Аэроспасьяль «Алуэтт» II и «Лама»

С момента появления вертолет «Алуэтт» II всегда пользовался популярностью у гражданских и военных заказчиков во всем мире. Очень быстро к нему присоединился усовершенствованный вертолет «Лама»

Семейство многоцелевых легких вертолетов «Алуэтт» («Жаворонок») берет свое начало от трехместного вертолета SE.3120, впервые поднявшегося в воздух 31 июля 1952 г. Установленный на нем позднее ГТД Турбомека «Ар- туст» I мощностью 360 л. с. полностью преобразил вертолет. Новая модификация SE.3130 «Алуэтт» II выполнила первый полет 12 марта 1955 г. Таким образом, родился первый в мире вертолет с ГТД. В ходе дальнейшей эволюции вертолета появилась модификация SE.3140 с двигателем Турбомека «Тюрмо» II (400 л. е.), но в серию она не пошла. 31 января 1961 г. состоялся первый полет вертолета SA.3180 с ГТД «Астазу» ПА. Вертолет под названием «Алуэтт II Астазу» был сертифицирован во Франции в феврале 1964 г. В серии он выпускался под обозначением SA.318C; последний был построен в 1965 г.

Вертолет «Алуэтт» II вышел на беспрецедентный уровень серийного производства в Европе. В его стеклянной яйцевидной кабине могли разместиться до пяти человек. Полозковое шасси было стандартным для вертолета; для перемещения машины по земле к полозкам крепились небольшие колеса. По желанию заказчика на вертолет могли устанавливаться колесное или поплавковое шасси. «Алуэтт» II мог использоваться в качестве поисково-спасательного, для чего оборудовался лебедкой грузоподъемностью 120 кг. В гражданской сфере он также мог работать «летающим краном», применяться в качестве связного, учебно-тренировочного, сельскохозяйственного, санитарного, а также для аэрофотосъемки. В вооруженных силах «Алуэтт» II мог применяться для разведки, а также для борьбы с различными наземными целями с помощью ракет или пулеметов. Серийное производство вертолета закончилось в 1975 г., было построено 1305 единиц.

В конце 1968 г. фирма «Аэроспасьяль» в соответствии с запросом министерства обороны Индии приступила к разработке многоцелевого вертолета «Лама». Вертолет внешне ничем не отличался от «Алуэтта» II, но мог эксплуатироваться на гораздо большей высоте и в условиях жаркого климата. Конструкция «Ламы» была усилена. Динамическая система (несущий винт, трансмиссия) и силовая установка были позаимствованы от вертолета «Алуэтт» III.

Опытный вертолет SA 315В «Лама» впервые поднялся в воздух 17 марта 1969 г. Серийное производство машины началось одновременно во Франции (где вертолет был известен как «Лама») и Индии (под названием «Чита»). В Бразилии фирма «Элибраз» занималась сборкой вертолетов из узлов и агрегатов, доставляемых из Франции. В этой стране вертолету дали название НВ 315В «Га- виао». Он находился на вооружении ВМС Бразилии и ВВС Боливии.

Во Франции выпуск вертолетов «Лама» завершили в 1991 г. Всего было поставлено 407 вертолетов.


Вертолет «Алузтт» II становится редкостью в частях армейской авиации Франции (ALAT), но до сих пор широко применяется в жандармерии и в учебных целях








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх