|
||||
|
«Базальт» По мере приближения работ по созданию комплекса П-6 к завершению встал вопрос о направлениях его дальнейшего совершенствования. Прежде всего рассматривалось увеличение максимальной дальности. Реализованная в системе П-6 схема с наведением на цель, выбираемую оператором по транслируемому на подводную лодку радиолокационному изображению ордера кораблей противника, еще имела резерв увеличения дальности при условии повышения высоты полета ракеты и совершенствования ее бортовой аппаратуры. Задачи палубной авиации в борьбе с кораблями-носителями П-6 упрощало то, что поиск и атака всплывших для ракетного залпа лодок пр. 651 и 675 по характеру действий корабельных самолетов противника более соответствовали атаке ими надводных кораблей, чем обычной противолодочной деятельности, например охоте за теми же субмаринами, стремящимися в подводном положении торпедировать авианосец. Обнаружение лодки в надводном положении осуществлялось палубными самолетами радиолокационного дозора, патрулировавшими на удалении до 180 миль от авианосца, что примерно соответствовало максимальной дальности комплекса П-6. После этого лодку вплоть до ее погружения могли атаковать не только ударные самолеты всех типов, а в ряде случаев и истребители, лишь бы они находились в воздухе не слишком далеко от нее. Увеличение дальности пуска перспективных противокорабельных ракет в 1,5 раза по отношению к П-6 не только удваивало потребную зону поиска противолодочных сил противника, но и сокращало продолжительность патрулирования его самолетов, вынужденных для начала удаляться от авианосца на большее расстояние. Другим серьезным недостатком первых противокорабельных комплексов являлось отсутствие скрытности ракет, во всяком случае, начиная с момента включения радиолокационного визира до непосредственного сближения с целью. Все это время ракета находилась относительно цели выше радиогоризонта и вела непрерывное радиолокационное излучение, что облегчало задачу наведения на нее истребителей и зенитных ракет. Третьим фактором, снижавшим эффективность применения ракет по хорошо защищенным целям, было ограничение не более чем четырьмя ракетами осуществляемого по полной схеме залпа с целераспределением на избранный оператором главный объект. Постановление от 28 февраля 1963 г. определило разработку ракеты П-500, получившей впоследствии название «Базальт», в габаритах контейнера П-6 для применения на дальности до 500 км с использованием целеуказания от спутников. Тем же правительственным документом задавалась и ракета «Малахит» для лодок пр. 705А и 670, а также проектирование подводной лодки со смешанным вооружением в составе 12-16 «Базальтов» и 12-14 «Малахитов». ОКБ-52 назначалось головным разработчиком «Базальта» и «Малахит», а их систем управления – соответствен но ленинградский НИИ – 49 и московский НИИ-10. Комплекс требовалось представить на совместные испытания во II квартале 1966 г. Специально для вооружения вновь разрабатываемыми комплексами «Базальт» и «Малахит» проектировалась подводная лодка пр. 688. Общий замысел этой субмарины был представлен Н.С. Хрущеву во время его пребывания на Северном флоте летом 1962 г., а к ноябрю для него подготовили более подробный доклад. На основании этой подготовительной работы удалось добиться утверждения упомянутого постановления 1963 г., включив в него и пункт о разработке лодки с 12-16 «Базальтами» и 12-14 «Малахитами». Десятилетней программой кораблестроения на 1964-1973 гг., утвержденной постановлением от 10 августа 1964 г., предусматривалось строительство четырех субмарин пр. 688. Было предложено несколько вариантов этой лодки, отличавшихся различными сочетаниями ракетного вооружения. Первый вариант предусматривал практически равный боекомплект ракет обоих комплексов: 16 «Базальтов» и 14 «Малахитов». Еще два варианта проектировались исходя из предпочтительности оперативно-тактического комплекса. Второй вариант нес до 24 «Базальтов» и 8 «Малахитов», третий вообще не подразумевал размещения тактического комплекса. В четвертом варианте большие ракеты были представлены символически: всего 4 «Базальта» при 12 «Малахитах». Первые три варианта имели водоизмещение 7700-7900 м3 и при оснащении двумя атомными энергетическими установками развивали подводную скорость 29 узлов, а четвертый при водоизмещении, уменьшенном до 6880 м3 , был способен достигнуть скорости 32 узла. Архитектурно новая лодка была преемственни- цей как пр. 675 (контейнеры с «Базальтами» размещались в подпалубной надстройке), так и пр. 670 (контейнеры с «Малахитами» устанавливались по бортам, в междукорпусном пространстве). Варианты с использованием «Базальтов» предусматривали также оснащение лодки 6-8 зенитными ракетами «Меч» для прикрытия в процессе надводного пуска ракет. Предполагалось, что первый удар будет наноситься ракетами «Базальт», а «Малахиты» будут использоваться для добивания противника. Однако саму концепцию лодки со смешанным вооружением признали нежизнеспособной. Не слишком потрепанный противник, выдержавший удар оперативно- тактическим комплексом, продолжил бы выполнение боевой задачи, возможно, несколько откорректировав курс с учетом района надводного старта «Базальта». При большом уровне понесенных потерь от первого удара оставшиеся корабли стали бы отходить от обстрелявшей их лодки. В обоих случаях у лодки не было шансов догнать их для того, чтобы выйти на дальность пуска «Малахита». Конструкторы в инициативном порядке разработали пятый вариант пр. 688 водоизмещением 5000 м3 со скоростью 32 узла, вооруженный 16 «Малахитами». Как развитие основного замысла этого варианта много позже появился пр. 949 с ракетами подводного старта «Гранит». Но в середине 1960-х гг. с учетом возможности оснащения ракетами «Малахит» модернизированных подводных лодок проектов 670,661 и 705 дальнейшие работы по пр. 688 сочли целесообразным продолжить применительно к варианту, вооруженному 12-16 ракетами «Базальт» и шестью 533-мм аппаратами с 18 торпедами. Водоизмещение лодки должно было составить 7200-7600 м3 при скорости 30 узлов и глубине погружения до 400 м. К концу десятилетия работы по перспективной большой лодке переориентировали на комплекс «Гранит». А «Базальт» использовали для перевооружения ранее построенных под П-6 подводных лодок пр. 675, а также для оснащения надводных кораблей новых проектов. На стадии аванпроекта система управления для «Базальта» создавалась на конкурсных началах НИИ-10 и НИИ-49. По результатам аванпроекта предпочтение было отдано НИИ-49, применившему, как и в комплексе П-6, единый антенный пост для управления всеми ракетами залпа, в то время как в варианте НИИ-10, как и в корабельном комплексе П-35,предусматривалось использование нескольких антенных постов – по числу ракет в залпе. Увеличение дальности действия радиолокационного визира и линий связи ракеты и корабля достигалось как наращиванием потенциала передатчиков в сочетании с повышением чувствительности приемников, так и увеличением высоты полета ракеты, обеспечивающим дальнейшее удаление границы радиогоризонта. При этом для надежной работы бортовой радиолокационной аппаратуры потребовалось достигнуть гарантированной герметичности приборного отсека, что удалось далеко не сразу. Разработкой СУ в целом в НИИ-49 руководил В.Н. Яковлев, бортовой аппаратуры -А.В. Чижов, корабельной аппаратуры для подводных лодок – Е.Я. Кац, для авианесущих крейсеров – С.И. Червяков, для ракетных крейсеров – Г.А. Васильев. При сохранении важнейшего достижения комплекса П-6 – обеспечения избирательного целераспределения ракет залпа в соответствии с командами операторов, наблюдавших транслируемые с борта ракет радиолокационные изображения ордера кораблей противника: специалисты НИИ-49 постарались устранить повышавший уязвимость ракеты недостаток предыдущей разработки – непрерывное удержание цели работающей на излучение головкой самонаведения. В новом комплексе после завершения целераспределения и захвата цели головка самонаведения отключалась, ракета пикировала, «ныряя» за радиогоризонт, прикрывавший ее от радиолокационных средств противника. Дальнейший полет осуществлялся в автономном режиме, исходя из определенных на этапе целераспределения координат назначенной для данной ракеты цели. Повторное включение бортовой радиолокационной аппаратуры производилось уже на заключительном этапе полета. Предусматривалось, что за пару минут «молчания» головки самонаведения главная цель не успеет уйти далеко и сменить свое относительное положение в ордере. Для решения сложных задач, стоящих перед системой управления, впервые в СССР на крылатой ракете установили бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ). Почти двукратный рост скорости ракеты потребовал отойти от прямой унификации с П-6, хотя ряд основополагающих конструктивных решений – раскрываемые при старте консоли крыла, нижнее расположение воздухозаборника, киля и стартового агрегата – был успешно заимствован у предыдущих образцов. Для минимизации потерь давления в воздухозаборнике в нем установили двух- позиционное полуконическое центральное тело – устройство более сложной конструкции, чем применявшееся на П-35. Для достижения большей скорости потребовалось применение более крупногабаритного двигателя КР-21 -300. Диаметр ракеты в хвостовой части заметно увеличился, а воздухозаборник сдвинулся вперед по отношению к передней кромке корневой части крыла, заняв место под передней половиной фюзеляжа. Само крыло радикально изменило форму: от стреловидного к треугольному, а точнее, к трапециевидному, с отрицательной стреловидностью по задней кромке. В результате требуемая площадь достигалась при меньшем размахе, что было важно в условиях жестких габаритных ограничений контейнера. Новая конструкция позволяла с меньшим весом обеспечить достаточную жесткость и прочность конструкции. Придание крылу значительного поперечного V наряду с обеспечением поперечной устойчивости также способствовало уменьшению габаритов в сложенном положении. Стала треугольной и форма подфюзеляжного киля. Надо отметить, что наиболее ответственный этап разработки этого изделия пришелся на один из самых неблагоприятных периодов в жизни В.Н. Челомея. После снятия с высших должностей Н.С. Хрущева, отца работавшего на его «фирме» Сергея Никитовича, в Реутов прибыла своего рода «комиссия по расследованию вредительской деятельности». К чести многих ее участников отметим, что они, как правило, занимали объективную позицию, что способствовало дальнейшей успешной деятельности Челомея. Были продолжены и блестяще завершены разработки первой советской массовой межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 и наиболее мощной (до настоящего времени!) отечественной серийной ракеты-носителя УР-500К («Протон»), Также не вызвала сомнений целесообразность создания более совершенной, чем «Аметист», противокорабельной ракеты с подводным стартом «Малахит». А вот место «Базальта» в системе вооружения флота пришлось отвоевывать по всем правилам военного искусства: с ложным бегством, отвлекающими маневрами на направлениях ложных ударов и последующим восстановлением утраченных позиций. Во второй половине 1960-х гг. надводный старт ракет справедливо представлялся анахронизмом. Формально не прекращая тему «Базальт», Челомей и его смежники еще в первой половине 1960-х гг. начали разработку модификации, а по сути нового комплекса – «Базальт-П». Для уже упоминавшейся подводной лодки пр. 688 предусматривалось создание ракеты с подводным стартом на дальность 400-500 км при скорости полета 3200-3600 км/ч. Даже по результатам предварительных проектных проработок ракета получалась на две трети тяжелее П-6, а ее длина достигала 13 м. Потом заданную максимальную дальность удвоили, несколько снизив требования по скорости полета. Но ракета все равно получалась слишком громоздкой. Что самое главное, в те годы еще были далеки от практического разрешения вопросы подводного старта ракет с воздушно-реактивными двигателями и обеспечения эффективного автоматического целераспеределения вне связи со стреляющим кораблем и, следовательно, безучастия человека-оператора. Тут и последовало новое предложение Челомея: отделить им же самим поставленную задачу обеспечения подводного старта от требований по повышению дальности и скорости полета ракет для уже построенных лодок. Первая задача в перспективе должна была решаться для относительно небольшой ракеты с летно-техническими показателями на уровне «Базальта» и габаритами, допускающими размещение в пусковых установках ракет «Малахит». Более скоростную и дальнобойную ракету можно было применить при модернизации почти трех десятков лодок пр. 675 и для вооружения новых надводных кораблей. При этом промежуточным звеном между этой перспективной ракетой с надводным стартом и уже устаревающей П-6 должна была стать разрабатываемая в кратчайшие сроки ракета комплекса «Базальт». В результате после примерно пятилетнего топтания на месте программа «Базальт» вышла на этап полноценной опытно-конструкторской разработки. Как и предыдущие противокорабельные ракеты, прототипы «Базальта» «приобщились к небу» сначала в бросковых испытаниях, а затем в автономных полетах, которые на этот раз проводились не на сугубо «сухопутном» полигоне Капустин Яр, а на приморской Неноксе. При этом почти все выполненные с мая 1969 по июнь 1970 г. шесть пусков ракет с автономной аппаратурой прошли вполне успешно. Исключение составила первая ракета, упавшая вблизи от пусковой установки под воздействием возмущающих моментов в процессе отделения стартового агрегата, оказавшихся больше их оценки на проектной стадии. С июля 1971 г. началась отработка ракет, уже оснащенных радиотехнической аппаратурой. Первый старт прошел неудачно: из-за снижения давления в топливной системе ракета упала, одолев лишь половину намеченного пути. Зато второй пуск завершился прямым попаданием в цель. Казалось, испытания вступили в стадию подтверждения достигнутых успехов и набора статистики, но последующие пуски выявили серьезные недоработки и едва не привели к трагедии. При пуске третьей ракеты в заданный момент включился радиолокационный визир, но оттранслированное изображение операторы созерцали совсем недолго: его закрыли полосы помех. При попытке передать команду управления на ракету та отреагировала более чем неадекватно – развернулась в сторону государственной границы. Как выяснилось в дальнейшем, «перебежчица» за рубеж не ушла, врезавшись в землю. Специалисты пришли к выводу, что причиной аварии явились электроразряды, «стекавшие» с блоков оборудования высоковольтного радиолокационного оборудования в разреженном воздухе разгерметизировавшегося по неизвестной причине приборного отсека. Электрические явления в разреженных средах носят специфический характер: вспомним тлеющие разряды в широко применяемых люминис- центных осветительных лампах. Эти электрические разряды исказили радиолокационную «картинку» и вызвали неверную отработку целеуказания, по которому был выполнен резкий разворот. Аналогичная забитая помехами радиолокационная «картинка» оттранслировалась и в четвертом пуске. Для подтверждения эффективности новых мероприятий по обеспечению герметичности ракета должна была лететь на максимальной высоте. Но, вопреки всем конструкторским ухищрениям, воздух опять вытек из приборного отсека. На этот раз вместо целеуказания ракета начала отрабатывать команду «пикирование». Судя по последней информации, поступившей с ее борта, она должна была упасть в тундре. Инженеры-разработчики вылетели на самолете-лаборатории на поиски обломков. Как оказалось, расчет на тривиальное падение ракеты оказался излишне оптимистичным. Все было бы так, если бы в результате выхода из строя радиоаппаратуры ракета, как говорится в известном анекдоте, «умерла так умерла». На самом деле она всего лишь «упала в обморок». После снижения на малую высоту давление в приборном отсеке возросло, высоковольтные пробои прекратились, и радиолокационная аппаратура заработала. Как положено в «резервном» режиме, теперь она функционировала как головка самонаведения, приступив к поиску, захвату и сопровождению цели «по своему разумению». Такая цель вскоре появилась: на пути ракеты оказался рыболовный сейнер. Рыбаки не оказались в родной стихии своего улова лишь потому, что одна недоработка конструкторов нейтрализовала другую. В программу наведения заложили излишне лихой разворот на цель. Ракета на нерасчетной перегрузке разрушилась, усеяв море дождем обломков на безопасном удалении от сейнера. После того как при пятом пуске подвел двигатель (по-видимому, не выдержала лопатка турбины), испытания прервались для выявления и устранения неполадок. Нужно было также выработать и должные организационные мероприятий по обеспечению безопасности. Первый пуск после возобновления испытаний, проведенный 4 марта 1972г., как и еще четыре, выполненных в том же году, закончились бесславно. При этом только одна авария была связана с высоковольтными пробоями. Остальные носили не систематический характер: дважды подвел вроде бы проверенный при самых первых пусках автопилот, один раз – радиовысотомер, а еще одна неприятность произошла из-за отказа ленты перепуска, приведшего к помпажу двигателя. Только один полет ракеты завершился успешно. Также удалось достичь всего одного попадания и в серии из трех дополнительных пусков, выполненных сверх первоначально установленной программы летно- конструкторских испытаний. Тем не менее 18 апреля 1974 г. пуском с лодки К-28 (заводской номер 536) начались совместные летные испытания, которые прошли исключительно успешно: практически все ракеты попали в цель. При этом выполнялись пуски на максимальную и минимальную дальности, двух- и трехракетные залпы. Правда, в последнем случае программой предусматривался четырех- ракетный залп. Из-за повреждения так называемого сигнализатора вылета одна ракета прервала предстартовую подготовку, но все три цели были поражены. Последняя, одиннадцатая ракета стартовала 9 октября 1974 г. Следует отметить, что еще до начала испытаний с подводной лодки на протяжении четырех лет с наземного стенда запустили 19 ракет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 августа 1975 г. комплекс «Базальт» был принят на вооружение. Как уже отмечалось, в реальности «Базальт» использовался для перевооружения подводных лодок пр. 675. Несмотря на увеличение размеров ракеты, за счет изменения конструкции контейнеров с выносом подкрепляющих шпангоутов на внешнюю поверхность их удалось разместить без основательной переделки надстройки лодки. Напомним, что первой с 21 октября 1968 г. по 6 января 1975 г. прошла модернизацию по пр. 675МУ лодка К-28, на которой проводились летные испытания «Базальта». Затем на комплекс «Базальт» по пр. 675МК перевооружили лодки К-94, К-175, К-184, К-189 (К-442), К-557 (К-57), К104 (К-144), К-128 (К-178), К-56, К-23, К-34. Из них только К-104 и К-62 базировались на Севере, а остальные проходили модернизацию на Дальнем Востоке. В какой-то мере это объясняется большей занятостью лодок Северного флота на боевой службе, в какой-то – настоятельно требующими «длинной руки» просторами Тихого океана, не сравнимого со Средиземным морем, но определяющим фактором, скорее всего, стала загруженность ремонтной базы на Севере. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|