|
||||
|
Основные этапы и итоги развития крылатых ракет В основе периодизации истории отечественного кораблестроения последних десятилетий лежит относительно четкое деление построенных атомных подводных лодок натри поколения. В части проектов надводных кораблей, а тем более - образцов корабельных ракет, такое разнесение по поколениям довольно условно. При этом исходные разработки противокорабельных ракет - комплексы «Шторм», КСЩ и «Стрела» («Сопка») - уместно отнести скорее не к первому поколению, а к периоду накопления опыта в морском ракетостроении. Несмотря на принятие на вооружение, серийное производство и довольно длительную эксплуатацию, комплексы КСЩ и «Сопка» несли на себе печать скорее натурного эксперимента, чем оружия. Все эти ракеты оснащались простейшими головками самонаведения, не обеспечивающими помехозащищенность и селективное наведение на цель. Пусковые установки, сконструированные по принципуартиллерийских башен, обеспечивали наведение направляющей в сторону цели и ее подъем на стартовый угол с последующей стабилизацией для компенсации качки. Наличие, как правило, единственной направляющей, подпитываемой поочередной подачей ракет из погреба, наряду с необходимостью длительной предстартовой подготовки, включавшей ручное раскладывание крыльев, определяло крайне низкую огневую производительность. Полет ракеты проходил на высоте нескольких сот метров на дозвуковых скоростях, что соответствовало высокой вероятности ее уничтожения огневыми средствами противника. Масштабы развертывания ограничились 20 пусковыми установками КСЩ на четырех кораблях пр. 56Э, (56М) и восьми -пр. 57, а также соизмеримым числом береговых пусковых установок комплексов «Стрела» и «Сопка». К ракетам первого поколения можно отнести изделия противокорабельных комплексов П-15, П-6, П-35, «Рубеж», «Скала» и «стратегического» П-5. Из них П-15 в наибольшей мере явилась прямым развитием предыдущих образцов. Ракета оснащалась относительно простой головкой самонаведения , летела на средних высотах с дозвуковой скоростью. В первой модификации даже не предусматривалось складывание крыла в транспортном положении. Однако как ракета, так и элементы корабельного комплекса, в отличие от ранее созданных образцов, обладали достаточной надежностью и простотой в эксплуатации, а скромные боевые возможности должны были компенсироваться массовым применением. Всего с 1959 по 1986 г. для отечественного флота было построено 112 катеров пр. 183, 187 - пр. 205 (205У), 12 - пр. 206МР, 20 - пр. 1241Т; переоборудовано и достроено пять кораблей пр. 61М (61 МП) и три корабля пр. 56М, на которых насчитывалось более 1124 ракет П-15 и их модернизированных вариантов. Крометого, что часть из них была в дальнейшем передана зарубежным союзникам СССР, специально на экспорт в нашей стране было построено 87 катеров пр. 205ЭР, 22 - пр. 1214РЭ, 10 МРК пр. 1234Э, пять ВПК пр. 61 МЭ, два СКР пр. 1159ТР, которые оснащались еще 464 пусковыми установками экспортных модификаций этих ракет. К приведенным выше количественным показателям можно добавить десятки подвижных пусковых установок отечественных и экспортных береговых ракетных комплексов «Рубеж», а также средства, предназначенные для вооружения ракетами П-15 кораблей, строившихся на зарубежных верфях. В том числе десятки достаточно простых, неподвижных, не перезаряжаемых в море пусковых установок. Высокая боевая эффективность П-15 подтвердилась в ходе локальных конфликтов конца 1960-х - начала 1970-х гг. В полной мере достоинства ракет первого поколения (пуск непосредственно из транспортного контейнера - неповоротной, поднимаемой на угол старта или неподвижной пусковой установки; автоматическое раскрытие крыла в полете; сверхзвуковая (или трансзвуковая) скорость полета; избирательное наведение противокорабельной ракеты на цель с участием человека-оператора) проявились в П-5, П-6 и П-35. Хотя на большинстве кораблей-носителей пуск осуществлялся из неповоротных контейнеров (физический разворот громоздкой пусковой установки заменил ввод необходимой информации от корабельных систем в бортовую аппаратуру ракеты), четыре крейсера пр. 58 с поворотными пусковыми установками стали своего рода исключением, подтверждающим правило. Уже ставшее анахронизмом техническое решение применили на новейшем корабле для того, чтобы обеспечить возможность мощного одновременного бортового залпа стартом восьми ракет из всех контейнеров. Развертывание 296 ракет П-6 на 16 подводных лодках пр. 651 и 29 - пр. 675, а также 80 ракет П-35 на четырех ракетных крейсерах пр. 58 и четырех - пр. 1134 создало реальную угрозу для авианосных и корабельных групп вероятного противника и радикально изменило соотношение сил на море. Таким образом, помимо более чем полутора тысяч катерных ракет, число пусковых установок ракет оперативного назначения П-6 и П-35 составило без малого 400. Основными преимуществами новых ракет, поступивших на вооружение кораблей второго поколения к началу 1970-х гг., являлись: - возможность подводного («Аметист») или универсального («Малахит») старта, что резко повысило скрытность, а следовательно, и живучесть ракетоносных субмарин;- повышение помехозащищенности головок самонаведения (внедрение моноимульсной радиолокационной ГСН при модернизации П-15, использование комбинированной ГСН в ракете «Малахит»); - обеспечение участка скрытного сближения с целью на большой сверхзвуковой скорости без излучения ГСН с полетом на малых высотах от момента ее обнаружения и выбора главной цели из состава корабельного ордера до конечного участка наведения с удаления в несколько километров в новом комплексе с надводным стартом «Базальт» и в модернизированном комплексе П-35 - «Прогресс», что существенно снижало вероятность сбития ракет. Тактическим ракетами «Аметист» с подводным стартом было вооружено 11 подводных лодок пр. 670 и одна - пр. 661 (всего 98 пусковых установок), ракетами «Малахит» - шесть подводных лодок пр. 670М с 48 пусковыми установками, а также 36 малых ракетных корабля пр. 1234 (12341) и один - пр. 1240 с 220 пусковыми установками, что соответствовало залпу более чем 350 ракет. Четыре тяжелых авианесущих крейсера пр. 1143 и 11434, а также три ракетных крейсера пр. 1164 несли 84 пусковые установки комплекса «Базальт», 15 перевооруженных подводных лодок пр. 675 - еще 120 (включая более позднюю модернизацию - комплекс «Вулкан»), что в сумме соответствовало размещению около 200 ракет. Ракеты «Гранит» и «Москит» для кораблей третьего поколения, вступавших в строй флота с 1980 г., наряду с использованием достижений ранее созданных образцов характеризовались: - дальнейшим совершенствованием головок самонаведения в направлении повышения помехозащищенности и избирательности, в том числе за счет комплексирования активного и пассивного каналов, информационного обмена между ракетами залпа, внедрения элементов искусственного интеллекта; - обеспечением возможности непосредственного сближения с целью на предельно малых высотах с большими сверхзвуковыми скоростями для повешения вероятности преодоления непосредственной ПВО-ПРО кораблей противника. На 15 подводных лодках пр. 949 (949А) размещалось 360 ракет оперативного назначения «Гранит», на четырех атомных ракетных крейсерах пр. 1144 (11442) - еще 80, что в сумме давало 440 единиц - на 10% больше, чем число ракет оперативного назначения на кораблях первого поколения. В общей сложности 238 тактических ракет «Москит» несли 17 эсминцев пр. 956, два МРК на воздушной подушке пр. 1239, экраноплан пр. 903 и 20 ракетных катеров пр.12411. В те же годы с созданием стратегической малогабаритной крылатой ракеты «Гранат» был качественно расширен арсенал отечественных средств сдерживания. Это имело особое значение в условиях развернутой в 1980-е гг. кампании вокруг американской стратегической оборонной инициативы (СОИ) и создания космического рубежа ПРО, предназначенного для нейтрализации традиционных для СССР ядерных средств - баллистических ракет наземного и морского базирования. Всего за полстолетия отечественный флот пополнился 332 ракетными катерами, 40 малыми ракетными кораблями (включая четыре с динамическими принципами поддержания), 35 ракетоносцами типа эсминцев, БРК и ВПК, 19 ракетными крейсерами (включая четыре авианесущих и четыре атомных), 78 подводными лодками (в том числе 62 атомными), способными дать суммарный залп в 2618 противокорабельных крылатых ракет, включая 1124 ракеты П-15 и ее модификации! Строительство кораблей следующего, четвертого поколения, для советского Военно-морского флота практически так и не началось в связи с распадом СССР и экономическими трудностями в Российской Федерации в 1990-е гг. Некоторые образцы предназначенного для них ракетного оружия были реализованы в экспортных поставках, а в последние годы - и на немногочисленных кораблях, заложенных для Российского флота. Среди достижений этого поколения можно отметить: - создание малогабаритных относительно дешевых ракет «Уран», аналогичных зарубежным образцам («Гарпун», «Экзосет»), что впервые в отечественной истории обеспечивает возможность оснащения ими не только специализированных ракетоносцев, но практически всех боевых кораблей; - создание запускаемых из торпедных аппаратов противокорабельных ракет системы Club, способных, в отличие от зарубежных аналогов, атаковать корабли противника на сверхзвуковых скоростях, чем достигается высокая вероятность прорыва к цели; - разработка унифицированных по носителям ракет «Оникс» с высокими летно-тактическими характеристиками, помехозащищенными ГСН и габаритами, обеспечивающими размещениедо-статочного боекомплекта на многоцелевых подводных лодках и кораблях различных классов, начиная с корветов. Рассматривая дальнейшие перспективы совершенствования противокорабельных ракет, можно проанализировать результаты их боевого применения в локальных войнах. Как показал боевой опыт, основным и высокоэффективным средством противодействия крылатым ракетам является постановка облаков помех из ди-польных отражателей и тепловых ловушек. В связи с этим можно ожидать дальнейшего совершенствования ГСН ракет в части повышения помехозащищенности. Наряду с уже ставшими традиционными средствами селекции ложных целей по скоростным и спектральным характеристикам могут быть расширены методы селекции с использованием методов распознавания образов, отсеивания вновь возникающих объектов и других алгоритмов, предусматривающих широкое использование цифровой вычислительной техники, не задействовавшейся на первых этапах развития противокорабельных ракет. Применение ракет по крупным надводным судам входе войны между Ираном и Ираком показало недостаточную эффективность их боевых частей. В большинстве случаев ракеты наводились на наиболее яркую в радиолокационном диапазоне область - кормовую надстройку и подрывались, не нанося вреда энергетической установке и не создавая угрозу непотопляемости судна, которое, как правило, благополучно достигало ближайшего порта. Одновременно с ростом могущества боевой части и расширением характера ее поражающих факторов эффективность может быть повышена путем наведения в жизненно важные части судна с использованием уже упомянутых методов распознавания образов. Введение алгоритма наведения ракеты в район ватерлинии будет своего рода возрождением (на новом этапе развития и с использованием качественно иных средств) идеи «ныряющей» боевой части первой советской корабельной ракеты КСЩ. Широкое распространение на боевых судах различных ракетных и артиллерийских средств обороны ближнего рубежа приведет к реализации мер по повышению вероятности прорыва ракеты к цели. Наряду с уже ставшими традиционными увеличением скорости и уменьшением высоты полета и отработкой маневра ракеты на этом участке можно также ожидать использование средств радиоэлектронного прикрытия какиндивидуального так и группового применения, так как это уже на протяжении десятилетий осуществляется в авиации. Таким образом крылатые ракеты, сыгравшие существенную роль в противостоянии сверхдержав и в локальных военных конфликтах второй половины XX века и в наступившем столетии, останутся важнейшим оружием. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|