79-й Авиационный Ордена Красной Звезды тяжелый бомбардировочный полк

В конце 30-х годов на советском Дальнем Востоке создалась напряженная обстановка. Правительство страны принимало меры по усилению группировки сил в этом регионе, в том числе – авиации. Приказом Командующего Дальневосточным фронтом от 13 июля 1938 г. на аэродроме Кировское (о. Сахалин) была создана смешанная авиагруппа в составе эскадрильи истребителей И-15, И-16 и одной эскадрильи бомбардировщиков СБ. Командиром авиагруппы приказом Командующего ВВС Приморской группы ОКДА (Отдельная Краснознаменная Дальневосточная Армия) комбрига Рычагова был назначен капитан Н.П. Терехов, ранее командовавший эскадрильей в Спасской авиационной бригаде.

На аэродроме Кировское в то время базировался отдельный авиационный пограничный отряд войск НКВД, вооруженный самолетами Р-5. Размещение двух эскадрилий смешанной авиагруппы планировалось завершить к 1 августа 1938 г., но 29 июля два японо-маньчжурских отряда перешли границу с СССР севернее озера Хасан. Развернулись бои за сопки Безымянная и Заозерная. 1-я эскадрилья, которой командовал старший лейтенант Е.Л. Протопопов, не успев прибыть в Кировское, с аэродрома Камень-Рыболов перелетела в составе десяти экипажей на временную площадку в районе поселка Ворошилова. Перед эскадрильей была поставлена задача поддерживать с воздуха действия наземных частей Красной Армии.

Боевое крещение летчики эскадрильи приняли 3 августа. Первый боевой вылет на разведку осуществил летчик А.И. Голощаков. Уже в четвертом боевом вылете звено, ведомое ко- мэском Протопоповым, атаками с малой высоты разгромило эшелон с живой силой противника. За этот бой комэск был награжден орденом Ленина. В одном из боевых вылетов лейтенант Нестеренко бомбовым ударом поразил японский бронепоезд, но его самолет также получил повреждения. Тем не менее летчик сумел посадить самолет на свой аэродром. Отличился лейтенант Колющенко, подавивший две пулеметные точки неприятеля. Лейтенанты Нестеренко и Колющенко были награждены орденами Красного Знамени. Орденов Красной Звезды были удостоены техники – инженер-капитан П.Л. Рыбак и старший лейтенант М.Н. Пугач. Пугач сумел в кратчайший срок отремонтировать поврежденный зенитным огнем истребитель лейтенанта Нестеренко.

Бомбардировщики смешанной группы действовали по японским войскам с аэродрома, расположенного у озера Ханка. 1 1 августа вооруженный конфликт у озера Хасан завершился выдворением агрессора с советской территории. За бои на Хасане 12 авиаторов группы получили ордена и медали, 88 человек отмечены знаками «Участник Хасана». В Кировское группа перебазировалась после Хасана.


Некоторое время на вооружении 79-го полка состояли бомбардировщики Ил-28



Бомбардировщик М-4


7 октября 1938 г. летчикам авиагруппы довелось принять участие в печальном мероприятии: девятка истребителей И-15бис под командованием Е.Л. Протопопова прошла в траурном воздушном эскорте на похоронах командира авиадивизии Я.В. Сорокина и Заслуженного штурмана СССР Героя Советского Союза А.Н. Брядинского. Сорокин и Брядинский погибли в ходе поисков самолета ДБ- 3 «Родина», женский экипаж которого (Осипова, Раскова, Гризодубова) совершал беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток и потерпел аварию в Хабаровском крае.

Смешанная авиационная группа 31 августа 1939 г. была развернута в полк 4-эскадрильного состава и стала именоваться «79-й смешанный авиационный полк». На вооружении полка по- прежнему состояли истребители И-15, И-16 и бомбардировщики СБ.

В мае 1940 г. праздновалось 15- летие освобождения Северного Сахалина от японцев. По этому поводу и за высокие показатели в боевой и политической подготовке, активную помощь в хозяйственном строительстве и бдительную охрану воздушных рубежей Сахалина полк был награжден памятным Красным Знаменем Сахалинского обкома ВКП(б).

До июня 1941 г. полк оставался на Сахалине. 25 июня полк перелетел на аэродром Софийское-на-Амуре. Собственно говоря, полк просто перелетел – аэродром предстояло построить, причем в основном своими руками.

В Великой Отечественной войне полк непосредственного участия не принимал, однако многие питомцы 79- го САП вписали свое имя в историю войны. В их числе Алексей Маресьев. В 1938 г. Маресьев был призван на действительную военную службу, которую проходил сначала в погранотряде, а затем в смешанной авиагруппе. Именно отсюда будущий Герой получил направление в аэроклуб, путевку в небо.

На средства личного состава полка был куплен самолет. На фронт самолет ушел с экипажем в составе летчика Брагина, штурмана Крылова и техника Кострова. 21 августа 1943 г. – знаменательный день в истории части.


Ту- 16П – постановщик помех


Ту-16 опекают "Крусейдвр "и "Фантом"


Пару Ту-16 сопровождает перехватчик F-8 "Крусейдер" ВМФ США


Полку в торжественной обстановке было вручено Боевое Знамя.

Окончательно процесс становления части завершился в 1944 г. с передачей истребительных эскадрилий другим полкам. В полк влилась третья бомбардировочная эскадрилья. 8 августа 1944 г. приказом Командующего Краснознаменным Дальневосточным фронтом полк переименован в «79-й бомбардировочный авиационный полк».

С апреля по август 1945 г. личный состав изучал и осваивал новую для полка технику – пикирующий бомбардировщик Пе-2 на аэродроме Мариинское на Амуре.

С 9 августа по 2 сентября 1945 г. полк принимал активное участие в войне с Японией в составе 2-го Дальневосточного фронта. В этот период полк действовал с сахалинских аэродромов Зональное и Сокол. Первый боевой вылет состоялся 1 1 августа 1 945 г. Двумя группами (ведущие – командир полка майор Грудев и капитан Гулин) был нанесен удар по железнодорожной станции и порту Найро. Во втором боевом вылете бомбометанию подверглись опорные пункты Кантонского укрепрайона. Три группы «пешек» майора Грудева, капитанов Крайнего и Гу- лина точными попаданиями бомб уничтожили несколько ДОТов. Третий боевой вылет был совершен по объектам Харометогского укрепрайона.

За образцовое выполнение заданий командования в боях против японских войск на Дальнем Востоке при форсировании рек Амур и Уссури, при овладении городами Дзямусы, Бейаньчжань, Южной половиной Сахалина, островами Сюмусю и Парамушир (Курильская гряда) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 г. полк награжден орденом Красной Звезды. 90 солдат и офицеров полка за войну с Японией были удостоены орденов и медалей.

После разгрома Японии полк перебазировался на остров Итуруп, поселок Оннебецу, где оставался до июня 1949 г., когда вновь был передислоцирован на Сахалин (аэродром Сокол). С июня 1953 г. полк базируется в Амурской области. В 1953 г. личный состав на новом месте начал освоение реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28. Илы оставались на вооружении недолго – в 1956 г. 79-й БАП был включен в состав Дальней Авиации. Организационно-штатная реформа повлекла за собой полное перевооружение части. На вооружение двух эскадрилий поступили бомбардировщики ЗМ, на вооружение одной – М-4 и на вооружение еще одной – постановщики помех Ту-16П.



"Фантом"подлез под фюзеляж Ту-95, мешая фотосъемке американских кораблей


Отличный снимок истребителя F-4 "Фантом", снятою прямо под фюзеляжем Ту-95


Разведчик Ту-95 в сопровождении "Фантома" проходит над авианосцем "Саратога"


Освоение самолетов конструкции В.М. Мясищева велось в Энгельсе. Первый М-4 7 февраля 1957 г. перегнал на свой аэродром командир полка гвардии подполковник Н.П. Сидоров. Первая летная смена на М-4 была проведена 21 февраля 1957 г. В 1959 г. личный состав освоил полеты днем и ночью на полный радиус действия в сложных метеоусловиях, в том числе полеты в высоких широтах. Началась отработка дозаправки в воздухе. 5 июля 1960 г. полк посетили Первый заместитель министра обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко и Командующий Дальней Авиацией маршал авиации В.А. Судец. За отлично отработанную дозаправку в воздухе в полете на малой высоте маршал Гречко объявил благодарности экипажам подполковника Богатыренко и майора Новикова.

В 1960 г. 3-я эскадрилья была перевооружена самолетами ЗМ, в полку осталось два основных типа – ЗМ и Ту-16П.


Ту-95 в сопровождении "Фантомов "проходит над американским авианосцем


Снимок с борта советского разведчика – "Крусейдер" над авианосцем


F- 15C из 3-го авиакрыла ВВС США идут на перехват Ту-95


С 28 марта по 8 апреля 1961 г. в полку проходили летно-тактические учения. В ходе этих учений экипажи подполковников Кислова и Уколова выполнили экспериментальный полет с целью определения максимальной дальности полета самолета ЗМ с попутной дозаправкой в воздухе. Продолжительность полета составила 17 ч 46 мин, протяженность маршрута – 13 250 км. По итогам боевой и политической подготовки за 1965 г. полк занял первое место в дивизии, корпусе и Дальней Авиации. Качество эксплуатации авиационной техники было отмечено в 1974 г.: представители завода им. Хруничева (завод-производитель самолетов ЗМ) наградили ТЭЧ полка призом «Мастер золотые руки». По итогам 1979 г. приказом Командующего Дальней Авиацией полк объявлен лидерным. В шестой раз полку вручили переходящее Красное Знамя Амурского обкома КПСС. Знамя, как символ воинской доблести, оставили в части на вечное хранение.

В 1984 г. началось переучивание полка на самолеты Ту-95К. Первые шесть Ту- 95К привели на базу 14 сентября 1984 г. экипажи 1-й эскадрильи под командованием подполковника Ю.А. Латышева. До конца года на Ту-95 летало девять экипажей, которые приступили к выполнению учебно-боевых заданий, в частности было выполнено три полета на поиск авианосцев ВМС США. Вообще, полеты «на авианосцы» являлись типовыми для летчиков полка. В 1982-1993 гг. чаще всего осуществлялся поиск авианосцев «Китти Хок», «Авраам Линкольн», «Честер У. Нимитц», «Карл Винсон». Освоение Ту-95 между тем шло своим чередом, довольно высокими темпами. В апреле два Ту-95К-22 (командиры экипажей майоры Е. Николаев и А.И. Козлов) впервые в истории полка выполнили посадку на тундровый аэродром в Заполярье. 14 августа 1985 г. шесть самолетов 2 эскадрильи прошли над Северным полюсом (командиры экипажей майоры Е.А. Николаев, А.А. Таранов, М.Н. Прохоров, B.C. Козлов, С.А. Мунусов, А.А. Ветлугин).

Полеты «за Угол» известны достаточно широко. В Северную Атлантику летали экипажи «европейских» полков. Штурманы же полков Дальней Авиации, которые базировались за Уралом, прокладывали маршруты к берегам Аляски. Американцы оценили степень угрозы. С появлением Ту-95 в небе северной части Тихого океана Аляска по степени «угрозы» была приравнена к Западной Европе. Пожалуй, именно в этом регионе наглядно демонстрировалась политика сдерживания и демонстрации силы. К примеру, в марте 1987 г. велась активная подготовка встречи на высшем уровне между Горбачевым и Рейганом. В марте-апреле истребители F-15 авиационного командования Аляска 12 раз поднимались на перехват русских «медведей» при том, что до марта с начало года было отмечено только шесть подходов к Аляске Ту-95. Принятие на вооружение Ту-95МС вызвало ответные меры со стороны США. Авиационная группировка на Аляске была усилена. Советским ракетоносцам противопоставили комбинированные силы – истребители F-15C (ранее на Аляске базировались F-15A), самолеты ДРЛО Е-ЗА (два самолета стали постоянно базироваться в Элмендорфе), заправщики КС-135 (8-10 самолетов, один всегда находился в немедленной готовности к взлету), действовавшие в тесном взаимодействии с кораблями и палубными самолетами 3-го флота ВМС США. На перехват американские истребители уходили с комплектом боевых ракет воздух-воздух. Американцы старались сопровождать Ту-95 как можно более продолжительное время. Рекорд установили пилоты пары F-15C 29 января 1988 г. – 2 ч 53 мин.


Ту-95МС в районе Аляски


Боевое знамя полка


Командир полка полковник Даниленко СП.



Ракетоносцы Ту-95К-22 подлежали уничтожению по условиям договора ОСВ-2, но полк не остался без самолетов – в 1993 г. началось переучивание на Ту-95МС Часть самолетов Ту-95МС ранее состояло на вооружении отошедших Казахстану двух полков (1023- й и 1226-й ТБАП) 79-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии. Взамен «стратегов» Россия передала Казахстану партию истребителей Су-27. 25 сентября 1996 г. экипаж подполковника В.Е. Шевцова ыполнил первый в полку пуск АКР Х-55 с самолета Ту-95МС.

В полку имеется один именной Ту-95МС: воздушному кораблю с бортовым номером «59» 31 августа 1999 г. присвоено почетное имя «Благовещенск».

Командиры 79-го тяжелого бомбардировочного ордена Красной Звезды авиационного полка

год вступления в должность

майор Терехов Н.П. 1938

майор Васильев В.Г. 1939

майор Жаворонов А.П. 1941

майор Еремин М.А. 1942

майор Грудев Г.Д. 1943

майор Логинов В.Г. 1946

майор Шумилин А.П. 1947

подполковник Ситников А.П. 1948

подполковник Лаврик В.М. 1950

майор Лебедев Б.А. 1953

подполковник Калугин К.В. 1954

майор Попов А.А. 955

подполковник Сидоров Н.П. 1956

подполковник Матросов М.В. 1959

подполковник Подольский В.Д. 1963

подполковник Субботин К.К. 1966

подполковник Муравлев В.А. ]968

подполковник Тараканов А.И. 1971

подполковник Шабельский Л.С. 1974

подполковник Давыдов В.И. 1979

подполковник Колесников Д.Д. 1981

подполковник Полетаев В.И. 1984

подполковник Шумский А.С. 1987

полковник Ерохин СИ. 1993

полковник Дегтярь Н.П. 1996

полковник Кузнецов ЮЗ. 2001

полковник Даниленко СП. 2003




Владимир Ригмант








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх