«3EРО» – Летающая легенда

С декабря 1941 г. по 1943 год не было на тихоокеанском театре военных действий более грозного имени, чем «Зеро». Так американские летчики нарекли новый, доселе им не встречавшийся японский истребитель, который появлялся там, где его в принципе не могло быть, и наносил неотвратимые удары. Отсутствие в штабах достоверной информации о самолете противника было восполнено на местах силами лёт- но-технического состава путем генерации слухов один другого страшнее о японском чудо-оружии.

За полгода эскадрильи «Зеро» буквально разметали авиацию союзников на Тихом океане, лишив их тактической инициативы. Лишь успешный исход боя у атолла Мидуэй 4-6 июня 1942 года, в ходе которого из-за фатальной ошибки адмирала Нагумо японцы потеряли четыре своих лучших авианосца («Акаги», «Кага», «Хирю» и «Сорю»), вдохнул в американцев новые надежды. Однако те июньские дни были отмечены не только военно-морским триумфом на Гавайях. Гораздо менее заметное, но очень важное событие произошло на Алеутских островах, где японцами наносился отвлекающий удар.

3 июня 1942 г. на о. Акутан совершил вынужденную посадку «Зеро», которым управлял младший офицер Тадаеси Кога. Летчик погиб, когда самолет скапотировал, но сама машина получила минимальные повреждения и через пять дней была обнаружена. Находку оценили по достоинству и быстро переправили в США, в Сан-Диего. После ремон

та летчики-испытатели Гофман и Сандерс облетали трофей и составили квалифицированное заключение о достоинствах и недостатках летательного аппарата. Казалось бы, тут и легенде конец, но нет. По сей день «Зеро» в глазах любителей авиации окутан ореолом особого почтения. Не желая «приземлять» романтические души, постараемся все же на основе фактов воссоздать объективный портрет нашего героя, и начнем с его имени.

Прототип самолета проектировался под требования «12-се» («Се» – от японского слова «Сева», обозначавшего период правления императора Хирохито, а «12» соответствовало 12-му году правления Хирохито, т.е. 1938 г.). В 1940 году, после принятия самолета на вооружение, ему было присвоено «длинное» обозначение – «морской палубный истребитель тип 0». Странный на первый взгляд номер «0» вытекает из последней цифры года принятия на вооружение (по японскому летоисчислению в то время шел 2600 год). Впрочем, для японской армии это было в порядке вещей. До этого на вооружение, к примеру, принимались истребители и бомбардировщики типов 96, 97, позже появились самолеты «тип 1» (истребитель Ки-43 и бомбардировщик G4M), «тип 2» (Ки-44), «тип 3» (Ки-61), «тип 4» (Ки-84) и другие.

Помимо «длинного» существовали и «короткие» обозначения для оперативного использования, в данном случае А6М. Буква «А» обозначала палубный истребитель, «6» – номер заказа в соответствующей категории самолетов, «М» – фирма Мицубиси. Был еще и четвертый символ – цифра номера серии. У рассматриваемого самолета это обозначение выглядело А6М2.

В 1943 году из-за засекречивания официальных обозначений японских самолетов у них появились кодовые имена. Для А6М оно звучало «Рей-сен» (от «Рейсики-Сентоки» – «истребитель тип ноль»). Прагматичные янки, в общем-то, не особо страдали от незнания секретов противника, и после первых боевых столкновений с новым истребителем нарекли его «Иезикиль», сокращенно – «Зик». Встретившись с модификацией А6МЗ, имевшей новый капот и крылья, летчики доложили о незнакомом самолете, который поспешили назвать «Хэп». Чуть позже «Хэп» превратился в «Хэмпа», поскольку такое прозвище имел командующий ВВС США на тихоокеанском театре военных действий генерал Генри Арнольд.

В боевых условиях секреты долго не живут, и, получив от пленных летчиков необходимые показания, американцы стали звать его тем же «Нулем», но по-английски – «Зеро». Аэродромный жаргон вызвал к жизни шедевр англо-японского слэнга – «Зеро-Сен».

Такая вот длинная плеяда имен, но сказать о ней необходимо, чтобы не путаться в главном – истории боевого применения самолета «тип 0», который по своим боевым заслугам никак уж нулем не был.

История создания «Зеро» восходит к 1930 году, когда в штабе императорского флота происходил пересмотр военной доктрины Японии.


Различные варианты фюзеляжа истребителя "12-Се"


Сборка первого опытного самолета "12-Се"


Установка двигателя на первый "Зеро". Обратите внимание на двухлопастный винт


Прогнозируя боевые действия на большом удалении от сухопутных баз и от авианосцев, японцы пришли к выводу о необходимости создания палубного истребителя нового поколения, способного заменить устаревшие лицензионные бипланы. В 1935 году фирмой Мицубиси был создан моноплан А5М, предшественник «Зеро». Показав во время боев в Китае неплохие боевые качества, эта машина, имевшая открытую кабину и архаичное неубирающееся шасси, обнаружила и серьезный недостаток – малую дальность. Был нужен новый самолет и 19 мая 1937 года флот выдал фирмам Накадзима и Мицубиси тактико-техническое задание под номером «12-се».

Согласно ТТЗ новый истребитель должен был иметь скорость не менее 500 км/час, дальность 2000 км, скороподъемность 15 м/сек, высокую маневренность и огневую мощь. Новинкой было требование оснастить самолет радиосвязным и радионавигационным оборудованием. Регламентировались также и основные размерения самолета: размах крыла-до 11 м, длина – до 8 м. Это диктовалось габаритами ангарных лифтов японских авианосцев.

В январе 1938 года конструкторы обеих фирм встретились в Йоко- суке на конференции с представителями морской авиации. Выслушав противоречивые, как всегда, требования военных, в основном опытных боевых летчиков, фирма Накадзима отказалась участвовать в столь труднореализуемом проекте. Конструкторский же коллектив Мицубиси не последовал малодушному решению своих коллег. В авиации вообще не бывает простых задач, и главный конструктор Итиро Хорикоси прекрасно это понимал. Распутав клубок противоречий, он выполнил поставленную задачу и 16 марта 1939 года на заводе в г. Нагоя была закончена сборка 1-го прототипа «12-се». Через день провели гонку двигателя, а 19 марта в обстановке строжайшей секретности самолет перевезли на расположенный в 50 км аэродром Кагамигаха- ра. Инженеры в замешательстве смотрели, как их детище, современнейший истребитель, грузят на повозку, запряженную вола ми.

1 апреля 1939 года в 17 ч 30 мин летчик-испытатель Кагио Сима поднял самолет в воздух.

«12-се» №1 первоначально имел двухлопастной пропеллер, весовые компенсаторы на рулях высоты и расположенный сверху всасывающий патрубок карбюратора. Было установлено и необычайно мощное по тем временам вооружение – два синхронных пулемета калибра 7,7 мм и две 20-мм пушки. На первых двух прототипах стояли 875-сильные моторы воздушного охлаждения МК2 «Суисей» 13. Второй прототип, облетанный 18 октября 1939 г., уже с самого начала имел трехлопастной винт изменяемого шага.

Летные испытания, в том числе и на авианосце, блестяще подтвердили заложенные технические решения. Было признано, что самолет показал соответствующие ТТЗ характеристики и 14 сентября 1939 г. флот принял на вооружение новый истребитель под обозначением А6М1. На это решение не повлияла даже гибель второго прототипа, последовавшая 1 1 марта 1940 г. при испытаниях на пикирование.


А6М2 – 27-й серийный самолет


Истребители А6М2 "модель 17" в небе Китая


Истребители "Зеро" на Тайване готовятся к налету на Филиппины


Истребители А6М2 готовятся совершить первый боевой вылет


Третий прототип, достраивавшийся в это время в Нагое, имел ряд отличий от своих предшественников, основное из которых заключалось в установке нового, более мощного двигателя Накадзима «Сакаэ» NIC (950 л.с. на взлете). Эта двухрядная четырнадцатицилиндровая «звезда» имела больший диаметр, поэтому потребовалось изменить капот и сделать в нем канавки, открывающие стволы пулеметов. Этот самолет получил обозначение А6М2 модель 11.

21 июля 1940 г. 6 предсерийных экземпляров А6М2 под командованием лейтенанта Тамоцу Йокояма были приданы 12-й смешанной авиагруппе, действовавшей в Китае, для войсковых испытаний. Десять дней спустя, после сдаточных испытаний на авианосце «Кага», А6М2 был официально принят на вооружение под обозначением «морской палубный истребитель тип 0 модель 11». Первая боевая операция с участием «Зеро» состоялась 19 августа 1940 г., когда девятка А6М2 вылетела на эскортирование бомбардировщиков в рейде на Чунцин. В этом полете встречи с истребителями противника не произошло. Крещение огнем «Зеро» приняли 13 сентября 1940 г. В этот день 13 А6М2 под командованием лейтенанта Сабуро Синдо встретились с 27-ю китайскими И-15, И-153 и И-16. В течение 10-минутного боя, не понеся потерь, «Зеро» уничтожили все самолеты противника. Наибольший успех сопутствовал унтер-офицеру Косиро Ямасита, сбившему пять из них. На китайской стороне в это время воевала американская добровольческая эскадрилья «Флайнг Тайгерс», командир которой – Клер Шеннольт – отправил в США донесение, в котором сообщал о появлении нового грозного воздушного противника. В ответ опытного боевого летчика успокоили, что, скорее всего, это самолеты не японского производства, да и летчики «заемные», т.к. японцы в силу своей физиологической конституции не приспособлены к полетам на больших скоростях и с большими перегрузками.




"Зеро" но полубе авианосца "Акаги" перед налетом на Перл-Харбор


"Зеро" в Рабоуле, 1943 г.


Погрузка А6М2 на транспортное судно. Хорошо видны сложенные законцовки крыло


В полной мере оценить штабную мудрость американским летчикам довелось утром 7 декабря 1941 года, когда в ходе налета японской авиации на Перл-Харбор А6М2 показали полное превосходство над пытавшимися противостоять им «Буффало» и Р-40.

43 А6М2, сопровождавшие бомбардировщики первой волны, воздушного противника не встретили и занимались штурмовкой наземных объектов. Ко времени второго налета американцы опомнились и подняли в воздух свои истребители. Итог был плачевным – 36 «Зеро» под командованием лейтенанта Сабуро Синдо сбили 12 самолетов в воздухе и 30 уничтожили на земле. В тот день на авианосцы ударного соединения не вернулись девять А6М2, и все они были потеряны в результате действий зенитной артиллерии.

Через день, 9 декабря 1941 г. младший офицер авиакорпуса «Тайнань» Сабуро Сакаи (впоследствие одержавший 64 воздушные победы и ставший одним из самых результативных летчиков императорской авиации) сбил В-17 «Летающую крепость». Это произошло над Филиппинами, а в течение трех последующих месяцев японские истребители уничтожили около 550 самолетов союзников, включая 50 «Буффало», 24 CW-21 В, 20 «Хоук»75А и 48 «Харрикейнов» голландских королевских ВВС, около 40 штук Р-40, принадлежавших ВВС США, а также 33 «Харрикейна» и множество «Буффало» RAF.

Триумфальное шествие «Зеро» продолжалось, но конструкторская мысль не стояла на месте. Начиная с 65-й серийной машины, А6М2 модель 11 была заменена на А6М2 модель 21 со складывающимися законцовками крыла. Нововведение позволило уменьшать размах до 11 м и вписаться в габарит подъемников основных японских авианосцев.

Выпустив 1552 А6М2, фирма Мицубиси перешла к выпуску модификации А6МЗ модель 32. Она отличалась от предыдущих уменьшенным до 11,0 м размахом (что позволило облегчить крыло, отказавшись от механизма складывания) и прямоугольными законцовками. В крыльях установили длинноствольные 20-мм пушки. Однако основным новшеством был двигатель Накадзима NK1 F «Сакаэ» 21, оснащенный двухступенчатым нагнетателем. Увеличились максимальная скорость и скороподъемность, однако из-за больших размеров мотоустановки уменьшился на 38 л объем фюзеляжного бака, что привело к снижению дальности.


Операция против Алеутских островов. С палубы авианосца стартует "Зеро", вооруженный двумя 60-кг авиабомбами


"Алеутский подарок" – "Зеро" во время испытаний американцами


А6МЗ "модель 32". Хорошо видный "обрубленные" законцовки крыла


А6МЗ "модель 22" с закругленными законцовками крыла


Первые боевые вылеты А6МЗ совершили в августе 1942 г. над Соломоновыми островами, где японские войска и флот пытались противодействовать высадке американского десанта на о. Гуадалканал. Японских авианосцев в этом районе первоначально не было, и самолеты базировались на аэродроме Рабаул, в 70 милях от Гуадалканала. Действуя на пределе дальности, японские пилоты чувствовали себя достаточно скованно и не удивительно,что в адрес фирмы Мицубиси посыпались требования увеличить запас топлива. Это было осуществлено на А6МЗ модель 22, на котором в крыльях были установлены два дополнительных 45-литровых бака.

Для их установки пришлось раздвинуть пушки, а сами консоли опять приобрели складные эллиптические законцовки. Самолеты А6МЗ модель 22 последних выпусков имели в качестве стандартного вооружения 20-мм крыльевые пушки «тип 99 модель 2», отличавшиеся более длинным стволом с конической дульной насадкой. Боезапас каждой из них составлял 100 снарядов на ствол вместо 60 у А6М2. Интересно отметить, что три самолета А6МЗ в опытном порядке оснащались 30-мм крыльевыми пушками.

Еще одним отличительным признаком А6МЗ был новый капот двигателя. «Сакае» 21 имел больший диаметр, чем его предшественник «Сакае» 12, поэтому увеличился и диаметр капота. Изменилась и его форма – она была уже не цилиндрической, а более сложной и аэродинамически совершенной. Воздухозаборник карбюратора переместился в верхнюю часть капота, маслорадиатор остался на прежнем месте. В капоте были сделаны амбразуры для стволов пулеметов, характерные для А6М2 канавки исчезли.

(Продолжение следует)


Су-27КУБ на испытаниях в ЛИИ, 1999 г.

Андрей ФОМИН








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх