Всевидящее око «Глоубал Хоука»

Начало в №9/2006


В 1994 г. DARPA выдало запрос на предложения по беспилотному аппарату класса «Тиер-Н+», на который откликнулись пять американских фирм: «Нортроп Грумман», «Теледайн Райан», «Лорал», «Орбитал Сайенсиз» и «Рейтеон». Это был первый этап исследований, каждый участник получил небольшой контракт в размере 4 млн. долл. сроком на полгода. В течение этого срока было проанализировано 14 проектов, из которых выбрали пять (четыре представляли собой БПЛА, выполненные по обычной самолетной схеме, а один – по схеме «летающее крыло»). Все аппараты имели реактивные двигатели. Характеристики аппаратов существенно отличались, но один параметр был заранее оговорен – цена «беспилотника» не должна превышать 10 млн. долл. Другими характеристиками, записанными в требованиях, являлись: продолжительность полета 24 ч, эксплуатационный потолок 19800 м, радиус полета 5550 км, масса целевой нагрузки 680 кг.

В конце мая 1995 г. победителем конкурса была названа фирма «Теледайн Райан», представившая проект БПЛА «Глоубал Хоук». Началась вторая фаза программы, на которую предполагали выделить 230 млн. долл. Если бы не ограничения в военном бюджете, то мог быть выбран и второй участник. Но пришлось отказаться не только от проведения конкурса, но и сократить объем финансирования до 164 млн. долл. Эти деньги «Теледайн Райан» получила сроком на 31 месяц, на них она должна была разработать, построить и испытать два опытных беспилотных аппарата «Глоубал Хоук» («модель 367»), изготовить одну наземную станцию управления полетом и спроектировать комплект целевой нагрузки. Было также поставлено требование, чтобы цена одного БПЛА не превышало 13 млн. долл. В 1997 г. «беспилотнику» присвоили официальное обозначение RQ-4A. 3 апреле 1998 г. был выдан еще один контракт суммой 110,8 млн. долл. на постройку трех предсерийных БПЛА и создание усовершенствованного комплекта целевой нагрузки. К этому времени контроль над программой разработки БПЛА «Глоубал Хоук» перешел к фирме «Нортроп Грумман», в состав которой вошла «Теледайн Район».

Сначала дадим сведения о конструкции БПЛА. Он выполнен по самолетной схеме с низкорасположенным крылом размахом 35,4 м и площадью 50,1 м2 , V-образным оперением и убирающимся трехопорным шасси. Аэродинамическое качество равно 33. Силовая установка состоит из одного ТРДЦ Роллс-Ройс АЕ 3007Н тягой 3270 кгс. Двигатель расположен в гондоле, установленной но верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа в развале килей. Максимальная взлетная масса БПЛА составляет 11620 кг, максимальная масса целевой нагрузки равна примерно 910 кг.

В конструкции БПЛА, изготовленной из композиционных материалов, относительно широко используются элементы технологии «стелс», что подтверждается конфигурацией отдельных частей планера, а также применением радиопоглощающих покрытий. Однако в полной мере «Глоубал Хоук» нельзя отнести к самолетам типа Нортроп Грумман В-2А или Локхид Мартин F-l 17А.

Аппарат рассчитан на выполнение длительных полетов (до 36 ч) на высотах до 20000 м. Максимальная дальность полета составляет 22200 км. Стандартный профиль полета предусматривает полет в заданную зону на расстояние 2200 км, патрулирование там в течение 24 ч и возвращение на базу. Весь полет от взлета до посадки выполняется автоматически с помощью спутниковой навигационной системы с лазерными гироскопами. Комплекс средств наблюдения (в состав которого входят оптоэлектронные и тепловые датчики, а также РЛС с синтезированной апертурой) позволяют в течение суток обеспечить наблюдение за участком поверхности площадью более 137000 км2 . С борта БПЛА можно вести наблюдение за целями, движущимися даже со скоростью 7-10 км/ч. Установленная РЛС позволяет обнаруживать цели, скрытые под густой листвой.

Телевизионная бортовая система может вести наблюдение за малоразмерными целями на дальности до 35 км. БПЛА оснащен также тепловизионной системой с высокой разрешающей способностью, которая вместе с телевизионной системой размещена на гиростабилизираванной платформе в носовой части фюзеляжа. Спутниковая система передачи данных, созданная фирмой «Лорал», способна передавать на землю информацию со скоростью до 50 МГб/с, что обеспечивает передачу изображения в масштабе реального времени. БПЛА оснащен инерциально-спутниковой навигационной системой GPS. Наземная станция планирования полетного задания и управления полетом представляет собой комплекс мобильных модулей, размещенных на колесном шасси и оснащенных автономной энергоустановкой и системой кондиционирования.

Презентация первого опытного БПЛА «Глоубал Хоук» AV1 (95-2001) состоялась на заводе фирмы «Теледайн Район» в Сан-Диего (шт. Калифорния) в конце февраля 1997 г., однако его летные испытания в летно-испытательном центре ВВС на авиабазе Эдвардс начались только 28 февраля 1998 г. Задержка была вызвана необходимостью серьезных дооаботок в программном обеспечении бортового оборудования. Полет занял всего 56 мин и проходил на высоте 9750 м. Второй полет (10 мая 1993 г.) продолжался 2 ч 24 мин, была достигнута высота 12500 м. Впервые управление аппаратом осуществлялось через двустороннюю командную линию с использованием спутниковой связи. Третий полет (30 мая 1998 г.) длился уже 5 ч 22 мин на высоте 15600 м. За это время «Глоубал Хоук» покрыл расстояние 3540 км. Опытная машина AV1 использовалась только для определения летных характеристик и сертификации, целевой нагрузки на аппарат не ставили. Летные испытания подтвердили практически все расчетные параметры.

В ноябре 1998 г. в воздух поднялся второй опытный БПЛА AV2 (95-2002), во второй раз он взлетел 4 декабря. В начале января 1999 г. на борт «Глоубал Хоука» установили полный комплект целевой нагрузки, и 22 января впервые робота всего комплекса датчиков была проверена в полете. Этот полет продолжался 6 ч 24 мин, за это время с борта БПЛА было передано 21 изображение в оптическом диапазоне, три карты местности, полученные с помощью бортовой РЛС, работавшей в режиме синтезирования апертуры (SAR), и два изображения, полученных в инфракрасном диапазоне. Судьба этого «беспилотника» оказалась печальной: во время девятого испытательного полета (29 марта 1999 г.) он потерпел аварию, в результате которой полностью разрушился. Через 20 мин после взлета из-за отказа системы управления он вошел в крутое пикирование и врезался в землю. Расследование показало, что на борт «Глоубал Хоука» с борта другого БПЛА, находившегося поблизости, поступил ошибочный сигнал на прекращение полета. К этому моменту опытная машина AV2 налетала 54,4 ч, а первый опытный экземпляр имел налет 60,4 ч.


Первый полет "Глоубал Хоука", продолжавшийся 56-минут в автономном режиме



Центр управления "Глоубал Хоуком"


В самом конце апреля 1999 г. на авиабазу Эдвардс прибыл третий «Глоубал Хоук» AV3 (95-2003), а до конца того же года к испытаниям присоединились аппараты AV4 (95-2004) и AV5 (95-2005). В феврале 2000 г. фирма «Нортроп Грумман» получило 71,9 млн. долл. но постройку шестою и седьмого аппаратов AV6 и AV7 (95-2006 и 95-2007), которые в 2002 и 2003 гг. прибыли в летный центр. В феврале 2001 г. комиссия по закупкам военной техники при Пентагоне провела критический анализ состояния программы разработки БПЛА «Глоубал Хоук». В результате в марте начался этап полномасштабной разработки и испытаний беспилотного аппарата.

По мере расширения летных испытаний увеличивалась продолжительность полета, росли дальность и потолок. Сначала аппараты летали пример но по 2 – 3 ч и поднимались на высоту не более 10000 – 12000 м. Затем время полета постепенно увеличивали и во второй половине 1999 г. приступили к выполнению длительных полетов по полному профилю. Например, 19 – 20 октября 1999 г. «Глоубал Хоук» AV1 совершил полет продолжительностью 24,8 ч, причем значительная часть маршрута проходила над Тихим океаном. Он взлетел с авиабазы Эдварде и вдоль западного побережья Северной Америки направился в сторону Аляски. Во время полета над Аляской выполнялось фотографирование военного полигона в Коуп-Тандере. На обратном пути во время полета над Невадой были сделаны высококачественные фотографии летного центра ВМС. Совершая полет на высоте 21780 м, «Глоубал Хоук» с помощью бортовой РЛС с синтезированной апертурой обнаружил все расположенные на маршруте движущиеся цели. Всего с борта БПЛА в этом полете было передано почти 400 радиолокационных снимков местности и около 40 панорамных изображений.

Следующий рекордный по продолжительности полет (31,5 ч) был совершен 14-15 апреля 2000 г. И снова это сделал аппарат AV1. Затем состоялось несколько полетов над канадскими провинциями Альберта и Британской Колумбии. Эти полеты обеспечивали совместно специалисты США и Канады. 20 апреля аппарат AV4 перелетел с авиабазы Эдварде на авиабазу Эглин (шт. Флорида) для участия в маневрах «Линкс Сиз 00». Эти учения проходили с 1 по 12 мая 2000 г. в Мексиканском заливе. «Глоубал Хоук» совершал полеты вдоль американского побережья Мексиканского залива и передавал информацию о движении судов в штаб Береговой охраны. Он также занимался передачей радиолокационных изображений непосредственно на армейскую базу в Форт- Брэгге (шт. Северная Каролина) и на борт авианосца «Джордж Вашингтон», стоявшего на якоре в Норфолке (шт. Вирджиния).

8 мая БПЛА AV4 выполнил перелет с авиабазы Эггин через Атлантический океан к побережью Португалии, где принял участие в морских маневрах НАТО. В зоне маневров «Глоубал Хоук» провел 4 ч, выполняя разведку и целеуказания, а потом вернулся 9 мая назад. Весь полет занял 28 ч. Управление аппаратом осуществлялось из центра в Саффолке (шт. Вирджиния), откуда сигналы через спутник передавались сначала на авиабазу ВВС Великобритании в Моулсворте, а затем штаб-квартиру Южного Атлантического командования НАТО.

Этот же «беспилотник» принял участие в маневрах JTFEX 00-02, проходивших 14-26 мая. Он обеспечивал действия авианосной ударной группы и высадку десанта морской пехоты. 19 июня 2000 г. БГЛА вернулся на авиабазу Эдвардс. Всего в течение мая БПЛА AV4 совершил 22 полета.

Наконец, в конце апреля 2001 г. БПЛА «Глоубал Хоук» AV5 (95-2005), получивший персональное название «Южный Крест» II, взлетел с авиабазы Эдварде и направился на юг в сторону Австралии. Через 23 ч 22 мин он приземлился на авиабазе Эдинбург (шт. Южная Австралия). Там он в течение шести недель принимал участие в учениях «Тандем Срост», в которых участвовали подразделения армии, ВВС и береговой охраны Австралии. Всего было выполнено 11 полетов. БПЛА нескольк о раз пересекал Австралию от мыса Йорк до Дарвина и авиабазы Тиндал на севере Австралии . Домой но авиабазу Эдварде «Глоубал Хоук» вернулся 7 июня 2001 г. На этот момент пятерка «Глоубал Хоуков» налетала 1090 ч, выполнив 85 полетов.


Пример инфракрасного снимка с "Гпоубал Хоука"


Опто-электронный снимок с "Глоубал Хоука"


Опто-электронный датчик БПЛА


Локатор бокового обзора


Снимок, полученный с помощью локатора "Глоубал Хоука "


Схема БПЛА "Глоубал Хоук"


Следует отметить, что свыше 330 ч пошли в зачет испытаний, проведенных в интересах Федерального управления гражданской авиации США (FAA). Дело в том, что многим специалистам стало ясно: через некоторое время «беспилотники» освоятся в воздушном пространстве не только Северной Америки, но и Европы и Азии и могут появиться проблемы в работе диспетчерских служб системы управления воздушным движением (УВД). Пока полеты БПЛА происходят в определенных районах воздушного пространства во время летных испытаний или учений, а также в зонах локальных военных конфликтов. Предвосхищая будущее, руководство FAA решило проявить инициативу и разработать порядок сертификации беспилотных аппаратов. С целью оказания поддержки этой работы в США выполняется программа ACCESS 5, в которой участвуют DARPA, NASA, FAA и некоторые фирмы. В мае 2001 г. фирма «Нортроп Грумман» и БПЛА «Глоубал Хоук» получили почетный приз «Колльер Трофи», вручаемый ежегодно зо большие заслуги в области разработки летательных аппаратов.


Первый "Глоубал Хоук" AV-1 на взлетной полосе


Необходимо сказать, что летные испытания аппаратов «Глоубал Хоук» проходили не так гладко. О потере опытного БПЛА AV2 выше уже говорилось. Кроме того, неоднократно наблюдались отказы гидравлической системы выпуска шасси, происходили сбои в работе бортовых компьютеров, возникали неполадки в силовой установке и т. д. Например, 6 декабря 1999 г. во время рулежки БПЛА AV3 отказала система управления шасси, в результате чего сложилась передняя опора и аппарат на большой скорости выкатился за пределы ВПП. При этом были сильно повреждены фюзеляж и крыло. Ремонт занял почти три месяца, полеты «беспилотника» возобновились 11 марта 2000 г. В декабре 2001 г. БПЛА после выполнения разведывательного полета над Афганистаном по неизвестной причине разбился над территорией ОАЭ, не долетев до своей базы в Саудовской Аравии. В июле 2002 г. еще один «Глоубал Хоук» был потерян непосредственно над Афганистаном из-за отказа силовой установки. Таким образом, из семи опытных аппаратов осталось четыре.

В апреле 2000 г. программа летных испытания БПЛА «Глоубал Хоук» завершилась и два аппарата были переданы ВВС США для оценочных и войсковых испытаний, которые начались в феврале 2001 г. В конце января 2002 г. был оформлен контракт F33857 стоимостью 101,3 млн. долл. для постройки первых двух серийных БПЛА (95- 2008 и 95-2009) и одного наземного пункта управления. Первый серийный БПЛА «Глоубал Хоук» Р1 был построен в августе 2003 г., и через месяц его передали ВВС. В декабре 2003 г. был поставлен серийный аппарат Р2. Всего для ВВС планируется приобрести 51 беспилотный комплекс, в состав которого входят один БПЛА, наземный пункт управления и средства, обеспечивающие старт и возвращение аппарата. На покупку всего этого планируется затратить 6,85 млрд. долл. (с учетом программы НИОКР). Не исключается увеличение объема закупок. Интерес к «Глоубал Хоуку» проявляет Береговая охрана США, собирающаяся приобрести семь аппаратов.

В конце января 2003 г. фирма «Нортроп Грумман» получила очередной контракт в размере 307 млн. долл., предусматривающий постройку четырех БПЛА и нескольких комплектов целевой нагрузки. Через месяц был заключен еще один контракт стоимостью 185 млн. долл. на изготовление двух БПЛА для ВМС США. Таким образом, было профинансировано производство первой партии из восьми серийных «Глоубал Хоуков» (PI, Р2, РЗ, AF3 – AF7). Первые серийные БПЛА были направлены к месту базирования на авиабазу Бил (шт. Калифорния), где базируется 12-я разведывательная эскадрилья. Другим местом дислокации является авиабаза Эглин (шт. Флорида).

В 2003 г. опытный БПЛА AV3, прозванный «Старым приятелем», был направлен в Ирак, где оказывал информационную поддержку военным операциям США и их союзников. В феврале 2006 г. после выполнения последнего задания «беспилотник» вернулся в США, а вместо него в Ирак прибыли два серийных аппарата. Всего AV3 налетал в боевых условиях свыше 4000 ч. К августу 2007 г. все "Глоубал Хоуки" налетали 10 500 ч.

Необходимо отметить, что «Глоубал Хоук» должен непрерывно совершенствоваться с целью улучшения своих возможностей. Эти доработки будут проходить в несколько этапов, которые американцы называют «Спиралями» (Spirals), имея в виду, что усовершенствование станет осуществляться по своеобразной спирали, каждый виток которой будет привносить «беспилотнику» новые качества и возможности. В 2004 г. принятые в эксплуатацию опытные БПЛА прошли первую доработку в рамках этапа «Спираль 1». На них установили новое связное оборудование и усовершенствованный бортовой компьютер с повышенным быстродействием. В том же году были выполнены работы по этапу «Спираль 2», во время которых была увеличена мощность электрогенератора с 17 до 25 кВА, а масса целевой нагрузки повышена с 900 до 1365 кг. Что касается последнего параметра, то увеличение массы целевой нагрузки планировалось реализовать на модификации RQ-4B, отличающейся от исходной модели большими размерами и взлетной массой. О том, что по результатам «Спирали 2» на RQ-4A возросла целевая нагрузка, говорится в аналитическом обзоре, подготовленном американской консалтинговой компанией «Форкаст Интернешнл» в первом квартале 2005 г. Никаких подтверждений в других источниках автором данной статьи не обнаружено, их нет даже на интернет-сайте фирмы «Нортроп Грумман». По мнению аналитиков из «Форкаст Интернешнл», БПЛА RQ-4A в варианте «Спираль 2» будет обладать ограниченными возможностями по ведению радиоэлектронной разведки (SIGINT), хотя другие эксперты полагают, что это будет реализовано только на этапе «Спираль 3».

Этап «Спираль 3» предусматривает установку на БПЛА оборонительного радиоэлектронного оборудования, системы спутниковой связи через «Инмарсат», оборудования, позволяющего осуществлять запись собранной информации одновременно со всех датчиков, и аппоратуры SIGINT. Сейчас фирмы «Рейтеон» и «Нортроп Грумман предлагают свои варианты системы SIGINT. «Рейтеон» создает уменьшенный вариант системы RAS-IR, применяемой на самолете U-2, а «Нортроп Грумман» – широкополосную систему HBSS. Для установки оборудования системы SIGINT с борта БПЛА необходимо снять РЛС с синтезированной апертурой и оптоэлектронные и тепловые датчики. Этап «Спираль 3» предполагалось реализовать до начала 2005 г.

В рамках этапа «Спираль 4» планируется установить на «беспилотнике» РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) с электронным сканированием. Такая РЛС разрабатывается фирмами «Нортроп Грумман» и «Рейтеон» по программе MP-RTIP. Отдельные элементы этапа «Спираль 4» планируется внедрить в конце 2006 г., а РЛС с АФАР – в 2009 г. Этапы «Спираль 5» и «Спираль 6» предусматривают позышение эксплуатационной гибкости БПЛА.

В настоящее время на заводе фирмы «Нортроп Грумман» в Палмдейле (шт. Калифорния) завершена сборка первого БПЛА «Глоубал Хоук» RQ-4B, соответствующего варианту «Блок 20». Контракт на разработку этого аппарата (147 млн. долл.) был выдан в марте 2003 г. БПЛА RQ-4B должен стать самым эффективным в мире беспилотным авиационным информационным комплексом, его летно-тактические характеристики будут на 50% лучше, чем у предшественника. 25 августа текущего года на заводе фирмы "Нортроп Грумман" в Палмдейле состоялась официальная церемония, посвященная окончанию постройки первого RQ-4B. В сентябре планируется приступить к его наземным испытаниям, включая рулежки. Первый полет намечен на середину ноября.


Празднование 5000 часов налета "Старого приятеля"


RQ-4B во время сборки


RQ-4B имеет заметные отличия от исходного варианта. Прежде всего у него увеличены размеры. БПЛА получил новое крыло с увеличенными но 4,5 м размахом и хордой при сохранении прежнего аэродинамического профиля и удлинения, разного 25. Однако угол стреловидности крыла по линии j хорд уменьшился с 5,9 до 5°, угол поперечного V доведен до 2°. У исходного варианта угол поперечного V отсутствует, в результате чего при полной заправке крыльевых топливных баков концы крыла находятся от поверхности ВПП на расстоянии всего 0,3 м. Теперь в такой ситуации крыло будет сохранять горизонтальное положение.

Изготовление крыльев поручено фирме «Воут Эйркрафт». Оно выполняется почти полностью из углепластиков, лишь отдельные подкрепляющие детали и нервюры делаются из алюминия. Крыло БПЛА RQ-4A «Блок 10» состоит из центроплана размахом 1 5 м, двух консолей длиной по 10 м и двух законцовок. На новом варианте RQ-4B крыло имеет две внутренние секции (длиной почти по 17 м), которые стыкуются ПО продольной оси фюзеляжа, и две концевые секции длиной по 3,05 м. Таким образом удалось убрать два стыка, улучшив аэродинамику крыла.

Размеры вертикальных килей увеличены (их высота возросла с 3,5 до 3,8 м), r результате чего их суммарная площадь возросла на 14% (до 9 м2 ).

Фюзеляж нового «Глоубал Хоука» удлинен на 2,1 м за счет четырех дополнительных вставок. Три вставки в фюзеляже перед и за крылом позволили увеличить объемы отсеков для размещения дополнительного оборудования, а вставка в носовом обтекателе дала возможность установить видеокамеру для наблюдения за шасси во время рулежек и пробега. Поперечные размеры носового обтекателя, имеющего характерный «горб», увеличены, что дало возможность установить под ним тарелку антенны спутниковой связи диаметром 1,21 м.

Для повышения устойчивости при движении по ВПП несколько изменено схема основных стоек шасси. Его опоры несколько сместили к концам крыла, а высоту самих опор немного увеличили. В результате для уборки опор пришлось установить на крыле небольшие конформные обтекатели. На RQ- 4А основные опоры убирались в фюзеляжные отсеки, которые теперь могут использоваться для других целей. Кроме того, вместо двух пневматиков основные опоры имеют по одному.

Компоновка силовой установки осталась прежней: один ТРДЦ АЕ3007Н размещен в гондоле на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа в развале вертикальных килей. При разработке RQ-4B фирма «Нортроп Грумман» рассматривала другие варианты компоновки силовой установки, в частности использование двух меньших по размерам двигателей, размещение двигателя под фюзеляжем или внутри фюзеляжа с двумя боковыми воздухозаборниками.

В состав целевой нагрузки БПЛА RQ-4B войдет РЛС с синтезированной апертурой. Станция размещается в носовом обтекателе сразу за отсеком передней опоры шасси. РЛС, разработанная фирмой «Рейтеон», имеет обзор ±45° по азимуту. Она способна за один полет обеспечить просмотр поверхности площадью 138000 кмг . Эта станция имеет особый режим работы GMTI, который позволяет сканировать земную поверхность с темпом 15000 кмг /мин, засекая любой объект, перемещающийся со скоростью 7,5 км/ч. В режиме GMTI сканируется сектор с углом 90°, при этом охватываются зоны на расстоянии от 20 до 200 км в боковом направлении в обе стороны от БПЛА. Операторы в наземном пункте управления могут перевести обнаруженные цели в режим синтезирования апертурного пятна (SAR spol mode) для более детального их исследования. В течение 24 ч с борта БПЛА может быть получено 1900 таких изображений, охватывающих площадь 2x2 км при разрешении 0,3 м. В режиме синтезирования апертурной полосы (SAR strip mode) охватывается протяженная зона шириной 10 км с разрешением около 1 м.

На «беспилотнике» будет также установлено новое тепловизионое оборудование, создонное фирмой «Рейтеон». В его состав войдут оптоэлектронная система и тепловой датчик третьего поколения. В оптоэлектронной системе используется гражданская цифровая камера форматом 1024x1024 пикселей, а в тепловом датчике – детектор форматом 640x480 пикселей. Все это оборудование работает совместно с телескопическим устройством с фокусным расстоянием 1,75 м и зеркалом диаметром 254 мм. В собранном виде комплекс размещается на гиростабилизированной платформе, которая может сканировать по крену но угол ±80°, а по тангажу и рысканию – на угол ±15°. Получаемые изображения будут передаваться на землю через спутниковую антенну АО скоростью от 1,5 до 47,5 Мбит/с.

Особо следует остановиться на проблеме цены «Глсубал Хоука». Когда программа его разработки только начиналась, было выдвинуто требование обеспечить цену серийного БПЛА в пределах 10-13 млн. долл. Хотя многим тогда было очевидно, что удержать цену в заданном диапазоне не удастся. В реальности все так и оказалось. По заявлению фирмы «Нортроп Грумман», средняя цена серийного аппарата RQ-4B «Блок 20» составит 29,4 млн. долл. Усовершенствованные варианты «Блок 30» и «Блок 40», которые должны появиться в 2007 – 2008 гг., обойдутся заказчику по 27.1 млн. долл. В этих ценах не учитывается стоимость целевой нагрузки. Если ее приплюсовать, то цена RQ-4B подскочит до 45,9 млн. долл., а варианта «Блок 30» (при установке на нем оборудования SIGINT) – до 54.2 млн. долл. Это серьезная проблема, не случайна Главное финансовое управление (GAO) уже предлагало внимательно проверить финансовые расчеты и пересмотреть программу закупок БПЛА.


Рядом стоят дво "Глоубал Хоука" – RO-4A и RQ-4B (слева)


В 2003 г. интерес к «Глоубал Хоуку» проявили ВМС США. Дело в том, что морякам потребовался летательный аппарат, способный за время патрулирования просмотреть большой район океана. Программа морского «беспилотника» рассчитана на два этапа. Первый этап, получивший название GHMD (Global Hawk Maritime Demonstration), предусматривает получение в ВВС двух «Глоубал Хоуков» для демонстрационных испытаний. На эти аппараты будет установлено специфическое оборудование, обеспечивающее разведку над морем. Первый демонстрационный «беспилотник» №1 совершил первый полет в октябре 2004 г. В конце марта 2006 г. он совершил 10-часовой перелет с авиабазы Эдварде в летно-испытательный центр ВМС в Патаксент-Ривер (шт. Мериленд). До конца текущего года сюда должен прилететь второй аппарат.

Второй этап под названием BAMS (Broad Area Maritime Survei lance) представляет собой своеобразную программу создания морского патрульного БПЛА с большой продолжительностью полета и возможностью выполнения ударных операций против надводных целей. Предполагается закупка около 50 аппаратов BAMS, но окончательный объем закупок будет определен после выбора конкретного «беспилотника». Но вооружение БПЛА BAMS планируется принять в 2010 г.

БПЛА «Глоубал Хоук» рассматривались американцами в качестве носителей малогабаритных антиракет, оснащенных кинетической боевой частью (БЧ) и предназначенных для поражения тактических и оперативно-тактических баллистических ракет. В конце 1990-х годов Ливерморская национальная лаборатория им. Лоуренса совместно с армией США предложила проект варианта «Глоубал Хоука», вооруженного шестью антиракетами. Первоначально предполагалось, что твердотопливная малогабаритная двухступенчатая антиракета должна поражать баллистическую ракету на наиболее уязвимой активной фазе полета в течение первых 2 мин после старта. Однако в дальнейшем подобная схема была отвергнута по причине чрезмерно высокого технического риска. В 2000 – 2001 гг. рассматривались варианты поражения баллистических ракет в течение первых 10 мин их полета. С тех пор никакой информации об этом направлении работ не было.

Вообще о вооруженном варианте БПЛА американские военные говорить не любят, так как наличие на борту «Глоубал Хоука» вооружения создаст непреодолимые проблемы при получении разрешения пролета над территорией какого-либо государства. Хотя возможность размещения под крылом пилонов для подвески высокоточного оружия имеются.

Уникальные возможности «Глоубал Хоука» не остались незамеченными в других странах. В последние годы появилась информация о намерении ряда стран приобрести эти аппараты для решения своих задач.

В 1999 г. к разработке БПЛА «Глоубал Хоук» подключилась Австралия. Дело в том, что в этой стране были разработаны оригинальные датчики, которые вызвали интерес со стороны американских специалистов. Со своей стороны Австралия выразила желание приобрести некоторое количество БПЛА в рамках программы BAAS. Эта программа предусматривает проведение патрулирования над северными и западными районами Австралии. Окончательное решение о закупке БПЛА планируется сделать в 2006- 2007 гг. В случае положительного решения намечается купить от четырех до шести «Глоубал Хоуков» и приступить к их эксплуатации в 2009 г.

В последнее время активно занимается проблемой «беспилотников» Канада. Ее правительство хотело бы использовать их в гражданских и военных целях. В настоящее время оцениваются различные БПЛА, в том числе и «Глоубал Хоук». Как будут дальше развиваться события, пока не ясно.

В Израиле «Глоубал Хоук» хотят использовать в системе противоракетной обороны BPLI. Речь идет об установке на борту БПЛА ракет-перехватчиков, способных поражать тактические баллистические ракеты на начальном активном участке траектории. Согласно имеющейся информации, если Израиль закупит несколько БПЛА, то фирма «Нортроп Грумман» готова подключить израильскую фирму IAI к серийному производству «Глоубал Хоуков». Однако израильская сторона не хочет ограничиваться только лицензионной сборкой, она рассчитывает на более широкое участие.

Заинтересовались «Глоубал Хоуком» в Великобритании (там ищут замену самолетам-разведчикам «Канберра», снятым с воорухения, и морским патрульным самолетам «Нимрод»), Японии и Тайвани.

По мнению специалистов, наиболее серьезными потенциальными зарубежными покупателями являются немцы. Несколько лет тому назад Германия совместно с Францией рассматривали возможность закупки БПЛА с целью замены устаревших самолетов радиоэлектронной разведки «Атлантике. При этом наиболее активную позицию заняла Германия, желавшая получить «беспилотник» в 2008 г. В ответ на эти запросы фирма «Нортроп Грумман» при участии европейского концерна EADS в 2000 г. проработала проект БПЛА, получивший название «Еврохоук». Причем американцы задумали расширить его задачи, включив его в состав воздушной системы разведки наземных целей AGS, формировавшейся в рамках НАТО. В 2001 г. между министерством обороны Германии и командованием ВВС США было подписано соответствующее соглашение. В 2004 г. была образована промышленная группа TIPS, которая рассматривалась в качестве головного подрядчика системы AGS. В состав этой системы должны были войти самолеты радиоэлектронной разведки, созданные на базе пассажирских лайнеров Эрбас А321, и БПЛА «Еврохоук». Макеты «Еврохоука» неоднократно демонстрировались на авиационно-космических выставках ILA в Берлине.

В октябре 2003 г. в Германию совершил перелет один «Глоубал Хоук». В течение некоторого времени он находился на базе морской авиации в Нордхольце (в районе Куксхафена), откуда совершил шесть полетов. Предполагалось, что на нем пройдет испытания РЛС с синтезированной апертурой, но все дело ограничилось проверкой работы системы радиоэлектронной разведки SIGINT. Предполагается, что перзый «Еврохоук» будет поставлен в 2007 г., в 2008 – 2009 гг. планируется поставить второй, а затем еще 3-4. Общая стоимость программы оценивается в 600 млн. долл. Недавно появились первые признаки того, что реализация программы «Еврохоук» может осложниться из-за финансовых пробгем в военном бюджете Германии.


О. В. Растренин








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх