|
||||
|
Корейский счет талалихинцев Игорь А.Сеидов/ Ашгабат (Туркменистан) Фото из архива автора Автор благодарит за помощь в работе над статьей ветеранов 177-го истребительного авиационного полка: Н.Е. Воробьева, И.А. Гречишко, С.М. Акуленко, И.А. Лаврова, М.Я. Фомина, А.В. Симатова, В.Ф. Дейнегу, М.А. Забавина, Н.Е. Горохова, С.В. Хомутова, В.Л. Голотюка, Л.Е. Крылова, З.Г. Газизова и А.И. Халутина. Построение 177-го ИАП перед отправкой на Дальний Восток 177-й истребительный авиаполк, о которой пойдет речь в этой статье, был сформирован 10 мая 1941 г. Во время Великой Отечественной войны часть входила в состав 6-го истребительного авиакорпуса, защищавшего Москву и Московскую область. Самым известным летчиком полка стал командир звена 1-й эскадрильи мл. л-нт В В Талалихин, который 8 августа 1941 г. выполнил ночной таран немецкого бомбардировщика Не 111. В 1948 г. полк был передислоцирован в Ярославль и вошел в состав 303-й ИАД В том же году личный состав освоил реактивный истребитель Як-17. а через год – МиГ-9 В первой половине 1950 г. вся дивизия одной из первых в СССР переучилась на новейший в то время самолет МиГ-15 В июне соединение без авиатехники спешно перебросили на Дальний Восток, а в августе 177-й ИАП был выделен из его состава и откомандирован на Ляодунский полуостров, где шло формирование 50-й ИАД, предназначенной для отправки в Корею Вместе с 29-м ГИАП 177-й полк стал основой этой дивизии Собрав и облетав прибывшие в контейнерах МиГ-15бис, авиаторы в ноябре получили приказ перелететь в Северо-Восточный Китай на авиабазу Аншань. Перед отлетом 177-й ИАП перевели на новое штатное расписание из 40 самолетов оставили 28, а из 40 летчиков – 32. Из летчиков, которые в составе 177-го ИАП участвовали в Великой Отечественной войне, в Корею попали Забавин, Бар- сегян, Гречишко и еще два-три человека. Некоторые пилоты участвовали в боях с люфтваффе в составе других частей, например, из 18-го ГИАП прибыли Сычев. Михайлов, Фомин. 8 основном же в полку были молодые необстрелянные летчики Прибыв 20 ноября в Аншань, полк на- чал усиленно готовиться к боям, пилоты совершали облет района боевых действий и изучали его по карте, проводили интенсивные тренировочные полеты (акцент делался и на групповую слетанность, и на свободный воздушный бой), а также позскадрильно, чередуясь с летчиками из 29-го ГИАП, стали нести боевые дежурства. 27 ноября подготовка завершилась, и и первых числах декабря 177-й ИАП приступил к выполнению боевых заданий. Перед 50-й ИАД были поставлены следующие задачи. – не допустить разрушения мостов через р. Ялуцзян возле т. Аньдун, по которым шло снабжение китайских добровольцев и северокорейских войск; – не допустить налетов авиации противника на ГЭС на р. Ялуцзян, северо- восточней Аньдуна, питавшей электроэнергией Маньчжурию и Северную Корею; – пресекать штурмовые налеты авиации противника в пределах своего радиуса действия; – прикрывать от налетов города Аньдун (КНР) и Сингесю (Северная Корея). Для обнаружения самолетов противника и наведения на них истребителей дивизии использовались две РЛС типа П-3 и одна трофейная японская типа «Елочка», которые имели низкие тактико-технические характеристики, например, не обнаруживали низколетящие цели. Для более раннего обнаружения противника был оборудован выносной пункт управления (ВПУ) с РЛС П-3. Но для полного контроля воздушной обстановки этого было явно недостаточно. 10 декабря 1 -я АЭ впервые поднялась на перехват в район Аньдуна, но встреча с американскими самолетами не состоялась. Подобным образом закончились боевые вылеты 12 и 15 декабря На другой день 1 -я АЭ перебазировалась на аэродром Аньдун, где уже дислоцировался 29-й ГИАП, и 18 декабря летчики эскадрильи совершили первый боевой вылет с этой базы. В то т же день 2-я АЭ провела первый воздушный бой. который закончился безрезультатно. Утром 22 декабря на боевые задания вылетели все десять истребителей 1 -й АЭ и восемь 2-й. Для последних вылет прошел спокойно а 1-ю эскадрилью навели на четыре F-86A. которые шли в направлении Аньдуна. Встреча с противником произошла на высоте 12400 м. Американцы были слева и выше МиГов, но, вероятно, их не видели. Воспользовавшись этим, советские летчики атаковали противника снизу. К-н Воробьев зашел в хвост «Сейбру» и с близкого расстояния открыл прицельный огонь из всех пушек. Несколько снарядов попали прямо в сопло F-86, он загорелся, резко пошел вниз и врезался в землю. Летчик погиб. Оставшаяся тройка тут же с резким снижением и увеличением скорости ушла в сторону моря, куда советским пилотам заходить было запрещено. Состав 177-го ИАП накануне боевых действий в Корее (ноябрь 1950 г.) Управление полка Командир п/п-к Терентьев В. Замполит п/п-к АлейниковА.З. Пом. к-ра полка м-р Сычев В Н. Штурман полка к-н Андрюшин М Г Нач. штаба п/п-к Сухомуть К.Д. 1-я АЭ («Талалихинская») Командир к-н Михайлов П.М Зам. командира к-н Воробьев Н.Е. Замполит ст.л-нт Попов И В. Командир звена к-н Гречишко И.А Командир звена к-н Захарцев М Ст. летчик ст.л-нт Акуленко С.М Ст. летчик ст л-нт Кобзев В.П. Ст. летчик ст.л-нт Беликов Д К Летчик ст.л-нт Клещев Ф В Летчик ст.л-нт Курушин В П. Летчик ст.л-нт Савельев А.А. Летчик ст.л-нт Лавров И.А. 2-я АЭ Командир к-н Фомин М Я. Зам. командира к-н Кормилкин Г.К. Замполит к-н Тищенко В К. Командир звена ст.л-нт Барсегян С.А. Ст. летчик ст.л-нт Рябов П. Летчик ст.л-нт Симатов А.В. Летчик ст.л-нт Дейнега В.Ф. Летчик ст.л-нт Зуб А.А. Летчик ст.л-нт Гущин С И 3-я АЭ Командир к-н Забавин М.А. Зам. командира к-н Агуреев Ф.Ф Замполит к-н Безуглов И Командир звена ст.л-нт Довгаль Е. Ст. летчик ст.л-нт Горохов Н.Е. Летчик ст.л-нт Гречишкин В.П. Летчик ст.л-нт Мелешкин Б. Летчик ст.л-нт Охримец Н.Я. Летчики 1-й эскадрильи вместе с китайскими пилотами. Слева направо: в первом ряду сидит И.В.Попов, во втором – 2-й М.Захарцев, 4-й Н.Е.Воробьев, 5-й С.М.Акуленко, 7-й Д.К.Беликов, над ним – П.М.Михайлов, в третьем – 2-й И.А.Гречишко, 5-й А.А.Савельев, 6-й И.А.Лавров, 8-й Ф.В.Клещев Схема построения боевых порядков противника при полете на штурмовку наземных целей В тот же день после обеда на боевое задание вылетела восьмерка 2-й АЭ под командованием к-на Фомина Над рекой Ялуцзян на высоте 10000 м Фомин заметил восемь F-86[4*] и решил атаковать их в лоб. для чего приказал своей труппе развернуться -все вдруг на 180°». Не открывая огня, советские истребители разошлись с противником на встречных курсах и развернулись вслед за ним, но тут же были атакованы с двух сторон двумя звеньями еще одной восьмерки «Сейбров»[5*]. Бой разбился на группы и принял очень ожесточенный характер. Имея численное превосходство, американцы нанесли 2-й АЭ тяжелые потери погиб командир звена к-н Барсегян Саснык Аршакович, был сбит ст. л-нт Зуб, которому удалось катапультироваться но приземляясь, он сломал ноги, попал в госпиталь и больше в Корее не летал (работал на КП). И все же летчики 2-й АЭ не остались в долгу, уничтожив три F-86. После боя из 83-го ИАК очень быстро были переброшены два новых МиГ-15бис, на которых в составе 2-й АЭ стали летать парой пом. командира полка Сычев и штурман Андрюшин. 22 декабря открыли боевсй счет летчики 3-й АЭ Вылетев шестеркой, они были наведены на группу истребигелей-бом- бардировщиков «Шутинг Стар», которые шли без прикрытия, за что и поплатились – к-н Агуреев и ст л-т Мелешкин сбили по одному F-80 Остальные штурмовики, тут же сбросив бомбы, ушли в сторону моря. 24 декабря по команде с КП на боевое задание была поднята 1-я АЭ в полном составе. При наборе высоты летчики обнаружили четверку F-86 и, сбросив подвесные баки, пошли с ними на сближение Однако, увлекшись преследованием, они забыли об осмотрительности и были атакованы сверху шестеркой «Сейбров». Строй эскадрильи рассыпался Бой складывался трудно, и многие МиГи получили повреждения Но все же советские летчики сказали свое веское слово американцы недосчитались двух истребителей, которых сбили ст л-нты Беликов и Кобзев. 25 декабря 2-я АЭ перебазировалась в Аньдун Оставшаяся в Аньшанэ 3-я эскадрилья в которой летали только шесть летчиков (два заболели), на задания посылалась редко, но и она в начале января 1951 г. перелетела в Аньдун. Основная нагрузка легла на 1-ю и 2-ю эскадрильи которые ежедневно выполняли по 1 -2 боевых вылета В основном им приходи-лось иметь дело с F-80 «Шутинг Стар». F-84E «Тандерджет» и F-86A «Сейбр». Обычно F-80 и F-84 использовались в качестве ударных самолетов, a F-86 применялись для их прикрытия и для расчистки воздушного пространства. Для противодействия противнику летчики 177-го полка применяли следующую тактику на перехват обычно вылетали двумя эскадрильями, одна из них (чаще 1-я, т.к она была наиболее боеспособной) сковывала истребители прикрытия, а другая атаковала штурмовики, не подпуская их к охраняемому объекту Показательным стал бой 27 декабря, когда американцы предприняли очередной налет на охраняемый 50-й ИАД объект. Сначала в воздух поднялись десять истребителей 1-й АЭ, а затем восемь – 2-й Летчики 1-й эскадрильи связали боем десятку F-86, а истребители 2-й АЭ ударили по F-80 Налет был отбит, при этом к-н Гречишко сбил один F-86, а к-н Фомин – F-80. 3 и 6 января 1951 г при отражении воздушных налетов пилоты полка сбили еще несколько F-80 и F-84 10 января летчики 1-й АЭ перехватили за облаками в районе г. Анею разведчик RB-29[6*]. Истребители парами попеременно заходили в атаку на «Суперфортресс», но из-за больших размеров самолета все время допускали одну и ту же ошибку: открывали огонь с большой дистанции и промахивались И все же «крепость» удалось сбить – снаряды попали в правый внутренний двигатель и фюзеляж, самолет загорелся, начал по спирали падать и врезался в сопку. Шесть членов экипажа погибли, пятерым удалось спастись на парашютах, и они были взяты в плен китайцами. Стреляли по RB-29 все летчики 1-й АЭ, и лучший снимок ФКП имел к-н Воробьев, который стрелял с наиболее близкой дистанции, но победу записали командиру эскадрильи м-ру Михайлову. Особенно напряженные воздушные бои разыгрались в конце января. Так. 20 числа шестерка 2-й АЭ была наведена с ВПУ на четверку F-84, штурмовавших наземные цели. Звено, возглавляемое м-ром Фоминым[7*], ударило по ведущей паре, а Сычев и Андрюшин – по замыкающей. В итоге Фомин и Андрюшин записали на свой счет по одному F-84, а два уцелевших «Тандерджета» тут же убрались восвояси. На другой день на группу из восьми F-84E были наведены летчики 1 -й эскадрильи. Они отразили налет, уничтожив четыре штурмовика В этом бою отличились м-р Михайлов, к-ны Гречишко. Акуленко и Попов. 4* Этой группой командовал Джон К. Мейер – ас второй мировои воины, одержавший 24 победы. В Корее сбил еще два самолета. 5* Командир – Гленн Т. Иглстон. который во второй мировой войне имел 18,5 победы, в Корее – 2. 6* Вероятно, это был самолет из 31-й разведэскадрильи Стратегического командования ВВС США. 7* 13 января за успешное выполнение боевых заданий всему личному составу дивизии присвоили очередные воинские звания Летчик 3-й эскадрильи Н.Е.Горохов после возвращения из Кореи 24 января летчикам 177-го ИАП пришлось выдержать тяжелый бой с группой из почти тридцати F-80 и F-84. В схватке участвовали все эскадрильи полка. Противник вновь, потеряв две машины, не пробился к охраняемым объектам Победы одержали к-н Гречишкин из 3-й АЭ, который сбил F-84. и к-н Беликов из 1-й АЭ, записавший на свой счет F-80 В этом жарком бою некоторые МиГи получили повреждения а сильнее других пострадал самолет Попова, которому с трудом удалось довести его до аэродрома. На истребителе была прострелена турбина двигателя. выведены из строя радиостанция и гидросистема, а при посадке не вышла одна «нога», но летчику все же удалось приземлить самолет. При осмотре машины в ней насчитали 39 пробоин. после чего истребитель списали как не подлежащий ремонту. Весьма серьезные проблемы у советских летчиков вызывала небольшая продолжительность полета МиГ-15. что достаточно часто вынуждало летать с подвесными баками, которых катастрофически не хватало. В 177-м полку их запас израсходовался после двух-трех воздушных боев. Сначала баки на Ил-12 возили из Приморья китайцы, но полностью проблему решили, когда их производство было налажено в КНР. Но этим сложности не ограничивались – случалось, что в воздухе ПТБ не сбрасывались, и если это происходило в бою, то пилот МиГа оказывался в крайне не выгодном положении. Такое ЧП чуть не стоило жизни командиру 3-й эскадрильи м-ру Забавину. 26 января он со своей группой вылетел на очередное боевое задание. Обнаружив 12 самолетов противника, Забавин приказал сбросить баки и приготовиться к атаке. Но у него и у к-на Горохова ПТБ остались под крыльями. Горохову удалось избавиться от бака аварийно, но он был вынужден выйти из боя. Предпринял попытку аварийного сброса и Забавин, но ситуация только ухудшилась, т.к. под левой плоскостью бак остался, и самолет резко пошел вниз, начав вращаться. С большим трудом комэск вывел МиГ из штопора, на пределе своих сил довел его до аэродрома и благополучно посадил. Истребитель настолько сильно деформировался, что потребовался серьезный ремонт с полной заменой крыла. Последние победы на счет 177-го полка были записаны 3 февраля. Утром летчики 1 -й АЭ перехватили пятерку F-80 и в скоротечном бою сбили два самолет а Во второй половине дня пять пар той же эскадрильи, выполняя патрульный полет в р-не реки Ялуцзян, наткнулись на одиночный самолет-разведчик Т-33 Первым его обнаружил м-р Воробьев и атаковал снизу справа, ударив из всех пушек по фюзеляжу Экипаж Т-33 попытался сбросить подвесные баки, но один из них остался, и самолет начал падать. Советский летчик решил преследовать противника и на малой высоте, когда американский пилот вывел свою машину из пике и пытался удрать, расстрелял его. Разведчик врезался в землю в 42 км северо-восточнее г. Син- гесю, его экипаж погиб. 177-й ИАП продолжал участвовать в боевых действиях до 7-го февраля Всего, по архивным данным, полк в Корее уничтожил 24 самолета.[8*] Свои потери – три МиГа и один погибший летчик. Все пилоты были награждены боевыми орденами и медалями КНР. После корейской командировки полк убыл под Ленинград и вошел в состав Ленинградской армии ПВО. где находится до сих пор. Окраска самолетов 177-го ИАП в Корее Все истребители полка имели цвет неокрашенного дюраля Бортовые номера были двухзначными, округлой формы, высотой 50-60 см, без окантовки, у каждой эскадрильи своего цвета: у 1-й красного, у 2-й – голубого, у 3-й – желтого. В начале боев у всех самолетов носовая часть фюзеляжа была окрашена в красный цвет на ширину 15-20 см, позднее ширину полосы увеличили до 50-60 см. В период базирования в Аньшане самолеты несли китайские опознавательные знаки, а когда полк перелетел в Аньдун, то знаки нарисовали северокорейские Звездочки побед не наносились. Известны бортовые номера самолетов Воробьева – № 04[9*], Гречишко – № 13. Фомина – № 20, Барсегяна – №41, на котором он погиб 22 12.50 г. 8* В боевом формуляре части за этот период числится 27 побед Видимо, три из ник не были засчитаны, т.к сбитые самолеты могли упасть в море или в труднодоступных местах Северной Кореи 9* По уточненным данным. Примечания:Корейский счет талалихинцев Игорь А.Сеидов/ Ашгабат (Туркменистан) Фото из архива автора Автор благодарит за помощь в работе над статьей ветеранов 177-го истребительного авиационного полка: Н.Е. Воробьева, И.А. Гречишко, С.М. Акуленко, И.А. Лаврова, М.Я. Фомина, А.В. Симатова, В.Ф. Дейнегу, М.А. Забавина, Н.Е. Горохова, С.В. Хомутова, В.Л. Голотюка, Л.Е. Крылова, З.Г. Газизова и А.И. Халутина. Построение 177-го ИАП перед отправкой на Дальний Восток 177-й истребительный авиаполк, о которой пойдет речь в этой статье, был сформирован 10 мая 1941 г. Во время Великой Отечественной войны часть входила в состав 6-го истребительного авиакорпуса, защищавшего Москву и Московскую область. Самым известным летчиком полка стал командир звена 1-й эскадрильи мл. л-нт В В Талалихин, который 8 августа 1941 г. выполнил ночной таран немецкого бомбардировщика Не 111. В 1948 г. полк был передислоцирован в Ярославль и вошел в состав 303-й ИАД В том же году личный состав освоил реактивный истребитель Як-17. а через год – МиГ-9 В первой половине 1950 г. вся дивизия одной из первых в СССР переучилась на новейший в то время самолет МиГ-15 В июне соединение без авиатехники спешно перебросили на Дальний Восток, а в августе 177-й ИАП был выделен из его состава и откомандирован на Ляодунский полуостров, где шло формирование 50-й ИАД, предназначенной для отправки в Корею Вместе с 29-м ГИАП 177-й полк стал основой этой дивизии Собрав и облетав прибывшие в контейнерах МиГ-15бис, авиаторы в ноябре получили приказ перелететь в Северо-Восточный Китай на авиабазу Аншань. Перед отлетом 177-й ИАП перевели на новое штатное расписание из 40 самолетов оставили 28, а из 40 летчиков – 32. Из летчиков, которые в составе 177-го ИАП участвовали в Великой Отечественной войне, в Корею попали Забавин, Бар- сегян, Гречишко и еще два-три человека. Некоторые пилоты участвовали в боях с люфтваффе в составе других частей, например, из 18-го ГИАП прибыли Сычев. Михайлов, Фомин. 8 основном же в полку были молодые необстрелянные летчики Прибыв 20 ноября в Аншань, полк на- чал усиленно готовиться к боям, пилоты совершали облет района боевых действий и изучали его по карте, проводили интенсивные тренировочные полеты (акцент делался и на групповую слетанность, и на свободный воздушный бой), а также позскадрильно, чередуясь с летчиками из 29-го ГИАП, стали нести боевые дежурства. 27 ноября подготовка завершилась, и и первых числах декабря 177-й ИАП приступил к выполнению боевых заданий. Перед 50-й ИАД были поставлены следующие задачи. – не допустить разрушения мостов через р. Ялуцзян возле т. Аньдун, по которым шло снабжение китайских добровольцев и северокорейских войск; – не допустить налетов авиации противника на ГЭС на р. Ялуцзян, северо- восточней Аньдуна, питавшей электроэнергией Маньчжурию и Северную Корею; – пресекать штурмовые налеты авиации противника в пределах своего радиуса действия; – прикрывать от налетов города Аньдун (КНР) и Сингесю (Северная Корея). Для обнаружения самолетов противника и наведения на них истребителей дивизии использовались две РЛС типа П-3 и одна трофейная японская типа «Елочка», которые имели низкие тактико-технические характеристики, например, не обнаруживали низколетящие цели. Для более раннего обнаружения противника был оборудован выносной пункт управления (ВПУ) с РЛС П-3. Но для полного контроля воздушной обстановки этого было явно недостаточно. 10 декабря 1 -я АЭ впервые поднялась на перехват в район Аньдуна, но встреча с американскими самолетами не состоялась. Подобным образом закончились боевые вылеты 12 и 15 декабря На другой день 1 -я АЭ перебазировалась на аэродром Аньдун, где уже дислоцировался 29-й ГИАП, и 18 декабря летчики эскадрильи совершили первый боевой вылет с этой базы. В то т же день 2-я АЭ провела первый воздушный бой. который закончился безрезультатно. Утром 22 декабря на боевые задания вылетели все десять истребителей 1 -й АЭ и восемь 2-й. Для последних вылет прошел спокойно а 1-ю эскадрилью навели на четыре F-86A. которые шли в направлении Аньдуна. Встреча с противником произошла на высоте 12400 м. Американцы были слева и выше МиГов, но, вероятно, их не видели. Воспользовавшись этим, советские летчики атаковали противника снизу. К-н Воробьев зашел в хвост «Сейбру» и с близкого расстояния открыл прицельный огонь из всех пушек. Несколько снарядов попали прямо в сопло F-86, он загорелся, резко пошел вниз и врезался в землю. Летчик погиб. Оставшаяся тройка тут же с резким снижением и увеличением скорости ушла в сторону моря, куда советским пилотам заходить было запрещено. Состав 177-го ИАП накануне боевых действий в Корее (ноябрь 1950 г.) Управление полка Командир п/п-к Терентьев В. Замполит п/п-к АлейниковА.З. Пом. к-ра полка м-р Сычев В Н. Штурман полка к-н Андрюшин М Г Нач. штаба п/п-к Сухомуть К.Д. 1-я АЭ («Талалихинская») Командир к-н Михайлов П.М Зам. командира к-н Воробьев Н.Е. Замполит ст.л-нт Попов И В. Командир звена к-н Гречишко И.А Командир звена к-н Захарцев М Ст. летчик ст.л-нт Акуленко С.М Ст. летчик ст л-нт Кобзев В.П. Ст. летчик ст.л-нт Беликов Д К Летчик ст.л-нт Клещев Ф В Летчик ст.л-нт Курушин В П. Летчик ст.л-нт Савельев А.А. Летчик ст.л-нт Лавров И.А. 2-я АЭ Командир к-н Фомин М Я. Зам. командира к-н Кормилкин Г.К. Замполит к-н Тищенко В К. Командир звена ст.л-нт Барсегян С.А. Ст. летчик ст.л-нт Рябов П. Летчик ст.л-нт Симатов А.В. Летчик ст.л-нт Дейнега В.Ф. Летчик ст.л-нт Зуб А.А. Летчик ст.л-нт Гущин С И 3-я АЭ Командир к-н Забавин М.А. Зам. командира к-н Агуреев Ф.Ф Замполит к-н Безуглов И Командир звена ст.л-нт Довгаль Е. Ст. летчик ст.л-нт Горохов Н.Е. Летчик ст.л-нт Гречишкин В.П. Летчик ст.л-нт Мелешкин Б. Летчик ст.л-нт Охримец Н.Я. Летчики 1-й эскадрильи вместе с китайскими пилотами. Слева направо: в первом ряду сидит И.В.Попов, во втором – 2-й М.Захарцев, 4-й Н.Е.Воробьев, 5-й С.М.Акуленко, 7-й Д.К.Беликов, над ним – П.М.Михайлов, в третьем – 2-й И.А.Гречишко, 5-й А.А.Савельев, 6-й И.А.Лавров, 8-й Ф.В.Клещев Схема построения боевых порядков противника при полете на штурмовку наземных целей В тот же день после обеда на боевое задание вылетела восьмерка 2-й АЭ под командованием к-на Фомина Над рекой Ялуцзян на высоте 10000 м Фомин заметил восемь F-86[4*] и решил атаковать их в лоб. для чего приказал своей труппе развернуться -все вдруг на 180°». Не открывая огня, советские истребители разошлись с противником на встречных курсах и развернулись вслед за ним, но тут же были атакованы с двух сторон двумя звеньями еще одной восьмерки «Сейбров»[5*]. Бой разбился на группы и принял очень ожесточенный характер. Имея численное превосходство, американцы нанесли 2-й АЭ тяжелые потери погиб командир звена к-н Барсегян Саснык Аршакович, был сбит ст. л-нт Зуб, которому удалось катапультироваться но приземляясь, он сломал ноги, попал в госпиталь и больше в Корее не летал (работал на КП). И все же летчики 2-й АЭ не остались в долгу, уничтожив три F-86. После боя из 83-го ИАК очень быстро были переброшены два новых МиГ-15бис, на которых в составе 2-й АЭ стали летать парой пом. командира полка Сычев и штурман Андрюшин. 22 декабря открыли боевсй счет летчики 3-й АЭ Вылетев шестеркой, они были наведены на группу истребигелей-бом- бардировщиков «Шутинг Стар», которые шли без прикрытия, за что и поплатились – к-н Агуреев и ст л-т Мелешкин сбили по одному F-80 Остальные штурмовики, тут же сбросив бомбы, ушли в сторону моря. 24 декабря по команде с КП на боевое задание была поднята 1-я АЭ в полном составе. При наборе высоты летчики обнаружили четверку F-86 и, сбросив подвесные баки, пошли с ними на сближение Однако, увлекшись преследованием, они забыли об осмотрительности и были атакованы сверху шестеркой «Сейбров». Строй эскадрильи рассыпался Бой складывался трудно, и многие МиГи получили повреждения Но все же советские летчики сказали свое веское слово американцы недосчитались двух истребителей, которых сбили ст л-нты Беликов и Кобзев. 25 декабря 2-я АЭ перебазировалась в Аньдун Оставшаяся в Аньшанэ 3-я эскадрилья в которой летали только шесть летчиков (два заболели), на задания посылалась редко, но и она в начале января 1951 г. перелетела в Аньдун. Основная нагрузка легла на 1-ю и 2-ю эскадрильи которые ежедневно выполняли по 1 -2 боевых вылета В основном им приходи-лось иметь дело с F-80 «Шутинг Стар». F-84E «Тандерджет» и F-86A «Сейбр». Обычно F-80 и F-84 использовались в качестве ударных самолетов, a F-86 применялись для их прикрытия и для расчистки воздушного пространства. Для противодействия противнику летчики 177-го полка применяли следующую тактику на перехват обычно вылетали двумя эскадрильями, одна из них (чаще 1-я, т.к она была наиболее боеспособной) сковывала истребители прикрытия, а другая атаковала штурмовики, не подпуская их к охраняемому объекту Показательным стал бой 27 декабря, когда американцы предприняли очередной налет на охраняемый 50-й ИАД объект. Сначала в воздух поднялись десять истребителей 1-й АЭ, а затем восемь – 2-й Летчики 1-й эскадрильи связали боем десятку F-86, а истребители 2-й АЭ ударили по F-80 Налет был отбит, при этом к-н Гречишко сбил один F-86, а к-н Фомин – F-80. 3 и 6 января 1951 г при отражении воздушных налетов пилоты полка сбили еще несколько F-80 и F-84 10 января летчики 1-й АЭ перехватили за облаками в районе г. Анею разведчик RB-29[6*]. Истребители парами попеременно заходили в атаку на «Суперфортресс», но из-за больших размеров самолета все время допускали одну и ту же ошибку: открывали огонь с большой дистанции и промахивались И все же «крепость» удалось сбить – снаряды попали в правый внутренний двигатель и фюзеляж, самолет загорелся, начал по спирали падать и врезался в сопку. Шесть членов экипажа погибли, пятерым удалось спастись на парашютах, и они были взяты в плен китайцами. Стреляли по RB-29 все летчики 1-й АЭ, и лучший снимок ФКП имел к-н Воробьев, который стрелял с наиболее близкой дистанции, но победу записали командиру эскадрильи м-ру Михайлову. Особенно напряженные воздушные бои разыгрались в конце января. Так. 20 числа шестерка 2-й АЭ была наведена с ВПУ на четверку F-84, штурмовавших наземные цели. Звено, возглавляемое м-ром Фоминым[7*], ударило по ведущей паре, а Сычев и Андрюшин – по замыкающей. В итоге Фомин и Андрюшин записали на свой счет по одному F-84, а два уцелевших «Тандерджета» тут же убрались восвояси. На другой день на группу из восьми F-84E были наведены летчики 1 -й эскадрильи. Они отразили налет, уничтожив четыре штурмовика В этом бою отличились м-р Михайлов, к-ны Гречишко. Акуленко и Попов. 4* Этой группой командовал Джон К. Мейер – ас второй мировои воины, одержавший 24 победы. В Корее сбил еще два самолета. 5* Командир – Гленн Т. Иглстон. который во второй мировой войне имел 18,5 победы, в Корее – 2. 6* Вероятно, это был самолет из 31-й разведэскадрильи Стратегического командования ВВС США. 7* 13 января за успешное выполнение боевых заданий всему личному составу дивизии присвоили очередные воинские звания Летчик 3-й эскадрильи Н.Е.Горохов после возвращения из Кореи 24 января летчикам 177-го ИАП пришлось выдержать тяжелый бой с группой из почти тридцати F-80 и F-84. В схватке участвовали все эскадрильи полка. Противник вновь, потеряв две машины, не пробился к охраняемым объектам Победы одержали к-н Гречишкин из 3-й АЭ, который сбил F-84. и к-н Беликов из 1-й АЭ, записавший на свой счет F-80 В этом жарком бою некоторые МиГи получили повреждения а сильнее других пострадал самолет Попова, которому с трудом удалось довести его до аэродрома. На истребителе была прострелена турбина двигателя. выведены из строя радиостанция и гидросистема, а при посадке не вышла одна «нога», но летчику все же удалось приземлить самолет. При осмотре машины в ней насчитали 39 пробоин. после чего истребитель списали как не подлежащий ремонту. Весьма серьезные проблемы у советских летчиков вызывала небольшая продолжительность полета МиГ-15. что достаточно часто вынуждало летать с подвесными баками, которых катастрофически не хватало. В 177-м полку их запас израсходовался после двух-трех воздушных боев. Сначала баки на Ил-12 возили из Приморья китайцы, но полностью проблему решили, когда их производство было налажено в КНР. Но этим сложности не ограничивались – случалось, что в воздухе ПТБ не сбрасывались, и если это происходило в бою, то пилот МиГа оказывался в крайне не выгодном положении. Такое ЧП чуть не стоило жизни командиру 3-й эскадрильи м-ру Забавину. 26 января он со своей группой вылетел на очередное боевое задание. Обнаружив 12 самолетов противника, Забавин приказал сбросить баки и приготовиться к атаке. Но у него и у к-на Горохова ПТБ остались под крыльями. Горохову удалось избавиться от бака аварийно, но он был вынужден выйти из боя. Предпринял попытку аварийного сброса и Забавин, но ситуация только ухудшилась, т.к. под левой плоскостью бак остался, и самолет резко пошел вниз, начав вращаться. С большим трудом комэск вывел МиГ из штопора, на пределе своих сил довел его до аэродрома и благополучно посадил. Истребитель настолько сильно деформировался, что потребовался серьезный ремонт с полной заменой крыла. Последние победы на счет 177-го полка были записаны 3 февраля. Утром летчики 1 -й АЭ перехватили пятерку F-80 и в скоротечном бою сбили два самолет а Во второй половине дня пять пар той же эскадрильи, выполняя патрульный полет в р-не реки Ялуцзян, наткнулись на одиночный самолет-разведчик Т-33 Первым его обнаружил м-р Воробьев и атаковал снизу справа, ударив из всех пушек по фюзеляжу Экипаж Т-33 попытался сбросить подвесные баки, но один из них остался, и самолет начал падать. Советский летчик решил преследовать противника и на малой высоте, когда американский пилот вывел свою машину из пике и пытался удрать, расстрелял его. Разведчик врезался в землю в 42 км северо-восточнее г. Син- гесю, его экипаж погиб. 177-й ИАП продолжал участвовать в боевых действиях до 7-го февраля Всего, по архивным данным, полк в Корее уничтожил 24 самолета.[8*] Свои потери – три МиГа и один погибший летчик. Все пилоты были награждены боевыми орденами и медалями КНР. После корейской командировки полк убыл под Ленинград и вошел в состав Ленинградской армии ПВО. где находится до сих пор. Окраска самолетов 177-го ИАП в Корее Все истребители полка имели цвет неокрашенного дюраля Бортовые номера были двухзначными, округлой формы, высотой 50-60 см, без окантовки, у каждой эскадрильи своего цвета: у 1-й красного, у 2-й – голубого, у 3-й – желтого. В начале боев у всех самолетов носовая часть фюзеляжа была окрашена в красный цвет на ширину 15-20 см, позднее ширину полосы увеличили до 50-60 см. В период базирования в Аньшане самолеты несли китайские опознавательные знаки, а когда полк перелетел в Аньдун, то знаки нарисовали северокорейские Звездочки побед не наносились. Известны бортовые номера самолетов Воробьева – № 04[9*], Гречишко – № 13. Фомина – № 20, Барсегяна – №41, на котором он погиб 22 12.50 г. 8* В боевом формуляре части за этот период числится 27 побед Видимо, три из ник не были засчитаны, т.к сбитые самолеты могли упасть в море или в труднодоступных местах Северной Кореи 9* По уточненным данным. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|