|
||||
|
Введение В вопросах сознания и его носителей, человека и оболочек, в которые он облачается, царит такая путаница, что представляется целесообразным просто и ясно изложить перед теми, кто изучает Теософию, те факты, которые нам самим известны. Мы уже достигли в своем обучении той стадии, когда многое из того, что раньше представлялось туманным, теперь прояснилось; многое из того, что раньше было смутным, представляется теперь вполне определенным, и многое из того, что ранее было воспринято как гипотеза, теперь становится очевидным. Поэтому для нас не составит труда изложить все известные факты в определенной последовательности (те факты, в которых прилежный ученик может убеждаться самостоятельно, наблюдая их всякий раз по мере роста своих способностей), говоря о них столь же уверенно, как мог бы говорить, например, физик, излагающий суть уже исследованных и описанных явлений. Но так же, как и физику, метафизику тоже свойственно заблуждаться: по мере того, как наши знания расширяются, старые факты предстают перед нами в новом свете; их взаимосвязь становится все более понятной, и сам их смысл из-за этого меняется. Обычно это происходит оттого, что новые знания убеждают нас в том, что факты, ранее представлявшиеся нам всеобъемлющими, на деле оказываются всего лишь частным случаем. Излагаемые здесь взгляды не опираются ни на какой авторитет; это всего лишь стремление одного ученика объяснить другому ученику то, что было им преподано, но, очевидно, не всеми воспринято правильно; а также поделиться результатами наблюдений, сделанных тем же учеником в меру своих ограниченных способностей. В самом начале предпринятого нами исследования необходимо побудить западного читателя изменить привычное ему мнение о себе самом, дабы он не смешивал собственно человека с теми телами, в которых он пребывает. Мы слишком привыкни отождествлять себя с теми внешними оболочками, в которых мы заключены; слишком склонны отождествлять себя со своими телами. Но для того, чтобы правильно понять изложенную здесь концепцию, необходимо отказаться от этих взглядов и перестать отождествлять себя с оболочками, в которые мы входим лишь на время и затем вновь оставляем, когда приходит время, чтобы сменить их на новые. Отождествлять себя с этими преходящими телами столь же нелепо и глупо, как, например, отождествлять себя со своей одеждой; мы не зависим от тел — их ценность для нас пропорциональна их полезности. Причиной этого повсеместно распространенного заблуждения, согласно которому наше сознание (являющееся нашим истинным Я) тождественно тем носителям, в которых оно в данный момент функционирует, может быть разве что тот факт, что в состоянии бодрствования, и отчасти также и в состоянии сна, сознание живет и действует в теле, и человеку непосвященному сложно вообразить его вне тела; однако интеллектуальным путем вполне возможно постичь истинное положение вещей, и мы можем научиться считать наше истинное Я хозяином используемых им оболочек; со временем наш опыт окончательно убедит нас в том, что это очевидный факт; мы научимся отделять свое истинное Я от его тел, выходить за пределы своих носителей и убедимся в том, что вне этих носителей горизонты нашего сознания несоизмеримо более широки и что оно никоим образом не зависит от своих оболочек; после достижения этой стадии дальнейшее отождествление нашего истинного Я с нашим телом станет уже невозможным и мы никогда уже более не впадем в заблуждение относительно того, можем ли мы быть идентичны своим носителям. Интеллектуальное осознание истины доступно каждому из нас, и каждый из нас в состоянии научиться чувствовать разницу между истинным Я — человеком — и его телами; научиться этому — уже означает избавиться от иллюзии, которая опутывает большинство людей; и, следовательно, приобрести принципиально новое отношение к жизни и ко всему миру, то отношение, которое возвысит нас над "переменами и случайностями смертной жизни" (над мелочными проблемами, довлеющими над воплощенным сознанием), вознесет в сферы более безмятежные, где мы сможем постичь истинное соотношение между вечно изменяющимся и относительно неизменным, сможем ощутить разницу между человеком, барахтающимся в волнах, которые бьют, швыряют и топят его, и человеком, стоящим на вершине скалы, о подножие которой разбиваются эти волны, бессильные причинить ему какой-либо вред. Под человеком я подразумеваю живое, сознательное, мыслящее Я — индивидуальность; телами же называю те различные оболочки, в которых это истинное Я заключено и через посредство каждой из которых оно имеет возможность функционировать на определенном плане вселенной. Подобно тому как человек для перемещения в пространстве может использовать: повозку — при перемещении по земле, летательный аппарат — при передвижении по воздуху или лодку — для путешествия по воде, но все равно остается при этом самим собой, так и истинное Я, подлинный человек, остается само собой, в каком бы теле оно не функционировало; и подобно тому, как повозка, летательный аппарат или лодка создаются из различных строительных материалов и имеют различные конструкции, максимально приспособленные к стихии своего передвижения, так и каждое тело приспособлено к тем условиям, в которых ему предназначено действовать. Одни тела — тоньше, другие — плотнее; одни живут дольше, другие — меньше; одни обладают большими способностями, чем другие; но у всех у них одно общее свойство — их жизнь скоротечна в сравнении с жизнью человека, все они — его слуги, его орудия, изнашивающиеся и вновь восстанавливающиеся в соответствии со своей природой, приспосабливаясь к разнообразным потребностям человека и его растущим способностям. Мы рассмотрим их поочередно — одно за другим, начиная с самого низшего, а затем расскажем и о самом человеке — о том, кто действует через посредство всех этих тел. Физическое тело Термином физическое тело обозначаются два низших принципа человека, именуемые в нашей старой терминологии Стхула Шарира и Линга Шарира. Оба они действуют на физическом плане, состоят из физической материи, формируются на время одной физической жизни, оставляются человеком в момент смерти и распадаются оба на элементы физического плана, в то время как человек переходит далее на астральный план. Еще одна причина классифицирования этих двух принципов как физического тела или физического носителя заключается в том, что во все время пребывания в физическом мире, или плане, как мы привыкли говорить, мы используем либо одну, либо другую, либо обе эти физические оболочки вместе; по своему строению они принадлежат к физическому плану и не в состоянии выйти за его пределы; действующее в них сознание также сковано физическими ограничениями и подчинено обычным законам пространства и времени. Хотя эти оболочки и могут частично отделяться друг от друга, в течение земной жизни они практически никогда не разделяются; более того, их разделение нежелательно и является признаком болезни, разбалансированного состояния. Согласно своему составу они классифицируются как плотное тело и эфирный двойник; последний является точной копией видимого тела — частица к частице — и служит в качестве проводника для всех электрических и жизненных потоков, от которых зависит жизнедеятельность тела. Эфирный двойник до сих пор обозначался термином Линга Шарира, однако в силу некоторых причин желательно отказаться от дальнейшего использования данного термина. Термин Линга Шарира с незапамятных времен использовался в индуистских книгах в ином значении, и вследствие этого произвольное и зачастую неправильное толкование данного термина создало большую путаницу в умах как западных, так и восточных читателей, изучающих специальную литературу Востока. Одна только эта причина, не говоря уже обо всех остальных, является достаточным основанием для того, чтобы отказаться от неправомерного использования этого термина, Кроме того, обозначение структурных составляющих человека английскими терминами желательно еще и потому, что позволяет удалить из нашей литературы для начинающих тот камень преткновения, о который так часто спотыкаются все новички, — санскритскую терминологию. Тем более, что термин эфирный двойник очень точно передает характер и состав этой более тонкой части физического тела, что делает его значимым и удобным для запоминания (каким, собственно, и должно быть каждое специальное обозначение); "эфирный" — потому что состоит он из эфира, а "двойник" — потому что являет собой точный дубликат плотного тела, его тень, если можно так выразиться. Физическая материя может пребывать в семи отличных друг от друга состояниях, и в каждом из них она имеет огромное множество различных вариаций, хотя всем им и свойственны некоторые объединяющие их признаки. Вот эти состояния: твердое, жидкое, газообразное и эфирное, причем последнее, в свою очередь, делится на четыре различных состояния, столь же отличных друг от друга, как, например, жидкости отличаются от твердых и газообразных веществ. Таковы эти семь состояний физической материи, любая часть которой способна переходить в любое из этих состояний, хотя при нормальной температуре и нормальном давлении (как мы их сами условно определили) каждое вещество пребывает в том или ином определенном и относительно устойчивом состоянии. Так, например, золото обычно твердое, вода — жидкая, а тот же хлор, как правило, газообразный. Физическое же тело человека состоит из материи во всех семи ее состояниях: в состав плотного тела входят твердые вещества, жидкости и газы; эфирный двойник состоит из всех четырех разновидностей эфира, обозначаемых соответственно как эфир I, эфир II, эфир III и эфир IV. Излагая людям высшие теософские истины, мы часто слышим в ответ жалобы на то, что они выглядят слишком туманно, а также — вопросы: "С чего следует начать? Если мы хотим изучать их для себя самих и желаем доказать себе истинность этих утверждений, то что нам для этого следует сделать прежде всего? Какими должны быть наши первые шаги? Что представляет собой азбука того языка, на котором столь непринужденно общаются философы? Что следует делать нам, обычным мужчинам и женщинам, чтобы понять эти учения и самим убедиться в их правильности, а не принимать просто на веру слова тех, кто говорит: "Мы знаем"?" Ниже на страницах этой книги я постараюсь ответить на все вопросы, чтобы те, кто действительно серьезно настроен, смогли бы узнать, какие практические шаги им следует предпринять прежде всего. Всегда считалось и считается, что эти шаги должны охватывать и интеллектуальный, и моральный, и духовный аспекты жизни. Если человек будет совершенствовать только свое физическое тело, то что бы он ни делал, он никогда не станет ни пророком, ни святым; но поскольку это тело является орудием, которое мы используем, необходимо тренировать определенным образом и его тоже, чтобы иметь возможность следовать по Пути. Занимаясь исключительно своим физическим телом, мы никогда не достигнем тех высот, к которым стремимся; но если мы не будем обращать на него совершенно никакого внимания, то они также навсегда останутся для нас недостижимыми. Тела, в которых пребывает человек, являются его орудиями, и первое, что мы должны осознать, это то, что тело существует для нас, но не мы для тела; тело — это орудие, которое должно нам служить, но мы не принадлежим ему и не должны становиться его слугами. Тело — это инструмент, который можно совершенствовать, исправлять, закалять и формировать таким образом, чтобы приспособить его как можно лучше к служению человеку на физическом уровне в качестве средства достижения его высших целей. Все, что способствует этому, следует поощрять и развивать; всего, что препятствует этому, следует избегать. И не имеет значения, каковы желания самого тела и какие привычки оно успело приобрести в прошлом; это наше тело, оно должно нам служить, должно исполнять наши желания; но в тот момент, когда оно приобретает власть над нами и требует, чтобы не оно служило человеку, но совсем наоборот, в этот момент вся цель нашей жизни переворачивается с ног на голову, и какой-либо прогресс становится совершенно невозможным. Именно с осознания этого и должен начинать каждый действительно заинтересованный человек. Сама природа физического тела предрасположена к тому, чтобы оно было всего лишь слугой, орудием. Оно обладает определенными качествами, способствующими тому, чтобы его тренировать и формировать без особых усилий. И одним из этих качеств является приобретение привычек: если приучить тело к определенному роду деятельности, то в дальнейшем оно будет уже с готовностью и без всякого сопротивления продолжать заниматься этой деятельностью и будет столь же счастливо, как и раньше, даже если прежде оно занималось чем-то совершенно противоположным. Если позволить телу усвоить какие-либо дурные привычки, то при попытке отказаться от них мы столкнемся с его весьма активным сопротивлением; но если все же вынудить тело отказаться от этих привычек, поборов его сопротивление, если все же заставить его делать то, что хочет человек, то вскоре оно вполне примирится с навязанным ему новым образом жизни и будет следовать ему с таким же удовольствием, с каким оно следовало прежним привычкам, от которых человек счел целесообразным отказаться. Рассмотрим сперва наше плотное тело, которое мы можем с достаточной степенью точности назвать видимой частью физического тела, хотя его газообразная часть все же не видна невооруженному физическому глазу. Это внешняя оболочка человека, его низшее проявление, его самое ограниченное и несовершенное выражение самого себя. Плотное тело На вопросе о строении этого тела нам придется задержаться довольно долго, чтобы понять, каким образом мы можем очищать это тело и тренировать его; мы должны рассмотреть как те его действия, которые зависят от нашей воли, так и те, которые не зависят от нее. Оба эти вида деятельности возможны благодаря нервным системам, но нервным системам различного типа. Один тип нервной системы обеспечивает деятельность тела по поддержанию своей собственной жизнеспособности, благодаря ей сокращаются легкие, пульсирует сердце, действует пищеварительная система. Эта нервная система состоит из непроизвольно действующих нервов и называется обычно симпатической нервной системой. На одном из этапов продолжительной физической эволюции, в ходе которой формировались наши тела, эта система контролировалась обладающим ею животным, но постепенно она научилась работать автоматически, вышла из-под контроля воли и, приобретя таким образом квазинезависимость, поддерживает нормальную жизнедеятельность тела. Пока тело здорово, человек не замечает этой деятельности; он начинает замечать, что дышит, только когда его дыхание затрудняется или прерывается; он начинает замечать, что его сердце бьется, только когда ритм его биения учащается либо начинает давать сбои; но когда у него все в норме, эти процессы протекают практически незаметно. Однако симпатическую систему все же возможно вернуть под контроль воли, благодаря долгим и болезненным упражнениям, и одна из групп индийских йогов — их называют хатха-йоги — достигла в этом направлении значительных высот. Целью этой практики является стимулирование низших психических способностей. Развить их в себе можно путем воздействия непосредственно на физическое тело, без сопутствующего духовного, морального или интеллектуального роста. Хатха-йог устанавливает контроль за своим дыханием (некоторые могут даже добиваться практически полной его остановки на весьма длительный период), над ритмом сердцебиения, ускоряя или замедляя таким образом скорость кровообращения; благодаря всем этим операциям они могут вводить свое физическое тело в транс и высвобождать таким способом астральное тело. Этому методу не стоит подражать, однако пример этот выглядит весьма поучительным для западных народов, склонных приписывать телу доминирующую роль, так как демонстрирует, насколько значительную власть может обрести человек над этими, как правило, автоматически протекающими физическими процессами, и позволяет увидеть, что тысячи людей, добровольно подвергающих себя этим долговременным и до крайности болезненным упражнениям с целью высвободиться из темницы физического тела, действительно могут продолжать жить в то время, как жизнедеятельность их тел прекращается. По крайней мере, эти люди искренни в своем усердии и больше не являются рабами своих чувств. Следуя далее, мы переходим к произвольно действующей нервной системе гораздо более важной для нашего разума. Это сложнейшая система, служащая орудием нашего мышления, благодаря ей мы чувствуем и перемещаемся на физическом уровне. Она состоит из спинно-мозгового столба, включающего в себя спинной и головной мозг (от этого столба во все участки тела отходят нервные окончания); сенсорных и двигательных нервов (нервы, благодаря которым мы чувствуем, направлены от периферии к центральной оси столба; нервы, благодаря которым мы двигаемся, направлены от центральной оси столба к периферии). Нервные окончания присутствуют практически во всех частях тела; следуя по направлению к спинному мозгу, они образуют нервные узлы, составляющие внешнюю фиброзную (fibrous) структуру спинного мозга; следуя дальше вверх, они вновь разветвляются в головном мозге, распределяясь особым образом в его полушариях. Головной мозг является, таким образом, центром всех наших чувств и всех целенаправленных движений, контролируемых волей. Через эту систему человек проявляет свою волю и свое сознание, и центром ее может быть назван головной мозг. Человек не в состоянии сделать на физическом плане ничего, иначе как при помощи мозга и нервной системы; если они выйдут из строя, то человек проявлять себя осознанно уже не сможет. Именно на этом факте основывается утверждение материалистов о взаимозависимости мышления и деятельности мозга; если рассматривать только физический уровень, как это и делают материалисты, то это действительно так; и для того, чтобы доказать, что мышление не является результатом нервной деятельности, необходимо привлечь силы с другого уровня — астрального плана. Если мозг поврежден наркотическими веществами, болезнью или механической травмой, то мышление человека, которому принадлежит этот мозг, уже не может находить должного выражения на физическом уровне. Материалисты поэтому указывают также на то, что некоторые физические болезни влияют также и на мышление. Существует такая редкая болезнь — афазия, поражающая участок мозговой ткани возле уха, что приводит к потери памяти на слова: если вы зададите человеку, страдающему этой болезнью, какой-либо вопрос, он вам не ответит; если вы спросите, как его зовут, он также промолчит; но если вы назовете ему его имя, он узнает его; если вы сделаете в его присутствии какое-либо заявление, он сможет выразить свое согласие или несогласие с ним; он продолжает думать, но не может говорить. Похоже, что та часть его мозга, которая оказалась повреждена, была связана с его физической памятью на слова, и потому в связи с болезнью человек утратил эту память и превратился в немого, но сохранил способность мыслить, что проявляется в выражении им согласия или несогласия с различными предложениями и утверждениями. Разумеется, несостоятельность всех приводимых вульгарными материалистами аргументов становится очевидной, когда человек освобождается от своего несовершенного орудия: к нему вновь возвращается способность в полной мере проявлять свои силы, хотя с течением времени он снова окажется в плену физического проявления, которое уже само по себе калечит его, делая неполноценным. Однако же важность этого наблюдения для данного исследования заключается не в том, что оно подтверждает несостоятельность материалистической позиции, но в том, что оно доказывает, что проявление человека на физическом уровне уже само по себе является ограничителем его способностей, и ограничиваются они вследствие несовершенства орудий, которыми человек вынужден пользоваться на этом уровне; и что орудия эти подвержены воздействию физических же влияний; эти влияния могут нанести ущерб физическим орудиям человека, но они же могут и улучшить их — этот вывод является жизненно важным для нас, в чем мы впоследствии убедимся. Нервные системы, как и все прочие части тела, состоят из клеток — маленьких телец, имеющих определенное строение, необходимыми элементами которого являются внешние стенки и содержащиеся внутри них вещества и частицы. Клетки можно увидеть под микроскопом и убедиться, что они имеют различное строение в силу разнообразия своих функций; клетки, в свою очередь, состоят из более мелких молекул, а молекулы — из атомов, и каждый атом является мельчайшей, неделимой частицей, сохраняющей свойства соответствующего ему химического элемента. Эти химические атомы, создавая неисчислимое множество комбинаций, образуют все газы, жидкости и твердые вещества, составляющие плотное тело. Для теософа каждый такой атом — живое существо, живущее своей собственной жизнью; и каждый объект, представляющий собой определенную комбинацию этих атомов, — тоже живое существо; и хотя каждая клетка и каждый атом живут своей собственной жизнью, все эти химические атомы, молекулы и клетки образуют единое органическое целое — тело, которое служит носителем для гораздо более высокой формы сознания, чем все те, которые они могут приобрести в своих отдельных жизнях. Те частицы, из которых состоит тело, постоянно возникают и вновь разрушаются; и хотя каждое из них состоит из множества атомов, они слишком малы, чтобы можно было разглядеть их невооруженным глазом, но все же большинство из них различимо под микроскопом. Если рассмотреть под микроскопом капельку крови, то можно обнаружить в ней множество перемещающихся живых телец — белых и красных корпускул; причем, белые по своему строению и поведению напоминают обычных амеб; если человек физически болен, то в его крови можно обнаружить разного рода бациллы и болезнетворные микробы. Ученые сказали бы в этом случае, что в нашем теле живут как полезные, так и вредные микробы. Некоторые микробы причиняют телу вред, другие же, напротив, набрасываются на вредоносных пришельцев и пожирают их, а также уничтожают ослабленные клетки. Некоторые микробы поступают в организм извне и иногда приносят с собой болезнь; прочие же поддерживают тело в здоровом состоянии и восстанавливают нашу оболочку, вещество которой постоянно разрушается, отжив свой век, образуя при этом материалы, из которых создаются другие тела, — этот процесс изменения и взаимодействия происходит беспрерывно. Сейчас большинство людей мало что знает или же редко задумывается над этими фактами, однако именно в них кроется возможность усовершенствования физического тела с тем, чтобы сделать его как можно более эффективным носителем для пребывающего в нем человека. Обычный человек предоставляет своему телу самому формировать себя из поставляемых ему материалов, нимало не заботясь о природе этих материалов и руководствуясь при их выборе только собственными вкусами и желаниями, но никак не соображениями их соответствия цели построения чистого и благородного вместилища для истинного Я, для истинного человека, который живет вечно. Он не обращает никакого внимания на то, какие частички в него входят и какие выходят, он ничего не выбирает и ни от чего не отказывается, но просто пускает этот процесс на самотек, подобно беспечному строителю, который готов возводить Свой дом из всякого мусора: пучков шерсти и волос, грязи, щебня, песка, ногтей, гвоздей и прочего хлама. Поистине, отношение обычного человека к своему телу сравнимо лишь с работой нерадивого каменщика. Очищение же плотного тела происходит вследствие подбора тех частиц, которым предназначено питать его; человек должен поставлять телу через пищу только самые чистые вещества, отвергая все грубое и нечистое; он знает, что благодаря естественному обмену веществ те частицы, которые проникли в организм в то время, когда он беспечно относился к питанию тела, постепенно будут выведены из него, самое большее — через 7 лет (хотя этот процесс может быть значительно ускорен), и решает больше не допускать в тело ничего нечистого; и по мере того как в теле будет появляться все больше чистых элементов, будет возрастать и армия его защитников, уничтожающих все вредоносные частицы, проникающие в тело вопреки воле самого человека. Активная воля человека сохранить свое тело в чистоте своим магнетическим влиянием устраняет все нечистое даже вокруг его тела, тем самым препятствуя стремлению нечистых созданий проникнуть внутрь его и закрывая для них все возможные пути внедрения, которые неизбежно существуют, поскольку тело живет в атмосфере, насыщенной нечистыми частицами самого разного свойства. Когда человек решает очистить таким образом свое тело, чтобы превратить его в орудие, наиболее подходящее для деятельности своего истинного Я, он тем самым делает первый шаг по пути Йоги, — и этот шаг обязательно должен быть сделан, если не в этой, то в какой-нибудь последующей жизни, прежде чем можно будет всерьез задаться вопросом: "Каким образом я могу доказать себе истинность утверждений Теософии?" Каждое подтверждение тех фактов, которые выходят за рамки физического истолкования, неразрывно связано с полным подчинением физического тела его подлинному собственнику — человеку; необходимо убедиться в истинности этих фактов, но это невозможно, пока человек заключен в темницу собственного тела или пока это тело нечисто. Даже если человеку удастся, несмотря на нынешние неблагоприятные обстоятельства, сохранить при себе какие-то психические способности, частично развитые благодаря более правильному поведению в других жизнях, он все равно не сможет ими пользоваться, если его тело не будет чистым; их действие будет притуплено или искажено при прохождении через нечистое тело, и его результаты будут выглядеть совершенно неубедительными. Предположим, что человек сознательно решил очистить свое тело, рассчитывая на то, что в течение 7 лет оно само полностью обновит составляющий его материал, либо избрав для этого более скорый, хотя и более тяжелый путь; в любом случае ему придется тщательно подбирать материал для построения нового, чистого тела, и перед ним сам собой встанет вопрос о диете. Ему сразу же следует исключить из своего рациона всё, что может произвести в его организме загрязняющие, нечистые частички. Немедленно отказаться от алкоголя и всех содержащих алкоголь напитков, поскольку он является причиной появления в физическом теле наиболее нечистых микробов — продуктов разложения; эти микробы не только вредоносны сами по себе, но они еще и вызывают неприятие со стороны невидимых физическому глазу существ, населяющих следующий уровень, а следовательно, неприятие вызывает и все тело, в котором эти микробы обитают. Пьяницы, лишившиеся своих физических тел, уже не могут более удовлетворять свою потребность в алкоголе и потому всегда бродят около тех мест, где распиваются спиртные напитки, и около тех людей, которые употребляют спиртное, стараясь проникнуть в их тела, чтобы приобщиться таким образом к этому низменному удовольствию, рабами которого они стали. Утонченного воспитания женщины отшатнулись бы от своих бокалов с вином, умей они видеть, какие отвратительные создания при этом стремятся приобщиться к их удовольствию, и для этого стараются подобраться к ним как можно ближе. К тому же вокруг собираются и различные вредные элементалы (elementals) — мысли пьяниц, принявшие форму элементалов; и грубые частицы — остатки разрушившихся тел пьяниц и развращенных людей; они проникают в тело из окружающей атмосферы, огрубляя и ослабляя его. Посмотрев на людей, систематически употребляющих алкоголь или же связанных с производством или распродажей спирта, вина, пива и других нечистых напитков, мы можем воочию убедиться, насколько физически грубы их тела. Пивовар, владелец распивочной, не говоря уже о людях всех слоев общества, злоупотребляющих алкоголем, — наглядный пример того, во что медленно, но верно превращает свое тело каждый, кто позволяет этим частицам проникать в него; и чем больше этих частиц будет поглощено, тем более грубым станет тело. Так же обстоит дело и со многими другими продуктами: мясом млекопитающих, птиц, рептилий, рыбой и со всеми ракообразными и моллюсками, питающимися падалью. Как могут быть чистыми, чувствительными, полностью сбалансированными и здоровыми тела, состоящие из подобных материалов?! А ведь для освоения всех высших видов деятельности человеку необходимо тело сильное и чистое, как закаленная сталь. Разве нужны еще какие-нибудь примеры помимо тех, что являют собой тела, пребывающие в подобном окружении? Посмотрите на мясника или на забойщика скота и скажите, разве могут их тела служить проводниками возвышенных мыслей и высоких духовных материй! А ведь они являются продуктом действия тех сил, которые неотвратимо преследуют каждое тело, приученное к нечистой пище, которую эти люди сами же и производят. Конечно, никакой уход за своим физическим телом не прибавит человеку духовности, но с другой стороны — для чего человеку препятствовать развитию собственной духовности, оставляя нечистым свое тело? Для чего ему ограничивать, искажать, уменьшать свои способности, неважно — большие они или маленькие, заставляя их проявляться через посредство несовершенного орудия, которое он вполне мог бы усовершенствовать? Существует, однако, еще одна сложность, которую мы никак не можем обойти вниманием. Мы можем сколько угодно заботиться о своем теле, твердо решив не загрязнять его, но нам все равно придется жить среди беспечных людей, которые не имеют ни малейшего представления обо всех вышеизложенных природных факторах. В таком городе, как Лондон, да в общем-то и в любом другом городе Запада, невозможно даже пройти по улице, чтобы на каждом углу тебя не подстерегала опасность загрязнения; и чем более чистым будет тело, тем более обостренными будут его физические чувства и тем более придется страдать человеку в окружении цивилизации столь грубой и животной, каковой она сейчас является. Проходя по бедняцким или деловым кварталам, на каждом углу встречаешь пивную, и запах спиртного настигает вас повсюду; миазмы одного питейного заведения наслаиваются на зловоние другого, даже кварталы, считающиеся более респектабельными, отравлены тем же самым; а куда деваться от запаха скотобоен и мясных лавок!? Конечно же, по мере развития цивилизации можно ожидать, что условия станут более благоприятными, а все эти нечистые заведения будут собраны в одном особом квартале, где их сможет найти каждый, кто пожелает. А пока испускаемые этими заведениями частички оседают на наших телах, проникают в наши легкие из атмосферы. Но так же как здоровое тело не создает условий, в которых могли бы развиваться болезнетворные микробы, так и чистое тело не позволяет проникшим в него грязным частицам укорениться в нем. И кроме того, как мы уже говорили, за чистотой нашего тела следят целые армии живых существ — наши телохранители, в самом прямом смысле этого слова; и как только вредоносные частички проникают за ограду крепости чистого тела, эти легионы телохранителей тут же набрасываются на них и буквально разрывают пришельцев на части. Мы сами должны выбрать, иметь ли у себя в крови только таких защитников нашей собственной жизни или же допустить в нее еще и разбойников, которые нападают на все доброе, стремясь уничтожить его. Чем последовательнее мы будем заботиться о чистоте своего тела, тем надежнее мы будем ограждены от всякого вредного вмешательства извне. Выше уже говорилось об автоматизме тела, о его предрасположенности к приобретению привычек и о том, что эту его особенность можно обратить себе во благо. Если теософ скажет кому-нибудь, кто искренне стремится заниматься Йогой, чтобы достичь высших планов бытия: "Сперва ты должен очистить свое тело, а уж потом ты сможешь заняться действительно настоящей Йогой, поскольку настоящая Йога опасна для нечистого и неподготовленного тела так же, как спичка опасна для бочонка с порохом", если теософ так скажет, то в ответ он, возможно, услышит, что следование по этому пути таит в себе опасность для здоровья. Но если быть полностью справедливыми, то телу в общем-то совершенно безразлично, чем вы его питаете, лишь бы эта пища могла поддерживать его в здоровом состоянии; и какой бы вид чистой и питательной пищи вы не избрали для него, вскоре оно к ней привыкнет. В силу того, что оно действует автоматически, тело вскоре перестанет требовать того, в чем вы ему упорно отказываете; и если вы будете оставлять его потребность в грубой и нечистой пище без внимания, то вскоре оно совершенно перестанет нуждаться в ней. И подобно тому как человек, наделенный обычным вкусом, с отвращением отворачивается от протухшей курицы или несвежей говядины, хотя бы в свежем виде последние и считались "деликатесом", так же и очищенный вкус будет восставать против грубой пищи. Разумеется, если человек приучил свое тело к различным видам грубой пищи, то оно будет требовать эту грубую пищу постоянно, и человек будет стараться потакать его требованиям; но если он не будет обращать внимания на эти требования, а будет следовать своим интересам, а не прихотям тела, то очень скоро (настолько скоро, что это его наверняка удивит) он обнаружит, что его тело признало своего властелина и повинуется его железной воле; вскоре оно начнет предпочитать ту пищу, которую ему предлагают, у него разовьется пристрастие к чистой пище и отвращение к нечистой. Привычка, таким образом, может быть обращена и во вред, и во благо; тело покоряется, когда вы даете ему понять, кто его истинный хозяин и что вы не намерены позволять этому орудию — своему телу, которым пользуетесь, — влиять на ваше продвижение к намеченной цели. Истина в том, что даже не тело основной виновник наших вредных привычек, но Кама — природа желания. Взрослое тело привычно нуждается в определенных вещах, но если вы посмотрите на ребенка, то заметите, что его тело отнюдь не стремится к тем вещам, на которые взрослое тело набрасывается с вожделением; тело ребенка, если, конечно, оно не отягощено дурной физической наследственностью, не принимает ни мяса, ни вина, однако взрослые заставляют ребенка есть мясо, мать и отец позволяют ему за столом отпить немного вина из своих бокалов, да еще и внушают ему при этом, что он должен "быть настоящим мужчиной (или леди)"; и так продолжается до тех пор, пока подражательная способность ребенка и принуждение окружающих не наставят его на путь зла. Именно так и вырабатывается вкус к нечистому, а возможно, пробуждаются и прежние камические пристрастия, которые в противном случае могли бы полностью истощиться, и тело постепенно привыкает именно к той пище, которой его питают. Но несмотря на все эти приобретенные в прошлом привычки, попробуйте изменить себя, и как только вы освободитесь от тех частиц, которые стимулировали вашу потребность в нечистой пище, вы почувствуете, что пристрастия вашего тела меняются и что ему становится неприятен даже запах тех продуктов, которые ранее доставляли наслаждение. Главным препятствием на этом пути является Кама, но не само тело. Вам не хочется этого делать, но если вам удалось преодолеть себя, то вы должны продолжать делать это и впредь. Вы говорите себе: "В конце концов, это не так уж и важно. У меня нет никаких психических способностей; я не достаточно высоко развит, чтобы это могло как-нибудь на меня повлиять". Но вы и не достигнете никогда высокого уровня развития, если не будете стремиться к достижению наивысших своих способностей, если позволите природе желания влиять на ваше совершенствование. Вы говорите: "Как бы мне хотелось обладать астральным видением и путешествовать в астральном теле!" Но когда доходит до дела, вы предпочитаете "полноценный" обед. Если призом за отказ от нечистой пищи (хотя бы в течение года) назначить миллион фунтов стерлингов, то как быстро улетучатся все сложности, и сразу же найдутся возможности для поддержания работоспособности тела без помощи мяса и вина! Но если взамен вам предлагают бесценные сокровища высшей жизни, трудности сразу же становятся непреодолимыми. Если бы люди на деле стремились к тому же, к чему стремятся на словах, то перемены вокруг нас происходили бы гораздо быстрее. Но они упорно продолжают притворяться и делают это настолько виртуозно, что и сами начинают верить в свою искренность, и так проходит жизнь за жизнью без малейшего совершенствования на протяжении тысячелетий, а затем в одну из жизней они вдруг начинают удивляться, отчего это они не развиваются, в то время как другие продвигаются вперед гигантскими шагами. Искренний человек — тот, чья искренность постоянна, а не эпизодична, — сам определяет темпы своего совершенствования; ну а тот, кто предпочитает притворяться, подобен белке в колесе — и так продолжается из жизни в жизнь. И все же, как бы то ни было, фундамент для занятий Йогой закладывается именно очищением тела. Конечно же, только этим подготовительная работа не исчерпывается, но и без нее обойтись никак нельзя. На этом можно завершить разговор о плотном теле — низшем носителе сознания. Эфирный двойник Современная физика утверждает, что все происходящие в теле изменения (где бы они ни происходили: в мускулах, в клетках или нервах) сопровождаются изменением электрического заряда; очевидно, то же самое можно сказать и о химических изменениях, протекающих беспрерывно. Тщательные наблюдения, проводившиеся с использованием сверхчувствительных гальванометров, полностью это подтвердили. Но там, где имеют место электрические процессы, должен присутствовать и эфир. Таким образом, наличие электрического тока является доказательством наличия эфира, который присутствует везде и во всем; частицы физической материи не вступают друг с другом в непосредственный контакт, но создают колебания в эфире. То, что западный ученый признает вполне правдоподобной гипотезой, восточная Духовная Наука считает очевидным фактом, поскольку эфир, по сути дела, так же видим, как, например, стол или стул; только для того, чтобы его разглядеть, требуется зрение, отличное от обычного физического. Как уже было сказано, существуют четыре модификации эфира, и самая тонкая из них состоит из первичных физических атомов (не путать с так называемыми химическими атомами, которые представляют собой действительно сложные конструкции) — первичных потому, что они ставят физическую материю на грань полного исчезновения[1]. Эфирный двойник состоит из этих четырех типов эфира, сопутствующих твердым, жидким и газообразным составляющим плотного тела; эфир окружает каждую его частицу своего рода эфирной оболочкой, и, следовательно, образует тонкую копию плотной формы. Этот эфирный двойник ясно виден подготовленному глазу, он имеет серо-фиолетовый цвет: мутный или чистый, в зависимости от того, грубым или очищенным является плотное тело. Он состоит из всех четырех типов эфира, подобно тому как плотное тело состоит из твердых, жидких и газообразных веществ; но это эфирное вещество так же, как и вещество, составляющее плотное тело, может быть либо утонченным, либо грубым; заметьте, что свойства эфирного двойника изменяются вслед за свойствами плотного тела; и если ученик сознательно очищает свое плотное тело, то и его эфирный двойник тоже очищается без каких-либо дополнительных усилий с его стороны, даже если сам ученик и не думает об этом[2]. Благодаря эфирному двойнику жизненная сила — Прана — перемещается по нервам тела, что и позволяет им действовать в качестве носителей двигательной силы и обеспечивает их чувствительность к внешним воздействиям. Но ни физическая, ни эфирная нервные субстанции не являются вместилищем мыслительной и двигательной способностей, равно как и способности чувствовать, поскольку они являются действиями Эго, проявляющегося в своих внутренних телах; его проявление на физическом уровне становится возможным благодаря перемещению дыхания жизни вдоль нервных волокон и вокруг нервных клеток; поскольку, как учил нас Шри Шанкарачарья, дыхание жизни — Прана — это активная энергия истинного Я. Функцией эфирного двойника является служение в качестве физического посредника для передачи этой энергии, и вследствие этого в нашей литературе он часто называется носителем Праны. Не лишним будет отметить, что эфирный двойник особенно чувствителен к летучим соединениям алкоголя. Феномены, связанные с физическим телом Когда человек "засыпает", его Эго покидает физическое тело, давая ему возможность отдохнуть, чтобы восстановить силы для следующего трудового дня. Плотное тело и эфирный двойник оказываются, таким образом, предоставленными сами себе и тем влияниям, которые привлекают к ним их состояние и их привычки. Потоки мыслеформ из астрального мира, созвучные по своей природе тем мыслеформам, которые создавало либо сохраняло в своей повседневной жизни Эго, входят в физический и эфирный мозг и вновь выходят из него и, перемешиваясь с автоматическими повторениями колебаний, заданных Эго в состоянии бодрствования, порождают отрывочные и хаотические сновидения, с которыми знакомо большинство людей[3]. Эти отрывочные образы довольно поучительны, поскольку отражают деятельность физического тела в то время, когда оно предоставлено самому себе; оно может только воспроизводить фрагменты прошлых вибраций, не придавая им какой-либо упорядоченности или согласованности, компонуя их как придется, как бы гротескно не выглядело при этом их сочетание; оно равнодушно к любому абсурду и иррациональности и удовлетворяется той фантасмагорией цвета и форм, которым не свойственна даже та упорядоченность, которая присутствует в постоянно изменяющихся картинках калейдоскопа. Взглянув на плотный и эфирный мозг с этих позиций, можно предположить, что они скорее являются проводниками мысли, нежели ее творцами, поскольку мы видим, насколько беспорядочными бывают их творения, когда они предоставлены самим себе. Во сне мыслящее Эго оставляет эти два тела или, вернее, одно это тело, состоящее из видимой и невидимой частей; в последний раз Эго делает это в момент смерти, но в этом случае оно увлекает за собой также и эфирного двойника, отделяя его от плотной копии и прекращая таким образом доступ к последнему дыхания жизни, превращавшего его в единое органическое целое. Однако вскоре Эго освобождается и от эфирного двойника, который, как мы уже говорили, не может перейти на астральный план и остается, чтобы разрушиться, подобно своему плотному пожизненному партнеру. Иногда эфирный двойник проявляется сразу после смерти физического тела и предстает перед друзьями умершего, если его умершее тело находится неподалеку. Но, как правило, он не выказывает заметных признаков сознания и просто "проявляет" себя, ничего при этом не делая и не говоря. Увидеть его — в силу его физической природы — сравнительно легко: небольшое напряжение нервной системы — и зрение становится достаточно острым, чтобы разглядеть его. Он также повинен в частом появлении "призраков на погосте", поскольку витает временами над могилой, в которой находится его физический двойник, а по указанным выше причинам увидеть его гораздо проще, чем астральное тело. Таким образом, "даже в смерти они неразлучны" и не отдаляются друг от друга больше, чем на несколько футов. Однако подобное разделение возможно для нормального человека только после смерти, хотя существуют и такие люди, которые способны на частичное разделение своего физического тела во время земной жизни, — их называют медиумами. Это весьма опасное отклонение, поскольку оно сопряжено с нервным напряжением и нервными расстройствами, но, к счастью, встречается оно сравнительно редко. В этом случае при отделении от физического тела эфирный двойник разделяется надвое; полностью он никак не может отделиться от плотного тела, не вызвав смерти последнего, поскольку его присутствие является обязательным условием, обеспечивающим циркуляцию в теле дыхания жизни. Но даже частичное его отделение погружает тело в состояние летаргии, и его жизнедеятельность практически замирает; процесс воссоединения его разделившихся частей вызывает состояние крайнего утомления, и вплоть до восстановления его нормального единства физическое состояние медиума является очень нестабильным и чреватым опасными последствиями. По большей части феномены, происходящие в присутствии медиумов, связаны не с самим отделением эфирного двойника от тела, но с теми выбранными медиумом персонажами, которые при этом материализуются с его помощью. Я слышала, что м-р Эглинтон довел искусство этого необычного физического разделения до высшего совершенства и что многие видели, как его эфирный двойник медленно вытекает из него с левой стороны, в то время как его плотное тело заметно уменьшается в размерах. Тот же самый феномен наблюдался и с м-ром Хаском, чье тело уменьшилось настолько, что даже одежда, бывшая на нем, стала ему велика. А тело м-ра Эглинтона однажды настолько сократилось, что материализованная во время сеанса форма просто взяла его и представила всем присутствовавшим; а то, что и медиум, и материализованная форма были видны одновременно при удачно подобранном для этого освещении — уже само по себе довольно редкий случай. Уменьшение размеров медиума, похоже, связано с удалением из тела относительно плотной, "обладающей весом" материи, очевидно, являющей собой какую-то часть жидкостной составляющей этого тела. Но, насколько мне известно, никаких серьезных наблюдений в этой области пока не проводилось, и потому сложно говорить о чем-нибудь определенно. А пока с уверенностью можно утверждать только то, что это частичное отделение эфирного двойника от плотного тела сопровождается нервными расстройствами, и потому здравомыслящему человеку желательно воздержаться от подобной практики, если он вдруг, к несчастью своему, обнаружит у себя соответствующие способности. Итак, мы рассмотрели теперь обе составляющие физического тела: и плотную его часть, и эфирную, — сделав вывод, что оно являет собой оболочку Эго, благодаря которой последнее может действовать на физическом плане, и что эта оболочка может быть либо удобным для физической работы орудием, либо тюрьмой, от которой Эго может освободить только "смерть". Мы видим теперь, что нам следует иметь тело абсолютно здоровое и сильное, но в то же время — утонченное, чистое и чувствительное, и знаем, как мы можем со временем этого добиться. Оно непременно должно быть здоровым; на Востоке здоровье считается обязательным условием успешного ученичества, поскольку любое нездоровье делает тело менее совершенным орудием Эго и может искажать как те впечатления, которые передаются извне вовнутрь, так и те импульсы, которые направляются изнутри наружу. Деятельность Эго (на физическом плане) затрудняется, если его орудие поражено болезнью либо борется с ней. Здоровое и, следовательно, утонченное, чистое, чувствительное, автоматически отвергающее все дурные влияния, а так же автоматически воспринимающее все полезное — вот какое тело мы должны осознанно создавать, избирая из всех окружающих его вещей только то, что способствует достижению этой цели. И хотя мы знаем, что эта цель может быть достигнута лишь частично, мы должны стремиться к ней со всем упорством и всей душой. Даже небольшие успехи на этом поприще будут нам заметны, поскольку мы обнаружим в себе такие многогранные способности к восприятию, о которых раньше даже не догадывались. У нас обострится и слух, и зрение; мы научимся распознавать более совершенные, тонкие и насыщенные гармонии, различать более нежные, светлые и красивые оттенки. Как художник своим наметанным глазом различает оттенки цвета, недоступные рядовому взгляду, как музыкант своим чутким ухом улавливает тональности, неразличимые для обычного слуха, так и наши усовершенствованные тела смогут распознавать тонкие вибрации жизни, скрытые от неподготовленного человека. Разумеется, наряду с этим к нам придет и множество неприятных ощущений, поскольку человечество сделало мир, в котором оно живет, грубым и несовершенным; но в то же время те красоты, которые откроются нам, стократно вознаградят нас за все те трудности, с которыми нам придется столкнуться и которые мы должны преодолеть. Но добиваться этого следует не ради своих эгоистичных целей, не ради тщеславия или собственного удовольствия, но только для того, чтобы мы — люди, обладающие подобными телами, — могли с еще большим усердием посвятить себя Служению. Усовершенствованное тело может принести большую пользу делу служения прогрессу человечества, и, следовательно, оно более подходит для той работы по продвижению вперед человеческой эволюции, которой руководят наши Великие Учителя и к которой нам выпало счастье быть причастными. Хотя, изучая физическое тело, мы рассматривали вопросы, связанные исключительно с физическим уровнем, не трудно было заметить, что и эта тема — очень важна. Даже самые низшие носители сознания требуют к себе внимания, и наша забота о них будет вознаграждена сторицей. Наши города, наши страны станут чище, лучше, красивее, если это знание станет всеобщим и будет восприниматься не как очередная интеллектуальная спекуляция, но как закон нашей повседневной жизни. Примечания:1 См. статью "Occult Chemistry" в "Люцифере", ноябрь 1895. 2 Если взглянуть на низшие тела человека астральным зрением, то можно заметить, что эфирный двойник (Линга Шарира) и астральное тело (тело желаний) взаимопроникают друг в друга, и в то же время оба пронизывают плотное физическое тело. Отсюда и возникавшая в прошлом путаница, когда термины Линга Шарира и астральное тело использовались как взаимозаменяющие, хотя последний употреблялся также и для обозначения тела Камы, или тела желания. Эта терминологическая путаница создала множество проблем, так как функции тела Камы, именовавшегося астральным телом, приписывались эфирному двойнику, который тоже назывался астральным телом; вследствие этого ученик совершенно запутывался в возникавших при этом очевидных противоречиях. Тщательные наблюдения за формированием этих двух тел позволяют нам теперь совершенно определенно заявить, что эфирный двойник состоит исключительно из физических эфиров, и даже если бы его можно было отделить от ею плотного тела, он все равно не смог бы покинуть физический уровень или отдалиться от своей более плотной копии; более того, известно, что он строится по образцу, данному Владыками Кармы, и никуда не следует за своим Эго, но всегда остается со своим физическим телом, построенным по его образу и подобию. Астральное же тело (или тело Камы — тело желания) состоит исключительно из астральной материи; будучи освобожденными от физического тела, оно способно перемещаться на астральном уровне и является носителем Эго на этом плане; при реинкарнациях Эго восстанавливает его, достигнув этого уровня. Учитывая все это, во избежание путаницы, первое тело желательно именовать эфирным двойником, а второе — астральным телом. 3 См. статьи "Dreams" ("Сны") в "Люцифере", ноябрь и декабрь 1895; изданы в виде книги в 1898. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|