Белл 206 «Джет Рейнджер»

«Джет Рейнджер» – один из наиболее популярных вертолетов в истории авиапии. Регулярно появляясь в кинофильмах и на телеэкранах, вертолеты Белл 206 стали первыми, получившими большое распространение в качестве легких транспортных и административных винтокрылых машин. Хотя появились более совершенные вертолеты, «Джет Рейнджеры» до сих пор выпускаются серийно вместе с более крупным вариантом 206L «Лонг Рейнджер».


«Джет Рейнджеры» нашли широкое применение в различных отраслях экономим Показанный на фотографии «Джет Рейнджер» I несет на внешней подвеске устройство для опрыскивания химикатами сельскохозяйственных угодий


Вначале 1960-х годов фирма «Белл», взяв надежный легкий ГТД и двухлопастный несущий винт полужесткого типа, спроектировала еще более легкий и небольшой вертолет с хорошими аэродинамическими обводами. «Модель 206», отвечавший требованиям армии США, предъявленным к четырехместному легкому разведывательному вертолету LOH (Light Observation Helicopter), создание которого велось в рамках конкурсной программы. Победителем программы стала фирма «Хьюз» со своим оригинальным вертолетом «Модель 369», принятым на вооружение армии США под обозначением ОН-6 «Кэйюз». Неудача не обескуражила фирму «Белл». Она смогла быстро адаптировать военный вариант под гражданские цели. В то время на рынке незаполненной была огромная ниша легких многоцелевых винтокрылых аппаратов, современных и комфортных. В ответ на пожелания заказчиков «Белл» создала элегантный вертолет 206А «Джет Рейнджер», ставший родоначальником целого направления в мировом вертолетостроении в последующие десятилетия.

По сравнению с военным вариантом вертолет «Модель 206А» имел улучшенную внешность, за счет более обтекаемой и заостренной носовой части фюзеляжа, который к тому же был удлинен, что позволило довести число мест в кабине с четырех до пяти. Новое лобовое остекление обеспечило дополнительный обзор, а конструкция полозкового шасси была облагорожена. Первая серийная модель «Джет Рейнджер» I была изготовлена из обычных материалов, в основном из алюминиевых сплавов. Фирма «Белл» применила на ней двухлопастный несущий винт с подвеской на кардане, являвшийся своеобразной визитной карточкой фирмы. Силовая установка состояла из одного ГТД Аллисон 250-С18 мощностью 317 л.с. Лопасти несущего винта были выполнены из сотового материала, к которому приклеивалась алюминиевая обшивка. Рулевой винт был не менее экзотичным – его изготавливали из магниевого сплава. Этот материал был легким, но пожароопасным. Из-за этого вертолет имел ряд эксплуатационных ограничений. Обтекатель пилона («кабана») несущего винта и двигателя изготовлен из стеклопластика с сотовым заполнителем. Если вертолеты часто эксплуатировались над водой, то по желанию заказчиков они могли комплектоваться надувными аварийными поплавками; в этом случае высота опор полозкового шасси увеличивалась.


Сидящий на фоне вертолета «Джет Рейнджер» III Джо Рональд Воуэр установил мировой рекорд скорости по кругосветному маршруту (с промежуточными посадками). С 28 июня по 22 июля 1994 г. он на этом вертолете облетел Землю в восточном направлении за 24 дня 4 ч 36 мин. Этот рекорд до сих пор не побит


В настоящее время фирма «Белл» серийно выпускает вертолет 206L-4 «Лонг Рейнджер» IV, самый грузоподъемный из всех машин обширного семейства «Модель 206»


Опытный образец вертолета впервые взлетел 10 января 1966 г. В том же году, 20 октября, он получил сертификат FAA. После этого «Джет Рейнджер» стал настоящим «хитом» на вертолетном рынке. Поставки вертолетов начались в середине января 1967 г. «Джет Рейнджер» можно считать пионером на рынке административных машин. Огромный интерес к нему проявила полиция. К середине 1967 г. «Белл» продала свыше 100 машин, для того времени это была внушительная цифра. Вскоре было подписано лицензионное соглашение с итальянской фирмой «Агуста», которая выпускала вертолет под обозначением АВ 206. К декабрю 1970 г. «Белл» построила 600 «Джет Рейнджеров». Именно в это время она добилась очередного успеха, подписав контракт на постройку военных вариантов вертолета для армии и ВМС США, а также продажу их на экспорт (о военных машинах речь пойдет в отдельном разделе книги).

В начале 1971 г. «Белл» познакомила всех с новым вертолетом «Джет Рейнджер» II, который быстро превратился в основную серийную модель. Для обеспечения эксплуатации в условиях жаркого климата и в горной местности вертолет оснастили более мощным двигателем Аллисон 250-С20 (400 л.с.).

К январю 1975 г. фирмой «Белл» и по лицензии в других странах было построено свыше 4000 вертолетов «Джет Рейнджер». Часть гражданских машин покупалась вооруженными силами различных стран (помимо приобретения чисто военных моделей). В тот период крупнейшим эксплуатантом гражданских «Джет Рейнджеров» была американская компания «Петролеум Геликоптере». Она располагала 125 вертолетами. Потребность в этих вертолетах возросла настолько, что «Белл» поручила сборку планеров фирме «Бичкрафт», известной как производитель легких самолетов.

Построив 1619 вертолетов «Джет Рейнджер» II, фирма «Белл» вышла на рынок с еще более улучшенной моделью 206В-3 «Джет Рейнджер» III. Ее поставки начались в середине 1977 г. На нем установили двигатель Аллисон 250-С20В мощностью 420 л.с., в результате чего появился дополнительный запас мощности. На одном из вертолетов «Джет Рейнджер» III был установлен необычный мировой рекорд. С 5 августа 1982 г. по 22 июля 1983 г. австралийский бизнесмен и пилот- любитель Дик Смит впервые в мире совершил в одиночку кругосветный перелет на личном вертолете, носившем название «Острелиан Икспло- рер». Почти за год он преодолел расстояние 56665 км, в полтора раза превышающее длину экватора.

7 октября 1983 г. между фирмой «Белл» и канадским правительством было подписано соглашение, согласно которому в Канаде строится предприятие по крупносерийному выпуску многоцелевых вертолетов американской фирмы. К 1987 г. на завод, построенный в Мирабе- ле (пригород Монреаля), было полностью передано производство вертолетов «Джет Рейнджер» и «Лонг Рейнджер». К 1989 г. ежемесячный темп постройки «Джет Рейнджеров» III довели до семи единиц. В настоящее время, несмотря на появление более современных вертолетов Белл 407 и 427, вертолеты «Джет Рейнджер» III остаются в серии. К середине января 2007 г. построено почти 8000 вертолетов, включая свыше 4800 в гражданском варианте. Итальянская «Агуста» выпустила 900 машин. Сейчас канадское отделение «Белл Геликоптер Текстрон Канада» продолжает ежегодно собирать 40-50 вертолетов.

Развивая успех вертолетов 206А/В «Джет Рейнджер», фирма «Белл» создала семиместную модель 206L «Лонг Рейнджер» с удлиненным фюзеляжем. По замыслу фирмы этот вертолет должен был заполнить образовавшийся пробел между пятиместным «Джет Рейнджером» и 15-местным вертолетом 205А-1. Впервые о проекте «Лонг Рейнджера» фирма объявила в сентябре 1973 г. За основу она взяла конструкцию вертолета «Джет Рейнджер» II, удлинив на 0,64 м фюзеляж и установив 420-сильный ГТД Аллисон 250-С20В. На этом вертолете «Белл» впервые применила свою запатентованную систему «Нода-Мэтик». С помощью этой системы удалось значительно снизить вибрацию и уровень шума в кабине. В дальнейшем «Нода-Мэтик» внедрили на вертолетах «Джет Рейнджер» II. Опытная машина 206L «Лонг Рейнджер» первый полет выполнила 11 сентября 1974 г., ее поставки начались в 1975 г. За счет удлинения фюзеляжа с каждого борта добавили по третьему окну (в передней части пассажирского отсека), а с левого борта появилась двухстворчатая дверь, облегчившая погрузочно- разгрузочные работы.

Совершенствование «Лонг Рейнджера» шло по тому же пути, что и «Джет Рейнджера», т. е. за счет установки более мощного двигателя и различных изменений в конструкции планера. Для начала в 1978 г. заказчики получили возможность покупать модель 206L-1 «Лонг Рейнджер» II. Этот вертолет, оснащенный одним ГТД Аллисон 250-С28В мощностью 500 л е., был сертифицирован 17 мая 1978 г. Машина имела несколько конструктивных отличий, включая несколько увеличенную по размерам кабину. В 1978 г. фирма «Белл» изготовила летающую лабораторию 206L-M, на которой проходили испытания четы- рехлопастные несущие винты сначала для многоцелевого вертолета Белл 412, а затем для легкой разведывательно-боевой машины OH-58D. К 1979 г. фирма довела ежегодное производство до 170 вертолетов семейства «Лонг Рейнджер». До конца 1980 г. было поставлено свыше 600 машин. В общей сложности было построено 787 вертолетов 206L и 206L-1.

В 1981 г. появился вертолет 206L-3 «Лонг Рейнджер» 111, ставший основной серийной моделью: их выпустили 612 штук. На смену «тройке» пришел «Лонг Рейнджер» IV («Модель 206L-4») до сих пор строящийся на заводе канадского отделения фирмы «Белл» в Мирабеле. Впервые об этом вертолете фирма объявила в марте 1992 г. От предыдущих моделей от отличался увеличенной взлетной массой, усиленной трансмиссией и возможностью перевозить более тяжелые грузы. К середине января 2007 г. было изготовлено более 1700 вертолетов семейства «Лонг Рейнджер».

В ответ на попытку малоизвестной фирмы «Тридэйр» разработать и выставить на рынок вертолет «Джемини» ST, представляющий собой вариант «Лонг Рейнджера» с двумя ГТД Аллисон 250-C20R мощностью по 450 л.с., фирма «Белл» разработала проект аналогичного вертолета 206LT «Твин Рейнджер», не получившего признания у покупателей.


ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Белл 206В-3 «Джет Рейнджер» III

Тип. Легкий многоцелевой вертолет

Силовая установка. 1 ГТД Аллисон 250-C20J взлетной мощностью 420 л.с., ограниченной трансмиссией 316 л.с.

Летные характеристики. Максимальная крейсерская скорость 215 км/ч на высоте 1525 м, эксплуатационный потолок 4115 м, дальность полета 730 км. Массы и нагрузки. Масса пустого вертолета 740 кг. максимальная взлетная масса 1620 кг (при наличии груза на внешней подвеске), платная нагрузка 600 кг (в санитарном варианте).

Размеры. Диаметр несущего винта 10.18 м, ометаемая площадь 81.1 м2, длина вертолета с вращающимися винтами 11.82 м, высота вертолета с вращающимися винтами 2.91 м. Число мест экипажа 1-2, пассажиров 3-4. В санитарном варианте возможно размещение одного санитара.


С1971 г. Канада получила 14 вертолетов С0Н-58А. Эти машины были позаимствованы из запасов армии США. Позднее в вооруженных силах Канады им дали обозначение СН-136. Усовершенствованные варианты СН-139, взятые в лизинг у ВВС Канады, сейчас используются в вертолетном училище


«Кайова», «Криик» и военные варианты вертолета «Модель 206»

По правде говоря, вертолет Белл 206 начал свою жизнь как военная машина, но быстро превратился в гражданский продукт. К моменту поступления на военную службу вертолет «Джет Рейнджер» имел огромный успех на рынке.

Когда в 1960 г. армия США разработала требования к легкому разведывательному вертолету LOH, фирма «Белл» представила на конкурс проект вертолета «Модель 206», получивший армейское обозначение YHO-4 (в 1962 г. после перехода на новую систему обозначений военной техники стал носить индекс ОН-4А). Соревнование выиграла фирма «Хьюз» со своим вертолетом «Модель 369» (YOH-6A), оказавшимся более компактным, легким и скоростным. Фирма «Белл», как уже мы знаем, превратила вертолет «Модель 206» в гражданский вариант 206А «Джет Рейнджер».

Первые «Джет Рейнджеры» появились в продаже в начале 1967 г., но на фирме «Белл» от планов создания их военных вариантов не отказались. Она провела мощную закулисную кампанию, чтобы заручиться политической поддержкой для военного вертолета, и это принесло свои плоды. В январе 1968 г. ВМС США выдали ей заказ на постройку легких учебно- тренировочных машин. Командование учебно-тренировочной авиации ВМС приобрело в общей сложности 40 вертолетов ТН-57А «Си Рейнджер», а устаревшие машины Белл ТН-13М («Модель 47») постепенно списало. Вертолет ТН-57А внешне ничем не отличался от гражданского 206А, на нем стоял тот же двигатель Аллисон 250-С18А. Разница состояла в том, что на морском варианте было установлено специфичное навигационное и радиосвязное оборудование, а управление было сдвоенным (на «Джет Рейнджере» сдвоенный комплекс управления устанавливался только по желанию покупателя). «Си Рейнджер» сыграл важную роль в истории фирмы «Белл». Он оказался достаточно успешным и до сих пор несет свою службу в американских ВМС. Однако в то время фирма «положила свой взгляд» на гораздо более крупный приз.

Армия США после периода колебаний вновь вернулась к программе ЮН. На этот раз ее победителем стала фирма «Белл» со своим вертолетом ОН-58А «Кайова». Каких-либо внешних различий между «Джет Рейнджером» и «Кайо- вой» не было, но у последней был увеличен диаметр несущего винта, установлен ГТД Аллисон Т63-А-700 мощностью 317 л. с. и заменено некоторое радионавигационное оборудование. Командование армии объявило о намерении приобрести не менее 2200 вертолетов ОН-58А и к 1970 г. разместило заказы на 1800 машин. Первую «Кайову» армия получила 23 мая 1969 г., и до конца этого года первая эскадрилья вертолетов была развернута во Вьетнаме. Там машины использовались в качестве разведывательных и легких транспортных. Однако репутацией надежной и неприхотливой машины они (в отличие от ОН-6А) не пользовались. Главной ценностью «Кайовы» были ее большие размеры и грузоподъемность.

Пока «Кайова» в Америке делала свое дело, любопытство со стороны иностранных покупателей постепенно переросло в конкретные заказы. В мае 1970 г. контракт на их покупку оформила Канада, где им сначала присвоили обозначение СОН-58А, а затем – СН-136. В 1981 г. канадцы получили 14 вновь построенных вертолетов СН-139 (вариант «Джет Рейнджера» II), которые вместе с ранее поставленными СН-136 стали применяться для учебных целей. Затем Австралия подписала соглашение о совместном производстве 75 вертолетов ОН-58А для своей армейской авиации. В соответствии с этим документом австралийская фирма «Кеммонуэлс Эйркрафт Корпорейшн» изготовила 56 вертолетов 206В-1, и все они были переданы заказчику до 1976 г. Остальные 19 машин были собраны на фирме «Белл». Принятые на вооружение вертолеты получили в Австралии название СА-32 «Калкадун». ВМС Бразилии приобрели четыре машины в варианте ОН-4, которые могли на внешних пилонах нести блоки с 70-мм PC и пулеметы калибром 12,7 мм.


«Кайова» в боевых действиях в 1970-1988 гг.

Первоначально не предназначенный для военных целей вертолет «Джет Рейнджер» под обозначением ОН-58А «Кайова» все-таки победил в программе LOH, несмотря на то, что ранее в этой же программе успех сопутствовал вертолету Хьюз ОН-6А «Кэйюз». В 1970 г. OH-58A попал во Вьетнам, где, будучи сравнительно дешевым (по сравнению с ОН-6А), стал применяться для разведки и перевозки легких грузов. Воевавшие в Юго- Восточной Азии вертолеты ОН-58А могли нести комплект вооружения ХМ27, состоящий из 7,62-мм шестиствольного пулемета «Миниган», установленного на внешнем пилоне (см. фото). В октябре 1983 г. «Кайова» во второй раз приняла участие в боевых действиях. На этот раз армейские вертолеты ОН-58С участвовали в операции по высадке десантников и эвакуации американских граждан во время событий на Гренаде. В 1980-х годах вертолеты оказывали поддержку подразделениям ЦРУ и вооруженным силам «контрас» в Никарагуа. В 1987-1988 гг. легкие разведывательно-боевые вертолеты OH-58D «Кайова Уорриор» участвовали в операции «Прайм Чане», осуществляя сопровождение нефтяных барж в Персидском заливе и их охрану от нападения катеров корпуса Стражей исламской революции Ирана.


В 1993 г. ТН-67 «Криик» выиграл конкурс, объявленный армией США на создание нового учебно-тренировочного вертолета NTH (New Training Helicopter). Разработанный на основе гражданского вертолета 206В-3 «Джет Рейнджер»III, он стал заменять вертолеты ТН-55 и UH-1 в школе подготовки пилотов армейской авиации США в Форт-Ракере (шт. Аризона)


Армия и ВВС Израиля используют вертолеты Белл 206L и Агуста – Белл АВ 206В (показан на фото) в качестве связных и учебно-тренировочных. Базируются эти машины на авиабазах в Сде-Дов и Хацериме


Для Австрии в 1976 г. построили 12 вертолетов под обозначением ОН-58В, но следующая модификация ОН-58С была первым серьезным шагом в развитии семейства вертолетов ОН-58 «Кайова». В июне 1976 г. армия США выдала фирме «Белл» контракт на создание усовершенствованного вертолета с двигателем Аллисон Т63-А-720 мощностью 420 л.с. Чтобы устранить бликование лобового остекления, его панели сделали плоскими, а на выхлопных патрубках двигателя установили систему снижения тепловой заметности. Вертолет был оснащен новым навигационным оборудованием и системами, обеспечивающими выполнение боевого задания.

В американской армии вертолеты ОН-58С вели разведку при выполнении совместных заданий с боевыми вертолетами Белл АН-1 «Хью Кобра». Такие смешанные подразделения назывались разведывательно- ударными группами. Существовавшая в то время доктрина армии США предусматривала наличие подразделений, способных вести непрерывные боевые действия в течение 24 ч. Особенно это касалось частей, дислоцировавшихся в Центральной Европе. Поэтому экипажи вертолетов ОН-58С всегда имели при себе очки ночного видения. Снаружи вертолет мог нести пулемет «Ми- ниган» калибром 7,62 мм.

К марту 1978 г. фирма «Белл» получила от армии контракт на переоборудование 275 вертолетов ОН-58А в вариант ОН-58С. Затем был выдан еще один контракт. К 1985 г. на заводе в Ама- рильо (шт. Техас) фирма переделала 435 вертолетов, передавая их постепенно заказчику. Для подразделений армии США, находившихся в Западной Германии, израильская фирма IAI переоборудовала дополнительно 150 машин. Вертолеты ОН-58С до сих пор находятся на вооружении Национальной гвардии США и в резервных эскадрильях американской армии. В строевых частях им на смену пришли более совершенные вертолеты OH-58D.

В 1981 г. в рамках программы AHIP (Army Helicopter Improvement Programme) армия США приступила к очередной модернизации вертолетов «Кайова». Результатом стало появление разведывательно-удар- ной машины OH-58D «Кайова Уорриор» («Модель 406») с че- тырехлопастным несущим винтом, над втулкой которого был установлен «шарик» с системой целеуказания, благодаря которой можно было следить за целями, находясь за каким-либо укрытием. Вертолет получил двигатель Аллисон 250-C30R3 мощностью 550 л.с., обладавший повышенной высотностью. В состав вооружения входили ПТУР «Хэллфайр» или управляемые ракеты класса воздух – воздух «Стингер». В 1984 г. появилась очередная модификация Белл 406CS «Комбат Скаут», не нашедшая спроса.

В октябре 1980 г. «Белл» заявила, что на основе вертолета «Лонг Рейнджер» разрабатывается многоцелевой военный вариант «Тексас Рейнджер». В отличие от «цивильной» машины он должен был иметь усиленную конструкцию и ГТД Аллисон 250-С30Р мощностью 650 л.с., хотя на опытном экземпляре стоял 500-сильный двигатель 250-С28В. Вертолет мог быть быстро переоборудован в разве- дывательно-ударный, транспортно-десантный, санитарный, поисково-спасательный и воздушный пункт управления. Во время летных испытаний выполнялись пуски ПТУР «Тоу». «Тексас Рейнджер» предлагался в основном для экспорта, но интереса к нему никто не проявил.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов чилийская фирма «Индустриа Кардоэн» попыталась реализовать амбициозные планы и создать на основе «Лонг Рейнджера» ударный вертолет CB-206L-III, так называемый «ганшип» (термин «ганшип» появился во время войны в Юго-Восточной Азии, где американцы занимались переоборудованием военно- транспортных самолетов Дуглас С-47, Локхид С-130 и других в тяжелые штурмовики АС-47, АС-130 и др., в состав вооружения которых входили пулеметы и пушки вплоть до гаубиц калибром 105 мм. – Прим. пере водчика). Этот вертолет имел зауженный фюзеляж, носовую часть с прямоугольным поперечным сечением и плоские панели остекления кабины. Машина могла нести на внешних пилонах управляемые ракеты, блоки с PC и контейнеры с пулеметами или пушками. После того как США стали подозревать причастность Ирака к этому проекту, разработку вертолета прекратили.

Довольное характеристиками учебно-тренировочного вертолета ТН-57А командование ВМС США заказало улучшенную модификацию ТН-57В «Си Рейнджер», созданную на основе вертолета «Лонг Рейнджер» III. К декабрю 1984 г. был поставлен 21 вертолет. Вскоре появился более совершенный вариантТН-57С, на котором можно было обучать полетам по приборам. Вертолеты ТН-57В и С выпускались одновременно; к концу 1984 г. американские ВМС получили 76 машин.

Последним в семействе военных вариантов вертолета 206 «Джет Рейнджер» был учебно- тренировочный ТН-67 «Криик», принятый на вооружение армии США. Всего армия заказала 204 вертолета «Криик» и все их получила до конца 1995 г. К началу 2007 г. на вертолетах прошли обучение свыше 15 000 пилотов. Суммарный налет вертолетов ТН-67 к февралю 2007 г. превысил 1 млн. ч.

«Белл» и итальянская «Агуста» поставили военным заказчикам большое число гражданских «Джет Рейнджеров» в «камуфляже». Их получали в десятках стран, начиная от Брунея и кончая Венесуэлой. То же самое можно сказать и о «Лонг Рейнджерах», также состоящих на вооружении многих стран мира.


Компания «Фронтиерс Геликоптере оф Канада» имеет два вертолета Белл 212, которые были переоборудованы фирмой «Конэйр» в пожарные. Они активно применяются в провинции Британская Колумбия и на Юконе. Вода, смешанная с пламегасящим составом, сбрасывается из бака, устанавливаемого под фюзеляжем








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх