САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА, ОБНАРУЖЕНИЯ И НАВЕДЕНИЯ А-50


В 1966 году в СССР начались исследования перспективного трех ко орд и наш о го авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АКРДН), предназначенного для замены первой отечественной авиационной системы радиолокациoнного дозора Ту-126 с двух координатным радиолокационным комплексом «Лиана», принятой на вооружение в 1965 году. По сравнению со своим предшественником новый комплекс должен был обладать способностью обнаруживать цели на фоне земли, одновременно определяя их высоту, что позволяло использовать АКРЛДН для наведения истребителей. В 1969 году в НПО «Вега-М» под руководством генерального конструктора в.Иванова приступили к разработке нового радиолокационного комплекса, получившего наименование «Шмель», Для отработки новой аппаратуры в полетных условиях был задействован одни из серийных самолетов Ту-126. Одновременно в ОКБ им.А.П.Туполева приступили к разработке усовершенствованного варианта Ту -326, оснащенного четырьмя ТРДД па под-крыльевых пилонах и новым шасси стремя основными опорами. в качестве альтернативно рассматривался и вариант АКРДН па базе перспективного военно-транспортного самолета Ил-76. Однако прекращение серийного производства самолетов Ту-114 и Ту-126 на Куйбышевском авиационном заводе (где началось освоение производства Ту-142 и Ту-154), а также успешная реализация программы создания ВТС Ил-76 сделали использование этого самолета для размещения АКРДН более предпочтительным,

Новый самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения, созданный при участии Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. ГМ.Бериева, получил обозначение А-50. Его поступление в части авиации войск ПВО страны началось в 1984 году (в том же году был снят с вооружения самолет ДРЛО Ту-12б), а в 1985 году АКРЛДН А-50 был официально принят на вооружение.

Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и малоразмерных крылатых ракет типа ALCM и «Томагавк»), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолетов фронтовой авиации в район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских целей.

Потенциал самолета А-50 был продемонстрирован зимой 1991 г. во время боевых действий в районе Персидского залива, когда он успешно обнаруживал и сопровождал самолеты союзников, наносившие удары по Ираку с территории Турции.

Дальнейшим развитием АКРДН А-50 стал А-50У, оснащенный усовершенствованным радиолокационным комплексом «Шмель-М». Позже был создан новый радиолокационный комплекс «Шмель-2», обеспечивающий большую дальность обнаружения и сопровождения целей, а также способный одновременно наводить большее число истребителей,

В начале 1999 года ВВС России имели на вооружении 16 самолетов типа А-50.

В конце 90-х годов совместно с израильской фирмой ТАТ начаты работы по созданию экспортного варианта самолета А-50, получившего обозначение А-50И. Заинтересованность в приобрегении четырех самолетов этого типа уже выразил Китай.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет А-50 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением.

В отличие от ВТС Ил-76МД упразднено транспортно-десантное оборудование и кормовой грузовой люк, Перед центропланом расположен обтекатель системы спутниковой связи, в хвостовой части фюзеляжа установлен передатчик РЛС, отделенный от остальной части фюзеляжа экранирующей сеткой.

Над фюзеляжем на опоре в форме перевернутой V установлен обтекатель антенны РЛС диаметром 10,2 м и высотой 2,0 м. Опора снабжена антиобледенительной системой. В основании киля расположен воздухозаборник системы кондиционирования.

Летный экипаж самолета - пять человек, тактический экипаж- 10 человек.

Самолет базируется на аэродромах 1-го класса с бетонным покрытием.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен четырьмя ТРДД Д-ЗОКП (4x 12 300 кгс).

Имеется штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе.

ЦЕЛЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. В состав комплекса радиолокационного дозора и наведения входят трехкоординагнал радиолокационная станция с пассивным каналом пеленгации; аппаратура съема и отображения полученной информации; система активного запроса-ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам; цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели; система госопознавания; аппаратура

командной линии радиоуправления; аппаратура ЗАС; система связи; телекодовая аппаратура; аппаратура документирования. Общая масса радиотехнического комплекса - 20 т.

Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса «истребитель», летящую на малой высоте на фоне земли на дальности 200- 400 км, на большой высоте - 300-^00 км. Морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей - 50-60 (на усовершенствованном варианте - до 150 целей), число одновременно наводимых истребителей - 10-12.

Для выявления старта тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также ракет морского базирования на модернизированный самолет может устанавливаться инфракрасная система обнаружения факела двигателя ракеты, способная на высоте 10 000 м обнаружить факел стартующей ракеты на дальности до 1000 км.

Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторам на ЭЛТ.


Цифровой вычислительный комплекс построен с использованием БЦВМА-50 (НИИ «Аргон») с архитектурой ЕС ЭВМ.

БЦВМ выдает обработанную информацию на экран индикаторов в буквенно-цифровом и плановом видах. Сюда же выводятся данные о взаимодействующих с АКРДН истребителях - номера, курс, высота, скорость, остаток топлива. Взаимодействие с перехватчиками осуществляется по фиксированным автоматизированным каналам наведения.

Дальность оперативной радиосвязи по каналу KB диапазона 2000 км, а по каналу УКВ диапазона и по широкополосной радиолинии - 400 км. Имеется спутниковая радиолиния, обеспечивающая глобальную связь.

Самолет оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач самолетовождения в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навитационной информации в специальные комплексы.

Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусфере, включающий средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия (навесные батареи с ложными тепловыми целями).

БРЭО самолета обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника,

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 50,50 м; длина самолета 46,59 м; высота самолета 14,76 м; площадь крыла 300,00 м2.

МАССЫ, кг: максимальная взлетная 190 000, топлива 64820.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Скорость патрулирования 600 км/ч; практический потолок 10.200 м; рабочая высота патрулирования 5000-10.000 м; практическая дальность 5000 км; продолжительность полета 7 ч.; продолжительность патрулирования на дальности 2000 км 1,4 ч; максимальная эксплуатационная перегрузка 2.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх