|
||||
|
ПАНОРАМА Календарь «АиВ»160 лет назад, 17 января 1847 г., родился выдающийся ученый Н.Е. Жуковский. 120 лет назад,13 января 1887 г., родился Л.М. Мациевич, которого принято считать первым украинским летчиком (диплом № 178, выданный 9 августа 1910 г. французской летной школой «Фарман»). 115 лет назад, 24 января 1892 г., родился конструктор авиадвигателей А.Д. Швецов. 100 лет назад, 12 января 1907 г., родился конструктор ракетно-космической техники С.П. Королев. 80 лет назад, 18 января 1927 г., в Москве был открыт Аэрохиммузей (ныне – Центральный дом авиации и космонавтики). 80 лет назад,23 января 1927 г., образовано оборонное общество Осоавиахим (ДОСААФ, ныне – РОСТО в России, ТСОУ в Украине). 75 лет назад, 28 декабря 1931 г., в Саратове был открыт авиазавод № 292 (ныне – ЗАО «Саратовский авиационный завод»). 65 лет назад, 14 января 1942 г., летчик-испытатель Чарльз Л. Моррис впервые поднял в воздух вертолет XR-4 конструкции И.И. Сикорского. 30 лет назад, 22 декабря 1976 г., совершил первый полет Ил-86 (экипаж Э.И. Кузнецова). 20 лет назад, 8 декабря 1986 г., совершил первый полет самолет-амфибия А-40 «Альбатрос» (экипаж Е.А. Лахмостова). 20 лет назад, 14-23 декабря 1986 г., американские пилоты Р. Руган и Д. Егер на самолете «Вояджер» конструкции Б. Рутана совершили первый в мире кругосветный перелет без посадок и дозаправок (протяженность 40212,139 км). 15 лет назад. 6 декабря 1991 г., в Москве образован Межгосударственный авиационный комитет (МАК). 22 декабря исполнилось 95 лет Елизавете Аветовне Шахатуни - соратнику и жене O.K. Антонова, стоявшей у истоков его ОКБ, Лауреату Ленинской премии. Родилась Елизавета Аветовна в г. Ереване (Армения). После окончания Московского авиационного института работала на планерном заводе в Тушино (1937-39 гг.), затем – в ОКБ С.А. Лавочкина (1939-41 гг.), ОКБ А.С. Яковлева (1941-45 гг.), а с 1946 г. – в ОКБ O.K. Антонова, где прошла путь от инженера до заместителя главного конструктора. Возглавляя важнейшее направление прочностных исследований, Е.А. Шахатуни приняла непосредственное участие в создании антоновских самолетов – от Ан-2 до Ан-225 и оказала значительное влияние на развитие фирмы. Под ее руководством была создана крупнейшая в Европе лаборатория прочностных испытаний и сформирована целая школа высококвалифицированных специалистов-прочнистов, среди которых: ГГ. Онгирский, Н.Н. Гуржий, А.А. Авраменко, А.И. Семенец, А.Ю. Иваненко, В.П. Уколов и др. На протяжении многих лет «АиВ» сотрудничаете Е.А. Шахатуни, воспоминания которой были опубликованы на страницах журнала. Коллектив редакции от всей души желает Вам, Елизавета Аветовна, здоровья и удачи! 1 декабря, в День Воздушных сил Украины, в Киеве состоялся брифинг с участием командующего этим видом Вооруженных сил генерал-полковника Анатолия Торопчина. В частности, он сообщил, что в текущем году экипажи Воздушных сил (ВС) выполнили 585 летных смен с общим налетом свыше 10600 часов, что на 6% больше, чем в 2005 г. Общий налет 90 экипажей Объединенных сил быстрого реагирования составил почти 5500 часов при среднем налете на один экипаж 68 часов. В общей сложности в 2006 учебном году было произведено 6328 боевых применений, что на 23% больше, чем в 2005 г. В этом году впервые летчики-истребители выполнили ночные стрельбы управляемыми ракетами «воздух-воздух». Дежурные части ВС определили и прервали 2 нарушения воздушной границы Украины, а также 28 нарушений правил пользования воздушным пространством страны. Кроме того, авиаторы продемонстрировали надежность прикрытия рубежей Украины в ходе различных учений. Так, «все авиационные бригады истребительной авиации выполнили перебазирование на указанные аэродромы и произвели боевые стрельбы в акватории Черного моря, – подчеркнул Торопчин. – Для выполнения этих стрельб они действовали без посадки с аэродрома Миргород, причем протяженность маршрута составила около 700 км». По словам командующего, к 2011 гг. в составе ВС планируется оставить 74 истребителя МиГ-29, из них 90% пройдут модернизацию, а остальные будут отремонтированы. Работы по модернизации «МиГов» должен выполнить Львовский АРЗ при участии ряда предприятий России и Министерства промполитики Украины. В отношении самолета Ан-70 Торопчин сообщил, что в составе ВС такие машины должны заменить 50% Ил-76, парк которых сейчас насчитывает 20 машин. Однако деньги на закупку «семидесяток» в будущем году не предусмотрены. Командующий обнадежил почитателей пилотажной группы «Украинские соколы». По его словам, в 2007 г. летчики должны начать тренировки на Л-39, а в 2008-09 гг. перейти на модернизированные МиГ-29. С 31 октября по 5 ноября в КНР в г. Чжухай прошел VI международный авиационно-космический салон Air Show China-2006. В нем участвовало более 550 компаний из 33 стран мира, состоялось подписание контрактов и протоколов о намерении на сумму более 3 млрд. USD. По уже сложившейся традиции в Чжухае была продемонстрирована очень скромная экспозиция натурной авиатехники, а программа демполетов включала лишь несколько участников. Выставка продемонстрировала все возрастающую мощь аэрокосмического комплекса КНР, а также все большее смещение направленности интересов Китая в сторону не столько приобретения лицензий, сколько поднятия уровня своих разработчиков. Наиболее масштабно были представлены китайские государственные авиастроительные корпорации AV1C-I и AVIC-II, В выделенном для них павильоне демонстрировались полноразмерный макет носовой части фюзеляжа и салона регионального реактивного лайнера ARJ21, а также модели: грузовых машин Y8C и Y9 (самолет для ВВС КНР на базе коммерческого Y8F600), регионального МА60, многоцелевых Y12F и Y5B, сельскохозяйственного N5B. Значительное внимание было уделено боевой и винтокрылой авиатехнике, ракетно-космической тематике и ДПЛА. Обращают на себя внимание самолеты, созданные в последние годы китайскими специалистами на базе советских машин, либо разрабатываемые совместно с российскими и украинскими фирмами. Так, региональный пассажирский МА60 представляет собой глубокую модификацию Ан-24, а в учебно-боевом самолете FTC2000 невооруженным взглядом прослеживается фамильное сходство с МиГ-21. Дебютировавший на авиасалоне сверхзвуковой реактивный учебно- тренировочный самолет L15, оснащенный запорожскими двигателями АИ-222 с форсажными камерами, – пример совместной работы китайских инженеров и специалистов ОКБ им. А.С. Яковлева. Еще два проекта развиваются при участии АНТК им. O.K. Антонова, совместно с которым Shaanxi Aircraft Industry (Group) Co., Ltd. (SAC) создает средний транспортный самолет Y8F600, а компания AVIC I Commercial Aircraft Co. Ltd. проектирует новый ARJ21. В работе авиасалона принимала участие и украинская делегация, представлявшая около 30 отечественных предприятий, в т.ч. АНТК им. O.K. Антонова, ОАО «Мотор Сич», Луганский АРЗ, ГП «Вектор», ГК «Укрспецэкспорт». Необходимо отметить, что в КНР сохраняется традиционно высокий интерес к самолетам марки «Ан», но что сегодня особо ценит китайская сторона – готовность украинских разработчиков к сотрудничеству в сфере подготовки кадров. Один из высокопоставленных чиновников авиапромышленности Китая, в частности, сказал: «И «Боинг», и «Эрбас» стремятся продать нам свои самолеты, но отказываются обучать нас тонкостям их проектирования. В этой связи мы очень заинтересованы в сотрудничестве с АНТК «Антонов», потому что вы идете нам навстречу и помогаете нам научиться самостоятельно создавать новую авиатехнику». Самым большим зарубежным участником авиасалона была делегация авиапрома Российской Федерации. Она объединила под эгидой «Рособоронэкспорта» около полусотни предприятий и организаций, включая разработчиков и производителей летательных аппаратов, авиадвигателей, оборудования и вооружения. Широко рекламировались самолеты: Superjet 100 и Су-80, Ту-204С, Ту-204-120СЕ, Ту-204-300, Ту-214, Ту-334, Ил-96-300, Ил-114 и Ил-114Т. Большой интерес у китайцев вызвали продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» и истребитель Су-35 (на выставке был представлен его тренажерный комплекс с кабиной пилота). Среди западных производителей авиатехники выделялась компания Boeing, активно продвигавшая новый пассажирский Boeing 787 Dream Liner. В настоящее время темпы его создания значительно опережают европейскую программу А350, благодаря чему у «Боинга» есть хорошая возможность захватить этот сегмент рынка. Рекламировался дальнемагистральный самолет Boeing 747-8, который, по мнению разработчика, по критерию стоимость-эффективность окажется более предпочтительным для авиакомпаний в сравнении с европейским А380. Учитывая проблемы программы А380, «Боинг» имеет серьезные шансы на успех. Еще одна новинка – тяжелый грузовой Boeing 777 Freighter, который предлагают для замены DC-10-30F, MD-11F и Boeing 747-200/300F. Консорциум Airbus акцентировал внимание на трех самолетах: А350, А380 и грузовом A330F-600. Проект А350 сегодня находится в стадии оптимизации облика. Для привлечения заказчиков из КНР консорциум предлагает широкую кооперацию с китайскими предприятиями при его разработке и постройке. Другие западные компании рекламировали различные региональные, административные и многоцелевые машины. Так, Embraer представляла ERJ-145 (производится в КНР по лицензии), Bombardier – самолеты семейств Challenger, авиапромышленность Польши – PZL М-28 (вариант Ан-28), Aerospatiale – ATR-42-500. Широко были представлены ведущие двигателестроительные фирмы General Electric, Pratt amp; Whitney, Snec- ma, IAE, CFM, MTU, а также разработчики авионики и оборудования. В заключение можно констатировать, что современный Китай демонстрирует стабильное продвижение вперед. Поставленные им задачи в области развития авиации наверняка будут успешно решены. «Восточный экспресс» уверенно набирает ход. Тот, кто успеет вскочить на подножку этого поезда, – опередит конкурентов. Андрей Хаустов/ «АиВ» 10 ноября Ан-124-100 авиакомпании «Авиалинии «Антонова» доставил из Украины (Николаев) в Либерию четыре Ми-8МТ 56-го отдельного вертолетного отряда ВС Украины. Днем раньше «Руслан» перебросил с африканского континента на родину 4 вертолета и 20 т имущества этого отряда. Таким образом, завершилась очередная ротация личного состава и техники украинских миротворцев, которые находятся в составе Миссии ООН в Либерии с января 2004 г. 15 ноября на пресс-конференции председатель Госавиаслуж- бы Украины Н. Марченко заявил, что за 10 месяцев текущего года отечественные авиакомпании перевезли 3,8 млн. пассажиров. Это на 13,5% больше, чем за тот же период 2005 г. Кроме того, украинские эксплуатанты перевезли 72,3 тыс. т грузов и почты. Как и раньше, на внутренние воздушные линии приходится лишь пятая часть всех авиаперевозок. Наиболее успешно работали 4 авиакомпании, которые выполняют приблизительно 85% всего объема авиаперевозок в Украине. Это «AepoCBiT» (темп роста перевозок по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. составил 17,1%), «Международные авиалинии Украины» (15,6%), «Донбассаэро» (32,6%) и «Украинские Средиземноморские авиалинии» (20,9%). 16 ноября на ГП «КиАЗ «Авиант» состоялась передача на приемо-сдаточные испытания Ан-32Б (сер. № 36-03) – первой машины, построенной для Судана в рамках контракта на поставку пяти самолетов. В тот же день экипаж, в состав которого входили испытатели «Авианта»: командир А.П. Кушнирук, штурман А.Н. Науменко и бортинженер И.В. Баистов, а также помощник командира летчик- испытатель АНТК им. O.K. Антонова А.Н. Орехов, выполнил на этой машине первый полет. Его продолжительность составила 2 ч, была достигнута высота 8100 м, проверены работа двигателей, а также устойчивость и управляемость самолета. Этот Ан-32Б оснащен двигателями АИ-20Д серии 5Э и новым БРЭО, отвечающим требованиям ICAO и Eurocontrol. В частности, на борту размещены системы спутниковой навигации GPS-155XL, предупреждения об опасном сближении с самолетами TCAS-94 и землей EGWS Mark-VIII. Ориентировочная стоимость самолета составляет 8-8,5 млн. USD. Кроме суданского контракта, «Авиант» имеет на ближайшие 2 года пакет заказов на 10-14 Ан-32Б для ОАЭ и Шри Ланки. 20 ноября в Федеральной налоговой службе России была официально зарегистрирована ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (OAK) по адресу: Москва, Уланский переулок, дом 22, строение 1, где ранее располагалось Министерство авиапромышленности СССР. Уставной капитал корпорации составил 96,7 млрд. руб., в который как учредитель РФ внесет 100% акций АХК «Сухой», 86% – МАК «Ильюшин», 90,8% – ОАО «Туполев», 15% – ВЭО «Авиаэкспорт», 38% – «Ильюшин Финанс и Ко», 25,5% – АО им. Ю.А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре), 38% – завода «Сокол» (Нижний Новгород), 25,5% – НАПО им. В.П. Чкалова (Новосибирск) и 58% – Финансовой лизинговой компании. В конце ноября начались летные испытания одного из самых больших в современном мире дирижаблей AU-30 (максимальный диаметр – 13,5 м, длина оболочки – 54,0 м, ее объем – 5200 куб.м, масса полезной нагрузки – 1500 кг, мощность двух маршевых двигателей -340 л.с.), созданного группой компаний «Авгуръ-РосАэроСистемы» (Россия). Дирижабль способен летать со скоростью до 110 км/ч и преодолеть расстояние до 1600 км, в том числе в сложных погодных условиях. Для этого AU-30 оснащен новейшим пилотажно-навигационным оборудованием, включая автопилот(впервые в мире). В настоящее время один аппарат проходит сертификационные испытания, и еще четыре находятся в производстве. Дирижабли планируется использовать для мониторинга объектов топливо-энергетического комплекса, а весной 2008 г. на одном из них российско-французский экипаж совершит воздушную экспедицию на Северный полюс. В конце октября подразделение Phantom Work фирмы Boeing объявило о начале работ над бомбардировщиком Х-48В аэродинамической схемы «летающее крыло» новой концепции Blended Wing Body, которая разрабатывается совместно с NASA и ВВС. На двух летающих моделях этого самолета Ship 1 и Ship 2 (взл. масса – 186,6 кг, размах крыла – 6,4 м) уже проведен цикл продувок в аэродинамических трубах. Теперь модели доставлены на базу ВВС Эдварде в шт. Калифорния, где пройдут их наземные и летные испытания. Основная задача проводимых работ состоит в детальном изучении поведения этих аппаратов на малых скоростях, особенно при взлете-посадке. 16 ноября в рамках программы Operation Deep Freeze на ледяной аэродром американской станции Мак-Мердо в Антарктиде приземлился С-17 Globemaster III из 62-го авиакрыла ВВС США. Это была первая посадка на лед американского самолета с ТРД на колесном шасси. Основной целью Operation Deep Freeze стало материально-техническое обеспечение полярных станций, а также исследование эксплуатационных возможностей С-17 в сложных антарктических условиях. 17 ноября на базе ВВС США Доббин (шт. Джорджия) поднялся в воздух второй экземпляр стратегического транспортного самолета Lockheed Martin С-5М Super Galaxy, который является модернизированным вариантом С-5В Galaxy. На обновленной машине доработана конструкция фюзеляжа и установлены двигатели General Electric CF6-80C2. Максимальную грузоподъемность удалось поднять до 120 т и взлетную массу – до 380 т, тяговооруженность увеличить на 22%, а скороподъемность – на 58%. При этом дальность с максимальной нагрузкой составила 5500 км при скорости 920 км/ч. Первый экземпляр Super Galaxy проходит испытания с 19 июня и уже налетал 51 ч. По предварительным планам ВВС США, в общей сложности предстоит переделать 111 самолетов в вариант Super Galaxy. 27 ноября агентство «Рейтер» сообщило, что в 2007 г. ВВС Пакистана получат первые истребители JF-17 (Joint Fighter 17) Thunder производства КНР (китайское обозначение FC-1). Как заявил эйр-маршал Халид Чоудхри, два JF-17 прибудут 23 марта, а до конца года поступят все 8 истребителей первой партии. В общей сложности до 2015 г. пакистанские ВВС намерены принять на вооружение 150 таких машин. Половина из них будет построена в Пакистане. По планам, первый JF-17 пакистанского производства поднимется в воздух в январе 2008 г. 12 декабря Европейское агентство по авиационной безопасности EASA и Федеральная авиационная администрация FAA США одновременно сертифицировали 555-местный авиалайнер «Эрбас А380». На заключительном этапе испытаний самолет выполнил 4 задания. В ходе первого из них опытный экземпляр А380 слетал из Тулузы в Сингапур и Сеул, второго – в Гонконг и Токио. Третьим стало турне в китайские города Гуанчжоу, Пекин и Шанхай. В ходе четвертого А380 совершил кругосветное путешествие, пролетев над обоими полюсами земли с посадками в Йоханнесбурге, Сиднее и Ванкувере. За 18 суток самолет побывал в 10 аэропортах мира, провел в воздухе 152 ч, преодолев 127788 км. Андрей Совенко/ «АиВ» |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|