45-й отдельный вертолетный полк

Этот полк был сформирован 13 октября 1978 г. в городе Бердянске Запорожской области согласно Директивы Генерального Штаба ВС СССР от 10 июля 1978 г. Тогда он назывался 336-м. Боевое Знамя было вручено полку 1 6 марта 1979 г. Полк формировался на фондах расформированного 163-го учебного авиационного полка Высшего военного вертолетного авиационного училища штурманов. Полк вошел в непосредственное подчинение 5-й краснознаменной воздушной армии Одесского военного округа. В составе полка имелось три вертолетные эскадрильи – две на вертолетах Ми-24, одна – на вертолетах Ми-8.

С 22 по 30 мая 1979 г. 336-й полк вместе с частями обеспечения перебазировался с аэродрома Бердянск на расположенный в ГДР аэродром Нора. Полк вошел в состав 16-й воздушной армии Группы советских войск в Германии (ГСВГ). Каждой армии ГСВГ придавался отдельный вертолетный полк, 336-й ОВП прикрепили к 8-й общевойсковой армии.

На новом месте личный состав полка практически сразу включился в боевую учебу: в 1979 г. было проведено одно летно-тактическое учение полка, а в сентябре – штабная тренировка 16-й воздушной армии.

Принято считать, что вертолетные части ГСВГ предназначались, прежде всего, для обеспечения броска советских танков к Парижу и Ла-Маншу. Слов нет – поддержка сухопутных войск оставалась приоритетной, но далеко не единственной задачей. Вертолетчики были включены в общую систему ПВО ГСВГ и ГДР. В отличие от «классических» истребителей, дежурные силы были готовы перехватить не только воздушные, но и наземные цели. По одному экипажу дежурили в готовности к перехвату воздушных целей в дневное время на «точках» Нора, Вахштадт, Геба. Четыре экипажа находились в дежурстве для «работы» по наземным целям, эти вертолеты несли дежурство с подвешенными и снаряженными блоками НАР.

Боевое дежурство являлось более чем реальным. В 1982 г. было выполнено 107 взлетов по тревоге. Один из перехватов, выполненный в июле, завершился принуждением к посадке двух легких самолетов, нарушивших Государственную границу ГДР, отличился экипаж вертолета Ми-24 (капитаны Н.Н. Андреев и Е.Д. Воробьев). Данное принуждение нарушителя к посадке было далеко не единственным – в 1984 г. легкомоторные самолеты ФРГ, нарушившие границу с ГДР, сажали дважды: 13 июля (экипаж капитана Е.А. Кузнецова) и 3 августа (экипаж капитана В.А. Жабова). 13 сентября 1985 г. принудила к посадке западногерманский самолет- нарушитель пара Ми-24 капитанов P.P. Абзалова и П.И. Шумского.


Ми-24 на боевом дежурстве, аэродром Нора, ГДР



Учения на авиабазе Нора, ГДР


Проверка ПТУР, авиабаза Нора, ГДР


Обычно Ми-24 пристраивался к нарушителю и «шевелил» пулеметом, затем открывал огонь по курсу полета нарушителя. Огонь приходилось открывать крайне редко – хватало «шевеления». Самолет-нарушитель садился на ближайшей пригодной к посадке лужайке. Рядом приземлялся «крокодил». Караулить нарушителя до прибытия «соответствующих органов» оставался борттехник, а вертолет улетал на базу. Чаще всего нарушителями являлись легкомоторные самолеты, реже – вертолеты.

В 1985 г. на перехват дежурные силы поднимались 162 раза, в 1986 г. – 158 раз. Парадоксальным образом объявленная в нашей стране «перестройка» привела к усилению напряженности на границе двух Германий. В 1987 г. дежурные силы приводились в готовность 1047 раз. С подъемом по задачам ПВО – 367 раз. В июне 1988 г. было введено дежурство одного экипажа для перехвата автоматических дрейфующих аэростатов. В 1988 г. дежурные силы поднимались в воздух 314 раз. Реально «разрядка международной напряженности» дошла до вертолетчиков только в конце 1989 г., когда 1 декабря было отменено дежурство вертолетов по наземным целям. Тем не менее количество подъемов на перехват воздушных целей продолжало возрастать – 488 раз.

В 1990 г. дежурные силы урезали до одного экипажа (аэродром Нора), а количество взлетов по тревоге сократилось в разы – всего 142 подъема, хотя это тоже немало.

Война, даже если она «холодная» не обходится без жертв. Помимо перехватов реальных и предостережения потенциальных нарушителей госграницы, выполнялись регулярные разведывательные полеты вдоль границы с ФРГ. 16 июня 1983 г. в рутинный разведывательный полет с аэродрома Вахштадт ушел Ми-24 капитана Ю.Д. Карпова (летчик-оператор А.Н. Сачков, борттехник старший лейтенант Л.Н. Семахин). В процессе выполнения задания экипажу пришлось де-факто вступить в воздушный бой, пусть и без стрельбы. Ми-24 воспрепятствовал нарушению Госграницы американским боевым вертолетом АН-1 «Хью Кобра». Но в результате резкого маневра, предпринятого для исключения нарушения границы самим Ми-24, произошел удар лопастями несущего винта по хвостовой балке, балку в результате оторвало. Экипаж Ми-24 погиб.

При выполнении боевого вылета на воздушную разведку в пограничной полосе с ФРГ с ведением визуального наблюдения и фотографированием по маршруту 29 апреля 1989 г. разбился Ми-8ТВ из 3-й эскадрильи (экипаж: командир вертолета капитан С.Г. Одноколов, штурман старший лейтенант Е.Г. Шолох, борттехник старший лейтенант А.И. Симонов). Полет выполнялся по правилам визуального пилотирования на высотах от 100 до 2000 м. На 66-й минуте полета в районе населенного пункта Эренберг вертолет столкнулся с деревом, которое росло на вершине холма. Вертолет разрушился, экипаж погиб.


Учебный класс 2-й вертолетной эскадрильи, Нора


Памятник на аэродроме Орешково


Стрельбы личного состава полка, Бухенвальд, ГДР



В 1970-1980-е гг. в Советской Армии уделялось огромное внимание ведению боевых действий в темное время суток. Ныне это звучит удивительно, но тогда именно СССР занимал ведущее в мире положение в области систем ночного видения и отработки тактики боевых действий ночью. К сожалению, ничего похожего на систему TADS/PNVS американского вертолета АН-64А «Апач» отечественные машины в массе своей не получили до сих пор, тем не менее даже в 1982 г. более половины тренировок боевой готовности, в том числе с подъемом вертолетов в воздух, было выполнено ночью.

Две Германии объединились в 1991 г., после чего боевое дежурство утратило актуальность, хотя один экипаж все равно продолжал дежурить на аэродроме Нора в состоянии боеготовности. Боевую подготовку пришлось перестраивать с учетом новых реалий. Появились проблемы с использованием полигонов, отчего резко сократилось количество полетов ночью и на взаимодействие с сухопутными войсками.

Подготовка к выводу полка из Германии началась с первых дней 1992 г. В феврале было проведено командно-штабное учение на весьма интересную тему – перебазирование полка на большое расстояние комбинированным способом. Вся боевая подготовка была завершена в 1-м полугодии, 1 июля было окончательно снято боевое дежурство.

В августе 1992 г. 336-й ОВП с частями обеспечения согласно Директиве МО СССР от 9 декабря 1991 г. и Постановления Правительства РФ от 12 мая 1992 г. был передислоцирован из Западной группы войск в окрестности Калуги на аэродром Орешково и передан в состав авиации Московского военного округа. За бурный период реорганизаций 1990-х гг. полк не меняя «места прописки» неоднократно менял наименование (об этом ниже) и подчиненность. 1 декабря 1992 г. полк передали из авиации Московского военного округа в состав 1-й гвардейской танковой армии, которая в 1994 г. стала 1-й гвардейской общевойсковой армией. В марте 1998 г. полк подчинили штабу Московского военного округа, в октябре 2001 г. он вошел в состав 22-й общевойсковой армии Московского военного округа. С ноября 2002 г. полк входит в состав 16-й воздушной армии. Очередные реформы, похоже не за горами…

Первая летная смена на новом месте состоялась через два месяца после перебазирования.

На расположенный в десятке километров от Калуги аэродром Орешково в 1952 г. из Кореи был выведен прославленный 176-й гвардейский Проску- ровский истребительный авиационный полк Ивана Кожедуба. Здесь его в хрущевские годы расформировали. Вплоть до 1992 г. в Орешково находился учебный центр ДОСААФ, на базе которого велась подготовка пилотов для ВВС и летчиков-спортсменов. Аэродром примечателен тем, что едва ли не по его территории проходит железнодорожная магистраль Москва – Киев. Особо внимательные пассажиры могут разглядеть с одной стороны монумент в виде истребителя МиГ-17 (память о 176-м гвардейском полку и ДОСААФ), с другой – вертолеты Ми-8 и Ми-24, которые пока памятниками не стали.


Афганистан



Ми-24 в Чеченской республике


«В 1993 г. боевая подготовка полка проводилась в сложных условиях реорганизации Вооруженных Сил РФ, перестройки экономики на новые отношения, сложной внутриполитической обстановке в стране», – данная запись в историческом формуляре части вполне может считаться типовой для всех полков и не только для 1993 г., когда она была сделана. Нам повезло жить в «эпоху перемен» – сомнительное, надо сказать, везение. Вертолетчики в 1993 г. даже в условиях «перестройки экономических отношений», отчего ощущался хронический недостаток ГСМ и запасных частей, смогли провести учение с перебазированием на полигон Дорогобуж и боевым применением.

В 1994 г. после длительного перерыва на полигоне были выполнены практические пуски ПТУР, а личный состав приступил к реальной демонстрации своей готовности к выполнению задач по предназначению: часть личного состава принимала участие в выполнении боевых задач в составе миротворческих сил в Молдове и Таджикистане. В Таджикистан «ограниченный контингент полка» командировался дважды: в период с ноября 1995 г. по май 1996 г. под командованием подполковника Н.Г. Рачицкого и с мая 1997 г. по ноябрь 1997 г. под командованием подполковника В.П. Щеглова.

Многие вертолетчики полка прошли боевое крещение еще в советское время в Афганистане. В 1985 г. по плану «Эстафета» была подготовлена к отправке в ДРА 3-я вертолётная эскадрилья на вертолетах Ми-8 под командованием подполковника Д.Ю. Шарафиева. В 1987 г. подготовлена к отправке в ДРА 1-ая вертолётная эскадрилья под командованием майора В.Е. Богунова. Более 70% в/сл., служивших в полку, прошли через пекло Афганистана, в 1988 г. в полку проходило службу 140 офицеров и прапорщиков с афганским опытом, в том числе 71 летчик.

Войны во Вьетнаме и Афганистане с авиационной точки зрения были, прежде всего, вертолетными. Такой же войной стала «контртеррористическая операция» на территории Чеченской республики.

Согласно распоряжения Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, 336-й отдельный боевой вертолетный полк с 5 января по 14 февраля 1995 г. выполнял боевые задачи по ликвидации бандформирований в Республике Чечня. В боевых действиях принимало участие 22 экипажа на вертолетах Ми-24 и 11 экипажей на вертолетах Ми-8. Группа была разделена на две части. Первая базировалась в Моздоке.. Вторая базировалась в Бес- лане. Личный состав выполнял задачи по нанесению ударов по наземным целям; перевозке грузов, личного состава и раненых; десантированию войск; сопровождению автоколонн, колонн бронетехники при совершение маршей; высадке и эвакуации спецгрупп; выполнению воздушной разведки; выполнению поисково-спасательного обеспечения боевых действий авиации.



Бронепоезд, прикрываемый вертолетами 45-го овп




«Ханкалинские авиалинии»


В быстроменяющейся сложной боевой и метеорологической обстановке, при отсутствии отдельных элементов спецоборудования и документации личный состав проявил высокие специальные, боевые и моральные качества, которые позволили с честью выполнить все поставленные боевые задачи. За период с 5 января по 14 февраля 1995 г. было выполнено 1513 полетов с общим налетом 1015 ч, перевезено 71 т груза, 3180 человек, в том числе 773 раненых, уничтожены один вертолет, автобаза боевиков, шесть ЗСУ, три ЗГУ, три пулемета ДШК, 13 огневых точек, пять укрытий техники, три склада боеприпасов, два минометных расчета, два склада ГСМ, один командный пункт.

Полк при этом потерь не понес, лишь один человек получил ранение. При выполнении боевого задания был потерян один вертолет Ми-24. Экипаж сбитого вертолета вывез из-под огня другой Ми-24.

Боевые задания выполнялись, главным образом, звеном и парой в плотных боевых порядках и на высоких скоростях. Чаще всего огнем с земли поражались вертолеты ведомых, так как прицеливание осуществлялось по ведущему, а пули или снаряды попадали уже в ведомого. «Сжатие» боевого порядка, равно как и высокая скорость, способствовали снижению вероятности попадания. Полеты на поиск и спасение выполнялись тройками – «спасатель» Ми-8 и пара Ми-24 прикрытия. Пока «восьмерка» забирала людей, «крокодилы» кружили вокруг на предельной малой высоте, при необходимости открывая огонь. Впечатляющее «шоу», имитирующее подобную поисково-спасательную операцию устроили вертолетчики 45-го полка в августе 2007 г. в Ханкале по случаю Дня Авиации.

В 1999 г. часть полка была переброшена в Дагестан – началась «вторая Чечня».

В августе 1999 г. экипаж вертолета Ми-8, пилотируемый заместителем командира полка подполковником С.А. Левашовым, выполнял полет по высадке тактического десанта на высоту 1622 (гора Аликен). В полете по вертолету внезапно был открыт огонь из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия группой боевиков. Вертолет получил сильные повреждения остекления кабины и фюзеляжа, тем не менее подполковник Левашов принял решение выполнить поставленную задачу. Подходы к площадке десантирования были ограничены.


Африка, 2007 г.



Ми-8 и Ми-24 на боевом задании



Не имея возможности посадить вертолет нормальным способом, на три колеса, подполковник Левашов принял решение посадить вертолет на одно колесо и, удерживая машину под огнем боевиков, произвел высадку десанта. В течении 10 минут командир со своим экипажем осуществлял огневую поддержку и прикрытие высаженного десанта, а также наводил боевые вертолеты Ми- 24 на позиции боевиков и корректировал их огонь до завершения занятия обороны десантом. Несмотря на существенные повреждения вертолета и плотный огонь боевиков, подполковник Левашов выполнил второй полет на высоту 1622 для доставки десанту боеприпасов. За заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига при исполнении воинского долга, в условиях, сопряженных с риском для жизни, подполковник Сергей Александрович Левашов удостоен звания Героя Российской Федерации.

Личный состав полка с 14 ноября по 7 февраля 2003 г. группой в составе семи летных экипажей и подразделений обеспечения выполнял боевые задачи по ликвидации незаконных бандформирований на территории Чеченской республики. Группа базировалась в Ханкале. Помимо традиционных для вертолетчиков в Чечне задач, на сей раз вертолеты из Калуги «дополнительно» обеспечивали прикрытие с воздуха бронепоезда.

На ротационной основе экипажи 45-го ОВП командируются в Ханкалу ежегодно. В настоящее время в Ханкалу отправляется только летный и технический состав, вертолеты находятся на месте. Личный состав периодически проходит на Северном Кавказе подготовку для полетов в горах, в Ханкалу прибывает только личный состав, имеющий опыт полетов в гористой местности.

Военные действия в Чечне завершились, но полеты в горах и на малых высотах сами по себе таят опасность. 12 сентября 2004 г. при выполнения задания на ведение воздушной разведки в районе Чечен-Аула потерпел катастрофу вертолет Ми-24В (бортовой номер «227»), экипаж в составе командира вертолета майора С.В. Зализницкого и летчика-оператора старшего лейтенанта М.А. Коротя погиб. Причиной катастрофы стало столкновение вертолета с землей из-за попадания в неуправляемое левое вращение, обусловленное отказом путевого управления. Хвостовой редуктор отвалился от балки после удара лопасти хвостового винта о провод линии высоковольтной электропередачи.



Бывает и такое…


Полет на сопровождении Ми-28


Ст. лейтенант Денис Шабалин



Участие в боевых действиях позволило на высоком уровне поддерживать налет. Так, в 2000 г. общий план по налету был выполнен на 155%, на учебную подготовку от общего налета пришлась всего седьмая часть, остальное – боевая работа. Вертолеты эксплуатировались, что называется нещадно, между тем замены им как не было, так и нет. Техника изнашивается быстрее, чем люди. 19 сентября 2002 г. произошла катастрофа вертолета Ми-24П (экипаж: командир майор В.Н. Барзаков, штурман капитан И.В. Андреев, борт- техник старший лейтенант А.В. Бразгун). Причиной катастрофы явилось усталостное разрушение рычага поворота лопасти несущего винта, что привело к увеличению ее маховых движений, ударам по хвостовой балке и разрушению вертолета в воздухе.

В августе 2002 г. была сформирована авиационная группа в составе 34 человек для выполнения боевых заданий по поддержанию мира в Косове. Группа убыла в Югославию в сентябре того же года. Вертолетчики из Калуги неоднократно привлекались к участию в миротворческих миссиях но территории африканских стран – Анголы, Судана, Сьерра-Леоне.


Командир полка И.В. Кукк


Гэрой России подполковник С.А. Левашов


«Белый слон» – Ми-24К побывавший в Африке


Аэродром Орешково, осень 2008 г.


За выполнение боевых задач в горячих точках почти весь личный состав был награжден боевыми орденами и медалями. Только за период 1995 г. по 2008 г. более 300 военнослужащих отмечены боевыми наградами.

1 сентября 1998 г. 336-й ОВП на основании Директивы Главного управления Сухопутных войск ВС РФ от 18.02.1998 г. переформирован в 234-ю отдельную вертолетную эскадрилью – шла очередная «оптимизация» вооруженных сил. Ровно через три года эскадрилья вновь стала полком – 1 сентября 2001 г. 234-я ОВЭ согласно Директиве 1 -го заместителя министра обороны РФ от 30 ноября 2000 г. переформирована в 45-й отдельный вертолетный полк (боевой и управления). Полк формировался на базе 234-й эскадрильи и расформированных вертолетных частей, дислоцированных в Костроме и Курске. Все сокращенные эскадрильи перевели в Калугу, где они были сведены в «старый- новый» полк.

В настоящее время в 45-й отдельный вертолетный полк входят две эскадрильи по четыре вертолетных звена в каждой. На вооружении 1-й вертолетной эскадрильи состоят Ми-24, на вооружении 2-й – Ми-8. В 2008 г. в войска пошел керосин. В Калуге, как и в других полках, летали много и часто, порой по четыре смены в неделю. После длительного перерыва приступили к отработке полетов звеном. Часто выполнялись полеты с «аэродрома подскока» – заброшенного аэродрома ДОСААФ, расположенного недалеко от полигона. Ближе к обеду туда перелетали вертолеты с техническим составом и «расходными материалами». Полеты прихватывали ночь, потом шло обратное «перебазирование» в Орешков, а на следующей день – все снова.

В октябре 2008 г. личный состав отметил 30-летие полка.

Материал подготовил Михаил Никольский


Командиры 45-го отдельного вертолетного полка (боевого и управления) год вступления в должность

подполковник Власенко В.И. 1979

подполковник Томарев Ю.В. 1980

полковник Извалов В.В. 1982

подполковник Щербаков В.В. 1986

полковник Хабибуллин Р.Х. 1988

полковник Панов О.Н. 1990

подполковник Лева А.И. 1992

полковник Сафронов Н.Г. 1992

полковник Кадуцкий В.А. 1995

полковник Щеглов В.П. 1998

подполковник Мальцев А.В. 1999

подполковник Левашов С.А. 1999

полковник Давыдов С.В. 2001

полковник Ивлев И.И. 2003

полковник Кукк И.В. 2007





Фото Михаила Никольского








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх