|
||||
|
Сикорский Н-60 «Блэк Хоук» и «Сихоук» Вертолеты Сикорский «Блэк Хоук» и «Сихоук» были среди наиболее востребованных винтокрылых машин во время войны в Персидском заливе. Обладавшие высокой маневренностью, универсальностью и надежностью, «Хоуки» революционизировали тактику боевого применения вертолетов. В январе 1972 г. армия США выдала запрос на предложения для участия в программе разработки многоцелевого тактического транспортного вертолета UTTAS (Utility Tactical Transport Aircraft System). Новый вертолет, как и Белл UH-1 должен перевозить отделение солдат, но обладать большей скоростью, летать в жарком климате и в условиях высокогорья. По маневренности, надежности и ремонтопригодности вертолет UTTAS должен превзойти вертолеты семейства UH-1. Опыт войны во Вьетнаме показал, что вертолеты должны обладать способностью не разрушаться при авариях и иметь высокую боевую живучесть. Лопасти несущего винта не должны терять своих свойств при попадании снарядов калибром 23 мм, а топливные баки не взрываться при поражении пулями калибра 12,7 мм. К концу 1971 г. для фирмы «Сикорский», построившей свыше 5000 различных вертолетов, победа в конкурсе по программе UTTAS была очень важна. С целью достижения победы разработчики на фирме «Сикорский» приняли новую стратегию, которая предусматривала обеспечение всех требований армии США и выполнение всех условий конкурса. Фирма повела себя очень агрессивно: она изготовила полноразмерные конструкции и системы и провела их испытания. Она также построила пять демонстрационных вертолетов – три вертолета CH-53D и по одному вертолету S-67 и S-61, служивших в качестве летающих лабораторий. На каждом вертолете проходили летные испытания системы и оборудование, предназначенные для вертолета UTTAS. Только после тщательной отработки всех технических новинок фирма «Сикорский» приступила к постройке опытного вертолета YUH-60A «Блэк Хоук», первый полет которого состоялся 17 октября 1974 г. Летные испытания конкурента Боинг – Вертол YUH-61A начались месяцем раньше. Несмотря на возникшие проблемы на начальном этапе испытаний, армия США была настолько восхищена «Блэк Хоуком» и его летными качествами, что 23 декабря 1976 г. заказала фирме «Сикорский» постройку серийных машин. Но до начала выпуска фирме пришлось доработать конструкцию машины, в частности для улучшения управления на режиме висения изменили форму вертикального хвостового киля (концевой балки) и усовершенствовали втулку рулевого винта. Поставки вертолетов UH-60A в армию США начались 31 октября 1978 г. Первые машины были переданы в учебно-тренировочный центр в Форт-Ракер (шт. Алабама), где готовились летные экипажа, и в Форт-Юстис (шт. Вирджиния), где готовили обслуживающий персонал. Оказалось, что вертолет UH-60A по своим боевым возможностям существенно превосходит вертолет Белл UH-1H «Хью»: у него лучше живучесть и очень хорошие летные характеристики при эксплуатации в условиях высоких температур и горной местности. С установкой на вертолете специальных боковых пилонов ESSS (External Stores Support System), способных нести или дополнительные топливные баки, или вооружение, системы HIRSS (Hover Infra-Red Suppressor Subsystem) для снижения тепловой заметности за счет уменьшения температуры выхлопных газов, более мощных двигателей (модификация UH-60L) и новых средств радиоэлектронного противодействия армейские вертолеты «Блэк Хоук» входят в число основных многоцелевых машин в мире. Следует сказать, что некоторые страны, такие, как Австралия (фирма «Хоукер де Хэвилленд») и Япония (фирма «Мицубиси») получили право на постройку вертолетов UH-60 по лицензии. Установка специальных боковых пилонов-крыльев ESSS позволила размещать на вертолете дополнительные топливные баки или мощное вооружение, в состав которого могут входить до 16 ПТУР «Хэллфайр» Австралия является одним из крупнейших покупателей вертолетов «Блэк Хоук» и «Сихоук». Сначала на вооружении ВВС Австралии находились вертолеты S-70A-9 (на переднем плане), но затем их отдали армии, где они используются в качестве десантно-транспортных. На заднем плане показан вертолет S-70B австралийских ВМС. Он оснащен специфическим оборудованием, включая систему магнитометра A0S-504 для поиска подводных лодок по их магнитному полю и различное гидроакустическое оборудование «Блэк Хоуки» во время операции «Буря в пустыне» Во время войны в Персидском заливе вертолеты «Блэк Хоук» использовались американской армией чрезвычайно широко. На базах в Саудовской Аравии находились почти 400 вертолетов. 24 февраля 1991 г., когда началась сухопутная фаза военных действий, была осуществлена крупнейшая в истории воздушная десантная операция с участием свыше 300 вертолетов, из которых большинство были UH-60 «Блэк Хоук». В ходе боев были потеряны три «Блэк Хоука», из них только один был сбит зенитным огнем. В войне приняли также участие палубные «Сихоу- ки», взлетавшие с кораблей американского и австралийского флотов. Вертолет «Блэк Хоук» разрабатывался как десантно-транспортный, тем не менее его потенциал оказался куда выше. Например, для армии и ВВС США были созданы варианты для подразделений спецназа, а для ВВС – поисково-спасательные вертолеты MH-60G «Пейв Хоук» и МН-60К. Оснащенные тепловизионными системами и сложнейшим комплексом авионики эти вертолеты способны совершать незаметные рейды в глубине территории противника в любую погоду. Во время войны в Персидском заливе один вертолет UH- 60А был сбит во время операции по эвакуации пилота сбитого истребителя Локхид Мартин F-16 с территории Ирака. Из шести членов экипажа вертолета в живых остались трое, ставшие военнопленными. Среди них оказалась майор армии США Ронда Л. Корнэм – первая американская женщина-военнопленная. «Блэк Хоуки» выполняли и почетные миссии, особенно те, которые находились на службе в Корпусе морской пехоты в эскадрилье НМХ-1 на базе в Куантико. Они имели обозначение VH-60N, две такие машины обслуживали Президента США и его ближайших помощников. В ответ на требования ВМС США к легкому палубному многоцелевому вертолету LAMPS III (Light Airborne Multi-Purpose System) фирма «Сикорский» предложила морской вариант вертолета «Блэк Хоук», предназначенного для поисково-спасательных операций и борьбы с надводными кораблями и подводными лодками. Такой вертолет должен базироваться на противолодочных фрегатах или эскадренных миноносцах американского флота и заменить устаревшие и менее эффективные машины Каман SH-2 «Си Спрайт». В сентябре 1977 г. фирма «Сикорский» получила контракт на разработку палубного вертолета. Взятый за основу армейский вертолет UH-60A был оперативно переоборудован под требования моряков, в результате чего появился S-70B «Сихоук». Конструкция «Сихоука» была на 83% аналогична конструкции армейского «Блэк Хоука», но имела важные особенности: антикоррозийная защита планера и двигателей от воздействия морской среды, перенесенную вперед хвостовую опору шасси и т. д. В кабине вертолета разместили оборудование для обнаружения подводных лодок, а над входной дверью фюзеляжа размещалась лебедка для подъема пострадавших из воды. На вооружение SH-60B «Сихоук» поступил в 1983 г., с того времени он постоянно совершенствуется, как и его корабли-носители, получая все новое и эффективное оборудование и вооружение, в том числе глубинные бомбы и противокорабельные ракеты. Следующим вариантом «Сихоука» оказался SH-60F «Оушн Хоук», принятый ВМС США в 1991 г. Вертолет предназначен для авианосцев, вместо сбрасываемых гидробуев на нем установлена погружаемая гидроакустическая станция (ГАС) Бендикс AQS-13F. Большинство систем и оборудования, необходимых при базировании на небольших кораблях, снято, а их место заняли дополнительные средства поиска и спасения экипажей самолетов, базирующихся на авианосце. Вооруженные силы многих стран мира оказались в таком же положении, что и армия США: они занимались поиском нового многоцелевого транспортного вертолета для замены устаревших машин. Фирма «Сикорский» внимательно следила за мировым рынком и готова была предложить свой «Блэк Хоук» (или «Сихоук») всем желающим. Под фирменным обозначением S-70 вертолеты распространились по всему свету, многие покупатели пытались получить лицензию на постройку вертолетов для своих нужд. Некоторые страны, например Япония, устанавливали на морских «Сихоуках» созданное ими самими оборудование для борьбы с подводными лодками. В других странах, таких, как Колумбия и Филиппины, вертолеты оснащались вооружением для борьбы с наркоторговцами. Береговая охрана США давно использует вертолеты HH-60J «Джейхоук» в качестве поисково-спасательных. Во многих странах вертолеты S-70 применяются в гражданских целях и в полувоенных организациях. Полиция Турции и Южной Кореи активно использует находящиеся у них соответственно вертолеты S-70A и UH-60P. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Сикорский UH-60L «Блэк Хоук» Тип. Многоцелевой тактический транспортный вертолет Силовая установка. 2 ГТД Дженерал Электрик T700-GE-700C взлетной мощностью по 1880 л. с. Летные характеристики. Максимальная скорость 295 км/ч, начальная скороподъемность 7,86 м/с, статический потолок без учета влияния земли 2330 м, дальность полета 585 км (с максимальной платной нагрузкой и резервами топлива). Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 5345 кг, максимальная взлетная масса 8030 кг, платная нагрузка около 3630 кг. Размеры. Диаметр несущего винта 16,36 м, ометаемая площадь 210,15 м2, длина вертолета с вращающимися винтами 19,76 м, высота вертолета по втулку несущего винта 3,76 м. Число мест экипажа 2-3, десантников с вооружением -11-14. Вертолеты «Си Кинг» НС.Мк.1 часто выполняли задания вместе с вертолетами «Си Кинг» Королевских ВМС. Их оснащали спутниковой навигационной системой GPS и оборонительным вооружением |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|