Аэроспасьяль «Алуэтт» III

Возможности вертолета SA 316В «Алуэтт» III были продемонстрированы в июне 1960 г., когда он доставил семь альпинистов на вершину Монблана (высота 4807 м) и вернул их обратно. Пять месяцев спустя тот же вертолет с экипажем из 2 чел. и грузом массой 250 кг совершил посадку в Гималаях на высоте 6004 м. Это были уникальные достижения для вертолетов


Слева. ВВС и армия Пакистана с 1967 г. совместно использовали 30 вертолетов «Алуэтт»III. В авиации они применялись в качестве связных, санитарных и поисково-спасательных. ВМС Пакистана также обладали некоторым количеством вертолетов, используя их в качестве многоцелевых


ВВС Эквадора получили пять вертолетов SA 316В «Алуэтт» III (показан на фото) и три вертолета «Лама» в поисково-спасательном варианте. На вооружении армии Эквадора было два вертолета «Лама», один из которых часто использовался Институтом военной географии для исследовательских целей


На вооружение ЮАР вертолеты «Алуэтт» III поступили в 1966 г. Использовались как транспортные, учебно-тренировочные и для огневой поддержки сухопутных войск


Вертолеты семейства «Алуэтт»

Вертолет «Алуэтт» III был разработан на основе «Алуэтта» II и пользовался большой популярностью в мире. Вертолет привлекал универсальностью, позволявшей выполнять очень широкий круг задач.

История семейства вертолетов «Алуэтт» (по-русски «Жаворонок») началась с первого полностью французского вертолета Сюд- Эст SE 3101, разработанного вскоре после окончания Второй мировой войны. На основе этого вертолета, оснащенного одним поршневым двигателем, были разработаны двухместный SE 3110 и трехместный SE 3210 «Алуэтт», не ставшие массовыми. Первым, по настоящему массовым вертолетом стал SE 3130 «Алуэтт» II с ГТД, который долгое время был мировым рекордсменом по числу построенных: было изготовлено более 1300 машин, многие из которых до сих пор находятся в эксплуатации.

«Алуэтт» III (первоначально имел обозначение SE 3160) был логическим развитием вертолета «Алуэтт» II, отличаясь увеличенными размерами кабины, способной вмещать семь человек и обладавшей очень развитым остеклением. Динамическую систему взяли в основном от «Алуэтта» II, но установили ГТД Турбомека «Артуст» III мощностью 550 л. с. и трехлопастный несущий винт увеличенного диаметра, а двухлопастный рулевой винт заменили трехлопастным. Хвостовую балку покрыли обшивкой, а вместо полозкового шасси применили колесное с тремя опорами.

Первый полет опытного вертолета «Алуэтт» III состоялся 28 февраля 1959 г., а в июне 1960 г. вертолет приземлился на вершине Монблана на высоте 4807 м. Этим достижением он сразу привлек внимание французских военных, которым требовался скоростной и хорошо вооруженный вертолет для участия в войне в Алжире. Состоялись испытания вертолета с различным вооружением, включая ракеты AS 11, управляемые по проводам, и пулеметы на шкворневых установках.

«Алуэтт» III мог развивать скорость до 210 км/ч и поэтому вполне отвечал требованиям военных. Однако война в Алжире завершилась до начала серийного выпуска, в связи с чем вертолет не смог себя показать в боевой обстановке. Получилось так, что первые поставки начались для иностранных заказчиков. Список экс- плуатантов открыли ВВС Бирмы, получившие в 1961 г. три вертолета. Следующими оказались ВВС ЮАР и Родезии. Авиация армии (ALAT) и ВМС Франции получили всего 11 вертолетов. Другими заказчиками были ВМС Перу и Дании.

Вертолеты «Алуэтт» III до сих пор находятся на вооружении ВВС ЮАР (три эскадрильи) и летают в учебных школах. Они применялись во время боевых десантных операций в Юго-Западной Африке (Намибия) и Анголе. Вертолеты занимались разведкой целей, осуществляли управление войсками,спасали раненых и оказывали огневую поддержку.

В конце 1970 г. появился вертолет SA 316В с усиленной трансмиссией, а в 1972 г. – вертолет SA 316С с новым ГТД «Артуст» IIID мощностью 870 л. е., которая была ограничена трансмиссией 600 л. с. Был также разработан вариант SA 319В с ГТД Турбомека «Астазу» XIV с такой же мощностью.


В 1962-1975 гг. вертолеты «Алуэтт»III активно применялись португальскими ВВС в боевых операциях в Мозамбике. На фото показаны два члена экипажа, занимающиеся подготовкой к эвакуации раненых из района Кабо-Дельгадо


Вертолеты «Алуэтт» III в ВВС ЮАР оснащались большими фильтрами для защиты двигателей и системами снижения температуры выхлопных газов, снижающими опасность со стороны переносных зенитных ракет с тепловыми головками наведения


Вертолеты «Алуэтт» III были участниками многочисленных военных конфликтов в африканских странах – Мозамбике, Анголе, Намибии, Заире, Португальской Гвиане и Родезии. В проемах боковых дверей вертолетов ВВС ЮАР часто устанавливались пулеметы


Этот вертолет обладал существенно расширенными возможностями при уменьшенном на 25% расходе топлива. Для базирования на небольших кораблях (например, на быстроходных торпедных катерах) был разработан морской вариант вертолета. В состав его оборудования входили система автоматической устойчивости, поисковая РЛС ORB-31 и гиростабилизированный прицел АРХ-260, а вооружение состояло из двух управляемых ракет AS 12. Для борьбы с подводными лодками под фюзеляжем могли подвешиваться две торпеды Мк.44 или одна торпеда и буксируемый на 50-метровом кабеле магнитометр. С левой стороны фюзеляжа морского вертолета могла устанавливаться спасательная лебедка.

Серийное производство вертолетов «Алуэтт» III во Франции завершилось в 1983 г. К этому времени фирма «Аэроспасьяль» поставила в 74 страны 1455 вертолетов. Из этих стран почти 60 имели вертолеты в вооруженных силах. Выпуск вертолетов еще некоторое время продолжали по лицензии Индия и Румыния.

В Индии вертолеты строились фирмой «Хиндустан Аэро- нотикс» (HAL) под названием «Четак». Было построено почти 300 машин для министерства обороны и правительственных организаций. Небольшое количество вертолетов Индия экспортировала.

Румынская фирма ICA выпускала «Алуэтты» III под обозначением IAR-316B. Ей удалось изготовить более 200 вертолетов, часть из которых через фирму «Аэроспасьяль» была экспортирована в Пакистан, Алжир и Анголу.

В начале 1980-х годов фирма ICA приступила к созданию собственного легкого боевого и разведывательного вертолета, используя опыт сборки вертолетов IAR-316B. Взяв динамическую систему и другие агрегаты, фирма разработала дешевый боевой вертолет IAR- 317 «Эйрфокс», особенностью которого была зауженная двухместная кабина экипажа стан- демным расположением сидений. Впереди сидел оператор систем оружия, а сзади и выше – пилот. На вертолете IAR- 317 сохранились шасси, хвостовая балка и двигатель «Артуст» IIIB. В состав вооружения входили подвесные контейнеры с пулеметами, блоки с PC и до шести ПТУР. Кроме этого, по бокам носовой части фюзеляжа имелись два встроенных пулемета калибром 7,62 мм. Опытный вертолет «Эйр-фокс» выполнил первый полет на заводе фирмы ICA в Брашове в апреле 1984 г. Незадолго до своего свержения президент Николае Чаушеску распорядился прекратить разработку вертолета.

Южноафриканские летчики на протяжении длительного времени активно выступали за создание боевого вертолета. Международное эмбарго на поставки вооружения в ЮАР не давало возможности покупать боевые вертолеты на внешнем рынке. Поэтому в ЮАР приняли решение создавать собственный боевой вертолет на основе вертолета «Алуэтт» III. С этим заданием успешно справилась фирма «Атлас», разработавшая вертолет «Альфа» ХН1.

Проектирование вертолета «Альфа» ХН1 началось в марте 1981 г. Требования к нему выработали ВВС ЮАР. Фирма «Атлас» взяла выпускавшиеся в стране несущий винт, трансмиссию и двигатели для вертолетов SA 316В и установила их на новый фюзеляж. Хвостовая балка мало чем отличалась от «алуэттовской». Двухместная кабина экипажа имела традиционную схему для боевых вертолетов: впереди стрелок- оператор, а сзади – пилот. Каждый член экипажа сидел в отдельной кабине. Под носовой частью фюзеляжа располагалась турель с 20-мм пушкой GA-1, управление которой могло осуществляться с помощью нашлемного прицела. Вертолет имел небольшие пилоны для подвески вооружения. Первый полет опытный вертолет совершил 3 февраля 1985 г. в обстановке глубокой секретности. Публичное упоминание о существовании вертолета появилось только в марте 1985 г. Вертолет «Альфа» ХН1 не стал серийным, но опыт его создания пригодился при разработке боевого вертолета «Руйвалк».


Гражданское применение

Вертолет «Алуэтт» III не был только военным, большую пользу он принес гражданским заказчикам. Он использовался для перевозки пассажиров и различных грузов, эвакуировал больных и пострадавших из районов стихийных бедствий, участвовал в аэрофотосъемках, вел патрулирование и т. д. Экспорт гражданских вертолетов был не таким успешным, как военных. Тем не менее в ряде стран его использовали для транспортировки спиленных деревьев и в полиции. Жандармерия Франции применяет вертолеты во время спасательных операций 8 Альпах.

Экипаж

В передней части кабины находятся три кресла. Управление вертолетом осуществляется с правого кресла. На среднем сидит второй пилот. Бортинженер или командир экипажа ответственый за эксплуатацию вертолета, при необходимости выполняет роль обычного члена экипажа, использует вооружение, в том числе пулемет, установленный в проеме левой двери. Члены экипажа, сидящие на крайних сиденьях, носят бронежилеты.

Кабина

В стандартном варианте вертолет перевозит одного пилота и шесть пассажиров. Для них в передней части кабины установлены три сиденья, а в задней – четырехместный диван Под полом в центральной части фюзеляжа с каждой стороны располагается по одному багажному отсеку. Вместо заднего дивана могут устанавливаться двое носилок и сиденья для двух санитаров. При удалении всех сидений (кроме кресла пилота) вертолет превращается в грузовой. При необходимости он может на внешней подвеске нести груз массой 750 кг.



SA 316В «Алуэтт» III

Вертолеты «Алуэтт» III сыграли важную роль в боевых столкновениях между ЮАР и ее соседями, начиная с конца 1960-х годов вплоть до середины 1990-х годов. В составе трех эскадрилий ВВС ЮАР (16-й, 17-й и 31-й) находилось 6о вертолетов SA 316В, служивших для транспортных перевозок, противопартизанеких действий, связи и поиска и спасения. Ангола стала основным противником ЮАР, позволив партии СВАПО и ее вооруженным силам, а также войскам народно-освободительной армии Намибии создать на своей территории военные базы. Южноафриканские ВВС участвовали в нескольких операциях. Во время одной из них в 1973 г. восемь вертолетов «Алуэтт» III уничтожили важную систему каналов, которые обеспечивали ирригацию на территории партизан. Вертолеты регулярно занимались переброской войск в районы боевых действий. Ангола также имела на вооружении приличное число вертолетов «Алуэтт» III.


Эксплуатация в армии и ВВС

Десантный вариант вертолета «Алуэтт» III может нести различное вооружение. В его состав входит пулемет калибром 7,62 мм, устанавливаемый на треножнике позади левого переднего сиденья. Огонь можно вести через небольшую амбразуру в левой грузовой двери или через полностью открытую дверь. На месте заднего дивана может размещаться крупнокалиберный пулемет. В этом случае экипаж вертолета состоит из пилота, второго пилота, стрелка и одного пассажира, однако в типичный состав экипажа входят только пилот и стрелок. Имеется вариант установки на внешней турели с левого борта пушки калибром 20 мм. При этом все сиденья, за исключением мест для летчика и стрелка, снимаются. Для борьбы с танками и БТР применяются управляемые ракеты AS 11 или НОТ, а для огневой поддержки войск – контейнеры с PC.


Морские вертолеты

Вертолет «Алуэтт» III может использоваться в качестве морского. Для этого он оснащается специальным гарпунным устройством, с помощью которого вертолет может притягиваться к палубе корабля и удерживаться на ней при качке. У морского вертолета лопасти несущего винта складываются, а опоры шасси стопорятся в определенном положении. Для обнаружения и уничтожения небольших надводных кораблей, например, торпедных катеров, используются гиростабилизированный прицел АРХ-20 и две ракеты AS 12, управляемые по проводам. В варианте ПЛО вертолет несет под фюзеляжем или две самонаводящиеся торпеды Мк.44, или одну такую торпеду и буксируемый магнитометр на 50-метровом кабеле. Вертолет может заниматься поисково-спасательными операциями. Дверь в кабину имеет защитный порог, предотвращающий попадание морской соленой воды на жизненно важное оборудование. Спасательная лебедка грузоподъемностью 225 кг устанавливается с левой стороны фюзеляжа.


Вертолеты Аэроспасьяль SA 316В «Алуэтт» III экспортировались в 12 страны. Они находились в эксплуатации у 190 различных гражданских и военных организаций. Индийской фирмой HAL и румынской ICA было построено по лицензии свыше 400 вертолетов. На фото показан «Алуэтт» III южноафриканских ВВС, летящий в сопровождении вертолета «Пума»


Компоновочная схема вертолета

«Алуэтт» III

1 – приводные антенны: 2-ПВД:

3 – съемная панель приборного отсека;

4 – воздухозаборник системы вентиляции кабины;

5 – крепление антенны:

6 – нижнее остекление кабины;

7 – панели остекления с двойной кривизной:

8 – запасной компас;

9 – корпус приборной доски:

10 – приборная доска пилота;

11 – приборная панель системы управления оружием;

12 – центральная приборная панель:

13 – педали путевого управления;

14 – посадочная фара;

15 – конструкция пола кабины;

16 – передняя опора рычажного типа;

17 – неубираемое самоориентирующееся колесо;

18 – левый АНО;

19 – рычаг сброса двери;

20 – ручка управления циклическим шагом:

21 – ручка управления двигателем;

22 – ручка управления циклическим шагом:

23 – колонка управления;

24 – ручка управления полетом ракеты;

25 – ремни безопасности;

26 – правая дверь для экипажа, сбрасываемая при аварии;

27 – датчик наружной температуры;

28 – правая сдвижная дверь;

29 – верхнее остекление;

30 – гиростабилизиро- ванный прицел АРХ-20:

31 – убираемый объектив прицепа и бинокулярный искатель:

32 – сиденье пилота:

33 – сиденье второго пилота или стрелка;

34 – сдвигаемая форточка;

35 – левая дверь для экипажа, сбрасываемая при аварии.

36 – ручка общего шага:

37 – рельсовые направляющие сидений:

38 – подножка:

39 – нижняя панель обшивки фюзеляжа:

40 – левая сдвижная дверь:

41 – место для размещения пассажиров или груза;

42 – пазы для размещения ручек носилок;

43 – замки дверей:

44-четыре откидных сиденья для солдат;

45 – неподвижная спинка;

46 – тяги системы управления;

47 – верхняя направляющая двери;

48 – задний шпангоут кабины;

49 – панель звукоизоляции:

50 – аптечка;

51 – проблесковый маяк:

52 – радиоантенна;

53 – потолок кабины: 54-тяги управления несущим винтом:

55 – главный редуктор.

56 – тарелка автомата перекоса;

57 – тяги управления общим шагом лопастей;

58 – шлиц-шарниры;

59 – ступица втулки;

60 – силовая проушина для подъема несущего винта;

61 – гидравлические демпферы;

62 – тросовые растяжки:

63 – трехлопастный несущий винт:

64 – узлы крепления лопастей:

65 – рычагуправления общим шагом лопасти;

66 – фильтр воздухозаборника двигателя:

67 – правый воздухозаборник;

68 – редукторный привод вспомогательных агрегатов:

69 – генератор;

70 – вал двигателя:

71 – тормоз несущего винта;

72 – масляный радиатор трансмиссии:

73 – масляный бак.

74 – магистраль подачи воздуха к масляному радиатору;

75 – опора крепления главного редуктора;


76 – топливный бак емкостью 575 л;

77 – электрооборудование;

78-пол приборного отсека;

79 – нижняя направляющая двери:

80 – оборудование системы управления ракетами:

81 – топливный фильтр с правого борта;

82 – сварная стальная трубчатая ферменная конструкция центральной части фюзеляжа:

83 – силовые подкосы крепления главного редуктора:

84 – несиловые панели обшивки;

85 – противопожарная перегородка;

86 – вал привода рулевого винта;

87 – редуктор двигателя;

88 – блок зажигания:

89 – левый воздухозаборник двигателя

90 – задний узел крепления двигателя;

91 – магистраль системы охлаждения с отрицательным давлением;

92 – камера сгорания;

93 – ГТД Турбомека «Артуст» III8:

94 – выхлопное сопло:

95 -верхняя съемная панель обшивки хвостовой балки;

96 – вал трансмиссии рулевого винта:

97 – подшипниковые опоры;

98 – тросовая проводка системы управления рулевым винтом;

99 – правая неподвижная консоль стабилизатора;

100 – концевая шайба;

101 – трехлопастный рулевой винт;

102 – цельнометаллические лопасти рулевого винта:

103 – механизм управления шагом лопасти;

104 – угловой редуктор рулевого винта;

105 – хвостовой АНО:

106 – стальная предохранительная дужка:

107 – левая неподвижная консоль стабилизатора:

108 – концевая шайба;

109 – подкосы стабилизатора;

110 – балансировочные грузы на лопастях несущего винта:

111 – алюминиевый лонжерон лопасти несущего винта:

112 – хвостовые отсеки лопасти с сотовым заполнителем молтопрен:

113 – клееные алюминиевые панели обшивки попасти;

114 – ферменно-стрин- герная конструкция хвостовой балки;

115 – верхний продольный лонжерон:

116 – узлы крепления хвостовой балки к фюзеляжу:

117 – PC калибром 68 мм со складывающимся оперением:

118 – контейнер Матра 155Н с PC;

119 – пилон для подвески управляемой ракеты:

120 – направляющая:

121 – управляемая по проводам ракета класса воздух – поверхность AS 12 (две);

122 – правая основная опора шасси;

123 – амортизационная стойка:

124 – задний подкос;

125 – трубопровод гидравлического тормоза:

126 – швартовочный узел:

127 – ось подвески основной опоры шасси

128 – трубчатая конструкция для крепления пилонов с вооружением;

129 – сьемные пилоны для ракет;

130 – управляемая по проводам ракета класса воздух – поверхность AS 11 (четыре)


Франция до сих пор имеет на вооружении приличное число вертолетов «Алуэтт» III, особенно их много в ВМС. Эти устаревшие вертолеты используются по причине задержек в поставке современных вертолетов NH90. Почти 70 вертолетов «Алуэтт» II и III находятся в составе эскадрилий 20-й. 22-й и 23-й и используются в качестве многоцелевых и учебных


Ракета AS 12 появилась на вооружении в 1960 г. и до сих пор состоит на вооружении вертолетов «Алуэтт» III в армиях некоторых стран. Вертолет SA 316В несет четыре ракеты, используя их против танков. Ракеты AS 12 оснащаются различными боевыми частями (БЧ): бронебойными, кумулятивными и осколочными. Подрыв БЧ происходит, когда ракета преодолевает 20-мм броню. Взрыв происходит внутри цели на расстоянии 2 м от брони. Самое известное боевое использование ракет AS 12 произошло во время англоаргентинского конфликта из-за Фолклендских островов в Южной Атлантике. Там с их помощью английские вертолеты Уэстленд «Уосп» повредили аргентинскую подводную лодку «Санта Фе». В настоящее время ракеты AS 12 заменяются на более эффективные ПТУР НОТ


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аэроспасьяль SA 319 «Алуэтт» III «Астазу»

Размеры

Длина фюзеляжа 10,03 м Длина вертолета с вращающимися винтами 12,84 м

Диаметр несущего винта 11,02 м Ометаемая площадь 95,38 м2 Диаметр рулевого винта 1,9 м Ометаемая площадь 2,87 м2 Высота вертолета 3 м Колея шасси 2.6 м

Силовая установка

1 ГТД Турбомека «Астазу» XIV мощностью 870 л. е., ограниченная трансмиссией 600 л. с.

Массы и нагрузки

Масса пустого вертолета 1140 кг Максимальная взлетная масса 2250 кг Максимальная платная нагрузка 750 кг Максимальный запас топлива 575 л (подвесные дополнительные баки отсутствуют).

Летные характеристики

Максимальная скорость на уровне моря без внешних подвесок 220 км/ч

Максимапьная крейсерская скорость на уровне моря 195 км/ч Максимальная скороподъемность на уровне моря 4,5 м/с Статический потолок 3100 м Дальность полета 605 км

Вооружение

В состав вооружения входит шкворневый пулемет калибром 7,62 мм, стреляющий через проем левой двери. Через эту дверь может вести огонь неподвижная 20-мм пушка. По бокам фюзеляжа могут подвешиваться два контейнера Матра 155Н с PC калибром 68 мм, предназначенные для поражения слабозащищенных целей или площадных целей. Для уничтожения бронетанковой техники или сильнозащищенных целей используются управляемые ракеты Евромиссиль НОТ или AS 12, а против живой силы – спаренный пулемет FN ETNA TMP-5 калибром 7,62 мм. Морские вертолеты могут нести две противолодочные торпеды Мк.44 или одну торпеду и буксируемый магнитометр. В состав оборудования морских вертолетов входит поисковая РЛС.


В 1979 г. итальянская полиция стала получать первые вертолеты А 109. Было поставлено 17 вертолетов А 109А и 12- А 109А Мк.II. Из них к началу 2000-х годов осталось 25








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх