А.И. Гуртовой: «Украине нужен Як-130!»


Развивая дискуссию вокруг статьи А. Еланского «На чем летать нашим ВВС в новом веке?» («АиВ», №3'04), сотрудник «ЛиВ» А.,Ю. Совенко взял интервью у заместителя Генерального директора «ОКБ Яковлева» А. И. Гуртового.


- Аркадий Иосифович, прокомментируйте предложение автора статьи создать сверхзвуковой боевой самолет на базе Як-130.

- Предложение г-на Еланского несерьезно от начала до конца. Дело в том, что Украина уже выразила заинтересованность в Як-130, причем в качестве УТС повышенной подготовки. То есть в таком виде, как он есть. А предложенный автором статьи боевой самолет Украине не нужен. Мы не сделали Як-130 сверхзвуковым, т.к. считаем такой шаг ошибочным. В процессе подготовки летных кадров и боевой работы легкого УБС сверхзвук играет очень незначительную роль (около 5-10% общего объема), а из-за этого самолет становится дороже в несколько раз. Создавая Як-130, мы ориентировались на требования ВВС РФ, и в них никакого сверхзвука нет. Правда, мы сейчас работаем над новыми машинами на основе Як-130, и среди них есть сверхзвуковой самолет. Это китайский проект L-15. Мы пытались объяснить китайцам ошибочность такой концепции, но таково требование их военных.

- Получается, общими усилиями России, Украины и Китая все-таки можно создать сверхзвуковой боевой самолет на основе конструктивных решений Як-130?

- Думаю, в таком направлении сотрудничество между названными странами невозможно. L-15 - самолет только китайский, он создается на их деньги. Китайцы не хотят превращать его в международный проект в полном объеме. Вопрос о том, будут л и на нем украинские двигатели, остается открытым: рассматривается, по крайней мере, 3 альтернативных варианта, и выбор еще не сделан. Да и Россия не нуждается ни в каком новом самолете, т.к. мы имеем Як-130 - великолепную машину, которая сегодня превосходит все самолеты в мире в этом классе. Таким образом, идея делать сверхзвуковой Як-130 усилиями трех стран абсолютно беспочвенна.

- Но Еланский говорит не о УБС, а о легком боевом самолете, которому сверхзвуковая скорость необходима. Можно ли в принципе такую машину сделать на базе Як-130?

- Не он определяет военную доктрину. Это мнение одиночки. Для защиты страны с размерами Украины сверхзвуковая скорость, повторяю, не нужна. К тому же, сверхзвуковой L-15 будет значительно уступать Яку по многим характеристикам, особенно по маневренности, он не сможет с ним соревноваться как боевой самолет.

- А какова Ваша точка зрения, какой самолет нужен ВВС Украины в ближайшей перспективе?

- Ответ на этот вопрос - компетенция специальных государственных органов вашей страны. Но я лично считаю, что Як-130 в таком варианте, как он запущен в серию, полностью удовлетворит потребности украинских ВВС. Причем Украина уже участвует в этом проекте в объеме 33%, поставляя для Як-130 двигатели. Если вы начнете закупать эту машину, то часть авионики также может быть украинского производства. Переговоры об этом уже ведутся.

- Ив завершение нашей беседы - как идут испытания Як-130?

- Из 4 заказанных уже 2 машины летают Сейчас мы заканчиваем этап заводских испытаний, а в 2005 г, планируем полностью выполнить программу Государственных испытаний. Поставки в ВВС России и на экспорт хотим начать в 2006 г. Потребность в Як-130 ВВС РФ их командующий генерал армии Михайлов оценивает в 200 самолетов.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх