|
||||
|
Б-52 Боевое применение Продолжение. Начало в № 1-3/2001 БАГДАДСКИЙ ЭКСПРЕСС За время операции "Буря в Пустыне" бомбардировщики B-52G выполнили 1624 боевых вылета и сбросили 25 700 т бомб. В налетах принимали участие 64 самолета: 16 машин действовали с саудовской авиабазы имени короля Абдула Азиза в Джидде, 20 – с испанской базы Морон, восемь – с английского аэродрома Фэйфорд и 20 – с атолла Диего Гарсия. Сообщалось, что В-52 также использовали египетскую авиабазу Каир-Вест. В первую ночь (с 16 на 17 января 1991 г.) войны стратегическая авиация нанесла удары по иракским аэродромам Ас-Саламан, Глайлсан, Вади-аль- Кхирр и Мадайсис. В ночь с 16 на 17 января самолеты САК США совершили самый длительный в истории авиации боевой вылет. Любую военную операцию американцы стараются использовать и как своего рода учения. "Буря в Пустыне" в этом отношении исключением не стала. Рейды В-52 на Ирак с европейских или арабских авиабаз с военной точки не являются чем-то выдающимся, другое дело – налет с аэродрома, расположенного на континентальной части США. Семь бомбардировщиков B-52G из 596-й эскадрильи 2-го бомбардировочного авиакрыла взлетели с авиабазы Бэрксдэйл, шт. Луизиана. Через 17 часов полета экипажи Боингов "выстрелили" 31 крылатую ракету AGM-86C по восьми целям, расположенным в районе Мосула. Все машины благополучно вернулись в Бэрксдэйл, боевой вылет продолжался 34 часа. Нельзя сказать, что вылет прошел "без сучка, без задоринки" – четыре ракеты (все на разных самолетах) пустить не удалось из-за отказов в различных системах AGM-86C (всего семь В-52 несли 35 ракет). Ракеты были запущены на расстоянии примерно 1700 км от целей. После 10-минутного полета все выпущенные ракеты поразили цели. Точность наведения ракет обеспечивалась не только штатными корреляционно- навигационными системами TERKOM, но и установленными на AGM-86C приемниками спутниковой навигационной системы. Таким образом, этот боевой вылет можно считать "дважды историческим"; во-первых – самый длительный в истории, во-вторых – впервые самолеты применили ракеты с установленными именно на сбрасываемом оружии, а не на носителе, приемниками спутниковой навигационной системы. Кроме как в первую ночь войны В-52 крылатые ракеты не применяли. Боевой вылет с базы, расположенной в США, все-таки остался экзотикой, да и основным оружием В-52 стали не дорогостоящие крылатые ракеты, а банальные свободнопадающие бомбы. Есть основания полагать, что налет семерки В-52 и удар крылатыми ракетами наносился не столько по Ираку, сколько по Советскому Союзу – американцы наглядно продемонстрировали возможности своей стратегической авиации. Обычно В-52 "работали" 227-кг бомбами Мк 82 или 340-кг M117R, в первом налете самолеты с Диего-Гарсии использовали британские 454-кг бомбы. В первые трое суток воздушного наступления В-52 бомбили с высот 11 ООО – 12 500 м. Большая точность ударов от экипажей САК не требовалась – моральный эффект от одновременного разрыва вагона взрывчатки превосходил материальный. Известны случаи, уже в ходе наземной операции, когда американские и английские войска занимали позиции иракских войск, предварительно обработанные В-52, без выстрелов. В-52Н над Пирамидами во время совместных учений с египетскими ВВС Пуск крылатой ракеты с В-52 На носу B-52G отметки о воздушных ударах во время "Бури в пустыне" Об интенсивности боевых вылетов "Стратофортрессов" свидетельствует информация, обнародованная командующим многонациональными силами генералом Нилом Шварцкопфом: 26 января В-52 сбросили 412,7 т бомб, 29 января – 285,7 и 20 января -426,3 т. Постфактум американцы подсчитали, что на долю самолетов Стратегической авиации ВВС США пришлось 29% от всей бомбовой нагрузки в 82 000 т (масса только свободнопадающих авиабомб), "рассыпанной" авиацией МНС над Ираком и Кувейтом. Как и во Вьетнаме, по мнению армейских командиров, В-52 оценивался как "один из наиболее популярных самолетов, использовавшихся для нанесения ударов по иракским наземным войскам". За время операции САК ВВС США пришлось списать один B-52G. По официальной версии самолет потерпел катастрофу при возвращении с боевого задания в субботу 2 февраля 1991 г. Машина немного не дотянула до атолла Диего-Гарсия. Поисково-спасательный "Си Кинг" обнаружил приводнившийся Боинг в 27 км от атолла; нашли и четырех членов экипажа "Крепости", трое из них были живы. Поиски оставшихся двух летчиков продолжались еще 18 часов, но закончились безрезультатно. Совершенно иную версию по горячим следам, в том же 1991 г., обнародовал на страницах газеты "Красная Звезда" заместитель начальника штаба ПВО Сухопутных войск СССР полковник В. Суздальцев. После подавления основных сил системы ПВО Ирака В-52 стали наносить удары с малых высот. На малой высоте бомбардировщики "подставились" под ракеты ПЗРК "Стрела-3" и снаряды "Шилок". В результате попадания ракеты на одном В-52 произошло возгорание двигателей, которые пришлось отстрелить. Самолет, не выполнив боевую задачу, вернулся на базу. Разбившийся в катастрофе В-52 предварительно также был поражен или ракетами комплекса "Стрела", или очередью "Шилки". Первые отчеты о потерях, нанесенных армии Саддама Хуссейна авиацией многонациональных сил, поражали воображение – 134 самолета, 54 корабля и катера, 750 танков, 600 БТР, 650 артиллерийских систем. Поражено 80- 90% намеченных к уничтожению стационарных целей. На самом деле результаты оказались не столь блестящими, как их преподносила пропаганда по горячим следам. В 1997 г. были опубликованы выдержки из отчета Главного финансового управления США, посвященного анализу ущерба, нанесенного Ираку в результате операции "Буря в Пустыне". Так в Багдаде – поражено 40-60% целей, причем на уничтожение каждого объекта в среднем понадобилось почти 10 т взрывчатки в пересчете на тротиловый эквивалент; потери в бронетехнике завышены, по крайней мере, в два раза. Фактические результаты заставляют во многом пересмотреть сложившиеся взгляды на ту войну. "Буря в Пустыне" считается триумфом "умного" оружия, именно с 1991 г. начались умозрительные рассуждения о "точечных" ударах. Простите, но 10 тонн на одну цель – это работа не для штурмовика с "умным" оружием, а для стратегического бомбардировщика с "глупыми" бомбами. Таким образом, интуитивное мнение офицеров-сухопутчиков о В-52 как о наиболее эффективном ударном самолете оказалось не так уж и далеко от истины. Очередной раз "Стратофортрессы" появились над Ираком в сентябре 1996 г. Удары по Ираку на сей раз назвали "Десерт страйк"; авиация САК в ночь со 2 на 3 сентября выпустила по Ираку 13 крылатых ракет. 16 декабря 1998 г. началась операция "Лиса в Пустыне" – показательная "порка" Саддама Хуссейна силами американских и английских ВВС и ВМС. Налеты продолжались в течение четырех суток, в них приняли участие 15 бомбардировщиков В-52Н, базировавшихся на атолле Диего-Гарсия. Всего американская авиация выпустила 90 крылатых ракет AGM-86C. БАЛКАНСКИЙ ТУПИК Ветерану стратегической авиации США выпала сомнительная честь начать последнюю европейскую войну XX века. В ночь на 22 марта 1999 г. командир В-52Н с позывным "Havok-12" из 20-й бомбардировочной эскадрильи отдал приказ на пуск крылатой ракеты, первой крылатой ракеты в этой войне. Следом за первой AGM-86C на Югославию обрушился град ракет и бомб. Началась операция "Союзническая сила". "Объектом воспитания" стал уже не Саддам Хуссейн, а Слободан Милошевич, а география войны сместилась из Персидского залива на Балканы. К действиям в рамках операции "Союзническая сила" американцы привлекли восемь (в отдельных источниках указывается двенадцать самолетов) стратегических бомбардировщиков В- 52Н из 2-го и 5-го бомбардировочных авиакрыльев САК ВВС США. Самолеты действовали с британской авиабазы Фэйфорд, куда они прибыли с "домашнего" аэродрома Бэрксдейле, шт. Луизиана, 21 февраля. В первом налете приняло участие шесть В-52Н. Самолеты несли по восемь крылатых ракет AGM-86C, однако "выстрелить" весь свой боезапас экипажи не сумели. "Havok-12" выпустил пять из восьми ракет, "Havok-11" – шесть. На этих двух бомбардировщиках непосредственно перед пуском были обнаружены отказы в системах пяти ракет. (Вообще, надежность системы оружия В- 52/AGM-86C вызвает нарекания еще со времен "Бури в Пустыне". В ходе операции "Десерт страйк" крылатые ракеты лишний раз подтвердили свою ненадежность – три ракеты тогда даже не стали запускать, а экипажи "Томкэтов" зафиксировали падение двух ракет в Персидский залив, ракеты упали сами по себе, без малейшей помощи иракцев.) Если в первую ночь ракеты просто не прошли предстартовые проверки, то во втором налете на одном В-52Н возникла куда более опасная ситуация: при сбросе самую первую ракету заклинило в створках бомбоотсека. О пуске других ракет речи уже не шло. Экипаж повернул машину на обратный курс и блестяще выполнил рискованную посадку в Фэйфорде с висевшей на "соплях", то есть на створках бомбоотсека, крылатой ракетой. Рекорд по числу отказов был поставлен в третью ночь: экипаж одного В-52 смог запустить только две из восьми ракет. B-52G из состава 43-го авиакрыла на авиабазе в Англии, откуда совершались налеты на Югославию Подвеска крылатой ракеты под В-52 На отказы ракет наложилась и их нехватка. Производство AGM-86C было прекращено в середине 80-х годов. Ракеты расходовались в ходе операций "Десерт Щторм", "Десерт Страйк" и "Десерт Фокс", а освобождение арсеналов US Air Force в период "Союзнической силы" пошло просто ударными темпами. В результате экипажи В-52Н переключились сначала на использование ракет IAI/Локхид Мартин AGM-142 "Хэв Нэп" с дальностью пуска 90 км (у AGM-86C дальность пуска 900 км), а затем на работу обычными фугасными бомбами. То есть, начав с "умного" оружия, американцы вновь пришли к "глупому". О "точечных" ударах было забыто, по крайней мере применительно к В-52. Натовцы насчитали свыше 100 уничтоженных за период операции "Союзническая сила" самолетов, 122 танка, 203 бронетранспортера, 314 артиллерийские системы, более половины состоявших на вооружении югославской армии зенитно-ракетных комплексов. Эти цифры за последние два года неоднократно корректировались в стороны уменьшения. Думается, что сей процесс будет продолжен – достаточно вспомнить телевизионные картинки с выходящей из Косова "уничтоженной" бронетехникой югославской армии. Воздушные налеты еще раз продемонстрировали невозможность решения всех поставленных задач лишь высокоточным оружием. "Умные" боеприпасы – вещь полезная, но жутко дорогая. В ходе локальных ударов типа "Лисы в Пустыне" (кстати, военные итоги этой операции также не бесспорны, другое дело, что мир на время забыл про Монику Левински) есть возможность ограничиться использованием только высокоточного оружия. В массированных воздушных войнах нападающая сторона однозначно приходит к применению обычных фугасных авиабомб. Значит, остается работа и для стратегических бомбардировщиков. Какой еще самолет может за один вылет добиться не только физического воздействия на противника, но и нанести огромный моральный урон? Не случайно в ходе наземной части операции "Буря в Пустыне" американцы за два-три часа до налета на позиции иракцев стратегических бомбардировщиков разбрасывали листовки с предложением убираться по добру – по здорову, пока не прилетели В-52. Иногда – действовало. Эскадрильи и авиабазы В-52 за период с 1961 по 1997 гг. По состоянию на начало 2000 г. на вооружении авиационного боевого командования (AAC, Air Combat Command) ВВС США числилось 76 бомбардировщиков В-52Н, еще девять машин этого типа находится в резерве. Бомбардировщики состоят на вооружении 2-го и 5-го бомбардировочных крыльев (BW). 60-летию ОКБ им. А.И.Микояна посвящается Евгений АРСЕНЬЕВ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|