное сопло управляемое отклоняется в вертикальной плоскости на угол ±15° при помощи двух пар гидроцилиндров, питаемых от общесамолетной гидросистемы (угловая скорость перемещения сопел-30%).

Система управляемом вектором тяги позволяет управлять самолетом как в плоскости тангажа, так и рыскания, что достигается рассогласованием направления тяги правого и левого двигателя.

Истребитель Су-35/37 оснащен убирающейся штангой топливоприемника системы дозаправки топливом в полете.

ОБОРУДОВАНИЕ. В отличие от Су-27, истребитель Су-35 оснащен цифровой, а не аналоговой электродистанционной системой управления (ЭДСУ) самолетом. Она выполнена по четырехканальной схеме резервирования в продольном канале и трехканальной схемой - в каналах бокового движения. Для увеличения надежности все вычислители ЭДСУ работают параллельно.

На Су-37 ОАО МНПК «Авионика» впервые в отечественной практике разработана интегрированная система дистанционного управления полетом, решающая и задачи управления тяги двигателей, автоматического вывода самолета из штопора и пилотирования посредством боковой ручки. Кабина самолета Су-35 оснащена стандартной центральной ручкой управления и подвижным РУД. На самолете Су-37 установлена боковая малоходовая ручка управления и неподвижный тензометрический РУД.

БРЭО включает системы, использующие элементы искусственного интеллекта. Автоматизированы все этапы полета, включая боевое применение по воздушным целям, атаки па-земных объектов без входа в зону ПВО противника, противодействие радио- и оптоэлектронным средствам РЭБ.

Имеется режим автоматического управления полетом па предельно малой высоте, с обходом или облетом наземных препятствий. Предусмотрено автоматическое целеуказание при действиях, как по воздушным, так и по наземным целям.

Самолет Су-35 оснащен когерентной импульсно-доплеровской помехоустойчивой БРЛС. Станция имеет плоскую антенную решетку с электронным сканированием по углу места и механическим - по азимуту. Обеспечивается одновременное обнаружение 15 воздушных целей и одновременнoe управление полетом шести ракет класса «воздух-воздух».

Истребитель Су-37 оснащен также и БРЛС заднего обзора.

Усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя включает тепловизор, совмещенный с лазерным даль номером-целеуказателем. Обеспечивается обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение одновременно нескольких воздушных целей на большой дальности. Оптико-локационная система объединена с БРЛС и усовершенствованным нашлемным прицелом летчика в единый комплекс.

Навигационный комплекс самолета Су-35 включает инерциальную курсовую систему, радиотехнические системы дальней и ближней навигации. На истребителе Су-37 установлена лазерная курсовертикаль и приемник спутниковой навигационной системы.

Комплекс обороны включает оптические датчики предупреждения об атакующих ракетах противника, станцию радиотехнической разведки нового поколения, активные системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационных диапазонах, а также средства постановки пассивных радиолокационных и ИК-помех.

Кабина самолета Су-35 имеет комплексную систему индикации, в состав которой входит три монохромных многофункциональных дисплея на ЭЛТ, снабженные клавиатурой.

Самолет Су-37 имеет новое информационно-управляющее поле кабины летчика с четырьмя крупноформатными жидкокристаллическими цветными многофункциональными индикаторами и широкоугольным индикатором па лобовом стекле, В индикаторах использованы жидкокристаллические матрицы.

Связное оборудование включает радиостанции УКВ и KB диапазона, аппаратуру телекодовой защищенной связи, а также систему спутниковой связи.


ВООРУЖЕНИЕ истребителя включает традиционную для семейства самолетов «Су» пушку ГШ-301 (30 мм). На 12 узлах внешней подвески может размещаться различное вооружение общей массой до 8000 кг. в том числе:

- перспективные ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ с активным радиолокационным самонаведением;

- ракеты «воздух-воздух» средней дальности семейства Р-27 с полуактивным радиолокационным или пассивным ИК-наведением;

- высокоманевренные ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73 с ТГС;

- высокоскоростные ракеты Х-31А и Х-31П класса «воздух-корабль» и «воздух-РЛС»;

- ракеты класса «воздух-поверхность» семейства Х-29;

- зажигательные баки, бомбы и бомбовые кассеты калибром 100, 250 и 500 кг (в том числе и боеприпасы с тормозным устройством для применения с малых высот). Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески. В дальнейшем состав вооружения может быть расширен за счет применения перспективных систем оружия класса «воздух-воздух» и «воздух- поверхность».

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 14,70 м; длина самолета 22,18 м; высота самолета 6,43 м.

МАССЫ, кг: нормальная взлетная 25.700 (с неполной заправкой топливом в конфигурации истребителя завоевания превосходства в воздухе), максимальная взлетная 34.000. пустого 18.400.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 2500 км/м; максимальная скорость у земли 1400 км/ч; практический потолок 18.000 м; практическая дальность без ПТБ 3200 км; практическая дальность на предельно малой высоте 3450 км; перегоночная дальность с одной дозаправкой в воздухе 6500 км; потребная длина ВПП 1200 м.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх