|
||||
|
НОВОСТИ МИРОВОЙ АВИАЦИИ РОССИЯ ПРАЗДНИК В КУБИНКЕ22 марта 2003 г. в подмосковном авиагарнизоне Кубинка состоялись торжества. посвященные 65-летию 237-го гвардейского Краснознаменного орденов Александра Невского и Кутузова Центра показа авиационной техники им. маршала авиации И.Н.Кожедуба. В показательных полетах приняли участие летчики авиационных групп высшего пилотажа "Русские Витязи" и "Стрижи". Впервые публично были продемонстрированы самолеты МиГ-29 АГВП "Стрижи" в новой окраске. Фоторепортаж о показательных полетах см. на 1-й и 4-й страницах цветной вкладки. ПОЛЬША ИСТРЕБИТЕЛИ ЛОКХИД- МАРТИН F-16 ДЛЯ ВВС ПОЛЬШИ F-16 "блок .40" Правительство Польши в декабре 2002 г. приняло решение о принятии на вооружение ВВС истребителей Лок- хид-Мартин F-16. Ожидалось, что окончательные детали контракта на поставку 48 самолетов F-16C/D блок 50/52+ должны были быть подписаны в конце марта 2003 г. Сумма контракта оценивается в 3.5 млрд. дол. В то же время польская сторона пе исключает в случае осложнения переговоров с представителями США в очередной раз вернуться к рассмотрению вопроса о закупке истребителей JAS-39 "Гриппен". Отмечается, что согласно критериям оценки ВВС Польши самолет F-16 набрал 96 пунктов из 100 возможных, а истребитель JAS-39 – 93. В случае заключения контракта с США в 2005-2006 г.г. Польша получит 48 вновь построенных истребителей F- 16C/D блок 50/52+ . Состояния первоначальной боеготовности первая польская эскадрилья, вооруженная истребителями F-16. должна достигнуть в 2008 г. Уже на 2004 г. запланирована подготовка в США 12 летчиков-инструкторов ВВС Польши и 10 человек инженерно-технического состава. ПЛАНЫ МОДЕРНИЗАЦИИ БОЕВЫХ ВЕРТОЛЕТОВ МИ-24 В начале февраля 2003 г. представители министерств обороны Чехии. Венгрии. Польши и Словакии подписали соглашение о совместных работах по модернизации находящихся у них на вооружении примерно 100 советских боевых вертолетов Ми-24Д и В с целью доведения их до стандартов НАТО. Предварительный меморандум о взаимопонимании эти страны подписали в мае 2002 г. В этом меморандуме руководство программой модернизации возложено на Польшу. Модернизированные вертолеты Ми24 будут оснащены современной авионикой, которая позволит осуществлять их эксплуатацию в неблагоприятных погодных условиях и ночью. Доработка конструкции даст возможность сохранить вертолеты на вооружении до 2015-2020 гг. Страны-участники также договорились об унификации материально-технического обеспечения и процесса подготовки экипажей. В модернизации вертолетов предполагается участие фирм "ВАЕ Системз" (Великобритания), "Элбит" и IAI (Израиль). ATE (ЮАР) и "Сажем" (Франция). а также фирмы "Еврокоптер". К сентябрю 2003 г. эти фирмы должны представить министерству обороны Польши свои предложения. До декабря 2003 г. планируется выбрать зарубежной) партнера, чтобы он смог участвовать в постройке опытного вертолета. летные испытания которого намечено начать до конца 2004 г. Всю программу модернизации предполагается завершить в 2008 г. Представители Польши также заявили. что в мае 2003 г. ожидается подписание соглашения с российской государственной компанией "Рособоронэкспорт" об оказании технической поддержки программе модернизации вертолетов. ИНДИЯ ОБНОВЛЕНИЕ ПАРКА ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ ВВС Министр обороны Индии Джордж Фернандес подтвердил информацию о начале переговоров с фирмой Дассо по вопросу приобретения лицензии на производство 145 истребителей "Мираж-2000-5". ВВС Индии также проявляют интерес к закупкам истребителей ДаССО "Рафаль". Планируется ускорить темпы лицензионного производства истребителей Су-30МКИ, фирма HAL рассчитывает построить 100 самолетов не за 14, а за десять лет. Согласно текущей программе развития ВВС страны истребители Су-30МКИ будут составлять основу боевой мощи, являясь самыми совершенными самолетами в своем классе в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Индийском субконтиненте. БРАЗИЛИЯ ДЕЙСТВИЯ САМОЛЕТОВ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА МЕСТНОСТИ EMBRAER EMB-145RS. САМОЛЕТОВ ДРЛОиУ EMBRAER EMB-145SA ВВС Бразилии получили три из восьми заказанных самолетов дистанционного мониторинга местности EMBRAER EMB-145RS. Действия самолетов ЕМВ- 145RS и двух самолетов ДРЛОиУ EMBRAER EMB-I45SA в рамках программы патрулирования Амазонии SIVAM (Sistema de Vigilancia da Amazonia) по сообщению представите лей фирмы EMBRAER были очень позитивными. В течение одного месяца два самолета EMB-145RS и один ЕМВ- I45SA обнаружили 84 самолета, нелегально находившихся в воздушном пространстве Бразилии, зафиксировали координаты 30 нелегальных взлетнопосадочных площадок. EMBRAER EMB-I45MP EMBRAER EMB-145RS Самолет ДРЛОиУ EMBRAER EM В I4SSA Поставка ВВС четвертого самолета EMB-145RS ожидается до конца 2003 г. Один такой самолет способен эффективно патрулировать район площадью 5,2 млн. км2 . Фирма EMBRAER активизировала свою экспортную активность. ВВС Греции разместили заказ на четыре самолета ДРЛОиУ EMB-145SA, ВВС Мексики – на один EMB-145SA и два ЕМВ- 145 MP. Известны три военных модификации, спроектированных на базе регионального пассажирского лайнера ЕМВ- 145: оснащенный РЛС Эрикссон "Эриай" самолет ДРЛОиУ EMB-I45SA, всепогодный самолет мониторинга местности EMB-145RS и морской патруль ный самолет EMB-I45MP. В состав бортового оборудования самолета ЕМВ- I45RS входит РЛС с синтезированной апертурой Кэнадиэн МакДоналд Дит- туилир IRIS телевизионная/ИК система обзора местности Вирсэтрон "Скайболл" и сканер, работающий в ультрафиолетовом, видимом и инфракрасном диапазонах. МЕКСИКА РОССИЙСКИЕ ВЕРТОЛЕТЫ ДЛЯ ВМС МЕКСИКИ Вертолеты Ми-2 и Ми-26 уже состоят на вооружении ВВС Мексики ВМС Мексики представило на рассмотрении Конгресса пятилетнюю программу развития флота с целью усиления его способности вести борьбу с наркотрафиком и проводить антитеррористические операции. Значительное место в программе отведено развитию морской авиации. В частности предлагается закупить ряд вертолетов российского производства. В том числе: – два вертолета Ми-17В-1 производства Казанского вертолетного завода, оснащенных ИК системами обзора передней полусферы и метеоРЛС. Вертолеты предназначены для действий над акваторией Карибского моря; – шесть боевых вертолетов Ми-24 для сил специальных операций ВМС. В настоящее время образованные в 2001 г. силы специальных операций ВМС Мексики имеют на вооружении один вертолет Ми-8МТВ-1. Помимо закупки новой техники намечается модернизировать 17 уже состоящих на вооружении морской авиации вертолетов Ми-8МТВ-1, установив на них новое бортовое оборудование. поисковые РЛС "Блю Кестлер" и полностью обновив состав приборного оборудования, которое будет выполнено по принципу "стеклянной кабины". США НОВАЯ ФУГАСНАЯ БОМБА ОСОБОЙ МОЩНОСТИ 11 марта 2003 г. ВВС США провели па полигоне Эглин (штат Флорида) испытания корректируемой фугасной бомбы сверхбольшой мощности (МОАВ) калибром 21500 фнт (9761 кг), получившей прозвище "Бомба – праматерь". Боеприпас спроектирован для подвески под малозаметный бомбардировщик Нортроп Грумман В-2А "Спирит". Бомба имеет крестообразное небольшое крыло в средней части корпуса и четыре выдвижных поворотом назад решетчатых управляемых хвостовых поверхности, сходных с аналогичными агрегатами российской ракеты РВВ-АЕ. Это придает бомбе неплохие планирующие качества и повышает управляемость на финальном участке траектории. Корпус бомбы спроектирован фирмой Боинг, а оперение – фирмой Дайнэтикс Инк. Самонаведение осуществляется с помощью приемника Глобальной системы позиционирования GPS. МОАВ является масштабно увеличенной копией КАБ малого диаметра SDB калибра 113,5 кг. Основным назначением МОАВ является повышение боевого потенциала малозаметных бомбардировщиков при действии по наземным войскам. МОАВ может быть использована также против подземных коммуникаций, для проделывания широких проходов в минных полях и проволочных заграждениях и т. п. Радиус применения МОАВ с большой высоты составляет около 65 км, что позволяет ее носителю не входить в зону действия средств войсковой ПВО противника. Боеприпас имеет длину 9,15 м и диаметр по корпусу 1,03 м. Около 9000 кг из массы бомбы составляет ВВ. Сто имость одного боеприпаса составляет 170000 долл. К настоящему времени на программу МОАВ истрачено 1,5 млн. долл. Программа была начата в 2002 г. Бомба МОАВ должна заменить КАБ BLU-82 калибра 6800 кг, применявшуюся во Вьетнаме и в ходе операции "Буря в пустыне", а также в Афганистане против подземных коммуникаций. Детали испытаний не разглашаются, сообщают лишь о том. что бомба была сброшена с хвостовой грузовой аппарели самолета МС-130 на высоте 1800…3000 м с помощью вытяжного парашутика, который сразу же был отброшен. Хвостовые решетчатые рули открылись штатно. Зона фугасного воздействия новой бомбы в диаметре составляет "сотни ярдов", а грибообразное облако от взрыва можно было наблюдать на расстоянии более 30 миль. Параллельно ведется разработка бетонобойной КЛБ "Big BLU", внешне сходной с МОАВ и также предназначенной для применения с В-2А. В настоящее время наиболее мощными бетонобойными боеприпасами являются GBU-28 и GBU-37 калибром 2270 кг. В настоящее время на вооружении в США имеется около дюжины бомб МОАВ, которые планируют применить против иракских наземных войск. ПРОТРАММА ИСТРЕБИТЕЛЯ F/Л-22 ПОД УГРОЗОЙ АННУЛИРОВАНИЯ Наиболее амбициозная и дорогостоящая программа боевого самолета r истории ВВС США – создание истребителя пятого поколения F/A-22A "Рэп- тор". на которую за десять лет. с 1991 по 2001 год. было истрачено более 23 млрд. долл. в очередной раз оказалась под угрозой аннулирования. Министр ВВС США Джеймс Роше заявил, что представители военных и руководство фирмы Локхид Мартин уделяют недостаточное внимание проблемам. возникшим с реализацией про граммы F/A-22A. В частности. ВВС оказались не подготовлены в финансовом отношении к трудностям, проявившимся при доводке планера и программного обеспечения БРЭО, а также в ходе интегрирования бортовых систем самолета н его летных испытаний. В настоящее время на средства, ассигнованные Конгрессом США, может быть закуплено всего лишь 276 самолетов F/A-22A вместо планировавшихся ранее 339. По заявлению Роше, данные трудности были "ожидаемы", но ни заказчик. ни изготовитель не предприняли адекватных и своевременных мер по их предупреждению и преодолению. Исходя из этого, министр заявил, что в случае, если проблемы с самолетом F/ А-22А не будут эффективно решены в самое ближайшее время, он аннулирует программу своей властью. "Мы с начальником Штаба ВВС генералом Джоном Джампером несем полную ответственность за принятие данного самолета на вооружение. Если мы не сможем осуществить это, я буду первым, кто порекомендует министру обороны Дональду Рамсфелду аннулировать программу," – сказал Роше. Для оснащения десяти экспедиционных корпусов ВВС. согласно военной доктрине США, действующей в настоящее время, требуется по меньшей мере 381 самолет F/A-22A. Представители фирмы Локхид Мартин заявляют, что по ходу развертывания серийного производства отпускная цена единичного самолета будет снижаться, что позволит поставить не 276, а 295 и даже более самолетов. Настораживает тот факт, что предпринятые ранее меры по экономии средств не принесли никакого практического результата. В проекте военного бюджета на 2004 ф. г. часть средств, предназначавшихся ранее для закупок серийных самолетов, переброшена на НИОКР и доводочные работы. В создавшейся ситуации нельзя винить одни только ВВС, сказал Роше. По его мнению, высокопоставленные лица фирмы Локхид Мартин уделяли непомерное внимание лоббированию программы вместо того, чтобы решать реальные проблемы, используя значительный накопленный опыт. Самой основной проблемой, поставившей под угрозу программу самолета F/A-22A. является перерасход средств в 876 млн. долл., выявленный недавно и проистекающий, по всей видимости, из-за расплывчато и несвоевременно сформулированных тактико- технических требований к самолету, что повлекло за собой недостаточную стандартизацию систем и оборудования, установленного на борту самолета, и значительные сложности с их интеграцией в единый комплекс. Лишь в первые месяцы 2003 г. был. наконец, достигнут приемлемый уровень сотрудничества между субподрядчиками, что позволяет надеяться на скорое разрешение проблемы. Было также принято решение о преобразовании архитектуры комплекса БРЭО F/A-22A из закрытой в открытую. Для упрощения процесса стандартизации систем ВВС США учредили Университет системного проектирования. основной задачей которого является работа по стандартизации и обеспечению совместимости как уже существующих, так и вновь создаваемых систем. По мнению директора исследовательского центра программ глобальной военной мощи, генерал-майора Джона Д. Корли, F/A-22A – самолет, основной задачей которого не является участие в каком-либо большом военном конфликте, а, в первую очередь, обеспечение ПВО США и поддержка экспедиционных сил в первые дни заморского локального конфликта на ротационной основе. Дальнейшее сокращение числа закупаемых самолетов не приведет к ощутимому сокращению стоимости программы, однако приведет к уменьшению эффективности истребительной авиации США в целом, которое не сможет быть преодолено путем дополнительных закупок и модернизации самолетов F-I5 и. в дальнейшем. – F-35. Кроме того, сокращение закупок F/A-22A приведет к тому, что средства, перерасходованные в рамках этой программы, будут "размазаны" по другим статьям расходов, что увеличит стоимость прочих оборонных программ. Ситуация в ВВС США усугубляется еще и тем, что российские истребители Су-27М. на которых довелось полетать американским летчикам, обладают решающим превосходством в воздушном бою над любыми существующими американскими машинами, в то время как весь парк истребителей F-I5C в настоящее время летает с существенными ограничениями по режимам, вызванными появлением усталостных изменений в силовых элементах вертикального оперения. Парк малозаметных бомбардировщиков F- 117А имеет средний возраст 20 лет, а к 2015 г. средний возраст самолетов ВВС США составит 29 лет. ВВС вынуждены были в связи с этим учредить Комитет по летной годности, задачей которого будет принимать решения об оставлении или снятии с вооружения того или иного типа боевого ЛА. Несмотря на свою угрозу аннулировать зашедшую в тупик программу F/ А-22А, Дж. Роше высказался и в том смысле, что "конечной целью является постановка на вооружение сотен "Рэпторов" – самолетов, обладающих уникальной возможностью уничтожать мобильные точечные цели в глубине обороны противника, а также бороться с КР. в том числе и с малозаметными. Данная возможность обеспечивается малой заметностью самого самолета, мощной РЛС с фазированной антенной решеткой, а также способностью получать извне и обрабатывать тактическую боевую информацию. Самолет может засечь малозаметную КР даже по слабому сигналу ее радиовысотомера". В связи с угрозой аннулирования программы самолета F/A-22A представители ВВС США задумываются о продлении ресурса имеющихся на вооружении истребителей F-15C/D и об увеличении их доли в будущем парке истребительной авиации. ЗАВЕРШЕНИЕ ЛЕТНОЙ КАРЬЕРЫ ЛЕТЧИКА- ИСПЫТАТЕЛЯ ЧАКА ИТЕРА Бригадный генерал ВВС Чак Игер 26 октября 2002 г. бригадный генерал ВВС в отставке, бывший летчик-испытатель Чак Игер выполнил на истребителе Боинг F-15 последний самостоятельный полет, приняв решение завершить свою 60-летнюю летную карьеру в качестве военного летчика (полет выполнялся на двухместном учебно-тренировочном самолете, в задней кабине которого находился летчик- испытатель подполковник Трон Фон- тэн, не принимавший участие в управлении самолетом). Полет проходил на высоте 9150 м. на которой в октябре 1947 г. Игер на экспериментальном самолете Белл Х-1 впервые превысил скорость звука (М=1,06). Игер. которому исполнилось 79 лет, в 1941 г. поступил на службу в ВВС. Он принимал участие во Второй мировой войне, после окончания которой стал летчиком-испытателем в летно- испытательном центре им. Драйдена на авиабазе Эдварде. Там on принимал участие в летных испытаниях экспериментальных самолетов Х-1 и Х-4. В качестве консультанта работал в школе летчиков-испытателей ВВС США. Некоторое время принимал участие в боевых действиях во Вьетнаме. После завершения полета Игер заявил, что не собирается полностью прекращать летать. Оп сказал, что "теперь у меня будет достаточно свободного времени, и я буду уже как частное лицо поддерживать свою форму полетами на истребителе Норт Амсрикен Р-51". ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ББС НОРТРОП ГРУММАН Х-47А – В ВОЗДУХЕ 23 февраля 2003 г. в центре морских авиационных систем в Чайна-Лейке (шт. Калифорния) наконец-то состоялся первый полет экспериментального беспилотного боевого самолета (ББС) Нортроп Грумман Х-47А "Пегас". Полностью автономный полет продолжался 12 мин. Оп проходил со скоростью около 280 км/ч на высоте около 980 м. ББС выполнил посадку в запланированном месте с имитацией захвата аэрофинишера тормозным крюком. С началом полномасштабных летных испытаний ББС будет оснащен спутниковой навигационной системой GPS, которая должна использоваться при выполнении задания и при заходе на посадку на палубу авианосца. ББС Х-47А разработан фирмой "Нортроп Грумман" в инициативном порядке в соответствии с требованиями DARPA к палубному ББС (программа UCAV-N). Непосредственное изготовление ББС осуществила фирма "Скейлд Композите". Летательный аппарат представляет собой ромбовидное "летающее крыло" без вертикального оперения. Размах крыла составляет 8.48 м, а его площадь – 36.14 sr. Угол стреловидности по носку равен 55". а по задней кромке – 35". ББС имеет длину 8,51 м. Планер ББС полностью изготовлен из композиционных материалов, а в качестве силовой установки используется один ТРДД Пратт-Уитни Канада JT15D-5C тягой 1450 кгс. Максимальная взлетная масса равна 2495 кг. Экспериментальный ББС Х-47А имеет два элевона, перед которыми на верхней и нижней поверхностях крыла располагаются по две пары аэродинамических поверхностей, которые служат для путевого управления. Постройка ББС Х-47А была завершена в конце июля 2001 г. К летным испытаниям предполагалось приступить в конце 2001 г. – начале 2002 г. Однако доработки программного обеспечения и законов управления привели к задержкам. Только в середине 2002 г. экспериментальный ББС начал совершать непродолжительные пробежки по ВПП. В программе UCAV-N участвует фирма "Боинг", разработавшая проект экспериментального палубного ББС X- 46А. После сравнительных испытаний самолетов Х-46А и Х-47А министерство обороны выберет фирму, которая получит контракт на разработку и серийное производство палубных ББС. На вооружении такие беспилотные самолеты появятся не ранее 2009-2010 гг. Они должны использоваться для разведки, подавления ПВО противника и нанесения ударов по наземным и надводным целям. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН С 16 по 23 июня 2003 г. на аэродроме в Ле Бурже состоится 45-й Парижский международный авиационно-космический салон, в котором собираются принять участие около 1800 фирм и организаций почти из 40 стран мира. Организаторы салона заявили, что многие участники уже оплатили аренду выставочных площадей и шале. Будущая выставка рассматривается как одно из мероприятий, проводимых в рамках празднования 100-летия со дня первого полета самолета братьев Райт. Некоторое беспокойство у организаторов салона вызывает позиция США, где обсуждается возможность отказа от участия н выставке американских авиационно-космических фирм. В середине февраля 2003 г. член палаты представителей Джим Сакстон распространил проект резолюции, в которой призвал американские фирмы бойкотировать Парижский салон, так как Франция отказывается поддержать военную акцию США в Ираке. Проект резолюции поддержал председатель комитета по делам вооруженных сил при палате представителей Дункан Хантер и член комитета по национальной безопасности при палате Роб Эндрюс. Сакстон сказал: "Мы рассылаем нашим гражданам, которые собираются посетить выставку, фирмам, готовящимся стать ее участниками, представителям ВВС, планирующим побывать на салоне, письма, в которых говориться, что мы, как нация, должны отказаться от участия в Парижском салоне, если Франция не поддержит США и их союзников в борьбе против Саддама Хусейна". Президент Ассоциации авиационно- космических фирм США (AIA) Джон Дуглас заявил, что если "кризис в отношениях между США и Францией будет углубляться, то вероятность отказа американских фирм от участия в салоне будет чрезвычайно велика". Руководство АIА обратилось в конгресс с просьбой подождать принимать окончательное решение. Так как Парижские салоны являются деловым мероприятием, то. выражают уверенность организаторы, вряд ли ведущие фирмы откажутся от своего участия. К середине февраля от американских фирм не поступало заявлений об аннулировании аренды помещений. Только фирма "Цессна" еще в октябре 2002 г. уведомила, что ее экспозиции па 45-ом Парижском салоне не будет. Причина такого решения заключается в том, что в начале мая 2003 г. в Женеве состоится Европейская конференция и выставка по административной авиации, где "Цессна" планирует развернуть широкую экспозицию. К середине февраля свыше 400 американских фирм и организаций (включая министерство торговли, AIA и еще почти 15 государственных учреждений) подтвердили свое участие в выставке. Такие ведущие фирмы, как "Локхид Мартин", "Ханиуэлл" и другие, заявили, что выставки в Париже и Фарнборо всегда будут входить в их планы. Доля американских фирм на Парижских салонах всегда была достаточно высокой. В частности, на предыдущем 44-м салоне в 2001 г. присутствовало 468 фирм и организаций из США, что составило 25.2% от общего количества участников. НОВОСТИ ОАО "ТУПОЛЕВ" Ту-334 начнут выполнять рейсы в 2004 г. Новые самолеты Tv-334 начнут выполнять авиаперевозки весной 2004 г. Об этом сообщил президент акционерного общества "Туполев" Игорь Шевчук. По его словам, сертификация машины завершится в декабре этого года. Шевчук сказал, что через несколько месяцев поднимется в воздух второй летный экземпляр Ту-334, который достраивается на Киевском авиазаводе "Авиант" для присоединения к программе сертификационных испытаний. Ожидается, что третий летный образец, который строится на РСК "МиГ" в Москве, будет собран осенью 2003 г. Сейчас ведется программа летных испытаний самолета. Не завершение и получение сертификата типа Ту-334 намечены на 2004 г. Предполагается, что первый серийный Tу-334 будет собран до конца 2004 г. Аэросани амфибия АС 2 ОАО "Туполев" приняло участие в выставке "Транспорт для экстремальных условий", проходившей с 25 по 28 февраля 2003 года в Москве, на территории ГНЦ НАМИ. ОАО "Туполев" участвовало в выставке с аэросанями -амфибией АС-2. Амфибия АС-2 вызвала живой интерес гостей и посетителей выставки. Отмечалось уникальное сочетание амфибийных качеств АС-2 с простотой и доступностью эксплуатации машины. Была также отмечена легкость управления и возможность быстрого обучения навыкам управления машиной. Во время выставки были проведены переговоры с потенциальными покупателями АС-2. Отмечалось отсутствие аналогов российского и зарубежного производства.а также экологическая безопасность машины. Новые аэросани-амфибия АС-2, создаваемые на фирме Туполева в настоящее время, унаследовав все лучшее от своих предшественников и обладают рядом преимуществ по сравнению с ними. Это высокий уровень комфорта для пассажиров и экипажа, современная технология производства и эксплуатации, конструкция, лишенная основных недостатков, выявленных длительной эксплуатацией аэросаней предыдущего поколения. Аэросани-амфибия АС-2 представляют собой один из видов внедорожного наземного транспорта. Они спрок- тированы для выполнения широкого спектра транспортных задач в различных регионах н течение всего года. В основном транспортном варианте на аэросанях-амфибии размешаются четыре человека, включая водителя и 100 кг груза. Машина может быть переоборудована для перевозки шести пассажиров с багажом или в санитарном варианте для перевозки одного больного на носилках, одного сопровождающего и водителя. На аэросанях установлен двигатель мощностью 150 л.с. Разработан вариант аэросаней-амфибий под силовую установку, использующую в качестве топлива газ. ПЕРВОАПРЕЛЬСКИЙ РЕЙД
1 апреля. 4:30. Саудовская Аравия. База ВВС США. Лейтенант Джон Фолкон в последний раз махнул рукой товарищам и полез в кабину. Его переполняло чувство гордости. Еще бы, ему доверена такая честь! Он узнал об этом от генерала Брейка, который сказал: "Вам доверена большая честь, лейтенант. Вы совершите первый боевой вылет на новейшем сверхсекретном самолете F-22M". "М" означает "модифицированный"?" – уточнил Фолкон. "М" означает "Microsoft", – ответил генерал. – Самолет полностью переоборудован этими ребятами Они уверяют, что теперь боевые задачи сможет выполнять любой идиот. Но мы для первого раза выбрали вас, как одного из лучших наших пилотов. Вы должны будете уничтожить иракский ядерный центр. "Можете слать соболезнования Саддаму уже сейчас, сэр", – ответил Фолкон. Лейтенант привыччо защелкнул ремни и лишь тут обратил внимание, что приборная панель заметно отличается от стандартной. Приборов стало меньше, зато на освободившемся месте покоилась двухкнопочная мышь, почему-то металлическая Фолкон пожал плечами и включил общее питание. На прозрачном лобовом экране, на фоне открывавшегося из кабины неба с редкими облаками, возникла надпись: Microsoft Winwors 2003. Затем сами собой заработали двигатели, и опустились во взлетное положение закрылки "Поздравляем вас с приобретением Winwars 2003! – сообщил экран. – Теперь война станет намного более удобной, ваша убиваемость снизится, а поражаемость целей возрастет! Совет дня: перед посадкой выпускайте шасси". – Орел-1, взлет разрешен, – раздалось в шлемофоне. – Я еще не запрашивал, – удивился Фолкон. – А вам и не нужно. Plug-and-Play (подключил и играй), – пояснил наземный контроль. Самолет, стремительно набирая скорость, помчался по полосе и скоро был уже в воздухе. "Сейчас Winwars 2003 произведет инсталляцию вашего боезапсса на выбранную цель, – сообщила система. -Выбранная цель: иракский ядерный центр". Фолкон ради интереса кликнул по кнопке "изменить" и увидел длинный список, в котором среди прочих объеков по всему миру фигурировали Белый дом и база, с которой он только что вылетел. Фолкон поспешно нажал "отмена". "Выберите тип инсталляции: Минимальный – на обьект будут сброшены только бомбы Нормальный – на обьект будут сброшены бомбы и ракеты Полный – на объект будет сброшен самолет целиком" По умолчанию система предлагала второй вариант, и Фолкон, опасливо покосившись на третий, решил с ней не спорить. "Сейчас будет проведено тестирование производительности вашей машины. Закройте глаза, чтобы избежать повреждений при смене режимов". Взревели на форсаже двигатели, и глаза Фолкона действительно едва не выскочили из орбит от чудовищной перегрузки. Начался настоящий ад: самолет швыряло во все стороны, он срывался в крутые пике и закладывал немыслимые виражи… Наконец лейтенант пришел в себя; темнота перед глазами развеялась, и он увидел, как мотавшаяся по всей кабине мышка вновь упала на свое место. "Вы пользуетесь самолетом Lockheed F-22 с двумя двигателями Пратт-Уитни, – невозмутимо сообщила система. – Максимальная скорость 1451 миля в час. Совет дня: не повышайте обороты турбины выше значения, указанного производителем Расчетное время инсталляции – 0:34:16." Тот же день, 4:52. Небо над Ираком. Внизу экрана медленно ползла синяя полоска с процентами. Система меж тем рекламировала Winwars для танков, подводных лодок и морских пехотинцев, а также обещала всем приобретшим версию для самолетов бесплатный вариант "Камикадзе". Смена картинок подействовала на Фолкона усыпляюще; из полудремотного состояния его вывел звук зуммера На радаре светилась зеленая точка. "Обнаружен самолет противника!" – радостно сообщила система. Фолкон хотел уже выполнить стандартный боевой разворот, но тут заметил метку "Удалить" и кликнул по ней мышкой. "Вы уверены, что хотите удалить самолет противника?" – подозрительно осведомилась система. "Еще бы!" – Фолкон кликнул "Да". Иракский истребитель пропал с радара. "Так быстро? – удивился лейтенонт. – Ну Microsoft дает!" Он даже с уважением принялся изучать появившуюся на экране рекламу Winwars для пилотов-инвалидов, однако от этого занятия его отвлекла ракета, пролетевшая над самой кабиной. Фолкон в недоумении обернулся и увидел иракский перехватчик. "Что ж ты, твою мать…" – воскликнул Фолкон и только тут увидел, что из неприметной иконки RecycleBin (Мусорная корзина) в углу экрана торчит нарисованный хвост самолето. Лейтенант яростно кликнул по иконке и нажал "Очистить". "Вы уверены, что хотите физически удалить самолет противника? Его восстановление будет невозможно", – предупредила система. "ДА!" – рявкнул Фолкон, долбя мышь. Из-под крыла сорвался "Сайдуиндер" и, оставляя белый пушистый след помчался навстречу перехватчику. Сверкнула вспышка взрьва, и горящие обломки вражеской машины полетели к земле. "Обнаружено новое устройство: ракета "земля-воздух"!" – поведала система и впала в задумчивость. Напрасно Фолкон колотил по мышке, глядя, как зловещая точка ползет к центру радара. Наконец система вышла из ступора: "Не могу найти драйвер для этого устройства. Вставьте диск с драйвером и нажмите ОК". С ругательствами Фолкон нажал "Искать". "Ближайшее соответствие: ручные гранаты, – обрадовала его система. – Применить?" Фолкон рванул в сторону ручку, уходя в противоракетный маневр. Слишком поздно. Самолет содрогнулся от взрыва. С трудом выведя поврежденную машину из пике, пилот кликнул по кнопке "Система" Под строчкой "Левое крыло" светились жетлыми трегольниками с восклицательными знаками "Элерон" и "Закрылок", но в остальном он дешево отделался. Синяя полоска, продолжавшая ползти внизу, показывала уже 82%, и у него все еще были шансы выполнить задание. Радар показал еще два вражеских самолета, но они поднялись сзади и Фолкона особенно не беспокоили. Он знал, что им просто не догнать сверхскоростной F-22. Однако самолеты приближались. Фолкон с недоумением взглянул на указатель скорости и понял, что его скорость быстро падает, "Что за черт?! – воскликнул лейтенант. – Двигатели же в порядке, и топлива полно!" Экран тем временем принялся ожесточенно помаргивать изображением песочных часов. Стрелки приборов двигались короткими рывками, подолгу застывая в одном положении. "Недостаточно свободной памяти, – снизошла до объяснения система. – Выгрузите лишние задачи." Фолкон вызвал список зодач, пытаясь понять, что означают названия типа winppl или v666apl и какие из них лишние Меж тем двигатели почти смолкли, скорость упала до критической: еще чуть-чуть – и самолет рухнет вниз. Обалдевшие от такой тактики воздушного боя ирокцы просвистели мимо, один слева, другой справа, и, не выходя из ступора, столкнулись перед носом Фолкона. Лейтенант тем временем отыскал в списке строчку "Отслеживание противника", рядом с которой в скобках значилось: "Не отвечает", и нажал "ОК" Экран радара погас, зато самолет стал вновь набирать скорость. Синяя полоска показывала уже 99%.. вот, наконец, и 100%. Фолкон с недоумением глядел на землю: пустыня внизу совершенно не походила на изученные им спутниковые фотографии ядерного центра. Похоже, понимала это и система, потому что следом за числом 100% появилось 101… потом 102… На 106% экран залила синева, и появилась надпись: "Ошибка 000000е, вызванная модулем VXDOOOO(O) из модуля VXD0000(0). Возможно нормальное продолжение полето. Вы можете нажать Eject для катапультирования, или любую другую клавишу для продолжения. Внимание: при катапультировании вы потеряете весь несохраненный самолет". Катапультироваться Фолкон пока что не собирался, тем более что впереди, наконец, показался ядерный центр. Поняв, что но Microsoft полагаться больше не стоит, лейтенант приготовился провести бомбометание вручную. Он повел самолет на снижение, дожидаясь, пока отметка системы наведения наложится на цель. Есть! Фолкон вдавил кнопку. Что-то проскрежетало, и выскочило новое сообщение: "Бомболюк выполнил недопустимую операцию и будет закрыт". С проклятием Фолкон потянул ручку на себя, чтобы вновь направить машину вверх Но самолет продолжал быстро снижаться Лейтенант лихорадочно шарил мышкой по менюшкам, выискивая причину. "Джойстик не определяется", – прочитал он наконец. Поняв, что вернуть систему в рабочее состояние может только перезапуск, Фолкон выключил и включил питание пульта. "Прошлый полет был завершен некорректно, – сообщила ему система. – Нажмите любую клавишу, чтобы начать проверку целостности самолета". "К черту!" – рявкнул Фолкон, нажимая "Отмена". Появилась заставка Winwars; система неспешно начала грузиться. До земли оставались уже считанные сотни метров. "Система загружена в безопасном режиме, – наконец поведал экран. – В этом режиме отключены функции полета и использования оружия, но вы можете ездить по аэродрому". Поняв, что больше он уже ничего сделать не успеет, Фолкон долбанул "Eject", ожидая, что сейчас будет отстрелен колпак кабины, а затем могучий удар снизу выбросит его в воздух. Но вместо этого на экране появился очередной вопрос: "Вы уверены, что действительно хотите катапультироваться?" "ДА!!!" – истошно заорал Фолкон, глядя на мчавшуюся навстречу землю. "Подождите, идет подготовка к катапультированию", – невозмутимо проинформировала система и погрузилась в задумчивость. 13:20. Багдад. Дворец Саддама Хусейна. Таким образом, – бодро докладывал генерал, – благодаря самоотверженным усилиям наших летчиков, вступивших в неравную схватку с американским агрессором, удалось отстоять безопасность ядерного центра, и был уничтожен новейший секретный самолет противника… – Да? – тяжелый взгляд Саддама уперся в лицо докладчика, и тот поспешно опустил взор – В самом деле, неравную. Трое против одного, и их счастье, что они не выжили, поскольку он все равно долетел до центра. Если центр что и спасло, то только милость Аллаха Генерал покрылся холодным потом. Он понимал, что его-то теперь никакая милость Аллоха не спасет. – У тебя 30 секунд, чтобы оправдаться, – бросил Саддам. – Вот! – воскликнул генерал, вынимая из опечатанного контейнера блестящий компакт-диск. – Это нашли среди обломков самолета Вершина американских компьютерных технологий! Новейшие программы управления боевой техникой! – Ну что ж, у тебя появился маленький шанс, – Хусейн откинулся в кресле. – За три недели это должно быть установлено на все боевые машины нашей армии. – Будет исполнено, господин президент! – воскликнул генерал Через три недели и один день Ирак полностью лишился всей своей авиации… Фото В. Друшлякова |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|