|
||||
|
Проект 1234 К испытаниям приступили с малых ракетных кораблей - боевых единиц нового для отечественного флота класса. История их появления отразила естественный для многих отраслей техники процесс укрупнения образцов ради повышения эффективности. Как известно, с конца 1950-х гг. развернулось массовое строительство ракетных катеров, вооруженных комплексом П-15 (см. «ТиВ» №10/2006 г.). Если строившиеся на первых порах катера пр. 183Р еще представляли собой минимально доработанные торпедные катера пр. 183, то катера пр. 205 изначально предназначались для ракетного оружия. Обладая солидной ударной мощью из четырех ракет П-15, дальность которых по результатам отработки была увеличена до 40 км по сравнению с заданными 25 км, катера пр. 205 были почти беззащитны от атак с воздуха. Они обладали скорее символическим, чем реальным оружием ПВО из двух спаренных 30-мм автоматов с радиолокационной станцией наведения «Рысь». Разумеется, такая «артиллерия» была явно непригодна в бою с надводными кораблями, даже с катерами противника, вполне возможном как «довыяснение отношений» после израсходования противостоящими сторонами ракетного боекомплекта. А ведь к этому времени по водоизмещению ракетные катера уже соответствовали геройски погибшему под Порт-Артуром миноносцу «Стерегущий». С учетом этого в конце 1950-х гг. в ЦКБ-53 (организации-разработчике эсминцев и всех реально построенных отечественных надводных кораблей-ракетоносцев) велось проектирование так называемых «катеров» пр. 901 и пр. 902 водоизмещением 400-800 т с вооружением их 2-4 ракетами П-35 или П-6, спаренным артиллерийским автоматом калибра 57 мм, а на более поздней стадии проектирования - зенитным ракетным комплексом самообороны «Оса-М». Программой на семилетку 1959-1965 гг. зеленодольскому заводу №340 задавалась постройка 16 средних ракетоносцев пр. 901. Однако с учетом, с одной стороны, задержки с разработкой комплекса «Оса-М», а с другой - громоздкости для размещения даже на столь солидном «катере» корабельной аппаратуры (стоек и антенных постов комплекса П-35), постановлением от 27 мая 1961 г. пр. 901 был исключен из кораблестроительной программы. Тем не менее проблема беззащитности от ударов авиации строившихся все в большем количестве катеров пр. 205 оставалась актуальной. После начала разработки универсального по типу старта комплекса «Малахит» он был воспринят как наиболее подходящий для вооружения малых, но хорошо защищенных ракетоносцев. По дальности пускай массо-габаритным показателям ракета «Малахит» занимала промежуточное положение между П-15 (и разрабатываемой ей на смену П-25), с одной стороны, и требующей внешнего целеуказания П-35 - с другой. В десятилетнюю программу кораблестроения на 1964-1973 гг., принятую постановлением от 10 августа 1963 г., включили строительство вооруженных «малахитами» 40 ракетных катеров (в дальнейшем - малых ракетных кораблей) пр. 1234 «Овод». Учитывая пристрастие Н.С. Хрущева ко всяческим техническим новинкам, пр. 1234 задумывался как катер с алюминиевым корпусом на подводных крыльях водоизмещением менее 350 т со скоростью 50 узлов. Постепенно как разработчики, так и заказчики «спустились с небес на землю», т.е. на поверхность моря, отдав предпочтение стальному катеру водоизмещающего типа несколько большей размерности со скоростью около 40 узлов. . Постройка головного корабля пр. 1234 с завершением в 1967 г. была задана специальным партийно-правительственным постановлением от 29 мая 1964 г. Этим документом определялись основные тактико-технические элементы корабля, включая вооружение его четырьмя ракетами «Малахит», комплексом радиотехнических средств обнаружения и целеуказания «Дубрава» с дальностью действия 120-150 км, зенитным ракетным комплексом «Оса-М», а также 2-3 спаренными зенитными 30-мм автоматами. Малый ракетный корабль пр. 1234. Малый ракетный корабль пр. 1234. Отметим, что идея ракетоносца на подводных крыльях не отошла в небытие с уходом Н.С. Хрущева с руководящих постов, а была воплощена в жизнь постройкой корабля пр. 1240, первоначально именовавшегося пр. 1234ПК (пр. 1234 на подводных крыльях). Проектирование корабля пр. 1234 («Овод») поручили ЦКБ-5, с 1940-х гг. работавшему при катерном заводе №5, расположенном по правому берегу Малой Невы у впадения в Финский залив. Главным конструктором корабля стал И.П. Пегов. Технический проект был выпущен в 1964 г. Внешне МРК еще несколько напоминал катер пр. 205 - размещенные в оконечностях спаренные 30-мм автоматы, приземистая надстройка. Но антенные посты станции «Дубрава» уже располагались под полусферическим обтекателем, а пусковые установки размещались не одна за другой, а попарно, в один эшелон, в один ярус. В дальнейшем по настоянию «вечного главкома» С.Г. Горшкова число ракет довели до шести, разместив их в строенных пусковых установках КТ-84 с постоянным углом заряжения и старта 6°. С учетом наконец-то осознанной угрозы со стороны неприятельских катеров вместо 30-мм автоматов установили спаренную 57-мм артиллерийскую установку. В результате усиления вооружения полное водоизмещение пр. 1234увеличилось с заданных постановлением 450-550 до 670 т, более чем втрое превосходя показатели катерных предшественников. Длина МРК составила 59,3 м при ширине 11,8 м и осадке 2,9 м. Для обеспечения скорости 35- 36 узлов вместо первоначально предусмотренной газотурбинной установки пришлось установить шесть спаренных дизелей мощностью по 10000 л.с. При скорости 18 узлов дальность достигала 1600 миль. • Водоизмещение более 500 т никак не соответствовало понятию «катер», в связи с чем главком С.Г. Горшков и утвердил новый класс - малые ракетные корабли (МРК). Ракета «Малахит» обладала загоризонтной дальностью пуска, что требовало реализации нетривиальных решений по обнаружению цели и наведению на нее ракеты. В соответствии с этим пр. 1234 наряду с обычной активной РЛС оснастили развитым комплексом аппаратуры пассивного обнаружения и пеленгации радиоизлучающих целей. При этом при работе в пассивном режиме дальность до цели могла определяться как решением триангуляционной задачи пеленгации цели с двух и более кораблей соединения ракетоносцев, а с несколько меньшей достоверностью - также и при последовательном замере только пеленга с самого стреляющего корабля по мере его движения. Для обнаружения целей в активном и пассивном режимах, приема данных от авиационной системы разведки и целеуказания, а также для осуществления взаимного обмена информацией кораблей тактической группы в Киевском НИИ радиоэлектроники под руководством главного конструктора В.Е. Туки был разработан комплекс радиолокационной разведки «Дубрава-1234», после принятия на вооружение получивший наименование «Титанит». Подготовка старта осуществлялась системой управления оружием «Дунай-1234», обеспечивающей интервал пусков 5 с. Головной корабль пр. 1234 «Буря» был заложен (как строительный номер 51) на заводе №5 (к тому времени переименованном в Приморский завод «Алмаз») 13 января 1967 г. Его спустили на воду 18 октября 1968 г., а к осени 1969 г. по внутренним водным путям перевели на Черное море. Еще на Балтике с корабля провели бросковые пуски макетов ракет с натурными стартовыми двигателями. На Черном море при первом пуске 27 марта 1970 г. ракета, казалось, поразила цель: в натянутой на мишени сетке образовалось солидная дыра. Однако последующий анализ показал, что повреждения этой сетки нанесены обломками ракеты, разрушившейся при ударе об воду с недолетом до цели. Видимо, ГСН сработала на переотражение сигнала от цели водной поверхностью. Введя отключение на этапе самонаведения одной из уже не нужных на этой стадии полета регулировок ГСН, предпосылку для недолетов исключили. Следующий пуск 28 мая 1970 г. с борта «Бури» завершился поражением цели. Малый ракетный корабль пр. 12341 «Рассвет». Североморск, 2008 г. Малый ракетный корабль пр. 12341. Малый ракетный корабль пр. 12341 «Мираж». Севастополь, 2006 г. С 10 июня головной корабль принял участие в проведении совместных испытаний, в процессе которых было выполнено 20 пусков. Наряду с четырьмя явно аварийными пусками еще шесть можно оценить как частично удачные: ракеты падали в море, не долетев всего 100-200 м до цели. В 10 пусках было достигнуто прямое попадание, в том числе при последних стрельбах, выполненных трехракетным залпом 20 июня 1971 г. Один из пусков провели со второго корабля - «Бриз». Постановлением от 17 марта 1972 г. комплекс «Малахит» приняли на вооружение надводных кораблей. Уже после этого, 31 июля 1973 г., был выполнен и залп полным боекомплектом МРК - шестью ракетами. Серийное производство ракет велось на заводе «Стрела» в г. Оренбурге (бывший завод №47). Вслед за первой парой МРК до 1975 г. в Ленинграде на заводе №5 со строительными номерами с 52 по 64 сдали флоту «Бриз», «Вихрь», «Волну», «Град», «Грозу», Гром», «Зарницу», «Молнию», «Шквал», Зарю», «Метель», «Шторм» и «Радугу», а во Владивостоке на заводе №602 - «Циклон», «Тайфун», «Муссон» (строительные номера с 1001 по 1003). С октября 1975 г. началась постройка усовершенствованной модификации МРК - пр. 12341. Спаренный 57-мм автомат заменили на одноствольную 76-мм установку в сочетании с шестиствольным 30-мм автоматом АК-630, станцию орудийной наводки «Барс» - на «Вымпел». Не столь заметным, ноне менее важным стало обновление средств РЭБ: вместо системы «Залив» поставили «Вымпел Р-2». Водоизмещение возросло на 30 т, скорость снизилась до 34 узлов, но дальность увеличилась до 2100 миль. По пр. 12341 в Ленинграде со строительными номерами с 68 по 74 и с 77 по 83 построили «Буран», «Ветер», «Зыбь» (в дальнейшем «утихомиренную» в полный «Штиль»), «Айсберг», «Тучу», «Ураган», «Прибой», «Прилив», «Мираж», «Метеор», «Рассвет», «Гейзер», «Мираж», Метеор», «Рассвет», «Гейзер», «Зыбь», «Ливень», «Пассат», а во Владивостоке - «Смерч», «Ливень» (позже «подмороженный» до «Инея»), «Мороз», «Разлив» (строительные номера с 1004 по 1007). Так как комплекс «Малахит» считался секретным, для зарубежных заказчиков строили корабли по пр. 1234Э с четырьмя ракетами П-20 (экспортная модификация П-15М): потри МРК для Алжира и Индии и четыре - для Ливии. В Ленинграде в 1987 г. по модифицированному проекту 12347 для испытания ракетного комплекса, известного как «Яхонт», был построен МРК «Накат», на котором в качестве основного вооружения установили 12 контейнеров с новыми ракетами. Малый ракетный корабль пр. 1234Э. Корабли пр. 1234 первоначально предназначались для действия на закрытых морях и в ближней океанской зоне. Однако высокая огневая мощь комплекса «Малахит» определила стремление адмиралов выдвинуть малые ракетные корабли в Средиземное море. Весной 1975 г. МРК «Гроза» совершил месячное плавание по Черному морю от Севастополя до Батуми и обратно без захода в порты, втрое превысив номинально установленный десятидневный предел автономности. После этого флотоводцы без зазрения совести стали гнать эти кораблики через Босфор, пополняя ими состав советской Пятой оперативной эскадры. Однако успешность их применения в случае конфликта определялась не только выносливостью моряков, проводивших долгие месяцы в тесноте кубриков в климате, даже отдаленно не напоминавшем среднерусский, но и сомнительной боевой устойчивостью корабля при воздействии противника. Один из ливийских кораблей пр. 1234Э, Ean Zaguit, был потоплен американцами в ходе вооруженного конфликта 1986 г. Ливийский МРК подкрадывался к американскому крейсеру в режиме радиомолчания, на малом ходу, имитируя рыболовецкое судно. Тем не менее такое сближение вызвало настороженность американцев. После разового выхода в эфир ливийской РЛС она была однозначно классифицирована, и американцы произвели пуск двух «Гарпунов». Оставаясь в режиме радиомолчания, ливийцы не смогли вовремя вскрыть угрозу и предпринять какие-либо меры противодействия . Попадания двух ракет более чем хватило для потопления МРК. В ходе учений 16 апреля 1987 г. погиб МРК Тихоокеанского флота «Муссон», пораженный случайно врезавшейся в злосчастный корабль мишенью на базе переоборудованной ракеты П-15, поврежденной обстрелом двумя зенитными ракетами «Оса-М» и 57-мм автоматом. Показательно, что вплоть до окончания серийной постройки корабли пр. 12341 вооружались околозвуковым «Малахитом», хотя уже в начале 1980-х гг. был создан близкий по массогабаритным показателям сверхзвуковой «Москит». К объективным преимуществам «Малахита» можно отнести наличие теплового канала в комбинированной системе самонаведения, а также больший вес боевой части, способной успешно поражать более крупные корабли. Кроме того, разнородность вооружения и корабельной аппаратуры не принесла бы ничего хорошего уже сформированным бригадам МРК. Единственным известным боевым применением комплекса «Малахит» стала стрельба МРК Черноморского флота 10 августа 2008 г. в ходе вооруженного конфликта с Грузией. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|