Спуск заградителя, достройка и испытания


После расторжения контракта с Обществом николаевских заводов и верфей от 19 сентября 1908 г. и получения нового предложения Общества о достройке заградителя Морское министерство, очевидно, решило выяснить целесообразность дальнейшей постройки подводного заградителя. Решающим в этом вопросе было мнение Морского генерального штаба. После запроса, сделанного Главным управлением кораблестроения (МТК к этому времени был ликвидирован), поступило письмо за подписью помощника начальника МГШ капитана 1 -го ранга А.П. Угрюмова от 25 июня 1912 г., в котором говорилось:

"Хотя завод не выполнил взятые на себя обязанности, все же было бы весьма желательно продолжить постройку этого опытного судна даже и в том случае, если бы оказалось, что на строящемся заградителе и не удается вполне выполнить все указанные в контракте условия, что всегда возможно в каждом новом деле. От постройки же такого заградителя МГШ полагает возможным отказаться только в том случае, если в настоящее время выяснилась невозможность по современному состоянию техники постановки с него мин заграждения в подводном положении"80.


"Краб" перед спуском на воду


Поскольку никаких возражений против этого логичного довода Морского генерального штаба в защиту достройки подводного минного заградителя не было, Морское министерство решило принять предложение Общества николаевских заводов и верфей о дальнейшей постройке заградителя, тем более что последнее соглашалось исключить из нового контракта статью 10-ю прежнего контракта. Теперь нужно было еще решить вопрос о финансовых расчетах Общества с министерством.

Как известно. Общество предложило продолжить постройку заградителя, но при условии, что с него не будут удержаны штраф и неустойка, если заградитель не будет сдан в контрактный срок. Кроме того, в связи с тем что контракт 1908 г. был расторгнут, Общество было обязано возвратить платежи с начислением на них 6% годовых, а также таможенные пошлины на поставки оборудования для заградителя из заграницы, которые оно, пока действовал контракт, не платило.

Морское министерство предложило зачесть в первый платеж по новому контракту все эти суммы, увеличив соответственно стоимость заградителя. Однако это предложение Морского министерства встретило возражения со стороны представителей Министерства финансов, считавших, что для осуществления его требуется решение Совета Министров. Поэтому морской министр 3 июля обратился с ходатайством по этому вопросу в Совет министров 81 . Последний 25 июля известил морского министра, что с его стороны возражений нет, но для окончательного решения требуется "высочайшее разрешение", которое и было получено морским министром 30 июля.

Одиннадцатого августа 1912 г. Обществом николаевских заводов и верфей взамен контракта от 19 сентября 1908 г. был заключен новый контракт "на постройку одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при надводном плавании" со сроком окончания постройки к 1 июля 1913 г. В отличие от прежнего контракта, мины с якорями должно было поставить Морское министерство, а не завод.

Характерной особенностью нового контракта являлось узаконение постоянного контроля работ по постройке заградителя со стороны Морского министерства. Так, во 2-й статье контракта говорилось:

"Работы по постройке корпуса и механизмов заградителя должны быть произведены контрагентом во всем согласно с последними требованиями техники по постройке подводных судов и правилами Морского министерства, причем работы эти будут находиться под наблюдением Особой комиссии 82 , в состав коей будут назначены офицеры, разных специальностей для наблюдения за постройкой… В дальнейшем комиссия будет называться наблюдающей комиссией"83.

Стоимость заградителя по новому контракту - 1720 тыс. руб. против прежней стоимости в 1375 тыс. руб. (из них 25 тыс. руб. за разработку мин) 84.


Спуск на воду подводного заградителя "Краб" 12 августа 1912 г


В спецификации, утвержденной 10 сентября 1912 г. начальником кораблестроительного отдела Главного управления кораблестроения (ГУК), сохранены в основном главные элементы подводного заградителя по спецификации 1908 г. (конечно, с учетом корректировки 1909 г.), но осадка уменьшена до 3,94 м.

Сокращен запас керосина с 50 до 38,5 т, за счет чего увеличен вес аккумуляторной батареи до 91 т 85 . Даны оба водоизмещения (чего раньше не было): в надводном положении - 512 т и в подводном - 722,1 т. Более четко описана и балластная система. Если в спецификации 1908 г. говорилось о "главной балластной цистерне" (в которую фактически входили две цистерны), то теперь уже речь шла о средней цистерне и цистерне высокого давления. Кроме того, указывалось, что "погружение под воду достигается наполнением следующих цистерн: 1) носовой, 2) средней, 3) кормовой,4) цистерн высокого давления и 5) надстройки" 86 . Правда, к сожалению, объем надстройки нигде не был указан.

О цистернах высокого давления говорилось, что они выполняют функции "отрывного киля", т.е. их назначение то же, что у средней или отрывной цистерны на подводных лодках типа "Барс". Детальнее, чем прежде, описано устройство для постановки мин, но по-прежнему указывалось, что мины подаются "ведущими цепями" (по старой спецификации - "цепью или тросом"), в то время как в окончательном варианте мины подавались с помощью бесконечного винта. Но это еще впереди.

Девятого августа 1912 г. приказом по Морскому ведомству № 226 было объявлено, что "по высочайшему повелению" "строящуюся в Николаеве на стапеле Общества николаевских заводов и верфей подводную лодку в 500 тонн водоизмещением зачислить в списки судов флота в класс подводных лодок и присвоить ей наименование "Краб"". Заметим, что еще 11 сентября 1911 г. корабельный инженер Николаевского порта ходатайствовал о "присвоении заградителю имени", но тогда "Морской министр приказал… этому заградителю названия не давать и в списки судов не зачислять" 87 . Причина такого решения, видимо - неопределенное в то время положение с дальнейшей постройкой заградителя, а также стремление сохранить его постройку в тайне.

Двенадцатого августа состоялся наконец спуск на воду подводного заградителя "Краб". Это событие не прошло незамеченным. В местной газете еще до спуска "Краба" короткая заметка сообщала:

"В конце текущего месяца на заводе "Общества суд. заводов и верфей" предстоит маленькое торжество. В присутствии г. градоначальника к-адм. А.И. Мязговского состоится спуск сооружавшейся в течение ряда лет подводной лодки системы инженера Налетова. Торжество предполагается обставить весьма скромно. Кроме лиц высшего командного состава г. Николаева, на торжестве никого не будет. На подводной лодке идут заключительные работы по установке механизмов и окраске корпуса".


Сообщение "Николаевской газеты". август 1912 г


Появление этой заметки в местной печати свидетельствует о неполном соблюдении контракта, заключенного Обществом николаевских заводов и верфей, в статье 1-й которого говорилось, что "…разработку и выделку мин и аппаратов, также как и подводной лодки, Общество должно вести с сохранением возможной тайны постройки…" И хотя корреспондент "Николаевской газеты" писал, что предстоит спуск не подводного минного заградителя, а "подводной лодки системы инженера Налетова", да еще в присутствии ограниченного числа лиц (без посторонних), это привлекало внимание к постройке "Краба" и не способствовало "возможной тайне постройки".

Много лет спустя после спуска "Краба" на воду М.П. Налетов с горечью писал:

"По независящим от меня обстоятельствам я был принужден оставить постройку этого нового типа боевого корабля (т.е. подводного минного заградителя - Н.3.) ранее его окончания, вскоре после его спуска, и он был достроен техническими силами… завода под наблюдением "Особой комиссии Морского министерства", в состав которой были назначены офицеры разных специальностей"88.

Какие силы лишили Михаила Петровича его любимого дела, мы уже знаем. Стремление Морского министерства избавиться от невыгодной для него статьи 10-й контракта 1908 г. "удачно" совпало с многолетним стремлением капитана 2-го ранга Н.Н. Шрейбера "доказать", что Налетов не является автором мин и самого заградителя. Что касается Общества николаевских заводов и верфей, то оно согласилось исключить эту статью из нового контракта, получив взамен денежные льготы, а также переложив на Морское министерство снабжение заградителя минами. Кроме того, Общество согласилось поставить всю постройку заградителя под постоянный контроль представителей министерства в лице специальной комиссии.

Теперь для того, чтобы совершенно отстранить от постройки заградителя М.П. Налетова, к которому николаевский завод потерял интерес, Обществу оставалось сделать лишь последний шаг. И этот шаг был сделан. В начале сентября 1912 г. председатель правления Общества вице-адмирал в отставке И.Ф. Бострем обратился в ГУК с просьбой сообщить ему: "имеется ли основание считать за г. Налетовым первенство в предложении мин заграждения и якорей для подводных лодок…, как обусловлено было в первом контракте" 89.

Как и следовало ожидать, ГУК на этот вопрос ответило отрицательно. Теперь "доказательство" того, что мины М.П. Налетова не являются минами… Налетова было в руках Общества, и оно могло совершенно отстранить от постройки его детища.

Период после спуска "Краба" на воду и до начала июня 1913 г. был занят достройкой заградителя. В конце августа 1912 г. Морское министерство заказало заводу "Г.А. Лесснер" в Петербурге 68 мин для заградителя со сроком готовности 1 мая 1913 г.

В течение августа - сентября была испытана аккумуляторная батарея. Ее емкость оказалась ниже проектной: вместо 4000 только 3600 А/ч. В первых числах июня 1913 г. в Николаеве начались заводские испытания "Краба", а 22 июня состоялось его первое пробное погружение. Приказом командующего Черноморским флотом от 4 июля была назначена комиссия под председательством контр-адмирала А.Г. Покровского для приемки заградителя. Семнадцатого июля ответственным сдатчиком от завода был назначен инженер-механик лейтенант В.С. Лукьянов. Четырнадцатого июля подводный заградитель "Краб" вышел на буксире из Николаева в Севастополь, а 24 июля он был предъявлен к официальной сдаче.

В личный состав "Краба" до 1913 г. входили лишь два офицера: старший лейтенант (с 1913 г. - капитан 2-го ранга) А.А. Андреев и инженер-механик И.И. Крутиков.


"Краб" на заводе "Руссуд". Николаев, 1913 г


Алексей Алексеевич Андреев 5 марта 1910 г. был командирован на николаевский завод и в том же месяце назначен "наблюдающим за специальной постройкой", т.е. постройкой "Краба". Ранее он командовал подводной лодкой "Карп" - одной из трех лодок, строившихся на заводе Круппа "Германия верфт" в Киле, где и принимал эту подводную лодку. В январе 1912 г. Андреева отчислили от должности командира "Карпа", но вскоре назначили старшим офицером транспорта "Кронштадт". Лишь 7 ноября 1912 г. его освободили от вcex этих должностей и назначили командиром "Краба". Опытный подводник (командовал лодками с 1905 г.), окончивший Минный офицерский класс, он принял активное участие в постройке заградителя. Корабельный инженер В.П. Лебедев писал о нем:

"По своем приезде он навез массу чертежей и начал даже принимать непосредственное участие в разработке чертежей и в производстве различных усовершенствований по выработке мин, для чего даже выписал двух нижних чинов"90.

В сентябре-ноябре 1910 г. А.А. Андреев ездил в Париж на завод "Эклераж-Электрик", где изготовлялись для заградителя аккумуляторы, а в 1911 г.- в Петербург на завод "Г.А. Лесснер", выполнявший заказ на торпедные аппараты для "Краба". Таким образом, период его службы в качестве наблюдающего и командира подводного заградителя "Краб" неоднократно прерывался назначением на различные должности и командировками.

Второй офицер - инженер-механик штабс-капитан (с 1912 г. - капитан) Илья Иванович Крутиков был назначен помощником командира "Краба" и осуществлял наблюдение и приемку керосиномоторов на заводе "Бр. Кертинг" в Ганновере (Германия). До назначения на "Краб" Крутиков в 1907-1909 гг. вначале служил помощником командира подводной лодки "Карп" и принимал на заводе "Бр. Кертинг" керосиномоторы для этой лодки. После изготовления керосиномоторов в Германии и доставки их в Николаев 12 апреля 1912 г. И.И. Крутикова назначили наблюдающим по механической части в комиссии для наблюдения за постройкой кораблей в Черном море.

Небезынтересно отметить, что и командир "Краба" и его помощник служили ранее на подводной лодке "Карп". Еще одним моряком, служившим на этой же лодке, а затем принимавшим участие в постройке подводного заградителя "Краб", был машинный унтер-офицер Н.М. Беков.


"Краб" перед уходом из Николаева в Севастополь, июль 1913 г


Николай Михайлович Беков в 1902 г. был призван в Балтийский флот и окончил Машинную школу в Кронштадте. Позже его назначили в Учебный отряд подводного плавания в Либаве (Лиепая), где и начинается многолетняя служба Бекова на подводных лодках. В 1907 г. Н.М. Бекова назначают на подводную лодку "Карп", строившуюся в Германии. В Ганновере на заводе "Бр. Кертинг" он работает, по выражению И.И. Крутикова, "в помощь наблюдающему за постройкой" керосиномоторов для "Карпа", причем, по свидетельству того же инженер-механика, обнаружил "прекрасные познания в моторном деле" 91.

Будучи уже сверхсрочнослужащим, Николай Михайлович в апреле 1910 г. сделал попытку демобилизоваться и перейти работать на завод, но на свой рапорт об увольнении получил решительный отказ командира "Карпа" и начальника Дивизиона подводных лодок. Лишь 28 июня 1912 г. Бекову удалось уволиться в запас. За два дня до этого он получил от инженер-механика В.Д. Брода аттестат, в котором отмечалось, что Беков "основательно знает паровые машины и двигатели внутреннего горения, а также знаком с батареями электрических аккумуляторов, употребляемых в современных подводных лодках" 92 . Уже 5 июля Николай Михайлович поступил на николаевский завод в качестве бригадира механического отдела. Там он сразу же включился в работу по постройке заградителя "Краб". Но вот в 1913 г. постройка заградителя закончилась, и он стал готовиться к переходу в Севастополь для проведения испытаний.


80 ЦГАВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 419, л. 73.

81 ЦГАВМФ ф.410, оп. 5, д. 170, л. 13-14.

82 Выделение мое - Н.3.

83 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 2306, л. 22.

84 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 357, л. 14 об.

85 Свое предложение об этом изменении завод в письме в МТК обосновал так: "Принимая во внимание, что минный заградитель имеет очень большой запас керосина для района действия в 1500 миль полного хода и 4000 миль экономического хода (в Черном море совершенно не необходимого), и стремясь к возможному увеличению положительных качеств заградителя, мы считаем обязанностью предложить МТК увеличить аккумуляторную батарею с 80 до 91 тонны за счет уменьшения запаса керосина на 11 тонн" (ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 6, д. 221, л. 89).

86 ЦГАВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 357, л. 22.

87 ЦГАВМФ, ф. 102, оп. 1, д. 486, л. 120, 125.

88 Налетов М. П. Краткая историческая справка о первом в мире подводном минном заградителе "Краб" системы М. Налетова. Рукопись, подписана автором 23 авг. 1935 г.

89 ЦГАВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 120, л. 59.

90 ЦГАВМФ, ф. 407, д. 5743, л. 28.

91 Из личного архива Т.Н. Бековой.

92 Там же.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх