|
||||
|
КРАСНАЯ АВИАЦИЯ НА ТАМБОВСКОМ ФРОНТЕ (август 1920 – апрель 1921 гг.)А. ДАШКОВ (Окончание. Начало в № .1 '2003) 20-й разведывательный авиационный отряд на Западном фронте, 1920 год В начале мая 1921 года на Тамбовском фронте началась заключительная фаза войсковых операций по полному разгрому повстанческого движения и бандитизма. Используемая до этого времени тактика ведения войны частями Красной Армии на территории губернии требовала внесения значительной корректировки. В связи с этим, учитывая, что предпринимаемые ранее меры и способы ведения борьбы с повстанцами могут иметь затяжной характер и продлиться не один год, ПК ВКП (б) и СНК приняли решение о локализации и быстрейшей ликвидации мятежа. С этой целью, в состав Полномочной комиссии ВЧНК по борьбе с бандитизмом в Тамбовской губернии под председательством В.А.Антонова- Овсеенко [1*] был включен известный советский военачальник М.Н.Тухачевский[2*] . имевший уже большой опыт по подавлению Кронштадского восстания в марте 1921 года. 6 мая он вступил в командование войсками Тамбовского района. Ознакомившись с положением дел, Тухачевский принял ряд оперативных мер, как организационного, с целью приведения в более строгий порядок подчиненные войска, гак и политического характера. Именно он явился непосредственным автором специальной инструкции по ведению войны против восставших. Так, для окончательной ликвидации отрядов Антонова было принято решение оккупировать основные районы, где были сильны позиции повстанцев и бандитов. Это. в свок> очередь, требовало дополнительного усиления войск Тамбовской губернии. В результате, в срочном порядке в губернию прибыли ряд крупных соединений Красной Армии. в том числе 9-я кавалерийская бригада под командованием комдива Г.И.Котовского[3*] из состава Киевского военного округа. В Инжавинском районе (так называемой "вотчине" Антонова) на постоянной основе был развернут лагерный сбор курсантов. Одновременно усиливался и командно-политический состав войск, задействованных в предстоящей операции. С этой целью в состав руководства войсками Тамбовского района было направлено 17 слушателей Академии Генерального штаба и 100 наиболее проверенных командиров и политработников. В целом, на начало мая 1921 года группировка войск Красной Армии достигла 43 тысяч человек (35 тыс. штыков, около 8 тысяч сабель, 463 пулемета и 53 орудия). Заметные изменения произошли и в составе авиационной группировки Тамбовского района. Так. по приказу Реввоенсовета Западного фронта в Тамбовскую губернию Х1Я усиления имеющихся авиационных сил была дополнительно переброшена Боевая воздушная эскадрилья, сформированная в том же году на основе I-. 17- и 40-го авиационных отрядов Западного фронта, а также летных экипажей Москвы и Твери. К этому времени она имела уже значительный боевой опыт, полученный в боях с восставшим гарнизоном Кронштадской крепости, и теперь была готова совершенствовать его в ходе усмирения мятежной губернии. Имеющиеся на тот момент авиационные силы Тамбовского района подверглись существенным структурным изменениям. В результате, на Боевую воздушную эскадрилью, объединявшую уже в своем составе 6. 20. 39-й авиационные и 8-й воздухоплавательный отряды, а также 11-й авиапоезд и авиационное звено особого назначения, были возложены основные задачи по вопросам авиационного обеспечения наземных действий привлекаемых к операциям войск Красной Армии. Кроме нее, в интересах войск Тамбовской губернии действовал ряд других авиационных частей, в том числе разведывательная эскадрилья Отдельной воздушной эскадры под командованием военного летчика Турчанского.[4*] Учитывая, что Инжавинский район является основной базой дислокации военных формирований повстанцев, возле станции Инжавнно был развернут 8-й воздухоплавательный отряд, имевший на вооружении 2 аэростата. В задачу военных воздухоплавателей входило ведение непрерывной воздушной разведки за близлежащими селами и своевременный доклад в Штаб войск Тамбовского района о каких-либо передвижениях вооруженных отрядов. Председатель полномочной комиссии ВЦИК по борьбе с бандитизмом в Тамбовской губернии И. А. Антонов- Овсеенко Командующий войсками Тамбовской губернии М.Н.Тухачевский 1921 год. Командир 9-й кавалерийской бригады комдив Т.Н. Котовский. "Ньюпор 17". 1919 г. "Ньюпор 23", 1919 г. Самолет "Ньюпор 24бис" из состава 39-го Железного разведывательного авиационного отряда.1919 год. В этот период создается одна из первых в истории отечественной авиации специальная инструкция, получившая наименование: 'Тезисы применения авиации но борьбе с бандитизмом". В ней раскрывались основные требования и условия работы советской авиации в ходе боевых действий с повстанческими отрядами в Тамбовской губернии (Приложение №1). Для взаимодействия с сухопутными подразделениями впервые разрабатывается также специальная система опознавательных знаков и паролей. Наиболее полно она была изложена в Инструкции по организации и службе авиационных сигнальных постов (Приложение N''2). изданной в качестве отдельного приложения к одному из приказов по войскам Тамбовского района с грифом "совершенно секретно".[5*] Летный состав, ранее участвовавший в кронштадских событиях, по прибытии) на новое место, сразу включился в боевую работу. В первую очередь, для уточнения и корректировки имеющихся карт местности ими было проведено воздушное фотографирование наиболее важных (имеющих военное значение) объектов губернии, в том числе и г. Тамбова. С этой целью от каждого авиационного отряда выделялось по одному экипажу. Одновременно шли тренировочные полеты вблизи аэродрома для проверки готовности техники к выполнению боевых задач. К июню 1921 года на вооружении Эскадрильи имелось 23 самолета-разведчика и 4 истребителя в виде различных типов летательных аппаратов: "D.H. -4.-9". "Ныогюр-17. -23. -24". "Сопвич", "Вуазен". "Фарман-30", "Фартри" ("Фарман" с мотором Сальмсон 160). из которых только 10 машин считались боеспособными (Приложение №4). Летный состав составлял в среднем 17-22 военных летчика и столько же летчиков-наблюдателей. Общее руководство Боевой воздушной эскадрильей осуществлял известный советский военачальник С.Я.Корф.[6*] Военным комиссаром Эскадрильи был назначен военный летчик Варфаламе- ев. приступивший к исполнению обязанностей 18 мая 1921 года.[7*] Состав авиационных частей Эскадрильи был укомплектован подготовленными летными экипажами, имевшими значительный боевой опыт на фронтах Гражданской войны (Приложение №5). Некоторые из них за предыдущие операции были высоко оценены командованием и руководством Красного Воздушного Флота. Среди них был военный летчик 20-го авиаотряда Б.Шмидт, отличившийся в марте 1921 года в ходе успешной бомбардировки восставшего линкора "Петропавловск" в Кронштадте. С февраля того же года на Тамбовском фронте в составе I -го артиллерийского авиаотряда воевал военный летчик А.Т.Бербеко[8*], о котором еще в годы Гражданской воины ходили легенды. Он был чуть ли не единственным авиатором в составе 1-й Конной армии, кому удавалось успешно выполнять боевую работу на самолете типа "Ариэйт" (RE.8 английского производства), пользовавшегося дурной славой вследствие частых аварий по причине несовершенной конструкции. В дальнейшем он за личную отвагу был удостоен двух орденов Красного Знамени. Яркой фигурой среди авиаторов – тамбовцев был красный военный летчик Я.И.Южак[9*], проходивший службу в составе 39-го Железного разведывательного авиационного отряда. Известный своими подвигами на Восточном и Западном фронтах в годы Гражданской войны, он особо отличился в ходе операции в районе озера Лебяжье. За личное мужество и героизм отважный летчик позднее был удостоен ордена Красного Знамени. Техническую часть Эскадрильи возглавил красный военный летчик Ф.А. Арманд[10*] (старшин сын одного из ближайших соратников В.И.Леннна по революционной работе – Инессы Арманд). Именно ему принадлежала идея, неоспоримая ценность которой стала очевидной сразу же после первых полетов, – изготовить авиационную смесь для замены остродефицитного в те годы бензина. За это он получил личную благодарность от командующего войсками М.Н.Тухачевского, с которым ему приходилось совместно работать еще в годы Гражданской войны. Ранее Ф.Арманд проходил службу в составе авиационного звена особого назначения (АЗОН) при Штабе Красного Воздушного Флота Республики на должности начальника технической части звена. В апреле 1021 года АЗОН было включено в состав Боевой воздушной эскадрильи на правах отдельного авиаотряда. Самолет "Ариэйт" ( RE.S). 1920 год. Самолет "Румплер C-1V" Красный военный летчик Я.И.Южак Состав авиационных частей армий Тамбовского района по классовому принципу был неоднороден. Так. большинство летчиков и летчиков-наблюдателей авиаотрядов имели богатый боевой опыт, полученный еще в годы Первой мировой воины. Многие из них являлись младшими офицерами и унтер-офицерами Русской Армии, в разное время оказавшиеся в составе Красного Воздушного Флота. В ходе эсеро- болыпсвистского восстания в начале 1020 года в Иркутске часть летного состава бывшей Сибирской армии добровольно перешла на службу в Красную Армию. В дальнейшем некоторые из них успешно воевали на Западном и Южном фронтах, а затем были переброшены в Тамбовскую губернию. В их числе значились военные летчики В.Л.Галышев[11*], И.И.Дудко, Васильев, Болягин[12*], моторист Табаровский и другие. Благонадежность "бывших" очень тревожила представителей новой власти. 'Jro обстоятельство требовало от военного руководства срочного принятия мер по увеличению партийной прослойки среди личного состава авиационных н воздухоплавательных отрядов, а также технического персонала. Так. по словам комиссара Варфаламеева. в связи с недостаточной организацией политической работы в отрядах (исключение составлял лишь 11-й авиапоезд), ему пришлось в спешном порядке формировать в каждой авиачасти коммунистические ячейки.[13*] Как часто бывало в тот период, большинство их членов оказались нижними чинами отрядов и мастерских. Несмотря на свое пролетарское происхождение, они не могли оказать существенного влияния на общий накал боевой деятельности Эскадрильи. В результате, к лету 1021 года из 74 коммунистов Воздушной эскадрильи Тамбовской губернии авиаторы и воздухоплаватели составляли лишь 10%.[14*] Таким образом, основные трудности боевой работы легли на плечи беспартийных и сочувствовавших. Но, несмотря на все тревоги и опасения военных комиссаров, ни один летчик за все время операции добровольно ие перешел на сторону восставших. Это можно объяснить еще и тем обстоятельством, что в составе армий Антонова отсутствовали какие-либо возможности для создания собственной авиации, не говоря уже о технической стороне ее содержания и обеспечения. С другой стороны – идеи Союза трудового крестьянства мало прельщали советских летчиков. В ходе активной фазы боевых действий частей Красной Армии с отрядами повстанцев (лето 1021 года) особое место продолжало отводиться воздушной разведке. На основании ее данных составлялись четкие схемы передвижения восставших, ставились боевые задачи стрелковым и кавалерийским частям но их уничтожению. Используя развернутую сеть авиационных сигнальных постов, а также систему паролей и опознавательных знаков, летчики своевременно доводили до назем- пых частей оперативные сведения о противнике. Наиболее активно информацией воздушной разведки пользовались мобильные подразделения (авто- бронеотряды). Имея преимущество в скорости, они лишали восставших свободы маневра, отрезали им пути отхода. наносили удары с флангов и тыла. Так. на рассвете 17 июня личный состав автобронсвого отряда имени Я.М. Свердлова в районе села Колмыш вступил в бой с большим конным отрядом повстанцев, численностью до 1300 сабель. После 5-часового усиленного боя противник обратился в бегство, оставив на ноле боя до 100 человек убитыми и около 250 человек ранеными. На следующий день возле станицы Каро- гочины отряд атаковал так называемую "1-ю армию" повстанцев под командованием атамана А.Богуславского. В результате, оттесненные к реке Хопер бандиты частьк> были уничтожены, остальных потопили в реке, пулеметным огнем отсекая их от противоположного берега. В этом бою нашел свой бесславный конец и сам Богуславский.[15*] Иногда в составе бронеотрядов и летучих отрядов в боевых действиях непосредственное участие принимал и летный состав, который для этой цели использовал автомобили авиационных отрядов с установленными на них пулеметами. Так. обнаружив в ходе очередного разведывательного полета крупную группу повстанцев, военный летчик Т.Суонио[16*] и летчик-наблюдатель Ф.Арманд сумели быстро проинформировать об этом ближайшую сводную группу войск. Через полчаса, приземлившись на аэродроме. Арманд по личной инициативе установил авиационный пулемет на грузовик и с тремя красноармейцами аэродромной команды присоединился к автобронеотряду, преследовавшему обнаруженного противника. В ходе боя "…грузовик Арманда с ходу врезался в самую гущу ан- тоновцев. Кинжальный огонь его пулемета нанес бандитам ощутимые потери и способствовал ликвидации банды".[17*] В конце мая 1921 года для разгрома крупных повстанческих сил ("2-й армии" Антонова) в районе озера Лебяжье была образована сводная кавалерийская группа из двух кавбригад под общим руководством И. П. Уборевича[18*] и его заместителя комлива Г.И.Котовского . Один из летчиков 20-го разведывательного авиационного отряда возле самолета СПАД. Тамбовский фронт. 1921 год Грозное оружие военных летчиков – авиационный пулемет Кольт. Летчик Авиациониого звена особого назначения Я.П. Щукин на Тамбовском фронте Для участия н операции из состава авиационных отрядов, находившихся в распоряжении штаба войск Тамбовской района, создали специальное авиазвено в составе четырех самолетов. В результате этой операции противник потерял убитыми и ранеными около 800 человек. Красноармейцам в качестве трофея досталось 9 пулеметов, 100 лошадей и почти весь обоз повстанцев.[19*] Комиссия ВЦИК по борьбе с бандитизмом, сообщая о разгроме 2-й "армии" Антонова. отмечала, что "еще ни разу бандиты не терпели такого поражения…".[20*] Несмотря на значительные успехи, авиационным частям часто приходилось сталкиваться с большими трудностями в организации боевой работы, а также с проблемами в вопросах материально- технического обеспечения. Из-за отсутствия развернутой сети аэродромов на территории губернии, самолеты были вынуждены в основном летать с г. Тамбова, иногда с г. Борисоглебска, где дислоцировались 39-й авиаотряд и авиационное звено особого назначения.[21*] Поэтому осуществление разведывательных полетов на дальность свыше 200 километров заметно утомляло летный состав и приводило к частым поломкам боевых машин. Основным бичом Эскадрильи, как и остальных авиаотрядов Тамбовского района, являлись постоянные аварии самолетов. Не успела Воздушная эскадрилья приступить к боевой работе, как стали возникать технические неполадки с аппаратами, грозящие катастрофами и гибелью летного экипажа. Наиболее "результативным" выдалось 21 мая. когда в течение дня три самолета получили серьезные повреждения. В результате один из них, пилотируемый военным летчиком Б.Шмидтом, из-за разрыва несущего тросса крыла под большим углом носовой частью ударился о поверхность земли и перевернулся, другая машина при посадке врезалась в телеграфный столб. Следующий день стал неудачным для экипажа самолета 1-гоартиллерийского авиаотряда. Вследствие неточности управления и последующей за ним перегрузки аппарат на высоте 150 метров соскользнул на левое крыло и, перейдя в штопор, врезался в землю. В результате самолет был приведен в негодное состояние, а летчики (Смирнов и Ерохин) госпитализированы. 10 июня из-за сильного встречного ветра потерпел аварию самолет "Фар- ман"-30 (№359). пилотируемый военным летчиком Я.П.Щукиным и летчиком-наблюдателем Лукиным. Несмотря на серьезные повреждения аппарата. экипаж отделался легкими ушибами. В начале июля в ходе перегона самолета "Ньюпор-23" (№>4142) для проведения ремонта на базе 11-го авиапоезда. последний при посадке скапотировал и был выведен из строя. В этом же месяце после совершения тренировочного полета самолет "Вуазен", управляемый летчиком Лапшиным. при посадке зацепил проволочное заграждение, скапотировал и сгорел. Летчик отделался ожогами. 22 июля во время пробы самолета "Сопвич" (№8155) на высоте 1000 метров машина сорвалась в штопор и. падая. ударилась о дерево. При падении аппарат был разбит, летчик Болягин и моторист Табаровский получили тяжелые ушибы и сотрясение мозга.[22*] По общей оценке, за время Тамбовской операции только в составе Эскадрильи от 50 до 57% боевых машин были неисправны или требовали незначительного ремонта (Приложение №3). С этой целью в ее состав дополнительно был включен 2-й авиационный парк, где в полевых условиях можно было устранить обнаруженные неполадки и восстановить технику. Более серьезные неисправности уже требовали отправки аппаратов на авиазаводы для проведения там капитального ремонта. Лв>бая посадка самолета ва территории восставшего района могла привести к гибели летчиков и уничтожению самолета, причем даже не от рук повстанцев, a oi самосуда местного населения. К сожалению, с началом лета среди летчиков появились первые боевые потери. Так, 1 июня 1921 года при совершении вынужденной посадки на территории восставших анто- новцами были захвачены в плен и зарублены военный летчик 20-го авиаотряда Сомме и начальник оперативного управления Штаба войск Тамбовской губернии Тищенко. Самолет повстанцы сожгли. 17 июня не вернулся с воздушной разведки "Фарман" (№8504) (но некоторым сведениям – "Румплер"). пилотируемый военным летчиком Г.Бель- маном[23*] и сопровождавшим его комиссаром Родионовым.[24*] По имеющимся данным, в ходе вынужденной посадки в районе деревни Воронцовки летчикам пришлось вступить в неравный бой с отрядом повстанцев. Расстреляв все патроны, отважные авиаторы последними пулями из наганов застрелили себя.[25*] Летчики Воздушной эскадры Западного фронта. 1920 год. Вскоре им придется участвовать в подавлении антисоветского восстания в Тамбовской губернии. Начальник штаба войск Тамбовской губернии Е.Н.Какурин (1921 год). Встреча самолетов с отрядами повстанцев всегда несла в себе опасность быть сбитым ружейным и пулеметным огнем с земли. Так. чудом избежал гибели экипаж "Сопвича" (№339). пилотируемый летчиком Я.Южаком и летчиком-наблюдателем Лукиным, когда вражеская пуля перебила нижний трос стабилизатора машины. Для ужесточения мер в отношении сопротивляющихся комиссией ВНИК был издан приказ от I 1 июня 1921 года № 171. который, по существу, ввел на территории военных действий настоящий оккупационный режим. В соответствии с этим документом, вводился институт заложничества по отношению к местному населению, дававшему приют повстанцам. В случае добровольной не выдачи имевшегося оружия применялся расстрел без суда и следствия. 12 июня командующим войсками М.Н.Тухачевским и начальником штаба Н.Е. Какуринымх26*ъ был подписан один из самых зловещих в советской истории приказов о применении на территории Тамбовской губернии химического оружия. Из-за отсутствия в тот период специальных химических авиационных бомб (ХАБ), авиация, в отличие от артиллерии, эту задачу не решала. Хотя руководящим составом Военно-воздушных сил РККА высказывалась мысль о необходимости применять против восставших зажигательное и ядовитое вооружение. Российские чиновники от авиации знали, что говорили. Еще в годы Первой мировой войны, несмотря на решение международной Гаагской конференции 1899 года и подписание ведущими мировыми державами (включая Россию) декларации "О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы", химический джин был выпущен из бутылки. Появление на полях сражений отравляющего вещества <ОВ>, в виде химических артиллерийских снарядов, принесло поистине ошеломляющий результат. Учитывая неоднократные просьбы со стороны командования авиационных отрядов, "шеф русской авиации" великий князь Александр Михайлович[27*] принял решение о разработке и использовании специальных химических авиабомб в интересах Западного фронта.[28*] В конце декабря 1916 года в состав действующей армии поступила первая партия ХАБ в количестве 483 единицы, которые были распределены между авиационными ротами.[29*] К счастью, по ряду объективных и субъективных причин, российским авиаторам все же не представилось случая применить отравляющие вещества в боевых действиях. С началом демобилизации армии в конце 1917 года практически весь запас химических авиационных бомб был уничтожен на месте ввиду их крайней опасности, а также невозможности транспортировки в глубь страны. В годы Гражданской войны английские летчики, действовавшие на Севере России, неоднократно использовали химические (ипритные) авиабомбы против частей Красной Армии. Большой запас таких бомб, поступивших в Россию из Англии накануне революции, англичане обнаружили при захвате г. Архангельска. Осенью 1919 года английские летчики использовали химические бомбы в качестве поддержки наступления частей белой армии на железнодорожном Онежском участке Северного фронта. Несколько десятков красноармейцев в ходе бомбардировок было отравлено, но, в целом, применение химического оружия не принесло интервентам ожидаемого результата.[30*] В Советской России в начале 20-х годов производство химических авиационных бомб не было налажено, и на вооружение Красного Воздушного Флота они не поступали. На заключительном этапе войсковых операций наиболее крупным успехом авиации Тамбовского района стало ее применение по уничтожению довольно большого бандитского отряда при форсировании им озера Змеиного. В результате 4 августа согласованными действиями 4-х самолетов из состава Боевой воздушной эскадрильи были атакованы 8 лодок с бандитами. В итоге на головы противника было сброшено более 150 килограммов бомб, что привело к значительным потерям с его стороны.[31*] К осени 1921 года восстание н Тамбовской губернии было практически подавлено. С ликвидацией основных сил Антонова и его подручных Богуславского (погиб при формировании р. Хопер). Карася (разбит возле г. Козлова) и Селянского (убит в ходе разгрома его банды в Моршанском уезде) повстанческое движение пошло на убыль. Одновременно применяемый в отношении местного населения губернии массовый террор буквально лишил базовой поддержки повстанцев. Также в конце июня на территории губернии были окончательно ликвидированы центральный комитет Союза трудового крестьянства и все его филиалы. Это, в свои) очередь, привело к полной потере политического влияния антисоветских сил в данном регионе. В конечном счете, повстанческое движение стало затухать. Отдельные очаги сопротивления правительственным войскам продолжались вплоть до начала 1922 года. В период сентября 1920 года по декабрь 1921 года частями Красной Армии на территории Орловского военного округа было уничтожено свыше 10 тысяч человек, взято в плен – около 6 тысяч человек. 6000 повстанцев и 1500 дезертиров добровольно сдалось в плен.[32*] Многие авиаторы за проведение операций были награждены и поощрены командованием войск Тамбовской губернии. Орденов Красного Знамени были удостоены летчики В.Денисов, А.Муратов. В.Ф.Савин и многие другие. Летчику-наблюдателю Ф.Арманду "за производство боевых полетов на изношенных самолетах с опасностью для жизни и доставку ценных сведений о противнике" от имени командования войск Тамбовского района был вручен почетный революционный подарок – именные серебряные часы. Только за май – август 1921 года авиаторами Воздушной эскадрильи было осуществлено 140 боевых вылетов, из них около 50 было на счету ее командира. В дальнейшем за умелое руководство подчиненным летным составом и личный героизм в ходе операций приказом Реввоенсовета Республики от 6 сентября 1921 года С.Я.Корф был удостоен второго ордена Красного Знамени. Общий налет авиаотрядов за весь период военных операций в Тамбовской губернии составил 4385 часов, в результате на противника было сброшено 4158 килограммов бомб и доставлено 432 килограмма агитационной литературы. По итогам Тамбовской операции Штабом Красного Воздушного Флота впервые в отечественной истории было сделано заключение, которое и в настоящее время не потеряло своей ак- туальности: "Авиация Оля подавления бандитизма незаменима, при достаточной численности она способна подавить большое бандитское движение при незначительном сравнительно придании пехоты с поддержкой, главным образом, конницы и броневиков.[33*] Приложение №1 ТЕЗИСЫ применения авиации по борьбе с бандитизмом (документ приводится полностью по подлиннику)
1. Операцию банды надо рассматривать как кавалерийский рейд, ввиду крайней подвижности банды. 2. Авиация может: а) разведкой открывать силы банд. б) бомбометанием и пулеметным огнем атаковать их. в) разбрасыванием литературы агитировать в затронутом бандитом районе. Результат действии авиации 1. Обнаружение банд разведкой, бомбардирование их и пулеметный обстрел, заставляющий банды разбегаться, приводит банду к необходимости сокращать свои дневные переходы и двигаться по ночам, что уменьшает ее подвижность. 2. Сжигание селений, дающих приют бандам, несмотря на разбрасываемые с самолета приказания, заставляют население бояться поддерживать бандита. 3. Значительный урон банде может быть причинен ядовитыми бомбами, выводящими из строя людей и лошадей. Условия работы I. Необходимо иметь базы, расположенные так, чтобы радиус полета охватывал весь нужный район без насилия над летчиками и машинами. Задаваемые ныне в Тамбове раз ведки с радиусом в 200 верст крайне утомительные. 2. Необходимо иметь падежные самолеты, так как каждая вынужденная посадка в зараженном районе ведет к гибели летчика и самолета даже не от рук бандитов, а от самосуда населения, сочувствующего бандиту. Полеты на имеющихся у нас на вооружении самолетах скоро изматывают летчиков. 3. Необходима особенно строгая охрана баз из надежных коммунистов, так как зарегистрированы случаи порчи самолетов при охране от гарнизона, в которые проникают агенты бандита. 4. Необходимо иметь зажигательные и ядовитые бомбы, которых у нас нет. 5. При большом рейле, совершаемом бандитом, когда требуется переброска авиационных сил, необходимо иметь достаточно подвижной автомобильный транспорт, в котором у нас ощущается большой недостаток. 6. Базы должны быть в пунктах безопасными от внезапных налетов бандитов. 7. Главное затруднение состоит в недостатке авиационных средств… Приложение №2 Приложение к приказу №109/опс Сов.секретно ИНСТРУКЦИЯ но организации и службе авиационных сигнальных постов [2*] (документ приводится полностью по подлиннику) 1-я часть Сигнализация опознавательными знаками с земли 1. Сигнальный пост имеет своей целью установление с земли связи с летящим самолетом. 2. Каждый полк и отдельная часть должны иметь не менее двух сигнальных постов, кои, как и норма, должны быть доведены по одному на каждый батальон (эскадрон). 3. На каждый сигнальный пост выбрасываются летом белые и зимой красные опознавательные знаки и парольные полотнища. 4. Каждый сигнальный пост состоит из не менее трех человек, в это число входит начальник поста, являющейся ответственным лицом, и два сигнальщика. 5. Начальник поста путем тренировок должен выработать технику работы с полотнищами и быстрое их раскладыва- ни ю. 6. Опознавательные знаки назначаются по одному на каждую дивизию, отдельную бригаду, отдельный отряд и являются постоянным и для данной части. Расписание по частям знаков и их размеры (Приложение №0. 7. Парольные полотнища состоят из двух размеров 2 и 6 аршин, которым по расписанию на несколько дней вперед даются разные конструкции (Приложение №2). 8. Парольные полотнища от опознавательных знаков раскладываются в сторону противника на расстоянии 6-9 аршин. 9. Сигнальный пост, как правило, должен выбираться на темном фоне, открытом, прочном месте, с восточной сторо ны от элементов местности: деревни и т.п. К). Для привлечения внимания летчиков части должны по возможности раскладывать вокруг сигнальных постов палатки, полотнища и т.п. подручные материалы, а также разводить костры, имея в виду парольные полотнища. 11. Посторонние лица более чем на 2 версты к сигнальному посту допускаться не должны. II-я часть Сигнализация полотнищами знаков при совместных действий с авиацией 1. Для передачи на самолет сведений и требований войсковых частей, также при помощи особых полотнищ для знаков раскладывают ряд простейших сигнализационных знаков (Приложение №3). 2. Летящий самолет передает сведения часто путем сбрасывания на сигнальный пост вымпела с картой местности и донесением. 3. Полотнища для знаков размером 4 и 2 арш. – 3 шт. раскладываются с правой стороны фронтом к противнику от опознавательного знака на расстоянии 4-6 аршин. 4. При сбрасывании вымпела с донесением летчики снижаются до 200 метров над сигнальном постом. Для привлечения внимания перед сбрасыванием дают короткую пулеметную очередь. 5. При сигнализации знаками часть первая настоящей инструкции остается в силе. Командующий войсками Тамбовской губернии Тухачевский Начальник Генерального штаба Какурин Начальник Административного управления Шехаев Приложение №2 к Инструкции но организации и службе авиационных сигнальных постов КОНФИГУРАЦИЯ ПАРОЛЬНЫХ ПОЛОТНИЩ' Приложение №3 к Инструкции по организации и службе авиационных сигнальных постов СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ. ПОДАВАЕМЫЕ С ЗЕМЛИ ПОЛОТНИЩАМИ 1 Приложение №3 СВЕДЕНИЯ О ЛЕТНОМ СОСТАВЕ. САМОЛЕТАХ И АЭРОСТАТАХ БОЕВОЙ ВОЗДУШНОЙ ЭСКАДРИЛЬИ ВОЙСК ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ НА 26 ИЮНЯ 1921 ГОДА НА 16 ИЮЛЯ 1921 ГОДА НА 6 АВГУСТА 1921 ГОДА Приложение N94 ЛЕТНО ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕКОТОРЫХ САМОЛЕТОВ. УЧАСТВОВАВШИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ НА ТАМБОВСКОМ ФРОНТЕ (1920 1922 ГГ.) Приложение №95 ЛИЧНЫЙ СОСТАВ АВИАЦИОННЫХ ЧАСТЕЙ ТАМБОВСКОГО РАЙОНА, УЧАСТВОВАВШИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ССЫЛКИ И СНОСКИ: 1* Антонов-Овсеенко Владимир Александрович [9(21).3.1883 – 11.02.1939] – государственный и военный деятель. Окончил Владимирское юнкерское училище (1904). подпоручик. В октябре 1917 г. один из руководителей штурма Зимнего дворца и ареста буржуазного Временного правительства. Марком в первом составе Советского правительства. В ноябре – декабре 1917 г. командующий войсками Петроградского военного округа. В декабре 1917 – марте 1918 г.г. командующий советскими войсками против частей генерала Коледина и украинской Центральной Рады. С марта 1918 г. Верховный главнокомандующий советскими войсками Юга России, с мая 1918 г. член Высшего военного совета, в сентябре – октябре координировал действия 2А и ЗА Восточного фронта, с ноября командовал особой группой войск курского направления. одновременно командовал Советской Армией Украины. Член РВСР (1918 – 1919). Председатель Тамбовского губиспол- кома (1919 – 1920). В 1921 г. председатель полномочной комиссии ВЦП К по борьбе с противником Советской власти в Тамбовской губернии. Начальник Реввоенсовета Политуправления Советской России (с 1923 г. – РВС СССР) (1922 – 1924). С 1924 г. полпред в Чехословакии, Литве и Польше. С 1934 г. прокурор РСФСР. В 1936 – 1937 гг. генеральный консул СССР в Барселоне, затем нарком юстиции РСФСР. Необоснованно репрессирован в 1937 году. Реабилитирован (посмертно) в 1956 году. 2* Тухачевский Михаил Николаевич [4(16).2.1893 – 11.6.1937] – советский военачальник. Маршал Советского Союза (1935). Окончил Александровское военное училище (1914). принимал активное участие в 1-й мировой войне. В период 1915 – 1917 гг. находился в плену. В Красной Армии с 1918 года. В годы Гражданской войны: представитель Военного отдела ВЦИК, комиссар обороны Московского района. командующий 1-й армией Восточного фронта, помощник командующего Южным фронтом, командующий армией Южного фронта, командующий Кавказским, затем Западным фронтами. Руководил операцией по подавлению Кроншталского и Тамбовского восстаний в 1921 году. После окончания Гражданской войны возглавлял Военную академию РККА, с июля 1924 г. – заместитель начальника Штаба РККА, ноября 1925 г. по май 1928 г. – начальник Штаба РККА, принимал активное участие в проведении военной реформы 1924 – 1925 гг. С мая 1928 г. командовал войсками Ленинградского военного округа. С 1931 г. заместитель наркомвоенмора и председателя Реввоенсовета СССР, начальник вооружений РККА, с 1934 г. – заместитель наркома обороны, с 1936 г. заместитель наркома обороны и начальник управления боевой подготовки. В 1937 г. назначен командующим войсками Приволжского военного округа. В лтом же году по ложному обвинению был незаконно репрессирован. Реабилитирован (посмертно) в 1956 году. 3* Котовский Григорий Иванович [12(24).6.1881 – 6.8.1925] – видный советский военачальник. Герой Гражданской войны. Окончил Кокорозепское с.-х. училище (1900). В Красной Армии с 1918 года. В январе – марте 191X г. командир партизанского отряда в Бссарабнн, затем на юге Украины. С апреля 1918 по март 1919 г. один из активных членов одесского подполья. где возглавлял военно-диверсионную работу. С июля |9|9 г. командир бригады 45-й стрелковой дивизии. В марте 1920 г. командир отдельной кав. бригады, затем начальник 17-й кав. дивизии. Принимал активное участие по разгрому отрядов Махно. Петлюры и Антонова. С сентября 1921 г. начальник 9-й Крымской кав. дивизии им. СНК УССР, затем – 2-го кав. корпуса им. СНК УССР. 4* РГВА. ф.30. оп.3. д.371. л.54. 5* РГВА. ф.34228, оп. 1, д. 144. л.л.5-7. 6* Корф Семен Яковлевич [1891 – 1971] – советский военачальник. В русской армии с 1914 года. Окончил Севастопольскую школу летчиков (1916) и Киевскую школу летчиков-наблюдателей 11916). До апреля 1920 г. в составе авиации армии Колчака. Затем в распоряжении Штаба Красного ВФ,действующей армии. С августа 192(1 г. начальник авиаотряда, затем – начальник штаба ВФ Западного фронта. Принимал активное участие в боевых действиях против Польши (1920). В марте – сентябре 1921 г. возглавлял специально созданную боевую авиационную эскадрилью в ходе подавления антисоветских восстаний в Кронштадте и в Тамбовской губернии. С октября 1921 г. начальник ВВФ Московского ВО. затем Западного фронта. В ноябре 1923 г. главный инспектор строевой и технической инспекции РККВВФ. В конце 30-х годов необоснованно репрессирован. В дальнейшем освобожден из-под ареста. 7* РГВА. ф.30. оп.2. д. 123. .1.304. 8* Бербеко А.Т.[? – ?] – советский военный летчик. В годы Гражданской войны: командир Одесского Советского (затем – 50-го разведывательного авиационного) авиаотряда (1919). В дальнейшем проходил службу в составе авиачастей 1-й Копной Армии. Принимал активное участие в ликвидации повстанческого движения в Тамбовской губернии и бандформирований нл Украине в начале 20-х годов. Награжден двумя орденами Красного Знамени. 9* Южак Ян Иосифович [1883 – 1931] – советский военный летчик. В Воздушном Флоте с 1914 года. Окончил Гатчинскую военную школу летчиков (1416). Одесскую школу высшего пилотажа. В годы 1-й мировой войны – начальник гаража 7-го авиаотряда, старший унтер-офицер. В Красной Армии с 1918 года. В годы Гражданской войны: летчик 3-го истребительного авиаотряда (позднее – 39-го Железного разведывательного авиаотряда) на Восточном, затем – на Западном фронтах. По некоторым сведениям определенное время находился в составе авиации армии Колчака. В дальнейшем принимал активное участие в подавлении повстанческого и бандитского движений в Тамбовской губернии (1921). Награжден орденом Красного Знамени (1923). В 20-е годы начальник учебно-летной эскадрильи 3-й военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС РККА имени К.Е.Ворошилова. В 1929 г. зачислен в резерв РKKA. В дальнейшем активно работал в обществе "Добролет". Трагически погиб в авиакатастрофе при освоении воздушного маршрута Москва – Иркутск (1931).. 10* Арманд Федор Александрович [1896- 1936] – советский военный летчик. Сын видной революционерки, активной помощницы В.И.Ленина Инессы Федоровны Арманд. Участник 1-й Мировой и Гражданской войн. В Воздушном Флоте с 1914 г. Окончил Гатчинскую авиационную школу (1915). В дальнейшем летчик-наблюдатель авиаотряда на Западном фронте. Удостоен за храбрость нескольких орденов и георгиевского золотого оружия. Имел общий налет на фронте 130 часов. В начале 1917 г. отправлен для совершенствования боевого мастерства в школу авиации в Англию. В августе 1918 г. добровольно вступил в ряды Красной Армии. Службу проходил в 38-м разведывательном авиаотряде. Принимал непосредственное участие в боевых действиях на Западном фронте (1919 – 1920) и при подавлении антиправительственного восстания в Тамбовской губернии (1921). После Гражданской войны продолжал проходить службу в авиации. В 1927 г. по состоянию здоровья уволился из рядов Красной Армии. Скончался в 1936 году. 11* Галышев Виктор – советский военный летчик. Участник 1-й мировой войны, штабс-капитан (был разжалован уже в армии Колчака). Награжден георгиевским золотым оружием. В годы Гражданской войны: командир, 7-го Казанского, 4 и 33-го авиаотрядов ВВФ армии Колчака (1918- 1920). инспектор авиации ВФ Советской Восточной армии. В 1920 г. отправлен на авиационные курсы командного состава РККА. Затем в составе ВВФ Западного фронта Красной Армии (1920-1421). Принимал активное участие в подавлении антиправительственного восстания в Тамбовской губернии (1921). 12* Вероятно, здесь речь ведется о военном летчике Болягине, в июле 1920 г. перелетевшего к красным от атамана Семенов. 13* РГВА, ф.30. оп.2. д. 123. л. 304. 14* РГВА. ф.30, оп.2, д. 123. л.л. 305- 306. 15* Военно-исторический журнал. №9, 1971. С.76. 16* Суонио Теодор Вильгсльмоянч – советский летчик. Окончил Егорьевскую военную авиационную школу (1920). Высшую военную школу воздушной стрельбы и бомбометания (1923). В 1918 г. добровольно вступил в ряды Красной Армии. Прошел путь от авиамеханика до военного летчика. В годы Гражданской войны воевал в составе 20-го и 6-го авиационных отрядов. Принимал активное участие в ходе подавления антиправительственного восстания в Тамбовской губернии (1921). Награжден орденом Красного Знамени. В дальнейшем командир звена 6-го разведывательного авиаотряда (с 1924 г. отряд удостоен почетного наименования "Красная Москва"). С 1927 г. в резерве РККА. Принимал активное участие в прокладывании новых воздушных трасс на территории СССР. Трагически погиб в авиакатастрофе (1931). 17* Авиация и космонавтика. N99, 1986, С.20-21. 18* Уборевнч Исроним Петрович [2(14).01.1896 – 11.06.1937] – советский военачальник, командарм I ранга (1935). Н Красной Армии с 1918 гола. Окончил Конетантиновское артиллерийское училище (1916). Участник 1-й мировой войны, подпоручик. После Октябрьской революции 1917 г. один из организаторов Красной Гвардии в Бссарабни. В январе-феврале 1918 г. командир революционного полка и боях против румынских и австро-германских интервентов, затем Котласской тяжелой гаубичной батареи, далее – Двинской бригады. Командир стрелковой дивизии (1918-1919). командующий 14-Й (1919- 1920) и 9-й. 13-й армиями (1020). В 1921 г. помощник командующего вооруженными силами Украины и Крыма, участвовал в ликвидации банд Махно, руководил боевыми операциями при разгроме антоновщины и контрреволюционных банд в Белоруссии. С августа 1921 г. командующий 5-й армией и войсками Восточно-Сибирского военного округа. С августа 1922 г. военный министр Дальневосточной республики и главнокомандующий Народно-революционной армией при освобождении Дальнего Востока. С ноября 1924 г. зам. командующего и начальник штаба Украинского военного округа. С 1925 года командующий войсками Северо-Кавказского, с 1928 г. – Московского военных округов. С 1926 г. член РВС СССР, в 1930 – 31 гг. – заместитель председателя РВС СССР и начальник вооружений РККА. В 1931 – 37 гг. командовал войсками Белорусского военного округа. С 1934 г. член Военного совета НКО СССР. Награжден 3 орденами Красного Знамени и Почетным революционным оружием. Репрессирован н 1937 году. Реабилитирован (посмертно) в 1956 году. 19* РГВА, ф.235. оп.2. д.101. л.204. 20* РГВА, ф.235. оп.2. д.362. л.44 и об. 21* РГВА. ф.30. п.3;д.371. л.48. 22* РГВА. ф.30. п.З. д.371. л.л.18. 37. 23* Бельмах Ганс [1892 – 1921] – советский военный летчик. Принимал активное участие в подавлении антиправительственного восстания в Тамбовской губернии (1921). Погиб в бою (1921). 24* Радионов Василий 11894 – |921| – советский военный летчик, комиссар 20-го авиационного отряда. Принимал активное участие в подавлении антиправительственного восстания в Тамбовской губернии (1921). Погиб в бою (1921). 25* Вестник Воздушного Флота. 1921, №5. 26* Какурин Николай Евгеньевич [4(16).9.1883 – 29.07.1936] – советский военачальник, историк. Окончил Михайловские артиллерийское училище (1904) и Академию Генерального штаба (1910). Служил в пехотных и кавалерийских частях. в 191(1-12 гг. командовал ротой. В 1-й мировой войне: офицер для поручений при штабе 10-го арм. корпуса, затем начальник штаба 71-й пехотной дивизии и 3-й Забайкальской казачьей бригады, командир 7-го Кавказского пехотного полка, полковник. В Красной Армии с 1920 года. Начальник штаба 8-й стрелковой дивизии, начальник Тамбовской стрелковой дивизии (авг. – окт. 1920). и.о. командующего 4 А. затем командующий 3 А и помощник командующего Западным фронтом. В мае – августе 1921 г. начальник штаба Тамбовской группы войск, одновременно командовал сводной кавалерийской группой. В дальнейшем командующий войсками Витебского района. В марте – сентябре 1922 г. командующий войсками Бухарско-Ферган- ского района. С октября 1922 г. на преподавательской работе. С 1930 г. в отставке. 27* Романов Александр Михайлович [1 (13).04.1866 – 26.02.1933] великий князь, адмирал (1916). На военной службе с момента рождения. По ходу службы принимал участие в заграничных военных плаваниях. В 1X92 г. принял командование миноносцем "Ревель". В период с 1X95 по 1900 гг. проходил службу в качестве старшего офицера на эскадренном броненосце "Сисой Великий" и броненосце береговой охраны "Генерал-Ад ми рал Апраксин". В мае 19(H) г. назначен командиром броненосца "Ростислав". В период с 1902 г. по 1905 г. руководил Главным управлением мореплавания и портов России, одновременно являлся младшим флагманом Черноморского флота. С 1905 по 1909 гг. проходил службу младшим флагманом Балтийского флота. С 1910 г. принял активное участие в создании и развитии отечественной авиации и воздухоплавания. В феврале 1910 г. по его инициативе при "Особом комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования" организован Отдел иоздушного флота, давший начало формированию. в дальнейшем. Качинской военной школы летчиков. В октябре 1914 г. назначен заведующим авиационным делом в армиях Юго-Западного фронта. С 23 января 1915 г. по 21 марта 1917 г. являлся руководителем авиации и военного воздухоплавания в действующей армии. В связи с отречением Государя Императора Николая II от престола добровольно подал в отставку. С 1918 г. уехал в эмиграцию. 28* 17 августа 1915 г. был сформирован Западный фронт с выделением в его состав из структуры существовавшего Ссверо-Западного фронта 1-й, 2-й, 4-й и 3-й армий под общим начальством генерала М.В.Алексеева. 29* Е.Пырьев, "Дыхание Люцифера про запас". Армейский сборник. №6, 1997, С. 83 – 84. 30* В.Кондратьев. М.Хайрулнн. Авиация Гражданской войны. М., Техника молодежи. 2000, С.33. 31 * РГВА. ф.30. оп.З. д.369. д.177. 32* РГВА, ф.30. оп.З. д.369. .1.139. 33* РГВА. ф.29. оп.75, д.21. д.16. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|