|
||||
|
Потери ВВС Грузии были минимальными Опубликованная в прошлом номере «АиВ» статья М. Жирохова «Маленькая миротворческая война» не оставила равнодушными наших читателей. Поступающие отклики говорят о том, что эти трагические события воспринимаются многими очень остро, с болью в сердце. Эти чувства близки и понятны редакции. Мы также считаем, что публикация подобных материалов позволяет приблизиться к пониманию неприглядной правды этой войны и, надеемся, будет способствовать предотвращению подобных конфликтов. Сегодня мы представляем Вашему вниманию взгляд на грузино-российскую войну тбилисского журналиста, который был непосредственным свидетелем многих ее событий. Наш журнал открыт для сотрудничества, в том числе и для российских коллег, готовых рассказать о действиях авиации РФ в этой войне. Действия грузинской авиации во время 5-дневной августовской войны покрыты туманом. Официальные лица почему-то не спешат ознакомить общественность с работой грузинских пилотов в те тяжелые дни. Журналисты своими силами добыли информацию о боевых вылетах экипажей штурмовиков Су-25 и ударных вертолетов Ми-24. Разумеется, она не исчерпывающая, однако несет луч света в туман таинственности. Группа грузинских штурмовиков выполнила боевой вылет рано утром 8 августа. К этому времени уже была получена информация о выходе из Рокского тоннеля российской механизированной колонны и передвижении ее в сторону Цхинвали. Грузинские пилоты подняли свои штурмовики в воздух в 6 ч 30 мин. Боевой вылет должны были совершить 6 самолетов, однако у одного при запуске двигателей возникли проблемы. Время не ждало, поэтому на задание отправились 5 машин. В воздухе у одной из них отказала система управления оружием, и летчику пришлось вернуться на аэродром. В ударной группе осталось 4 штурмовика, включая один «Мимино» и одну «спарку» Су-25УБ. Каждый самолет нес шесть 250-кг бомб ФАБ-250. две ракеты класса «воздух-воздух» Р-60 и располагал полным боекомплектом к 30-мм пушке (250 снарядов). На ближних к фюзеляжу пилонах были подвешены по 2 бака ПТБ-800. Вблизи Джавы была обнаружена российская колонна, состоявшая примерно из 40 единиц бронетехники и такого же количества грузовых автомобилей. Штурмовики атаковали ее, сбросив с одного захода с высоты примерно 250 м все 24 бомбы. Затем один штурмовик выполнил повторный заход, используя бортовую пушку. Конечно, войсковая колонна не была полностью уничтожена, но до 10 танков, бронемашин и грузовиков взорвались или вышли из строя. Грузинские Ан-2 и автомобили, уничтоженные российской авиацией на аэродроме Марнеули Обломки российского Су-24, лежащие в деревне Дзевера Все, что осталось, от сгоревшего на аэродроме Сенаки грузинского Ми-24 (борт 05). Фото этого же горящего вертолета см. в «АиВ», № 5 2008, стр. 36 По свидетельству очевидцев, этот сожженный «Урал» – на счету грузинских вертолетчиков В 7 ч 32 мин все грузинские самолеты вернулись к месту базирования. Их срочно подготовили к новому вылету, однако он не состоялся – из Цхинвальского района боевых действий пришло сообщение, что в небе хозяйничают российские истребители (именно в то время автор статьи находился на подступах к Цхинвали и наблюдал на мгновение показавшиеся в поле зрения истребители, вероятно, МиГ-29 или Су-27). В такой ситуации посылать Су-25 на боевое задание было равносильно отправке грузинских пилотов на верную смерть. Штурмовики срочно рассредоточили и укрыли в разных концах авиабазы (я сознательно не привожу ее название). Этот аэродром, как и другие, 8 августа и в последующие дни неоднократно бомбила российская авиация, однако спрятанные Су-25 не пострадали. Боевые вылеты совершили также экипажи грузинских Ми-24. Вертолеты показались над Цхинвали рано утром 8 августа и действовали группами по схеме 3+3. Они были вооружены блоками 80-мм неуправляемых ракет С-80, 12,7-мм пулеметами или 30-мм пушками. В общей сложности 8, 9 и 10 августа они выполнили 4 атаки. По словам очевидцев, взорванные и сожженные у деревни Шер- тула грузовые «Уралы» – на счету грузинских вертолетчиков. Разумеется, читателей интересует более подробное описание каждого вылета, однако пока Министерство обороны Грузии воздерживается от этого. Хочу подчеркнуть, что во время выполнения боевых заданий ни один грузинский штурмовик или вертолет (обратите внимание на значение этих слов) в воздухе сбит не был. В российских СМИ или на интернет-форумах упорно утверждается, будто грузинская авиация полностью уничтожена – это абсолютная ложь. Вероятно, российские военные не могут поверить в то, что не смогли сбить ни один грузинский штурмовик или вертолет, тогда как сами потеряли более 10 летательных аппаратов(4*) и еще 5-7 получили повреждения. К сожалению, грузинские ВВС все же пострадали. 8 августа «ларнеульская авиабаза 4 раза подвергалась атакам российских Су-25 и Су-24. Первый удар нанесла пара штурмовиков, которая выпустила по стоявшим на аэродроме Ан-2 четыре НАР (предположительно С-24). В результате сгорели 3 антоновских биплана. От осколков ракет погибли бортинженер Альберт Балхамишвили, водитель сержант Нодар Девнозашвили и техник младший сержант Георгий Нануашвили. Занявшее Сенаки разведывательно-диверсионное подразделение, усиленное бронетехникой, уничтожило на аэродроме второй пехотной бригады 3 грузинских вертолета – два Ми-24 и один Ми-14. Последний уже давно не летал. По нашей информации, у Ми-24 практически был исчерпан ресурс. Кроме того, во время войны потерпел аварию один ударный вертолет (без воздействия огня противника). Его экипаж спасся. Таким образом, во зоемя августовской войны ни один грузинский пилот не погиб. P.S. редакции. В материале Ираклия Аладашвили обращают на себя внимание несколько моментов. Во-первых, бросается в глаза низкая боеготовность грузинских штурмовиков: из десяти имевшихся, по нашим сведениям, Су-25 для выполнения ответственнейшего боевого задания выделили только 6, а осуществить его смогли всего 4. Во-вторых, мы не видим никаких последствий модернизации штурмовиков, которая велась с участием израильских специалистов – нет ни слова о применении управляемых боеприпасов, грузинские летчики работали с малой высоты, используя обычные ФАБ-250. В-третьих, очень интересным представляется упоминание об участии в конфликте российских истребителей, одно лишь появление которых вынудило грузинскую сторону отказаться от дальнейшего применения штурмовиков. Что касается оценки потерь авиации сторон в этом конфликте, то, вероятно, исчерпывающая информация, позволяющая сделать это объективно, появится еще не скоро. Однако до сих пор не опубликовано ни одной фотографии обломков сбитого грузинского самолета или вертолета, а это вызывает высокое доверие к сделанным в данной статье утверждениям. 4* Правда. Россия признает только потерю одного бомбардировщика Ту-22МЗ и трех штурмовиков Су-25. Но что, например, делать с обломками Су-24, которые до сих пор лежат в деревне Дзевера ?! Андрей Хаустов/ «АиВ» Примечания:Потери ВВС Грузии были минимальными Опубликованная в прошлом номере «АиВ» статья М. Жирохова «Маленькая миротворческая война» не оставила равнодушными наших читателей. Поступающие отклики говорят о том, что эти трагические события воспринимаются многими очень остро, с болью в сердце. Эти чувства близки и понятны редакции. Мы также считаем, что публикация подобных материалов позволяет приблизиться к пониманию неприглядной правды этой войны и, надеемся, будет способствовать предотвращению подобных конфликтов. Сегодня мы представляем Вашему вниманию взгляд на грузино-российскую войну тбилисского журналиста, который был непосредственным свидетелем многих ее событий. Наш журнал открыт для сотрудничества, в том числе и для российских коллег, готовых рассказать о действиях авиации РФ в этой войне. Действия грузинской авиации во время 5-дневной августовской войны покрыты туманом. Официальные лица почему-то не спешат ознакомить общественность с работой грузинских пилотов в те тяжелые дни. Журналисты своими силами добыли информацию о боевых вылетах экипажей штурмовиков Су-25 и ударных вертолетов Ми-24. Разумеется, она не исчерпывающая, однако несет луч света в туман таинственности. Группа грузинских штурмовиков выполнила боевой вылет рано утром 8 августа. К этому времени уже была получена информация о выходе из Рокского тоннеля российской механизированной колонны и передвижении ее в сторону Цхинвали. Грузинские пилоты подняли свои штурмовики в воздух в 6 ч 30 мин. Боевой вылет должны были совершить 6 самолетов, однако у одного при запуске двигателей возникли проблемы. Время не ждало, поэтому на задание отправились 5 машин. В воздухе у одной из них отказала система управления оружием, и летчику пришлось вернуться на аэродром. В ударной группе осталось 4 штурмовика, включая один «Мимино» и одну «спарку» Су-25УБ. Каждый самолет нес шесть 250-кг бомб ФАБ-250. две ракеты класса «воздух-воздух» Р-60 и располагал полным боекомплектом к 30-мм пушке (250 снарядов). На ближних к фюзеляжу пилонах были подвешены по 2 бака ПТБ-800. Вблизи Джавы была обнаружена российская колонна, состоявшая примерно из 40 единиц бронетехники и такого же количества грузовых автомобилей. Штурмовики атаковали ее, сбросив с одного захода с высоты примерно 250 м все 24 бомбы. Затем один штурмовик выполнил повторный заход, используя бортовую пушку. Конечно, войсковая колонна не была полностью уничтожена, но до 10 танков, бронемашин и грузовиков взорвались или вышли из строя. Грузинские Ан-2 и автомобили, уничтоженные российской авиацией на аэродроме Марнеули Обломки российского Су-24, лежащие в деревне Дзевера Все, что осталось, от сгоревшего на аэродроме Сенаки грузинского Ми-24 (борт 05). Фото этого же горящего вертолета см. в «АиВ», № 5 2008, стр. 36 По свидетельству очевидцев, этот сожженный «Урал» – на счету грузинских вертолетчиков В 7 ч 32 мин все грузинские самолеты вернулись к месту базирования. Их срочно подготовили к новому вылету, однако он не состоялся – из Цхинвальского района боевых действий пришло сообщение, что в небе хозяйничают российские истребители (именно в то время автор статьи находился на подступах к Цхинвали и наблюдал на мгновение показавшиеся в поле зрения истребители, вероятно, МиГ-29 или Су-27). В такой ситуации посылать Су-25 на боевое задание было равносильно отправке грузинских пилотов на верную смерть. Штурмовики срочно рассредоточили и укрыли в разных концах авиабазы (я сознательно не привожу ее название). Этот аэродром, как и другие, 8 августа и в последующие дни неоднократно бомбила российская авиация, однако спрятанные Су-25 не пострадали. Боевые вылеты совершили также экипажи грузинских Ми-24. Вертолеты показались над Цхинвали рано утром 8 августа и действовали группами по схеме 3+3. Они были вооружены блоками 80-мм неуправляемых ракет С-80, 12,7-мм пулеметами или 30-мм пушками. В общей сложности 8, 9 и 10 августа они выполнили 4 атаки. По словам очевидцев, взорванные и сожженные у деревни Шер- тула грузовые «Уралы» – на счету грузинских вертолетчиков. Разумеется, читателей интересует более подробное описание каждого вылета, однако пока Министерство обороны Грузии воздерживается от этого. Хочу подчеркнуть, что во время выполнения боевых заданий ни один грузинский штурмовик или вертолет (обратите внимание на значение этих слов) в воздухе сбит не был. В российских СМИ или на интернет-форумах упорно утверждается, будто грузинская авиация полностью уничтожена – это абсолютная ложь. Вероятно, российские военные не могут поверить в то, что не смогли сбить ни один грузинский штурмовик или вертолет, тогда как сами потеряли более 10 летательных аппаратов(4*) и еще 5-7 получили повреждения. К сожалению, грузинские ВВС все же пострадали. 8 августа «ларнеульская авиабаза 4 раза подвергалась атакам российских Су-25 и Су-24. Первый удар нанесла пара штурмовиков, которая выпустила по стоявшим на аэродроме Ан-2 четыре НАР (предположительно С-24). В результате сгорели 3 антоновских биплана. От осколков ракет погибли бортинженер Альберт Балхамишвили, водитель сержант Нодар Девнозашвили и техник младший сержант Георгий Нануашвили. Занявшее Сенаки разведывательно-диверсионное подразделение, усиленное бронетехникой, уничтожило на аэродроме второй пехотной бригады 3 грузинских вертолета – два Ми-24 и один Ми-14. Последний уже давно не летал. По нашей информации, у Ми-24 практически был исчерпан ресурс. Кроме того, во время войны потерпел аварию один ударный вертолет (без воздействия огня противника). Его экипаж спасся. Таким образом, во зоемя августовской войны ни один грузинский пилот не погиб. P.S. редакции. В материале Ираклия Аладашвили обращают на себя внимание несколько моментов. Во-первых, бросается в глаза низкая боеготовность грузинских штурмовиков: из десяти имевшихся, по нашим сведениям, Су-25 для выполнения ответственнейшего боевого задания выделили только 6, а осуществить его смогли всего 4. Во-вторых, мы не видим никаких последствий модернизации штурмовиков, которая велась с участием израильских специалистов – нет ни слова о применении управляемых боеприпасов, грузинские летчики работали с малой высоты, используя обычные ФАБ-250. В-третьих, очень интересным представляется упоминание об участии в конфликте российских истребителей, одно лишь появление которых вынудило грузинскую сторону отказаться от дальнейшего применения штурмовиков. Что касается оценки потерь авиации сторон в этом конфликте, то, вероятно, исчерпывающая информация, позволяющая сделать это объективно, появится еще не скоро. Однако до сих пор не опубликовано ни одной фотографии обломков сбитого грузинского самолета или вертолета, а это вызывает высокое доверие к сделанным в данной статье утверждениям. 4* Правда. Россия признает только потерю одного бомбардировщика Ту-22МЗ и трех штурмовиков Су-25. Но что, например, делать с обломками Су-24, которые до сих пор лежат в деревне Дзевера ?! Андрей Хаустов/ «АиВ» |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|