В НЕБЕ НАД ФИНСКИМ ЗАЛИВОМ И ЛАДОГОЙ. 1942 ГОД


Александр Заболоцкий/Таганрог

Роман Ларинцев/Северодвинск


Деятельности Военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) в 1942 г. отечественная историческая литература уделила не так уж много внимания. Как правило, авторы рассматривают данный период как своего рода репетицию к «наступлению на море», начавшемуся в следующем году. Эта тема, а также действия над Финским заливом и Ладогой в 1942 г. 1 - го Воздушного флота люфтваффе и ВВС Финляндии еще ждут своего полного освещения, ну, а мы хотим коснуться лишь ряда интересных моментов, руководствуясь наличием новых или малоизвестных широкому читателю материалов.

Прежде чем перейти непосредственно к действиям морской авиации на Балтике, постараемся ответить на ряд важных общих вопросов. Во-первых, каким же было соотношение сил в воздухе на северо-западном участке советско-германского фронта в 1942 г.? Действительно ли сложившаяся в воздушной войне ситуация требовала привлечения авиации КБФ к решению чисто сухопутных задач, причем в такой степени, что действия на морских коммуникациях противника прекратились до весны 1942 г. В принципе, в использовании авиации флота на сухопутном фронте нет ничего плохого - сосредоточить максимум своих сил в нужное время и е нужном месте - это азбука военной науки. Но то, что для морской авиации требуются специально подготовленные летчики - тоже прописная истина. Поэтому причины, вынудившие терять подготовленные экипажи при решении несвойственных им боевых задач, должны быть дос га точно вескими. Из приведенной ниже таблицы следует, что мощи ВВС РККА было вполне достаточно, чтобы решать свои задачи и без привлечения авиации КБФ*. Мы не будем комментировать данный факт, но, тем не менее, он существует

Во-вторых, было ли ленинградское направление приоритетным для командования 1-го Воздушного флота люфтваффе? Казалось бы, положительный ответ очевиден. Однако не стоит забывать, что в зоне ответственности этого объединения находилась достаточно протяженная линия фронта, на которой войскам немецкой группы армий «Север» противостояли части четырех советских фронтов. Поэтому немногочисленным группам 1-го ВФ приходилось буквально разрываться между достаточно далеко разнесенными оперативными направлениями, действуя главным образом в интересах сухопутных войск. На выполнение других задач у противника часто не хватало сил.

Теперь перейдем от общего к частному. Балтийские летчики неизменно уделяли внимание неприятельским аэродромам, и для работы по ним привлекались в той или иной степени все части флотской авиации. Однако в целом за первые два года войны авиация КБФ выполнила с этой целью относительно небольшое количество самолето-вылетов - 852 (не более 2% от их общего числа), из них 495 приходяятся на долю летающих лодок МБР-2.

* С этим трудно согласиться хотя бы потому, что основная роль зажатого в Финском заливе Балтфлота свелась к обороне Ленинграда, и в такой ситуации использование ВВС КБФ на сухопутном театре выглядит логичным и целесообразным. (Ред).


В течение всей блокады Ленинграда немцы активно использовали в качестве передовой авиабазы старейший российский аэродром в Гатчине (Красногвардейске). Хотя он находился в пределах досягаемости тяжелой железнодорожной артиллерии КБФ, там постоянно базировались истребители, а периодически и другие рода авиации. ВВС КБФ в 1941-42 гг. подвергали ударам эту авиабазу 41 раз. Наиболее удачным стал дневной налет 19 апреля 1942 г., осуществленный в рамках противодействия операции «Айсштосс» (см. ниже), в котором приняли участие в качестве штурмовиков шесть И-153 под прикрытием шестерки И-16. В результате противник лишился четырех Ju 88 из разведывательных отрядов 5.{F)/122 и 3.(F)/0bdL. В завязавшемся воздушном бою и от огня зенитной артиллерии балтийцы потеряли три машины,

Настоящим ночным кошмаром для немцев стали МБР-2. Их экипажи выработали достаточно эффективную тактику, при которой удары по аэродрому выполнялись одиночными самолетами с интервалами в 15-30 минут в течение всей ночи. Именно на такие налеты приходится основная доля потерь на гатчинском аэродроме, и при этом ни один «амбарчик» не был сбит. Во время этих атак наибольший ущерб противнику удалось нанести в ночь на 30 сентября, когда в результате действий четырех МБР-2 немцы лишились одного Ju 87 из 7,/StG 1, еще один «лаптежник» из той же эскадрильи был тяжело поврежден (60%). Кроме того, пострадал (45%) Bf 109G-2 из Stab JG 77. Не стоит забывать и о пагубном влиянии ночных атак на моральное состояние личного состава.

В общей сложности в 1942 г. во время ударов с воздуха по гатчинскому аэродрому получили повреждения 14 машин, из которых 8 подлежали списанию. Еще 3 были уничтожены и 2 повреждены огнем 180-мм орудий 101-й морской железнодорожной артиллерийской бригады. Конечно, в советских сводках военного времени заявлялись куда более солидные цифры. Балтийцам эти успехи стоили 13 самолетов, но потери на собственных аэродромах за этот период составили всего 1 машину. Нужно признать, что при соответствующей концентрации усилий можно было полностью вытеснить авиацию противника с передового аэродрома Красногвардейск. Представляется, что целенаправленное и, главное, постоянное воздействие по этой базе крупнокалиберной артиллерии имело бы куда больший эффект.

Другие авиабазы люфтваффе подвергались ударам значительно реже, в основном, в рамках проведения наступательных операций Красной Армии. В результате в актив ВВС КБФ можно записать лишь еще один Ju 87, который был уничтожен (по немецкой классификации поврежден на 80%) 30 августа во время совместного налета самолетов Балтфлота и ВВС РККА на аэродром Городец.

После того, как налеты на зимовавшие в Ленинграде корабли КБФ в рамках операций «Айсштосс» и «Гетц фон Берлихинген» не достигли своих целей, немецкое командование решило провести минирование фарватеров, ведущих из Ленинграда в Кронштадт. По замыслу это должно было совершенно парализовать Балтийский флот, прежде всего его легкие и подводные силы. Для проведения операции, получившей название «Фрошлайх», была привлечена в полном составе 4-я бомбардировочная эскадра «Генерал Вефер», которая имела опыт минных постановок. Ее Не 111 были сосредоточены на аэродромах вблизи Кенигсберга. Выбор столь удаленных от цели авиабаз обуславливался, прежде всего, техническими причинами. С боевой нагрузкой из двух неконтактных мин типа ВМ-1000 «Хейнкелям» требовалась длинная ВПП с твердым покрытием. Судя по данным из опубликованной после войны истории 4-й эскадры, для взлета даже с такой полосы перегруженные самолеты пришлось оснащать пороховыми ускорителями.

Операция началась в ночь на 28 мая и продолжалась до 14 июня. Интенсивность постановок была достаточно высокой.





Истребители И-153 и И-16 авиации Балтфлота нередко применялись как штурмовики. На верхнем фото: «Чайки» из 71-го ИАП отправляются на задание. Август 1942 г. На нижнем фото: балтийцы готовят к вылету звено И-16. Октябрь 1942 г.


Например, в ночь на 5 июня на задание вылетел 41 самолет, через сутки еще 34 «Хейнкеля» сбросили 57 мин. По данным советских постов наблюдения, всего было выставлено около 400 мин. Немцы сразу столкнулись с довольно активным противодействием со стороны ПВО КБФ. В немецкой историко-мемуарной литературе отмечается точный и плотный огонь зенитной артиллерии, что, впрочем, вообще характерно для такого рода источников. В отечественной литературе, напротив, большее внимание уделяют действиям истребителей 71-го ИАП ВВС КБФ. Но, как бы то ни было, занесенные на боевой счет ПВО 24 сбитых самолета-миноносца являются обычным в таких случаях преувеличением. Достоверно можно говорить лишь о двух Не 111, потерянных от огня зениток 1 июня (w/n 4717*, борт 5J+EP) и 2 июня (w/n 4894, 5J+IL). Самолеты принадлежали, соответственноt 2-й и 1-й группам эскадры. Еще один «Хейнкель» был поврежден зенитным огнем 1 июня (погиб бортрадист). Четвертого числа Не 111Н-6 (w/n 4905) из 1-й группы из-за неполадок в двигателе совершил вынужденную посадку на поверхность Западной Двины в районе Риги, Экипаж спасся, но сама машина утонула, В ночь на 14 июня экипаж другого самолета не смог из-за тумана отыскать фарватер, и пилотировавший его командир 90-го отряда решил использовать В М-10ОО как обычную фугаску, отбомбившись по Ленинграду. Над городом огнем зенитчиков «Хейнкель» был поврежден ит с трудом перетянув линию фронта, сел на вынужденную в окрестностях Луги. Место поездки оказалось в партизанском районе, что стимулировало экипаж с максимальной скоростью убраться оттуда и выйти в расположение своих частей. Никаких попыток эвакуировать поврежденную машину не предпринималось.

В целом результаты минных постановок оказались более, чем скромными. Движение по фарватерам один раз прервалось на 4 дня, второй - на день. Это создало лишь незначительные затруднения в развертывании подводных лодок на немецкие коммуникации в Балтийском море. Потери среди надводных кораблей были также невелики. При тралении подорвались электромагнитные тральщики «Поводец» и «Воронин», Кроме них, на минах погибли катер и буксир с баржей.

Не сумев заблокировать флот в Ленинграде и Кронштадте, командование люфтваффе вместе с финскими ВВС попыталось воспрепятствовать деятельности легких сил КБФ в восточной части Финского залива. По воспоминаниям бывшего командира 1 -й группы 53-й KG «Легион Кондор» Ф. Покрандта. летом 1942 г. летчики эскадры получили задачу вести поиск советских подводных лодок в дневное время западнее острова Лавенса-ари. Однако обнаружить субмарины не удалось. Чтобы не «жечь зря бензин», за неимением других целей, бомбардировщики начали охотиться за советскими дозорными катерами. Но быстро выяснилось, что малые охотники, располагавшие для борьбы с авиацией только «сорокапятками» 21-К и крупнокалиберными пулеметами ДШК, не были совсем уж легкими мишенями и отбивались от налетов достаточно энергично. Одна из таких атак для экипажа м-ра Покрандта чуть не закончилась трагически, 3 июля его «Хейнкель» (w/n 4810) был подбит ответным огнем катерников. Немцам удалось дотянуть до побережья Финляндии в районе Териоки, но после вынужденной посадки самолет восстановлению не подлежал. 29 июня удача отвернулась от финских летчиков из LeLv42 когда их «Бленхейм» (бортовой номер BL-132) был сбит артиллеристами малых охотников МО-302 и МО-308. Экипаж бомбардировщика погиб вместе со своей машиной.

Командование КБФ периодически высылало в районы несения дозоров истребительную авиацию. Однако отсутствие системы наведения делало возможными встречи с неприятельскими самолетами разве что случайно. Впрочем, объединенным силам немецко-финских ВВС так и не удалось ни вытеснить советские легкие силы из Финского залива, ни нанести существенный ущерб нашим лодкам, прорывавшимся в открытую Балтику. Большое количество «свидетельств» успешных атак финской авиации советских субмарин настораживает именно своей многочисленностью. Единственный подтвержденный случай серьезного повреждения неприятельской авиацией подводной лодки произошел случайно, когда 18 августа финский бомбардировщик СБ из LeLv6, что называется, наткнулся на Щ-407.

В 1942 г на Балтике авиация КБФ не только оборонялась, но и сама атаковала. Правда, в советской военно-исторической литературе действия ВВС флота в этот период описываются в каком-то извинительном тоне: «Недостаток сил не позволил.,,». В лучшем случае, атаки по кораблям противника рассматриваются как несовершенная прелюдия к массированным ударам 1943 г. Но, как нам кажется, действия морской авиации в 1942 г. заслуживают более высокой оценки. Относительно затраченных сил успехи того года были отнюдь не хуже, чем следующего, а недостатки - примерно те же.

Основным районом боевых действий стал созданный немцами Гогландскии противолодочный рубеж, где авиация КБФ смогла сравнительно небольшими силами серьезно затруднить деятельность германских корабельных дозоров. Так, 30 и 31 мая группы из 4-6 штурмовиков Ил-2 повредили 4 малых тральщика R-70, R-71, R-65 и R-66. Первые два удалось вывести из строя прямыми попаданиями авиабомб. Такие потери немцы посчитали чрезмерными и перебазировали 1-ю флотилию катеров-тральщиков из района Нарвского залива в финские шхеры. Наряды привлекаемых для ударов по кораблям сил не увеличивались и в дальнейшем. Помимо Ил-2, в качестве штурмовиков использовались истребители И-153 и И-16. По немецким данным, в результате налетов советской авиации только в первой половине июня получили повреждения тральщики R-66 и М-17. Известно также, что во время атак балтийцев понесли потери экипажи других кораблей. Например, 15 июня при налете штурмовиков на противолодочный корабль UJ-1207 были ранены четверо моряков.

В июле основным событием стала неудачная для КБФ операция по захвату острова Соммерс, в которой авиация флота являлась главной ударной силой и выполнила 471 самолето-вылет. На общем фоне ее действия выглядели не так уж плохо, ведь авиаторы сумели добиться хоть каких-то успехов, 8-11 июля в результате бомбоштурмовых ударов удалось повредить финские сторожевые катера VMV-8 и VMV-18, канонерские лодки «Хямеенмаа»и «Турунмаа», а также немецкий тральщик М-18. Однако надводные корабли противника смогли блокировать десант на острове, огнем своей артиллерии сковать его продвижение, а затем организовать переброску подкреплений гарнизону.


Среди работавших над Финским заливом истребителей были «Брюстеры» BW-374 из авиагруппы LeLv 24 ВВС Финляндии


Мобилизованный траулер - немецкий противолодочный корабль UJ-1201


В начале августа командующий ВВС КБФ приказал организовать специальную группу «охотников», в задачу которых входило подавление неприятельских корабельных дозоров на Гогландском противолодочном рубеже для содействия прорыву в Балтику своих субмарин. В группу предписывалось включить три Ил-2 из 57-го ШАП и 4 Як-1 из 21-го ИАП. Была установлена «норма выработки» - не менее двух вылетов в сутки. Немецкие отчеты отмечают, что советские ВВС довольно настойчиво пытались вытеснить корабли с их позиций. Например, вот так выглядел обычный день 7 августа с борта уже упоминаемого противолодочного корабля UJ-1207. В 11,30 (здесь и далее время берлинское) два Ил-2 атаковали тральщик М-19. Результат атаки - 8 тяжелораненых. С 14.15 до 16.15 шесть И-153 штурмовали уже сам UJ-1207, правда, потерь и повреждений на нем не было. В 20.00 три «Ила» бомбами и реактивными снарядами нанесли удар по UJ-1207 и UJ-1214. «1207-й» снова счастливо избежал повреждений, а вот в экипаже менее везучего UJ-1214 появились раненые, в т.ч. 6 тяжелых.

В целом, в августе немецкие противолодочные силы понесли наибольшие потери за всю кампанию от действий авиации Балтфлота, 4тральщика (М-18, М-19, М-29 и М-30), 3 противолодочных корабля (UJ-1207, UJ-1214 и UJ-1218) и 2 сторожевых катера (ORe-84 и ORe-87) получили повреждения, а 15 августа был уничтожен малый тральщик В-106. В таких условиях противнику было не до ведения планомерного противолодочного поиска. Поэтому часть заслуг в успешном преодолении подводными лодками противолодочного рубежа по праву принадлежит летчикам-балтийцам. По крайней мере, ни разу силам ПЛО в районе активных действий нашей авиации потопить или серьезно повредить прорывающуюся лодку не удалось. К сожалению, в дальнейшем активность ВВС КБФ над Финским заливом упала, и до конца года советской авиации удалось повредить только тральщик М-17, получивший 17 октября прямое попадание авиабомбы.

Кроме штурмовой авиации, в Финском заливе действовали торпедоносцы Ил-4 из 1-го гвардейского МТАП, выполнившие 43 безрезультатные атаки. Хотя в докладах экипажей фигурировали транспорты и конвои, фактически в большинстве случаев атакам подвергались все те же тральщики и сторожевики, в качестве которых противник использовал различные мобилизованные суда. Одной из причин неудач торпедоносцев стало использование их только в пределах Финского залива. Если бы районами «свободной охоты» стали «неосвоенные» просторы восточной Балтики или Ботнического залива, можно было ожидать гораздо больших результатов. В тех водах шло немало одиночных транспортов, а вероятность успешной атаки такой цели гораздо выше, чем боевого корабля, к тому же в условиях Финского залива, где экипаж постоянно ожидал нападения с воздуха. Выход торпедоносцев в открытую Балтику имел смысл и без достижения эффектных побед. Это серьезно осложнило бы обстановку на морских коммуникациях противника и вынудило бы его принять ответные меры, а чтобы заткнуть очередную дыру при дефиците сил, пришлось бы оголить другой участок огромного фронта.

Теперь переместимся на восток. Единственной отдушиной в плотном кольце блокады Ленинграда было Ладожское озеро, по которому проходила знаменитая «дорога жизни». Когда лед растаял, на ней стали работать транспортные суда, и немцы в течение всей навигации не оставляли попы гок тем или иным способом прервать работу этой коммуникации. Ограниченные возможности 1-го ВФ не позволяли обеспечить какого-либо длительного воздействия на караваны судов, а эпизодические удары небольших групп самолетов хоть и наносили урон, но были неспособны серьезно помешать движению. Иногда противнику удавалось собрать значительные силы для нанесения ударов по конечным пунктам «дороги жизни». Так, почти сразу после начала навигации, 28 и 29 мая, неприятель провел два массированных налета на порты Осиновец и Кабона, в которых приняли участие по 50-60 бомбардировщиков. Портовым сооружениям удалось нанести определенный ущерб, было много погибших и раненых (только 28 мая - 233 человека). ПВО оказала достаточно энергичное сопротивление. За эти два дня люфтваффе признали потерю трех машин: Ju 88А-4 (w/n 3799) из 8./KG 1 и двух Ju 87D-1 (w/n 2135 и 2179) из IH/StG 1. Однако эти рейды не нарушили перевозок, темп которых продолжал нарастать.

У немцев оставался еще один вариант решения «проблемы Ладоги» - создать на озере свою флотилию. И такую попытку они предприняли. Новое соединение получилось многонациональным, причем в этом деле приняли участие не только финны, что вполне естественно, но и далекие от Ладоги итальянцы, направившие на озеро 4 малых торпедных катера MAS. Костяк флотилии составили немецкие самоходные десантные паромы типа Siebel. Несмотря на свой не очень грозный вид, эти корабли были неплохо вооружены (часть из них имела 88-мм орудия), а также обладали хорошей живучестью, 13 июня разобранные «Зибели* прибыли на Ладогу в порт Лахденопохья, и через месяц первые из них были спущены на воду. Личный состав паромов числился в зенитном дивизионе Flakabteilung 144 {Fahre). На первом этапе своего существования озерная флотилия подчинялась так называемому Einsatzstab Fahre Ost, а общее руководство действиями всех сил противника на Ладожском озере осуществлял командующий 1-м ВФ генерал-полковник А. Келлер.


Собранные в авиагруппе LeLv 6 трофейные бомбардировщики СБ финны использовали в том числе для противолодочной

патрулирования. Аэродром Мал ми, октябрь 1942 г.




Советское командование было своевременно осведомлено о вероятности появления на озере новой угрозы, однако даже 7 августа штаб Ладожской военной флотилии (ЛВФ) отрицал наличие легких сил неприятеля у себя под боком. К счастью, это заблуждение не имело фатальных последствий. Проведенная 11 августа воздушная разведка подтвердила наличие на Ладоге вражеских боевых кораблей, Для борьбы с ними был разработан комплекс мероприятий, который включал создание специальной Ладожской оперативной авиационной группы. Уже 11 августа авиация атаковала Лахденопохье, в результате чего неприятельская флотилия понесла первые боевые потери - трое раненых. В дальнейшем интенсивным налетам подвергся порт Сортанлахти, в котором базировалась 1-я полуфлотилия паромов. Какой при этом материальный ущерб удалось нанести врагу, сказать сложно, т.к. в немецких документах отмечены потери только в личном составе 144-го зенитного дивизиона. Так, 24 августа в результате удара по Сортанлахти шести Ил-2 был убит 1 и ранено 8 человек. Среди раненых оказался командир одного из паромов капитан X. Хайзер. Вероятно, потери этим не исчерпывались, поскольку 4 сентября немцы отказались от использования Сортанлахти в качестве базы 1-й полуфлотилии. Вообще деятельность кораблей противника на ладожских коммуникациях особой наступательной энергией не отличалась. Это позволяет предположить, что атаки морской авиации не прошли даром.

К концу навигации 1942 г немецкое командование решило провести десантную операцию «Бразиль», в ходе которой захватить остров Сухо. Это позволяло установить контроль над Ладогой и наконец-то прервать последнюю связь Ленинграда с тылом. Однако 22 октября во время выдвижения на позиции противнику не удалось достигнуть скрытности, командование ЛВФ успело среагировать, и в результате у Сухо состоялся знаменитый бой, который закончился полным поражением немцев. В отражении десанта участвовали самолеты ВВС КБФ из 57-го ШАП, 1-го Гв. МТАП, 11-го, 21-го, 3-го и 4-го ИАП, 12-й Краснознаменной ИАЭ, 26-й РАЭ, которые выполнили 111 вылетов, в том числе 62 - штурмовики и бомбардировщики {Ю, Май-стер пишет о 96 атаках с воздуха). В результате действий авиации и кораблей ЛВФ немцы вынуждены были оставить тяжелый десантный паром и десантный катер. Возможно, что еще несколько кораблей противника получили повреждения. По крайней мере, согласно немецким документам, от атак авиации один человек был убит и четверо ранено. В завершающей фазе боя ВВС КБФ приняли участие в преследовании отходившего противника.

События у острова Сухо стали одним из тех редких случаев, когда противник не только проиграл бой, но и понес большие, чем советская сторона, потери. По данным немецкого историка Юр га Манстера, 18 человек были убиты и 43 ранены. Но подсчеты по документам Бундесархива дают иные цифры: 22 убитых, 4 пропавших без вести и 40 раненых. В то же время, из личного состава гарнизона Сухо и экипажей кораблей ЛВФ 12 человек погибли и попали в плен* еще 23 получили ранения. Видимо, к числу погибших надо еще добавить экипажи двух сбитых балтийских Ил-2 и двух И-15. В то же время, следует отметить, что если бы флотская авиация действовала большими группами, то могла бы добиться более существенных результатов. Малочисленные группы ударных самолетов легко связывались боем финскими и немецкими истребителями, что затрудняло их действия. Но, увы, это характерно в целом для тактики ВВС КБФ в 1942 г., когда относительно большими группами (до 14-16 машин) практиковались вылеты только И-15.

Несмотря на разочарования, неудачи и потери, все-таки летняя кампания 1942 г. завершилась для балтийцев пусть небольшой, но победой. В следующем году обстановка на море изменится, авиация флота наконец выйдет в открытую Балтику. Будет прорвана блокада Ленинграда. В чем-то опыт прошедшего года поможет советским бойцам, какие-то задачи п р идется ре -шать вновь. Но это уже тема для другой статьи…









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх