• Из индусских Священных Писаний[101]
  • Из Священных Писаний парсов
  • Из буддийских Священных Писаний
  • Из еврейских Священных Писаний
  • Из христианских Священных Писаний
  • Из Священных Писаний ислама
  • VI. Три мира человеческой эволюции

    Миры, в которых протекает жизнь человека, обозначаются различными именами. Различны и подразделения этих миров, также и продолжительность, приписываемая пребыванию человека в каждом из них. Но под всеми этими различиями нетрудно уловить одни и те же основные линии.

    Оставив на время различия, мы увидим следующие общие положения:

    I. Физический мир, в котором человек живет во время своего воплощения в физическом теле. Это – мир причин, где человек производит свой посев; жатву он будет собирать по ту сторону смерти. Это обстоятельство и придает такое большое значение физическому миру, несмотря на то, что пребывание в нем человека сравнительно непродолжительно.

    II. Мир, куда человек переходит после смерти, называется различными именами и имеет много подразделений – рай, чистилище, страна вечного лета, ад, страна желаний (камалока), страна духов (преталока); все эти названия относятся к промежуточным состояниям, иногда вполне счастливым, иногда страдальческим, иногда очистительным, иногда служащим для отбывания наказания, но не к состоянию совершенного блаженства или – с точки зрения тех, кто еще верит в такую идею, – не к состоянию вечной безнадежной скорби.

    III. Небесный мир, откуда исключено все злое, куда «не войдет ничто нечистое»,[98] где радость, выше всякого земного представления, и мир, превышающий всякое человеческое понимание, составляют удел всех, блаженно пребывающих в нем.

    Таковы три мира человеческой эволюции – и в том случае, когда мы верим, что человек проходит через них много раз, пока не достигнет полного совершенства, пока Дух не победит материю, преобразив ее в светлую одежду, достойную Сына Божьего; и в том случае, когда мы убеждены, что человек проходит через первые два мира лишь однажды, а в третьем мире остается навсегда.

    Относительно последнего мира, трудно себе представить образованных людей, которые могли бы веровать, что небесное состояние человека является вечным, закристаллизованным в неподвижном счастье, причем люди всех ступеней несовершенства превращаются каким-то чудом после смерти или в день «страшного суда» в совершенных и такими остаются навсегда и безвозвратно. Еще труднее представить себе верующих в то, что в переходном мире мучения длятся бесконечные века, выражаясь в страшных пытках и в закристаллизованном неподвижном зле и скорби. Мимо этих немногих, разделяющих тяжелое наследие темных веков, мы можем пройти не останавливаясь. Огромное большинство христиан хотя и отвергает перевоплощение и признает, что человек живет однажды, все равно на какой бы ступени эволюции и с каким бы характером он ни вступал на свое земное поприще, это большинство все же верит, что человеческая природа прогрессирует после смерти и что посмертное страдание является лишь временным и необходимым очищением, после которого люди продолжают развиваться, при более или менее счастливых условиях на протяжении бесконечных веков.

    Хотя и не все, но большинство христиан и спиритуалистов, а также некоторые парсы и мусульмане разделяют эту точку зрения. Все индусы и буддисты, многие спиритуалисты, парсы и мусульмане, а также некоторые христиане и все евреи, оставшиеся верными своим древним преданиям, считают, что человек развивается на протяжении многих циклов чередующихся рождений и смертей, что он поочередно пребывает в течение более или менее продолжительного времени в трех мирах, пока не достигнет совершенного состояния победившего Сына Божьего, над которым смерть не имеет более силы, что он поднимается вверх до тех светлых высот, где во всей своей славе стоят Сыны Божьи, а затем, при наступлении конца божественного проявления, успокаивается в лоне Отца, в ожидании зари нового Творчества.

    Сношения человека с названными тремя мирами во время его физической жизни не прекращаются. Посредством своих телесных деятельностей он живет в физическом мире; сюда принадлежат все процессы мысли, желания и действия, совершающиеся через мозг и нервную систему, а также и все обыкновенные растительные и животные отправления. Эмоциями своими и желаниями человек связан с переходным миром, материя которого тесно переплетена с физической материей; тогда как своими умственными способностями человек принадлежит небесному миру; эти последние являют собой то, что современная психология называет «субъективным разумом», огромные возможности которого все более и более признаются современной наукой. В этом случае наука приходит на помощь религии, ибо то, что наука изучает ныне как субъективный разум, религия признавала всегда за Душу – в отличие от Духа.[99] Душа остается деятельной на протяжении всей земной жизни человека, безразлично – бодрствует он или спит, и она же переходит неизмененною через порог смерти и, очищенная в посмертном состоянии, соединяется с Духом и в единении с ним переходит в небесный мир, свою истинную родину.

    На настоящей ступени эволюции немногие сравнительно пользуются деятельным сознанием своей Души, хотя последняя и не перестает влиять невидимо на мозговое сознание, которое является лишь частичным выражением ее. Хотя большинство и сознает время от времени наличность душевного сознания, испытывая его влияние в молитвах и во время медитации; по временам же сознание это преодолевает мозговое сознание, как мы это видим при «обращениях», при религиозных переживаниях и т. д.[100] Посредством него Дух действовал в пророках, апостолах и святых всех стран и народов; точно так же и у художественных и интеллектуальных гениев Душа преобладает над мозговым сознанием.

    Низшие переживания Души, как перед смертью, так и после нее, принадлежат переходному миру. Высшие переживания, когда Душа озаряется Духом, относятся к небесному миру, и Душа может пребывать в нем, оставаясь заключенной в тело, как это бывает при религиозных переживаниях. Но для большинства эти блаженные переживания наступают лишь после смерти, когда очищенная Душа вступает в свое небесное наследие.

    Физический мир. Он представляет собой поле для деятельности человека в состоянии бодрствования, когда он сеет семена добра и зла, которые созреют в будущем. Из всех материальных оболочек современного человека физическая наиболее организована, и через нее он выполняет деяния, которые принесут плоды в далеком будущем. Все, что он думает, желает и делает дурного, все, направленное против Закона, является посевом страдания, которое вырастает и приносит плоды или в этом физическом, или в переходном мире, смотря по свойству посева. Желания и мысли, коренящиеся в страстных вожделениях и последствия их удовлетворения принадлежат по самой природе своей к переходному миру и приносят свою главную жатву – как во время жизни, так и после смерти – именно в этом мире.

    Низшие желания растут путем удовлетворения, и главным последствием в физическом мире такого нарастания их силы является постепенное повреждение, а в крайних случаях и полное разрушение нервной системы физического тела, следующее за чрезмерными возбуждениями. Тяжелая жатва страдания собирается в переходном мире благодаря подобному неразумию, ибо, когда после смерти физическое тело отпадает, средства к удовлетворению желания утрачиваются, тогда как жажда страстных ощущений сохраняется в Душе, бывшей в рабстве у тела. Это ненасытная жажда, переживающая тело и не получающая удовлетворения, и вызывает то неизбежное и естественное страдание, которое в переходном мире выпадает на долю рабов своих страстей. Высшие желания растут также путем удовлетворения – сюда принадлежит стремление к чистой любви, к искусству, к красоте, служению и т. д., – и так как они сохраняются неприкосновенными после смерти, то являются источниками радости в переходном и в небесном мирах. Из этого вытекает следующий закон: если Душа состояла в рабстве у тела и у физического мира, неизбежные страдания ожидают ее в переходном мире; если же Душа в течение физической жизни господствовала над телом, мир и счастье являются последствием ее победы.

    Переходный мир. Подробности относительно этого мира в различных религиях не одинаковы, но основная мысль, заключенная в только что приведенном выводе, принимается всеми религиями. Индусы разделяют переходный мир на Страну Отцов (Питрилока) и на страну Привидений (Преталока), последнюю же подразделяют, в свою очередь, на различные виды ада (Нарака) с разными степенями тяжелых переживаний. Буддисты разделяют это воззрение.

    Все эти переживания временны и служат для очищения, после которого человек переходит в небесный мир (Сварга), где остается более или менее продолжительное время, соответственно интеллектуальной и нравственной ценности предыдущей жизни; по истечении небесного периода человек снова возвращается на Землю.

    Некоторые христиане признают райское состояние, предшествующее полному переходу человека на небо, и состояние страдания, предшествующее настоящему аду; другие только намекают на переходное состояние; греко-католическая, римская и англиканская церкви сохраняют древнее предание, признавая непосредственный рай для наиболее чистых, а чистилище для большинства человечества, откуда оно в свое время переходит в рай или, в редких случаях, прямо на небеса; под конец все переходят на небо. Некоторые христиане и, может быть, некоторые из мусульман верят в вечный ад.

    Небесный мир. Душа пожинает в небесах, иначе, в мире мысли, не запятнанной низшими желаниями, весь добрый посев чистых мыслей и чистых эмоций, посеянных во время ее пребывания в физическом мире. Это состояние непрерывного и беспримерного блаженства, различающееся по степеням, если смотреть на него со стороны, в полной мере соответствует размеру счастья, доступному для каждого, пребывающего в этом мире. И здесь вся разница в религиозных воззрениях народов возникает только от того, принимается ли перевоплощение как метод, по которому совершается человеческая эволюция, или отрицается. Признающие перевоплощение видят в небесном мире не только жатву добрых семян, посеянных во время физической жизни, но и ту область, в которой весь добрый опыт и все хорошие стремления и усилия человека превращаются в умственные и нравственные качества, образующие в своей совокупности характер человека, с которым он снова появляется в физический мир. Таким образом, значение неба в круговороте эволюции чрезвычайно важно. Воззрения людей, которые отрицают перевоплощение, недостаточно ясны для их подробного изложения, но все – за исключением немногих, которые считают небесное состояние неизменным, – признают рост и прогресс бесчисленных миров, рассеянных в Пространстве. Все религии сходятся в светлой уверенности, что человек – Бессмертное Духовное Существо и что назначение его – любить, познавать и помогать на протяжении бесчисленных веков.

    Из индусских Священных Писаний[101]

    Воистину теперь существует три мира: мир людей, мир отцов и мир Лучезарных.

    (Брихадараньякаупанишада, I, V, 16)

    В трех мирах, о Партха, нет ничего, что Мне подлежало бы совершить или что Мною не было бы достигнуто.

    (Бхагавадгита, III, 22)

    О сын Притхиви, ни здесь, ни в будущем мире нет для него уничтожения; никогда не вступает праведник на путь скорби, возлюбленный сын мой! Достигнувший миров праведных и оставаясь в них бесчисленные года, отпавший от Йоги рождается вновь в чистом и благословенном семействе.

    (Бхагавадгита, VI, 40, 41)

    Знающие три Веды, пьющие Сому, очищенные от греха, поклоняющиеся Мне жертвоприношениями, в молитвах просящие у Меня Путь к небесам, по достижении святой обители Лучезарных, они вкушают от их божественных пиров. Насладившись обширным небесным миром, изжив свою святость, они возвращаются в этот мир смерти.

    (Там же, IX, 20,21)

    Если душа главным образом утверждается в добродетели, а в порок впадает в малой степени, она достигает блаженства на небе, облеченная в эти самые элементы. Но если она главным образом держится за порок, а в добродетели упражняется в слабой степени, то покинутая элементами, она повергается в муки Ямы.[102]

    (Ману-смрити, XII, 20, 21)

    Примечание. В Пуранах и в Махабхарате мы находим длинные описания небес и адов.

    Из Священных Писаний парсов

    Мы приносим жертву светлым небесам; мы приносим жертву светлой, всесчастливой, блаженной обители Пресвятых.

    (Сорозах II, Асман, 27)

    Гаро-Нмана для святых душ, и никто из злых не может вступить в Гаро-Нмана и на его светлые, широкие, святые пути; никто из них не может идти к Ахура-Мазде.

    (Ардибегист Яшт, 1, 4)

    Я низведу Благий Дух из сияющего Гаро-Нмана; Я заставлю злого Духа подняться из пустынного ада.

    (Замъяд Яшт, VII, 44)

    Когда отходит один из верных, то на третью ночь он чувствует благоухающее дуновение и ему кажется, что его собственная совесть встречает его в этом дуновении, в образе прекрасной, светлой, сильной девы с белыми руками, прекрасной, как самое прекрасное, что есть в мире. И душа верного вопрошает ее, говоря: «Кто ты, прекраснейшая из дев, которых я когда-либо видел?» Она же, будучи его собственной совестью, отвечает ему: «О ты, юноша добрых мыслей, добрых слов, добрых деяний и доброй веры, я есмь твоя собственная совесть»… Первый шаг, который душа верного сделала, привел его в Рай Доброй Мысли; второй шаг привел его в Рай Доброго Слова; третий шаг привел его в Рай Доброго Дела; четвертый шаг привел его к Бесконечному Свету.

    (Яшт, XXII, 9-15)

    Душу дурного человека встречает страшная и отвратительная старуха, созданная его дурной жизнью, и приводит его к аду дурной мысли, слова и дела, а затем к беспросветной Тьме.

    Душа человека, вкусившего радость совершенной радости, переходит через известный Мост, могущественный мост Чинват, хорошо охраняемый и хранимый добродетелью.

    (Виштасп, VI, 42)

    Примечание. «Дабистан» посвящает 30 глав загробной жизни праведника и грешника. В конце концов грешник очищается, а после очищения более не бывает ни демонов, ни наказаний, ни ада.

    Из буддийских Священных Писаний

    Он Сам все постигает и как бы видит лицом к лицу эту вселенную, мир нижний со всеми его духами и миры высшие.

    (Тевиджа сутта)

    Ученик преодолеет землю, и мир смерти, и мир Лучезарных.

    (Дхаммапада, IV, 45)

    По растворению тела после смерти злой возрождается в несчастном состоянии страдания или скорби; праведник рождается в счастливом состоянии на небесах.

    (Маганаринибхана сутта, I, 23, 24)

    Те, кто с сердцем, исполненным веры, странствуют на этом пути, снова родятся после смерти, когда тело растворится, в счастливых сферах неба.

    (Там же, V, 22)

    Человек, знающий свои прежние обители, видящий и небо и ад и достигший уничтожения рождений, его называю я Брахманом.

    (Вазеттха сутта, 54)

    Из еврейских Священных Писаний

    Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

    (Псалтирь 15:10-11)

    Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.

    (Там же, 138:8)

    А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире.

    (Премудрость Соломона 3:1-3)

    А праведники живут во веки; награда их – в Господе и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа.

    (Там же, 5:15-16)

    Из христианских Священных Писаний

    И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

    (От Матфея 25:46)

    Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.

    (От Иоанна 5:28-29)

    Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

    (1 Коринфянам 2:9)

    Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, чтo он делал, живя в теле, доброе или худое.

    (2 Коринфянам 5:10)

    Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне тела ли – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба… что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

    (Там же, 12:2,4)

    И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

    (Филиппийцам 2:11)

    И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.

    (2 Тимофею 4:18)

    Посему для народа Божия еще остается субботство.

    (Евреям 4:9)

    Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будут палить их солнце и никакой зной; ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.

    (Откровение 7:14-17)

    Из Священных Писаний ислама

    Неверующие влекут вас в огонь, но Бог призывает вас к блаженству и к прощению, если Он того пожелает; Он наставляет людей правилам своим, чтобы они размышляли о них.

    (Коран, 2:221)

    И на этом и на том свете неверные понесут от Меня жестокие кары. Они не найдут нигде помощи. Верующие и творящие добро получат награду от Бога, ибо Он не любит неправедных.

    (Там же, 3:49-50)

    Повинующиеся Богу и пророку, несмотря на все удары судьбы, творящие добро и боящиеся Господа получат великую награду. Тот, кто приобретает неверие ценой веры, не может причинить Богу ни малейшего ущерба. Тяжкое наказание ждет его.

    (Коран, 3:166,171)

    Они пребудут там до тех пор, пока только будут стоять небеса и земля, или пока Господь не придет к другому решению. Как пожелает Господь твой, так и совершится. Счастливые люди будут находиться в раю; они пребудут там до тех пор, пока будут стоять небеса и земля, если только Господь твой не пожелает прибавить какое-нибудь новое благодеяние, которое бы не прекратилось во веки веков.

    (Там же, 11:109-110)

    Сады Едема для людей добродетельных! Они вступят туда, они украсятся там золотыми браслетами и жемчугом; они облекутся там в одежды шелковые. Они скажут: хвала Господу, Который удалил от нас печаль. Господь наш обладает терпением и признательностью. Действием милости Своей Он открыл нам пристанище в жилище вечном, где усталость не постигнет нас и бессилие не захватит нас. Тем же, которые не уверовали – огнь геены. И не будут повеления, в силу которого им было бы разрешено умереть и были бы закончены их мучения, а наказание адское не будет смягчено.

    (Коран, 35:30-33)

    В тот день ни с одной душой не будет поступлено несправедливо: и возмездие им будет назначено сообразно деяниям их.

    (Там же, 36:54)

    И всякая душа заплатит за деяния свои. Ведь Господь лучше знает, что творят люди.

    (Там же, 39:70)

    Верные не умирают; может быть, они переносятся из мира тленного в мир вечных существований.

    (Изречение Магомета)

    Разум сказал: «Думаете ли вы, что эта женщина бросит своего собственного ребенка в огонь?» Мы ответили: «Нет». Тогда Господь Магомет сказал: «Воистину Бог более милосерд к Своим творениям, чем эта женщина к своему собственному дитяти».

    (Изречение Магомета)







    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх