Ш есть жизней в авиации главного конструктора Л.Л.СЕЛЯКОВА


22 апреля 2001 года исполняется 85 лет со дня рождения Главного конструктора Леонида Леонидовича Селякова. За свой долгий век Л.Л. Селяков сделал для развития отечественной авиации столько, что иногда кажется, что ему Бог дал несколько жизней, каждую из которых он тратил без остатка, работая в ОКБ ЦАГИ и ОКБ-16 под руководством В.М. Петлякова и В.Н. Беляева, в ОКБ-22 под руководством А.И. Путилова и В.М. Мясище- ва, в ОКБ-115 под руководством А.С. Яковлева, в ОКБ-23 под руководством В.М. Мясищева и наконец в ОКБ А.Н. Туполева.

О Селякове можно справедливо сказать, что он и как личность, и как высококвалифицированный специалист во многом сделал себя сам. Имея за плечами только профессиональную подготовку в объеме техника, он, обладая пытливым умом и нестандартным мышлением, постоянно впитывал в себя массу информации по многим отраслям знаний и прежде всего в области авиастроения, общаясь всю свою жизнь с людьми выдающимися, составлявшими гордость отечественной авиации, и к моменту, когда жизнь потребовала от него принятия самостоятельных решений, от которых во многом зависели судьбы людей, работавших с ним, дела, которому он служил, и в конечном счете Родины, он готов был с достоинством взвалить на свои плечи всю меру ответственности, которая легла на него.

В 1929 г. тринадцатилетний мальчишка Леня Селяков впервые поднимается в воздух на туполевском АНТ-9, выполнявшем демонстрационные полеты с Центрального аэродрома.

С февраля 1932 г. Л.Л. Селяков в ЦАГИ, где его направляют в бригаду № 1 тяжелых сухопутных самолетов, которой руководил В.М. Петляков, в группу прочности и аэродинамики В.Н. Беляева.

В составе группы Селяков проводил прочностные расчеты элементов конструкции самолетов АНТ-20 "Максим Горький" и АНТ-42 (ТБ-7), ставших заметными вехами в развитии отечественного и мирового самолетостроения.

Л.Л. Селяков под руководством В.Н. Беляева в этот период участвует в проектировании и постройке планеров, выполненных по схеме бесхвостка, с крылом большого удлинения и сужения, с консолями с обратной стреловидностью. По этой схеме было построено два планера БП-2 и БП-3, которые успешно прошли испытания, а их схема и материалы работы по их проектированию и испытаниям стали основой для разработки дальнего опытного самолета-бомбардировщика ДБ-ЛК.

После ареста в 1937 г. А.Н. Туполева и других ведущих специалистов завода № 156 на его территории с использованием мощностей завода опытных конструкций был образован целый ряд самолетостроительных ОКБ, которыми руководили С.А. Кочеригин, В.В. Шевченко, В.Н. Беляев и, наконец, сюда было переведено ЦКБ-29 НКВД.

ОКБ-16 В.Н. Беляева занялось созданием дальнего бомбардировщика ДБ-ЛК, принципиальная схема которого была опробована на планерах БП-2 и БП-3. В новом ОКБ Л.Л. Селяков был назначен руководителем группы технического проектирования и по совместительству зам. начальника бригады фюзеляжа.

Перед самым началом Великой Отечественной войны Л.Л. Селяков переводится на серийный завод № 22, где был назначен заместителем А.И. Путилова, руководившего бригадой фюзеляжа. Все силы коллектива завода № 22 были брошены на увеличение выпуска и дальнейшее совершенствование самого массового советского бомбардировщика Великой Отечественной войны – самолета Пе-2. После эвакуации в Казань Л.Л. Селяков возглавляет бригаду фюзеляжа, и первой крупной работой по самолету Пе-2 для него становится проектирование и внедрение в серию деревянной хвостовой части фюзеляжа.

В 1942 г. Л.Л. Селяков в кратчайший срок проектирует и внедряет в серийное производство на Пе-2 верхнюю пулеметную установку с пулеметом УБТ-12,7 мм вместо ШКАС-7,62 мм. Эта доработка спасла жизни многим экипажам "пешек" и значительно повысила его боевую эффективность.

В 1942 -1943 годах Л.Л. Селяков как ведущий конструктор руководил созданием модификации Пе-2 под двигатели ALU- 82.

В июне 1943 года Главным конструктором ОКБ-22 назначается В.М. Мясищев, и Л.Л. Селяков становится фактически его первым заместителем и самым активным исполнителем его смелых идей.

Прежде всего были проведены большие работы по модернизации серийных самолетов Пе-2, улучшению их аэродинамических характеристик и, как следствие, изменению в лучшую сторону взлетно-посадочных и скоростных характеристик. В 1943- 1945 годах создаются модификации Пе-2Б, Пе-2Р, Пе-2К, Пе-2М и другие, работы над которыми позволили улучшить летно-тактические данные серийных Пе-2.

В 1944 г. под руководством Л.Л. Селякова создается скоростной бомбардировщик Пе-2И. Во многом это была совершенно новая машина: самолет стал среднепланом, его бомбовая нагрузка увеличилась до 2 т, максимальная скорость достигала 656 км/ч, а дальность 2275 км, все это значительно превосходило данные серийных Пе-2 и выдвигало Пе-2И в разряд одного из самых эффективных фронтовых бомбардировщиков мира.

Последней работой в ОКБ В.М. Мясищева для Л.Л. Селякова стало проектирование реактивного бомбардировщика РБ- 17 с четырьмя ТРД. В январе 1946 года ОКБ-482 было закрыто и Л.Л. Селяков переходит на работу в ОКБ-115, руководимое А.С. Яковлевым.

В ОКБ А.С. Яковлева Л.Л. Селяков руководил созданием опытных реактивных самолетов- истребителей Як-19, Як- 25 и экспериментального реактивного самолета Як-1000, а также участвовал в некоторых других работах ОКБ-115.

За работы по развитию реактивной авиации в 40-е годы Леонид Леонидович награждается орденом "Отечественной войны" 2-й степени.

24 марта 1951 года Постановлением СМ СССР и ЦК КПСС было восстановлено ОКБ В.М. Мясищева. Новому коллективу поручалось спроектировать и построить стратегический бомбардировщик с дальностью полета не менее 12 000 км. В апреле 1951 года Л.Л. Селяков переводится в новое ОКБ-23 и сразу же приступает, пока еще в полном одиночестве , к начальному проектированию будущего стратегического бомбардировщика М-4, а через какое-то время к нему присоединятся сотни конструкторов.


ДБ-ЛК


Проект И-370


Пе-2ФТ


Пе-2М82


Пе-2И


Як 19


Як-25

М-4



М 50


М-56


Ту-124


Ту-134


Ту 134УБК


Леонид Леонидович в новом ОКБ становится Начальником Отдела Технических проектов, и то, каким будет новый гигантский самолет во многом зависит от него. При выборе основных параметров М-4 главное внимание было направлено на создание легкого крыла большого удлинения с высокими аэродинамическими характеристиками и большой удельной нагрузкой. Много внимания было уделено оптимальному размещению четырех ТРД типа АМ-3 в корневых частях крыла, была принята и на практике отработана схема велосипедного шасси для тяжелого самолета, смело пошли на применение на самолете необратимых гидроусилителей в системе управления. Новый самолет был насыщен всевозможными нововведениями, и В.М. Мясищев вместе с Л.Л. Селяковым разумно рисковали, но подобный подход себя оправдал, в короткий срок (за 1,5 года) удалось создать первоклассный самолет.

В январе 1953 года опытный М-4 совершает первый полет, проходит заводские и государственные испытания и наравне с туполевским Ту-95 запускается в серию и поступает на вооружение советских ВВС.

В ОКБ-23 при непосредственном участии Л.Л. Селякова в первой половине 50- х годов были проработаны несколько вариантов развития самолета М-4: высотный разведчик и бомбардировщик 2М, пассажирский вариант М-4 – самолет М- 29, велись работы по самолету М-4 с ядерной силовой установкой. Из массы разработок того периода был доведен и запущен в серию только самолет ЗМ (М-6) с новым крылом, новыми, более экономичными двигателями ВД-7Б и доработанным фюзеляжем.

За работы по семейству самолетов М-4 и ЗМ группе работников ОКБ-23, в том числе и Л.Л. Селякову, была присуждена Ленинская премия, одновременно он получил орден Ленина.

Начиная с 1954 г. в ОКБ-23 ведутся работы над межконтинентальным сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком М-50. Благодаря огромной работе, проведенной Отделом проектов под руководством Л.Л. Селякова, сложился облик сверхзвукового тяжелого самолета, в проектировании которого нашли применение те основные принципы, большинство из которых, в той или иной степени, актуальны и теперь.

В 1959 году новый сверхзвуковой бомбардировщик совершил первый полет, начались его испытания, в ходе которых М-50 успел выйти на трансзвуковые режимы полета. В конце 1959 года судьба нового самолета и всего ОКБ-23 крутым образом меняется. Активные работы по М- 50 прекращаются, а само ОКБ-23 передается как филиал ОКБ-52 В.Н. Челомея. Л.Л. Селякову теперь предстояло заниматься ракетной тематикой.

Помимо М-4, ЗМ и М-50 в ОКБ-23 под руководством Л.Л. Селякова были подготовлены проекты сверхзвуковых самолетов-носителей М-52, М-56, последний отличался перспективной аэродинамической компоновкой и имел ряд неординарных технических решений, прорабатывались проекты самолетов класса СПС-1, проектировались беспилотные летательные аппараты: изделие 40, доведенное до стадии изготовления и стендовых испытаний, ВКС изделие 48, самолеты- снаряды класса воздух- земля и баллистические ракеты воздушного базирования и большое количество других проектов различных типов ЛА.

До конца 1961 г. Л.Л. Селяков успешно работает по ракетной тематике в ОКБ- 52, а в 1962 г. переходит на короткое время в ОКБ А.С. Яковлева, где работает над Як-36, а затем в ОКБ А.Н. Туполева.

2 января 1962 года Л.Л. Селяков возвращается в свою "Альма-матер" к А.Н. Туполеву, и практически вся его дальнейшая творческая жизнь будет связана с самолетом Ту-134, проектирование которого в это период заканчивалось, и уже собирался его прототип Ту-124А. 6 декабря 1962 г. на Леонида Леонидовича возлагается, как на Зам. Главного конструктора, руководство по работам над самолетами Ту-124 и Ту-124А (Ту-134). Главным конструктором по самолету Ту-134 его назначают только в феврале 1976 года.

Помимо основных и некоторых штучных модификаций под руководством Л.Л. Селякова было подготовлено несколько проектов развития Ту-134, в частности, в середине 70-х годов ГВФ была предложена глубокая модификация самолета Ту- 134А, самолет Ту-134Д, со значительно лучшими летными и эксплуатационными характеристиками. Работы по этому проекту были свернуты, а ГВФ получил Як- 42. В последнее время под руководством Л.Л. Селякова рассматривался проект переоснащения парка Ту-134 под двигатели типа Д-436 и несколько вариантов переделок серийных Ту-134 в самолеты повышенной комфортабельности, последние проекты нашли практическую реализацию.

В ноябре 1972 г. за создание самолета Ту-134 и его модификаций группе создателей была присуждена Государственная премия, в числе награжденных были А.Н. Туполев и Л.Л. Селяков.

Помимо работ по Ту-134, в 70-е годы Л.Л. Селяков как руководитель работ участвует в поисках и разработках проектов по перспективным дозвуковым пассажирским самолетам, эти работы привели в 80- е годы к созданию современного средне- магистрального самолета Ту-204.

В 90-е годы Леонид Леонидович пишет и подготавливает к публикации в России и за рубежом несколько книг-очерков, в которых он попытался осветить свой жизненный и творческий путь.

В настоящее время Л.Л. Селяков продолжает трудиться в ОАО "Туполев", передавая свой бесценный опыт новым поколениям создателей отечественной авиационной техники.


В.Ф. ГЛАДКИЙ








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх