Краткое техническое описание дальнего противолодочного самолета Ту-142М

Ту-142 представляет собой цельнометаллический моноплан со стреловидными крылом и оперением. Основными материалами планера являются: алюминиевые сплавы типа Д16 и В95. стали ЗОХГСА и ЗОХГСНА (силовые узлы, стыковочные и крепежные детали), а также магниевые литейные сплавы МЛ5-Т4.

Экипаж - 11 человек (два летчика, штурман корабля, второй штурман, штурман по боевому применению, два оператора радиогидроакустических подсистем, оператор бортовых средств связи, старший борттехник, а также командир огневой установки и стрелок в задней кабине).

Фюзеляж - круглого поперечного сечения с гладкой работающей обшивкой, набором шпангоутов и стрингеров. Технологические разъемы делят фюзеляж на следующие части: носовой фонарь Ф-1 (до шп. 1), передняя герметичная кабина Ф-2 (шп. 1-13), средняя часть Ф-3 (шп. 13А-49), хвостовая часть Ф-5 (шп. 50-87) и задняя гермокабина Ф-6 (от шп. 87). Передняя гермокабина разделена полом на верхнюю и нижнюю части. В верхней части размещается экипаж и оборудование, в нижней – три технических отсека. Между шп. 6А и 11 расположен отсек передней опоры шасси, закрываемый в полете двумя парами створок. Технический отсек I и отсек передней опоры шасси негерметичны, остальные отсеки герметичны. Вход в кабину – через люк в полу над отсеком передней опоры шасси.

Сверху гермокабины и по бортам на рабочих местах борттехника и обоих операторов расположены аварийные люки. Остекление фонарей штурмана и летчиков выполнено из органического стекла, лобовые стекла: одно штурмана и два летчиков – из триплекса с электрообогревом. Форточки на рабочих местах летчиков сдвижные. В носовой части самолета установлена штанга системы дозаправки топливом в полете.

В средней части фюзеляжа расположены: технический отсек IV, центроплан крыла, технический отсек V под центропланом, грузоотсек, контейнер топливного бака № 5, два контейнера спасательных плотов – в верхней части технического отсека IV. Люки технических отсеков расположены снизу на фюзеляже и закрываются крышками. Грузовой отсек закрывается двумя парами створок. Технический отсек V закрыт снизу радиопрозрачным обтекателем антенны РЛС.

В хвостовой части фюзеляжа расположены: грузовой отсек II, над ним технический отсек VII, далее технический отсек VIII. Грузовой отсек II закрывается двумя створками. Вход в VII технический отсек – через дверь в шп. 58, вход в VIII технический отсек – через люк снизу, рядом с ним – люк антенны ДИСС и фотолюк. К хвостовой части фюзеляжа крепятся: хвостовое оперение, предохранительная опора шасси и задняя гермокабина с кормовой дистанционной установкой (КДУ), антенной прицельной РЛС «Криптон» и двумя блистерами.

Крыло самолета кессонного типа. Центроплан выполнен как одно целое с фюзеляжем. Внутри кессона консоли крыла находятся герметичные баки- отсеки: между нервюрами № 2 и 6 – кессон-бак № 1, между нервюрами № 6 и 16 – кессон-бак № 2, между нервюрами № 16 и 25а – кессон-бак № 3, между нервюрами № 25 и 36 – кессон-бак № 4. В баках № 1 и № 3 отделены расходные отсеки. Для доступа в баки средние верхние панели кессона сделаны съемными. Внутри центроплана размещены левый и правый топливные баки № 6.

На верхней поверхности крыла установлены три пары аэродинамических перегородок, уменьшающие перетекание пограничного слоя. Средства механизации крыла – двухщелевые закрылки. Закрылки состоят из четырех секций: двух внутренних – между фюзеляжем и гондолами шасси и двух внешних – за гондолами до элеронов. Управление закрылками – электромеханическое. Угол отклонения на взлете – 27", на посадке – 35J . Элероны – трехсекционные (во избежание заклинивания при прогибе крыла) с осевой аэродинамической и весовой компенсацией. На левом элероне установлен сервокомпенсатор, на правом – триммер-сервокомпенсатор.

Хвостовое оперение - однокилевое, кессонного типа. Стабилизатор переставной, состоит из двух половин, состыкованных по оси самолета. Рули выполнены с частичной осевой аэродинамической и весовой компенсацией. Обе половины РВ связаны между собой карданным валом и оснащены триммерами. На РН расположен триммер-сервокомпенсатор.

Шасси - трехопорное, с носовой опорой. Основные стойки несут тележки с четырьмя тормозными колесами размером 1500x500 мм (давление в пневматиках – 9,5 кгс/смг ) и убираются с помощью электромеханизмов назад в гоьдолы. являющиеся продолжением гондол внутренних двигателей. Амортизатор стойки – масляно-газовый, с дополнительным торможением на обратном ходу, заряжается маслом АМГ-10 и техническим азотом с начальным давлением 40 кгс/смг . В системе торможения колес имеется ангиюзовый автомат. Носовая стойка несет два колеса размером 1100x330 мм (давление в пневматиках – 9 кгс/см ), убирается назад по полету. Амортизатор – масляно-газовый с начальным давлением азота 27 кгс/см5 . Управление поворотом колес носовой опоры осуществляется педалями. Для защиты хвостовой части фюзеляжа при неправильной посадке имеется двухколесная хвостовая предохранительная опора с пневматиками 480x200 мм.

Силовая установкавключает четыре турбовинтовых двигателя НК-12МВ. оснащенных винтами АВ-60К. Каждый двигатель крепится на нулевом шпангоуте мотогондолы с помощью виброгасящих демпферов. Он имеет свою маслосистему с протектированным баком на 135 л. Кроме того, на двигателе установлены следующие агрегаты: два генератора постоянного тока ГСР-1800М, генератор переменного тока СГО-ЗОУ, воздушный компрессор АК-150НК, командно-топливный агрегат КТА-14Н, топливные насосы и др. Запуск двигателей производится от аэродромного источника постоянного тока с напряжением 27 В или автономно с помощью тур- бостартераТС-12М

Тянущий воздушный винт АВ-60К состоит из двух четырехлопастных соосных винтов изменяемого шага, вращающихся со скоростью 736 об/мин в противоположные стороны (передний – по часовой стрелке, задний – против). Профиль дюралевых лопастей – NACA-16. Изменение шага лопастей производится гидромеханизмом, связанным с регулятором оборотов. Винт снабжен системой всережим- ного автоматического и ручного флюгирования, переводящей лопасти во флюгерное положение при падении крутящего момента на валу двигателя.

Топливо (авиационный керосин типа Т-1, Т-2 и ТС-1) размещено в 8 кессонных баках-отсеках крыла, двух мягких баках в центроплане и одном мягком баке в фюзеляже. Полная заправка самолета – 91 т. Топливная система состоит из четырех независимых систем, питающих каждая свой двигатель, но способных передавать топливо друг другу. Заправка на земле производится через четыре горловины централизованной заправки, по ,две на каждой плоскости. Имеется возможность заправки и через горловины топливных баков. Самолегг оборудован системой заправки в полете от заправщиков М-4. При необходимости произвести аварийную посадку весь запас топлива можно слить за 25-30 мин.

Пилотажно-навигационноеоборудование объединено в автономный навигационно-пилотаж- ный комплекс НПК-142М, который определяет текущие координаты самолета, а также его курс, скорость и высоту полета, углы крена и тангажа. Комплекс состоит из основного и резервного контуров. Основной контур работает по координатам небесных светил, резервный – по данным различных радиоизмерений.

Система управления.Самолет управляется с помощью двух штурвальных колонок и двух пар педалей, соединенных с органами управления тягами. Для облегчения пилотирования во всех трех каналах управления установлены необратимые однокамерные гидроусилители ГУ-54А. а для имитации усилий на колонках управления и педалях применены пружинные загружатели и механизмы триммерного эффекта. В системы управления рулями и элеронами с помощью тросовых проводок подключены рулевые машины автопилота АП-15РЗ. Необходимые характеристики устойчивости и управляемости обеспечивает комплекс автоматов КА-142. исполнительные механизмы которого, рулевые агрегаты РАУ-107А представляют собой раздвижные тяги в системах управления рулями и элеронами.

Система обеспечивает также и безбустерное управление самолетом. Для безударного перехода на такой режим предусмотрены специальные клапаны в гидроусилителях. В этом случае автоматически выключаются загрузочные устройства и рулевые агрегаты, а электрическое управление триммерами автоматически включается.

Электросистема, Источники постоянного тока: 8 генераторов ГСР-1800М и аккумуляторная батарея 12САМ-55. Источники переменного тока: 4 генератора СГО-ЗОУ, однофазные и трехфазные преобразователи. Потребителями постоянного тока являются обогреватели носков крыла и оперения, а также установленные на борту механизмы и оборудование. Потребителями переменного тока являются обогреватели винтов и стекол, радиосвязная и навигационная аппаратура, оборудование из состава ППС «Коршун-К».

Гидросистемасамолета состоит из двух независимых систем: основной и бустерной. Основная система обеспечивает торможение колес основных опор шасси, уборку-выпуск и управление колесами носовой опоры, привод подвижного пола в передней кабине и работу стеклоочистителей. Эта система имеет гидробак, электроприводную насосную станцию и гидроаккумуляторы, используемые для аварийного торможения колес и привода пола. Рабочее давление в основной гидросистеме – 150 кгс/смг , общая емкость – 130 л. Бустерная система предназначена для питания гидроусилителей и имеет рабочее давление 75 кгс/смг , создаваемое гидронасосами на внутренних двигателях. Включение гидроусилителей производится электрокраном ГА-165.

Воздушная система работает под давлением 150 кгс/см\ Источники сжатого воздуха – компрессоры АК-150МКВ на внутренних двигателях. Эта система обеспечивает аварийный выпуск носовой опоры шасси, слив топлива в полете, аварийный сброс давления в гермокабинах, управление заслонками обдува генераторов, вентиляцию морских спасательных костюмов экипажа и др.

Противопожарная система- оборудование для тушения пожара в гермоотсеках (10 огнетушителей ОС-8М с фреоном), системы пожарной сигнализации и тушения пожара в мотогондолах, 5 ручных огнетушителей в кабинах самолета.

Система нейтрального газа, предназначенная для предотвращения воспламенения паров топлива при простреле баков, подает в надтопливное пространство углекислый газ. Источники нейтрального газа – 16 баллонов с жидкой углекислотой, которые используются также как дополнительные средства пожаротушения.

Противообледенительная система включает, датчики сигнализации обледенения на входных каналах двигателей, электрические противообледенители носков крыла и оперения, передних кромок лопастей воздушных винтов и обтекателей их втулок, системы обогрева входного направляющего аппарата и воздухозаборника каждого двигателя горячим воздухом, отбираемым от 14-й ступени компрессора, устройства электрообогрева приемников воздушного давления и передних стекол летчиков и штурмана.

Высотное оборудованиеобеспечивает наддув, обогрев и вентиляцию кабин, регулирование в них давления, аварийную разгерметизацию кабин, герметизацию люков. Наддув и обогрев кабин производится воздухом, отбираемым от 9-х ступеней компрессоров внутренних двигателей. Регулирование давления в кабинах происходит автоматически с помощью регулятора АРД-54. На высоте до 2000 м кабины вентилируются, давление в них равно атмосферному. При подъеме до 7000 м давление сохраняется равным давлению на высоте 2000 м. При дальнейшем наборе высоты поддерживается постоянный перепад давления между кабиной и атмосферой, равный 0.4 кгс/сму . В боевых условиях для уменьшения воздействия декомпрессии на экипаж при внезапной разгерметизации перепад сокращается до 0.2 кгс/см2 . Все члены экипажа обеспечены кислородными приборами с масками. Запас жидкого кислорода хранится в пяти баллонах КПЖ-30.

Радиосвязное оборудование.На Ту-142М все средства связи объединены в единую бортовую систему «Стрела-142М», предназначенную для связи между членами экипажа, с береговыми командными пунктами, надводными кораблями и самолетами, документирования всей принимаемой и передаваемой телекодовой и речевой информации и т.д. В систему входят две коротковолновые радиостанции Р-857Г, радиостанция Р-866, две приемо-передаю- щие радиостанции Р-832М, два комплекта аппаратуры телекодовой связи, аппаратура засекреченной передачи информации и телефонных переговоров.

Системы аварийного спасения экипажа.Для покидания самолета в случае его аварийной посадки на воду предусмотрены аварийные люки в передней и задней гермокабинах. Сверху фюзеляжа за передней кабиной расположены контейнеры с двумя надувными спасательными плотами ПСН-6А, а около задней кабины – контейнер с надувной спасательной лодкой ЛАС-5М-3. В воздухе экипаж из передней кабины, используя подвижный пол, покидает самолет через входной люк и нишу носовой опоры шасси, которая предварительно выпускается сжатым воздухом. Три гидроаккумулятора обеспечивают работу гидромотора пола в течение 100 с при отказе электросистемы и остановке всех двигателей. Заднюю кабину экипаж покидает в воздухе через входной люк.

Целевое оборудование. Для поиска подводных лодок Ту-142М оснащен поисково-прицельной системой «Коршун-К» с радиогидроакустической подсистемой «Кайра», состоящей из 2 одинаковых комплектов. ППС обеспечивает прием и обработку информации, поступающей от радиогидроакустических буев, передачу ее в бортовую вычислительную подсистему и на средства отображения тактической обстановки. В состав ППС входит также обзорная РЛС. Кроме того, на вершине киля самолета установлен феррозондовый магнитометр ММС-106 «Ладога», позволяющий обнаруживать лодку по вносимым ею аномалиям в магнитное поле Земли.

Вооружение самолета состоит из минно-тор- педного, бомбардировочного, оборонительного и специального. Агрегаты вооружения подразделяются на группы: подвески (балочные и кассетные держатели), прицеливания и управления сбрасыванием (прицел НКПБ-7, электрический сбрасыватель ЭСБР-70, прибор вариантов сброса, блок установки глубины и др.), управления взрывателями; агрегаты подъема (бомбовые лебедки, балки кассетных держателей) и вспомогательное оборудование. Для поражения подлодок могут применяться противолодочные торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, авиационные ракеты АПР-1, а также глубинные бомбы, в т.ч. атомная 5Ф48 «Скальп».

Оборонительное вооружение состоит из кормовой пушечной установки ДК-12 с двумя пушками АМ-23 (скорострельность – 1250-1350 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда – 680 м/с) и боезапасом 1000 выстрелов, оптического прицела ПС-153К и радиолокационного прицела ПРС-4 «Криптон». Для предупреждения об облучении и противодействия РЛС противника и головкам самонаведения ракет на самолете установлены станция предупреждения СПО-Ю и станция постановки помех СПС-100 «Резеда-А». ?


Основные тактико-технические данные Ту-142М

Размах крыла, м 50,2

Длина самолета, м 51,55(8*)

Высота, м 14,47

Площадь крыла, кв.м 289,9

Мощность двигателей, э.л.с. 4 х 15000

Масса пустого самолета, кг 91800

Масса перегрузочная взлетная, кг 185000 Максимальная масса боевой нагрузки, кг 11340

Максимальная скорость, км/ч 855

Крейсерская скорость, км/ч 735

Скорость барражирования, км/ч 450

Практический потолок, м 13500

Дальность полета без дозаправки, км 12000

Разбег, м 2560

Пробег, м 1200

8* со штангой топливоприемника и обтекателем магнитометра




Примечания:



Краткое техническое описание дальнего противолодочного самолета Ту-142М

Ту-142 представляет собой цельнометаллический моноплан со стреловидными крылом и оперением. Основными материалами планера являются: алюминиевые сплавы типа Д16 и В95. стали ЗОХГСА и ЗОХГСНА (силовые узлы, стыковочные и крепежные детали), а также магниевые литейные сплавы МЛ5-Т4.

Экипаж - 11 человек (два летчика, штурман корабля, второй штурман, штурман по боевому применению, два оператора радиогидроакустических подсистем, оператор бортовых средств связи, старший борттехник, а также командир огневой установки и стрелок в задней кабине).

Фюзеляж - круглого поперечного сечения с гладкой работающей обшивкой, набором шпангоутов и стрингеров. Технологические разъемы делят фюзеляж на следующие части: носовой фонарь Ф-1 (до шп. 1), передняя герметичная кабина Ф-2 (шп. 1-13), средняя часть Ф-3 (шп. 13А-49), хвостовая часть Ф-5 (шп. 50-87) и задняя гермокабина Ф-6 (от шп. 87). Передняя гермокабина разделена полом на верхнюю и нижнюю части. В верхней части размещается экипаж и оборудование, в нижней – три технических отсека. Между шп. 6А и 11 расположен отсек передней опоры шасси, закрываемый в полете двумя парами створок. Технический отсек I и отсек передней опоры шасси негерметичны, остальные отсеки герметичны. Вход в кабину – через люк в полу над отсеком передней опоры шасси.

Сверху гермокабины и по бортам на рабочих местах борттехника и обоих операторов расположены аварийные люки. Остекление фонарей штурмана и летчиков выполнено из органического стекла, лобовые стекла: одно штурмана и два летчиков – из триплекса с электрообогревом. Форточки на рабочих местах летчиков сдвижные. В носовой части самолета установлена штанга системы дозаправки топливом в полете.

В средней части фюзеляжа расположены: технический отсек IV, центроплан крыла, технический отсек V под центропланом, грузоотсек, контейнер топливного бака № 5, два контейнера спасательных плотов – в верхней части технического отсека IV. Люки технических отсеков расположены снизу на фюзеляже и закрываются крышками. Грузовой отсек закрывается двумя парами створок. Технический отсек V закрыт снизу радиопрозрачным обтекателем антенны РЛС.

В хвостовой части фюзеляжа расположены: грузовой отсек II, над ним технический отсек VII, далее технический отсек VIII. Грузовой отсек II закрывается двумя створками. Вход в VII технический отсек – через дверь в шп. 58, вход в VIII технический отсек – через люк снизу, рядом с ним – люк антенны ДИСС и фотолюк. К хвостовой части фюзеляжа крепятся: хвостовое оперение, предохранительная опора шасси и задняя гермокабина с кормовой дистанционной установкой (КДУ), антенной прицельной РЛС «Криптон» и двумя блистерами.

Крыло самолета кессонного типа. Центроплан выполнен как одно целое с фюзеляжем. Внутри кессона консоли крыла находятся герметичные баки- отсеки: между нервюрами № 2 и 6 – кессон-бак № 1, между нервюрами № 6 и 16 – кессон-бак № 2, между нервюрами № 16 и 25а – кессон-бак № 3, между нервюрами № 25 и 36 – кессон-бак № 4. В баках № 1 и № 3 отделены расходные отсеки. Для доступа в баки средние верхние панели кессона сделаны съемными. Внутри центроплана размещены левый и правый топливные баки № 6.

На верхней поверхности крыла установлены три пары аэродинамических перегородок, уменьшающие перетекание пограничного слоя. Средства механизации крыла – двухщелевые закрылки. Закрылки состоят из четырех секций: двух внутренних – между фюзеляжем и гондолами шасси и двух внешних – за гондолами до элеронов. Управление закрылками – электромеханическое. Угол отклонения на взлете – 27", на посадке – 35J . Элероны – трехсекционные (во избежание заклинивания при прогибе крыла) с осевой аэродинамической и весовой компенсацией. На левом элероне установлен сервокомпенсатор, на правом – триммер-сервокомпенсатор.

Хвостовое оперение - однокилевое, кессонного типа. Стабилизатор переставной, состоит из двух половин, состыкованных по оси самолета. Рули выполнены с частичной осевой аэродинамической и весовой компенсацией. Обе половины РВ связаны между собой карданным валом и оснащены триммерами. На РН расположен триммер-сервокомпенсатор.

Шасси - трехопорное, с носовой опорой. Основные стойки несут тележки с четырьмя тормозными колесами размером 1500x500 мм (давление в пневматиках – 9,5 кгс/смг ) и убираются с помощью электромеханизмов назад в гоьдолы. являющиеся продолжением гондол внутренних двигателей. Амортизатор стойки – масляно-газовый, с дополнительным торможением на обратном ходу, заряжается маслом АМГ-10 и техническим азотом с начальным давлением 40 кгс/смг . В системе торможения колес имеется ангиюзовый автомат. Носовая стойка несет два колеса размером 1100x330 мм (давление в пневматиках – 9 кгс/см ), убирается назад по полету. Амортизатор – масляно-газовый с начальным давлением азота 27 кгс/см5 . Управление поворотом колес носовой опоры осуществляется педалями. Для защиты хвостовой части фюзеляжа при неправильной посадке имеется двухколесная хвостовая предохранительная опора с пневматиками 480x200 мм.

Силовая установкавключает четыре турбовинтовых двигателя НК-12МВ. оснащенных винтами АВ-60К. Каждый двигатель крепится на нулевом шпангоуте мотогондолы с помощью виброгасящих демпферов. Он имеет свою маслосистему с протектированным баком на 135 л. Кроме того, на двигателе установлены следующие агрегаты: два генератора постоянного тока ГСР-1800М, генератор переменного тока СГО-ЗОУ, воздушный компрессор АК-150НК, командно-топливный агрегат КТА-14Н, топливные насосы и др. Запуск двигателей производится от аэродромного источника постоянного тока с напряжением 27 В или автономно с помощью тур- бостартераТС-12М

Тянущий воздушный винт АВ-60К состоит из двух четырехлопастных соосных винтов изменяемого шага, вращающихся со скоростью 736 об/мин в противоположные стороны (передний – по часовой стрелке, задний – против). Профиль дюралевых лопастей – NACA-16. Изменение шага лопастей производится гидромеханизмом, связанным с регулятором оборотов. Винт снабжен системой всережим- ного автоматического и ручного флюгирования, переводящей лопасти во флюгерное положение при падении крутящего момента на валу двигателя.

Топливо (авиационный керосин типа Т-1, Т-2 и ТС-1) размещено в 8 кессонных баках-отсеках крыла, двух мягких баках в центроплане и одном мягком баке в фюзеляже. Полная заправка самолета – 91 т. Топливная система состоит из четырех независимых систем, питающих каждая свой двигатель, но способных передавать топливо друг другу. Заправка на земле производится через четыре горловины централизованной заправки, по ,две на каждой плоскости. Имеется возможность заправки и через горловины топливных баков. Самолегг оборудован системой заправки в полете от заправщиков М-4. При необходимости произвести аварийную посадку весь запас топлива можно слить за 25-30 мин.

Пилотажно-навигационноеоборудование объединено в автономный навигационно-пилотаж- ный комплекс НПК-142М, который определяет текущие координаты самолета, а также его курс, скорость и высоту полета, углы крена и тангажа. Комплекс состоит из основного и резервного контуров. Основной контур работает по координатам небесных светил, резервный – по данным различных радиоизмерений.

Система управления.Самолет управляется с помощью двух штурвальных колонок и двух пар педалей, соединенных с органами управления тягами. Для облегчения пилотирования во всех трех каналах управления установлены необратимые однокамерные гидроусилители ГУ-54А. а для имитации усилий на колонках управления и педалях применены пружинные загружатели и механизмы триммерного эффекта. В системы управления рулями и элеронами с помощью тросовых проводок подключены рулевые машины автопилота АП-15РЗ. Необходимые характеристики устойчивости и управляемости обеспечивает комплекс автоматов КА-142. исполнительные механизмы которого, рулевые агрегаты РАУ-107А представляют собой раздвижные тяги в системах управления рулями и элеронами.

Система обеспечивает также и безбустерное управление самолетом. Для безударного перехода на такой режим предусмотрены специальные клапаны в гидроусилителях. В этом случае автоматически выключаются загрузочные устройства и рулевые агрегаты, а электрическое управление триммерами автоматически включается.

Электросистема, Источники постоянного тока: 8 генераторов ГСР-1800М и аккумуляторная батарея 12САМ-55. Источники переменного тока: 4 генератора СГО-ЗОУ, однофазные и трехфазные преобразователи. Потребителями постоянного тока являются обогреватели носков крыла и оперения, а также установленные на борту механизмы и оборудование. Потребителями переменного тока являются обогреватели винтов и стекол, радиосвязная и навигационная аппаратура, оборудование из состава ППС «Коршун-К».

Гидросистемасамолета состоит из двух независимых систем: основной и бустерной. Основная система обеспечивает торможение колес основных опор шасси, уборку-выпуск и управление колесами носовой опоры, привод подвижного пола в передней кабине и работу стеклоочистителей. Эта система имеет гидробак, электроприводную насосную станцию и гидроаккумуляторы, используемые для аварийного торможения колес и привода пола. Рабочее давление в основной гидросистеме – 150 кгс/смг , общая емкость – 130 л. Бустерная система предназначена для питания гидроусилителей и имеет рабочее давление 75 кгс/смг , создаваемое гидронасосами на внутренних двигателях. Включение гидроусилителей производится электрокраном ГА-165.

Воздушная система работает под давлением 150 кгс/см\ Источники сжатого воздуха – компрессоры АК-150МКВ на внутренних двигателях. Эта система обеспечивает аварийный выпуск носовой опоры шасси, слив топлива в полете, аварийный сброс давления в гермокабинах, управление заслонками обдува генераторов, вентиляцию морских спасательных костюмов экипажа и др.

Противопожарная система- оборудование для тушения пожара в гермоотсеках (10 огнетушителей ОС-8М с фреоном), системы пожарной сигнализации и тушения пожара в мотогондолах, 5 ручных огнетушителей в кабинах самолета.

Система нейтрального газа, предназначенная для предотвращения воспламенения паров топлива при простреле баков, подает в надтопливное пространство углекислый газ. Источники нейтрального газа – 16 баллонов с жидкой углекислотой, которые используются также как дополнительные средства пожаротушения.

Противообледенительная система включает, датчики сигнализации обледенения на входных каналах двигателей, электрические противообледенители носков крыла и оперения, передних кромок лопастей воздушных винтов и обтекателей их втулок, системы обогрева входного направляющего аппарата и воздухозаборника каждого двигателя горячим воздухом, отбираемым от 14-й ступени компрессора, устройства электрообогрева приемников воздушного давления и передних стекол летчиков и штурмана.

Высотное оборудованиеобеспечивает наддув, обогрев и вентиляцию кабин, регулирование в них давления, аварийную разгерметизацию кабин, герметизацию люков. Наддув и обогрев кабин производится воздухом, отбираемым от 9-х ступеней компрессоров внутренних двигателей. Регулирование давления в кабинах происходит автоматически с помощью регулятора АРД-54. На высоте до 2000 м кабины вентилируются, давление в них равно атмосферному. При подъеме до 7000 м давление сохраняется равным давлению на высоте 2000 м. При дальнейшем наборе высоты поддерживается постоянный перепад давления между кабиной и атмосферой, равный 0.4 кгс/сму . В боевых условиях для уменьшения воздействия декомпрессии на экипаж при внезапной разгерметизации перепад сокращается до 0.2 кгс/см2 . Все члены экипажа обеспечены кислородными приборами с масками. Запас жидкого кислорода хранится в пяти баллонах КПЖ-30.

Радиосвязное оборудование.На Ту-142М все средства связи объединены в единую бортовую систему «Стрела-142М», предназначенную для связи между членами экипажа, с береговыми командными пунктами, надводными кораблями и самолетами, документирования всей принимаемой и передаваемой телекодовой и речевой информации и т.д. В систему входят две коротковолновые радиостанции Р-857Г, радиостанция Р-866, две приемо-передаю- щие радиостанции Р-832М, два комплекта аппаратуры телекодовой связи, аппаратура засекреченной передачи информации и телефонных переговоров.

Системы аварийного спасения экипажа.Для покидания самолета в случае его аварийной посадки на воду предусмотрены аварийные люки в передней и задней гермокабинах. Сверху фюзеляжа за передней кабиной расположены контейнеры с двумя надувными спасательными плотами ПСН-6А, а около задней кабины – контейнер с надувной спасательной лодкой ЛАС-5М-3. В воздухе экипаж из передней кабины, используя подвижный пол, покидает самолет через входной люк и нишу носовой опоры шасси, которая предварительно выпускается сжатым воздухом. Три гидроаккумулятора обеспечивают работу гидромотора пола в течение 100 с при отказе электросистемы и остановке всех двигателей. Заднюю кабину экипаж покидает в воздухе через входной люк.

Целевое оборудование. Для поиска подводных лодок Ту-142М оснащен поисково-прицельной системой «Коршун-К» с радиогидроакустической подсистемой «Кайра», состоящей из 2 одинаковых комплектов. ППС обеспечивает прием и обработку информации, поступающей от радиогидроакустических буев, передачу ее в бортовую вычислительную подсистему и на средства отображения тактической обстановки. В состав ППС входит также обзорная РЛС. Кроме того, на вершине киля самолета установлен феррозондовый магнитометр ММС-106 «Ладога», позволяющий обнаруживать лодку по вносимым ею аномалиям в магнитное поле Земли.

Вооружение самолета состоит из минно-тор- педного, бомбардировочного, оборонительного и специального. Агрегаты вооружения подразделяются на группы: подвески (балочные и кассетные держатели), прицеливания и управления сбрасыванием (прицел НКПБ-7, электрический сбрасыватель ЭСБР-70, прибор вариантов сброса, блок установки глубины и др.), управления взрывателями; агрегаты подъема (бомбовые лебедки, балки кассетных держателей) и вспомогательное оборудование. Для поражения подлодок могут применяться противолодочные торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, авиационные ракеты АПР-1, а также глубинные бомбы, в т.ч. атомная 5Ф48 «Скальп».

Оборонительное вооружение состоит из кормовой пушечной установки ДК-12 с двумя пушками АМ-23 (скорострельность – 1250-1350 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда – 680 м/с) и боезапасом 1000 выстрелов, оптического прицела ПС-153К и радиолокационного прицела ПРС-4 «Криптон». Для предупреждения об облучении и противодействия РЛС противника и головкам самонаведения ракет на самолете установлены станция предупреждения СПО-Ю и станция постановки помех СПС-100 «Резеда-А». ?


Основные тактико-технические данные Ту-142М

Размах крыла, м 50,2

Длина самолета, м 51,55(8*)

Высота, м 14,47

Площадь крыла, кв.м 289,9

Мощность двигателей, э.л.с. 4 х 15000

Масса пустого самолета, кг 91800

Масса перегрузочная взлетная, кг 185000 Максимальная масса боевой нагрузки, кг 11340

Максимальная скорость, км/ч 855

Крейсерская скорость, км/ч 735

Скорость барражирования, км/ч 450

Практический потолок, м 13500

Дальность полета без дозаправки, км 12000

Разбег, м 2560

Пробег, м 1200

8* со штангой топливоприемника и обтекателем магнитометра










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх