Транспортники мира – гонка продолжается

17 декабря этого года исполняется 105 лет с того дня, когда был выполнен первый в мире моторный управляемый полет на летательном аппарате тяжелее воздуха.

По сути, с этого полета и началось соперничество в области авиации между Старым и Новым Светом, – между старушкой Европой и активно развивающимися Соединенными Штатами Америки.

Военно-транспортные самолеты А400М и С-130J – яркие представители соперничества, которое ни на мгновение не прекращается между авиационной промышленностью Соединенных Штатов и авиационной промышленностью объединенной Европы. А ведь недавно у них был еще один мощный соперник – авиационная промышленность Советского Союза. Но…

Как известно, первым предназначением только что родившейся авиации стала война. В годы Первой мировой войны авиация не только доказала право на существование, но и стремительно развивалась. Появление более мощных двигателей и более прочных конструкций послужило огромным скачком в развитии летно-технических характеристик самолетов. Во время той войны определились основные направления возможного использования самолетов. Наряду с истребителями и разведчиками появились и тяжелые крылатые машины – бомбардировщики. А в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, появилась и специализированная транспортная авиация Прежде всего, это американский транспортник С-47, известный в США как «Скайтрейн» («Небесный поезд») и как «Дакота» в Великобритании. Причем С-47 был военно- транспортной модификацией самого удачного (и вошедшего в Книгу Гиннеса) пассажирского самолета DC-3, созданного в 30-х годах. Самолет DC-3 и сегодня считается самым удачным самолетом прошлого столетия: некоторые экземпляры, уже глубоко модернизированные по бортовому оборудованию, с современными турбовинтовыми двигателями до сих пор бороздят просторы пятого океана. Автору этих строк посчастливилось в этом году полетать на его модификации (ВТ-67) на краю света – в Антарктиде.

Американские фирмы Боинг, Дуглас, Локхид, соревнуясь между собой, создавали с каждым разом все более производительные транспортники – Боинг 377 «Стратокрузер», Дуглас DC-6, Дуглас DC-7, Локхид 1049G «Супер Констеллэйшн». Пытались вклиниться в эту гонку и французы со своим самолетом Бреге 763 «Дю Пон»/ «Прованс», а также англичане со своим Бристоль 167 «Брабазон».

Самолет С-82 «Пэкет» (1944 г.) был первым военно-транспортным самолетом с грузовым люком в хвостовой части фюзеляжа, позволяющим загружать грузы и технику и десантировать их парашютным способом.

В 1947 г. его заменил С-119 той же схемы, но с большей нагрузкой (13,5 т или 62 десантника).

В пятидесятых годах европейцами снова были предприняты попытки как-то обойти американцев. Французы попытались использовать для грузовых перевозок свою знаменитую «Каравеллу», но американцы опять рванулись вперед и стали создавать уже специализированные военно-транспортные и грузовые самолеты. Первенство оставалось за ними.

В это время в США быстрыми темпами развивались военно-воздушные силы, в том числе военно-транс- портная авиация. Создавались новые специализированные транспортные самолеты большой грузоподъемности и дальности действия сначала с поршневыми, а затем и турбовинтовыми двигателями. В ВВС США С-47 заменили сначала на поршневые гиганты С-74 «Глоубмастер I» грузоподъемностью 22,5 т и С-124 «Глокулес» (18 т).


Транспортный Дуглас С-47 "Скайтрейн"


Кэртисс С-46 "Командо"


С-82 "Пэкет"


С-119


С-160 "Трансоль"


Локхид С-130 "Геркулес"


И пальма первенства в споре американцев и европейцев на долгие годы ушла к американцам. Причем американцы не стояли на месте в вопросах развития военно-транс- портной авиации. Менялась ситуация в мире – появлялись новые во- енно-транспортные самолеты. Вместе с созданием таких самолетов, как С-130 «Геркулес», С-141 «Старлиф- тер», С-5А «Гэлакси», С-17 «Глоуб- мастер», американцы активно проводили модернизацию ранее созданных самолетов, продлевая им жизнь и оснащая их все более новым оборудованием, которое позволяло им соответствовать все более ужесточающимся нормам и правилам полетов.

В эти годы делались робкие попытки стран Европы противостоять экспансии американцев в создании военно-транспортных самолетов. Одним из таких шагов стала программа создания совместного франко-германского транспортника С-160 «Трансаль». Но такого широкого признания, как американский С-130 «Геркулес», этот самолет не получил.

О дальнейшем соперничестве европейских и американских производителей транспортных самолетов очень подробно изложено в статье Владимира Щербакова. Причем изложено в очень спокойной форме без явного предпочтения к той или другой стороне. Изложено так, как необходимо излагать технические вопросы. Только факты, только технические характеристики. А заинтересованный и грамотный читатель сам сможет сопоставить характеристики, факты и сам ответит на вопросы, которые возникают у него в потоке информации, которую несет пресса, радио, телевидение, интернет. А уж информации сегодня столько…

Впрочем, иногда просто диву даешься: как эту информацию преподносят некоторые корреспонденты. Им, видимо, все равно, о чем писать: о достижениях авиации, или о трагедиях в авиации, или об около авиационных вопросах. Лишь бы побольше, посмачнее, вперемежку со слухами, домыслами, побольше дегтя, побольше страха. А если еще польешь грязью все российское, а тем более, советское, то вообще молодец.

Но вернемся к теме…

В статье В. Щербакова отражены и вопросы самолета Ан-70, который начал создаваться еще в советские годы и который стал, откровенно говоря, разменной монетой у политиков.

Всегда о качестве самолета говорят его летно-технические характеристики, его эксплуатационные качества и его технологичность с точки зрения серийного производства.

Сегодняшние политики Украины так и не знают, к какому берегу прибиться – то ли к России (но так не любят «москалей»), то ли к Европе (но, видимо, их там не только не ждут, но, похоже, просто боятся). К тому же украинские политики так рвутся в НАТО… А от этого страдают, прежде всего, авиационные специалисты Украины, о былых возможностях которых знает весь мир. И эти возможности воплощены в тех самолетах, которые созданы под руководством Генеральных конструкторов O.K. Антонова и П.В. Балабуева. Это военно-транспортные самолеты Ан-2, Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан- 124, Ан-225. Это самолеты, которые многие годы были основой военно- транспортной авиации могучего Советского Союза и которыми гордилась страна.

Сегодня появилось очень много критиканов, которым не нравится все то, что создано в единой стране – Советском Союзе. Они с явной издевкой говорят о советской технике.

Им не нравится все советское. Они восхваляют все то, что создано за рубежом. Хотя всегда советская авиационная техника вызывала уважение у западных специалистов. Ее там даже побаивались.

И даже сегодня, в исключительно тяжелых условиях для создания сложных технических систем, в России все же создается авиационная техника, отвечающая мировым стандартам. И она не хуже, а часто и лучше зарубежных аналогов. Об этом говорят сертификаты типа, полученные российскими специалистами при сертификации самолетов Ил-96 и Ил-103 в американском авиационном регистре, сертификат самолета Ту-204 в европейском регистре. Работа российских ОКБ с западными специалистами над созданием таких самолетов, как Ил-96МО, Ту-204, Ил-114- 100, Сухой «Super Jet», говорит о том, что мы может работать и в широкой кооперации с западными фирмами. Мы можем работать, естественно, и самостоятельно.

В этом материале я специально не говорю о вкладе ильюшинцев в создание военно-транспортной авиации Советского Союза и России. О наших самолетах Ил-12Т, Ил-12Д, Ил-14-30Д, Ил-32, Ил-76 и его многочисленных модификациях, об Ил-112В и перспективных разработках Ил-214, Ил-106, о грузовых самолетах, созданных на базе широко известных пассажирских самолетов, и так хорошо известно не только специалистам, но и всем любителям авиации. В настоящее время в структуре OAK именно ильюшинцы («ОАК – Транспортные самолеты») занимаются проблемами создания и поддержания летной годности транспортной и военно-транспортной авиации нашей страны.


Ан-70


Проект А400М в варианте заправщика


Локхид С-130J


Сегодня авиационные специалисты России с чувством «белой» зависти смотрят на деятельность своих зарубежных коллег, которым созданы все условия для работы. У нас же все идет к потере школ конструкторских бюро. Двадцать лет разваливали свою промышленность. За эти годы практически не было обновления кадров. Отрасль потеряла свою привлекательность, и сегодня большинство молодых специалистов, заканчивая авиационные и другие технические ВУЗы, идут куда угодно, только не в авиацию.

Сегодня, мне кажется, еще можно что-то поправить, но надо очень и очень спешить, иначе будет поздно. Не стоит забывать, что советская авиационная промышленность создана была не сразу, не в один день. Прошли трудные годы становления, годы воспитания собственных кадров авиационной промышленности: в ОКБ, на серийных заводах, на сотнях предприятий по созданию комплектующих. И только после этого в нашей стране появилась авиационная техника, отвечающая мировому уровню.

Надо спешить, но не разорять то, что еще осталось. А еще необходимо обратить внимание на промышленность (и не только авиационную), насытить ее кадрами (а Россия всегда славилась умными людьми) и воссоздать мощь нашего государства, мощь России!

P.S. Журнал «Flight» , а этот журнал читает весь авиационный мир, на сайте flightglobal.com в этом году провел опрос своих читателей о самых выдающихся событиях в области авиации за 105 лет ее существования. Результаты этого опроса были опубликованы в июльском номере журнала.

Вот некоторые выдержки из этого материала:

1 -е место – Посадка американского космического модуля на Луне;

2-е – Первый в мире широкофюзеляжный пассажирский само лет Боинг-747;

3-е – Полет братьев Райт;

11-е – Самолет DC-3;

13-е – Ю.А. Гагарин – первый космонавт планеты;

15-е – Военно-транспортный самолет С-130;

20-е Ч. Линдберг – летчик, первым перелетевший из Нью-Йорка в Париж;

30-е – Самолет Су-30 – лидер среди самолетов, поставляемых на экспорт;

31-е – Н. Армстронг – первый человек, ступивший на Луну;

57-е – Советский самолет МиГ-21;

62-е – Советский самолет МиГ-25;

90-е – Ил-18 – советский самолет-долгожитель, «турбовинтовая рабочая лошадка»;

91-е – Военно-транспортный самолет Ил-76;

97-е – Двухконтурный турбореактивный двигатель четвертого поколения ПС-90.

То, что в сотню самых выдающихся событий вошли семь, связанных с советской и российской авиацией, говорит о многом.


АРХИВ








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх