Битва над Киевом

Продолжение. Начало в -Аив-, №№6'2001. 7, 4, 5'2002.


На направлении главного удара

В начало августа 1941 г. войска 6-й германской армии приблизились к окрестностям столицы Украины. Особенно угрожающая обстановка сложилась на левом фланге обороны, где линия фронта достигла непосредственных рубежей Киевского укрепрайона (КиУР). а немцы вышли к Днепру у Осокорков. Именно с этого направления германское командование решило нанести г лай ный удар. Утром 3 августа, после сильной артиллерийской и авиационной подготовки, два армейских корпуса вермахта перешли в наступление

8 отражении второго штурма города активное участие приняла советская авиации. Только 4 августа экипажи 15-й САД выполнили на поддержку КиУР 61 самолето-вылет и сбросили 1600 кг бомб Накануне о дивизии насчитывалось 52 самолета, и т. ч. 36 исправных (по 11 МиГ-3 и И-16 в 28-м ИАП плюс по 7 И-153 и И- 15бис е 66-м ШАП) Особенно отличился 66-й полк, летчики которого мл. л-ты П.А. Буця, М. Т. Забненков и П. Н. Рубцов были награждены орденами Красного Знамени.

6 августа западнее Киева начала действовать 19-я БАД. и обе дивизии выполнили 78 самолето-вылетов. Для более эффективного использования одна эскадрилья МиГ-3 (7 исправных самолетов) из 28-го ИАП была передана в оперативное подчинении командира 19-й БАД п-ка А. К. Богородецкого. Однако признать действия истребителей прикрытия эффективными нельзя. В тот же день состоялся бой со звеном Bf 109. и находившиеся о меньшинстве немецкие летчики подожгли Пе-2, Ар-2 и два МиГ-3, а сами потерь но понесли. По воспоминаниям И М Холодова (впоследствии генерал-майора. Гороя Советского Союза), наши перетяжеленные подкрыльевыми пулеметами истребители -прижимались- к охраняемым бомбардировщикам, что самым негативным образом сказалось на результате схватки с более манеренными -мессерами-

На следующее yтpo в состав 15-й САД включили 211-й и 45-й БАГ1, в которых насчитывалось около 30 Су-2 и СБ. В тот же день части КиУР нанесли контрудар. Неприятель тут же вызвал бомбардировщики. которые прорвались через небольшие заслоны советских истребителей и сбросили сотни бомб на позиции красноармейцев. Одновременно подверглись воздействию опорные пункты и артиллерийские батареи всею укрепрайона. Наши части понесли се|>ьеяный урон, а среди получивших ранения были комиссар КиУР Евдокимов, начальник артиллерии генерал Степанов и др.

Советское командование перебросило на угрожаемое направление резервы, а ИЗ действовавших непосредственно в Киевском укрепрайоне частой сформировало 37-ю армию во главе с впоследствии печально известным генералом А. А. Власовым. В наиболее тяжелые дни обороны посильную поддержку наземным войскам оказали также авиаторы 16 й. 17-й. 36-й и 62-й авиадивизий. По приказу командования ВВС ЮЗФ здесь работали и ДБ-ЗФ из 231-го ДБАП, которые днем и ночью бомбили коммуникации в ближнем тылу немцев. Активность советской авиации стала особенно заметной после того, как основные силы 5-го германского авиакорпуса начали действовать южнее, в полосе 26-й армии.

4-10 августа авиация ЮЗФ выполняла по 250-300 вылетов в сутки (большинство в районе Киева) и способствовала отражению штурма города. К середине августа частям Красной Армии удалось почт полностью восстановить положение южнее столицы Украины.

Заметное влияние на обстановку под Киевом оказало новое наступление 26-й армии. 7 августа дивизии генерала Ф. Я. Костенко неожиданно для противника продвинулись на 25-30 км и заняли г. Богуслав. Отошедшие ранее за Днепр части вновь переправились на правый берег, расширив плацдарм у Триполья. Для германского командования создалось угрожающее положе

ние, и в бой пришлось посыпать пекарей, ветеринаров, солдат других вспомогательных подразделений. Значительную роль в дальнейших событиях сыграли части люфтваффе. Немцы перебросили к району прорыва зенитную артиллерию, которую стали использовать на поле боя. Одновременно ипаб 5-го авиакорпуса выделил все исправные самолеты для уничтожения атаковавших советских танков и кавалерии. Несмотря на плохие погодные условия. уже 7 августа истребители и бомбардировщики по одному, парами или звеньями бомбили и штурмовали красноармейские части с малых высот

Немцы полагали, что с 7 по 9 августа ударами с воздуха уничтожили 148 единиц броне- и автотехники. По море улучшения погоды ак|ивнос1ь люфтваффе возрастала. Немцы атаковали советские резервы, подходившие из района Канев-Золотоноша, и стремились разбомбить переправы. Экипажи Ju 87 из StG 77 доложили об уничтожении моста у Канева (о действительности поврежденный пролет был восстановлен через сутки) и надолго вывели из строя понтонную переправу южнее городи.

Советские документы подтверждают многие успехи противника Так. 10 августа в разведсводках штаба ВВС РККА от мечены интенсивные действия «Юнкерсов» над полом боя; они бомбили и обстреливали опушки леса, рощи, где сосредотачивались наши войска. Разомкнув строй и снижаясь до 5-25 м, «Штуки- сбрасывали я одном заходе no I -2 бомбы. На следующий день штаб 26-й армии отмечал новые налеты на мосты у Канева, а также на части 227-й и 289-й стрелковых дивизий В оперсводке армии за 11 августа можно прочитать: «Сильно возросла (активность. – Авт. ) бомбардировочной и истребительной авиации противника, атакующей тайным образом 5-й кавкорпус и 12-ю ТД (танковую дивизию, – Ант. ) группами по 30-40 самолетов… Вся подвижная группа непрерывно подвергается атакам авиации противника и несет значительные потери

Что касается советской авиации, то утром 7 августа планировалось массировать силы на участке армии Костенко. для чего накануне прибыло пополнение: 55-й БАП на СБ с Дальни/ о Востока и 89-й ИАП на ЛаГГ-3 из Ростова, но они смогли вступить в бой позднее. От истребителей группы Г. Т. Хрюкина (44-я и 64-я ИАД) командование потребовало надежно прикрыть сосредоточение наземных войск К сожалению, многие авиачасти оказались серьезно ослабленными предыдущими боями и выполнить поставленные задачи могли не всегда.

Однако сражались авиаторы самоотверженно Так. благодаря летчикам 44-й дивизии, немцы не нанесли серьезных повреждении мостам через Днепр у Канева При этом 88-й ИАП потерял нескольких прекрасных бойцов. 13 августа погиб мл. л-т и. и. Новиков, первым в полку таранивший неприятельский самолет На следующий день но вернулся из своего 58-го вылета мл. л-т В. Г. Липатов, а из 48-го – мл. л-т В. Ф. Деменок. который выполнял задания не только на И-16. но и на невооруженном УТ-1, проводя разведку на предельно малых высотах. В то же время, ст. л-т Абрам- чух и л-т Рыков из 89-го ИАП помешали группе -восемьдесят седьмых- прицельно отбомбиться по каневскому мосту, повредили два -Юнкерса- и без потерь вернулись на спой аэродром.

Подводя итоги применения ВВС ЮЗФ в первую декаду августа, генерал Ф. А. Астахов отмечал, что они во взаимодействии с наземными войсками уничтожили механизированные части перед фронтом 26-й армии и Киевского укрепленного района. Одновременно продолжали прикрывать /. Киев, мосты и переправы через pp. Днепр, Припять, Десна и уничтожали авиацию противника на ого аэродромах. В лот же период проводились ночные одиночные и групповые налеты самолетов СБ и Р-5 но аэродромы противника, железнодорожные узлы, станции и места скоп- линий войск с задачей их уничтожения и изнурения».

Однако теперь известно, что наступление на Киев в начале августа вели пехотные соединения противника, следовательно уничтожать механизированный части- наша авиация не могла даже теоретически. Согласно сводке авиационного штаба ЮЗФ. боевые потери за это время составили 75 самолетов и еще 8 пришлось списать из-за летных происшествий -Мессершмитты- сбили 17 наших машин, зенитки 8. а причину гибели 50 самолетов установить не удалось. За эти 10 дней, впервые с начала войны. ни один самолет не был потерян на аэродроме По сравнению с предыдущим месяцем суточные потери снизились в 3-3. 5 раза, а на каждый выполненный вылет – в 1, 5-2 раза.


Под Киевом немецкий самолеты нередко действовали в одиночку


Увы. советской авиации не удалое» выполнить очень важную задачу – обеспечить с воздуха действия подвижной группы 26-й армии. Планируя ее применение. Буденный 8 августа докладывал Сталину, что «условия использования конницы очень благоприятные: противник не имеет сплошною фронта и крупных резервов, местность покрыта лесами и перелесками- Главком искрение верил. что его любимая кавалерия сможет изменить ситуацию южнее Киева, и затем и на всем фронте Однако вскоре тон донесений изменился, и Буденный стал упрекать штаб ЮЗФ в отсутствии поддержки и прикрытия со стороны авиации.

Несмотря на то. что немцы смогли локализовать прорыв 76-й армии, они вынуждены были срочно изменять свои планы. 12 августа фюрер подписал -Дополнение к директиве № 34-. где ставил задачу «… но допустить планомерного создания неприятелем фронта обороны за Днепром. для чего необходимо уничтожить наиболее крупные части противника, находящиеся западнее Днепра, и по возможности быстрее захватить плацдармы на восточном берегу этой реки-. Гитлер приостановил 1гаступление на Киев, приказал в дальнейшем решать задачи последовательно, для чего максимально массировать силы, прежде всего танки и авиацию. Он потребовал: "Наибольшее сосредоточение сил путем ввода дополнительных групп бомбардировочной авиации в первой линии следует осуществить для обеспечения боевых действий в районе между Киевом и Богуславом (против 26-й армии. – Авт. ) и затем для содействия созданию плацдармов на восточном берегу Днепра.


Киев под ударами

После приказа фюрера приостановить наступление на столицу Украины части 5-го авиакорпуса и тяжелая артиллерия приступили к уничтожению города. Начались изнуряющие бомбежки, преимущественно ночью Через пять дней генерал Гальдер записал в дневнике: -Киев будет превращен в «пепел и развалины- (указание Гитлера). Половину этой работы предстоит проделать авиации. Надо отметить, что и до этого германские бомбардировщики наносили удары по объектам города. Большинство налетов немцы производили или в Сумерках, или под значительным прикрытием. Сил для проведения массированных налогов у них не было (обещанных фюрером -дополнительных бомбардировочных авиагрупп» но поступило), и центральная часть Киева пострадала незначительно. Баграмян так описывает результат попыток немцев разрушить жизненно важные объекты и подорвать моральный дух киевлян: -Целые стаи бомбардировщиков под прикрытием истребителей устремлялись к городу и переправам. Многократное превосходство о авиации не помогло врагу. Наши летчики в тесном взаимодействии с артиллеристами-зенитчиками зорко охраняли киевское небо. Бели некоторым самолетам противника и удавалось достигнуть мостов, то меткий огонь и решительные атаки подоспевших не довали им вести прицельное бомбометание Фашисты поспешно сбрасывали свой груз где придется и старались спастись бегством. В результате за все время обороны Киева враг так и не сумел нанести городу удары, которые нарушили бы налаженный ритм его жизни.

Немалая заслуга в создании надежного противовоздушного щита над Киевом принадлежала руководителям ПВО фронта – генералу А. И. Данилову и м-ру В. А. Пеньковскому. Все же в отдельных районах, особенно с преимущественно деревянной застройкой, полыхали пожары. Это отмечал в своих эмоциональных воспоминаниях, относившихся к началу августа. Л. А Дубровин, которого накануне назначили комиссаром 15-й САД: «В дивизию я летел на У-2… Попросил пилота чуть довернуть в сторону – хотелось посмотреть сверху на обороняющийся Киев. Но не удалось – город закрывала сплошная пелена дыма. Только колокольня Печорской Лавры, пронзив серое покрывало облаков и дыма, словно маяк, светилась своим позолоченным куполом Защемило сердце: неужели суждено пасть и Киеву?.. Старший брат городов русских! В который раз ты встаешь грудью на защиту родной земли, отбиваешь натиск орд чужеземных завоевателей-.


Истребители: успехи и неудачи

В начале августа к боевым действиям в киевском небе приступило, вероятно, наиболее полнокровная тогда немецкая авиагруппа – III/JG 52. С начала войны против Советского Союза она обеспечивало безопасность нефтяных месторождений о Румынии, а в конце июля перебазировалась на аэродром Белой Церкви и вошла в состав 5-го авиакорпуса. На 3 августа в подчинении командира группы гауптмана А. Блюмензаата находились 39 Bf 109 F-4. 36 из которых были исправными.

В тот день впервые вступил в бой никому еще не известный л-т Г Граф. Утром германская разведка сообщили, что на один из советских аэродромов восточнее Киева должен прибыть маршал С. К. Тимошенко Штаб 5-го авиакорпуса выделил группу пикировщиков для немедленного удара по аэродрому. 9-я эскадрилья из JG 52 (Ю Bf 109) вылетела для сопровождения -восемьдесят седьмых-. Граф шел ведущим второй пары, а прикрыты то фельдфебель Л. Штайнбац впоследствии почти столь же известный. как Граф. эксперт- люфтваффе. Едва немецкая группа перелетела Днепр, как ее атаковали И-16. Немецкие истребители немедленно вступили в бой Удача сопутствовала Графу, которому удалось сбить одну «Рату». Никто из немецких авиаторов тогда не подозревал, что спустя год с небольшим на счету этого летчика будет 202 победы. Судя по советским данным, сбитый истребитель принадлежал 255-у ИАП. В немецких источниках не удалось найти сведений о том, чем завершился налет на аэродром, однако достоверно известно: Тимошенко не пострадал.

Вечером 5 августа завершающий бой о ходе летней кампании на Востоке Провело группа I/JG 53. -Мессершмитты- с пиковыми тузами на капотах вели «свободную охоту- в окрестностях Киева и перехватили на малой высоте подразделение бомбардировщиков, пересекавшее Днепр. Немцы опознали четыре Пе-2 и один ДБ-Зф, который пристроился сзади. Стремительно атаковав со стороны солнца, германские асы сбили -пешку» и бомбардировщик Ильюшина, который стал 143-й и последней победой на счету группы в той кампании. Вскоре после приземления командир I/JG 53 гауптман Ф. фон Верра получил приказ: сдать оставшиеся истребители в эскадру JG 3 и на транспортных самолетах следовать в Германию. Имея к началу вторжения о Советский Союз 35 Bf 109F. группа лишилась в течение 45-дненного сражений 29 машин (13 списали и 16 отправили а ремонт), 2 летчика погибли. 2 пропали без вести и 6 получили ранения. Большинство потерь немцы понесли на киевском направлении.

Сохранились соидетельства о воздушных боях над Киевом, которые принесли победы советским летчикам. Один из них в полдень 10 августа самостоятельно провел л-т В. Г. Карелин из 2-го ИАП. патрулировавший над южной окраиной города. За боем с КП следил И. X. Баграмян. который вспоминал: «Внезапно из-за солнца появились семь Мессершмиттов». Наши пехотинцы, наблюдавшие с земли, надеялись, что советский летчик уклонится от боя. чтобы дождаться подмоги. Но краснозвездный -ястребок- вдруг резко взмыл вверх и стрелой помчался навстречу фашистским самолетам. В бешеном вихре закружили истребители. Советский летчик вел бой с такой яростью и таким мастерством, что в первые же секунды два «Мессершмитта» врезались в землю. Остальные поспешно повернули назад, увидев наши истребители, спешивший на помощь». Как следует из германских отчетов, неудачную -охоту- над Киевом вела группа III/JG 52. Над Днепром погиб один из ветеранов части обер-фельдфебель В. Фернсберг, который успел одержать 7 побед. Других потерь над городом немцы на понесли. Правда, они утверждают, что указанное событие произошло днем ранее. А 10 августа во время штурмовки аэродрома восточнее Киева погиб обер-л-т барон фон Ментцинген, ведомый командира JG 3 м-ра Г. Лютцова. В общей сложности о тот день о 5-м авиакорпусе пришлось списать четыре Bf 109F.

11 августа 3-я истребительная эскадра претендовало на уничтожение 36 самолетов ВВС РККА (из них 23 СБ). Советские и немецкие донесения по-разному трактуют ход боев. Например, утром 11 «сто девятых- атаковали юго-восточнее Киева четверку Пе-2 из 33-го БАП, которую прикрывала пара МиГ-3 из 28-го ИАП. Немцы утверждали, что в течение четырех минут сбили 5 бомбардировщиков, опознанных как СБ. Советская сторона признала потерю 2 машин над целью, а третья -пешке» пропала без вести по пути домой. Другим группа «Мессершмиттов» претендовала ни уничтожение трех СБ По советским данным. Ар-2 с поврежденным бензобаком приземлился на своей территории у Глевахи, а Як-2 из 136-го БАЛ с пробитым пулями крылом благополучно долетел до аэродрома базирования


Неразорвавшаяся немецкая осколочная бомба SC-50 (стабилизатор отбит) – на подоконнике лаборатории одного из киевских госпиталей


Жилой дом, разрушенный прямым попаданием авиабомбы


Киевляне укрываются от авианалета в подъезде центрального универмага


Всего, согласно оперсводкам ВВС ЮЗФ. в тот день было сбито и подбито 14 наших самолетов (в 150-м БАП из 9 вылетевших СБ на свой аэродром вернулся один, и три подбитых сели на вынужденные на своей территории). Однако следует учитывать, что ряд боев немцы провели против ВВС Южного фронта и 4-го авиакорпуса, ошибочно принимая ДБ-Зф за СБ (данные об их потерях я тот день обнаружить не удалось).

11 августа JG3 понесла и значительные потери Согласно записям в дневнике обер-л-та Г. Заннемана, при 150 вылетах из строя вышли 11 -Мессершмиттов-, причем 5 не подлежали ремонту. Погибли или попали в плен 4 летчика Двое из них служившие о 1-й группе, не вернулись из района Васильков-Белая Церковь. В оперсводке №085 советской 17-й авиадивизии в tor день сообщалось, что -у деревни Витенька: Су-2 неустановленной части сбил один Не 113(6*), который при падании столкнулся с еще одним Не 113. после чего оба упали и разбились Приборы с обоих истребителей сняты техсоставом 20-го ИАП».

Неудачно для немцев завершилось штурмовка советских аэродромов в тыловой зоны 64-то стрелкового корпуса. Обер-л-та Г Шонефельдта из II/JG 3. незадолго до этого одержавшего пятую победу, сбила всею несколькими выстрелами батарея 254-го ЗАП. Летчик погиб около Осокорков. Несколько севернее бойцы 44-й комендатуры, возглавляемые мл сержантом Д. Ф. Броварцовым, из винтовок поразили радиатор -мессера- Пилотировавший его л-т Г. Глюк попал в плен.


Над северным флангом

Войска 5-й армии успешно действовали в Коростеньском укрепрайоне почти полтора месяца, отвлекая часть немецкой группировки от Киева. Посильную поддержку им оказали ограниченные силы авиации (самолеты из 16-й и 62-й авиадивизий), которыми успешно руководил генерал Е.. М Николаенко. И все же постепенно противнику удалось оттеснить советские войска на северо-восток. 19 августа поступила директива штаба ЮЗФ, разрешавшая отвод армии за Днепр. Согласно заранее составленному плану отхода, особое внимания уделялось обеспечению ПВО переправ через Припять и Днепр. Для этого дополнительно выделили шесть зенитных дивизионов и девять И-16 из 92-го ИАП. которые днём барражировали и воздухе. Немецкая авиаразведка зафиксировала приготовления к маршу, о чем сохранилась запись в дневнике генерала Гальдера от 19 августа. В то же время люфтваффе не смогли серьезно помешать маневру наших войск. -Благодаря тому, что войска армии совершали марш и ночное время и тщательно маскировались на дневках, а переправы прикрывались зенитной артиллерией и надежно обеспечивались инженерными частями, налеты вражеской авиации по войскам были малоэффективны, а причиняемые ею повреждения быстро восстанавливались-, – отмечал военный историк А В. Владимирский. Большую роль в ПВО 5-й армии сыграла 1 -я артиллерийская противотанковая бригада. Артиллеристы отбили большинство атак немецких бомбардировщиков. которые непрерывно атаковали тылы армии. Многие расчеты выработали навыки стрельбы по самолетам: не всегда точный, но массированный огонь срывал прицельное бомбометание С середины августа артиллеристы обратили внимание, что германские летчики изменили тактику. Поскольку задачей частей вермахта теперь стал захват мостов, то авиация стремилась не разрушить их, а поразить силы охранения, вызвать среди бойцов и командиров панику

Надо отметить, что в середине августа снабжение по железной дороге группы армии -Юг- заметно улучшилось. Это позволило н(>еменно освободить транспортную авиацию от перевозки неотложных грузов. Неприятель тут же выбросил несколько небольших тактических десантов на берегах Припяти и Днепра, используя Ju 52 из 50-й транспортной группы и транспортного отряда 5-го авиакорпуса. Но достигнуть успеха немцам не удалось – большинство воздушно-десантных подразделений было уничтожено советскими частями.

Следует сказать, что численность советской авиагруппировки уменьшалась не только из-за действий противника. Например. 28 августа в состав 16-и САД вошел 17-й ИАП, располагавший 22 новенькими ЛаГГ-3. и в первые же дни пребывания на фронте было отмечено несколько случаев невыполнения задания из-за отказов материальной части. Мл. л-т Ф. Ф. Архипенко, впоследствии один из наиболее результативных наших асов, Герой Советского Союза, вспоминал, как едва не закончился трагически чуть ли не первый его боевой вылет но "ЛаГГе". Взлетев на перехват звена неприятельских самолетов, он вскоре почувствовал неладное о поведении мотора: из-под капота начали раздаваться стуки, посторонние шумы, пошел дым -Как сел – ума не приложу. – заключил Федор Федорович. – Когда вскрыли капоты, оказалось. что мотор сгорел-. 30 августа в полку произошла авиакатастрофа: л-т В. Г. Слива сорвался в штопор и погиб вместе с самолетом. В целом боевые потери 17-го ИАП были небольшими, но количество боеготовых машин быстро сократилось до 10-12. На лучше обстояли дела и в 74-м ШАЛ, который недавно получил восемь штурмовиков, а теперь насчитывал три Ил-2 и 19 летчиков Причем многие самолеты погибли не в бою. а были разбиты при вынужденных посадках из-за потери авиаторами ориентировки.

6* Распространенная ошибка того времени за несуществующий "Хейнкель" приняты Bf 109F


Ил-2 из 74-го ШАП (предположительно). Конец лета 1941 г.


Один из экипажей 17-й САД готовится к боевому вылету. Август 1941 г.


Подводи итоги воздушной обороны столицы Украины, начальник политуправления ЮЗФ 23 августа докладывал в Главное политуправление РККА: «Сначала войны по20аогуСТв частями противовоздушной обороны г. Киева сбито 106самолетов противника, из них; истребительной авиацией 62самолета, зенитной артиллерией – 24; подбито II самолетов-. В другом донесении штаба ВВС ЮЗФ. которому подчинялась 36-я ИАД ПВО. приводились другие цифры: истребителями соединения сбито с 22 июня по 20 сентября, главным образом в окрестностях Киева. 134 вражеских самолета (при 6856 вылетах), что составляло две трети уничтоженных здесь неприятельских машин


Над переправами. Люфтваффе против речных кораблей

К вечеру 23 августа передовой отряд противника (мотопехота. усиленная 40 ганками) прорвал советскую оборону на реке Тетерев. захватил Печкинский шоссейный мост через Днепр у Окуниново и создал плацдарм на левом берегу Ликвидация переправившегося противника и разрушение моста приобрели очень большое значение. Еще до рассвета 24 августа удар по мосту нанесли экипажи-ночники 33-го БАП Затем о небо поднялись десять Су-2 из 227-го БАП. которых вел к-н В. И. Красоткин Над целью группа разделилась: два звена атаковали мост, а одно – понтонную переправу, которую успели навести немцы. Несмотря на ожесточенный зенитный огонь, все «сушки- благополучно вернулись домой. Правда, получил тяжелое ранение штурман ведущей машины Н. К. Мацегора. Летчики доложили о разрушении одного из пролетов и уничтожении понтонной переправы, но успехи оказались сильно преувеличены

К разрушению моста были привлечены корабли Днепровского отряда Пинской флотилии. Речники получили категорический приказ генерала Кирпоноса: "Любой ценой, вплоть до гибели кораблей уничтожить окуниновскую переправу противника… ". В ночь на 24 августа три канонерские лодки заняли позиции у Печкинского моста и с 6 30 до 14 30 методично обстреливали его опоры и переправлявшиеся немецкие части. Однако и комендорам не удалось разрушить важный мост. Неоднократно 3-5 немецких самолетов бомбили корабли, но прямых попаданий не добились

В 15. 45 налет на мост совершили истребители из 36-й ИАД. Приблизившаяся к тому времени к переправе канонерка "Верный" стала обстреливать немецкие зенитные батареи, мешая им вести прицельную стрельбу. Воспользовавшись этой поддержкой, советские летчики совершили несколько заходов на мост, то сбрасывая небольшие бомбы, то обстреливая его реактивными снарядами. "Чайка", которую пилотировал мл. л-т Н. Новожилов все же получипа повреждения, и летчику пришлось сесть на вынужденную недалеко от линии фронта. Ведущий группы ст. л-т А. И. Коробков попытался приземлиться вблизи попавшего в беду подчиненного, чтобы вывезти его на своей машине. но вовремя понял- местность не позволяет совершить благополучную посадку. Тогда "ястребки" встали в круг и обстреливали приближавшихся гитлеровцев до тех пор, пока подоспевшие красноармейцы не вызволили Новожилова.

Во второй половине дня на задание отправилась пятерка бомбардировщиков 33-го БАП Группу предстояло возглавить комэску Шабашеву, но при взлете у его машины забарахлил один двигатель, и оставшуюся четверку повел л-т В С. Ефремов. Снизившись до 500 м. советские экипажи весьма точно сбросили бомбы на мост, после чего обстреляли из пулеметов зенитные расчеты неприятеля. Машина Ефремова получила многочисленные пробоины, в том число радиаторов, однако летчик смог благополучно приземлиться в районе Семиполков, а затем, после небольшого ремонта, вернуться на аэродром базирования

В 17 часов одна из опор, наконец, рухнула, и Печкинский мост обвалился. По одной версии, решающее повреждение нанесли летчики 43-го ИАП ст л-т М С Бубнов и мл. л-т И В Фадеев, по другой – комендоры "Верного". Вечером 24 августа генерал Гальдер записал в дневнике: " 11-я танковая дивизия овладела мостом через Днепр у Горностайполя… и прорвалась на восток через Десну у Остера. Эта переправа русскими была подожжена. Остальные мосты разрушены позже русской авиацией».

Немцы оперативно навели понтонные переправы у Сухолучья, усилили ПВО и вызвали значительные силы бомбардировочной авиации для поражения советских кораблей. 25 августа в 8. 30 девять Не 111 атаковали "Верный", но речники успешно отразили налет. Через полчаса над кораблем появились 18 Ju 87 из S1G 77, которые сбрасывали свои груз с пикирования, чередуя фугасные и зажигательные бомбы. Используя зенитный огонь и постоянно маневрируя, речникам некоторое время удавалось избегать прямых попаданий. Однако в 9. 30 две -фугаски- угодили в мостик и боевую рубку «Верного». Погибли командир канонерки ст. л-т А. Ф. Тервхин и другие офицеры. Вскоре раздался взрыв кормового артиллерийского погреба, и корабль затонул.

В те дни немецкие бомбардировщики совершили ряд результативных вылетов. Так, 23 августа в районе Печки им удалось потопить три баржи. На следующий день канонерская лодка «Кремль», незадолго до этого поврежденная артиллерийским огнем, получила три прямых попадании бомб в районе Тарасовичей: погибли командир и 21 краснофлотец. Кроме того, немецкая авиация в те дни уничтожила несколько гражданских судов, которые обеспечивали деятельность Днепровского, Припятского и Березинского отрядов.

Окончание следует.


Тамара Кузнецова/ Киев Фото из архива А. Галуненко


Примечания:



Битва над Киевом

Продолжение. Начало в -Аив-, №№6'2001. 7, 4, 5'2002.


На направлении главного удара

В начало августа 1941 г. войска 6-й германской армии приблизились к окрестностям столицы Украины. Особенно угрожающая обстановка сложилась на левом фланге обороны, где линия фронта достигла непосредственных рубежей Киевского укрепрайона (КиУР). а немцы вышли к Днепру у Осокорков. Именно с этого направления германское командование решило нанести г лай ный удар. Утром 3 августа, после сильной артиллерийской и авиационной подготовки, два армейских корпуса вермахта перешли в наступление

8 отражении второго штурма города активное участие приняла советская авиации. Только 4 августа экипажи 15-й САД выполнили на поддержку КиУР 61 самолето-вылет и сбросили 1600 кг бомб Накануне о дивизии насчитывалось 52 самолета, и т. ч. 36 исправных (по 11 МиГ-3 и И-16 в 28-м ИАП плюс по 7 И-153 и И- 15бис е 66-м ШАП) Особенно отличился 66-й полк, летчики которого мл. л-ты П.А. Буця, М. Т. Забненков и П. Н. Рубцов были награждены орденами Красного Знамени.

6 августа западнее Киева начала действовать 19-я БАД. и обе дивизии выполнили 78 самолето-вылетов. Для более эффективного использования одна эскадрилья МиГ-3 (7 исправных самолетов) из 28-го ИАП была передана в оперативное подчинении командира 19-й БАД п-ка А. К. Богородецкого. Однако признать действия истребителей прикрытия эффективными нельзя. В тот же день состоялся бой со звеном Bf 109. и находившиеся о меньшинстве немецкие летчики подожгли Пе-2, Ар-2 и два МиГ-3, а сами потерь но понесли. По воспоминаниям И М Холодова (впоследствии генерал-майора. Гороя Советского Союза), наши перетяжеленные подкрыльевыми пулеметами истребители -прижимались- к охраняемым бомбардировщикам, что самым негативным образом сказалось на результате схватки с более манеренными -мессерами-

На следующее yтpo в состав 15-й САД включили 211-й и 45-й БАГ1, в которых насчитывалось около 30 Су-2 и СБ. В тот же день части КиУР нанесли контрудар. Неприятель тут же вызвал бомбардировщики. которые прорвались через небольшие заслоны советских истребителей и сбросили сотни бомб на позиции красноармейцев. Одновременно подверглись воздействию опорные пункты и артиллерийские батареи всею укрепрайона. Наши части понесли се|>ьеяный урон, а среди получивших ранения были комиссар КиУР Евдокимов, начальник артиллерии генерал Степанов и др.

Советское командование перебросило на угрожаемое направление резервы, а ИЗ действовавших непосредственно в Киевском укрепрайоне частой сформировало 37-ю армию во главе с впоследствии печально известным генералом А. А. Власовым. В наиболее тяжелые дни обороны посильную поддержку наземным войскам оказали также авиаторы 16 й. 17-й. 36-й и 62-й авиадивизий. По приказу командования ВВС ЮЗФ здесь работали и ДБ-ЗФ из 231-го ДБАП, которые днем и ночью бомбили коммуникации в ближнем тылу немцев. Активность советской авиации стала особенно заметной после того, как основные силы 5-го германского авиакорпуса начали действовать южнее, в полосе 26-й армии.

4-10 августа авиация ЮЗФ выполняла по 250-300 вылетов в сутки (большинство в районе Киева) и способствовала отражению штурма города. К середине августа частям Красной Армии удалось почт полностью восстановить положение южнее столицы Украины.

Заметное влияние на обстановку под Киевом оказало новое наступление 26-й армии. 7 августа дивизии генерала Ф. Я. Костенко неожиданно для противника продвинулись на 25-30 км и заняли г. Богуслав. Отошедшие ранее за Днепр части вновь переправились на правый берег, расширив плацдарм у Триполья. Для германского командования создалось угрожающее положе

ние, и в бой пришлось посыпать пекарей, ветеринаров, солдат других вспомогательных подразделений. Значительную роль в дальнейших событиях сыграли части люфтваффе. Немцы перебросили к району прорыва зенитную артиллерию, которую стали использовать на поле боя. Одновременно ипаб 5-го авиакорпуса выделил все исправные самолеты для уничтожения атаковавших советских танков и кавалерии. Несмотря на плохие погодные условия. уже 7 августа истребители и бомбардировщики по одному, парами или звеньями бомбили и штурмовали красноармейские части с малых высот

Немцы полагали, что с 7 по 9 августа ударами с воздуха уничтожили 148 единиц броне- и автотехники. По море улучшения погоды ак|ивнос1ь люфтваффе возрастала. Немцы атаковали советские резервы, подходившие из района Канев-Золотоноша, и стремились разбомбить переправы. Экипажи Ju 87 из StG 77 доложили об уничтожении моста у Канева (о действительности поврежденный пролет был восстановлен через сутки) и надолго вывели из строя понтонную переправу южнее городи.

Советские документы подтверждают многие успехи противника Так. 10 августа в разведсводках штаба ВВС РККА от мечены интенсивные действия «Юнкерсов» над полом боя; они бомбили и обстреливали опушки леса, рощи, где сосредотачивались наши войска. Разомкнув строй и снижаясь до 5-25 м, «Штуки- сбрасывали я одном заходе no I -2 бомбы. На следующий день штаб 26-й армии отмечал новые налеты на мосты у Канева, а также на части 227-й и 289-й стрелковых дивизий В оперсводке армии за 11 августа можно прочитать: «Сильно возросла (активность. – Авт. ) бомбардировочной и истребительной авиации противника, атакующей тайным образом 5-й кавкорпус и 12-ю ТД (танковую дивизию, – Ант. ) группами по 30-40 самолетов… Вся подвижная группа непрерывно подвергается атакам авиации противника и несет значительные потери

Что касается советской авиации, то утром 7 августа планировалось массировать силы на участке армии Костенко. для чего накануне прибыло пополнение: 55-й БАП на СБ с Дальни/ о Востока и 89-й ИАП на ЛаГГ-3 из Ростова, но они смогли вступить в бой позднее. От истребителей группы Г. Т. Хрюкина (44-я и 64-я ИАД) командование потребовало надежно прикрыть сосредоточение наземных войск К сожалению, многие авиачасти оказались серьезно ослабленными предыдущими боями и выполнить поставленные задачи могли не всегда.

Однако сражались авиаторы самоотверженно Так. благодаря летчикам 44-й дивизии, немцы не нанесли серьезных повреждении мостам через Днепр у Канева При этом 88-й ИАП потерял нескольких прекрасных бойцов. 13 августа погиб мл. л-т и. и. Новиков, первым в полку таранивший неприятельский самолет На следующий день но вернулся из своего 58-го вылета мл. л-т В. Г. Липатов, а из 48-го – мл. л-т В. Ф. Деменок. который выполнял задания не только на И-16. но и на невооруженном УТ-1, проводя разведку на предельно малых высотах. В то же время, ст. л-т Абрам- чух и л-т Рыков из 89-го ИАП помешали группе -восемьдесят седьмых- прицельно отбомбиться по каневскому мосту, повредили два -Юнкерса- и без потерь вернулись на спой аэродром.

Подводя итоги применения ВВС ЮЗФ в первую декаду августа, генерал Ф. А. Астахов отмечал, что они во взаимодействии с наземными войсками уничтожили механизированные части перед фронтом 26-й армии и Киевского укрепленного района. Одновременно продолжали прикрывать /. Киев, мосты и переправы через pp. Днепр, Припять, Десна и уничтожали авиацию противника на ого аэродромах. В лот же период проводились ночные одиночные и групповые налеты самолетов СБ и Р-5 но аэродромы противника, железнодорожные узлы, станции и места скоп- линий войск с задачей их уничтожения и изнурения».

Однако теперь известно, что наступление на Киев в начале августа вели пехотные соединения противника, следовательно уничтожать механизированный части- наша авиация не могла даже теоретически. Согласно сводке авиационного штаба ЮЗФ. боевые потери за это время составили 75 самолетов и еще 8 пришлось списать из-за летных происшествий -Мессершмитты- сбили 17 наших машин, зенитки 8. а причину гибели 50 самолетов установить не удалось. За эти 10 дней, впервые с начала войны. ни один самолет не был потерян на аэродроме По сравнению с предыдущим месяцем суточные потери снизились в 3-3. 5 раза, а на каждый выполненный вылет – в 1, 5-2 раза.


Под Киевом немецкий самолеты нередко действовали в одиночку


Увы. советской авиации не удалое» выполнить очень важную задачу – обеспечить с воздуха действия подвижной группы 26-й армии. Планируя ее применение. Буденный 8 августа докладывал Сталину, что «условия использования конницы очень благоприятные: противник не имеет сплошною фронта и крупных резервов, местность покрыта лесами и перелесками- Главком искрение верил. что его любимая кавалерия сможет изменить ситуацию южнее Киева, и затем и на всем фронте Однако вскоре тон донесений изменился, и Буденный стал упрекать штаб ЮЗФ в отсутствии поддержки и прикрытия со стороны авиации.

Несмотря на то. что немцы смогли локализовать прорыв 76-й армии, они вынуждены были срочно изменять свои планы. 12 августа фюрер подписал -Дополнение к директиве № 34-. где ставил задачу «… но допустить планомерного создания неприятелем фронта обороны за Днепром. для чего необходимо уничтожить наиболее крупные части противника, находящиеся западнее Днепра, и по возможности быстрее захватить плацдармы на восточном берегу этой реки-. Гитлер приостановил 1гаступление на Киев, приказал в дальнейшем решать задачи последовательно, для чего максимально массировать силы, прежде всего танки и авиацию. Он потребовал: "Наибольшее сосредоточение сил путем ввода дополнительных групп бомбардировочной авиации в первой линии следует осуществить для обеспечения боевых действий в районе между Киевом и Богуславом (против 26-й армии. – Авт. ) и затем для содействия созданию плацдармов на восточном берегу Днепра.


Киев под ударами

После приказа фюрера приостановить наступление на столицу Украины части 5-го авиакорпуса и тяжелая артиллерия приступили к уничтожению города. Начались изнуряющие бомбежки, преимущественно ночью Через пять дней генерал Гальдер записал в дневнике: -Киев будет превращен в «пепел и развалины- (указание Гитлера). Половину этой работы предстоит проделать авиации. Надо отметить, что и до этого германские бомбардировщики наносили удары по объектам города. Большинство налетов немцы производили или в Сумерках, или под значительным прикрытием. Сил для проведения массированных налогов у них не было (обещанных фюрером -дополнительных бомбардировочных авиагрупп» но поступило), и центральная часть Киева пострадала незначительно. Баграмян так описывает результат попыток немцев разрушить жизненно важные объекты и подорвать моральный дух киевлян: -Целые стаи бомбардировщиков под прикрытием истребителей устремлялись к городу и переправам. Многократное превосходство о авиации не помогло врагу. Наши летчики в тесном взаимодействии с артиллеристами-зенитчиками зорко охраняли киевское небо. Бели некоторым самолетам противника и удавалось достигнуть мостов, то меткий огонь и решительные атаки подоспевших не довали им вести прицельное бомбометание Фашисты поспешно сбрасывали свой груз где придется и старались спастись бегством. В результате за все время обороны Киева враг так и не сумел нанести городу удары, которые нарушили бы налаженный ритм его жизни.

Немалая заслуга в создании надежного противовоздушного щита над Киевом принадлежала руководителям ПВО фронта – генералу А. И. Данилову и м-ру В. А. Пеньковскому. Все же в отдельных районах, особенно с преимущественно деревянной застройкой, полыхали пожары. Это отмечал в своих эмоциональных воспоминаниях, относившихся к началу августа. Л. А Дубровин, которого накануне назначили комиссаром 15-й САД: «В дивизию я летел на У-2… Попросил пилота чуть довернуть в сторону – хотелось посмотреть сверху на обороняющийся Киев. Но не удалось – город закрывала сплошная пелена дыма. Только колокольня Печорской Лавры, пронзив серое покрывало облаков и дыма, словно маяк, светилась своим позолоченным куполом Защемило сердце: неужели суждено пасть и Киеву?.. Старший брат городов русских! В который раз ты встаешь грудью на защиту родной земли, отбиваешь натиск орд чужеземных завоевателей-.


Истребители: успехи и неудачи

В начале августа к боевым действиям в киевском небе приступило, вероятно, наиболее полнокровная тогда немецкая авиагруппа – III/JG 52. С начала войны против Советского Союза она обеспечивало безопасность нефтяных месторождений о Румынии, а в конце июля перебазировалась на аэродром Белой Церкви и вошла в состав 5-го авиакорпуса. На 3 августа в подчинении командира группы гауптмана А. Блюмензаата находились 39 Bf 109 F-4. 36 из которых были исправными.

В тот день впервые вступил в бой никому еще не известный л-т Г Граф. Утром германская разведка сообщили, что на один из советских аэродромов восточнее Киева должен прибыть маршал С. К. Тимошенко Штаб 5-го авиакорпуса выделил группу пикировщиков для немедленного удара по аэродрому. 9-я эскадрилья из JG 52 (Ю Bf 109) вылетела для сопровождения -восемьдесят седьмых-. Граф шел ведущим второй пары, а прикрыты то фельдфебель Л. Штайнбац впоследствии почти столь же известный. как Граф. эксперт- люфтваффе. Едва немецкая группа перелетела Днепр, как ее атаковали И-16. Немецкие истребители немедленно вступили в бой Удача сопутствовала Графу, которому удалось сбить одну «Рату». Никто из немецких авиаторов тогда не подозревал, что спустя год с небольшим на счету этого летчика будет 202 победы. Судя по советским данным, сбитый истребитель принадлежал 255-у ИАП. В немецких источниках не удалось найти сведений о том, чем завершился налет на аэродром, однако достоверно известно: Тимошенко не пострадал.

Вечером 5 августа завершающий бой о ходе летней кампании на Востоке Провело группа I/JG 53. -Мессершмитты- с пиковыми тузами на капотах вели «свободную охоту- в окрестностях Киева и перехватили на малой высоте подразделение бомбардировщиков, пересекавшее Днепр. Немцы опознали четыре Пе-2 и один ДБ-Зф, который пристроился сзади. Стремительно атаковав со стороны солнца, германские асы сбили -пешку» и бомбардировщик Ильюшина, который стал 143-й и последней победой на счету группы в той кампании. Вскоре после приземления командир I/JG 53 гауптман Ф. фон Верра получил приказ: сдать оставшиеся истребители в эскадру JG 3 и на транспортных самолетах следовать в Германию. Имея к началу вторжения о Советский Союз 35 Bf 109F. группа лишилась в течение 45-дненного сражений 29 машин (13 списали и 16 отправили а ремонт), 2 летчика погибли. 2 пропали без вести и 6 получили ранения. Большинство потерь немцы понесли на киевском направлении.

Сохранились соидетельства о воздушных боях над Киевом, которые принесли победы советским летчикам. Один из них в полдень 10 августа самостоятельно провел л-т В. Г. Карелин из 2-го ИАП. патрулировавший над южной окраиной города. За боем с КП следил И. X. Баграмян. который вспоминал: «Внезапно из-за солнца появились семь Мессершмиттов». Наши пехотинцы, наблюдавшие с земли, надеялись, что советский летчик уклонится от боя. чтобы дождаться подмоги. Но краснозвездный -ястребок- вдруг резко взмыл вверх и стрелой помчался навстречу фашистским самолетам. В бешеном вихре закружили истребители. Советский летчик вел бой с такой яростью и таким мастерством, что в первые же секунды два «Мессершмитта» врезались в землю. Остальные поспешно повернули назад, увидев наши истребители, спешивший на помощь». Как следует из германских отчетов, неудачную -охоту- над Киевом вела группа III/JG 52. Над Днепром погиб один из ветеранов части обер-фельдфебель В. Фернсберг, который успел одержать 7 побед. Других потерь над городом немцы на понесли. Правда, они утверждают, что указанное событие произошло днем ранее. А 10 августа во время штурмовки аэродрома восточнее Киева погиб обер-л-т барон фон Ментцинген, ведомый командира JG 3 м-ра Г. Лютцова. В общей сложности о тот день о 5-м авиакорпусе пришлось списать четыре Bf 109F.

11 августа 3-я истребительная эскадра претендовало на уничтожение 36 самолетов ВВС РККА (из них 23 СБ). Советские и немецкие донесения по-разному трактуют ход боев. Например, утром 11 «сто девятых- атаковали юго-восточнее Киева четверку Пе-2 из 33-го БАП, которую прикрывала пара МиГ-3 из 28-го ИАП. Немцы утверждали, что в течение четырех минут сбили 5 бомбардировщиков, опознанных как СБ. Советская сторона признала потерю 2 машин над целью, а третья -пешке» пропала без вести по пути домой. Другим группа «Мессершмиттов» претендовала ни уничтожение трех СБ По советским данным. Ар-2 с поврежденным бензобаком приземлился на своей территории у Глевахи, а Як-2 из 136-го БАЛ с пробитым пулями крылом благополучно долетел до аэродрома базирования


Неразорвавшаяся немецкая осколочная бомба SC-50 (стабилизатор отбит) – на подоконнике лаборатории одного из киевских госпиталей


Жилой дом, разрушенный прямым попаданием авиабомбы


Киевляне укрываются от авианалета в подъезде центрального универмага


Всего, согласно оперсводкам ВВС ЮЗФ. в тот день было сбито и подбито 14 наших самолетов (в 150-м БАП из 9 вылетевших СБ на свой аэродром вернулся один, и три подбитых сели на вынужденные на своей территории). Однако следует учитывать, что ряд боев немцы провели против ВВС Южного фронта и 4-го авиакорпуса, ошибочно принимая ДБ-Зф за СБ (данные об их потерях я тот день обнаружить не удалось).

11 августа JG3 понесла и значительные потери Согласно записям в дневнике обер-л-та Г. Заннемана, при 150 вылетах из строя вышли 11 -Мессершмиттов-, причем 5 не подлежали ремонту. Погибли или попали в плен 4 летчика Двое из них служившие о 1-й группе, не вернулись из района Васильков-Белая Церковь. В оперсводке №085 советской 17-й авиадивизии в tor день сообщалось, что -у деревни Витенька: Су-2 неустановленной части сбил один Не 113(6*), который при падании столкнулся с еще одним Не 113. после чего оба упали и разбились Приборы с обоих истребителей сняты техсоставом 20-го ИАП».

Неудачно для немцев завершилось штурмовка советских аэродромов в тыловой зоны 64-то стрелкового корпуса. Обер-л-та Г Шонефельдта из II/JG 3. незадолго до этого одержавшего пятую победу, сбила всею несколькими выстрелами батарея 254-го ЗАП. Летчик погиб около Осокорков. Несколько севернее бойцы 44-й комендатуры, возглавляемые мл сержантом Д. Ф. Броварцовым, из винтовок поразили радиатор -мессера- Пилотировавший его л-т Г. Глюк попал в плен.


Над северным флангом

Войска 5-й армии успешно действовали в Коростеньском укрепрайоне почти полтора месяца, отвлекая часть немецкой группировки от Киева. Посильную поддержку им оказали ограниченные силы авиации (самолеты из 16-й и 62-й авиадивизий), которыми успешно руководил генерал Е.. М Николаенко. И все же постепенно противнику удалось оттеснить советские войска на северо-восток. 19 августа поступила директива штаба ЮЗФ, разрешавшая отвод армии за Днепр. Согласно заранее составленному плану отхода, особое внимания уделялось обеспечению ПВО переправ через Припять и Днепр. Для этого дополнительно выделили шесть зенитных дивизионов и девять И-16 из 92-го ИАП. которые днём барражировали и воздухе. Немецкая авиаразведка зафиксировала приготовления к маршу, о чем сохранилась запись в дневнике генерала Гальдера от 19 августа. В то же время люфтваффе не смогли серьезно помешать маневру наших войск. -Благодаря тому, что войска армии совершали марш и ночное время и тщательно маскировались на дневках, а переправы прикрывались зенитной артиллерией и надежно обеспечивались инженерными частями, налеты вражеской авиации по войскам были малоэффективны, а причиняемые ею повреждения быстро восстанавливались-, – отмечал военный историк А В. Владимирский. Большую роль в ПВО 5-й армии сыграла 1 -я артиллерийская противотанковая бригада. Артиллеристы отбили большинство атак немецких бомбардировщиков. которые непрерывно атаковали тылы армии. Многие расчеты выработали навыки стрельбы по самолетам: не всегда точный, но массированный огонь срывал прицельное бомбометание С середины августа артиллеристы обратили внимание, что германские летчики изменили тактику. Поскольку задачей частей вермахта теперь стал захват мостов, то авиация стремилась не разрушить их, а поразить силы охранения, вызвать среди бойцов и командиров панику

Надо отметить, что в середине августа снабжение по железной дороге группы армии -Юг- заметно улучшилось. Это позволило н(>еменно освободить транспортную авиацию от перевозки неотложных грузов. Неприятель тут же выбросил несколько небольших тактических десантов на берегах Припяти и Днепра, используя Ju 52 из 50-й транспортной группы и транспортного отряда 5-го авиакорпуса. Но достигнуть успеха немцам не удалось – большинство воздушно-десантных подразделений было уничтожено советскими частями.

Следует сказать, что численность советской авиагруппировки уменьшалась не только из-за действий противника. Например. 28 августа в состав 16-и САД вошел 17-й ИАП, располагавший 22 новенькими ЛаГГ-3. и в первые же дни пребывания на фронте было отмечено несколько случаев невыполнения задания из-за отказов материальной части. Мл. л-т Ф. Ф. Архипенко, впоследствии один из наиболее результативных наших асов, Герой Советского Союза, вспоминал, как едва не закончился трагически чуть ли не первый его боевой вылет но "ЛаГГе". Взлетев на перехват звена неприятельских самолетов, он вскоре почувствовал неладное о поведении мотора: из-под капота начали раздаваться стуки, посторонние шумы, пошел дым -Как сел – ума не приложу. – заключил Федор Федорович. – Когда вскрыли капоты, оказалось. что мотор сгорел-. 30 августа в полку произошла авиакатастрофа: л-т В. Г. Слива сорвался в штопор и погиб вместе с самолетом. В целом боевые потери 17-го ИАП были небольшими, но количество боеготовых машин быстро сократилось до 10-12. На лучше обстояли дела и в 74-м ШАЛ, который недавно получил восемь штурмовиков, а теперь насчитывал три Ил-2 и 19 летчиков Причем многие самолеты погибли не в бою. а были разбиты при вынужденных посадках из-за потери авиаторами ориентировки.

6* Распространенная ошибка того времени за несуществующий "Хейнкель" приняты Bf 109F


Ил-2 из 74-го ШАП (предположительно). Конец лета 1941 г.


Один из экипажей 17-й САД готовится к боевому вылету. Август 1941 г.


Подводи итоги воздушной обороны столицы Украины, начальник политуправления ЮЗФ 23 августа докладывал в Главное политуправление РККА: «Сначала войны по20аогуСТв частями противовоздушной обороны г. Киева сбито 106самолетов противника, из них; истребительной авиацией 62самолета, зенитной артиллерией – 24; подбито II самолетов-. В другом донесении штаба ВВС ЮЗФ. которому подчинялась 36-я ИАД ПВО. приводились другие цифры: истребителями соединения сбито с 22 июня по 20 сентября, главным образом в окрестностях Киева. 134 вражеских самолета (при 6856 вылетах), что составляло две трети уничтоженных здесь неприятельских машин


Над переправами. Люфтваффе против речных кораблей

К вечеру 23 августа передовой отряд противника (мотопехота. усиленная 40 ганками) прорвал советскую оборону на реке Тетерев. захватил Печкинский шоссейный мост через Днепр у Окуниново и создал плацдарм на левом берегу Ликвидация переправившегося противника и разрушение моста приобрели очень большое значение. Еще до рассвета 24 августа удар по мосту нанесли экипажи-ночники 33-го БАП Затем о небо поднялись десять Су-2 из 227-го БАП. которых вел к-н В. И. Красоткин Над целью группа разделилась: два звена атаковали мост, а одно – понтонную переправу, которую успели навести немцы. Несмотря на ожесточенный зенитный огонь, все «сушки- благополучно вернулись домой. Правда, получил тяжелое ранение штурман ведущей машины Н. К. Мацегора. Летчики доложили о разрушении одного из пролетов и уничтожении понтонной переправы, но успехи оказались сильно преувеличены

К разрушению моста были привлечены корабли Днепровского отряда Пинской флотилии. Речники получили категорический приказ генерала Кирпоноса: "Любой ценой, вплоть до гибели кораблей уничтожить окуниновскую переправу противника… ". В ночь на 24 августа три канонерские лодки заняли позиции у Печкинского моста и с 6 30 до 14 30 методично обстреливали его опоры и переправлявшиеся немецкие части. Однако и комендорам не удалось разрушить важный мост. Неоднократно 3-5 немецких самолетов бомбили корабли, но прямых попаданий не добились

В 15. 45 налет на мост совершили истребители из 36-й ИАД. Приблизившаяся к тому времени к переправе канонерка "Верный" стала обстреливать немецкие зенитные батареи, мешая им вести прицельную стрельбу. Воспользовавшись этой поддержкой, советские летчики совершили несколько заходов на мост, то сбрасывая небольшие бомбы, то обстреливая его реактивными снарядами. "Чайка", которую пилотировал мл. л-т Н. Новожилов все же получипа повреждения, и летчику пришлось сесть на вынужденную недалеко от линии фронта. Ведущий группы ст. л-т А. И. Коробков попытался приземлиться вблизи попавшего в беду подчиненного, чтобы вывезти его на своей машине. но вовремя понял- местность не позволяет совершить благополучную посадку. Тогда "ястребки" встали в круг и обстреливали приближавшихся гитлеровцев до тех пор, пока подоспевшие красноармейцы не вызволили Новожилова.

Во второй половине дня на задание отправилась пятерка бомбардировщиков 33-го БАП Группу предстояло возглавить комэску Шабашеву, но при взлете у его машины забарахлил один двигатель, и оставшуюся четверку повел л-т В С. Ефремов. Снизившись до 500 м. советские экипажи весьма точно сбросили бомбы на мост, после чего обстреляли из пулеметов зенитные расчеты неприятеля. Машина Ефремова получила многочисленные пробоины, в том число радиаторов, однако летчик смог благополучно приземлиться в районе Семиполков, а затем, после небольшого ремонта, вернуться на аэродром базирования

В 17 часов одна из опор, наконец, рухнула, и Печкинский мост обвалился. По одной версии, решающее повреждение нанесли летчики 43-го ИАП ст л-т М С Бубнов и мл. л-т И В Фадеев, по другой – комендоры "Верного". Вечером 24 августа генерал Гальдер записал в дневнике: " 11-я танковая дивизия овладела мостом через Днепр у Горностайполя… и прорвалась на восток через Десну у Остера. Эта переправа русскими была подожжена. Остальные мосты разрушены позже русской авиацией».

Немцы оперативно навели понтонные переправы у Сухолучья, усилили ПВО и вызвали значительные силы бомбардировочной авиации для поражения советских кораблей. 25 августа в 8. 30 девять Не 111 атаковали "Верный", но речники успешно отразили налет. Через полчаса над кораблем появились 18 Ju 87 из S1G 77, которые сбрасывали свои груз с пикирования, чередуя фугасные и зажигательные бомбы. Используя зенитный огонь и постоянно маневрируя, речникам некоторое время удавалось избегать прямых попаданий. Однако в 9. 30 две -фугаски- угодили в мостик и боевую рубку «Верного». Погибли командир канонерки ст. л-т А. Ф. Тервхин и другие офицеры. Вскоре раздался взрыв кормового артиллерийского погреба, и корабль затонул.

В те дни немецкие бомбардировщики совершили ряд результативных вылетов. Так, 23 августа в районе Печки им удалось потопить три баржи. На следующий день канонерская лодка «Кремль», незадолго до этого поврежденная артиллерийским огнем, получила три прямых попадании бомб в районе Тарасовичей: погибли командир и 21 краснофлотец. Кроме того, немецкая авиация в те дни уничтожила несколько гражданских судов, которые обеспечивали деятельность Днепровского, Припятского и Березинского отрядов.

Окончание следует.


Тамара Кузнецова/ Киев Фото из архива А. Галуненко








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх