НОВОСТИ МИРОВОЙ АВИАЦИИ

Столетие со дня рождения В.П. Чкалова

2 февраля отмечалось столетие со дня рождения одного из самых известных отечественных летчиков, одного из первых Героев Советского Союза – Валерия Павловича Чкалова.

Чкалов родился в с. Василёво (ныне г. Чкаловск Горьковской обл.), с 1919 г. служил в Красной Армии. В 1921 – 1924 учился в Егорьевской и Борисоглебской авиационных школах, в Московской школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей школе воздушной стрельбы и бомбометания.

Начиная с 1930 г. испытал более 70 типов самолетов. Чкалов – исключительный мастер высшего пилотажа, ис- куссный летчик, что он доказал, возглав ляя знаменитые перелеты 30-х годов Москва – о.Удд (ныне о.Чкалов) в 1 936 г., Москва – Северный Полюс – Ванкувер в 1 937 г.

Погиб в 1938 г. при испытаниях опытного истребителя И-180.


Столетие со дня рождения А.И. Шахурина

25 февраля Российская авиационная общественность также отмечает столетие со дня рождения выдающегося деятеля отечественной авиации, наркома авиапромышленности в годы Великой Отечественной войны, Алексея Ивановича Шахурина.


Россия Международный симпозиум «Авиационные технологии XXI века: достижения науки и новые идеи»

ЦАГИ


26-28 ноября 2003 г. в ЦАГИ (г. Жуковский) состоялся 8-й международный симпозиум «Авиационные технологии XXI века: достижения науки и новые идеи». Симпозиум был приурочен к 85-летию со дня образования ЦАГИ. Участниками симпозиума были ведущие ученые и специалисты ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ, ВИАМ, ГосНИИАС и НИИАО, ведущих авиационных фирм Сухого, Туполева, Ильюшина, Антонова, Миля и Камова, а также ЦНИИМаша, ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, «Техноком- плекса», НПП «Полет», НПП «Аэросила», СНТК им. Н.Д.Кузнецова, НПО «Сатурн», КнААПО, КБ им. академика В.П.Макеева, НИИ парашютостроения и т.д. Со своими докладами выступили представители МАИ и ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, а также Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН. Среди участников симпозиума были специалисты из Украины, Азербайджана, Франции, Германии, США, Швеции и Индии.

На пленарном заседании, состоявшемся 26 ноября, выступили с обзорными докладами руководители ряда ведущих авиационно-космических предприятий и организаций. С докладом «Перспективы развития авиационной техники» выступил директор ЦАГИ Владимир Дмитриев. В докладе были обозначены основные цели и задачи развития авиационной техники России:

обеспечение производства отечественной авиационной техники для удовлетворения спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках;

переоснащение парка гражданских самолетов и вертолетов для обеспечения пассажирских и грузовых авиаперевозок;

поддержка научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности;

производство конкурентоспособной отечественной техники путем создания новых и модернизации эксплуатируемых самолетов и вертолетов.

Было отмечено, что в настоящее время в рамках Федеральной программы развития авиационной техники создан научно-технический задел по всем ее направлениям: аэродинамике, прочности, силовым установкам, материалам, технологии, авионике, акустике и CALS- технологии. Имеющийся задел направлен на достижение целевых показателей нового поколения авиационной техники. Предполагается, что в ближайшие 10 лет аварийность в гражданской авиации будет снижена в 5 раз, а через 20 лет – в 10 раз. Уровень шума за 10 лет должен быть уменьшен в 1 – 3 раза, а за 20 лет – в 4-5 раз. Повышение экономичности будет обеспечиваться улучшением топливной эффективности, снижением стоимости разработки и производства авиационной техники за счет применения единой электронной технологии и уменьшения эксплуатационных расходов за 20 лет на 50%.

В докладе были рассмотрены проблемы, связанные с созданием в бли жайшей перспективе нового поколения гражданской авиационной техники, в том числе:

дальнемагистрального самолета на 160-1 70 мест с дальностью полета более 9000 км со скоростью, соответствующей числам М=0,84 – 0,87;

ближне-среднемагистрального самолета на 130-170 мест с дальностью полета 4500-5000 км;

регионального реактивного самолета на 60-90 мест с дальностью полета 3000-3500 км;

вертолета с увеличенной дальностью полета.

В более отдаленной перспективе могут появиться другие летательные аппараты, в частности, сверхзвуковой административный самолет, способный перевозить 6-12 пассажиров со скоростью, соответствующей числу М = 1,82, на расстояние до 7000 км. Ведутся исследования гиперзвуковых летательных аппаратов и перспективных воздушно-космических систем.

Основным направлениям работ в области создания нового поколения авиационных двигателей был посвящен доклад генерального директора ЦИАМ Владимира Скибина. Было показано, что за последние 20 лет в условиях жесткой конкурентной борьбы и роста требований к авиационным двигателям кардинально изменилась методология из создания. Сегодня очевидно, что традиционный путь, связанный с изготовлением большого количества опытных двигателей и длительным циклом их доводки, неприемлем. За рубежом за счет широкого применения результатов НИ- ОКР, выполненных в 1990-х годах в рамках различных государственных программ, началась эксплуатация двигателей нового поколения, сроки и стоимость создания которых значительно сокращены. Сейчас ведущие зарубежные фирмы приступили к созданию научно-технического задела, необходимого для разработки двигателя шестого поколения.

В настоящее время в ЦИАМ проводятся различные фундаментальные и прикладные исследования, которые позволят создать научно-технический задел, обеспечивающий возможность разработки двигателей нового поколения, ни в чем не уступающих зарубежным аналогам. Особое внимание уделяется применению методов вычислительной газодинамики, проектированию лопаточных машин, применению перспективных материалов и т.д.

Генеральный директор ГосНИИАС Евгений Федосов посвятил свой доклад анализу развития авионики в среднесрочной (до 2010 г.) и дальнесрочной (до 2020 г.) перспективе, связав это с прогрессом в области электронных и информационных технологий.

Генеральный конструктор «АК им. С.В.Ильюшина» Генрих Новожилов в своем докладе рассказал о сотрудничестве с ЦАГИ, которое началось 70 лет тому назад. Это сотрудничество способствовало успешному созданию разнообразных военных и гражданских самолетов, наибольшей известностью среди которых пользуются Ил-2, Ил- 4, Ил-28, Ил-14, Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил- 86 и Ил-96. С помощью специалистов ЦАГИ и проведения большого объема экспериментальных работ в аэродинамических трубах (Т-1 01, Т-1 02, Т-105, Т- 108, Т-124, Т-128 и др.) конструкторы КБ смогли обеспечить высокие аэродинамические характеристики самолетов. В частности, на самолете Ил-96-300 было достигнуто наивысшее максимальное крейсерское аэродинамическое качество 20. Большую помощь оказали ученые ЦАГИ и в исследованиях штопора, оценке характеристик самолета при посадке на воду и т.д.

Доклад генерального конструктора ОАО «Туполев» Игоря Шевчука был посвящен деятельности фирмы в области создания гражданских самолетов. Он представил подробные сведения о состоянии программы разработки ближнемагистрального самолета Ту-334, отметив, что 21 ноября 2003 г. состоялся первый полет второго опытного самолета (планер №5), который скоро будет доставлен в ЛИИ. На основе исходного варианта Ту-334-100 создается целое семейство самолетов разной пассажировместимости. Будет продолжено развитие семейства самолетов Ту-204/214. За счет размещения топливных баков в грузовых отсеках самолета Ту-214 дальность полета будет увеличена до 10500 км. Исследуются варианты Ту-204-400 с дальностью полета 7500 км и Ту-204-300Д и Ту-204-500, рассчитанные на полеты по маршрутам протяженностью 10000 км, а также грузопассажирский вариант самолета Ту-214. Большое внимание в ОАО «Туполев» уделяют разработке регионального реактивного самолета Ту-414, проект которого предполагается защитить в декабре 2003 г. Разворачиваются работы по модернизации самолетов Ту-95МС, Ту-160 и Ту- 22МЗ, которые за счет использования новой авионики и вооружения существенно повысят свои боевые возможности.

С докладом о сотрудничестве ЦАГИ и АНТК им. О.К.Антонова выступил заместитель генерального конструктора Олег Богданов. Он рассказал о той важной роли, которую сыграл ЦАГИ в создании самолетов Ан-124, Ан-225, Ан- 140, Ан-38 и Ан-70. В докладе были перечислены те технические новации, которые были внедрены на этих самолетах. При этом было отмечено, что возможности дальнейшего совершенствования этих самолетов не исчерпаны. Например, сейчас ведутся работы по самолету Ан-1 24-300, который сможет перевозить платную нагрузку 150 т, а с грузом массой 120 т дальность полета у него составит 10000 км (сейчас самолет Ан-1 24-1 00 с таким грузом имеет дальность полета 4500 км). Ведутся работы по созданию новых вариантов регионального самолета Ан- 140.

На симпозиуме работало семь секций: «Аэродинамика и проектирование летательных аппаратов», «Динамика полета, системы управления, летные испытания и безопасность», «Современные материалы, технологии, конструкции и прочность», «Прогресс в двигате- лестроении», «Авионика и управление воздушным движением», «Авиакосмические системы; нетрадиционные идеи и технические решения». Всего было прочитано более 80 докладов.


Россия-Европа Подписание контракта между фирмой Эрбас и российскими авиационными предприятиями

Эрбас А320


19 декабря 2003 г. в Москве состоялось подписание контракта между фирмой Эрбас и российскими авиационными предприятиями – ОАО НАЗ «Сокол» (Нижний Новгород) и корпорацией «Иркут». В подписании контракта участвовали исполнительный директор фирмы Эрбас Густав Хумберт (Gustav Humbert), президент группы «Каскол» Сергей Недорослев и президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров. На церемонии подписания присутствовали заместитель председателя правительства России Борис Алешин, первый заместитель Генерального директора «Росавиакосмоса» Валерий Воскобойников и председатель МАК Татьяна Анодина, а также многочисленные представители фирмы Эрбас и российской авиационной промышленности.

Контрактом предусматривается изготовление 300 комплектов каркаса пола кабины для магистральных самолетов семейства Эрбас А320 (А318, A319, А320 и А321). Стоимость контракта, рассчитанного до 2008 г., составляет 3 млн. долл. В соответствии с планом работ, изготовление элементов каркаса (с учетом механической обработки, термообработки, лакокрасочного покрытия и других технологических операций) станет выполнять корпорация «Иркут». После этого детали будут отправляться на завод «Сокол», где пройдет окончательная сборка каркасов, их испытания и отправка на завод фирмы Эрбас. Первый комплект должен быть поставлен в ноябре 2004 г.

На пресс-конференции Б. Алешин отметил, что новый контракт является составной частью подписанного в 2001 г. стратегического соглашения между «Росавиакосмосом» и европейским авиационно-космическим концерном EADS. По его словам, сотрудничество с фирмой Эрбас выходит на новый уровень, предусматривающий участие российских предприятий в производстве самолетов фирмы Эрбас.

Г.Хумберт, со своей стороны сказал, что «подписание контракта является знаменательным событием в истории многолетнего сотрудничества России с фирмой Эрбас. Оно состоялось всего через полгода после официального открытия в Москве инженерного центра фирмы Эрбас (ECAR). Я уверен, что новый контракт прокладывает российским предприятиям путь к участию во всех производственных программах фирмы Эрбас».

Г.Хумберт также затронул тему сотрудничества фирмы Эрбас с российской промышленностью. В центре ECAR, являющийся первым конструкторским бюро, созданным фирмой Эрбас за пределами своих стран-участниц, уже работают 50 российских инженеров, число которых к концу 2004 г. возрастет до 1 00. В настоящее время свыше 55% потребностей фирмы Эрбас в титане обеспечивается поставками из Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО). Причем, если раньше осуществлялись поставки сырья, то сейчас все больше возрастает доля проката

и поковок. В качестве потенциального поставщика алюминиевых материалов для самолетов фирмы Эрбас определена компания «Русский алюминий», проходящая аттестацию на соответствие нормам фирмы Эрбас.

Г.Хумберт также отметил важность сотрудничества с российскими научными центрами, в частности ЦАГИ, и некоторыми КБ. Сейчас почти 600 российских ученых и инженеров участвуют в выполнении более чем 60 проектов, связанных с программами фирмы Эрбас. Он подчеркнул, что стратегическим соглашением между «Росавиакосмосом» и концерном EADS предусматриваются инвестиции в размере 2,1 млрд. долл. в российскую авиационную промышленность в течение 1 0 лет. В феврале 2004 г. ожидается объявление тендера на размещение заказов на сумму 10 млн. долл. в год на российских предприятиях. В дальнейшем, как сказал Хумберт, планируется постоянно наращивать объемы работ и довести годовой объем размещаемых в России заказов до 40 млн. долл. Не исключается подключение российских фирм к разработке и производству грузового самолета Эрбас A380F

В своем выступлении С.Недорослев сказал, что впервые российские предприятия подключаются к непрерывному циклу выпуска пассажирских самолетов фирмы Эрбас. Он уверен, что НАЗ «Сокол», входящий в группу «Кас- кол», полностью подготовлен для выполнения работ по сборке каркасов пола. Опыт международного сотрудничества, в частности с итальянской фирмой Эрмакки, насчитывает шесть лет, в течение которых сам завод и его технологические процессы были сертифицированы по стандартам ISO. Тем не менее, специалисты фирмы Эрбас должны в начале 2004 г. провести очередную проверку для выдачи рекомендаций, выполнение которых позволит окончательно сертифицировать завод. По мнению С.Недорослева, а также и А.Федорова, никаких таможенных проблем при отправке комплектов пола на фирму Эрбас не возникнет. При этом они ссылаются на собственный опыт международного сотрудничества.

С.Недорослев выразил уверенность, что Россия, обладающая мощным производственным, техническим и интеллектуальным потенциалом, займет достойное место на мировом рынке изготовления узлов и деталей авиационной техники.


Индия Истребители «Мираж» 2000-5 для Индии

"Мираж-2000" индийских ВВС


ВВС Индии получили от правительства разрешение на покупку находящихся с 1997 г. на вооружении ВВС Катара 12 многоцелевых истребителей Дассо Авиасьон «Мираж» 2000-5, на которые претендовал Пакистан. В состав закупаемой партии самолетов входят девять одноместных истребителей «Мираж» 2000-5EDA и три двухместных самолета «Мираж» 2000- 5DDA, которые до поставки пройдут на фирме Дассо Авиасьон модификацию с целью соответствия современным требованиям.

Решение Катара о продаже истребителей было принято под нажимом США, которые, развернув на авиабазе в этой стране крупную авиационную группировку, стали рассматривать при сутствие здесь французских специалистов по обслуживанию самолетов как нежелательное.

Индийские ВВС также планируют до конца 2003 г. закупить во Франции 10 новых истребителей «Мираж» 2000. Фирма Дассо Авиасьон ведет переговоры с Индией о возможности поставки еще 126 самолетов «Мираж» 20005 для формирования семи эскадрилий. В настоящее время ВВС Индии имеют на вооружении 43 истребителя «Мираж» 2000Н и ТН, приобретенных в середине 1980-х годов. Всего было закуплено 50 самолетов, из которых семь было потеряно в катастрофах.


США Летное происшествие с истребителем Локхид Мартин F/A-22

Опытный истребитель F/A-22


Командование ВВС сообщило, что осенью 2003 г. произошло летное происшествие с одним из опытных истребителей Локхид Мартин F/A-22. Во время выполнения фигур высшего пилотажа, когда самолет находился на малой высоте, сработала сигнализация о неполадках в системе управления. Летчик получил команду на выполнение аварийной посадки, которая прошла нормально. Расследование показало, что сигнализация сработала по ошибке. После тщательной проверки системы управления этот самолет вновь был допущен к летным испытаниям.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх