Новости мировой авиации

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВВС СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
ВВС Польши

Первый F-16 польских ВВС


Исторически ВВС Польши являлись наиболее многочисленными и самыми боеспособными в Восточной Европе. В настоящее время ВВС Польши сохраняют свой статус и имеют весьма амбициозную программу развития.

В сентябре 1997 г. был принят план закупок вооружений и военной техники на период 1997 – 2012 г.г. Согласно плану планировалось закупить примерно 10 вертолетов «Гусар», 100 вертолетов «Сокол» и «Анаконда», 50 учебно-тренировочных вертолетов SW-4 и 3500 вертолетных ПТУР. Общая сумма закупок вертолетной техники оценивалась в 5,8 млрд. злотых.

Планировалась модернизация парка истребителей МиГ-29 и истребителей-бомбардировщиков Су-22, закупка 50-60 современных учебно-тренировочных самолетов «Орлик» и «Ирида», адаптация существующего парка военных самолетов под стандарты НАТО. «Самолетная» составляющая программы оценивалась в 4 – 6 млрд. злотых. Кроме того, по отдельной «Стратегической государственной программе» предусматривалась закупка 100 новых боевых и учебно-боевых самолетов.

С тех пор план неоднократно менялся, но общая стратегия строительства вооруженных сил, направленная на сохранение доминирующего положения в Восточной Европе, оставалась неизменной.

Наиболее амбициозным пунктом программы стала закупка в США партии из 48 вновь построенных истребителей F-16 блок 52+ (36 одноместных F-16C и 12 двухместных F-16D). Дискуссии о выборе перспективного истребителя велись в Польше почти десять лет. Среди возможных кандидатов рассматривались российские МиГ- 29 и шведские JAS-39 «Гриппен». Под давлением США в декабре 2002 г. правительство Польши сделало выбор в пользу истребителя F-16. Однако представляется, что решающую роль в выборе американского самолета сыграл фактор не политический, а экономический.

Сделка на поставку партии F-16 оценено в 3,5 млрд. долл. В то же время США предложили Польше кредит на сумму 3,8 млрд. долл.

Самолеты F-16 серии 52+ оснащены ТРД Пратт энд Уитни F100-PW-229, на них установлены РЛС Нортроп- Грумман APG-68(V)9. Помимо самолетов, в связанный контракт на сумму 7,8 млрд. долл. входит закупка 130 пилонов LAU-129, 384 ракет AIM-120C AMRAAM, шести учебных ракет AIM- 120С AMRAAM AVIM, 384 ракеты AIM- 9М2 «Сайдуиндер», 24 учебных ракеты AIM-9M2. Кроме того, дополнительно могут быть поставлены еще 178 перспективных ракет воздух – воздух AIM- 9Х «Сайдуиндер» и боеприпасы класса воздух-поверхность: 816 ракет AGM-65G «Майверик», 65 учебных ракет TGM-65G «Майверик», 232 кассетные бомбы JDAM, 280 JSOW, 215 бомб Mk 82, 930 бомб Mk 83 и другое вооружение.

Помимо ракет и вооружения вероятна закупка Польшей в США контейнеров с разведывательным оборудованием (шесть, тип пока не определен) и аппаратурой РЭБ (44 AN/ALQ-131 или AN/ALQ-184), 29 комплектов очков ночного видения. С технической стороны «Гриппен» по условиям тендера незначительно уступил F-16, набрав 93 пункта из 100 возможных, в то время как F-16 набрал 96 пунктов. МиГ-29 в качестве возможного кандидата рассматривался лишь на раннем этапе тендера и, скорее всего, только из желания польской стороны сбить цену на закупаемый «товар». Даже после выбора F-16 поляки сделали интересную оговорку о возможности закупки истребителей «Гриппен» в случае «осложнения переговоров с американской стороной». Изначально американцы оценивали весь связанный контракт в 9,8 млрд. долл, в то время как польская сторона настаивала на сумме в 6 млрд. долл.

Первой F-16 должна получить 3-я токтическая авиационная эскадрилья, которая базируется в Познани. В дальнейшем F-16 поступят на вооружение 10-й эскадрильи (авиабаза Ласк) и 6-й эскадрильи из Повиджа. На вооружении 3-й и 10-й эскадрилий состояли истребители МиГ-21, на вооружении 6-й эскадрильи состоят истребители- бомбардировщики Су-22. Истребители МиГ-21 сняты с вооружения в 2003 г., Су-22 после поступления на вооружение 10-й эскадрильи будут переданы в другие части, летающие на данном типе.

В проходивших на территории Польши с 3 по 17 июня учениях «Sentry White Falkon» принимали участие шесть истребителей F-16 (четыре F-l 6С и два F-16D) из 183-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии штата Иллинойс. Американские истребители базировались в Познани. На учениях отрабатывались совместные действия истребителей F-16 с самолетами МиГ- 29 и Су-22, но главной целью переброски американских истребителей в Польшу являлось ознакомление польских летчиков и техников с F-16, а также с организацией обслуживания этих самолетов.

Состояния первоначальной боеготовности первая польская эскадрилья, вооруженная истребителями F-16, должна достигнуть в 2008 г. Поставки всей партии из 48 истребителей будут осуществлены в 2006 – 2008 г.г. В 2004 г. в США г. для переучивания на истребители F-16 было направлено 13 польских пилотов и 140 человек наземного персонала. Летчики проходят переучивание на самолетах F-16 блок 40, поэтому для перехода на F-16 блок 52+ им потребуется дополнительная подготовка. Следующие польские пилоты F-16 будут переучиваться непосредственно в Польше на авиабазе Познань, но только после прохождения курса «повышения квалификации» в США на самолетах Т-38С. На время переучивания 3-й тактической эскадрильи ВВС Польши намечено прикомандировать американских инструкторов.


Первый польский двухместный F- 16D


Первый полет построенный для ВВС Польши истребитель F-16C выполнил 14 марта 2006 г. Прибытие истребителя в Польшу запланировано на 8 ноября 2006 г., за четыре дня до национального праздника Дня Независимости. До конца года Польша должна получить две партии самолетов – пять одноместных F-l 6С и три спарки F-160. Но март 2007 г. намечена поставка еще пяти F-16C и трех F-16D.

Делая в перспективе ставку на истребители западного производства, Польша значительно увеличила свой парк истребителей МиГ-29 за счет самолетов, ранее состоявших на вооружении ВВС Чехии и Германии.

Польша в 1989 г. стала четвертым импортером (после Индии, Югославии и ГДР) истребителей МиГ-29, получив десять одноместных МиГ-29 и три спорки МиГ-29УБ. Истребители поступили на вооружение 1-го истребительного авиационного полка «Варшава», который базировался в Минске-Мазовец- ком. В 1995 – 1996 г. из Чехии в обмен на вертолеты W-3 «Сокол» в рамках весьма сомнительной и очень скандальной сделки было получено девять МиГ-29 и один МиГ-29УБ, ранее состоявших на вооружении ВВС ЧССР.

В связи с началом поступления на вооружение бундеслюфтваффе самолетов Еврофайтер «Тайфун» в 2003 г. в Германии было принято решение о снятии с вооружения истребителей МиГ-29 и о продаже их Польше по символической цене в 1 евро за самолет. Ранее эти истребители состояли на вооружении ВВС национальной народной армии ГДР. В объединенной Германии истребители прошли модернизацию в вариант МиГ-290 (German) и Mnr-29GT (German Trainer). На самолетах Mnr-29G и Mnr~29GT по стандартам НАТО доработаны идентификационные и навигационные системы (установлены приемники спутниковой навигационной системы), проведена доработка двигателей. Доработка топливной системы позволяет осуществлять подвеску на подкрыльевые пилоны двух дополнительных топливных баков емкостью по 1150 л, что обеспечивает истребителям беспосадочные перелет через Атлантику. Все надписи в кабине были переведены с русского языка на английский.

Первые пять МиГ-290 германские пилоты перегнали в Польшу в сентябре 2003 г., последние – в августе 2004 г. Перед поступлением на вооружение ВВС Польши самолеты проходят восстановительный ремонт с целью продления ресурса до 2014 г. на авиаремонтном заводе WZL-2 в Быдгоще. В работах принимают участие специалисты РСК МиГ. Первые четыре отремонтированных МиГ-29С поступили на вооружение 41-й тактической авиационной эскадрильи в Мальброке в июне 2005 г. До декабря 2003 г. на вооружении эскадрильи состояли истребители МиГ-21. Польша получила из Германии 22 МиГ-29, но на вооружение, видимо, будет принято только 16 самолетов, а остальные разберут на запасные части.

В прессе периодически появляются сообщения о возможности закупки Польшей в России новых истребителей МиГ-29, вероятно, модификаций МиГ-29СМТ или МиГ-29М2, что лишний раз говорит о политической и отчасти экономической подоплеке истории с закупкой в США истребителей F-16.

Польские МиГ-29 неоднократно бывали с визитами в странах НАТО и принимали участие во многих международных учениях, таких как «Cooperative Banner», «Cock Flight». В 90-е годы установились тесные связи между 1-м истребительным авиационным полком ВВС Польши и эскадрильей ЕС-1/2 «Колонь» ВВС Франции. В 1993 г. польские МиГ-29 прилетали на авиабазу Дижон (место базирования эскадрильи «Колонь»), в 1994 г. состоялся ответный визит пары «Миражей 2000» в Минск-Мазовецки. Французы прилетали в Польшу в 1995 и в 1996 гг. В 1997 г. Дижон посетили два МиГ-29 и два МиГ-29УБ. Перед визитом французов в 1994 г. на верхней поверхности фюзеляжа одного из польских МиГ- 29 была нарисована большая эмблема эскадрильи «Колонь». В 1997 г. два МиГ-29 ВВС Польши принимали участие в авиашоу Air Tatto на британской авиабазе Фэйфорд.

В апреле – мае 1997 г. в течение двух недель три польских МиГ-29 находились в Израиле, где с их помощью израильтяне отрабатывали наиболее эффективную тактику воздушных боев F-16 против МиГ-29. На польские самолеты временно, в дополнение к красно-белым «шаховницам», были нанесены опознавательные знаки ВВС Израиля.

В январе – марте 2005 г. четыре польских МиГ-29 несли боевое дежурство на литовской авиабазе Жокняй.

Истребители МиГ-23 состояли на вооружении 28-го истребительного авиаполка, который базировался в Слупске с 1979 г. по 1999 г., в 2000 г. полк был расформирован, а авиабаза Слупск закрыта.

Ударная авиация польских ВВС представлена истребителями-бомбардировщиками Су-22М4 и спарками Су- 22УМЗК. В 2002 г. на вооружении состояло 80 самолетов Су-22М4, 18 Су- 22УМЗК, всего же Польша в социалистические времена получила из СССР 86 истребителей-бомбардировщиков Су-22М4 и 19 двухместных Су-22УМЗК. Первые самолеты поступили на вооружение ВВС ПНР в 1983 г. В 1999 г. велись переговоры с фирмой Сухой о возможной модернизации и продлении ресурса до 2015 г. 15-ти истребителей-бомбардировщиков на авиаремонтном заводе в Быдгоще.

Аналогичные переговоры параллельно велись с израильской фирмой IAI, контракт с которой и был подписан в мае 2000 г. Однако в 2003 г. контракт с фирмой IAI был расторгнут в пользу заключения контракта с фирмой – держательницей авторских прав, то есть с фирмой Су. Соглашение предусматривает поставку сертифицированных запасных частей для самолетов (в течение предыдущих 12 лет запчасти снимались с не пригодных к полетом самолетов или закупались «на стороне»).

С 2000 г. ведется обучение пилотов и техников по методикам НАТО. В мае 2001 г. на аэродроме Повидж базировалось два УТС «Хок» Т.1 ВВС Великобритании. «Хоки» отрабатывали совместные действия с Су-22. Отработка ударов по наземных целям выполнялась под управлением британских авианаводчиков на полигоне Дравско- Поморский.

Польские Су-22 дважды за последние годы летали на учения в Великобританию. Впервые пара Су-22 приземлилась в Колтисхэлле в июне 2000 г., когда здесь проходили торжества по поводу 60-летия базы. Тогда совместные полеты польские «Сушки» с британскими истребителями-бомбардировщиками не выполняли. В августе 2004 г. в Колтисхэлле в течение 12 дней базировалось пять Су-22 (четыре Су-22М4 и один Су-22УМЗК) из 41-й тактической эскадрильи. Инженерно-технический персонал и запасные части для Су-22 доставили в Великобританию два польских Ан-26 и один С.295М. Польские Су-22 отрабатывали удары по наземным целям совместно с британскими «Ягуарами» и выполняли перехваты самолетов «Хок». Полеты на отработку ударов по наземным целям выполнялись с полной боевой нагрузкой на предельно малых высотах. В июне 2005 г. четыре Су-22 из 41-й эскадрильи вновь принимали участие в совместных учениях, базируясь в Колтисхэлле.


Истребители МиГ-29 польских ВВС


Транспортный самолет С.295М


Загадочна и противоречива программа развития парка учебно-тренировочных самолетов. В качестве самолета первоначального обучения был выбран УТС PZL-130 «Орлик», оснащенный ТВД Пратт-Уитни РТ-6А. Первые два самолета были переданы в авиационную академию в Деблине в 1992 г., еще два – в 1993-1994 гг., но затем производство было свернуто. Всего предполагалось закупить 30 самолетов «Орлик».

В качестве учебно-боевого самолета и реактивного УТС повышенной подготовки летчиков для замены устаревших самолетов PZL-Мелец TS-11 «Искра» предполагалось принять на вооружение самолет PZL-Мелец 1-22 «Ирида». История с УТС «Ирида» получила в польской прессе ироничное прозвище «политический футбол». В начале 90-х годов было построено несколько самолетов 1-22, но в летном состоянии фактически находился только один прототип, задействованный в программе летных испытаний. В январе 1995 г. командующий ВВС Польши объявил о намерении отказаться от закупок самолетов 1-22 в пользу принятия на вооружение чешских УТС L-159 в обмен на поставку Чехии вертолетов польского производства. Уже в конце 1995 г. планы опять изменились – теперь министр обороны Польши стал говорить о покупке в Германии 42 снятых с вооружения самолетов «Альфа Джет». Наконец в конце того же 1995 г. было принято решение о возобновлении производства самолетов 1-22, но в 2003 г. представители командования ВВС Польши заявили о непригодности самолета в качестве перспективного УТС для повышенной подготовки летчиков. Программа была окончательно закрыта, хотя фирма-производитель безуспешно пыталась заинтересовать в покупке 1-22 Индию.

Перспективы польского УТС по-прежнему остаются туманными. Переговоры о совместном серийном производстве российского УТС МиГ-AT завершились 30 августа 2003 г. подписанием базового соглашения. Летом 2003 г. ознакомительный полет на самолете МиГ-АТ продолжительностью около часа совершил заместитель начальника академии ВВС Польши полковник Морек Былинка. Полет выполнялся в районе аэродрома производственного комплекса РСК «МиГ» в Луховицах. Полковник Былинка оценил МиГ-АТ как «самолет супер». Однако дальше «соглашения о намерениях» и ознакомительного полета дело не пошло.

В 2004 г. польская фирма RSC Poland Со Ltd американская Tiger Century Aircraft Ltd предложили ВВС Польши модернизировать в учебно- тренировочные самолеты повышенной подготовки летчиков истребители Нортроп F-5 под обозначением TF-5 «Тэлон II». Аналогичное предложение по модернизации истребителей F-5E в вариант F-5F "Fighter Lead-in-Trainer» сделала Польше фирма Нортроп-Грум- ман. Эти самолеты планировалось использовать для подготовки летчиков истребителей F-16C/D, которые поступят на вооружение ВВС Польши, однако контракт на модернизацию истребителей F-5 в УТСы для Польши подписан не был.

В апреле 2005 г. фирма Аэромакки предложила польским авиастроительным фирмам PZL-Свидник и PZL-Мелец, а также польскому Авиационному институту принять участие в разработке УТС М-346 (итальянская «линия» Як- 130). Самолет М-346 является еще одним кандидатом в приемники УТС TS-11.

В первой половине 2006 г. в прессе появились сообщения о предложении специалистов польского Технического института ВВС по модернизации УТС TS-11 в вариант TS-11F с полной заменой приборного оборудования кабин многофункциональными дисплеями, установкой новых катапультируемых кресел, усилением конструкции планера и возможной заменой двигателей. Модернизация одного прототипа оценивается в 2 млн. евро.

ВВС Польши требуется порядка 50 реактивных учебно-тренировочных самолетов повышенной подготовки летчиков.

Транспортная авиация в 2001-2005 гг. пополнилась десятью самолетами PZL- Мелец М-28 «Брыжа», который является модификацией выпускавшегося в Польше по лицензии самолета Ан-28.

Поставка партии из восьми транспортных самолетов CASA С.295М была осуществлена в 2001-2005 гг. В ноябре 2009 г. с фирмой CASA был подписан контракт на модернизацию уже поставленных Польше самолетов. Необходимость модернизации вызвана интенсивными полетами польских С.295М в Ирак. Модернизацию намечено проводить в два этапа: по четыре самолето «за раз». Кабины пилотов самолетов будут прикрыты титановой броней, обеспечивающей защиту экипажа от пуль стрелкового оружия. На самолетах установят системы предупреждения о пусках ракет AN/AAR- 60. Два поставленных Польше самолета уже оснащены приемниками предупреждения об электромагнитном облучении ALR-300(v2)R, аналогичные системы смонтируют еще на двух машинах. Окончание модернизации первых четырех самолетов намечено на конец 2006 г.

Планировалась закупка пяти военно-транспортных самолетов С-130К «Геркулес» постройки 1965 – 1968 г.г., снимаемых с вооружения ВВС Великобритании по цене примерно 7,75 млн. долл за самолет с учетом необходимого ремонта и частичной модернизации бортового электронного и по- грузочно-разгрузочного оборудования. Контракт был подписан в сентябре 2003 г., на 2005 г. намечалась поставка ВВС Польши первого С-130К. Уже подписанный контракт был аннулирован из-за высокой стоимости ремонта и модернизации самолетов. Взамен планировалось закупить пять «Геркулесов» модификации С-130Е, снимаемых с вооружения ВВС США, но в июне 2004 г. все-таки было решено подписать контракт на закупку пяти британских С-130К, четырех «Геркулес» С.1 и одного удлиненного «Геркулеса» С.З, с поставкой в 2006 – 2007 г.г. «Геркулесы» поступят на вооружение 14-й транспортной эскадрильи, которая будет сформирована на авиабазе Повидж и войдет в состав 3-й транспортной авиабригады. Авиабазу планируется модернизировать под базирование самолетов С-130, а базирующиеся здесь в настоящее время истребители-бомбардировщики Су-22 6-й тактической эскадрильи будут в конце 2006 г. передислоцированы в Познань.


Польский Ми-24 и американский "Апач" в Ираке


Не исключается присоединение Польши к программе разработки единого транспортного самолето для НАТО и закупка самолетов-заправщиков.

В ближайшее время будут сняты с вооружения используемые для VlP-nepe- возок шесть из восьми самолетов Як-40. В качестве временной замены Як-40 намечено использовать два самолето Эмбраэр ERJ-145 авиакомпании ЮТ, взятых в лизинг ВВС. Самолеты Ту- 154М планируется эксплуатировать до 2009 г.

Официальных планов по принятию на вооружение самолетов ДРЛОиУ нет, но польские военные проявляют интерес к самолету Е-2С «Хокай».

На вооружении армейской авиации Польши состоят боевые вертолеты Ми-24 двух модификаций – «В» и «Д», Первые четыре Ми-24Д Польша получило в 1978 г., к 1985 г. на вооружении армейской авиации ПНР имелось 16 вертолетов Ми-24Д. Вертолеты Ми-24Д состоят на вооружении 49-го полка штурмовых вертолетов, Ми-24 В – на вооружении 56-го полка. В 1996 г. Польша получила из арсеналов ННА ГДР 16 вертолетов Ми-24Д. Вертолеты Ми-24 В поступили на вооружение армейской авиации Польши в конце 80-х годов.

Планы модернизации боевых вертолетов Ми-24 менялись многократно и так же обросли массой скандалов. На совещании министров обороны Чехии, Венгрии, Польши и Словакии (страны «Вышегродской группы»), проходившем 27 июня 2003 г. в Кракове, анонсирована программа модернизации состоящих на вооружении армий этих государств боевых вертолетов Ми- 24. Требования, предъявляемые к «глубине» модернизации вертолетов, у участников совещания не совпадали. Не менее остро стоял и вопрос финансирования. К тому же Чехия, Венгрия и Словакия склонялись к российскому варианту модернизации, в то время как Польша уже вела переговоры о модернизации вертолетов с Израилем и Великобританией. Под давлением российской стороны (модернизация вертолетов или самолетов «третьей» стороной без согласия фирмы-разработчика является нарушением международных законодательств) сделка не состоялась. В перспективе в модернизации польских Ми-24, вероятно, примут участие российские фирмы.

В феврале 2006 г. министерством обороны была анонсирована программа закупок новых транспортных вертолетов, предназначенных для замены устаревших и вырабатывающих ресурс вертолетов Ми-8/17. В тендере, как ожидается, примут участие вертолето- строительные фирмы из США, Европы и России. Наиболее вероятными кандидатами на победу в тендере называют вертолеты Сикорский S-92, Агуста-Уэстленд ЕН-101, NH-Индастриз NH-90 и Ми-171/172. Неоднократно пересматривались планы закупок вертолетов VIP-класса, предназначенных для замены состоящих на вооружении 36-го транспортного авиаполка специального назначения «салонов» Ми-8. Считается, что выбранный в качестве VIPовского тип вертолета станет и основным транспортным вертолетом армейской авиации. Вероятно, именно по этой причине Польша отказалось от закупки шести вертолетов S-92, так, если стоимость шести таких вертолетов бюджет министерства обороны еще мог перенести, то закупка 46 S-92 представлялась чересчур дорогостоящей.

Польша продолжает наращивать парк вертолетов семейства W-3, разработанных во времена ПНР на базе вертолета Ми-2, который строился в Польше по лицензии. В 1998 г. на вооружение принят боевой вертолет W-3WA.

Для замены учебных вертолетов Ми-2 намечено закупить до 2009 г. порядка 30 вертолетов PZL-Свидник SW-4. Первый серийный вертолет SW-4 передан академии ВВС в Деблине весной 2005 г.

Существует программа принятия на вооружение БПЛА. Изначально планировалось закупить до 30 БПЛА AAI Корпорейшн «Шедоу» серии 200 или серии 600 для формирования шести – семи автономных систем наблюдения. Официальный запрос предложений министерство обороны Польши направило министерству обороны США в декабре 2005 г. Речь в нем шла уже о закупке двух систем по восемь БПЛА RQ-7B «Усовершенствованный Шедоу» по контракту на сумму в 44 млн. долл. В случае его подписания сделка будет финансироваться по американской программе международной военной помощи. Поставка БПЛА Польше ожидается весной 2007 г.

В связи со сложностью интеграции БПЛА «Шедоу» в существующую систему разведки, наблюдения и управления, а также предстоящим увеличением польского контингента в Афганистане изучается вопрос о возможности закупки «промежуточных», более простых, БПЛА. БПЛА должны поступить на вооружение части, которая будет сформирована на базе 49-го полка штурмовых вертолетов в Прущее Гданьском.

В середине 2003 г. польская Отдельная воздушно-штурмовая группа приступила к операциям в Ираке. В группе имелось шесть вертолетов W-2WA «Сокол» и четыре Ми-8. Перед отправкой в Ирак на вертолеты W-2WA в дополнение к 23-мм пушке было установлено по два пулемета ПКМ (в грузопассажирской кабине на турелях), а приборное оборудование кабин адаптировано к использованию очков ночного видения. На вертолеты Ми-8 установили приемники спутниковой навигационной системы.

Вопрос об отправке в Ирак вертолетов Ми-24 поднимался неоднократно, но по политическим мотивам принятие решения затянулось – вертолет сочли «излишне наступательным». Но постоянно возраставшая угроза для польского контингента в Ираке заставила политиков принять непростое решение. 24 декабря 2004 г. шесть вертолетов Ми-24Д из 56-го полка штурмовых вертолетов были доставлены морем в Кувейт. Перед отправкой в Ирак вертолеты прошли модернизационно-восстановительный ремонт на заводе WZL-1 в Лодзи, в ходе которого на них установили новое радиосвязное оборудование и приемники спутниковой навигационной системы. Первые боевые вылеты в Ираке польские Ми-24 выполнили 23 января 2005 г.

В результате реструктуризации в 2002-2003 гг. из состава морской авиации были выведены истребители МиГ-21 и УТС TS-11, то есть все реактивные самолеты. На вооружении морской авиации остались только вертолеты и патрульные самолеты M-28RM. Первый M-28RM поступил на вооружение в 1994 г. Самолеты оснащены поисковой РЛС ARS-400, антенна которой смонтирована в обтекателе под фюзеляжем. На высоте полета 400 м РЛС обеспечивает обзор водного пространства в радиусе 175 км. Самолеты M-28RM патрулируют экономическую зону Польши в Балтийском море.


Патрульный самолет M-28RM


Вертолеты "Сиспрайт" польских ВМС


Состоящие на вооружении морской авиации 13 вертолетов Ми-14 проходят модернизацию на авиаремонтном заводе польских ВВС в Лодзи. Работы по модернизации первого вертолета были завершены летом 2002 г. В перспективе планируется установить на вертолеты оборудование, позволяющие наносить удары по надводным кораблям; рассматривается вопрос о возможности вооружения вертолетов противокорабельными ракетами «Пингвин» Mk.2 Mod 7 норвежской фирмы Конгсберг Дифенс.

В рамках увеличения боевых возможностей ВМС Польши в 2002 г. был передан фрегат «Уэдсуорт». В ВМС Польши фрегат получил наименование «Генерал Тадеуш Костюшко», позже ВМС Польши получили еще один корабль аналогичного типа. Для этих фрегатов из США было поставлено четыре вертолета корабельного базирования Каман SH-2G «Сиспрайт» постройки 1992-1993 г.г. Перед передачей Польше вертолеты находились на хранении в США, это последние четыре серийных вертолета данного типа, построенные для ВМС США.

На вооружении морской авиации состоят специализированные поиско- во-спасательные вертолеты W-3RM «Анаконда», а также транспортные вертолеты W-3T «Сокол». Вертолеты Ми-2 используются в качестве учебных и воздушных командных пунктов.

Несколько вертолетов и самолетов состоят на вооружении польской Пограничной охраны, в 2005 г. пограничники получили один самолет М-28 в морском патрульном варианте.

В 2004 г. название Sily Powietrzne Rzeczupospolitej Polskej (ВВС Польши) было изменено. ВВС переименованы в Wojsko Lotnicze I Obrony Powietrznej – ВВС и ПВО. В вооруженные силы Польши входят также военно-морская авиация (Lotnictwo Marynorki Wojennej) и армейская авиация (Lotnictwo Wojsk Ladowych). Структура польских ВВС была изменена после вступления Польши в НАТО в 1999 г., тогда основной единицей стал не полк, а эскадрилья.

Согласно программе «ВВС Польши 2010» силы ВВС и ПВО будут состоять из «сил развертывания» и «стационарных сил». Последние включат «модуль ПВО» из авиационной и наземной компонент и «модуль управления». Ядро ВВС составят две тактические авиационные бригады по четыре эскадрильи в каждой, три эскадрильи будут вооружены истребителями F-16, две – МиГ- 29 и три – Су-22. В 2010 г. на вооружении тактических авиабригад должно состоять 128 самолетов (по 16 самолетов в эскадрилье).

На вооружении 3-й авиационной транспортной бригады будут состоять самолеты С.295М, С-130 и Ан-26. Самолеты Ан-26 намечено снять с вооружения в 2008 г. по истечении ресурса. Базирующийся в Варшаве 36-й транспортный авиаполк специального назначения останется в прямом подчинении штаба ВВС и ПВО Польши. Полк предназначен для перевозок высших государственных лиц Польши. По оценкам экспертов при сохранении финансирования ВВС и ПВО на существующем уровне довольно амбициозная программа развития польской военной авиации выполнима.

Ниже приведен боевой состав польской военной авиации по состоянию на конец 2005 г.

Wojsko Lotnicze I Obrony Powietrznej 36-й транспортный авиационный полк специального назначения (Варшава) – Ту-154, Як-40, М-28В, Ми-8 «Салон», W-3, Белл 412НР

13-я транспортная авиационная эскадрилья (Краков) – С.295М, Ан-26, М- 28В, Ми-8

Авиационная академия (Деблин) 1 -й учебно-тренировочный центр (Деблин) – TS-11, M-28B-1TD, Ми-2, W-3

2-й учебно-тренировочный центр (Радом) – PZL-130TC

1-й корпус ПВО (Быдгощ) 2-я многоцелевая транспортная авиационная эскадрилья (Быдгощ) – Ан-2, Ми-2, TS-11, W-3

Авиационная поисково-спасательная группа (Быдгощ) – Ан-28, Ми-8, W-3

1-я тактическая авиационная

бригада (Щвидвин) 1-я тактическая авиационная эскадрилья (Минск-Мазовецки) – МиГ-29, TS- 11, Ми-2

8-я тактическая авиационная эскадрилья (Мирославец) – Су-22М4/УМЗК, TS-11, Ми-2

40-я тактическая авиационная эскадрилья (Щвидвин) – Су-22М4/УМЗК, TS- 11, Ми-2

41 -я тактическая авиационная эскадрилья (Мальброк) – МиГ-290, TS-11, Ми-2, W-3

3-й корпус ПВО (Вроцлав) 3-я многоцелевая транспортная авиационная эскадрилья (Вроцлав) – Ан-2, Ан-28, Ми-2, TS-11, W-3

2-я тактическая авиационная

бригада (Познань) 3-я тактическая авиационная эскадрилья (Познань) – TS-11, Ми-2, W-3

6-я тактическая авиационная эскадрилья (Повидж) – Су-22М4/УМЗК, TS- 11, Ми-2

7-я тактическая авиационная эскадрилья (Повидж) – Су-22М4/УМЗК, TS- 11, Ми-2

10-я тактическая авиационная эскадрилья (Ласк) – TS-11, Ми-2, W-3

Lotnictwo Marynarki Wojennej Бригада морской авиации (Гдыня)

28-я авиационная эскадрилья (Гдыня) – W-3, M-28B/TD, Ми-2, SH-2G, Ми-8/17

29-я авиационная эскадрилья (Шми- ровице) – M-28B/TD/E

30-я авиационная эскадрилья (Дар- лово) – Ми-14

Lotnictwo Wojsk Ladowych 25-я бригада воздушной кавалерии (Томашув-Мазовецки)

1-я полк (Великая Лежница) – Ми- 8/17

7-й полк (Томашув-Мазовецки) – W-3 49-й полк штурмовых вертолетов (Прущч Гданьский) – Ми-24Д, Ми-2

56-й полк штурмовых вертолетов (Инвроцлав) – Ми-24В, Ми-2.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх