SOKO J-22 «ОРАО»


Истребитель- бомбардировщик


Работы по этому совместному, югославо-румынскому проекту, первоначально носившему название «Юром», начались в 1970 году. Самолет предназначался для замены устаревших истребителей- бомбардировщиков (в частности, МиГ-17 в составе ВВС Румынии) и использования в качестве штурмовика, тактического разведчика, а также маловысотного перехватчика. Постройка прототипов штурмовика началась в 1972 году одновременно в Югославии (на заводе «Соко» в г. Мосте) и Румынии (на заводе «Авиоан» в г. Крайова), а их первые полеты состоялись в один и тот же день - 31 октября 1974 года. Румынские самолеты получили обозначение IAR-93A. Первые опытные двухместные учебно-боевые самолеты IAR-93A и INJ-22 также взлетели одновременно - 29 января 1977 года.


Истребитель-бомбардировщик INJ-22 «ОРАО» - экспонат югославского музея авиации


В каждой стране к 1978 году было построено по 15 предсерий- ных самолетов (в двухместном и одноместном вариантах). Первый серийный самолет IAR-93A с нефорсированным ТРДД «Вайпер» МК.632-41, поднялся в воздух в 1981 году. Самолеты строились как в одноместном ударном, так и в двухместном учебно-боевом вариантах, к настоящему времени их выпуск прекращен. ВВС Румынии получили 26 самолетов IAR-93A в одноместном и 10 - в двухместном вариантах.

В Югославии с двигателями «Вайпер»Мк.632-41 было построено 24 одноместных самолета-раз- ведчика IJ-22 и двухместных INJ-22 (последние используются также в качестве учебно-тренировочных).

20 октября 1983 года начались летные испытания одноместного истребителя-бомбардировщика J-22 с форсированными двигателями «Вайпер»Мк.633-47 (машины известны под обозначением J-22(M) «Орао»2). Для ВВС Югославии было заказано 165 самолетов этого типа, 74 из которых успели поставить с 1986 до начала 1992 года, когда завод «Соко» отошел Боснии, после чего выпуск истребителей-бомбардировщиков прекратился.

Самолеты J-22 имеются на вооружении ВВС Югославии, а также Сербской республики (входят в . состав 92-й авиационной бригады, базирующейся на аэродроме в Баня-Лука). Существуют планы оснащения этих машин усовершенствованным БРЭО, включаю- щием БРЛС, инерциальную навигационную систему и цифровую шину данных. Кроме того, на передних кромках воздухозаборника и носках крыла предполагается смонтировать антиобледенительную систему.

18 июля 1985 года совершил первый полет усовершенствованный двухместный разведчик NJ-22, оснащенный двигателями «Вайпер» Мк.633^17. ВВС Югославии поставлено 35 самолетов этого типа, часть из которых имеет нефорсированные двигатели.

В 1985 году начались летные испытания румынского истребите- ля-бомбардировщика IAR-93B с ТРДДФ «Вайпер»Мк.633.47. ВВС Румынии заказали 165 этих самолетов (в двухместном и одноместном варианте), однако поставки в полном объеме не завершены из- за кризиса, постигшего авиационную промышленность Румынии в начале 1990-х годов. Тем не менее, в 1993 году начались работы по установке на имеющиеся самолеты IAR-93B усовершенствованного западного БРЭО.


Схема истребителя-бомбардировщика СОКО J-22 «ОРАО»


В Югославии часть самолетов получила на вооружение новые ракеты класса «воздух-воздух» Р- 73, значительно повысившие возможности самолета по ведению ближнего воздушного боя.

Конструкция. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом.

Крыло - кессонное, двухлонжеронное. Профиль крыла NACA 65-008 (модифицированный), отрицательный угол поперечного V равен 3,5°, угол установки - 0°. Корневые крыльевые наплывы имеют угол стреловидности 70°, угол стреловидности по 1 /4 линии хорд - 43°.

На верхней поверхности каждой консоли расположено два аэродинамических гребня. Имеются двухсекционные предкрылки общей площадью 1,56 м2 с гидравлическим приводом и закрылки Фаулера (3,13 м2 ).

Элероны - некомпенсированные, с относительно большой хордой, имеют гидроприводы фирмы Даути.

Фюзеляж типа полумонокок. На его нижней поверхности, перед нишами основных стоек шасси, установлены перфорированные воздушные тормоза створчатого типа. По бокам носовой части имеются гребни. Задняя часть фюзеляжа выполнена отъемной, для

облегчения техобслуживания и демонтажа двигателей. В герметезированной кабине установлено катапультное кресло (кресла) фирмы «Мартин-Бейкер» RU10J (на румынских самолетах) и YU10J (на самолетах для ВВС Югославии), обеспечивающее покидание самолета на стоянке.

Хвостовое оперение - стреловидное. Имеется небольшой форкиль. С каждой стороны задней нижней части фюзеляжа (только на одноместных самолетах) установлены фальшкили. У основания руля направления в специальном контейнере размещен тормозной парашют диаметром 4,2 м с гидравлическим управлением выпуска. Стабилизатор размахом 4,72 м имеет слоистую конструкцию. Управление осуществляется гидравлическими сервоприводами фирмы Даути.

Шасси - трехопорное, с носовым колесом, фирмы «Месье-Испано-Бугатти». Носовая стойка одноколесная, с гидравлическим управлением поворотом. Основные стойки двухколесные, убирающиеся в фюзеляж, носовая - одноколесная, убирается в носовую часть фюзеляжа поворотом вперед. Амортизаторы - двухкамерные, масляно-пневматические. Размер бескамерных пневматиков основных стоек 615 х 225 х 254 мм, давление 6,3 кгс/ см 2 . Пневматики носовой стойки «Орао»1 и «Орао»2 имеют размеры, соответственно, 551 х 250 х 152,4 мм и 452 х 190 х х 127 мм (давление, соответственно, 3,16 и 3,87 кгс/см 2 ). Гидравлические дисковые тормоза на каждой основной стойке. Имеется система безъюзового торможения с электрическим управлением.

Силовая установка. Самолет оснащен двумя ТРД Роллс-Ройс «Вайпер»Мк.632-41R (2 х 1815 кгс) или форсированными двигателями «Вайпер»Мк.633-47 (2 х 2270 кгс), выпускавшимися в Румынии и Югославии по лицензии.

Топливо размещается в пяти фюзеляжных и двух крыльевых топливных баках суммарной вместимостью 3120 л. Возможна подвеска трех ПТБ емкостью по 540 л. Заправка внутренних топливных баков под давлением и «самотеком», ПТБ - «самотеком».

Общесамолетные системы. Имеется трехканальная система повышения устойчивости фирмы «Даути».

Гидравлическая система состоит из двух независимых подсистем с рабочим давлением 211 кгс/см2 для приводов предкрылков, закрылков, элеронов, стабилизатора, руля направления, воздушных тормозов, основных колес шасси, системы управления поворотом носового колеса, тормозного парашюта, сопел, механизма выпуска и уборки шасси.

Основная электрическая система постоянного тока напряжением 28 В питается двумя стартер-генераторами Лукас ВС-0107 мощностью 9 кВт. Имеется два статических преобразователя переменного тока и аккумулятор.

Воздушная система обеспечивает наддув кабины (максимальный перепад давления 0,22 кгс/см2 ), кондиционирование воздуха, обдув лобового стекла (для защиты от обледенения и запотевания).

Целевое оборудование. Имеется связная радиостанция метрового и дециметрового диапазона, гировертикаль, радиовысотомер, радиокомпас, маркерный приемник, система радиоопознавания «свой-чужой». Установлена система радионавигации VOR/ILS Коллинз VIR- 30.

Самолет «Орао»2 оснащен ИЛС Томсон CSF VE-120T с гироскопическим вычислителем Ферранти D282, кинофотопулеметом и приемником предупреждения о радиолокационном облучении SO-1 «Искра». Разведывательный вариант NJ-22 оснащен контейнером с АФА и ИК-оборудованием.

Вооружение. Самолет «Орао» оснащен двумя пушками ГШ-23Л с боекомплектом 200 снарядов на орудие. Бомбовое вооружение включает два-три свободнопадающих боеприпаса калибром 500 кг, четыре-пять бомб массой по 250 кг, четыре строенных держателя с боеприпасами калибром 100 или 50 кг. Возможно применение морских мин калибром 500 кг или напалмовых баков (340 кг).

Неуправляемое ракетное вооружение может включать четыре блока L-57-16DM с 16 НАР калибром 57 мм, четыре-восемь ракет калибром 122 или 128 мм или четыре НАР калибром 240 мм.

На самолете «Орао»2 состав вооружения значительно усилен. На пяти узлах внешней подвески размещается, в общей сложности, до 2800 кг боевой нагрузки, в состав которой вошли УР класса «воздух-воздух» Р-73 (четыре УР размещены на двух спаренных подкрыльевых АПУ), ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-65B «Мейврик» с телевизионным самонаведением, югославские УР «Гром», а также КАБ югославского производства с лазерным полуактивным самонаведением.

Боевое применение. Во время гражданской войны на территории бывшей Югославии активно использовались и самолеты «Орао». Так, 2-8 мая 1992 года сербы провели крупную воздушную операцию по уничтожению моста и понтонных переправ через реку Сава в районе города Славянский брод. Сербские самолеты «Орао», «Супер Галеб», МиГ-21 и «Крагуй» выполнили, в общей сложности, около 200 боевых вылетов. В числе сброшенных боеприпасов было и 29 корректируемых авиационных бомб, носителями которых были штурмовики «Орао». Потери сербов составили три МиГа.

Если в начале вооруженного конфликта сербские летчики практиковали два-три захода на одну цель, что приводило к большим потерям от огня хорватской малокалиберной зенитной артиллерии, то в дальнейшем тактика ударной авиации была усовершенствована. Практиковались налеты тремя волнами. В первой волне шли самолеты МиГ-21, при помощи разовых бомбовых кассет и НАР подавляющие зенитки противника, затем - штурмовики типов «Орао», «Супер Галеб» и «Ястреб», наносившие основной удар. Завершали налет поршневые самолеты «Крагуй» (переоборудованный УТС), а также боевые вертолеты, выполняющие роль «чистильщиков» и добивавшие уцелевшие огневые точки противника.

Во время боев в Боснии в 1993- 1994 гг. в «работу» вступила авиация стран НАТО, действовавшая под флагом миротворческих сил ООН и базировавшаяся на аэродромах Италии, а также на американских, английских и французских авианосцах, развернутых в Адриатическом море. При этом НАТОвцы, ставившие перед собой цель «закрыть» небо над ТВД для самолетов сторон, вовлеченных в конфликт (в первую очередь - самолетов сербов), несмотря на абсолютное превосходство в силах, так и не смогли решить поставленной задачи.

Так, 18 ноября два сербских штурмовика J-22 «Орао» атаковали боснийские позиции в районе г. Бихоч. Самолеты, взлетевшие с аэродрома Удбина (Сербская Краина), совершили 48-киллометровый «бросок» на предельно малой высоте, оставаясь незамеченными для самолетов ДРЛО Е-3 «Сентри» и БРЛС патрульных истребителей НАТО, атаковали цели разовыми бомбовыми кассетами и напалмовыми баками. На следующий день, 19 ноября два сербских самолета «Орао» поразили завод боеприпасов в городе Казин.

Авиация краинских сербов успешно пережила войну. В октябре 1996 года, через год после заключения дейтонских соглашений, аэродром в Баня Лука продолжал функционировать. Базировшие на нем «Орао», вместе с «Ястребами», «Супер Галебами» и Ми-8 (всего 21 летательный аппарат) под неодобрительными взглядами НАТОвских «миротворцев» продолжали выполнять регулярные тренировочные полеты, поддерживая боеготовность.

Летно-технические характеристики самолетов семейства «ОРАО»










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх