• Священные писания mиpа Из индусских Священных Писаний
  • Из Священных Писаний парсов
  • Из еврейских Священных Писаний
  • Из христианских Священных Писаний
  • Из Священных Писаний ислама
  • Из Священных Писаний сикхов
  • I. Единство бога

    Единство Бога есть центральное учение религии и единственно верная основа нравственности. «Единый без второго»,[3] – говорит индус. «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть»,[4] – провозглашает еврей. «Нет иного Бога, кроме Единого»,[5] – утверждает христианин. «Нет Бога, кроме Бога»,[6] – говорит мусульманин. И все остальные религии утверждают то же самое. Даже дикари, поклоняющиеся различным формам, видят позади этих форм «Великого Духа», которому они часто дают имя, указывающее на Его вездесущность.

    Он Самосущий, Бесконечный и Вечный, Единая Жизнь, от которой зависят все жизни, Единое Существование, из которого черпают свое бытие все существования. Все, что существует, пребывает в Нем: «Мы им живем, и движемся, и существуем».[7] Он был сравниваем с океаном, волны которого – миры, а брызги – мириады форм; с огнем, из которого исходят миллионы искр, и каждая из этих искр – дух; с древом, увешанным бесчисленными листьями, причем каждый лист – отдельная жизнь. Он обширнее пространства, и в Нем движутся бесчисленные мириады звезд, из которых каждая есть центр отдельной системы. Он тоньше атома, ибо он пребывает в каждом атоме как присущая ему жизнь. Нет ничего столь великого, что могло бы перейти Его пределы, ничего столь малого, что могло бы не войти в Его пределы. «Он не имеет ни формы, ни цвета, ни очертания»,[8] но все формы черпают в Нем свою красоту, все цвета суть части Его белого света, все очертания – выражения Его мысли. С незапамятных времен возникшие горы говорят нам о Его деятельности, таинственная сень полуденных лесов тиха Его тишиной; поток, ручей, песня птицы, шелест листвы, – все это ноты Его голоса; пасущиеся среди пахучих трав стада, цветами украшенные луга, снежные равнины, огонь солнца, прохладная тень лесов, – все это различные проявления Его красоты; Он говорит в высоких полетах тончайшей поэзии, в величии благородной прозы, в стройной мелодии чудных симфоний и в мощной гармонии гремящих струн, Он есть источник и цель стремления мистика, Он – героизм мученика; Он присутствует в шепоте матери, склонившейся над своим младенцем, дрожит в страстных порывах юноши, улыбается в застенчивом взоре девушки, Он же – утоляющая сила в руке, возложенной на жгучую рану; Он открывает Себя через пророка, святого и ученого; Он есть сила слабого, защита беспомощного, раскаяние грешника и сострадание праведника. Он наполняет Собою миры и в то же время пребывает в сердце человека. Небеса воспевают Его славу,[9] и Он же утешает скорбящего, «как мать утешает сына».[10] Он – Отец, Мать, Супруг и Друг для человеческого Духа, исходящего из Него. Он есть «Совершенный Дух», которым все проникнуто.[11] И вместе с тем, Он более всех миров: «Построив эту вселенную из частицы Себя, Я остаюсь».[12]

    Тогда как сознание божественного Единства есть основа религии и нравственности, осуществление его придает силу и радость жизни. Человек участвует в вечности Бога; разделяя Его природу, он не может быть конечным. Единая Жизнь выражается в бесчисленном разнообразии форм, но все жизни сливаются в Боге. Отсюда вытекает, что все мы дети в доме Отца и что все мы – братья. По мере того как мы учимся видеть божественное во всем и во всех, мы постигаем, что все движется к блаженной Цели. Будучи частицами божества, мы все несовершенны, и наши отдельные несовершенства вызывают все наши дисгармонии; но мы – частицы, которые вырастают в совершенство по завету Христа: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный».[13] Когда это будет достигнуто, мы несомненно достигнем единства.

    Все эти многочисленные Я, сверхчеловеческие, человеческие и низшие, суть все частицы Единого Я, и потому все они предназначены к совершенству.

    «Они лишь раздробленный свет Твой».[14] Благо заключено в неотвратимой судьбе нашей:

    «То – единое, отдаленное божественное событие, к которому двигается все творение».[15]

    Ибо на этой ли земле или на иной, среди блаженства на высочайшем небе, среди скорбей в глубинах ада мы не можем выйти из всеобъемлющего круга божественного Единства, и потому мы навеки в безопасности. В прекрасной передаче библейского певца:

    «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?
    Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.
    Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —
    И там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя».[16]

    Более того, будучи частицами божества, мы можем найти Бога, погружаясь в самые сокровенные глубины нашего существа, за пределы изменчивых чувств, мыслей и желаний наших, в самую суть нашего Духа, изошедшего от Него и имеющего свое бытие в Нем. То, что вечно в нас, наше сокровенное Я, – божественно. Индусские Священные Писания учат, что, познав один кусок глины, мы познаем всю глину; познав один кусок золота, мы познаем все золото; познав один кусок железа, мы познаем все железо, какими бы именами люди ни называли предметы, сделанные из них; так же, познав в полноте одно Я, мы познаем Единое Я, мы познаем Бога.[17] Поэтому Христос объявил, что познание Бога есть жизнь вечная,[18] и сказал: «Ибо вот, царствие Божие внутри вас есть».[19]

    Но божественное Я раскрывается только для тех, жизнь которых чиста, кто исполнен самоотречения, преданности и кто сосредоточен на вечном.

    «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».[20]

    «Тот, кто не отказался от злых путей, кто не сосредоточен, не кроток душой и не обрел самообладания, тот даже через знание не может прийти к Нему».[21]

    «Воистину Единое Я может быть достигнуто постоянным упражнением в правде, в преданности, в совершенном знании долга ищущего богопознания. Тот, кого созерцают безгрешно поклоняющиеся, воистину пребывает в них самих, воистину Его природа – свет и чистота».[22]

    Таков древний узкий Путь, который бросает свет на кажущееся противоречие в изречении святого Ансельма: «Стань тем, что ты есть».

    Священные писания mиpа

    Из индусских Священных Писаний

    Единый, без второго.

    (Чхандогьяупанишада, VI, II, 1)

    Тогда не было не-бытия и не было бытия… Лишь То дышало вследствие своей собственной природы; кроме Того не было ничего.

    (Ригведа, X, CXXIX, 1, 2)

    Открою тебе То, что должно быть познано; что, познанное, ведет к бессмертию, безначальное, высшее, Вечное, Брахман.

    (Бхагавадгита, XIII, 12)

    Незримый, Он видит, неслышный. Он слышит, немыслимый, Он мыслит, неисповедимый. Он знает. Никто иной, кроме Него, не видит, не слышит, не мыслит, не знает. Он есть божественное Я, сокровенный правитель, Бессмертный. Все иное погибает.

    (Брихадараньякаупанишада, III, VII, 23)

    О Гудакеша, Я– То, что пребывает в сердцах всего сущего; Я есмь начало, середина, а также и конец всех существ… И нет ничего движущегося или неподвижного, что могло бы существовать вне Меня… Постигни, что все, что славно, хорошо, прекрасно и могущественно, есть лишь ничтожная часть Моего великолепия… Создав из частицы Себя всю вселенную, Я остаюсь.

    (Бхагавадгита, X, 20, 89, 41, 42)

    Как вездесущий эфир по своей тонкости не подлежит воздействию, так и все телесное не в состоянии повлиять на высшее Я.

    (Бхагавадгита, XIII, 32)

    Когда не было тьмы, когда не было ни дня, ни ночи, не-бытия или бытия, тогда был один Всеблагий. Никто не может постигнуть Его в пространстве наверху, в пространстве внизу или в промежуточном пространстве. Имя Его – бесконечная слава, нет Его изображения. Не в видимом пребывает Его образ; никто не зрит Его очами. Те, кто через любовь и мудрость познают Его, пребывающего в сердце, становятся бессмертными.

    (Шветашватараупанишада, IV, 18-20)

    Как сияющее солнце светит, проявляя все вещи в пространстве наверху, внизу и между ними, так и Единый, Всеславный, Всеблагий Бог царит над всем, что существует и что изошло от Него.

    (Там же, V, 4)

    Единый Бог, скрытый во всех существах, проникающий все, сокровенное божественное Я всего сущего. Владыка всех деятельностей, пребывающий во всех творениях, Свидетель, который есть чистая и бесплотная Мысль, единый Самосущий среди сонма успокоенных духов, делающий проявленным единое семя (материи). Мудрые, созерцающие Его внутри себя, обретают вечное блаженство, никто иной.

    (Там же, VI, 11, 12)

    Как единый воздух, вступая в мир, становится самим естеством каждой природы, так и единое Я, принадлежа самой природе каждого естества, есть сокровенное Я всего сущего и пребывает также и вне.

    (Катхаупанишада, II, V, 10)

    Близко, в самом сердце проявлена великая цель; на Нем зиждется все, что двигается, дышит и смыкает очи. Его ты познаешь, как то, что существует и не существует, Кто достоин поклонения, Кто превыше познания творений, Кто величайший, Лучезарный, тоньше тончайшего, на Ком основаны миры и их обитатели.

    (Мундакаупанишада, II, II, 1, 2)

    Из Священных Писаний парсов

    Ахуре-Мазде,[23] Единому без второго… пою славословие.

    (Агунавад Гата, XXXVIII, 3)

    Ахура-Мазда, видящий все.

    (Уштавад Гата, XIV, 4)

    Ахура-Мазда сказал: «О святейший Зартошт, эта частица Слова Гоновара была до акаши, до воды, до земли, до животных, до деревьев, до огня – очистителя всех вещей Ахуры-Мазды, – до святых, до элементалей (дэв) и злых людей, до всего физического мира и до всех творений Ахуры-Мазды, рожденных чистотой».

    (Ясна, XIX, 3, 4)

    Мое первое имя есть «Ахми» – я есмь.

    (Ормазд Яшт, 7)

    Тебе, о Мазда-Ахура несравненный. Тебе я пою хвалу.

    (Ясна, XXVIII, 3)

    Я возвещаю Его, Который величайший из всех.

    (Там же, XIV, 6)

    Ты, Первый Великий Мыслитель, великолепие Которого превосходит все светы. Разум Которого есть Творец всего, Ты поддерживаешь праведность и благой ум. Ты Дух Мазда, Который еси всегда тот же!

    (Там же, XXXI, 9)

    Никто не может знать происхождение Мездама. Кто может постигнуть это, кроме Него самого.

    Бытие, и единство, и тождественность суть нераздельные свойства Его первичной субстанции и не составляют дополнительных Его свойств.

    Он без начала, без конца, без союзника или врага, или подобных Ему, без отца, матери, жены или дитяти, без места, положения, тела или чего-либо плотского, без цвета или запаха.

    Он живой, мудрый, могущественный, независимый и справедливый; и Его знание простирается над всем, что слышно, видно и существует.

    И все существование постигается Его знанием одновременно, без времени; и для Него нет ничего скрытого.

    (Дезатир, Книга Пророка; Великий Абад, 4-8)

    Примечание. Здесь Ахура-Мазда считается Единым. В своих «Этюдах о Парсах» (Essays on the Parsis, p. 13) д-р Гауг говорит о более мистическом представлении Зерван Акаране, Единого до проявления, от Которого изошел Ахура-Мазда, Бытие – Мудрость. Это учение было распространено в Персии, говорит ученый доктор, во времена Сасанидов, но современные последователи Зороастра отвергают его, отдаляясь таким образом от Всемирной Религии.

    Из еврейских Священных Писаний

    Я есмь Сущий… Сущий послал меня к Вам.

    (Исход 3:14)

    Только Господь есть Бог, и нет никого, кроме Него.

    (Второзаконие 4:35)

    Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть.

    (Там же, 6:4)

    Нет между богами, как Ты, Господи… Ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты.

    (Псалтирь 85:8,10)

    На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

    (Притчи 15:3)

    Я – первый, и Я – последний; и, кроме Меня, нет Бога.

    (Исаия 44:6)

    Я – Господь, и нет иного; нет Бога, кроме Меня.

    (Там же, 45:5)

    Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня.

    (Там же, 43:11)

    Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его.

    (Там же, 57:15)

    А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный.

    (Иеремия 10:10)

    Он есть Бог живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно.

    (Даниил 6:26)

    Ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет Спасителя, кроме Меня.

    (Осия 13:4)

    Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?

    (Псалтирь 17:32)

    Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы.

    (Там же, 81:6)

    Из христианских Священных Писаний

    Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его.

    (От Марка 12:32)

    Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены.

    (От Матфея 10:29-30)

    Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»… Мы, будучи родом Божиим…

    (Деяния 17:27-29)

    Дух Божий живет в вас… Духом Своим, живущим в вас.

    (Римлянам 8:9,11)

    Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

    (1 Коринфянам 3:16-17)

    А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

    (Там же, 6:17)

    Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете Вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою? Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

    (Там же, 6:19-20)

    Но у нас один Бог Отец, из Которого все… Которым все, и мы Им.

    (Там же, 8:6)

    Да будет Бог все во всем.

    (1 Коринфянам 15:28)

    Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду. ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

    (2 Коринфянам 6:16)

    Бог один.

    (Галатам 3:20)

    Утвердиться Духом Его во внутреннем человеке.

    (Ефесянам 3:16)

    Один Бог и Отец всех. Который над всеми… и во всех нас.

    (Там же, 4:6)

    Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков.

    (1 Тимофею 1:17)

    Я есмь Альфа и Омега, начало и конец… Который есть и был и грядет.

    (Откровение Иоанна 1:8)

    Из Священных Писаний ислама

    Ваш Бог – Бог единый, и нет иного Бога, кроме Него; Он милостив и милосерд.

    (Коран, 2:158)

    Мы принадлежим к Богу и к нему возвратимся.

    (Там же, 2:151)

    Во власти Бога и Восток и Запад; куда ни обратитесь вы, везде вы встретите Лицо Бога, ибо Бог вездесущий и всеведущий.

    (Там же, 2:109)

    Есть только один Бог, нет Бога, кроме Бога, Живого и Неизменного. Ни дремота, ни сон не овладевают Им. Ему принадлежит все, что есть на небесах и на земле. Кто может предстательствовать перед Ним, если не будет на то Его воли? Он знает, что было до них и что будет после них, – люди же постигают из мудрости Его лишь то, чему Он пожелает их научить. Престол Его простирается на небо и на землю, и Он без всякого труда охраняет их. Он Высочайший, Великий.

    (Коран, 2:256)

    Нет Бога, кроме Бога Живого, Неизменного.

    (Там же, 3: 1)

    Бог един.

    (Там же, 4:169)

    Всем нам предстоит вернуться к Богу.

    (Там же, 5:53)

    Нет Бога, кроме единого Бога.

    (Там же, 5:77)

    Который питает других, а Сам не нуждается в том, чтобы Его питали.

    (Там же, 6:14)

    Скажи: существует, конечно, только единый Бог.

    (Там же, 6:19)

    У Него есть ключ ко всем тайнам. Он один их знает. Он знает о том, что существует на земле, и о том, что скрыто в глубине морской. Листка не упадет без Его ведома. Нет ни одного зерна в мрачных недрах земли, нет зеленой или высохшей былинки, которая не была бы означена в книге явной.

    (Там же, 6:59)

    От Господа ничего не укрывается из всего сущего на небе и на земле.

    (Там же, 14:41)

    Все погибнет, кроме Лика Божия… К Нему возвратитесь вы.

    (Коран, 28:88)

    Мы ближе к Нему, чем Его собственная становая жила.

    (Там же, 50:15)

    Он видит деяния ваши.

    (Там же, 57:4)

    Бог обо всем свидетельствует. Разве не видишь ты, что Богу ведомо все сущее на небесах и на земле? Не бывает беседы между тремя лицами так, чтобы Он не присутствовал четвертым, не собирается вместе пятерых без того, чтобы Он не был шестым. Не бывает ни большого, ни меньшего сборища так, чтобы Его не было вместе с ними, где бы они ни находились… ибо Он обо всем осведомлен.

    (Там же, 58:7-8)

    Скажи: Бог един, Вечный Бог.

    (Там же, 112:1-2)

    Бог говорит: «Я упование того, кто надеется на Меня; и Я с ним и вблизи его, когда он вспоминает обо Мне».

    (Изречение Магомета)

    Бог говорит: «Если кто старается приблизиться ко Мне на один вершок,[24] то Я приближаюсь к нему на аршин; и если кто силится приблизиться ко Мне на аршин, Я к нему приближаюсь на две сажени; и если кто идет ко Мне, то Я бегу ему навстречу».

    (Изречение Магомета)

    Бог говорит: «О человек! Следуй только Моим законам, и ты станешь подобен Мне, а затем скажи: „Будь“, и вот Оно есть».

    (Изречение Магомета)

    Бог говорит: «Для любимого Мною человека Я – слух его, которым он слышит, Я – зрение его, которым он видит, Я – руки его, которыми он держит, и Я – ноги его, которыми он ходит».

    (Изречение Магомета)

    Бог был, когда ничего не было. Он все знает, что было и будет. Он есть свет без тени, жизнь без смерти и знание без неведения. Таким, какой Он сегодня. Он остается вовеки.

    (V Имам, Магомет, сын Али)

    Ты еси абсолютное Бытие; все остальное – призрак.

    (Джами)

    Если ты проникновенно всмотришься в корень материи, то ты постигнешь, что Он есть и Видящий, и Око, и Видение.

    (Гулчан-г-Раз)

    Из Священных Писаний сикхов

    Он Сам есть Единый, и Он Сам есть множество… Он всегда пребывает во всем.

    (Джанджи)

    Без примет, непостижимый; не предмет; неприкосновенный времени или действию; нерожденный; из никакого лона; самосущий; безусловный; непоколебимый.

    (Соратх, 1)

    Он Сам и бесформенное, и форма; Единый без качества и с качествами. О Нем Одном говорится, о Нанак. Этот Единый есть множество.

    (Баванаккхри Гуру, V)

    Что видимо, есть Брахм; что слышно, есть Брахм; Он именуется Единым и только Единым.

    (Гуру, III)

    Веда не знает Его величия; Брахма[25] не знает Его тайну; Аватары не знают Его границ; Господь Всевышний Парабрахман – без границ.

    (Раткали Гуру, V)

    Непроявленный Господь, сокровенный Учитель, наполняющий все сердца и направляющий их изнутри, куда бы я ни взглянул, всюду Ты еси.

    (Бхарон Гуру, V)

    Он един есть. Он все во всем. Своими законами Он поддерживает вселенную.

    (Сукхмани Гуру, V)

    В каждом сердце пребывает Гари. Так провозглашают мудрецы.

    (Гуру, IХ)







    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх