|
||||
|
Ми-24, Ми-25 и Ми-35 Боевые вертолеты Ми-24 стали символом советского вторжения в Афганистан, где активно использовались для ударных операций. Вертолеты широко экспортировались, применялись в различных вооруженных конфликтах в Азии и на Ближнем Востоке. Ми-24 (кодовое название НАТО – Hind) является одним из самых популярных в мире боевых вертолетов. Он обладает впечатляющей огневой мощью. Построенный в больших количествах, он долгое время составлял основу подразделений боевых вертолетов в бывших странах Варшавского Договора. В НАТО были уверены, что с началом войны союзные войска столкнутся с сотнями вертолетов Ми-24 по всей линии фронта. Будучи в настоящее время полноценным боевым вертолетом-штурмовиком, первая модель Ми-24А (Hind-A) рассматривалась западными аналитиками как вооруженный транспортный вертолет. Интерес к вооруженным вертолетам в Советском Союзе появился с началом применения американцами вооруженных вертолетов во Вьетнаме. Советские военные отчетливо поняли преимущества таких вертолетов во время десантных операций. Сначала попытались модернизировать транспортные вертолеты Ми-4 в вооруженный вариант Ми-4АВ. Опыт его создания оказался весьма положительным. В состав вооружения вертолета Ми-4АВ входили пулемет калибром 12,7 мм, ПТУР 9М17М «Фаланга», PC С-5М калибром 57 мм, бомбы и зажигательные баки. В транспортной кабине могли размещаться вооруженные десантники. Однако вертолет оказался неэффективным, его можно было использовать только днем и в простых погодных условиях. Когда в первой половине 1960-х годов в США началась разработка настоящего вертолета-штурмовика, то в СССР она находилась под пристальным вниманием. Успешное создание боевого вертолета AH-1G «Хью Кобра» активизировало разработку аналогичного вертолета в ОКБ Миля. В мае 1968 г., в соответствии с распоряжением советского правительства, конструкторское бюро Михаила Миля было определено головным в программе разработки ударного вертолета. За основу конструкции боевой машины Ми-24 был взят хорошо зарекомендовавший себя в условиях эксплуатации десантно-транспортный вертолет Ми-8. От «восьмерки» новому вертолету достались силовая установка и динамическая система, диаметр пятилопастного несущего винта был уменьшен, а рулевой винт переместили с правой стороны концевой балки на левую. Фюзеляж спроектировали заново, его ширину заузили для снижения сопротивления, а также для уменьшения площади поражения. Впервые боевой Ми-24 был замечен в 1974 г. на советских авиабазах в Восточной Германии. В НАТО ему присудили кодовое название Hind, но вскоре эксперты поняли, что были предсерийные вертолеты с простеньким крылом без узлов для подвески ракет. Поэтому в дальнейшем первые серийные вертолеты Ми-24А стали называться Hind-A, а предсерийный переименовали в Hind-B. Наименование Hind-C было позднее дано варианту без носовой пушки и прицела. Первые серийные вертолеты Ми-24А недолго оставались на вооружении, часть из них переделали в учебные или установили в качестве мемориалов. Некоторые вертолеты поступили на экспорт. Они находились на вооружении Афганистана, Алжира, Ливии и Вьетнама, где осуществляли боевое патрулирование границ. Учебно-тренировочный вертолет Ми-24ДУ (Hind-D) во время технического обслуживания на летном поле Сызранского авиационного училища в Волжском военном округе. Штанга с датчиками воздушных параметров отсутствует. Большинство учебных вертолетов были переоборудованы из стандартных боевых вариантов Hind-D и Hind-E Пара вертолетов Ми-24Д восточногерманской армии во время патрулирования. В ГДР вертолеты применялись для контроля границы, особенно вдоль Берлинской стены. В случае начала войны в Европе в военных кругах НАТО полагали, что на начальном ее этапе в бой будут введены сотни вертолетов Ми-24 По случаю 20-й годовщины образования в ВВС Чехословакии 51-го вертолетного полка в Простееве (был расформирован в 1994 г.) один из вертолетов Ми-24Д из состава 1-й эскадрильи получил «тигровую» раскраску. Он появлялся на различных авиашоу в Европе вместе со своим напарником Опыт эксплуатации вертолетов Ми-24А выявил, что они не полностью отвечают требованиям. Их ударный потенциал значительно снижался, если они использовались для перевозки десантников. Военным стало ясно, что с перевозкой солдат великолепно справляется менее маневренный Ми-8. Поскольку десантные задачи у вертолета Ми-24 забрали, то ударным задачам стали уделять все возрастающее внимание. Стало также очевидным, что кабина экипажа вертолета Ми-24А, похожая на садовую теплицу, обеспечивает недостаточный обзор и слабую защиту летчиков. В ОКБ Миля приняли решение кардинально переделать носовую часть фюзеляжа, разместив экипаж тандемом (впереди стрелок, а сзади пилот) в сильно бронированной кабине. Члены экипажа сидели в отдельных кабинах, закрытых обтекаемыми фонарями и имевших пуленепробиваемые лобовые панели остекления. Кабина пилота имела большую дверь с правого борта, а передняя кабина стрелка – откидывающийся влево фонарь. Новая компоновка носовой части фюзеляжа позволила уменьшить поперечное сечение, улучшить обзор и снизить сопротивление. Под носовой частью фюзеляжа разместили гиростабилизированную турель с четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 калибром 12,7 мм. Кроме турели, там находился лазерный дальномер и система управления ПТУР. В состав вооружения вошли противотанковые ракеты «Скорпион». Новый боевой вертолет Ми-24Д (Hind-D) выпускался большой серией на заводах в Арсеньеве на Дальнем Востоке и Ростове-на-Дону. Иногда в месяц выпускали 15 машин. Сотни вертолетов поставлялись в войска стран Варшавского Договора и «третьего мира». Впервые вертолеты Ми-24Д получили боевое крещение в Афганистане. Вместе со штурмовиками Су-25 они стали самым опасным советским оружием в борьбе с афганскими «моджахедами». Вертолеты занимались огневой поддержкой войск, прикрывали автомобильные колонны и преследовали боевиков до их убежищ. С появлением у «моджахедов» переносных зенитных ракет «Стингер» с тепловой головкой самонаведения эффективность Ми-24Д резко снизилась. Эти ракеты были поставлены в Афганистан с помощью ЦРУ. Другие владельцы вертолетов Ми-24 тоже быстро оценили их возможности. В войне между Ираном и Ираком были случаи использования вертолетов в воздушных боях. Например, иракские Ми-24 сбивали иранские боевые вертолеты АН-1 «Кобра», им даже удалось сбить истребитель Макдоннелл-Дуглас F-4 «Фантом» ВВС Ирана. Опыт афганской войны не прошел даром. Уже на модификации Ми-24П (Hind-F) вместо пулемета на подфюзеляжной турели появилась неподвижная двуствольная 30-мм пушка ГШ-30К. Ее установили по правому борту фюзеляжа перед крылом. В дальнейшем на вооружении Советской армии появились два разведывательных варианта вертолета. Вертолет Ми-24Р (Hind-G) использовался для взятия проб земли и воздуха с целью определения загрязнения радиоактивными, химическими и биологическими веществами. Вертолет Ми-24К (Hind-G2) предназначался для визуального наблюдения за полем боя, корректирования ракетной и артиллерийской стрельбы, а также фоторазведки. Ми-24К получили ограниченное применение. Распад Варшавского Договора означал, что вертолеты Ми- 24 в большом количестве попадут в руки НАТО. Объединение Германии привело к тому, что находившиеся на вооружении армии ГДР вертолеты Ми-24Д вошли в состав ВВС ФРГ. Однако после тщательной проверки и испытаний все они были сняты с вооружения в соответствии с Договором об ограничении вооруженных сил в Европе. В результате сокращение военных расходов в России начался выпуск вертолетов Ми-24 без вооружения для подразделений милиции. В настоящее время Российская армия ожидает поступления на вооружение боевых вертолетов нового поколения Ми-28Н и Ка-50/52. Ми-24Д На рисунке показан тяжеловооруженный боевой вертолет МИ-24Д из 16-й воздушной армии, входившей в состав Группы Советских войск в Германии в начале 1980-х годов. Вертолеты Ми-24 вновь дали в руки советского командования средство борьбы с танками, которого не было со времен штурмовика Ил-2. Во время «холодной войны» вертолет Ми-24 в 1974 г прибыл в ГДР и стазу стал важным элементом в советских войсках. Вертолеты МИ-24Д вместе с прибывшими в ГДР в 1973 г. вариантами МИ-24А были распределены в полки, находившиеся в Пархиме и Стендале. В 1976 г. вертолеты МИ-24Д поступили в передовые части, а в 1979 г. им на смену стали поступать усовершенствованные МИ-24В (Hind-E). К 1989 г. у советских войск в ГДР осталась горстка вертолетов МИ-24Д, из которых только восемь были в полной боевой готовности накануне вывода советских войск в 1992 г. Вывод войск на волне объединения Германии ознаменовал конец советского военного присутствия в Восточной Германии, где в 1990 г. насчитывалось 363 690 военнослужащих, 5880 танков, 9790 БТР, 4624 артиллерийские установки, 625 боевых самолетов и 698 боевых вертолетов. Кабина При разработке вертолета Ми-24А полагали, что он станет основным средством оперативной доставки войск на поле боя. Принятие его на вооружение быстро показало, что эту задачу гораздо лучше могут выполнять специализированные десантно-транспортные вертолеты Ми-8. В результате изменения конструкции вертолета Ми-24А появился вертолет Ми-24Д, основными задачами которого были борьба с бронетанковой техникой и оказание огневой поддержки сухопутным войскам. Убирающееся шасси Для обеспечения высокой скорости Ми-24 имеет убирающееся шасси. Основные опоры убираются назад, при этом колеса поворачиваются в горизонтальное положение для укладки в бульбообразные отсеки по бокам фюзеляжа. Передняя опора убирается также назад, но ее отсек закрывается частично. ПТУР 9М17П «Фаланга» На концах каждой консоли крыла находится пара рельсовых направляющих для ПТУР «Фаланга» (кодовое обозначение НАТО – АТ-2 Swatter). Эта ракета относится ко второму поколению ПТУР и управляется по проводам, но на вертолете Ми-24 для ее управления имелась радиокомандная система. Поступившая на вооружение в 1960-х годах ракета «Фаланга» с 1978 г. стала заменяться ракетой 9М114 «Штурм» (кодовое название НАТО – АТ-6 Spiral). Эта ракета стала основным ракетным вооружением вертолетов Ми-24. Она обладает увеличенной дальностью полета и способна пробивать более толстую броню. ПТУР «Штурм» запускается из трубчатой установки. Специалисты полагают, что «Штурм» может использоваться и для борьбы с вертолетами противника. Борьбе с вертолетами особенно способствует двуствольная 30-мм пушка, стоящая на Ми-24П. Рулевой винт На вертолетах Ми-24А и предсерийных Ми-24Д рулевой винт стоял с правой стороны концевой балки. В этом случае он выполнял роль толкающего винта и обеспечивал путевую устойчивость вертолета. Серийные вертолеты Ми- 24Д, а также вертолеты Ми-24А последних выпусков имели тянущий рулевой винт, перенесенный на левую сторону концевой балки. За счет изменения направления вращения тяга винта заметно возросла, улучшив управляемость по оси рыскания, что особенно важно при полете на режиме висения. При этом рулевой винт не затеняет концевую балку. Контейнеры УВ-32-57 Под каждой консолью крыла могут подвешиваться по два контейнера УВ-32-57 с 16 PC калибром 57 мм. Эти неуправляемые реактивные снаряды являются весьма эффективным вооружением. Вместе с пушкой и ПТУР они превращают Ми-24 в универсальное средство вооруженной борьбы. Опыт войны в Афганистане показал, что четырехствольного пулемета калибром 12,7 мм явно недостаточно для поражения некоторых целей. Решением проблемы стало использование PC, а также пушек калибром 20 и 30 мм. На вооружение были приняты вертолеты Ми-24П с неподвижной двуствольной пушкой ГШ-30К калибром 30 мм и МИ-24ВП стурельной 23-мм пушкой ГШ-23. Кроме ПТУР и контейнеров с PC, под крылом могут подвешиваться и другие грузы, например бомбы, напалмовые баки или дополнительные топливные баки, показанные здесь на фото Ми-24 чешских ВВС Компоновочная схема вертолета Ми-24Д 1 – дистанционно- управляемая фотокамера, установленная под пушечной турелью (на вертолете Ми-24К); 2 – крышка окуляра: 3 – датчики полета на малой скорости; 4-штанга с датчиками воздушных параметров; 5 – антенна системы опознавания; 6 – лобовое бронестекло; 7-стеклоочиститель; 8 – прицел для пушки; 9 – ПВД; 10 – створки отсека механизма поворота пушечной турели: 11 – рукав подачи боелрипаса; 12 -четырехствольный пулемет ЭА624 калибром 12,7 мм (боезапас 1460 патронов); 13 – турельная установка (азимут +20°, угол возвышения +20°-60°); 14 – антенна системы предупреждения о радиолокационном облучении; 15-убираемая посадочная фара; 16 – подножка; 17 – отжимная подножка; 18 – кислородный баллон; 19 – рукоятка сброса фонаря кабины стрелка- оператора; 20 – ручка управления общим шагом (органы управления установлены в обеих кабинах); 21 – сиденье стрелка- оператора; 22 – ремни безопасности. 23 – боковая приборная панель; 24 – фонарь кабины стрелка-оператора (показан в открытом положении); 25 – поддон с фотокамерами, устанавливаемый в кабине (на Ми-24К): 26 – апертура фотокамеры, устанавливаемая вместо правой двери 27 – контейнер с фотопленкой; 28 – блок аппаратуры для анализа проб воздуха, размещаемый в ч кабине (на Ми-24Р); 29 – дверь в кабину пилота; 30 – лобовое бронестекло: 31 – стеклоочиститель. 32-коллиматорный прицел на лобовом остеклении; 33 – корпус приборной доски: 34 – ручка управления циклическим шагом; 35 – педали путевого управления; 36 – тяги системы управления под полом кабины: 37 – поисковый прожектор; 38-створка отсека передней опоры шасси и индикаторная лампочка; 39 – рычажная подвеска опоры; 40 – передняя опора шасси с двумя пневматиками, убирающаяся назад: 41 – магистраль системы кондиционирования магазина боеприпаса (с правой стороны фюзеляжа); 42 – отсек передней опоры шасси; 43 – секция бронеплиты кабины экипажа; 44 – ручка управления; 45 – топливные краны; 46 – панель АЗС; 47 – кислородный баллон; 48 – зеркало заднего вида: 49 – сиденье пилота; 50-пылезащитное устройство на воздухозаборнике двигателя; 51 – патрубок отвода загрязненного воздуха; 52- обтекатель воздухозаборника; 53 – воздухозаборник системы охлаждения; 54 – панель обтекателя правого двигателя (в открытом положении служит технической платформой): 55 – противопожарная перегородка между двигателями; 56 – редуктор привода вспомогатепьных агрегатов; 57 – ГТД ТВЗ-117; 58 – масляный бак двигателя; 59 – правая стойка с оборудованием комплекса авионики: 60 – тяги системы управпения: 61 – оборудование фильтрации воздуха в кабине; 62- воздухозаборник подачи воздуха в кабину; 63 – подфюзеляжная антенна; 64 – подножка; 65 – нижняя секция двери грузовой кабины; 66 – топливные баки N»4 и № 5 под грузовым полом (общая емкость топливной системы 1940 л); 67 – стойки для оборудования в грузовой кабине; 68 – сиденье наблюдателя; 69 – силовой пол грузовой кабины; 70 – блок аппаратуры для анализа проб воздуха, размещаемый с правой стороны грузовой кабины (на Ми-24Р): 71 – устройство соединения секций двери; 72 – сиденье штурмана. 73 – верхняя створка двери грузовой кабины 74 – задние иллюминаторы; 75 – приборные стойки в кабине; 76 – узлы крепления пебедки; 77-магистрали распределения воздуха в кабине; 78 – левое выхлопное сопло; 79 – вал привода редуктора; 80 – маслорадиатор трансмиссии; 81 – вентилятор маслорадиатора; 82-датчик льда; 83 – воздухозаборник маслорадиатора; 84 – блистерное остекление наблюдателя (на Ми-24Р. с правой стороны грузовой кабины): 85 -пятилопастный несущий винт; 86 – узлы крепления лопастей; 87 – титановая втулка несущего винта; 88 – гидравлические демпферы; 89 – гидравлический бак; 90-обтекатели комлевых частей лопастей; 91 – датчик трещин в лонжероне лопасти, внутри которого содержится сжатый азот; 92 – электрическая противообледенитепьная система носка лопасти: 93 – тяга управления шагом лопасти; 94 – тарелка автомата перекоса; 95 – тяги силового привода управления втулкой; 96 – обтекатель втулки: 97 – редуктор несущего винта ВР-24; 98 -силовая ферма редуктора; 99 – огнетушители; 100 – люк отсека оборудования топливной системы; 101 – основной фюзеляжный топливный бак № 3; 102 – коллекторные баки №1 и №2; 103 – гидравлическая панель; 104 – выхлопное сопло ВСУ: 105 – ВСУ АИ-9В; 106 – шарнирные панели; 107 – отверстие отвода воздуха: 108-редуктор ВСУ; 109 – генератор; 110 – станция помех СОЭП-81А «Липа»; 111 – антенна; 112-УКВ антенна; 113-СВЧ антенна; 114 – проблесковый маяк; 115 – вал привода рулевого винта; 116 – подшипниковые опоры вала; 117 – трос ВЧ антенны: 118 – правая консоль цельноповоротного стабилизатора; 119 – воздухозаборник системы охлаждения редуктора; 120 – конический хвостовой редуктор; 121 – вал рулевого винта 122 – конструкция концевой балки; 123 – редуктор рулевого винта; 124 – обтекатель законцовки концевой балки: 125 – трехлопастный рулевой винт; 126 – алюминиевые лопасти рулевого винта; 127 – электрическая противообледенительная система носка лопасти; 128 – механизм управления шагом лопастей рулевого винта; 129 – хвостовой АНО: 130 – нижняя антенна система опознавания; 131 – система регистрации параметров полета: 132 – левая консоль цельноповоротного стабилизатора; 133 – нервюры стабилизатора: 134 – предохранительная хвостовая опора; 135 – узел крепления задней фотокамеры: 136 – ось поворота стабилизатора; 137 – стыковочный шпангоут; 138 – стрингеры и шпангоуты хвостовой балки: 139 – антенна радиовысотомера; 140 – блок отстрела сигнальных ракет; 141 – проволочная антенна; 142 – доплеровский измеритель скорости и угла скоса ДИСС-15Д; 143 – стыковочный шпангоут; 144 – полый D-образный лонжерон лопасти несущего винта; 145 – сотовые хвостовые панели попасти; 146 – стеклопласгиковая обшивка: 147 – триммерные пластины; 148 – противоабразивная накладка на носке лопасти; 149 – система выброса пассивных помех АСО- 2В-02 (с обеих сторон фюзеляжа): 150 – хвостовой отсек радионавигационного оборудования: 151 – нижний люк: 152 – разьем подключения наземного питания: 153 – штуцеры заправки воздушной системы; 154- отсеки с аккумуляторными батареями (с обеих сторон фюзеляжа); 155 – хвостовые обтекатели подкрыльных пилонов; 156 – система предупреждения о радиолокационном облучении; 157 – силовой набор консоли крыла; 158 – узлы крепления консоли крыла к фюзеляжу; 159 – пилоны для подвески вооружения на левой консоли крыла; 160 – левый АНО: 161 – система предупреждения о радиолокационном облучении: 162- концевой пипон («шайба»); 163 – дистанционно- управляемый манипулятор-экскаватор для забора проб грунта (на Ми-24Р): 164 – заборные устройства с гидравлическим управлением (по три с каждой стороны); 165 – левый пневматик основной опоры шасси; 166 – створка отсека основной опоры шасси; 167 – узел разворота опоры: 168 – амортизатор; 169 – индикаторная лампочка сигнализации положения шасси; 170 – контейнер УВ-32А- 24 с PC; 171 – подвесной топливный бак ПТБ-450 емкостью 500 л: 172 – контейнер со спецоборудованием Для обучения советских и зарубежных летчиков в Советском Союзе часто использовались учебные вертолеты Ми-24ДУ. На фото показаны вертолеты, принадлежащие авиационному училищу в Сызрани ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ми-24Д Размеры Длина с вращающимися винтами 19,79 м Длина фюзеляжа 17,61 м Диаметр несущего винта 17,3 м Ометаемая площадь 235 м2 Диаметр рулевого винта 3,91 м Ометаемая площадь 11,99 м2 Размах крыла 6, 54 м Высота вертолета с вращающимися винтами 6,5 м По втулку несущего винта 4,44 м Размах стабилизатора 3.27 м База шасси 4,39 м Колея шасси 3,03 м Силовая установка 2 ГТД ТВЗ-117 сер. 3 мощностью по 2200 л. с. Массы и нагрузки Масса пустого вертолета 8400 кг Нормальная взлетная масса 11 ООО кг Максимальная взлетная масса 12 500 кг Максимальная боевая нагрузка 2400 кг Максимальная масса топлива в фюзеляжных баках 1500 кг (2130 л) Масса топлива в дополнительном фюзеляжном баке, устанавливаемом по желанию заказчика, 1000 кг (850 л) Масса топлива в четырех подвесных топливных баках 1200 кг (2645 л) Максимальная удельная нагрузка на несущий винт 21,05 кгс/м2 Летные характеристики Максимальная скорость без внешних подвесок 310 км/ч Максимальная крейсерская скорость 260 км/ч Максимальная скороподъемность на уровне моря 12,5 м/с Эксплуатационный потолок 4500 м Статический потолок без учета влияния земли 2200 м Максимальная дальность полета с топливом в фюзеляжных баках 750 км Боевой радиус с максимальной боевой нагрузкой 160 км Боевой радиус с двумя сбрасываемыми топливными баками 250 км Боевой радиус с четырьмя сбрасываемыми топливными баками 290 км Вооружение Один четырехствольный пулемет ЯкБ-12.7 калибром 12,7 мм на дистанционно-управляемой подфюзеляжной турели УСПУ-24, четыре радиоуправляемые ПТУР 9М17П «Фаланга" и четыре контейнера УВ-32 по 32 PC С-5 калибром 57 мм или четыре контейнера Б-8В-20 по 24 PC С-8 калибром 80 мм, или четыре контейнера Б-13Л по пять PC С-13 калибром 130 мм, или четыре PC С-24Б калибром 240 мм. Под крылом возможно размещение пушечных контейнеров УПК-23-250 с двуствольными 23-мм пушками ГШ-23Л или контейнеров ГУВ с одним четырехствольным пулеметом калибром 12,7 мм или двумя четырехствольными пулеметами ГШГ- 7,62 калибром 7,62 мм, или одним гранатометом АГС-17 «Пламя» калибром 30 мм, а также бомбы калибром до 500 кг, системы постановки мин и напалмовые баки. На различных авиационных шоу вертолет Ми-24 восхищал всех своей маневренностью и скоростью. Российская вертолетная пилотажная группа «Беркуты», продолжающая свою деятельность с помощью иностранных спонсоров, летает на вертолетах Ми-24В, МИ-24П и Ми-24ВП. Вместо ракетных контейнеров на вертолетах устанавливаются дымовые трассеры На фоне деревьев Ми-24В выглядит впечатляюще. Вертолет Ми-24 по размерам превосходит почти все боевые вертолеты, созданные на Западе. Если исходная модификация Ми-24А являлась транспортно-боевой, то все последующие, начиная с Ми- 24Д, были по-настоящему боевыми с сохранением возможности перевозки десантно-штурмовых групп На территории Польши базировались не только советские вертолеты Ми-24, там находились и вертолеты Ми-24Д, принадлежавшие польским вооруженным силам. В 1998 г. у Польши была достаточно сильная группировка боевых вертолетов, включая варианты Ми-24Д Ми-24 службе Афганистан В течение длительного участия СССР в афганской войне почти 80 вертолетов Ми-24А м Ми-24Д (см. рисунок) были переданы ВВС Афганистана для борьбы против «моджахедов». Многие полагали, что советские вертолеты летали с афганскими опознавательными знаками. Ангола Ангола получила вертолеты Ми-24Д (см. рисунок) в 1983 г., в дальнейшей к ним присоединились Ми-24В. Вместе с вертолетами Ми-8 они использовались в свое время против войск ЮАР. В настоящее время в стране около 20 машин. ГДР В Восточную Германию из Советского Союза было поставлено 38 вертолетов Ми-24Д и 12 – Ми-24П. После объединения Германии вертолеты были сняты с вооружения, хотя в составе ВВС ФРГ находилась эскадрилья Ми-24, которые служили для испытательных целей. Ливия Благодаря хорошим отношениям с Москвой, Ливия еще в 1978 г. стала получать вертолеты Ми-24. Сначала это были Ми-24А (см. рисунок). В настоящее время у Ливии более 20 вертолетов, включая варианты Ми-24Д и П. Война в Афганистане продолжалась до 1988 г., когда Советский Союз вывел оттуда свои войска. В 1990-х годах различные военные лидеры делили военную авиацию, часто используя ее друг против друга. Вертолет Ми-24, сфотографированный к северу от Кабула в 1997 г., пилотируется летчиками из движения «Талибан». Ми-24 в бою Такой вертолет, как Ми-24, вряд ли где есть. Он сочетает в себе скорость и огневую мощь. Афганские «моджахеды» называли его «колесницей дьявола», а сами летчики – «крокодилом». Первое боевое применение вертолетов Ми- 24 состоялось в начале 1978 г. в Сомали. Пилотируемые кубинскими летчиками, они по приказу генерала Сиада Барре наносили удары по территории соседней Эфиопии. Эффективность вертолетов оказалась весьма высокой, они сыграли важную роль в военном конфликте, который на долгие годы охватил Африканский рог. В декабре 1979 г. был убит президент Афганистана Иди Амин. Ему на смену пришел просоветский режим Бабрака Кармаля, который сразу же попросил Советский Союз помочь уничтожить оппозицию. Эта помощь была оказана по заранее написанному сценарию, но никто не мог подумать, к какому сопротивлению афганского народа это приведет. Ввод советских войск в Афганистан прошел без проблем. Но вместо того, чтобы сокрушать оппозицию, Советский Союз втянулся в десятилетнюю войну. Несмотря на всю свою военную мощь, Москва так и не смогла ее выиграть. Афганская война во многом была похожа на войну в Алжире 20-летней давности: закаленные, плохо вооруженные люди боролись против военной мощи государства на всей территории абсолютно разрушенной страны. Большую роль в афганской войне сыграла советская фронтовая авиация. Ее основу в Афганистане составляли полки истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков, наносивших карательные бомбовые удары по афганским городам и деревням. Однако из всей авиационной техники больше всего было вертолетов Ми-24. Авиация не могла оккупировать и руководить захваченными территориями. Эти задачи могли выполнять только сухопутные войска. Однако авиация способна подавлять очаги сопротивления, и в этом вертолеты Ми-24 оказались самым лучшим оружием. Днем и ночью вертолеты Ми-24 непрерывно вели охоту за афганцами, которых брали в плен десантники, находившиеся в вертолете, или солдаты, вызываемые по радио. Типичной была такая тактика: вертолет высаживал группу обычно из восьми десантников, ожидал, когда их присутствие вызовет сопротивление, и после этого наносил ракетный удар, против которого не могли устоять каменные укрытия. На первых порах афганские «моджахеды» мало чем могли ответить Ми-24. хотя в первые дни советского присутствия в Афганистане несколько машин было потеряно от огня крупнокалиберных снайперских винтовок. Вертолеты действовали в составе двоек, четверок и восьмерок, атакуя цели огнем из пулеметов и пушек, ракет, бомб и т. д. Они также осуществляли воздушное прикрытие автомобильных колонн, а ночью занимались свободной охотой. Появление на вооружении «моджахедов» ПЗРК изменило ситуацию, потери вертолетов резко возросли. Поэтому для Ми-24 потребовалось уже свое прикрытие. Со временем в Советском Союзе поняли, что победу в афганской войне одержать нельзя. В 1988 г. было решено вывести все войска из Афганистана. За время боевых действий было потеряно свыше 300 вертолетов Ми-24. Их сбивали зенитным огнем, уничтожали на базах, вертолеты разбивались во время учебно-тренировочных и испытательных полетов. Пока советская фронтовая авиация все глубже увязала в афганских горах, сравнительно рядом разразилась еще одна война, в которой активное участие приняли Ми-24. Речь идет об ирано-иракской войне, начавшейся в сентябре 1980 г. и продолжавшейся почти до конца 1980-х годов. Находившиеся на вооружении Ирака вертолеты Ми-24 использовались не только для огневой поддержки сухопутных войск, их иногда применяли и против иранских боевых вертолетов AH-1J «Си Кобра». Иракские летчики были лучше обучены, но результат боя часто зависел от того, кто раньше заметил противника. После нападения Ирака на Кувейт в 1990 г. иракские Ми-24 редко применялись в войне в Персидском заливе. До этой войны режим Саддама Хусейна использовал Ми-24 для борьбы с курдами на севере Ирака, а после войны – против мусульман-шиитов на юге. Вертолеты Ми-24 широко экспортировались Советским Союзом. Начиная с 1970-х годов, вряд ли какой другой военный самолет или вертолет участвовал в таком огромном количестве вооруженных конфликтов на земном шаре, как вертолет Ми-24. Ливийские Ми-24 принимали участие в затяжной и кровавой войне в Чаде на стороне мятежного генерала Гуккуни Уэддея, восставшего против правительства Хиссена Хабре. В октябре 1980 г. с помощью вертолетов Ми-24 мятежники захватили столицу Чада Нджамену, но через семь лет правительственные войска постепенно громили поддерживаемых Ливией мятежников, пока не нанесли им поражение. Некоторые афганские Ми-24 находятся в летном состоянии, но не летают из-за отсутствия запасных частей и квалифицированного технического персонала Ми-24 часто можно видеть в различных регионах бывшего Советского Союза. На фото показан Ми-24В, приближающийся к позиции минометчиков на таджикско-афганской границе во время борьбы против вторжения исламистов в 1996 г. За последние 25 лет вертолеты Ми-24 приняли участие в многочисленных вооруженных конфликтах по всему миру, из которых выделяется афганская война. Хорошо вооруженные, в умелых руках они оказались эффективным боевым средством В 1982 г. сирийские Ми-24 успешно боролись с израильскими танками в Ливане. В середине 1980-х годов в Анголе вертолеты Ми-24, пилотируемые летчиками из Кубы и ГДР, применялись войсками промарксистской МПЛА против партизан движения УНИТА Джонаса Савимби. В 1987- 1988 гг. вертолеты нанесли большие потери войскам ЮАР, пытавшимся уничтожить базы партизан движения СВАПО на юге Анголы. В середине 1980-х годов вертолеты Ми-24 стал получать Вьетнам для борьбы с отрядами красных кхмеров в Камбодже. В 1987 г. для решения пограничного спора из-за ледника Сячин (Siachin) Индия впервые применила вертолеты Ми-24 против пакистанских войск. В том же году индийские миротворцы в Шри-Ланке использовали Ми-24 против боевиков движения «Тигры Тамил Илама», а затем в течение последующих двух лет пытались положить конец гражданской войне в этой стране. В 1995 г. правительство Шри-Ланки приобрело собственные вертолеты Ми-24 и бросило их против «тамильских тигров». Из купленных шести машин три были сбиты из ПЗРК «Стингер». В 1983-1984 гг. в Никарагуа была отправлена партия вертолетов Ми-24Д. Сандинистское правительство использовало их вместе с легкими штурмовиками против отрядов «контрас». Когда в 1990 г. гражданская война подошла к концу, Никарагуа продала часть вертолетов правительству Перу. Там они применялись против партизан-маоистов и торговцев наркотиками. Единственный вертолет Ми- 24 вместе с вооруженным вариантом вертолета Ми-17 сыграл решающую роль в завершении гражданской войны в Сьерра-Леоне. Сначала по контракту вертолеты пилотировались белорусскими летчиками. Затем вертолеты передали южноафриканской компании «Икзекьютив Ауткамс». Эта компания за неделю сделала против повстанцев Революционного объединенного фронта (РОФ) больше, чем правительство за четыре года войны. Так с помощью всего двух вертолетов РОФ был вынужден прекратить огонь. После распада Советского Союза на его бывшей территории возникли многочисленные этнические и региональные конфликты, в которых вертолеты Ми-24 оказали большую помощь. Однако еще до распада СССР вертолеты Ми-24 принимали участие в споре вокруг Нагорного Карабаха, который Азербайджан и Армения долго никак не могли решить. С особым ожесточением спор вокруг спорной территории возобновился после исчезновения Советского Союза и постепенно перерос а настоящую войну между двумя кавказскими странами. В зону конфликта были введены российские войска, в том числе и вертолеты Ми-24. Подобная ситуация возникла в Грузии, где сначала Южная Осетия, а затем Абхазия начали вооруженную борьбу за независимость. В зонах конфликтов вертолеты Ми-24 с российскими экипажами охраняли автомобильные колонны с гуманитарными грузами. В 1992 г. непростая ситуация возникла в Северной Осетии, входящей в состав России, где активизировались отряды боевиков. Для наведения порядка в Северную Осетию были введены федеральные войска. В том же году список конфликтных регионов пополнил Таджикистан, где возникла опасность вторжения исламистов из Афганистана. Там также применялись вертолеты Ми-24. Но самое активное применение вертолетов Ми-24 зафиксировано в Чечне. В 1994 г. четыре вертолета Ми-24 использовались пророссийскими оппозиционными силами против сепаратистов генерала Джохара Дудаева. В декабре того же года Российская Федерация начала полномасштабные боевые действия с целью восстановления контроля над Чеченской республикой. Так началась первая чеченская война, продолжавшаяся 18 месяцев. В Чечне дислоцируется две эскадрильи вертолетов Ми-24. Непосредственно в кварталах Грозного они действуют весьма редко. Их основная работа на юге республики, в горных районах, где укрываются отряды боевиков. Часто экипажи совершают по пять-шесть полетов в день. Из-за нехватки топлива и вооружения эксплуатация вертолетов ограничена, то же самое наблюдалось в Афганистане. Одним из последних примеров боевого использования вертолетов Ми-24 являются Балканы. В 1993-1994 гг. во время гражданской войны в Югославии вертолеты применялись Хорватией. В 1998 г. в Сербии они выполняли полицейские функции,часто в телевизионных новостях показывали,как они атакуют цели в Косово. С 1987 г. вертолеты Ми-24П и Ми-24К украинской армии в раскраске миротворческих сил ООН базировались в Осиеке и Вуковаре в Хорватии и патрулировали демилитаризованную зону между сербами и хорватами. Македонские Ми-24 применялись против албанских повстанцев и нелегальных беженцев. Экспортные варианты вертолета Ми-24П являются самыми эффективными ударными вертолетами. В состав их вооружения входят ПТУР «Штурм» и контейнеры с ракетами С-8. В вертолете хорошо сочетаются маневренность и огневая мощь Ми-24: задачи и вооружение Вооруженный пушкой и способный нести различное ракетное оружие класса воздух – поверхность вертолет Ми-24 может все это доставлять по назначению. Усовершенствованные ПТУР сделали вертолет смертельным оружием на поле боя. Вертолет Ми-24, который в войсках называют «горбатым», а в Афганистане его прозвали «колесницей дьявола», является, вероятно, самым известным боевым вертолетом в мире, но без сомнения, он самый используемый. При этом он существенно отличается от западных конкурентов. Возможность нести широкую гамму вооружения, а также перевозить десантников или грузы в грузовой кабине сбивала с толку многих специалистов. Сначала некоторые авиационные аналитики на Западе полагали, что вертолет должен выполнять огневую поддержку и бороться с танками, перевозя одновременно отделение солдат с личным оружием, или, что более важно, высаживать десантников и обеспечивать им затем огневую поддержку. В реальности, как показала оценка взлетной массы вертолета, Ми-24 мог перевозить только солдат или нести вооружение, делать одновременно и то и другое он не мог. В десантном варианте Ми-24 мог нести легкое вооружение, используя его для подавления противника при высадке солдат в «горячей точке»; такая тактика использовалась американцами во время войны во Вьетнаме. Независимо от выполняемой задачи пушка на вертолете всегда присутствует и используется как оборонительное оружие. Имея просторную, но относительно невысокую грузовую кабину, в которой могут разместиться восемь солдат, вертолет Ми-24 редко применялся как транспортный. В России транспортные задачи возложены на вертолеты Ми-8 и Ми-17, которые всегда сопровождаются вертолетами Ми-24. Вертолеты Ми-24 – это скоростная и маневренная машина, способная совершать полет на малой высоте на уровне земных препятствий (деревьев, холмов, зданий). Благодаря этим качествам Ми-24 в большей степени подходит для оперативной доставки диверсионных групп или выполнения заданий в непосредственной близости от линии фронта, чем вертолеты Ми-8 и Ми-17. При перебазировании в грузовой кабине Ми-24 могут размещаться запасные части. В этой кабине может находиться бортинженер, который может контролировать состояние боровых систем вертолета. При необходимости вертолет Ми-24 может забрать в грузовую кабину сбитого летчика. Такие случаи часто возникали в Афганистане. Несмотря на то, что грузовая кабина Ми-24 редко используется по назначению, она вполне оборудована всем необходимым. Откидные сиденья могут быстро заменяться на носилки. Под каждым иллюминатором имеются прочные рельсовые направляющие, в которые могут вставляться шарнирные узлы для автоматов АК-47 или АКМС. Таким образом, вертолет Ми-24, кроме своей пушки может ощетиниться автоматными стволами (по четыре с каждой стороны) и подобраться к нему будет очень не просто. Носовая пушка, впервые появившаяся на Ми-24Д, позже стала устанавливаться и на других модификациях, как на показанном на фото российском вертолете Четыре подкрыльных контейнера УВ-32-57 с PC калибром 57 мм применяются при огневой поддержке сухопутных войск. Свою высокую эффективность они доказали во время войны в Афганистане На последних модификациях вертолета Ми-24 могут устанавливаться ракеты класса воздух – воздух типа «Игла», хотя их применение пока не вышло из стадии эксперимента. На внутреннем пилоне виден контейнер Б-8В-20. Каждый такой контейнер содержит 20 PC С-8 калибром 80 мм, предназначенных для поражения целей на открытой местности или слабозащищенных Особенностью вертолета Ми-24П является двуствольная пушка ГШ-30 калибром 30 мм. Она неподвижна и наводится на цель вертолетом. Опыт применения в Афганистане турельной установки с пулеметами калибром 12,7 мм оказался неудачным, так как его нельзя было использовать против некоторых целей Основная задача вертолета Ми-24 – это все-таки ударные операции. Хотя он имеет все необходимое для уничтожения танков, Ми-24 не такой уж узкоспециализированный боевой вертолет, как зарубежные Боинг «Апач» или Уэстленд «Линкс». Российский вертолет способен поражать различные цели. Западные боевые вертолеты создаются под решение какой-либо основной задачи. Главным образом это борьба с танками. Все остальные задачи считаются второстепенными. В большинстве российских (а до этого советских) военных концепций вертолет Ми-24 рассматривался как средство поддержки высадки десанта, а не как простой «убийца» танков. При выполнении обычного задания вертолет Ми-24 несет широкую номенклатуру оружия, способного использоваться против различных целей: четыре ПТУР, контейнеры с PC или пушками, бомбы, кассетное оружие и т. д. При знакомстве с вертолетом Ми-24 нельзя не упомянуть о двух его разведывательных вариантах. Вертолет Ми-24Р (Hind-G1) предназначен для ведения радиационной, химической и биологической разведки на поле боя. Он имеет устройства для взятия проб воздуха и грунта, а также оборудование для экспресс-анализа на борту вертолета. Под хвостовым костылем имеется система для постановки сигнальных флажков-маркеров. Вертолеты Ми- 24Р получили весьма широкое распространение: в каждом вертолетном полку в Российской армии всегда было не менее шести таких вертолетов. Это четко давало знать, что бывший Советский Союз всерьез готовился к войне с применением оружия массового поражения. Второй разведывательный вертолет – Ми-24К. Он служил для корректировки артиллерийского огня, разведка для него была вторичной. В состав его оборудования входила массивная фотокамера АФА-100, устанавливаемая в передней кабине. Камера имела фокусное расстояние 1300 мм, ее оптика размещалась по правому борту. Разрабатывались и другие модификации вертолета, в частности морской корабельный Ми-24М. тральщик Ми-24БМТ, поисково-спасательный Ми- 24ПС, летающие лаборатории Ми-24Н и Ми-22Ф и др. Всего в России было выпущено почти 2500 вертолетов Ми-24. В последние годы вертолеты проходят модернизацию с целью соответствия современным требованиям. Вертолеты Ми-24, находящиеся на вооружении других стран, также проходят модернизацию. Сначала за это дело брались иностранные фирмы (израильские, французские и южноафриканские), которые предлагали клиентам устанавливать западные авионику и вооружение. Но недавно ОКБ им. Миля предупредило, что за последствия такой доработки оно ответственности нести не будет. Ми-24 – первые модификации Ми-24, так долго пугавший войска НАТО, на протяжении своей истории постоянно развивался и совершенствовался. От начального варианта мало что осталось. Вертолеты последних модификаций широко распространены в мире. Опытный вертолет В-24 (Hind-B) Опытные вертолеты В-24 («изделие 240», которое в ОКБ Миля имело обозначение Ми-24), оснащенные двумя ГТД ТВЗ-117А мощностью по 1700 л. е., в значительной степени использовали конструкцию вертолета Ми-8. На вертолетах были установлены модифицированные несущие пятилопастные винты с уменьшенным диаметром, трехлопастный рулевой толкающий винт располагался с правой стороны концевой балки. По бокам фюзеляжа имелись узлы крепления для крыла, на нижней поверхности которого находились пилоны для подвески вооружения. Традиционной для боевых вертолетов пушки под носовой частью фюзеляжа не было, как не было никаких прицельных устройств для наведения ракет. Первый полет на режиме висения вертолет В-24 совершил 15 сентября 1969 г., а первый горизонтальный полет – 19 сентября. Ми-24А (Hind-A) Испытания вертолета В-24 показали, что его кабина мала для размещения в ней полуавтоматической радиокомандной системы «Радуга-Ф» для наведения ПТУР «Фаланга-П» и скорострельного пулемета ЯкБ-12,7. В связи с этим носовую часть фюзеляжа удлинили, она стала более обтекаемой. Панели остекления кабины экипажа наклонили для снижения сопротивления. Дверь автомобильного типа со стороны пилота заменили сдвижной с окном блистерного типа, что дало возможность улучшить обзор вниз. Перед передней опорой шасси разместили небольшой обтекатель для антенны командной связи. Однако из-за затянувшейся доводки нового вооружения первые серийные машины оснащались ракетами «Фаланга-М» и пулеметом А-12,7. Именно в таком виде в 1971 г. вертолет под обозначением Ми-24А («изделие 245») был запущен в серийное производство на заводе в Арсеньеве на Дальнем Востоке. Через год его официально приняли на вооружение. Тогда же Ми-24 впервые открыли для себя эксперты НАТО и дали ему кодовое название Hind-A. На первых серийных Ми- 24А рулевой винт стоял на правой стороне концевой балки (как на Ми-8). Винт вращается по часовой стрелке (если смотреть на него со стороны втулки), в результате чего наступающая лопасть рулевого винта идет по потоку, отбрасываемому несущим винтом. Во время летных испытаний выявилась недостаточная эффективность рулевого винта, особенно в полете на режимах висения и при маневрировании у земли. В 1972 г. специалисты ОКБ принимают решение перенести рулевой винт на левую сторону концевой балки, изменив направление вращения, в результате чего лопасти стали двигаться навстречу потоку от несущего винта. Рулевой винт из толкающего превратился в тянущий. Выхлопной канал ВСУ был удлинен и наклонен вниз для предотвращения попадания дождя. Всего было построено свыше 240 вертолетов Ми-24А, последний изготовили в 1974 г. Сначала вертолетами Ми-24А комплектовались отдельные вертолетные полки, входившие в состав общевойсковых армий и бригад. В дальнейшем из них формировались отдельные вертолетные полки боевого управления, а с появлением в Советском Союзе частей армейской авиации – отдельные вертолетные эскадрильи в составе мотострелковых дивизий. Вертолеты Ми-24А поставлялись на экспорт (Афганистан, Ливия, Вьетнам), активно применялись в афганской войне и многочисленных военных конфликтах в Африке. Ми-24Б (Hind-A) Одновременно с выпуском вертолетов Ми-24А в ОКБ Миля продолжалось совершенствование комплекса его вооружения. В результате появилась модификация Ми-24Б («изделие 241»), отличавшаяся наличием турельной пулеметной установки УСПУ-24 с четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7 калибром 12,7 мм конструкции Яковлева и Борзова, управляемой с помощью прицельной системы КПС-53АВ и имевшей автоматический ввод поправок при стрельбе. В состав УСПУ-24 входил аналоговый вычислитель, сопряженный с системой датчиков воздушных параметров. Вместо ПТУР 9М12М («Фаланга-М») с ручным наведением вертолет Ми- 24Б получил усовершенствованный комплекс «Фаланга-П» с ракетами 9М17П. Для управления этими ракетами была использована полуавтоматическая система наведения «Радуга-Ф», с помощью которой вероятность попадания ракет в цель в 3-4 раза. В состав прицельного комплекса входила телекамера, способная работать при слабом освещении, и теп- лопеленгатор, размещенные на гиростабилизированной платформе под обтекателем с правой стороны носовой части фюзеляжа. Гироплатформа позволяла вертолету энергично маневрировать в процессе прицеливания, что также значительно повышало его боевую живучесть. Управляющий элемент системы (командная антенна) находился с левой стороны носовой части фюзеляжа в небольшом каплевидном обтекателе, который мог поворачиваться в горизонтальной плоскости, отслеживая маневры ракеты. Макет вертолета Ми-24Б представлял собой доработанный макет исходного вертолета Ми-24А. Крыло еще не имело характерный отрицательный угол поперечного V. Для подвески ПТУР служили съемные направляющие по бокам фюзеляжа. В опытные вертолеты Ми-24Б были переоборудованы несколько вертолетов Ми-24А из первых серийных партий. Опытные машины успешно прошли в 1971- 1972 гг. заводские испытания, но затем их разработку прекратили. А-10 В 1975 г. появилась информация о существовании в Советском Союзе вертолета А-10, на котором было установлено восемь новых мировых рекордов. Оказалось, что вертолет А-10, оснащенный двумя ГТД ТВЗ-117А, представляет собой максимально облегченный вариант боевого вертолета Ми-24А без крыла и броневой защиты. В промежутке между 16 июля и 26 августа 1975 г. женский экипаж во главе с Галиной Расторгуевой установил серию мировых рекордов, среди которых рекорды скорости 342,6 км/ч (на маршруте протяженностью 15 и 25 км), 334,44 км/ч (по замкнутому 100-км маршруту), 332,62 км/ч (на маршруте протяженностью 1000 км); рекорды времени набора высоты 3000 м за 2 мин 33,5 с и 6000 м – за 7 мин 43 с. Ми-24У (Hind-C) Учебно-тренировочный вертолет Ми-24У отличался от серийного Ми-24А отсутствием носового пулемета и наличием полного комплекта двойного управления. На вооружении Советской армии находилось сравнительно немного таких вертолетов, из которых формировались учебные эскадрильи. Вместе с Ми-24А они экспортировались а Афганистан, Ливию, Алжир и Вьетнам. В настоящее время не эксплуатируются. МИ-24Д (Hind-D) Опыт эксплуатации вертолетов Ми- 24А в строевых частях выявил их серьезный недостаток – плохой обзора из кабины экипажа. Рядное размещение экипажа привело к образованию «мертвых зон». Более того, размещение летчиков в общей кабине повышало вероятность их одновременного вывода из строя в боевой обстановке. Поэтому в ОКБ Миля в начале 1971 г. была кардинально переделана передняя часть фюзеляжа. Теперь летчик и стрелок-оператор размещались в изолированных кабинах по тандемной схеме на разных уровнях, т. е. летчик сидел сзади и несколько выше стрелка. Зауженные кабины имели хорошую броневую защиту (включая бронестекла), выпуклые фонари и плоские лобовые панели остекления. При этом решили задачу существенного улучшения обзора. Летчик попадал в свою кабину через дверь автомобильного типа с правого борта. При аварии дверь сбрасывалась. Вход в кабину стрелка осуществлялся с левой стороны через откидывающийся вверх и вправо фонарь кабины. Новая конструкция передней части фюзеляжа, кроме улучшения видимости, дала возможность расширить сектор обзора датчиков системы «Радуга-Ф» и такой же сектор для антенны командной радиолинии управления. Но это повлекло за собой и другие конструктивные изменения. Для обеспечения требуемого расстояния между поверхностью земли и блоком оптических и тепловых датчиков прицельной системы передняя опора шасси была удлинена. В результате при стоянке на земле вертолет несколько задирает нос вверх. Колеса передней опоры в убранном положении полуутоплены, выпуклые створки отсека передней опоры на Ми-24А на одну, сопряженную с амортизатором. Летом 1972 г. под новые раздельные кабины были переоборудованы два опытных вертолета В-24. Сначала модернизированным машинам присвоили обозначение Ми-24В («изделие 242»). В состав их вооружения должен был войти комплекс ПТУР «Штурм-В». Доводка этого комплекса затянулась, и пришлось использовать старое вооружение от вертолета Ми-24Б. Получился вертолетный гибрид, состоящий из ново го планера и старого оружия. В1973 г. его запустили в серию под обозначением Ми-24Д («изделие 246») в Арсеньеве (завод «Прогресс») и Ростове-на-Дону. Было построе-но почти 350 машин, выпуск прекратили в 1977 г. Большое количество вертолетов Ми-24Д было экспортировано в Алжир, Болгарию, Кубу, ГДР, Венгрию, Польшу. Многие из них эксплуатируются до сих пор. Ми-24В (Hind-E) Вертолет Ми-24В с акульей пастью принадлежит 56-му полку боевых вертолетов ВВС Польши, находящемуся в Иновроц- лаве. Эти вертолеты в Польше обозначаются Mi-24W. Всего польские ВВС получили 16 машин, одна разбившаяся впоследствии была заменена на новую Система управления оружием Под носовой частью фюзеляжа справа располагается стандартная оптоэлектрон- ная прицельная система, а слева – неподвижная антенна для управления ПТУР «Штурм-В» в полусферическом обтекателе. Оборонительные системы Ми-24В оснащен системой оптико-электронного противодействия СОЭП-81А «Липа», установленной на верхней части фюзеляжа за несущим винтом, и системами отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей АСО-2В-02 в тройных 32-зарядных блоках, размещаемых под хвостовой балкой и по бокам фюзеляжа. Снизу по бокам кабины стрелка располагаются на небольших пилонах антенны системы предупреждения о приближении ракет Л-006 «Береза». Силовая установка Вертолет оснащен двумя ГТД ТВЗ-117В. позволяющими выполнять полет в условиях высокогорья. Предполагается, что буквенный индекс «В» в обозначении вертолета обозначает, что это высотная машина. Камуфляж Приведенный на рисунке вертолет имеет окраску, стандартную для советских Ми-24. Белыми цифрами на хвостовой балке выведены серийные номера, а знаки национальной принадлежности – по бокам хвостовой части фюзеляжа. Вооружение Ми-24В имеет четырехствольный пулемет калибром 12,7 мм с боезапасом 1470 патронов. В состав его вооружения входят четыре ПТУР «Штурм-В» в спаренных трубчатых пусковых установках, размещенных на концевых пилонах-шайбах. На внутренних подкрыльных пилонах могут подвешиваться контейнеры ГУВ с пушкой ГШ-23Л калибром 23 мм. Ми-24 новые модификации На основе боевого опыта новые модификации, начиная с МИ-24В, оснащались модифицированными двигателями и ПТУР нового поколения. Ми-24В (Hind-E) Создававшийся одновременно с Ми-24Д он отличался несколько другой конструкцией, силовой установкой и ракетным вооружением. Первый полет Ми-24В совершил в 1976 г., но разработка сверхзвуковых ПТУР «Штурм» для него затянулась. В результате вертолет был принят на вооружение только в 1979 г. (на два года позже Ми-24Д). Первые серийные Ми-24В мало чем отличались от Ми-24Д, состав авионики и наружные антенны оставались такими же, пылезащитные устройства (ПЗУ) на двигателях отсутствовали. Единственным внешним отличием был обтекатель для неподвижной антенны системы управления ПТУР 9М114 «Штурм-В» и новые узлы для крепления рельсовых направляющих для ракет. В Советской армии вертолеты Ми-24В стали быстро приходить на смену вертолетам Ми-24Д, которые частично были переоборудованы под экспортные варианты, а также модифицированы в Ми-24В. Советские Ми-24В подвергались различным доработкам. Первые серийные имели те же двигатели, что и Ми-24Д. Позднее они стали оснащаться усовершенствованными двигателями ТВЗ-117В с новыми выхлопными соплами. Обязательной была установка СОЭП-81А «Липа», которую затем стали ставить на вертолетах Ми-24Д и Ми-24П. Начиная с 1986 г. на Ми-24В ста ли устанавливать дополнительные трубчатые пусковые установки для ПТУР 9М114 «Штурм-В» на внешних подкрыльных пилонах, доведя число ракет до восьми. Все четыре подкрыльных пилона были приспособлены для подвески дополнительных топливных баков ПТБ-450 емкостью по 500 л. Номенклатура вооружения постепенно расширялась. В его состав входили контейнеры Б-8В20А с 20 ракетами С-8 калибром 80 мм, кассетное оружие КМГУ-2 и пушечные контейнеры УПК-23/250 с 23-мм пушкой и боезапасом 250 снарядов. В результате опыта войны в Афганистане на вертолет стали устанавливать универсальные контейнеры ГУВ 9А669 с четырехствольными пулеметами калибром 12,7 мм и боезапасом 750 патронов или аналогичным пулеметом калибром 7,62 мм с боезапасом 3400 патронов. В таком же контейнере мог размещаться гранатомет 213-ПА калибром 30 мм и запасом 300 гранат. На более поздних серийных Ми-24В размещали систему предупреждения о ракетной атаке Л-006 «Береза». Первоначальную систему опознавания СРО-2 заменили на более эффективную 62-01, а устаревшую антенну – на новую стреловидную. Ми-35 (Hind-E) В течение многих лет вертолеты Ми-24В экспортировались только в страны Варшавского Договора. По мнению специалистов, причина заключалась в том, что ПТУР 9М114 «Штурм», его система управления и оборонительное радиоэлектронное оборудование являлись секретными. В конце концов, все это было рассекречено и круг стран-экспортеров существенно расширился. Экспортные варианты вертолета имели обозначение Ми-35. Известно, что Ми-35 поставлялись в Афганистан, Анголу и Индию (см. фото). Учебно-тренировочный Ми-35 Для подготовки экипажей вертолетов Ми-24 одно время использовались строевые боевые машины, в кабине стрелка которых устанавливались простейшие органы управления, которые могли сниматься. Позднее появились специализированные учебно-тренировочные вертолеты Ми-24У и Ми-24ДУ, имевших в кабинах двойной комплект органов управления. Носовая пушечная установка на таких вертолетах отсутствовала, Учебный вариант вертолета Ми-35 изготавливался только для экспорта. На фото показан один из таких вертолетов в раскраске индийских ВВС. Неизвестно только, был он поставлен в учебном варианте или переделан из боевого. МИ-24П (Hind-F) Опыт войны в Афганистане показал, что против некоторых целей пулеметы калибром 12,7 мм были неэффективны, а применение PC или управляемых ракет класса воздух – поверхность было слишком дорогим. В ОКБ Миля приступили к разработке на основе вертолета Ми-24В двух вариантов, оснащенных специальными пушками. Один из них получил обозначение Ми-24П. Его особенностью была двуствольная пушка ГШ-ЗОК калибром 30 мм. Пушка использовалась на штурмовиках Су-25 и была достаточно габаритна, разместить ее в носовой турели не представлялось возможным. Поэтому ее установили неподвижно с правого борта фюзеляжа перед крылом. Боекомплект пушки 250 снарядов. Стрельбу из пушки вел пилот с помощью простейшего прицела АСП-17В, наводя ее на цель вертолетом. В кабине стрелка имелся второй комплект органов управления, который мог использоваться в случае выхода из строя пилота или если в задней кабине находился инструктор. Серийный выпуск вертолетов начался в 1981 г. на заводе в Арсеньеве. Впервые о нем узнали на Западе в 1982 г., когда Ми-24П появился в ГДР. Вертолет успешно применялся в Афганистане. МИ-35П (Hind-F) Экспортный вариант вертолета Ми-24П имеет обозначение Ми-35П. Впервые о нем стало известно в 1989 г., когда на Международной вертолетной выставке «Гелитэк» в английском городе Редхилл демонстрировался вертолет с бортовым номером Н-370. Некоторые полагали, что этот номер предназначен для Парижской авиационно-космической выставки, а другие говорили, что это номер вертолета ВВС Анголы. Известно, что экспортерами вертолета Ми-35П были только Ангола и Ирак. В вооруженных силах ГДР сохранилось обозначение Ми-24П Вертолеты Ми-35П в Анголе (полученные от Советской армии), скорее всего, уже не эксплуатируются. МИ-24ВП Для дальнейшего наращивания огневой мощи вертолета Ми-24 был разработан вариант Ми-24ВП. Представляя собой модификацию вертолета Ми-24П, он вместо бортовой 30-мм пушки ГШ-ЗОК имел спаренную пушку ГШ-23Л калибром 23 мм в носовой турельной установке. Размещение пушки вместо 12,7-мм пулемета отразилось на сокращении боезапаса, поэтому была поставлена задача сделать полностью новые системы хранения снарядов и их подачу. В серийное производство вертолет поступил в 1989 г. Имеются сообщения, что на одном из вертолетов Ми-24ВП проходил испытания рулевой винт типа «фенестрон», а на другом – Х-образный рулевой винт, аналогичный тем, которые применяются на вертолетах Ми-28 и Боинг АН-64. Серийное производство вертолетов Ми-24ВП было ограничено, новая система питания пушки оказалась ненадежной. В состав пилотажной вертолетной группы «Беркуты» из учебного центра в Торжке входит один вертолет Ми-24ВП (см. фото), на борту которого выведено имя английского спонсора. Ми-24Р (Hind-G1) Вертолет Ми-24Р предназначен для ведения радиационной, химической и бактериологической разведки путем отбора проб воздуха и грунта. Вертолет выпускался серийно как самостоятельный вариант, а не являлся модификацией вертолета Ми-24В. Кабины экипажа и грузовая кабина полностью герметизированы и оборудованы мощным воздушным фильтром, размещенным под полом грузовой кабины с левой стороны. Тем не менее оба члена экипажа вертолета, а также бортинженер и оператор разведывательных систем в полете одеты в защитные комбинезоны. Для отбора проб грунта применяется дистанционно управляемый экскаватор с тремя ковшами, расположенными под концевым крыльевым пилоном-шайбой. На некоторых Ми-24Р на хвостовом костыле размещалось устройство для постановки с воздуха сигнальных флажков-маркеров или дымовых шашек. Пробы воздуха берутся через отверстие с левого борта фюзеляжа и по окрашенному в оранжевый цвет воздуховоду направляются к анализатору. В передней кабине стрелка находится большая приборная панель, через которую полученные результаты по каналам связи передаются заинтересованным лицам. Вертолет Ми-24Р вооружен только пулеметом на турельной установке и может нести под крылом контейнеры с PC. Он не несет ПТУР, поэтому все связанное с ними прицельное оборудование снято. Нет на вертолете и подфюзеляжного оптического прицела. Остекление грузовой кабины изменено: вместо двух окон с ее правой стороны у места размещения оператора установлен один большой блистер. Некоторые вертолеты Ми- 24? имели контейнеры для сброса ложных целей, а также ПЗУ Вертолеты Ми-24Р принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ми-24К (Hind-G2) Ми-24К предназначен для корректировки артиллерийского огня. Он оснащен автоматическим аэрофотоаппаратом АФА-100 с фокусным расстоянием 1300 мм, установленным в грузовой кабине, для определения места падения снаряда. Доступ к барабану кинопленки обеспечивается через левую дверь. Правая дверь закрыта, ее верхняя пара окон заменена на одно внизу, через которое ведется съемка. Здесь же устанавливается экспонометр. Второго комплекта органов управления на Ми-24К нет. Вертолет также не несет ПТУР, в носовой части фюзеляжа нет обтекателя антенны управления ракетами. Обтекатель справа за пушечной турелью остался. Вероятно, в нем находятся видеокамера или оптоэлектронные и тепловые датчики. Под крылом вертолет может нести контейнеры с PC. Некоторые Ми-24К имеют контейнеры с ложными целями, интегрированные в конструкцию фюзеляжа, а некоторые – установленные снаружи. Ми-24 для экологического мониторинга На состоявшейся в Нижнем Новгороде выставке по экологии и охране природных ресурсов Земли был показан вертолет Ми-24. предназначенный для экологического мониторинга. С его помощью можно следить за утечкой нефтепродуктов, загрязнением воздуха, затоплениями местности. Вертолет оснащен соответствующим оборудованием и средствами оперативной передачи данных специалистам. В носовой части фюзеляжа перед лобовым стеклом кабины стрелка находится необычное устройство (вероятно, убираемое), выполненное в виде широкого «языка». На правой консоли крыла на внешнем пилоне подвешивается приборный контейнер в виде ящика, разработанный в НПО «Полет» совместно с НИИ радиофизики. Ми-35М Вертолет Ми-35М является экспортным вариантом вертолета Ми-24ВМ. Это усовершенствованная модель вертолетов Ми-24 и Ми-35, оснащенная комплексом авионики NOCAS французских фирм «Секстант Авионик» и «Томсон Оптроникс». Этот комплекс обеспечивает в ночное время обнаружение и идентификацию целей. В его состав входят тепловизор, очки ночного видения и нашлемный прицел. Особенностями вертолета Ми-35М являются несущая система и трансмиссия от боевого вертолета Ми-28 и ГТД ТВЗ-117ВМА мощностью по 2195 л. с. За счет применения титановой втулки несущего винта, цельнокомпозиционных лопастей несущего винта, крыла с уменьшенным размахом и неубирающегося шасси серийный вертолет весит меньше предшественников. В носовой турели установлена спаренная пушка калибром 23 мм. В состав вооружения могут входить до 16 ПТУР 9К114 «Штурм» или усовершенствованные ракеты 9К120 «Атака», ракеты класса воздух – воздух «Игла». Для выполнения специальных заданий фирма «Белл» построила 18 «невидимых» вертолетов 0H-58D OA (Optimized Aircraft). От исходных OH-58D они отличаются отсутствием вооружения и заостренным носом, призванным уменьшить радиоло- квцт^щесечения машины. Вертолеты OA входятв состав десантно-воздушной дивизии в Форт-Брэгге |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|