Заметки о МАКСе'2003

Авиационно-космический салон в Жуковском стал рутиной. Без преувеличения весь мир уже привык к традиционным выставкам на подмосковном аэродроме. Количество гостей из-за рубежа растет год от года, но оставим подсчет стран-участниц, выставивших свою продукцию фирм и суммы заключенных контрактов другим изданиям. Для большинства россиян МАКС – прежде всего праздник, а праздник , авиационный без полетов не мыслим. К сожалению, в этом году (впервые!) на-редкость подкачала погода. Проливные дожди и низкая облачность, увы, стали визитной карточкой шестого по счету МАКСа. Тем не менее, праздник был. Боле того, в этом году именно полеты, а не статическая экспозиция стали «гвоздем» салона. Впервые (если не считать проявления в небе предыдущего МАККСА ЮАРовского «Миража», однако полеты которого к разряду высшего пилотажа отнести было сложно) в небе аэродрома ЛИИ перед сотнями тысяч зрителей выступали иностранцы из дальнего зарубежья на иностранных же самолетах. Свое мастерство демонстрировали летчики итальянской пилотажной группы «Френчи Триколори» на MB.339, французские пилотажники «Патруль де Франс» на «Альфа Джетах» и пилот ВВС США Джозеф Лини- гер на истребителе F-15C. Прибавьте к этому традиционные для салона российские пилотажные группы «Русские Витязи», «Стрижи», «Русь». Получается самый настоящий фестиваль пилотажников, ну и соревнование конечно.

Действо итальянских летчиков в небе завораживает. Это – театр, шоу. Пилотаж в составе десятки, двух пятерок, пятерки и четверки, соло! Представление скоординировано во времени и пространстве. Именно – представление, а не комплекс фигур. Чего одни дымы цветов итальянского флага стоят. Все действия пилотов четко отработаны. Особенно поразил встречный проход двух пятерок на малой высоте. Рискованный элемент – подобный пролет в Рамштейне завершился трагедией, но в этот раз итальянцы отлетали исключительно четко. Особое место занимает индивидуальное выступление командира группы: прежде всего абракадабра и нарисованная над взлетной полосой синусоида. Поразительно, но периоды нарисованной цветным дымом синусоиды были равными! Я смотрел пилотаж итальянцев от начала до конца трижды. Первый раз – с .восторгом, второй – с интересом. Третий раз думал: «Ну когда же эта «машина» пойдет на посадку». «Шоу триколори» занимает 40 минут, на мой взгляд – многовато. Шоу отработано настолько, что действительно по третьему разу производит впечатление хорошо отлаженного станка-автомата. Нет слов, за автоматизмом стоит высочайший профессионализм пилотов, сотни тренировочных полетов. Для большинства публики в негласном соревновании пилотажных групп выиграли именно итальянцы.

Французы показали пилотаж несколько иного плана, чем итальянцы. «Триколори» пилотировали в очень плотном строю, который вообще не распадался (если не считать деления десятки на две пятерки и соло-выхода). Самолеты «Патруль де Франс» демонстрировали как плотный строй, так и красивые расхождения и узоры в небе. О пронзенном стрелой сердце написано достаточно, однако и без этого французам было что показать, а нам посмотреть. Пожалуй, в исполнении французов программа более сложна, чем у итальянцев, но из-за расхождений она смотрится не так зрелищно. Опять же – 40 минут, слишком много.

Высший пилотаж – это искусство, причем высшее. Оценивать искусство – дело зряшнее, оценка всегда будет пристрастной. Пристрастен и автор этих строк. Как бы не летали французы и итальянцы, но по мне НАШИ лучше. Хотя бы по причине личного знакомства со многими летчиками, в очередной роз сделавшими из рутины праздник. Впервые за несколько лет «Русские Витязи» летали шестеркой. Не все получалось у дебютантов – крайних ведомых гвардии майоров Андрея Алексеева и Водима Ерофеева, но главное, летчики сумели устоять в строю. С публичным крещением товарищи майоры!

«Витязи», как и другие группы летали на МАКСе трижды, и каждый раз строй смотрелся все лучше. «Крайний» МАКС возможно стал последним для ветерана группы полковника Дмитрия Хачковского. Один из лучших пилотаж- ников собирается уходить с летной работы. Жаль. На мой взгляд как раз парный пилотож в исполнении командира «Витязей» гвардии полковника Игоря Ткаченко и Дмитрия Хачковского стал гвоздем МАКСа, а вовсе не итальянцы или французы. Пара Ткаченко- Хачковской стала достойной заменой другой потрясающей паре, также летавшей на Су-27 – Анатолий Квочур и Владимир Логиновский. Старожилы салонов вряд ли когда-нибудь забудут захватывающий встречный пилотаж летчиков-испытателей ЛИИ. На прошлом салоне Квочур и Логиновский в паре не летали. Зато зрители салона нынешнего могли посмотреть искусство пилотов из Кубинки. Встречный проход итальянцев – оно, конечно, здорово. Только встречные бочки, зеркало в исполнении «витязей», как можно выразиться, круче! К тому же рядом с Су-27 итальянский MB.339 выглядит мелковато, чтобы не сказать жалко.

«Стрижи» впервые показали москвичам свою новую «одежку». Первый публичный показ МиГ-29 в этой окраске состоялся на юбилее ЦПАТа в Кубинке весной этого года, народу на нем было сравнительно немного. Затем – 300-летие Санкт-Петербурга, торжества в Курске, которые большинство интересующихся авиацией москвичей не видели. Таким образом, для «Стрижей» МАКС также своего рода премьерой.

Выступление «Стрижей» и «Витязей» сопровождалось темпераментным коферонсом, достойным футбольных матчей чемпионата мира. Азарт в раздававшемся из динамиков хорошо поставленном командирском голосе буквально заводил публику – в этом плане штатные ТВ комментаторы просто отдыхают. Азарт – азартом, но голос из динамка еще и предвосхищал фигуры пилотажа: «Раз, два, бочка!». Действительно, истребители начинали вращение вокруг своей оси. Благодаря комментатору публика узнала «составы команд» – летчиков пилотажных групп, однако сом комментатор остался «за кадром», что совершенно не справедливо. Пилотажные группы из Кубинки представлял командир 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники им. И. Н. Кожедуба гвардии полковник Анатолий Иванович Омельченко.


Момент "отрыво" Су-30МКИ


"Орел" носился над МАКСом осенней мухой


«Русь» из Вязьмы выступило ничуть не хуже французов или итальянцев. Прекрасные пилотажники из Вязьмы не так известны в стране и мире, как «Стрижи» или «Витязи» В планах редакции подробный рассказ о непростой истории группы.

Многие с нетерпением ожидали полеты «вероятных союзников» – американцев. Предвкушение то еще было. На дальней стоянке виднелись четыре F-15, а в статической экспозиции стоял F-16. Увы, ожидания оправдались только частично. Летал один-единственный «Игл». Пилотаж американца разительно отличался от привычных глазу комплексов, демонстрируемых нашими пилотами на наших истребителях. Большие скорости, энергичные развороты с высокими перегрузками Джозеф Лангер не летал, а носился над аэродромом ЛИИ Один мой знакомый отчасти верно подметил: «Медленно сей аппарат летать не умеет». Действительно, проход и пилотаж на малых скоростях говорит о возможностях самолета и летчика порой больше, чем скоростные проходы. Только вот публика этого не понимает. Любой салон – шоу. Американец сделал шоу. Великолепно смотрелся такой элемент полета как валежка – покачивание с крыла на крыло на малой высоте, шасси у F- 15 при этом было выпущено Какой тут высший пилотаж, а ведь смотрится…

Случайно или нет, но после F-15 возможности МиГ- 29К демонстрировал старший летчик- испытатель фирмы МиГ Павел Власов (в июле 2003 г Герою РФ старшему летчику-испытателю П Н. Власову присвоено звание «Заслуженный летчик- испытатель Российской Федерации). Во вторник, первый день работы МАКСа, американец смотрелся в небе выигрышнее. Зато в субботу-воскресенье МиГ «уделал» «Орла» по всем статьям. К сожалению, толкового комментария полета в этот раз не было. Между тем МиГ-29К проделал в небе и кобру, и хук. Эти фигуры принято считать монополией Сухих. Оказалось, что такое можно проделать на МиГе. В отличие от американца, 29-й крутился в довольно ограниченном секторе воздушного пространства. Пространства для пилотажа двухмоторному реактивному истребителю потребовалось немногим больше, чем легкому поршневому монопланчику.

Качество пилотажа F-15 также росло, но последнее слово осталось за МиГом.

Разочаровали полеты самолетов марки Су. По сравнению с предыдущими салонами их объем значительно сократился, а программа упростилась. Пилотаж Аверьянова на Су-30МКИ – отдельная песня. Его сравнить просто не с чем. Пока не с чем. В статической экспозиции стоял МиГ-290ВТ, незадолго до открытия салона выполнивший первый полет. Возможно МиГ, вектор тяги которого может изменяться сразу в двух плоскостях, станет достойным партнером Су- 30МКИ в небе МАКСа 2005.

К сожалению, написать все и обо всех полетах невозможно, да и не нужно. Про полеты не читать следует, по петы смотреть надо. Отмечу напоследок ставшие традиционными полеты реплик исторических самолетов. Летал И-15. Поклонники «винтов» смогли-таки отвести душу на фоне совершенно не авиационных (на их взгляд) реактивных «свистков». В августе следующего года в Жуковском, здесь же на аэродроме ЛИИ, планируется провести салон «раритетов». В нем примут участие исторические самолеты, как летающие, так и не летающие, как восстановленные, так и «новоделы». Запланируйте себе недельку отпуска в августе 2004 г. дабы посмотреть в небе живой Bf. 109.

В статической экспозиции «из ряда вон» новинок не было. Не удивительно, откуда им взяться. Самолет не автомобиль. Каждые два года по новой модели реактивного истребителя – роскошь невиданная и не позволительная. Не стоит забывать и об объявленном курсе на модернизацию состоящих на вооружении ВВС РФ боевых самолетов. Модернизированных машин зато было изрядно.


Под проливным дождем мокнут F- 15E и F-16


"Мятая" обшивка на бортах В-52


Прибытие В-52 на МАКС


Отрадно что большинство из их находилось на стоянке, закрепленной за ВВС. В экспозиции ВВС стоял и совершенно новый самолет – Су-32. Для салона – не новость, но в войсках-то его пока нет. Фронтовой бомбардировщик Су-32 завершил программу Государственных испытаний, а в скором времени самолет будет принят на вооружение. Хорошая новость. Другой перспективный образец отечественной боевой авиационной техники на стоянке вообще отсутствовал.

Речь идет о Як-130. Первый серийный (точнее предсерийный) самолет интенсивно готовят к первому полету, намеченному на осень этого года. Прерывать работы но две-три недели вряд ли разумно. Тем не менее, фирме Як было чем похвастать. Представленный в экспозиции Як-52М особого внимания не привлек, между тем велика вероятность того, что именно эта машина на долгие годы станет летающей партой для юношей, решивших связать свою жизнь с военной авиацией. Как легко понять буква «М» обозначает «модернизированный». На старом добром яке установлен каплевидный фонарь кабины, катапультируемые кресла, увеличен запас топлива, а обновленное приборное оборудование кабин позволяет осуществлять полеты по маршруту ночью и в сложных метеусловиях. Як-52М полностью отвечает требованиям ВВС к самолету первоначального обучения. Конкурс на такую машину выиграл Су-49, однако когда начнется его серийное производство пока не ясно. Як-52М позволит заполнить временную паузу. Переоборудовать Як-52 в Як-52М можно силами авиаремонтных заводов. В частности, выставленный самолет прошел модернизацию на 308-м АРЗ министерства обороны России.

Впервые на стоянках появились американские военные самолеты. Стоит ли говорить куда устремилась публика? В-52Н, F-16С, F-15Е, КС-135, С-130 притягивали внимание посетителей салона.

Ветерана пятого океана, стратегический бомбардировщик В-52Н, поставили в самом начале экспозиции. В-52Н прилетел на аэродром ЛИИ из США, с авиабазы Майнот, шт. Северная Дакота. Самолет принадлежит 23-й бомбардировочной эскадрильи «Barons» 5- го бомбардировочного авиакрыла. «Суперкрепости» этой эскадрильи принимали участие в операции «Буря в Пустыне» в 1991 г., в операции «Союзническая сила» против Сербии в 1999 г. в недавней войне с Ираком. В период проведения всех этих трех операций В-52 действовали с британской авиабазы Фэйфорд.

Журналисты многих средств массовой информации успели уже «потоптаться» на этой машине, называя В-52 чуть ли не летающей рухлядью. Дескать, американцы показали старье. Но такое «старье» даст фору многим новейшим самолетам. Согласно текущим программам «Стратокрепости» намечено оставить на вооружении до 2040 г. Это единственный самолет ВВС США, способный применять едво ли не весь ассортимент боевой нагрузки, от крылатых ракет с ядерными головными частями до фугасных свободнопадаю- щих авиабомб. С 1992 г. В-52Н способны нести противокорабельные ракеты «Гарпун». За последнее десятилетие на самолетах в значительной степени было обновлено бортовое радиоэлектронное оборудование, в частности установлены новая инерциальная навигационная система, аппаратура комплекса РЭБ, подвесные контейнеры с системой целеказания высокоточному оружия класса воздух-поверхность. Контейнер «Лайтнинг II» позволяет экипажу В-52П применять ракеты и бомбы с лазерным наведением автономно, подсветка цели другим самолетом или передовым авианаводчиком не требуется.

Жаль, что В-52Н стоял вдалеке от своего «коллеги» – российского стратега Ту-95МС. Самолеты имеют примерно ровный возраст, но состояние обшивки планеров отличается разительно. Но Ту-95 в глаза бросаются лишь большие хлопуны на руле направления На «Стратофортрессе» по всему фюзеляжу гуляют «волны». А может действительно В-52Н «рухлядь летающая»? Летает, правда, много, хорошо и надежно.


Но рулежке Ве-200


В воздухе над МАКСом Ан-70



F-16C, F-15C/E прилетели из Европы. Самолеты принадлежат подразделениям европейского командования ВВС США – 48-му истребительному авиакрылу. «Иглы» из 48* FW принимали участие в операции «Allied Force» – бомбежках Сербии. Тогда самолеты базировались в Италии, в Авиано. Постоянное место базирования авиакрыла – авиабаз Лэйкенхит, Великобритания. Первые F-15E появились здесь в феврале 1992 г., а через десять месяцев в Штаты улетел последний из базировавшихся в Лэйкенхите F-l 11. На смену «муравьедам» пришли «орлы».

В статической экспозиции был представлен F-16 из 22-й истребительной эскадрильи 52-го истребительного авиакрыла ВВС США. В состав крыла входили четыре эскадрильи. Самолеты всех четырех эскадрилий имеют на килях литеры «5Р», принадлежность самолетов эскадрильи определяется по цветной полосе но киле. У 22-й эскадрильи цвет полосы – красный. Эскадрилья 22" d FS – самая «молодая» в составе авиакрыла. Она создана на базе нескольких подразделений, вооруженных истребителями F-15 и расформированных в начале 90-х годов. Непосредственной предшественницей 22-й эскадрильи являлась 480-я эскадрилья 36-го тактического истребительного авиакрыла, которое также дислоцировалось в Германии на авиабазе Битбург.

Долгое время авиакрыло базировалось в Западной Германии на авиабазе Спэнгдэхлем. В апреле 1987 г. начался процесс замены «Фантомов» в варианте «Уайлд Уизл» на истребители F-16C/D блок 30. Самолеты, поступавшие на вооружение авиакрыло могли нести противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк», то есть – налицо смена поколений самолетов без смены основной задачи соединения: борьбы с радиолокаторами противника. Истребители F-16C/D блок 50, в систему управления оружием которых интегрированы противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM, поступили на вооружение авикрыла в 1993 г.

Одноместные F-15C и двухместные F-15С также пришли в Жуковский из Западной Европы, с авиабазы Рамштейн. В представлении эти самолеты не нуждаются – становой хребет USAF.

Действительно, американцы «привезли» на салон далеко не новинки. Лиха беда начало. Первой ласточкой стал ЮАРовский «Мираж», теперь – американцы. Кто знает, может уже на следующем МАКСе гостями станут западные истребители поколений 4+ и 5.

Принято оценивать уровень салона по суммам заключенных контрактов, количеству фирм-участниц. А если оценивать первенство по летной программе? Не уверен, что летный показ Фарнборо или Ле- Бурже (особенно последнего салона во Франции) лучше, чем программа показательных полетов МАКСа. Почему бы российскому авиационно-космическому салоны не стать ареной «боев» пи- лотажников из разных стран? Как никак, а чемпиону мира по высшему пилотажу, пусть на спортивных самолетах, вручается Кубок Нестерова, а не кубок, скажем Имммельмана. Ристалищ для пилотажников реактивных в мире пока нет.

Журнальное место ограничено. О всем не расскажешь. Слишком многое остается за рамками статьи – экспонаты в павильонах (интереснейшие!), вертолеты, спортивная, легкомоторная авиация, гражданские и военно-транспортные самолеты. Я не пытался в короткой статью рассказать об экспонатах МАКСа, я пытался передать его атмосферу. Надеюсь удалось, отчасти.

Николай ТАЛИКОВ

Главный конструктор, начальник ОКБ Авиационного комплекса им. С.В.Ильюшина








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх