|
||||
|
Полет в район боевых действий Андрей Ю. Совенко, Александр Н. Ларионов 21 февраля 1995 г., авиабаза ВМФ Украины в Николаеве. 9 ч 00 мин. Самолет Ил-76 с буквами UN (Unated Nations) на борту готовится к взлету. В грузовой кабине заняли места 90 человек в бронежилетах. Это последняя группа, переброской которой завершается смена личного состава 240-го батальона ООН Украинских миротворческих сил в бывшей Югославии. Экипаж заканчивает необходимые проверки и включения. 10 ч 00 мин. Летим над Европой. Высота - 10600 м. Знакомимся с военнослужащими. Заместитель командира батальона подполковник А.А.Загичко рассказывает, что украинский контингент миротворческих сил, состоящий из 60-го и 240-го батальонов ООН, находится в регионе с 1992 г. В его задачу входит разделение воюющих сторон, сопровождение гуманитарных грузов, охрана различных объектов, участие в восстановлении коммуникаций и т.п. Личный состав - добровольцы, прошедшие строгий отбор и 25-дневный курс спецподготовки (владение оружием и средствами связи, вождение автомобилей и т.п.). 12 ч 20 мин. Садимся в порту Анкона (Италия), который используется миротворческими силами ООН в качестве авиабазы. Для любого самолета, направляющегося в Сараево, посадка здесь обязательна. Такой порядок установлен в связи с необходимостью уточнения обстановки в районе боевых действий. Италия встречает нас прекрасной почти летней погодой и полным отсутствием каких-либо признаков границы и таможни. Бросается в глаза высокая активность авиации ООН: взлетают и садятся немецкие «Тран-солы», английские и канадские «Геркулесы». 14 ч 05 мин. С сожалением расстаемся с Анконой. Курс - Сараево. На этом участке транспортные самолеты иногда сопровождают натовские истребители, однако мы летим в одиночестве. 14ч 37 мин. Ил-76 начинает снижение. Обзор из кабины стрелка великолепный. Позади - поразительной чистоты Адриатическое море, покрытые снегом вершины гор, разбросанные в долинах аккуратненькие белые домики с черепичными крышами -популярные когда-то курорты. Внизу - Сараево. Под крылом проносятся лишенные верхних этажей жилые дома, виллы с ввалившимися внутрь крышами, заброшенный олимпийский стадион. Всюду многочисленные следы обстрелов и пожаров. 15 ч 00 мин. Касание! Колеса катятся по бетонке. По сторонам - окопы, земляные насыпи, мешки с песком, железобетонные щиты и колючая проволока. Это позиции войск ООН. «Голубые каски» разделяют воюющие стороны и защищают ВПП, которая из линии разделения периодически превращается в линию фронта. Самолет останавливается в самом конце полосы,разворачивается и подруливает к зданию аэровокзала - главному опорному пункту миротворческих сил. Позади остается поврежденный Ил-76 белорусской авиакомпании BELAIR, выкатившийся за пределы ВПП и угодивший в канаву. Несмотря на исправные двигатели и оборудование этот самолет брошен: проведению работ мешают снайперы. 15 ч 03 мин. У аэровокзала, превращенного в крепость, наш Ил замирает. Экипаж открывает люки. К самолету движется автопогрузчик и бегут военнослужащие французского контингента. Они тепло приветствуют украинских коллег и помогают им в разгрузке. Быстро и организованно покидают самолет наши ребята, их места занимают те, кто провел в Сараево полгода. Они достойно выполнили свою работу: за последнее время 240-й батальон неоднократно отмечался в приказах Командующего объединенными силами ООН в регионе. К трапу подходит майор-француз. Он предлагает не задерживаться и улетать сразу, как только закончится погрузка. «Ситуация осложнилась, - говорит он, - на участке 60-го батальона мусульмане начали наступление, масштабы которого пока не ясны». Командир корабля приказывает готовиться к взлету, однако разрешает нам сфотографировать экипаж перед отлетом. 15 ч 40 мин. Все готово к взлету -самому опасному этапу рейса. Дело в том, что аэропорт Сараево с трех сторон окружен горами, поэтому траектории посадки и взлета проходят над городом, Этим пользуются боевики, поджидая в развалинах пролетающие на малой высоте самолеты. Так, в сентябре прошлого года на взлете был обстрелян из крупнокалиберного пулемета украинский Ил-76 из Кривого Рога, выполнявший аналогичный рейс. 26 пуль прошили фюзеляж по всей длине от кабины штурмана до каби- ны стрелка. Один военнослужащий батальона был тяжело ранен. Спасая его, экипаж произвел экстренную посадку во Львове, где пострадавшему сделали операцию. К сожалению, через день он скончался. Война не бывает без жертв. Два с половиной года пребывания украинских военнослужащих в бывшей Югославии унесли жизни 7 из них, 50 человек было ранено. 15 ч 50 мин. Мы вновь в воздухе. Настроение приподнятое - идем домой. Машину ведет «железный летчик, не знающий усталости» - автопилот. Экипаж листает «АХ». Пользуясь моментом, ближе знакомимся с экипажем. Командир корабля, полковник Виктор Васильевич Радченко, командир Группы ВТА Украины, рассказывает: -» - Полеты в Боснию - наша постоянная работа. Доставляем сюда не только войска, но и гуманитарную помощь, медикаменты, различные грузы, даже правительственные делегации. Выполняем групповые полеты. Однажды в Загребе находились одновременно 7 наших машин. Много летаем в интересах ООН. Можно сказать, что ВТА Украины играет здесь особую роль в осуществлении ооновских программ. - А что, больше некому летать в Сараево? - Представьте себе. После натовских бомбардировок сербских позиций любой западный самолет воспринимается здесь прежде всего как воздушная цель. Им сюда летать очень рискованно. Неоднозначно отношение и к России с ее не вполне последовательной политикой. В этой ситуации сдержанная позиция Украины и деятельность наших летчиков снискали в регионе уважение. Нас узнают и, что чрезвычайно приятно, проявляют уважение к нашей символике. - Наверное, Босния - не единственный маршрут полетов украинских ВТС ? - Совершенно верно. В нашем распоряжении более 150 современных самолетов, и они не простаивают. Мы летаем по всему миру, причем многие рейсы аналогичны сегодняшнему: доставка гуманитарной помощи и различных грузов в «горячие точки», например, в страны Африки. Большинство наших летчиков -профессионалы высшего класса, которые могут составить честь авиации любой страны. Например, полковникСергей Леонидович Добровольский, помощник командира корабля, имеет колоссальный опыт полетов на транспортных самолетах. В Афганистане он выполнял самые сложные задания командования, включая посадки на необорудованные высокогорные площадки. Награжден орденами. 18 ч 10 мин. Заходим на посадку в Николаеве. За бортом темно. Боковой ветер - 12 м/с, машина идет с заметным скольжением. Но экипаж точно выводит самолет в створ полосы. 18 ч 15 мин. Едва колеса касаются бетона, как в грузовой кабине, заглушая шум реверса, раздается громовое «ура». Возвратившихся военнослужащих батальона встречает духовой оркестр, с воодушевлением исполняющий гопак, и … таможня. Процедура досмотра оставила одно из самых сильных впечатлений за весь полет. Правда, его нельзя назвать приятным. Все-таки стиль, в котором наши таможенники ведут себя при досмотре автобусов с «челноками», представляется не совсем уместным при встрече тех, кто, рискуя жизнью, выполнял правительственное задание. 20 ч 10 мин. Опять летим. Курс -Мелитополь, главная база Группы ВТА Украины. Огромный самолет пуст. Все устали, поэтому разговоры только в пределах необходимого. Молчим и мы. Молчим и думаем о том, какой сложный период переживают ВВС нашей страны, как непросто сегодня поддерживать в летном состоянии самолеты,сохранять квалификацию летчиков, решать огромное количество традиционных и вновь возникших проблем. И если авиация в Украине еще существует, то в этом заслуга прежде всего самих авиаторов - людей, бесконечно преданных своему делу. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|