«Бастион»


Опыт боевых действий конца XX - начала XXI века показал недостаточную устойчивость надводных кораблей в борьбе с многократно превосходящим противником. Имеются и примеры относительно успешной борьбы с иракскими подвижными ракетными комплексами в ходе вооруженного конфликта в начале 1991 г.

В соответствии с неоднократно представлявшимися на международных выставках предложениями ФГУП «НПО машиностроение», в подобной военно-политической ситуации наибольшей боевой устойчивостью будут обладать стационарные береговые ракетные комплексы с шахтными пусковыми установками, размещенными подслоем грунта толщиной 3 м, что исключит возможность определения их местонахождения средствами космической разведки с точностью, достаточной для обеспечения гарантированного прямого попадания современных образцов высокоточного неядерного оружия. При подрыве боеприпаса вблизи шахтной пусковой установки работоспособность ракеты и наземного оборудования сохранится за счет высокой прочности строительного сооружения и использования системы амортизации для крепления транспортно-пускового стакана и других важнейших элементов. Нижняя половина транспортно-пускового стакана с ракетой фиксируется внутри так называемого пускового модуля массой 20 т, опирающегося на опорный стол с элементами вертикальной амортизации. Элементы горизонтальной амортизации расположены в два яруса по высоте строительного сооружения.

Для того чтобы скрыть точное местонахождение пусковой установки от космических и других средств разведки даже на стадии строительства, ее возведение предусматривается осуществлять под прикрытием временных технологических защитных укрытий - купольных сооружений. Последовательно производятся проходка строительного сооружения, прокладка межобъектовых кабельных связей, загрузка в шахту и монтаж пускового модуля, установка транспортно-пускового стакана с ракетой. Для исключения демаскирующего влияния кабельных связей проходка их каналов осуществляется скрытно, горизонтальным способом. Строительное сооружение накрывается защитной крышкой, которая засыпается слоем восстанавливаемого настилающего грунта. После этого технологическое защитное укрытие демонтируется.




Подвижная пусковая установка комплекса «Брамос».



Машина боевого управления подвижного берегового комплекса «Бастион».


Самоходная пусковая установка подвижного берегового комплекса «Бастион».


Стационарный защищенный командный пункт, близкий по уровню фортификационной стойкости к пусковым установкам, сооружается под прикрытием надземного сооружения. По завершении строительства это надземное сооружение дооборудуется для обеспечения повседневной эксплуатации комплекса в мирное время.

По завершении предстартовой подготовки пусковой модуль с помощью входящих в его состав телескопических устройств поднимается вместе с транспортно-пусковым стаканом и защитной крышкой, выдавливая слой грунта. По выходе на поверхность включением установленных на защитной крышке твердотопливных двигателей она уводится в сторону, после чего ракета стартует.

Помимо защищенных объектов, в составе стационарного комплекса предусматриваются вертолетный комплекс целеуказания, подвижный командный пункт, комплекс средств технического обеспечения.

Наряду со стационарным комплексом «НПО машиностроения» проработало возможность использования новых ракет в составе подвижных береговых комплексов «Бастион» с размещением до трех ракет на самоходной пусковой установке, скомпонованной по схеме, реализованной в комплексе «Искандер» (на четырехосном МЗКТ-7930), - три транспортно-пусковых стакана размещены в закрываемом кузове. Скорость пусковой установки достигает 80 км/ч, масса составляет 45 т, боевой

расчет - 3 человека (командир-оператор боевого управления, оператор связи, водитель-электромеханик. Время развертывания комплекса - до 5 мин, пуск ракет залпа может осуществляться с интервалом 2,5 с.

В состав стартового дивизиона подвижного берегового ракетного комплекса, помимо четырех самоходных пусковых установок, входит подвижный командный пункт на шасси КамАЗ-4301 с боевым расчетом из 4 человек - двух операторов боевого управления (один из которых - командир дивизиона), оператора связи и водителя-электромеханика. В состав комплекса входят два стартовых дивизиона, командно-штабная машина на шасси КамАЗ-4301 с боевым расчетом 5 человек. Для увеличения автономности стартового дивизиона с 5 до 30 суток ему может придаваться машина обеспечения боевого дежурства на шасси МЗКТ-43101.

Применение боевых подразделений подвижного берегового комплекса

обеспечивается деятельностью входящего в него технического дивизиона, осуществляющего регламентные проверки, подготовку вновь поступивших ракет, их доставку и установку на самоходные пусковые установки. Технический дивизион состоит из отделения регламентных работ (16 человек), обслуживающего ракеты и аппаратуру комплекса, и отделения технического обслуживания (6 человек), занимающегося подвижными средствами комплекса. Дополнительно техническому дивизиону могут придаваться транспортно-заряжающие машины с боевым расчетом 2 человека.

Наряду с корабельным и береговым вариантами комплекса проработана и авиационная модификация. Внешним отличием является более обтекаемая форма обтекателя, призванная снизить сопротивление подвески самолета, атакже отсутствие стартово-разгонной ступени, что снижает массу ракеты до 2,6 т.

Новая ракета относится к тем, увы, немногочисленным образцам нового оружия, которые, будучи задуманы еще до распада СССР, несмотря на все финансово-экономические препятствия были доведены до воплощения в металле, проведения летных испытаний и успешного завершения разработки.






Крылатая ракета ЗМ-54ТЭ в предстартовой конфигурации.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх