СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ АС ИМПЕРИИ


Владлен Мараев Киев


Мармедюк Томас Сенг-Джон Пэттл

Так уж вышло, что летчик, о котором пойдет речь в этой статье, долгое время после окончания Второй мировой войны оставался забытым широкой общественностью. Крупнейший исследователь его биографии Эдвин Бейкер опубликовал в мае 1961 г в британском журнале Flying Review одну из первых своих работ по этой теме и назвал статью весьма симптоматично: Pattle - the unknown асе («Пэттл - неизвестный ас»). Автор пришел к выводу, что герой его рассказа одержал 34 победы и «мог быть британским асом №2», уступая только Джеймсу Эдгару «Джонни» Джонсону, Благодаря усилиям Бейкера и его коллег, сегодня имя Пэттла весьма широко известно на Западе, причем в современной литературе указывается существенно большее число сбитых им неприятельских самолетов, чем в публикациях 40-летней давности. Однако отечественная периодика по-прежнему почти ничего не пишет об этом незаурядном летчике, и надеюсь, что эта статья будет интересной для многих читателей «АиВ».

Мармедюк Томас Сент-Джон Пзттл (Marmaduke Thomas St. John Pattle) родился в г. Баттерворт Капской провинции Южно-Африканского Союза, являвшимся доминионом Британской империи. Его родителями были англичане - кадровый офицер, уча-стник англо-бурской войны 1899-1902 гг, Сесл Уильям Сент-Джон Пэттл и медсестра местного госпиталя Эдит Брэйлсфорд. Различные исследователи расходятся в определении точной даты рождения Пэттла, а наиболее вероятной представляется дата, опубликованная на сайте Южно-Африканского военно-исторического общества - 23 июля 1914 г.

После завершения Первой мировой войны Пэттлы переехали в г. Китмэнсхуп, где глава семьи поступил на службу в полицию. Здесь Томас (так родственники называли нашего героя) пошел в среднюю школу. В 1929 г. он окончил ее с отличием, после чего в течение следующих двух лет учился в высшей школе для юношей «Виктория», расположенной в г. Грэхэмстаун. Получив очередной диплом, он изъявил желание пойти по стопам отца и посвятить свою жизнь военной карьере. Томас решил поступить на службу в ВВС Южно-Африканского Союза (South African Air Force - SAAF), но не прошел отбор. Проработав несколько месяцев коммивояжером, он устроился в лабораторию количественного анализа компании «Золотые шахты Шебьи, однако в январе 1936 г. бросил работу и стал кадетом только что созданного Специального батальона обслуживания, в котором проводилась подготовка молодых людей к дальнейшей воинской службе. Вскоре стало известно о проведении очередного набора в RAF Томас покинул батальон и 8 апреле на средства родителей отправился в Лондон.

На этот раз фортуна повернулась к Пэттлу лицом, и его зачислили курсантом летной школы, расположенной на авиабазе RAF в Прествике (Шотландия), куда он прибыл 29 июня. Согласно традиции британских ВВС, Томасу следовало полу-чить прозвище, и вскоре за ним закрепилось «Пэт» (Pat). После нескольких полетов с инструктором, 7 июля он самостоятельно поднялся в воздух в кабине биплана De Havillend «Tiger Moth», В августе он успешно сдал все экзамены и в начале следующего месяца был направлен в летную школу №10 в Тернхилле (Шропшир, Англия), где в конце декабря получил звание пайлэт-офицера (л-та). В марте 1937 г Пэттл прошел курс огневой подготовки на истребителе Gloster «Gauntlet в тренировочном лагере в Пенросе (Северный Уэльс), где научился очень метко стрелять и стал единственным среди своих товарищей, кого удостоили высшей оценки - Exceptional (исключительный). Его инструктор флайт-лейтенант (к-н) Джон Дэвис писал: «Пэттл был просто феноменальным стрелком».

Через несколько дней Пэттла назначили в 80-ю эскадрилью BAF, которая базировалась на аэродроме Хенлоу и была вооружена «Гоптлитами» Mk.IL В мае ее перевооружили на новейшие истребители Gfoster «Gladiator» Mk.l. «Пэту* досталась машина с заводским номером К7913. Месяц спустя 80-я перебазировалась в Дебден (Эссекс), где в октябре он занял должность адъютанта командира эскадрильи. Однако служба в Англии продолжалась недолго. Командование решило перебросить эскадрилью в Египет, и 30 апреля 1933 г Пэттл вместе со своими сослуживцами покинул берега Туманного Альбиона на борту военного транспорта «Ланкашир».

Главной задачей британского контингента в Египте была защита Суэцкого канала. На новом месте 80-я эскадрилья обосновалась на авиабазе Исмаилия, расположенной у озера Тимсах. Пэттл, получив звание флаинг-офицера (ст. л-т), принял под командование звено «Гладиаторов», которое перелетело на одну из расположенных в пустыне площадок, откуда почти полтора месяца патрулировало в районе ливийско-египетской границы. После возвращения в Исмаилию Томас попал в летное происшествие и едва не погиб. В начале августа во время полета на предельно малой высоте у его «Гладиатора» (заводской № К8009) внезапно заглох двигатель. Самолет клюнул носом, от удара о землю отвалилось левое колесо, но при этом машину подбросило вверх, и мотор вновь заработал. Дело было возле самой базы, и вскоре Пэттл выполнил идеальную посадку на одно колесо. Машина получила столь незначительные повреждения, что в тот же день ее отремонтировали и вернули в строй.

Очень скоро Томасу впервые выпало принять участие в вооруженном конфликте. В то время в Палестине уже два года длилось антибританское восстание арабов, которые добились значительных военных успехов. Англичанам понадобилось немало усилий, чтобы перехватить инициативу, в том числе пришлось использовать авиацию. 80-я эскадрилья отправила в Палестину подразделение из трех «Гладиаторов», пилотируемых Пэттлом, флаинг-офицером Брауном и пайлэт-офицером Питером Уайкэмом-Барнсом (впоследствии ас с 14 победами, после войны дослужился до звания эйр-маршала - генерал-л-та). В августе-сентябре 1938 г., базируясь на расположенной у Тивериадского озера площадке Самак (по др. данным - в Рамаллахе), они летали на разведку и прикрытие британских транспортных караванов во время проведения операции Airpin (воздушная булавка). 12 сентября во время выполнения очередного задания у машины Пэттла снова отказал двигатель, и Томасу пришлось идти на вынужденную. Он провел ночь в зоне действия арабских отрядов и только на следующее утро был вывезен на биплане Fairey «Gordon». Через несколько дней 80-я эскадрилья отозвала своих пилотов в Египет.

В конце мая 1939 г. Пэттла повысили в звании до флайт-лейтенанта и назначили командиром звена «В» 80-й эскадрильи. Начало Второй мировой эта авиачасть встретила на авиабазе Эль-Амирия около Александрии, однако долго не воевала, по-скольку боевые действия в Средиземноморье начались лишь после 10 июня 1940 г., когда в войну вступила Италия, Уже на следующий день Пэттл со своим звеном приступил к патрулированию района Александрии. Впервые с воздушным противником Томас мог встретиться в ночь с 21 на 22 июня, когда 12 бомбардировщиков Savoia-Marchetti SM.81 из 39 Stormo ВТ. нанесли удар по Александрии. Наперехват взлетела пятерка «Гладиаторов», ведомая Пэттлом, но обнаружить противника ей не удалось, вдобавок британцев обстреляли свои зенитки. 29 июля звено Пэттла, состоявшее из 8 «Гладиаторов», перелетело на аэродром Сиди-эль-Баррани. В тот же день «Пэт» повел четверку истребителей на штурмовку автоколонны и уничтожил одну машину.


«Гладиатор» из 80-й эскадрильи отправляется на очередное задание над пустыней


Пэттп на своем «Гладиаторе» в небе Египта



Среди сбитых Пэттлом над Грецией самолетов значатся итальянские бомбардировщики BR.20 и SM.81…


4 августа Пэттл получил приказ своего комэска скуадрон-лидера (м-ра) Патрика Данна организовать прикрытие «Лизандера» из 208-й эскадрильи, которому предстояло провести разведку передвижений войск противника на территории Ливии в районе Бир-Тайэб-эль-Эсема. В 17.15 на задание отправились «Гладиаторы», пилотируемые Пэттлом, флаинг-офицером Уайкэмом-Барнсом, пай-лэт-офицером Джоном Ланкастером и сержантом Кеннетом Риу. Через 10 минут они встретили «Ли-зандер» и направились в район разведки. Неподалеку от Бир-Тайэб-эль-Эсема британцы увидели группу самолетов, которыми оказались 6 (по др. данным - 7) итальянских бомбардировщиков Breda Ва,65/А30 и прикрывавшие их б истребителей Fiat CR.32quaters, Британцы с ходу атаковали бомбовозы, и Уай-кэм-Барнс моментально поджег одну «Бреду». Тут на англичан сверху обрушились «Фиаты», Риу был сбит и погиб. Уайкэм-Барнс сумел расправиться с одним из нападавших, но вскоре получил ранение, на его самолете было повреждено управление, и летчику пришлось выпрыгнуть с парашютом. Тем временем Пэттл и Ланкастер продолжали атаковать «Бреды». Томас с дистанции около 140 м открыл огонь, но у него заклинило два пулемета. Имевшие преимущество в скорости итальянцы стали уходить, однако «Пэт» продолжал стрелять из двух оставшихся пулеметов и добился того, что один бомбардировщик пошел к земле, оставляя за собой длинный шлейф белого дымаг пока не ткнулся в песок. Оторвавшийся от командира Ланкастер попал в тяжелейшее положение. На истребителе, у которого отказали все четыре пулемета, ему пришлось уворачиваться от огня пяти CR.32. После 10-минутной «карусели» итальянцы смогли серьезно повреди 1ь «Гладиатор» и тяжело ранить летчика, который все же дотянул до своей базы и только после посадки лишился сознания.

Оставшись в одиночестве, Пэттл взял курс домой. В 16 км юго-восточнее Эль-Адема он заметил летевшую навстречу пятерку CR.32. Снова завязался бой. Томас умело уклонялся от неприятельского огня и, уловив момент, когда один «Фиат» проскочил вперед, всадил в него длинную очередь. Вражеский истребитель перевернулся и рухнул на землю, Тут у Томаса отказал третий пулемет, однако итальянцы почему-то прекратили атаки и вышли из боя. Казалось, Пэттлу повезло, ведь до ливийско-египетской границы оставалось примерно 30 км, но на этом пути его перехватили 12 CR.42. После первой же очереди на «Гладиаторе» заклинило последний пулемет, и целых 15 минут безоружный «Пэт» отчаянно вертелся, уходя к границе, но в конце концов ему пришлось покинуть самолет, у которого был выведен из строя руль направления. Это случилось в 19.15, Скорее всего, победу одержал теньенте Франко Луччиии, о котором «АиВ» писал в №22004. Всю ночь Пэттл брел по пустыне, надеясь выйти к своим, однако на самом деле он двигался в глубь Ливии. На рассвете он обнаружил свою ошибку, пошел в обратную сторону и около полудня оказался на египетской территории, где вскоре встретился с солдатами 11-го гусарского полка принца Альберта. Таким драматичным оказался боевой вылет, в котором Пэттл провел свой первый воздушный бой и одержал две первые победы.

Томас недолго отдыхал после своих «приключений». 8 августа на С иди-эль-Барра ни перебазировалось звено «С» флайт-лейте-нанта Эверса-Суинделла вместе с командиром 80-й эскадрильи Данном, и уже вечером все 14 собравшихся на этом аэродроме «Гладиаторов» вылетели на патрулирование. В 18.00 они пересекли ливийско-египетскую границу и на подходе к району Бир-эль-Гоби заметили летящую ниже большую группу итальянских самолетов Ими оказались 16 CR.42, эскортировавших 5 бомбардировщиков SM.79 и 1 разведчик Ro.37 (позднее англичане сообщили о 27 «Фиатах», а итальянцы - о 27 «Гладиаторах»). Пользуясь преимуществом в высоте, британцы атаковали со стороны солнца и застали противника врасплох. Пэттл поджег CR.42, но тут же был атакован другим истребителем. Выполнив удачный маневр, он оказался в 25 м сзади-ниже своего врага. Пулеметная очередь прошила кабину и двигатель «Фиата», и тот в мгновение ока превратился в падающую огненную массу. В 19.10 Пэттл уже благополучно приземлился на своем аэродроме, В том бою англичане заявили о 10 достоверных и 7 предположительных победах. Итальянцы признали потерю 7 (по др. данным - 8) CR.42 и одного летчика, в свою очередь заявив о 5 достоверных и 2 предположительных победах. В действительности англичане лишились двух «Гладиаторов». Пэттлу засчитали две победы, хотя позже выяснилось, что один из этих «Фиатов» совершил вынужденную посадку и был восстановлен.

13 сентября 5 итальянских дивизий под командованием маршала Родольфо Грациани вторглись на территорию Египта. 15 числа истребители 80-й эскадрильи перелетели на аэродром Сиди-Ханейш. В тот же день им пришлось отражать налет десяти SM.79 на Сиди-эль-Баррани, и Пэттл повредил один бомбардировщик. Большего достичь не удалось, так как «Гладиаторы» не смогли угнаться за более скоростными «Савойями». 16 сентября итальянцы взяли Сиди-эль-Баррани, но на этом их наступление выдохлось.

28 октября Италия напала на Грецию, и в ответ на просьбу эллинов о помощи Великобритания решила отправить туда свой экспедиционный корпус. В его состав вошли и Британские военно-воздушные силы в Греции (British Air Forces in Greece - BAFG), которыми командовал эйp-вице-маршал (генерал-майор) Д'Аль-биак. К тому времени 80-я эскадрилья была перевооружена на «Гладиаторы» Mk.II , а возглавлял ее новый командир скуадрон-лидер Уильям Хики. Перед переброской на Балканы ее переформировали, объединив три звена в два - «А» и «В». 9 ноября наземный персонал отправили в Грецию на крейсерах «Глостер» и «Эдинбург», Летчикам предстояло перегнать туда истребители, используя для промежуточной посадки о. Крит.


Считается, что именно этот «фиат» CR.42 (№ММ4308) был засчитан Пэттлу по итогам боя 8 августа 1940 г. На самом деле самолет получил повреждения, совершил вынужденную посадку, но был восстановлен и введен в строй



… итальянский многоцелевой самолет Ro.37bis и немецкий бомбардировщик Do 17Z


Утром 19 ноября Хики привел звено «В», в составе которого был и Пэттл, на греческий аэродром Трикала. Боевую задачу британцы получили практически сразу же и после короткого отдыха снова были в воздухе, отправившись на патрулирование в районе албанского г. Корица (ныне г. Корча). До границы 9 «Гладиаторов» сопровождали 3 греческих PZL R24, которые затем повернули обратно, так как лететь дальше им не позволил небольшой запас топлива. Вскоре справа-ниже появились четыре CR.42, на которые набросилась шестерка английских истребителей, возглавляемая Хики, Пэттл обнаружил еще пару «Фиатов» и вместе со своими ведомыми пайлэт-офицером Винсентом Стаки и сержантом Чарльзом Кэсболтом атаковал ее. Итальянский ведущий попытался уйти на пикировании, но Пэттл уверенно следовал за ним и не открывал огонь до тех пор, пока противник не перешел в горизонтальный полет и стал удобной мишенью. Очередь с расстояния в 90 м, по-видимому, убила летчика, поскольку он уткнулся головой в приборную доску, а самолет начал падать и разбился приблизительно в 3 км западнее Корицы. Затем Пэттлу довелось вступить в бой с двумя Fiat G,50 и пятью CR.42, из которого британец вновь вышел победителем, отправив на землю очередной «сорок второй». Таким образом, в тот день он стал асом, одержав свои пятую и шестую победы. Итальянцы признали потерю 3 CR.42 и 1 G.SObis.

На следующий день в Трикалу прибыло звено «А» 80-й эскадрильи, а через некоторое время несколько истребителей во главе с Пэттлом перебазировались на аэродром Янина, поближе к албанской границе. Удача следовала за Томасом по пятам: 2 декабря его счет пополнили два Ro.37bis, а 4 числа - три CR.42, хотя итальянцы признали потерю только двух. 20 декабря ведомая им девятка истребителей неподалеку от албанского г. Тепелена встретилась с шестью SM.79, и «Пэт» уничтожил один бомбардировщик. Затем британцы обнаружили еще шесть SM,81. Пэттл подбил ведущий самолет, который, по итальянским данным, сел горящим на аэродроме Берат, и его экипаж успел спастись, прежде чем взорвались оставшиеся на борту бомбы. Через день Томас одержал 14 победу, сбив CR.42. Однако тот бой был омрачен гибелью Хики. Вскоре командиром эскадрильи стал скуадрон-ли-дер Эдвард Джонс.

Тем временем в результате успешного контрнаступления греки оттеснили итальянцев на территорию Албании. Напряженность боев спала, да и погода не способствовала активным действиям авиации. Поэтому следующей победы Пэттл смог добиться только 9 февраля 1941 гг уничтожив очередной CR.42. В тот же день он был награжден крестом «За летные боевые заслуги» (Distinguished Flying Cross - DFC). Вскоре эскадрилья получила несколько истребителей Hurricane MkJ, и Томас пересел в кабину одного из них.

28 февраля у албанского побережья произошел большой воздушный бой, в котором приняла участие и четверка Пэттла. Около 16.00 британцы заметили 10 бомбардировщиков Fiat BR.20. Томас атаковал правофланговый самолет, после трех коротких очередей тот вспыхнул и начал падать. Через несколько мгновений та же участь постигла второй BR.20, причем увлекшийся атакой Пэттл так близко подошел к нему, что хлынувшее из разбитого мотора масло забрызгало лобовое стекло его истребителя. Британский ас сбросил скорость, открыл фонарь и попробовал протереть стекло шарфом. В этот момент его сверху атаковали пять G.50. «Пэту» удалось уклониться от огня, оторваться от преследователей и совершить посадку на аэродроме Парамитья, где в то время базировалась 80-я эскадрилья. Через 10 минут он взлетел на другом «Харрикейне», Вскоре британец увидел три CR.42, которые шли в направлении г. Валона (теперь Влёра в Албании), О дальнейшем он написал в отчете: «Я зашел к ним сзади и дал длинную очередь по всем трем. Один начал падать вертикально, но на случай, если это было хитростью, я последовал за ним. Он явно получил тяжелые повреждения, и когда я увидел, что он падает прямо в море, то решил прекратить преследование и посмотреть, где два других. Переведя самолет в набор высоты, я с большим удивлением обнаружил два парашюта». После возвращения Пэттл доложил о двух сбитых достоверно и одном предположительно. В общей сложности, в тот день ему засчитали четыре достоверные победы.

4 марта Пэттл сбил три G.50, после чего его наградили Ваг* к кресту «За летные боевые заслуги». 12 марта он был произведен в скуадрон-лидеры и назначен командиром 33-й эскадрильи, базировавшейся на аэродроме Лариса.

*Дословно - пряжка, представляющая собой дополнение к орденской планке и символизирующая повторное награждение крестом.


6 апреля положение на фронте резко обострилось. На рассвете части 12-й немецкой армии генерал-фельдмаршала Вильгельма Листа атаковали с территории Болгарии 200-км греческую укрепленную «линию Метаксаса» (названа в честь премьер-министра страны генерала Иоанниса Метаксаса). Во второй половине дня 12 «Харрикейнов» 33-й эскадрильи во главе с Пэттлом вылетели на патрулирование приграничного с Болгарией района и над горным проходом Рупель встретили восемь Bf 109Е-7/В из 8/JG 27. Англичане атаковали противника и без потерь со своей стороны сбили 4 (по др. данным - 5) «Мессерш-миттов». Томасу первая стычка с летчиками люфтваффе принесла две победы: немецкий ведущий, командир 8/JG 27 обер-лей-тенант Арно Беккер погиб, а л-т Клаус Фабер выпрыгнул с парашютом и попал в плен.

Через три дня передовые части вермахта вышли к Эгейскому морю у Салоник и отрезали греческую 2-ю армию, которой пришлось капитулировать. Несмотря на катастрофическую ситуацию, остальные греческие войска и британцы продолжали упорно сражаться. 9 апреля Пэттл сбил над Ларисой Do 17Z из 9/KG 2, а 11 апреля - два Ju 88А из 7/KG 30 и 8/KG 30, Эти победы нашли подтверждение в документах противника. 14 апреля британец заявил, что за день в пяти вылетах сбил 5 вражеских самолетов: два Ju 88А, по одному Bf 109Е, Bf 110 и SM.79, Такой результат представляется весьма сомнительным, так как немцы в тот день не признали потери ни одного «сто десятого», а итальянцы - ни одной «Савойи». В люфтваффе также считали, что Bf 109Е был сбит огнем с земли при штурмовке греческих и английских войск.


Один из немногих уцелевших «Харрикейнов» 80-й эскадрильи, который британцы смогли эвакуировать из Греции


15 апреля немецкие моторизованные части приблизились к линии Козани-гора Олимп, откуда до Ларисы оставалось чуть более 70 км, и британское командование решило перебросить самолеты на авиабазы вблизи Афин. 30-я, 33-я, 80-я и 211 -я эскадрильи перелетели на аэродром Элефсис, Перед истребителями поставили задачу прикрывать греческую столицу, порт Пирей, Коринфский канал, а также транспорты, которые эвакуировали Британский экспедиционный корпус.

За пять месяцев тяжелых боев Пэттл сильно устал и, к тому же, заболел гриппом, однако продолжал летать. Очень напряженным выдался день 19 апреля. Рано утром «Пэт» принял участие в отражении налета немецких бомбардировщиков на Афины, По результатам этого боя ему записали два достоверно сбитых Ju 88А и один - предположительно, что не нашло подтверждения в документах противника, В 9.20 Пэттл повел семерку «Харрикейнов» на патрулирование в район г. Л амия. Там британцы встретили тихоходный разведчик Hs 126, который летел гораздо ниже них. Этот самолет стал коллективной добычей ведущего группы, флайт-лейтенанта Литтлера и флаин г- офицера Вер нона В уд вор-да. Спустя полчаса британцы увидели пять Bf Ш9Е. В завязавшемся бою Пэттл завалил два « мессера», а флаинг-офицеры Вуд-ворд и Мойр - по одному. Немцы признали потерю двух машин и одного летчика - командира 9/JG 77 обер-л-та Армина Шмидта. У англичан получили значительные повреждения два истребителя, которым пришлось идти на вынужденную, причем один «Хар-рикейн» скапотировал, а пилотировавший его флаинг-офицер Френк Холмэн погиб.

В 14.50 на Элефсисе вновь прозвучала тревога. Пэттл опять поднялся в воздух, на сей раз в паре с сержантом Кз с бол том. Над гаванью Халкиса (о. Эвбея) они заметили два Ju 88. Первым в атаку ринулся Кэсболт, за ним последовал Пэттл, и по возвращении на базу оба летчика доложили о победах. Противник подтвердил потерю двух самолетов, причем добычей британского комэска, скорее всего, стал Ju 88А командира I/KG 51 гауптмана Генриха Хана. В 13.20 Пэттл в четвертый раз за день отправился на задание и провел бой с несколькими Bf 109Е, заявив об одной достоверной и одной предположительной победах, что не было отмечено в документах люфтваффе. В общей сложности 19 апреля на его счет записали 6 самолетов сбитых лично, 1 - в группе и 2 - предположительно. Тот день принес наибольшие успехи в летной карьере британца, но оказался предпоследним в его жизни.

Наступило воскресенье 20 апреля, ставшее одним из самых черных дней в истории BAFG. Остатки 33-й и 80-й эскадрилий объединили под командованием Пэттл а в одну группу, насчитывавшую 15 «Харрикейнов». Утром состояние здоровья скуадрон-лидера ухудшилось, но в 14,00 он повел свои истребители в бой против 29 Bf 109Еиз llnlll/JG77, которые атаковали их аэродром и авиабазу Танагра. Британец выбрал целью замыкающее звено «Мес-сершмиттов» и в скоротечной схватке сбил два самолета. Возвращаясь в Элефсис, англичане встретили одиночный J и 88 А, который Томас поджег меткой очередью, однако эту победу немцы не подтвердили.

В 16.45 снова прозвучала тревога, К Афинам несколькими волнами приближалась армада из более чем 100 вражеских самолетов (Ju 88А и Do 17Z под прикрытием Bf 109Е и Bf 110D). В воздух поднялись все 15 «Харрикейнов», но они не смогли помешать «Юнкерсам» сбросить бомбы на порт Пирей, в результате чего греческое госпитальное судно «Элленис» пошло на дно. Англичанам пришлось вернуться на свой аэродром для пополнения боезапаса и топлива, чтобы затем снова устремиться в гущу сражения. Первой поднялась пара Пэттл-Вудворд. Сразу же ведущему на хвост сел Bf 110, но Вудворд быстро сбил его. Тут Пэттл заметил, что «мессеры» собираются атаковать взлетающий самолет флайт-лейтенанта Уильяма Вудса, и бросился на помощь. Он поджег ближайшего нападающего, но через несколько мгновений Вудс погиб, сбитый другим «сто десятым». Вскоре в хвост Пэттлу зашли два Bf 110, пилотируемые командиром 5/ZG 26 гаултманом Теодором Россивалем и обер-л-том Софусом Баагоет которые моментально расстреляли его самолет. По всей видимости, Пэттл был сразу убит либо тяжело раненг так как успевший взлететь и оказавшийся поблизости флайт-лейтенант Джордж Кеттлуэлл заметил, что командир безжизненно склонился над приборной панелью. Охваченный пламенем «Харрикейн» AS988 рухнул примерно в 15 км северо-западнее Афин в воды Элефс и некого залива, ставшие могилой британского аса. В общей сложности в том бою англичане лишились 8 истребителей и 5 летчиков, сбив 12 немецких машин.

Итак, со дня гибели выдающегося британского летчика прошло почти 64 года, однако до сих пор не удалось достоверно установить количество одержанных им побед. Западные исследователи очень сильно расходятся в своих оценках, называя числа от 24 до 60. Дело в томг что значительная часть документов 80-й и 33-й эскадрилий была утеряна при эвакуации англичан из Греции, и в результате историки лишились наиболее ценных источников. Поэтому сегодня большинство исследователей признают наиболее авторитетным источником дневник Рингроуза, который служил механиком Пэттл а. По его данным, командир за восемь с половиной месяцев одержал 50 достоверных личных побед, 3 предположительных, 2 в группе, 1 предположительно в группе, 4 самолета повредил, 2 повредил в группе и 5 уничтожил на земле. Из 50 личных побед 15 он одержал на «Гладиаторах» Mk.I и Mk.II , 35 - на «Харрикейне» Mk.I; 27 из них составляют итальянские самолеты, 23 - немецкие. Последние 25 машин Пэттл сбил за две недели, с 6 по 20 апреля 1941 г. Если верить этим сведениям, то он является самым результативным асом союзников во Второй мировой войне, а также среди тех летчиков, кто воевал на «Гладиаторах" и «Харрикейнах».









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх