• Из индусских Священных Писаний
  • Из Священных Писаний парсов
  • Из еврейских Священных Писаний
  • Из буддийских Священных Писаний
  • Из христианских Священных Писаний
  • Из Священных Писаний ислама
  • Из Священных Писаний сикхов
  • IV. Воплощение духа

    Вся вселенная может быть названа воплощением Духа, так как ни единая частица материи, как бы мала она ни была, не могла бы сохранять своей связи с другой частицей даже на один миг, если бы не было одушевляющей ее жизни. Материя существует лишь для выражения Духа, и сама по себе была бы бесцельна и бесполезна, если бы не служила проводником для такого выражения. Эта истина – непреложная везде и во всем – была выражена различными способами всеми религиями, в особенности же учением о пребывании Бога в сердце некоторых людей, осененных Божьей силой; учением, которое стоит отдельно от общего верования, что всякая Жизнь и всякий Дух исходят от Бога. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „мы Его и род“[63]».

    Индусы имеют своих аватар («аватара» означает: Тот, Кто спускается; Бог с нами), веруя, что время от времени второй Аспект божества проявляет Себя в человеческом виде для помощи миру:

    Хотя нерожденный, – Мое Вечное Я, Владыка всего сущего, осеняющий природу, Мною созданную, – Я все же рождаюсь Моей собственной властью.

    Когда правда приходит в упадок, о Бхарата, а неправда воцаряется, тогда являюсь Я. Для защиты добрых, для поражения злодеев, для восстановления праведности (дхармы), Я рождаюсь из века в век.[64]

    Индусы имеют также своих мудрецов (риши), своих аскетов (йоги), которые благодаря чистой жизни и сознательным усилиям придали материи своих тел такую прозрачность, что божественный Дух, пребывающий в храме тела, может светить, несмотря на плотскую оболочку. Эти великие Существа – Посланники Бога, распространяющие Его истины в мире, раскрывающие Его Природу, Его Волю, Его Любовь, дающие человечеству все Священные Писания, которые служат авторитетными документами для каждой религии. Веруя в своих собственных Пророков и в отдельное Откровение, полученное через них, индусы охотно и в полной мере признают, что другие религии также имеют своих Пророков и свои Откровения, которые для них столь же авторитетны и полезны, как их собственные авторитетны и полезны для Индии.

    Кроме этих особых случаев божественного воплощения или осенения Духом Божьим, индусы также верят, что каждый человек есть божественное воплощение, что Бог воистину пребывает в сердце каждого человека. Для индуса каждый человек – более того, каждое животное, дерево и минерал – является воплощением Духа; он убежден, что формы меняются, могут рождаться и умирать, тогда как Дух пребывает вечно.

    Последователи Зороастра видят в своем верховном Пророке, в первом из четырнадцати Зороастров, тот божественный Свет, при помощи которого они находят свой путь в этом мире. Ахура-Мазда говорит непосредственно с Ним, и Он приносит людям Откровение Закона. Он занимает по отношению к своим поклонникам положение, сходное с тем, которое по отношению к индусам занимает их божественный Законодатель Ману и их риши. Последнее воплощение Зороастра, Сосиош, приближается наиболее к понятиям индусов об Аватаре.

    Евреи признают Отцом своей расы Авраама, «Друга Господня», законодателем – Моисея и, кроме того, имеют длинный ряд Пророков, открывавших божественную Волю своему народу. «Слово Господа сошло» на такого-то и такого-то, это выражение употребляется часто как указание на осенение человека Духом Божьим. «Дух Господа Бога на Мне»,[65] – говорит Исаия. «И сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои»,[66] – говорит Иеремия. Так же заявляет Исаия и о будущем Учителе из рода Давидова: «И почиет на Нем Дух Господень», – слова, на которые ссылался Христос, когда хотел определить свою задачу.[67]

    Буддисты признают в Будде божественное Я (Self), освобожденное от ограничений неведения, видят в Нем Просветленного, славный венец, заканчивающий длинный ряд жизней, которые были все посвящены помощи миру. Он достиг степени Бодхисаттвы, Мирового Учителя и продолжал в течение тысячелетий свой благословенный труд; под конец Он принимает свое последнее рождение на земле и в этом последнем теле достигает совершенного Просветления. Буддисты не считают Его единственным; они признают целый ряд Будд и полагают, что Каждый из Них является примером того, чем может стать человек, посвятивший себя в течение многих жизней чистой цели служения человечеству. «Посмотри внутрь, ты – Будда», – говорит китайский верующий. Будда есть совершенный тип ставшего божественным человека, воплощение Духа, возобновляющееся до тех пор, пока Дух не приобрел полную власть над материей.

    Христиане сходятся с индусами в веровании, что второй Аспект Бога – второе Лицо Св. Троицы – проявил себя в форме человека; но лишь с той разницей, что индусы признают повторяющееся, а христиане лишь одно проявление. «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею».[68] «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил Наследником всего, через Которого и веки сотворил».[69] Для христиан это – единственное воплощение, единственное совершенное проявление Бога в мире, Его истинная Суть в человеческой форме, «совершенный Бог и совершенный человек».[70] Но, считая Его таким образом единственным, христианин признает, что человек может вознестись до совершенства, благодаря пребыванию Христа в его душе: «Да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши».[71] «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!»[72] «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».[73] Так же, как индусы уповают на Калки-аватара, как последователи Зороастра ожидают Сосиоша, а буддисты бодхисаттву Майтрею, так же христиане ожидают Христа, чтобы закончились настоящие времена и «се, творю все новое».[74] Имена различаются, а идея одна и та же.

    Христианская церковь также признает существование боговдохновенных людей: пророков, апостолов, святых различной степени – и в этом согласуется вполне с евреями. В действительности нет ни одной религии без этих святых проявлений воплощающегося Духа.

    Христиане, кроме того, верят, что Дух Божий воплощен в каждом человеке: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?»[75]

    Таким образом и для христиан каждый человек есть божественное воплощение, ибо Христос есть «первородный между многими братиями».[76]

    Эта уверенность и есть та светлая истина, которая обеспечивает осуществление слов Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»,[77] – слова, которые иначе были бы безнадежно недостижимы для человека. Ибо в то время, когда внешний человек борется против слабостей и соблазнов, внутренний человек изливает силу в соответствии с усилиями первого: «совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению»;[78] немало христиан, которые не решаются принять в полноте всю славу и силу, исходящую из этих текстов, указывающих, что человеческий Дух воистину божествен; но даже и они верят, что каждый человек представляет собою Бессмертный Дух, облеченный в плоть, верят, что Дух воплощен в каждом человеческом существе и, таким образом, разделяют, хотя и не во всей высоте, то верование, которое заключает в себе обетование человеческого бессмертия.

    Сыны ислама не имеют ничего, соответствующего идее Аватары или Христа; они совершенно определенно отвергают ее, но в то же время вполне разделяют учение о Боговдохновенных людях, или Пророках, признавая их у всех народов и отдавая им должное почитание. «Мы не делаем никакого различия между ними», – говорят они. Что касается того утверждения, что человек – воплощенный Дух, в этом ислам согласуется со старшими религиями; в суфизме этот Дух признается божественным, но многие мусульмане, подтверждая, что человеческий Дух происходит от Бога, не признают тождественности своей природы с Ним.

    В наши дни существует разногласие относительно метода, ведущего к достижению совершенства. По-видимому, большинство как христиан, так и мусульман верят, что каждый раз, когда рождается человек, Бог создает для него новый Дух; тогда как более древние мировые религии, живые и мертвые, были единодушны в том утверждении, что бессмертный Дух медленно развивает свои божественные силы на протяжении длинного ряда земных жизней, отделенных одна от другой промежуточными состояниями в сверхфизических мирах. Целью земных жизней признавалось собирание опыта, а целью развоплощенных жизней – претерпевание результатов дурного опыта и претворение хорошего опыта в умственные и нравственные качества и способности. Эти способности, выработанные в посмертном состоянии в небесном мире, образуют тот характер, с которым человек рождается в своей последующей жизни на земле. Это верование, в той или иной форме, выработанное в более или менее стройную философскую систему, существовало, по-видимому, на заре и тех религий, из которых оно впоследствии исчезло; это видно из ссылок на него первых христианских писателей, а также и мусульманских мистиков средних веков. Верование это начинает снова возникать в христианстве и в исламе наших дней, благодаря присущей ему разумности и обладанию ключом к объяснению видимых несправедливостей человеческой жизни, благодаря той светлой уверенности в конечном благе всего и всех, которую оно приносит сознанию. Кроме того, все философски мыслящие люди признают, что Дух, создаваемый каждый раз при рождении человека, не может признаваться разумом за бессмертный Дух.

    Последователи более древних религий должны несомненно согласиться с учением о возобновляющихся земных и сверхфизических жизнях, так как оно служит наиболее поразительной из всех иллюстрацией, выясняющей воплощение Духа в материю. Что касается последователей более молодых религий, они должны принять это учение или не принять, смотря по тому, как они читают своих авторитетов и что им говорит собственный разум и суждение. Но можно с уверенностью сказать, что до шестого века по Р. X. перевоплощение – в той или иной форме – было всемирным религиозным учением.

    Из индусских Священных Писаний

    Хотя нерожденный, – Мое вечное Я, владыка всего сущего, осеняющий природу, Мною созданную, – Я все же рождаюсь Моей собственной властью. Когда правда приходит в упадок, о Бхарата, а неправда воцаряется, тогда являюсь Я. Для защиты добрых, для поражения злодеев, для восстановления дхармы, Я рождаюсь из века в век.

    (Бхагавадгита, IV, 6-8)

    Эту вечную Йогу Я поведал Вивасвану; Вивасван передал ее Ману; Ману сообщил ее Икшваку. Таким образом, друг от друга, научились цари-мудрецы.

    (Там же, X, 1-2)

    Семеро великих риши, древних Четыре, а также Ману родились от Моей природы и Моей мысли.

    (Там же, X, 6)

    Все риши таким провозглашали Тебя, и божественный риши Нарада также; также и Азита, Девала и Вьяса.

    (Там же, X, 13)

    Познав высочайшего Брахмана, высочайшее Величие, как Суть, скрытую во всех творениях, единого Вседержителя, Господа, они становятся бессмертными.

    (Шветашватараупанишада, III, 7)

    Дух, Сокровенное Я, всегда пребывающее в сердце человека.

    (Там же, III, 13)

    Он, это Я, есть Брахман.

    (Брихадараньякаупанишада, IV, iv, 5)

    Он, это великое нерожденное Я, Он есть разум в живых творениях… Он, это великое, нерожденное, нетленное, бессмертное, бесстрашное Я, есть бесстрашный Брахман.

    (Там же, IV, iv, 22, 25)

    Познай Я, как хозяина колесницы, а тело, как колесницу.

    (Катхаупанишада, I, III, 3)

    Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так и пребывающий в его теле бросает изношенные тела и входит в новые.

    (Бхагавадгита, II, 22)

    Подобно тому, как золотых дел мастер, взяв кусок золота, из него делает иную, новую и более красивую форму, так воистину и Я, сбросив с себя это тело и освободившись от неведения, делает новую и более красивую форму… Закончив эту работу, он снова возвращается из того мира в этот мир деяний.

    (Брихадараньякаупанишада, IV, iv, 4, 6)

    Бросив прежнее тело, воплощенный Дух, следуя Закону Кармы, достигает или неба или ада, смотря по своим делам. И, получив небесное тело или тело страданий, рожденное предметами желаний, он испытывает различные плоды на небе или в аду. При конце плодов, когда время для нового воплощения настает… Тогда Время снова воссоединяет его с деятельностью, избранной накоплением прошлых деятельностей.

    (Деви Бхагавата, IV, xxi, 22-25)

    В обширном колесе Брахмана, источнике и опоре всех воплощенных Духов, Эго принужден странствовать, причем он мыслит себя отдельно от своего Правителя (Я).

    (Шветашватараупанишада, I, 6)

    От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь множество… Став таким образом мудрым, спокойным, сдержанным, бесстрастным, выносливым, собранным, он видит Я в Едином, он видит Единого во всем; и грех не имеет силы над ним, он преодолевает всякий грех; и грех не сжигает его, он сжигает всякий грех. Свободный от греха и от страсти, он приобщается природе Брахмана; таков мир Брахмана.

    (Брихадараньякаупанишада, IV, iv, 22)

    Воистину, тот, кто мудр, вдумчив и всегда чист, достигает цели и более не рождается.

    (Катхаупанишада, I, iii, 8)

    Из Священных Писаний парсов

    Я молился Тебе, о Ахура-Мазда, воистину как Раскрывающему, когда Твой Вестник пришел ко мне через Добрый Разум.

    (Уштавад Гата, xIiii, 7)

    О Ахура-Мазда! Когда придет превосходный Буддхи Сошиантов, который есть просветление дней Воскресения совместно с действенным и могущественным небесным голосом, для эволюции мира чистоты?

    (Там же, xIvi, 3)

    Те, кто в благоденствии испытывают горе и скорбь, страдают вследствие своих слов и поступков, совершенных в прежнем теле; за них Справедливейший налагает на него теперь наказание.

    (Десатир, Книга Пророка; Великий Абад)

    Из еврейских Священных Писаний

    И почиет на нем дух Господень… и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.

    (Исаия 11:2,3)

    Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него.

    (Там же, 42:1)

    Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.

    (Иеремия 1:5)

    И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым… и ты скажешь им: «Так говорит Господь Бог!»… Пусть знают, что был пророк среди них.

    (Иезекиил, 2:3,4,5)

    И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего.

    (Иоиль 2:28-29)

    Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною.

    (Малахия 3:1)

    Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них.

    (1 Царств 10:10)

    И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его.

    (Бытие 1:27)

    И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душею живою.

    (Там же, 2:7)

    Вот, Я пошлю к вам Илию Пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.

    (Малахия 4:5)

    Я был отрок даровитый и душу положил добрую; притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое.

    (Премудрость Соломона 8:19-20)

    Говорят, что все души нетленные, но что души добрых переносятся лишь в иные тела, а души злых подлежат вечному наказанию.

    (Иосиф Флавий. Иудейская война, II, 8)

    Разве вы не помните, что все чистые Духи, которые в гармонии с божественным законом, живут в очаровательнейшем из небесных мест, и с течением времени они посылаются снова на землю в безгрешные тела; а души совершивших самоуничтожение обречены мраку подземного мира?

    (Иосиф Флавий. Иудейская война, II, 8)

    Все души подвержены испытаниям переселения; и люди не знают, каковы пути Всевышнего по отношению к ним. Они не знают, через сколько превращений и таинственных испытаний им придется пройти; как много душ и духов приходит в этот мир и не возвращается во дворец божественного Царя. Души должны вернуться в абсолютную субстанцию, из которой они изошли. Но для этого они должны развить все совершенства, зерно которых лежит в них; и если они не совершили этого в течение одной жизни, то они должны начать снова вторую, третью и т. д., пока они не достигли того состояния, при котором воссоединение с Богом становится возможным.

    (Из Зогара)

    Из буддийских Священных Писаний

    Исполняющий свой долг терпим, как земля или как порог; он подобен озеру без грязи; его не ожидают новые рождения.

    (Дхаммапада, VII, 95)

    Некоторые люди вновь рождаются; злодеи идут в ад; праведные на небо; свободные от всех земных желаний достигают нирваны.

    (Там же, IX, 126)

    Ища создателя этого святилища, я пробежал через ряд многих рождений, не найдя его; тяжело снова и снова рождаться. Но теперь, создатель святилища, я тебя узрел; ты больше не будешь создавать этого святилища.

    (Там же, XI, 153)

    Отдаваясь наслаждению и счастью, люди снова и снова подвергают себя рождению и смерти.

    (Там же, XXIV, 341)

    Если душа твоя свободна, то тебе не придется более проходить через рождение и смерть.

    (Дхаммапада, XXIV, 348)

    Тот подвижник, в котором нет грехов, рождающих страх и приводящих к возвращению на этот берег, покидает и этот и дальнейший берег, подобно тому, как змея сбрасывает с себя старую кожу.

    (Урага сутта, 15)

    Разбив оковы, наподобие быка, проложив себе дорогу среди диких ползучих трав, наподобие слона, я более не войду в лоно.

    (Дхария сутта, 12)

    Те, которые знают, где рождается грех, отгоняют его. Внимай, о Якша! Они переплывают поток, который трудно переплыть и через который они еще не переплывали, чтобы не быть рожденными снова.

    (Сучилома сутта, 4)

    Подвижник, пришедший к несчастью, от лона к лону, от мрака к мраку, после смерти идет к страданию.

    (Дхаммачарья сутта, 5)

    Торжественно призвав Его, оставившего навсегда за Собой смерть и рождение.

    (Ванжиа сутта, 9)

    Собранный, переплывший поток… носящие последнее свое тело.

    (Сундарикабхорадважа сутта, 18)

    Для таких, которые в этом мире правильно понимают это: «Это есть последнее рождение», для них нет нового воплощения.

    (Магха сутта, 16)

    Тот, кто спокоен, оставив позади себя и добро и зло, не запятнанный ничем, понявший этот и иной мир, победивший рождение и смерть, такой человек именуется Самана.

    (Сабхня сутта, 11)

    Человек, знающий свои прежние обители, видящий и небо и ад, достигнувший уничтожения рождений, такого человека я называю Брахмана.

    (Вазеттха сутта, 54)

    Те, которые снова и снова возвращаются в мир через рождение и смерть, тем или иным образом стремясь к существованию, пребывают в состоянии неведения… Мудрые не стремятся к новым воплощениям.

    (Дваятанупассана сутта, 6, 10)

    Я вновь обращен; мне не нужно более рождаться в состоянии скорби, и я уверен в конечном спасении.

    (Магапариниббана сутта, II, 10)

    Из христианских Священных Писаний

    Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

    (От Луки 1:35)

    И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

    (Там же, 3:22)

    И Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

    (От Иоанна 1:1,14)

    И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем… И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

    (Там же, 1:32,34)

    Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

    (Там же, 3:16)

    Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

    (От Иоанна 10:34-36)

    Бог во Христе примирил с Собою мир.

    (2 Коринфянам 5:19)

    Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне.

    (Евреям 1:1-2)

    И он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями.

    (Ефесянам 4:11)

    Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.

    (Там же, 2:20)

    Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

    (От Матфея 10:20)

    И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

    (Деяния 2:4)

    Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

    (Римлянам 1:19-20)

    Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

    (Там же, 8:14)

    Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.

    (Там же, 8:16)

    Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

    (1 Коринфянам 3:16)

    Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?.. Прославляйте Бога и в телах и в душах ваших, которые суть Божии.

    (1 Коринфянам 6:19,20)

    Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

    (2 Коринфянам 6:16)

    На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

    (Ефесянам 2:22)

    …Совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

    (Филиппийцам 2:12-13)

    Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

    (Колоссянам 1:29)

    И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный.

    (1 Послание Петра 2:5)

    Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.

    (От Матфея 11:13-14)

    Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

    (Там же, 16:13-14)

    И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе.

    (От Матфея 17:10-13)

    И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

    (От Иоанна 9:1-3)

    Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон.

    (Откровение 3:12)

    Ориген учил, что от Бога исходят все существующие Духи, будучи все одаренные свободной волей; что некоторые из них не уклонялись от пути праведности и в награду заняли место, которое мы называем ангельским чином; что затем пришли другие, которые, распоряжаясь своей свободной волей, уклонились от пути долга и затем перешли в человеческую расу, чтобы снова обрести путем праведных и благородных деяний ангельское состояние, которое они не сумели сохранить, что другие, также распоряжаясь своей свободной волей, еще глубже погрузились в зло и стали злыми духами или дьяволами. Так что первоначально все эти Духи были добры; но добры по невинности, а не по знанию. И он указывает, что ангелы могут стать людьми, люди могут стать ангелами, и даже злые духи могут снова подняться и стать опять людьми и ангелами.

    (De Principlis, passim.)

    По поводу того, что Иоанн Креститель был исполнен Духа Святого уже в лоне матери, он говорит, что некоторые «думают, что Бог исполняет индивидов Св. Духом Своим и ниспосылает на них святость не по заслугам и справедливости, а незаслуженно. Как нам избежать мысли: Может ли Бог быть несправедливым? Избави Бог. Или следующей: Может ли Бог быть лицеприятным? Ибо так рассуждают те, которые утверждают, что души являются в жизнь (рождаются) вместе с телами».

    (Там же, I, VII, 4)

    Не согласуется ли это более с разумом, что каждая душа в силу некоторых таинственных причин (я теперь говорю о воззрениях Пифагора, Платона и Эмпедокла, которых часто называет Цельс), вводится в тело сообразно со своими заслугами и прежними деяниями?

    (Ориген. Против Цельса, I, XXXII)

    Если мы рассмотрим случай Исава, то мы увидим, что он был осужден вследствие своих грехов на худшую жизнь.

    (Иероним. Письмо к Ариту)

    (Много подобных мест можно найти у Отцов церкви, утверждающих предсуществование души и перевоплощение.)

    Из Священных Писаний ислама

    Мы дали вам книгу закона Моисеева и вслед за нею отправили к вам других посланников. Иисусу, сыну Марии, мы даровали знамения и укрепили Его Духом Святым.

    (Коран, 2:81)

    Говорите: мы веруем в Бога и в посланных к нам свыше… и в книги, врученные Господом пророкам; мы не делаем между ними никакого различия.

    (Там же, 130)

    Некогда люди составляли единый народ. Бог послал пророков.

    (Там же, 209)

    Верующие признают Бога, ангелов Его, книги и посланников Его; мы не делаем различий между посланниками Бога.

    (Там же, 285)

    Однажды ангелы сказали Марии: Бог возвещает тебе Слово Свое. Имя Ему будет Мессия, Иисус, сын Марии; Он будет прославлен в этом мире и в том и будет стоять близко к самому Богу.

    (Коран, 3:40)

    Бог лучше знает, куда Он должен направить Своих посланников.

    (Там же, 6:124)

    Апостолы Господа нашего возвестили нам истину.

    (Там же, 7:41)

    О народ мой, сказал он им, дух мой не находится в заблуждении, – но я посланник Бога, Владыки вселенной; я возвещаю вам приказания Господа; я вам искренний и преданный советник.

    (Там же, 7:65,66)

    Сколько пророков посылали мы к прежним народам!

    (Там же, 43:5)

    Я сотворю сейчас человека из глины. Когда же Я придам человеку форму совершенную, Я вдуну в него часть духа Моего.

    (Там же, 38:71,72)

    Бог пребывает в сердце каждого верующего.

    (Изречение Магомета)

    Можете ли вы быть неблагодарны к Богу, вы, которые были мертвы и которых Он оживил, к Богу, Который лишит вас жизни, чтобы впоследствии вернуть к ней снова, и к Которому вы снова возвратитесь.

    (Коран, 2:26)

    Бог творит и повелевает сотворенному возвратить в недра Свои.

    (Там же, 30:10)

    Душа вступила сперва в минеральное царство, а затем в растительное. Она провела века в растительном и в своей борьбе забыла о минеральном. Когда человек от растительного царства пришел к животному царству, он утерял память о состоянии растительном. И вы знаете, что от животного царства он ведется Творцом к человеческому.

    Таким образом он переходил из царства в царство, пока не стал разумным существом.

    (Меснави, IV. Джалал-ид-Дин-Руми)

    Я умер как минерал и стал растением.

    Я умер как растение и снова явился в животном.

    Я умер как животное и стал человеком,

    Зачем же мне бояться?

    Разве смерть прекращала мой рост?

    В будущий раз я умру как человек,

    Чтобы выросли у меня крылья ангела.

    И ангелов также я должен опередить:

    Ибо все погибнет, кроме Его Лица.

    Я должен вознестись над ангелами;

    Я стану тем, что недоступно воображению.

    А затем, да стану я ничто, ибо струна арфы

    Во мне поет: «Воистину мы вернемся к Нему».

    (Там же)

    О брат, познай с уверенностью, что эта работа была до тебя и меня (т. е. в проистекших веках) и что каждый человек уже достиг известной ступени. Никто не начал этой работы в первый раз.

    (Письма Учителя Суфи (Ш арф-ид-Дин-Манери))

    Из Священных Писаний сикхов

    Этот мир есть обитель Истинного Единого. И Истинный Единый пребывает в нем.

    (Азакивар Гуру, I)

    Он есть в разуме, и в Нем есть разум.

    (Сукхмани Гуру, V)

    Говорит Нанак: Это Дух – Я, связанное кармой, возвращается.

    (Бхарон Гуру, III)







    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх