Истребитель- бомбардировщик МиГ-27

В. Марковский И. Приходченко

Продолжение. Начало в № 9-12/2003, 1-4,7-11/2004 г.


Алжир

Со времени получения независимости в июле 1962 года и провозглашения социалистических принципов вооруженные силы Алжира использовали преимущественно советскую военную помощь и технику. С образованием собственных ВВС началась и реконструкция аэродромной сети, доставшейся от метрополии – Франция держала в Алжире до 800 военных самолетов. Президент Бен Белла, ориентировавшийся на советскую поддержку (и имевший титул Героя Советского Союза), уже в ноябре 1962 года получил из СССР первую партию авиационной техники, осваивать которую помог дружественный Египет. Военный переворот 1965 года, приведший к смещению президента и приходу к власти менее радикальных сил, не сказался на военно-техническом сотрудничестве с СССР.

В ходе арабо-израильских войн алжирские авиационные части направлялись в зону конфликта, поддерживая союзников, что позволило алжирским летчикам приобрести некоторый боевой опыт. К началу 70-х годов основу ударной авиации ВВС Алжира составляли МиГ-17Ф и Су-7БМК.

В соответствии с заключенным в 1971 году советско-алжирским соглашением, предусматривавшим развитие взаимоотношений на 18-летний период, Алжир начал модернизацию своих ВВС, получая самую современную технику. В числе боевых самолетов были истребители и разведчики-бомбардировщики МиГ-25, истребители- бомбардировщики Су-20 и МиГ-23БН, поступившие на вооружение двух эскадрилий (около 40 машин).

Подготовка алжирских пилотов велась в Национальной Пилотской школе в Оране, где они получали первоначальную подготовку. Переучивание на новую технику осуществлялось в СССР, базой для освоения МиГ-23БН служило Фрунзенское училище. Инструкторы и преподаватели отмечали серьезное отношение алжирцев к технике, стимулируемое добровольностью поступления в ВВС и традиционной авторитарностью военной профессии (первые погоны алжирским офицерам вручал лично президент республики). Вместе с тем сказывалась слабая летная подготовка на учебных самолетах и "склонность к избеганию нагрузок", из-за чего сами алжирские командиры применяли строгость в дисциплинарном воздействии на своих летчиков и техников – вплоть до тюремного заключения проштрафившихся.

Несмотря на декларировавшуюся алжирцами принадлежность к "единой арабской нации", в ирано-иракском конфликте страна поддерживала Ирак, оказывая ему помощь оружием и боеприпасами, в том числе и комплектующими к авиатехнике. Вместе с тем собственно алжирским МиГ-23БН не пришлось принять участие в боевых действиях, периодически вспыхивавших между странами-соседями в регионе. Благодаря достаточно выдержанной политике алжирских властей их служба ограничивалась обычной боевой учебой и участием в ежегодных воздушных парадах, проводившихся над столицей в День Независимости 5 июля.


Ливия

Военно-техническое сотрудничество между Ливией и СССР началось спустя считанные месяцы после свержения монархии армейской группировкой капитана Каддафи в сентябре 1969 года и провозглашения антизападного курса. В 1970 году в Ливию стало поступать советское оружие, а в 1974 году было заключено двустороннее соглашение, предусматривавшее и подготовку летно-технического персонала в советских училищах.



Алжирские "Миги"на аэродроме


На ливийском аэродроме МиГ-23МС и МиГ-23БН


Своеобразные взгляды нового лидера и представления о роли Ливии в регионе требовали срочного пополнения арсеналов, причем нефтяной экспорт позволял не ограничиваться в запросах, закупая вооружение и технику и в странах Варшавского Договора, и на Западе. Объемы заказов были масштабными и включали самую современную технику, пополнив ВВС Ливии дальними бомбардировщиками Ту22 и перехватчиками МиГ-25 .

Потребность в ударных МиГ-23БН также была внушительной – заказ составил полсотни машин, первые из которых были доставлены в ливийские порты летом 1974 года. К концу 1981 года ВВС Ливии насчитывали 143 МиГ23 разных модификаций.

Внимание к нуждам арабского партнера позволяло поддерживать в боеготовности и модернизировать парк ливийских МиГ-23, которых и к 1991 году насчитывалось 1 30 – больше, чем у любой другой страны.

Вместе с тем на освоении новой техники серьезно сказывались этнические и социальные особенности ливийского контингента. В Краснодарском летно-техническом училище, где шло переучивание на МиГ-23 , ливийцы заслужили не самые лестные отзывы преподавателей и инструкторов.

С открытой нетерпимостью и неуважением постоянно сталкивались и советские специалисты, откомандированные на ливийские авиабазы. К ним часто проявлялось открытое недоверие и пренебрежение советами, а от частей, привлекавшихся к боевым действиям, их полностью изолировали. Весь этот набор в полной мере сказался на эффективности использования ливийцами ударных МиГ-23БН.

В конфликте на египетской границе летом 1977 года и стычках с американцами над средиземноморскими водами в 1986 и 1989 годах участия ливийских МиГ-23БН не отмечалось. Боевое крещение они приняли в ходе гражданской войны в соседнем Чаде, ставшем для Ливии постоянным "южным фронтом". Поддерживая мятежный север Чада, ливийцы взяли под свой контроль приграничную полосу Ауза и, продолжая продвигаться в глубь страны, оборудовали в песках ряд аэродромов. Самый крупный из них, в оазисе Уади-Дум, имел бетонированную ВПП длиной 3800 м и стал опорной базой ливийцев в Чаде.

В перипетиях гражданской войны лидеры мятежников Гуккуни Уэддэй и Хиссен Хабре стали врагами, причем, по очереди захватывая столицу, оба объявляли себя президентами. Война в пустыне, где селения и гарнизоны разделяли сотни километров, делала авиацию важнейшим средством, хотя редкие аэродромы и удаленность целей ограничивали использование ливийских истребителей-бомбардировщиков. Их боевая работа была эпизодической – поддерживая исламистский Фронт Национального Освобождения Уэддея, МиГ-23 время от времени наносили удары по объектам правительственных сил. В ходе наступления северян в июле-сентябре 1983 года ливийская авиация атаковала позиции чадских войск у Фая-Ларжо, Умм-Шалуба и Фада. Бомбардировкам подвергались также селения в соседнем Судане, правивший которым генерал Нимейри конфликтовал с Каддафи.

При поддержке авиации с расположенных в Чаде баз мятежники в феврале 1986 года вновь перешли в наступление. Развивая успех, в октябре 1986 года в районе нагорья Тибести в глубь Чада двинули свои войска ливийцы. В операции активно участвовали МиГ-23, атаковавшие наземные цели. Авиация ливийцев не встречала противодействия в воздухе – противник своих ВВС фактически не имел, а переброшенные в бывшую колонию вместе с частями Иностранного Легиона французские "Ягуары" и "Мираж" F.1 не предпринимали попыток перехвата, ограничиваясь время от времени ударами по аэродромам ливийцев.

В марте 1987 года правительственные войска предприняли контрнаступление. Перехватив инициативу, после упорных боев они 22 марта отбили Уади-Дум, захватив на авиабазе большое количество боеприпасов и техники, включая полтора десятка самолетов и вертолетов. Ливийцы бомбили потерянный аэродром, однако большого успеха не добились – большинство бомб легли в пустыне, миновав аэродромные сооружения. Продолжая наступать, чадская армия 5 августа заняла другой ливийский аэродром – Ауза – у самой границы, где вновь захватила трофеи. Войска Каддафи с 17 по 23 августа предприняли ряд контратак с широким применением авиации, но переломить ситуацию не смогли и откатились, причем противник, используя трофейные ЗРК "Куб" и ПЗРК "Стрела", сумели сбить 9 ливийских самолетов и вертолетов.

Удача отвернулась от ливийцев – 5 августа чадские войска перешли границу, предприняв рейд по ливийской территории и с ходу атаковав авиабазу Маатен-эс-Сара. Два пытавшихся взлететь МиГ-23 были сбиты, еще 22 единицы авиатехники наступающие захватили на стоянках. Предпринятые "под занавес" бомбардировки Уади- Дум, Фая-Ларжо и Фада ничего изменить не смогли, и вскоре было подписано соглашение о прекращении огня.

Каддафи болезненно воспринял поражение, хотя его несколько скрасило свержение враждебного режима Ни- мейри в Судане, на смену которому пришли дружественные Ливии генералы антизападных настроений. Судан был объявлен исламской республикой, в помощь которой ливийцы передали значительное количество военной техники, использованной в борьбе с христианской оппозицией на юге страны. Военно-техническая поддержка включала и эскадрилью МиГ-23БН, переданную в 1988 году и наносившую затем удары по лагерям мятежников.


Сирия

После свертывания советско-египетского сотрудничества Сирия стала главным стратегическим партнером СССР на Ближнем Востоке. Этому способствовал целый ряд факторов – относительная стабильность, установившаяся в стране с приходом к власти Ха- феза Асада; непримиримое отношение к Израилю, само право на существование которого сирийский лидер не признавал, что отвечало и советской позиции, видевшей в Израиле "форпост мирового империализма". Выступая в роли "борца за общее дело", Сирия пользовалась поддержкой влиятельных стран арабского мира, причем опора на щедро предоставляемые финансовые ресурсы соседей позволяла сирийцам не ограничивать себя в наращивании и модернизации армии, используя технику как советского, так и западного производства.

Свой оттенок военному строительству придавало обязательство богатых соседей (в первую очередь – Саудовской Аравии) компенсировать потерю в боях каждой единицы военной техники. Такая "затратная экономика", помноженная на государственную идеологию и десятилетиями длившуюся конфронтацию, сделала войну образом жизни, оправдывавшим невысокий достаток (особенно на фоне соседних нефтяных стран).

Как и во многих ближневосточных странах, военная авиация обладала приоритетом и даже престижностью (Асад, как и президент Мубарак, король Иордании Хусейн и многие члены саудовской династии Фейсалов, был военным летчиком). Компенсируя понесенные в октябрьской войне 1973 года потери (Сирия лишилась 106 боевых самолетов, из них 54 истребителей-бомбардировщиков), СССР начал поставку новых машин уже в следующем году, причем, ввиду срочности, поддержка ближневосточных партнеров опережала даже перевооружение современной техникой союзников по Варшавскому договору.

Первые МиГ-23БН вместе с истребителями МиГ-23МС прибыли в порт Латакия в 1975 году, причем Сирия, как и другие арабские страны, не ограничилась одним типом истребителей-бомбардировщиков, получая параллельно Су-20 (а затем и Су-22М), хотя они практически не отличались по боевым возможностям. Экспортные МиГ-23БН сирийского заказа в "исполнении Б" отличались оборудованием, не несли комплекса управляемого вооружения и могли использовать только обычные авиабомбы и НАР. Соответствующее внимание было уделено освоению новой техники, причем переучиванию способствовало хорошее взаимопонимание, уважительное отношение сирийцев к нашим инструкторам (нечастое в арабских странах) и, в большой мере, как отмечалось в их характеристике, "хорошо развитое мышление, решительность и высокая профессиональная направленность ".

Первые задачи сирийской авиации пришлось выполнить против "внутреннего врага". Целью МиГ-23БН стали базы исламской оппозиции "Братьев- мусульман", совершившие ряд вылазок и диверсий, включая попытку взрыва советского представительства в Дамаске весной 1982 года. Ответ Асада был жестким и бескомпромиссным: служившие опорой исламистам селения уничтожали артобстрелами и ударами с воздуха. МиГ-23БН бомбили и кварталы города Хама на севере страны.

К лету 1 982 года все шло к очередной войне. С июня 1976 года сирийские войска находились в охваченном гражданской войной Ливане, разместившись на востоке и юге страны, где не без их помощи сложилась настоящая линия фронта между палестинцами и Израилем. По базам палестинцев наносились ответные удары израильской авиации, периодически в бой вступали развернутые здесь же ЗРК сирийцев. 6 июня израильтяне начали операцию "Мир для Галилеи", двинув через ливанскую границу войска. Вторжение на контролируемую сирийцами территорию тут же вызвало ответную реакцию и развернулись полномасштабные боевые действия на земле и в воздухе.

В первые дни конфликта сирийская ИБА не была задействована – сказалось слабое представление о силах и намерениях противника. К исходу 7 июня стало ясно, что идут не рядовые приграничные стычки. Израильские войска быстро продвигались на север, танковыми клиньями выдвигаясь во фланг сирийской группировке в Ливане. Против наступающих бронетанковых войск Израиля и были задействованы сирийские истребители-бомбардировщики.

Итоги боевой работы МиГ-23БН выглядят неутешительно: в 30 вылетах сирийцы потеряли 14 самолетов. Уровень потерь составил 47%, т.е. каждый второй самолет не возвращался с задания. Потери нельзя было отнести только на счет недостатков машины – эскадрилья Су-22М, выполнив 10 самолето-вылетов, лишилась 7 самолетов. Картина разительно изменилась и по сравнению с октябрьской войной 1973 года, когда уровень потерь МиГ- 17 и Су-20 не превышал 5%, а сами истребители-бомбардировщики имели на боевом счету 10 сбитых "Миражей".

Десять лет спустя потери более современной техники оказались на порядок выше. Опыт выглядел тем более неожиданным, что в бой шли хорошо обученные летчики, освоившие маневры и тактику, в полной мере использовались меры по маскировке и скрытности, а малое подлетное время способствовало внезапности. Причины крылись в организации и отставших от времени взглядах на способы боевого управления и тактику.

Не исключено, что сирийские истребители-бомбардировщики попадали и под удар своих зенитчиков: подвергаясь непрерывным ударам с воздуха и не имея связи с авиацией, те открывали огонь по любому появившемуся над ними самолету (по наблюдениям советских советников, сирийская ПВО сбила не менее 10-12 своих машин – больше, чем самолетов противника!)

Не последнюю роль сыграла и методика сирийского командования: понесенные потери преподносились арабским соседям как примеры самоотверженности сирийской армии в борьбе с общим врагом и служили поводом для требований компенсации – в первую очередь, новой военной техники. Просьбы удовлетворялись незамедлительно: с новыми поставками ударные возможности сирийской авиации были усилены двумя десятками Су-24.


Шри-Ланка

Островное государство, двадцать лет охваченное гражданской войной с повстанцами-тамилами, остро нуждалось в укреплении своих вооруженных сил и, в первую очередь,- военной авиации. Вооруженные отряды сепаратистской организации "Тигры освобождения Тамил Илама", не ограничиваясь партизанскими вылазками, регулярно проводили наступательные операции, тесня правительственные войска и захватывая города и селения на севере и востоке острова, где пользовались сочувствием и поддержкой соплеменников. Армейской тактике, обрушивавшей удары на занятые тамилами объекты, противник противопоставлял подвижность и неожиданность ответных атак и диверсий хорошо обученных, неприхотливых и фанатично настроенных бойцов. Танки и артиллерийские обстрелы оказывались малоэффективными в борьбе с вездесущим и ускользающим сквозь кордоны и заслоны противником. Специфика войны в джунглях, препятствовавших передвижению и действиям армейских сил и, одновременно, служивших надежным укрытием "Тиграм", требовала широкого использования авиации – практически единственного средства ведения разведки, поиска врага и оперативного его уничтожения.

Продолжительное время правительственные силы довольствовались авиаподдержкой более чем скромных ВВС, насчитывавших дюжину вертолетов и несколько учебных винтовых самолетов, переоборудованных для ведения противопартизанских действий. Тем временем "Тигры" набирали силу и, не без помощи извне, укрепляли свои позиции, оборудуя в джунглях опорные пункты, базы и склады, пополнявшиеся современным вооружением. Постоянную необходимость в качественном росте авиационного парка слабо удовлетворяли полученные из Китая первые реактивные машины, ни по характеристикам, ни по боевым возможностям не удовлетворявшие требованиям разраставшегося конфликта. В то же время расчитывать на получение современных боевых самолетов не позволяли как собственные ограниченные экономические возможности государства, опиравшегося на чайный экспорт и курортный бизнес, так и отказ ведущих стран поставлять военную технику в охваченный войной регион. Первым откликнулся Израиль, продавший по сходной цене десяток "Кфиров" С.2 – уже послуживших, но представлявших значительную боевую ценность истребителей-бомбардировщиков. Ими была оснащена 10-я эскадрилья (одна из двух имевшихся в ВВС Шри-Ланки частей на реактивных боевых самолетах), в то время как 5-я до лета 2000 года продолжала летать на китайских F-7 и FT-5 более чем десятилетнего возраста.

К лету 2000 года при посредничестве украинского "Укрспецэкспорта" удалось договориться о поставке партии МиГ-27М – поначалу одного звена "на пробу", а затем, по результатам опробования в боевых условиях, оговаривалась и возможность расширения заказа. Как и "Кфиры", самолеты с базы хранения Львовского АРП были не новыми и простояли на консервации по 7-8 лет. Однако они прошли восстановительный ремонт, переборку после расконсервации и обладали солидным ресурсом, а бортовое оборудование и ПрНК после настройки и тестирования работали безукоризненно.


Ланкийский МиГ-27 с полной боевой нагрузкой


Ланкийские МиГи в воздухе


Детали сделки официально нигде не комментировались, однако 25 июня 2000 года первые два МиГ-27М на борту транспортного Ил-76 были доставлены получателю. Через неделю, 2 июля 2000 года, тем же путем доставили следующие две машины. После сборки и облета командированными с Украины летчиками четверка МиГ- 27 вступила в строй. Машины разместили на авиабазе в Катунайаке, рядом с международным аэропортом Коломбо. Других подходящих аэродромов с ВПП, пригодной для полетов боевых самолетов, на острове просто не было, и здесь же базировалась десятка "Кфиров", вместе с которыми МиГам предстояло включиться в боевую работу. Потребность в них была настолько велика, что дебют МиГ-27 на острове состоялся уже 8 августа. Целями служили лагеря боевиков на полуострове Джафна, а от контролируемой тамилами территории аэродром отделяли всего 160 км, которые самолеты преодолевали за 10 минут полетного времени. Очевидно, что за столь короткий срок (всего месяц) не могло быть и речи о подготовке местных пилотов, для переучивания которых, к тому же, не было никаких условий – скромные возможности заказчика не позволили включить в группу хотя бы одну "спарку". По обоюдному соглашению обе стороны официально никак не комментировали факт участия в боевых действиях иностранных летчиков, отделываясь общими фразами о приглашении "инструкторов одной из восточноевропейских стран". Летчики-индийцы, имеющие богатый опыт эксплуатации МиГ-27, также не привлекались к работе в ВВС Шри-Ланки из-за разногласий сторон в тамильском конфликте (тамилы составляют значительную часть населения Индии, и "Тигры" не раз заявляли о желании присоединиться к ее штату Тамилнад, населенному единоверцами). Обычной практикой последних лет стало участие бывших советских летчиков в войнах и конфликтах в самых разных уголках света – как на договорной основе, так и частным образом оставшихся без работы дома авиаторов, причем особо преуспевающим в этой практике выступает МО Украины, предлагающее на экспорт не только военную технику, но и персонал.

В первых вылетах участвовали три МиГ-27М, выполнявших атаки НАР и бомбами. В ходе трехдневных ударов удалось уничтожить несколько бункеров-укрытий и лагерей боевиков. Эффективность вылетов оказалась достаточно высокой, хотя сами летчики и офицеры группы руководства, вылетавшие на контроль результатов, жаловались на сложность поиска целей и нанесения удара по скрытым в джунглях объектам. Как отмечал командир 10- й эскадрильи, руководивший всей боевой авиагруппой, "мы часто не знаем, кто наш враг – мы его просто не видим. Бомбить "Тигров" непросто, и мы стараемся убедиться, что у наших целей не будет мирного населения, их жилищ и храмов. Вы поймете, каково это, если когда-нибудь пробовали подхватить рис палочками для еды".

Весьма эффективным в такой обстановке оказалось использование ПрНК-23М, в память которого перед вылетом заносились координаты целей и маршрут. Его возможности оценивались очень высоко, причем работа комплекса стало настоящим открытием для местных летчиков, большинство из которых после службы в ВВС стран Европы и ЮАР имели богатый опыт эксплуатации боевой авиатехники. Попав по найму в авиацию Шри- Ланки, западные пилоты с удивлением отмечали, что далеко не новый советский самолет обладает внушительными характеристиками, весьма надежен, а по условиям работы летчика в боевых режимах МиГ с пятнадцатилетним стажем качественно выделяется и на фоне более современных машин, в том числе "Ягуара" и "Торнадо". В числе достоинств называли удачное решение прицельной системы с визирной головкой С-17ВГ-1 с подвижной прицельной маркой и возможностями бомбометания и стрельбы в "автомате" и ручном режиме, обеспечение данных по дальнометрированию и непрерывное решение прицельной задачи бортовой ЦВМ. Командир 10-й эскадрильи, имевший на счету более 400 боевых вылетов на "Кфире", откровенно высказывался в пользу МиГ-27: "Я просто завидую этим летчикам, которые могут доверять великолепному бортовому компьютеру "мозгу" системы, непрерывно отслеживающему ход полета и держащему в памяти цель".


Ланкийский "МиГ" на посадке


МиГ-27, потерпевший аварию на взлете


МиГ – жертва налета тамильских "тигров "на аэродром


Вылеты часто выполнялись смешанным составом "Кфиров" и МиГ-27М, обычно звеном, состоящим из пары тех и других. МиГи при этом выполняли роль лидеров, выводя соседей на цель. Внушительно отличались они от "Кфиров" и по боевым возможностям, особенно по радиусу действия и боевой нагрузке. "Кфиры" обычно ограничивались подвеской пары 550- или 770- фунтовых бомб (250 и 350 кг) и даже в вылетах на ближние цели несли дополнительные баки. На МиГ-27М практически постоянно под боевую нагрузку задействовались все держатели. Шесть авиабомб калибра 250 и 500 кг были обычным вариантом подвески. В паре чаще всего снаряжение машин было различным, обеспечивая наиболее эффективное поражение цели: для уничтожения подземных бункеров и укрытий один самолет нес шесть ФАБ-500М54, другой – шесть штурмовых низковысотных ОФАБ-250ШН или РБК-250, использовавшихся при атаках баз и лагерей тамилов. МиГ- 27М с трехтонной бомбовой нагрузкой уверенно выполняли взлет даже в обычную для этого времени года сорокоградусную жару, а длина ВПП обеспечивала выполнение прерванного взлета на случай отказов на борту.

Над целью МиГи встречали значительное противодействие ПВО – от стрелкового оружия и зенитных установок до ПЗРК (по иронии судьбы, последние были также советского производства и попали к тамилам из "излишков" бывших союзных республик). В первом же вылете один самолет получил повреждения, вернувшись на базу с пулевыми прострелами. Трижды самолеты были атакованы ПЗРК, но во всех случаях сумели уклониться от ракет. На этот случай в каждый вылет МиГ-27М в обязательном порядке снаряжались тепловыми ловушками, а летчики отрабатывали маневр уклонения – боевой разворот с отстрелом ловушек.

Много хлопот доставлял языковой барьер: ни один из прибывших летчиков МиГ-27 не знал английского языка, официально принятого на острове, из- за чего обычное общение, инструктаж, связь и радиообмен в воздухе становились проблемой. Потребовалось привлечение переводчика "из Восточной Европы", участвовавшего в постановке задачи, руководстве полетами и разборе их результатов. К его помощи обращались и местные пилоты, когда нужно было обратиться к летчикам МиГов, согласовывая действия в воздухе при совместной работе. Переговоры в полете они вели на английском и, желая сообщить что-либо летящему рядом коллеге, обращались к руководителю полетов, тот передавал их находящемуся тут же переводчику, который связывался на другой частоте с адресатом. Таким же образом проходил ответ. Для пилотов Шри-Ланки такой опыт был не новым – когда-то, осваивая китайскую технику, они тоже были вынуждены пользоваться подсказками китайских инструкторов и переводчиков.

Всего за пять месяцев боевой работы звено МиГ-27М сбросило более 700 т боеприпасов, в значительной мере подорвав боевой потенциал "Тигров". В итоге армии удалось перейти в наступление и вернуть под свой контроль значительную часть территории, захваченной сепаратистами в ходе вылазок зимой и весной 2000 года. Боевые вылеты не прекращались и в дальнейшем: за 18 январских дней следующего года МиГ-27М произвели 73 вылета, в день выполняя, в среднем, по 56 вылетов. Подготовкой самолетов продолжали заниматься прибывшие специалисты, на местных авиатехниках лежала ответственность только за снабжение и доставку топлива, боеприпасов и средств обеспечения. Самолет продемонстрировал высокую надежность даже в начавшийся осенью сезон муссонов, тропическую жару и постоянно висевшую в воздухе сырость от близкого океана, приносившего соленые ветры. В этих условиях обслуживание значительно облегчало ангарное хранение машин,выкатывавшихся на открытые стоянки только для завершения предполетной подготовки и подвески вооружения.


Эфиопский МиГ-23БН, доставшийся Эритрее при разделе страны


К концу 2000 года Шри-Ланка решила пополнить свои авиационные силы еще парой МиГ-27М, заказав также "спарку" МиГ-23УБ, необходимую для переучивания своих летчиков. Оба боевых самолета и "спарка" прибыли на остров 27 декабря 2000 года. Курс переучивания начали четыре местных пилота, первым на МиГ-23УБ вылетел сам командир 5-й эскадрильи, дипломированный инженер и опытный летчик, которому затем предстояло выступать в роли инструктора, вывозя своих подчиненных на новой машине.

МиГ-27М значительно усилили ударные возможности авиации, причем их ценность особенно подчеркивали армейские офицеры, остро нуждавшиеся в поддержке с воздуха. Противник, подвергавшийся постоянным авиаударам, стал избегать сосредоточения сил, становившихся привлекательными целями для авиации, а позиционный характер противостояния с "линией фронта" в сотне миль от Коломбо был нарушен бомбардировками, и боевикам пришлось отступать под непрерывными атаками с воздуха.

Ланкийские ВВС стали настолько ощутимой силой в конфликте, что армейское руководство в открытую заявило, что боевики впредь не могут рассчитывать на успех своих территориальных претензий. Роль авиации должным образом оценила и противная сторона. Не сумев поразить ни один МиГ в воздухе, "Тигры освобождения Тамил Илама" предприняли масштабную акцию, атаковав столичный аэропорт и авиабазу. Ночью 24 июля 2001 года отряд из полутора десятков человек по подземным ливневым стокам проник на территорию аэродрома. Оказавшись рядом со стоянками авиабазы, боевики открыли огонь из стрелкового оружия и гранатометов по самолетам, ангарам и штабелям боеприпасов, уничтожив и повредив 10 машин. Солдаты из охраны аэродрома в ходе перестрелки с боевиками перебили половину группы, не дав диверсантам-подрывникам пробиться к ангарам. Подоспевшие армейские части вынудили боевиков отступить. Те пересекли ВПП и, отходя к аэропорту, принялись расстреливать пассажирские лайнеры и цистерны с горючим. Несколько аэробусов были взорваны подрывниками-смертниками, другим удалось прорваться внутрь терминала и там взорвать себя среди туристов. После пяти часов боя на аэродроме сгорели или были повреждены 26 самолетов и вертолетов, погибли шесть человек аэродромного персонала, один из техников МиГов был ранен. Все террористы погибли на месте. Несмотря на это, "Тигры" могли считать операцию успешной – на каждого погибшего пришлось по два выведенных из строя летательных аппарата. В их числе был один МиГ-27М и единственная "спарка" МиГ-23УБ, сгоревшие на стоянке. Еще один "двадцать седьмой" получил повреждения.

Ответ не замедлил себя ждать – в тот же день авиация всеми наличными силами нанесла ответный удар по позициям тамилов. В налете участвовали и все оставшиеся в строю МиГ-27М. Украина выразила готовность в кратчайшие сроки восполнить потери, предоставив Шри-Ланке новые самолеты.


Эфиопия

Режим Менгисту Хайле Мариама после своего прихода к власти в Эфиопии в результате переворота в феврале 1974 года в обмен на вооружение и техническую помощь обещал предоставить СССР выгодно расположенные базы. Предложение было принято, и в Эфиопию в большом количестве пошла техника и появились военные советники. В 1977 году в страну были поставлены 44 истребителя-бомбардировщика МиГ-23БН в комплектации "Б". Непосредственным поводом для поставки ударных машин стала война с соседним Сомали, чьи войска 23 июля 1977 года вторглись в район Огаден с целью его отторжения от страны. До этого момента власти Сомали (где правила единственная Сомалийская революционная социалистическая партия) поддерживали тесные контакты с СССР и другими соцстра- нами, которые оказывали государству разностороннюю помощь, в том числе и военную. Сомалийские войска к концу года продвинулись в глубь Эфиопии на 300-700 км. Сомалийские правители к этому времени сменили ориентиры, отказавшись от партнерства с

Советским Союзом. В ответ СССР значительно усилил поддержку Эфиопии, в страну был направлен кубинский военный контингент. В феврале 1978 года войска Эфиопии в составе семи дивизий перешли в наступление, и 9 марта того же года сомалийское правительство объявило о выводе своих войск из Огадена. Как писали в те годы советские газеты: "Эфиопия при поддержке социалистических стран отразила агрессию со стороны Сомали".

Самолеты, полученные Аддис-Абебой, отличались упрощенным комплектом оборудования и урезанной номенклатурой вооружения. Поскольку применение ракеты Х-23 с эфиопских БНов не предусматривалось, они не комплектовались аппаратурой "Дельта- НМ". В 1985 году эфиопы получили еще одну партию машин.

В начале 90-х годов на вооружении находилось еще около 36 МиГ- 23БН, базировавшихся на аэродромах Дире Дава и Дебре Цайт. Часть их, сохранившая боеготовность, была задействована в затянувшемся конфликте с Эритреей – мятежной провинцией, в мае 1 993 года отделившейся от Эфиопии (после чего та лишилась выхода к морю). Дележ территории привел к новой войне, вспыхнувшей в мае 1998 года. 5 июня звено эфиопских МиГ-23 дважды атаковало аэропорт в эритрейской столице Асмара, уничтожив два ангара и Боинг 727 (принадлежавший, впрочем, авиакомпании из Замбии). Отражавшим налет зенитчикам удалось сбить один МиГ, упавший на окраине аэродрома, а подбитый второй самолет упал в пустыне. Спустя несколько месяцев враждующим сторонам удалось пополнить свои ВВС более современной техникой, причем и МиГ-29 для Эритреи, и Су-27 для Эфиопии были получены из России. Тем не менее эфиопские МиГ-23БН продолжали использоваться в стычках: эритрейцы заявили о сбитии самолетов этого типа 15 и 21 марта 1999 года, однако в Аддис-Абебе эти утверждения опровергли, заявив, что "это выдумка, должная поднять боевой дух войск противника после стольких поражений".

(Продолжение следует)


И.Б.Качоровский








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх