|
||||
|
«Супер Сиспрайт» Каман SH-2G «Супер Сиспрайт» 1 – хвостовой АНО; 2 – проблесковый маяк; 3 – угловой редуктор рулевого винта; 4 – втулка рулевого винта; 5 – тяги управления общим шагом лопастей рулевого винта; 6 – четырехлопастный рулевой винт; 7 – поручень; 8 – вал привода рулевого винта; 9 – неподвижный стабилизатор; 10 – конструкция концевой балки: 11 – часть концевой балки с кривизной в левую сторону: 12 – нервюры стабилизатора; 13 – хвостовая антенна РЛС системы предупреждения; 14 – подкосы стабилизатора; 15 – конический редуктор; 16 -жалюзийное отверстие системы охлаждения редуктора; 17 – швартовочный узел: 18 – стыковочный шпангоут концевой балки: 19-силовой стержень для домкрата; 20 – радиоантенна; 21 – конструкция хвостовой секции фюзеляжа: 22 – вал трансмиссии рулевого винта; 23 – обтекатель вала трансмиссии; 24 – упругие муфты; 25 – подшипниковые опоры; 26 – подножки; 27 – съемная панель обшивки хвостовой секции фюзеляжа: 28 – узел крепления хвостовой опоры шасси: 29 – амортизатор; 30 – шлиц-шарнир; 31 – неубирающаяся хвостовая опора шасси самоориентирующимся колесом; 32 – обтекатели антенн системы РЭБ AN/ALR- 66 (с левого и правого бортов); 33 – радиоантенна; 34 – противоэрозийная накладка на носке лопасти несущего винта; 35 – сервотриммер; 36 – буксируемый магнитометр AN/ASQ- 81(V)2; 37 – балансировочный груз; 38 – сканирующее устройство системы поиска мин «Мэджик Лантерн»: 39 – сбрасываемый гидроакустический буй DIPAR: 40 – сбрасываемый гидроакустический буй DICASS; 41 – дымовая шашка; 42 – противокорабельная ракета Конгсберг «Пингвин» Mk.2 Mod.7 со складывающимся оперением; 43 – буксировочный кабель магнитометра: 44 – катушка с буксировочным кабелем; 45-подвесной топливный бак емкостью 378 л; 46 – пилон для подвески внешних нагрузок; 47 – герметичная конструкция нижней части фюзеляжа, 48 – штуцер заправки топливом под давлением, служащий также для слива топлива; 49 – антенны навигационной системы (с левого и правого бортов); 50 – подкосный пилон для подвески системы буксируемого магнитометра: 51 – задний шпангоут- перегородка кабины; 52 – корпус выхлопного сопла: 53 – ВСУ Турбомзш Т-62: 54- сопло ВСУ: 55 – шарнирные открывающиеся панели. 56 – левый выхлопной канал масляного радиатора; 57 – масляный радиатор трансмиссии: 58 – хвостовой зализ обтекателя втулки; 59 – титановая втулка несущего винта; 60 – вертикальный и горизонтальный шарниры; 61 – тяги управления общим шагом лопастей несущего винта; 62- механизм ручного складывания лопастей несущего винта: 63 -тяги управления сервотриммерами; 64 – демпферы лопастей: 65 – четырехлопастный несущий винт; 66 – обтекатель втулки; 67 – главный редуктор: 68 – масляный бак системы трансмиссии: 69 – входной вал от объединенного редуктора: 70 – подкосы крепления главного редуктора. 71 – фильтр посторонних частиц на воздухозаборнике двигателя; 72 – ГТД Дженерал Электрик T400-GE- 401/401С; 73 – вспомогательный редуктор двигателя; 74 – воздухозаборник компрессора; 75 – масляный бак двигателя; 76 – левый АНО; 77 – обтекатель двигателя (при открывании служит технической платформой); 78 – стойка с радиоэлектронным оборудованием; 79 – панель остекления кабины операторов; 80 – направляющие для сброса гидроакустических буев (15 штук); 81 – место в кабине для пассажира или раненого на носилках; 82 – задний топливный бак (общая емкость топливной системы 1800 л); 83 – панели защитной изоляции: 84 – пилон для подвески буксируемого магнитометра; 85 – горловина заправки подвесного топливного бака: 86 – выдвижная антенна приема сигналов от гидроакустических буев: 87 – грузовой крюк, рассчитанный на нагрузку 1815 кг; 88 – ось подвески основной опоры шасси; 89 – спаренные колеса основной опоры шасси: 90 – амортизатор: 91 – Y-образный узел подвески основной опоры шасси: 92 – ломающийся подкос; 93 – крепление Y- образного узла подвески опоры шасси; 94 – нижняя направляющая сдвижной двери кабины; 95 – горловины заправки топливом самотеком; 96 – передний топливный бак; 97 – крышка отсека с топливным баком; 98-спасательная лебедка грузоподъемностью 270 кг; 99 – место оператора 100 – приборная панель; 101 – дверь в кабину операторов и кабину экипажа (с левого борта находится только дверь для пилотов); 102 – верхняя направляющая сдвижной двери кабины; 103 – воздухозаборник двигателя: 104 – передний редуктор: 105 – вал двигателя; 106 – тормоз несущего винта: 107 – объединенный редуктор; 108 – приводной вал от левого двигателя; 109 – обтекатель редуктора левого двигателя: 110 – контейнер для парашюта торпеды. 111 – управляемая ракета класса воздух – поверхность AGM-65 «Мейврик»; 112 – легкая торпеда Мк.50; 113 – D-образный лонжерон лопасти несущего винта; 114 – хвостовые секции лопасти из сотового материала; 115 – тяга привода сервотриммера; 116 – сервотриммер: 117-контейнер с ложными целями AN/ ALQ-144 (два с левого борта); 118 – верхнее остекление кабины: 119 – передний обтекатель главного редуктора (на шарнирной подвеске); 120 – сдвоенные генераторы; 121 – воздухозаборник системы охлаждения отсека с электрооборудованием; 122- рукоятка тормоза несущего винта: 123 – наклонный шпангоут; 124 – тяги системы управления; 125-осветительный плафон; 126 – кресло пилота: 127 – ремни безопасности: 128 – окно-бпистер: 129 – замок двери; 130 – отсек основной опоры шасси; 131 – подножка; 132 – поисковая РЛС Маркони LN-66HP; 133 – разъем для подключения наземного питания; 134- обтекатель РЛС: 135 – сбрасываемые маркеры: 136 – отсек для сбрасываемых маркеров; 137 – нижний проблесковый огонь; 138- ПВД; 139 – горловина для заправки бачка с антиобледенительной жидкостью для лобового остекления: 140 – остекление нижнего обзора; 141 – опоры для ног; 142 – педали путевого управления; 143 – ручка управления циклическим шагом; 144 – зеркало заднего вида; 145 – ручка управления общим шагом; 146 – центральная приборная доска; 147 – приборная панель; 148 – кресло второго пилота или оператора; 149 – корпус приборной панели: 150 -стеклоочистители; 151 – запасной компас; 152-верхняя панель тумблеров; 153 – панель управления сбросом гидроакустических буев; 154 – плоские панели остекления; 155 – зеркало заднего вида: 156 – распылители антиобледенительной жидкости; 157 – носовой отсек авионики; 158 – передняя антенна РЛС системы предупреждения; 159 – убирающаяся посадочная фара (левая и правая); 160 – антенны системы опознавания(левая и правая); 161 – откидные панели отсека авионики; 162 – положение носового обтекателя при обслуживании вертолета Показанный на фото опытный вертолет YSH-3E (первоначально был построен как многоцелевой UH-2A, а затем переоборудованный в поисково-спасательный НН- 3D) использовался в научно-исследовательском центре морской авиации (NADC) в качестве летающей лаборатории для испытаний РЛС и других систем, предназначенных для вертолетов, разрабатываемых по программам LAMPS II и LAMPS III ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Каман SH-2G «Супер Сиспрайт» Размеры Длина с вращающимися винтами 16,08 м Длина со сложенными лопастями несущего винта 11,88 м Диаметр несущего винта 13,51 м Ометаемая площадь 143,41 м2 Диаметр рулевого винта 2,46 м Ометаемая площадь 4,75 м2 Колея шасси 3,3 м. Силовая установка 2 ГТД Дженерал Электрик T400-GE- 401/401С мощностью по 1720 л. с. Массы и нагрузки Масса пустого вертолета 3485 кг Максимальная взлетная масса 6125 кг Максимальная платная нагрузка 1815 кг Максимальный запас топлива в фюзеляжных баках 1045 л Запас топлива в подвесных баках 2 х 380 л. Летные характеристики Максимальная скорость без внешних подвесок 255 км/ч Крейсерская скорость 222 км/ч Максимальная скороподъемность на уровне моря 12,7 м/с Динамический потолок 7285 м Статический потолок с учетом влияния земли 6340 м Без учета влияния земли 5485 м Максимальная дальность полета с двумя топливными баками 885 км Боевой радиус с учетом патрулирования в течение 2 ч 10 мин с двумя торпедами или с учетом патрулирования в течение 1 ч 30 мин с одной торпедой 65 км Продолжительность полета с двумя подвесными топливными баками 5 ч. Каман SH-2F «Сиспрайт» Размеры Длина с вращающимися винтами 16,03 м Длина со сложенными лопастями несущего винта 11,88 м Диаметр несущего винта 13,41 м Ометаемая площадь 141,26 м2 Диаметр рулевого винта 2,49 м Ометаемая площадь 4,87 м2 Колея шасси 5,11 м Силовая установка 2 ГТД Дженерал Электрик T58-GE- 8F мощностью по 1350 л. с. Массы и нагрузки Масса пустого вертолета 3195 кг Максимальная взлетная масса 5805 кг Максимальная боевая нагрузка 545 кг Максимальный запас топлива в фюзеляжных баках 1045 л Запас топлива в подвесных баках 2 х 227 л. Летные характеристики Максимальная скорость без внешних подвесок 265 км/ч Крейсерская скорость 240 км/ч Максимальная скороподъемность на уровне моря 12,9 м/с Динамический потолок 6860 м Статический потолок с учетом влияния земли 5670 м Без учета влияния земли 4595 м Максимальная дальность полета 680 км Левое фото. Противолодочный вертолет SH-2G в полете на режиме висения. Хорошо видны обтекатели перед воздухозаборниками двигателей Т700 – наиболее заметная отличительная черта этой модификации. Верхнее фото. Летчики Майк Вранко (слева) и Стив Уде в кабине вертолета SH-2G из состава эскадрильи HSL-84 во время полета над Тихим океаном. Кабина вертолетов SH-2G имеет вполне обычную приборную доску с электромеханическими приборами. На вертолетах SH-2G(A), состоящих на вооружении ВМС Австралии, пилотская кабина выполнена по принципу «стеклянной»: вместо стрелочных индикаторов установлены четыре крупноформатных многофункциональных цветных дисплея. Экипаж вертолетов SH-2G(A) также состоит из двух человек; на левом кресле сидит оператор тактических систем. Нижнее фото. Вертолеты SH-2F и G оснащаются буксируемым магнитометром («птичкой») Тексас Инструменте AN/ASQ-81(V)2, размещаемым на правом пилоне. Такой же магнитометр используется на вертолетах Сикорский SH-60B «Си Хоук». Его работа осуществляется совместно с поисковой РЛС Маркони LN-BBHP, тактической навигационно-связной системой Теледайн AN/ALR-150 и сбрасываемыми гидроакустическими буями. С помощью этого комплекса ведется поиск подводной лодки, а для ее уничтожения применяются торпеды Мк.46. Верхнее фото. Способность вертолетов «Сиспрайт»базироваться на палубе небольших кораблей (число которых в военно-морских флотах многих стран стало увеличиваться) дает надежду на их долгую службу. Этому способствует и то, что вертолеты SH-2 на 4540 кг легче вертолетов SH-60B (LAMPS III), для которых требуются тяжелые боевые корабли. «Сиспрайты» в Персидском заливе Вертолеты Каман SH-2F, базировавшиеся на большом количестве американских патрульных кораблей в Персидском заливе и на Красном море, использовались, главным образом, для поисково-спасательных операций и для оперативной связи. Однако кое-какое вооружение они несли. В указанных регионах службы несли шесть эскадрилий – HSL-32, -33, -34, -35, -36 и -37. На фото показан вертолет SH-2F из состава эскадрильи HSL-36, проходящий регламентные работы на базе в Бахрейне после прекращения войны в Персидском заливе в апреле 1991 г. Для участия в боевых операциях в Персидском заливе вертолеты SH-2F и корабли были под требования MEEF (Middle East Expeditionary Force), специально выработанные для ближневосточных экспедиционных сил. На них установили систему предупреждения о радиолокационном облучении Дженерал Инструменте AN/ALR-66A(V)1 и систему отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей AN/ALE-39. Еще начиная с 1987 г., на 16 вертолетах SH-2F разместили комплект оборудования специально для эксплуатации в Персидском заливе. В состав этого комплекта входили теплопеленгатор Хьюз AN/AAQ-16 FLIR, постановщик инфракрасных помех Сандерс AN/ALQ-144, средства предупреждения о ракетной атаке Лорал AN/AAR-47 и AN/DLQ-3, новое радиооборудование и 7,62-мм пулеметы М60, размещенные в дверных проемах по бокам фюзеляжа. Экспортные вертолеты SH-2G Карьера вертолетов «Сиспрайт» в американском флоте подходит к концу. Однако за последние годы этим вертолетам способствовал успех на внешнем рынке. Это произошло благодаря тому, что во многих флотах мира стали появляться в большом количестве новые небольшие боевые корабли. Неслучайно фирма «Каман» предложила вертолеты на продажу Египту, Австралии, Новой Зеландии и другим странам. Для совместной эксплуатации экипажами ВМС Австралии и Новой Зеландии на борту фрегатов класса ANZAC на вооружение 3-й эскадрильи морской авиации Новой Зеландии в 1998 г. поступили четыре вертолета SH-2F (показан на фото), которые должны были «подготовить почву» для принятия на вооружение в 2001-2003 гг. пяти вертолетов SH-2G(NZ) Первым покупателем вертолетов стал Еги пет. В 1995 г. он заказал 10 вертолетов SH-2G(E) «Супер Сиспрайт», которые были переоборудованы из бывших американских машин SH-2F. Поставки вертолетов состоялись в 1997-1998 гг. Они были оснащены погружаемой гидроакустической станцией Эллайд Сигнал AQS-18A. ВМС Австралии и Новой Зеландии для своих новых фрегатов класса ANZAC заказали вертолеты SH-2G, сильную конкуренцию которым оказали английские вертолета Уэстленд «Супер Линкс». Австралия заказала 11 вертолетов SH-2G(A), опять-таки бывших американских SH-2F, первый из которых был поставлен в начале 2001 г. В состав вооружения австралийских вертолетов входит противокорабельная ракета Конгсберг «Пингвин» Мк.2 Mod.7, появившаяся впервые в арсенале вооружения ВМС Австралии. В том же 2001 г. ВМС Новой Зеландии получили первый вертолет SH-2G(NZ) из пяти купленных. Эти вертолеты приспособлены для ракет класса воздух – поверхность AGM-65D «Мейврик». Новые машины призваны заменить четыре вертолета SH-2F, купленных в конце 1990-х годов для замены морально и технически устаревших вертолетов Уэстленд «Уосп». В 2000 г. фирма «Каман» вела переговоры с Таиландом о покупке 10 вертолетов SH-2F с условием переоборудования их в вариант SH-2G. Вертолеты также предлагаются Канаде, Сингапуру и Малайзии. Вертолеты SH-2F/G в ВМС США После модификации первых серийных вертолетов и закупки вновь построенных вертолеты SH-2F стали самыми основными в семействе машин «Сиспрайт» В 1973-1982 гг. на вооружение ВМС США было поставлено 104 противолодочных вертолета SH-2F (LAMPS I). Из этого числа 88 были переоборудованы из вертолетов первых серийных пар- тий (SH-2A/B и UH-2C), а 16 – из вертолетов SH-2D. Первые машины вошли в состав эскадрилий HSL-30 и -31 (ранее обозначались НС-4 и НС-5), соответственно принадлежавших учебным подразделениям Атлантического и Тихоокеанского флотов США. Позднее на каждом флоте были сформированы потри штатные эскадрильи (HSL- 32 – HSL-37). Вертолеты были приписаны к различным кораблям – авианосцам, эскадренным миноносцам и фрегатам. После того как ВМС отдали предпочтение противолодочному вертолету Сикорский SH- 60В «Си Хоук» (LAMPS III), вертолеты SH-2F остались только служить на борту фрегатов класса «Нокс» и «Кидд», ракетных крейсеров класса «Тракс- тон» и на первых двух крейсерах типа «Тикондерога». Вертолеты SH-2F не базировались на крейсерах класса «Бел- кнэп», а также на 25 противолодочных фрегатах класса «Оливер Хазард Перри» (кроме второго корабля). В 1981 г. серийное производство новых вертолетов возобновилось. Это произошло после того, как ВМС США заказали 60 машин SH-2F, последние шесть из которых были построены в усовершенствованном варианте SH-2G. В 1992 г. из вертолетов SH-2F были образованы восемь эскадрилий первой линии и три резервные (HSL-74, -84 и -94). Но с окончанием периода «холодной войны» к концу апреля 1994 г. из-за сокращения военных расходов из всех эскадрилий сохранили две резервные и одну штатную HSL-33. Резервные эскадрильи HSL-94 (Норт- Айленд, шт. Калифорния) и HSL-94 (Уиллоу-Гроув, шт. Пенсильвания) в течение 1994 г. были перевооружены на вертолеты SH-2G (по восемь машин в каждой). Десять планеров вертолетов SH-2F «Сиспрайт» были отправлены в Тайланд,где их планируется переоборудовать в вариант SH-2G. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|