• Причинное тело
  • Тела разума

    Итак, мы уже изучили в некоторой степени физическое и астральное тела человека. Мы установили, что действующее на физическом уровне тело состоит из видимой и невидимой частей; мы рассмотрели различные направления его деятельности, проанализировали природу его роста и остановились на необходимости его постепенного очищения.

    Затем, мы таким же образом изучили астральное тело, проследив его рост и функции, а также рассмотрев те феномены, которые связаны с его проявлением на астральном уровне и с его очищением. Благодаря этому, мы получили некоторое представление о деятельности человека на двух из семи великих уровней нашей вселенной. Поэтому теперь мы уже можем перейти к третьему великому уровню — к миру разума; рассмотрев также и его, мы уже будем иметь представление о физическом, астральном и ментальном мирах, то есть о нашей планете и о двух окружающих ее сферах как о триединой области, в которой человек действует во время своих земных инкарнаций и пребывает в периоды, разделяющие момент "смерти", завершающий очередную земную жизнь и момент рождения, открывающий следующую.

    Эти три концентрические сферы являются одновременно и царством человека, и его школой: в них он совершенствуется, в них проходит свой путь эволюции; и за пределы их он не может проникнуть сознанием до тех пор, пока перед ним не раскроются врата Посвящения, и иного выхода из этих трех миров нет.

    Эта третья сфера, называемая мною миром разума, включает в себя (но не является тождественной ей) область, которая известна теософам под названием Девачан или Девалока — страна Богов, или, как переводят некоторые это название, — счастливая, благословенная страна. Девачан получил свое название в силу своей природы и условия, согласно которому ничто, могущее вызвать боль или огорчение, не может проникнуть в его пределы; это — тщательно охраняемая страна, в которую закрыт доступ явному злу; это — благословенное место отдыха человека, в котором он может спокойно усвоить плоды своей физической жизни.

    Во избежание неверного восприятия необходимо дать некоторые предварительные объяснения сущности мира разума. Подобно другим мирам он делится на семь подуровней, но особенность его заключается в том, что подуровни в нем разделены на две группы: в одной их три, а в другой — четыре. Три верхних подуровня условно называются арупа, то есть "не имеющие тела" (это название они получили за свою необычайную тонкость), а четыре нижних именуются рупа, то есть "имеющие тело".[7]

    Соответственно и человек, действуя на этом уровне, тоже имеет два носителя сознания, каждый из которых может быть обозначен термином тело разума. Низший из этих носителей (его мы будем рассматривать в первую очередь) вполне может единолично узурпировать это название, коль скоро лучшего для него пока еще не придумали; высший же из них обычно именуется причинным телом, впоследствии мы объясним — почему.

    Ученики наверняка знают, в чем заключается различие между Высшим и Низшим Манасом; причинное тело является телом Высшего Манаса, постоянным телом Эго (или человека), переходящим из одной жизни в другую; тело разума — это тело Низшего Манаса, оно сохраняется после смерти и переходит в Девачан, но разрушается по окончании жизни на подуровнях рупа.

    Тело Разума — носитель сознания, принадлежащий к четырем низшим подуровням мира Девачан и созданный из материи этих подуровней. Хотя оно и является носителем сознания на ментальном уровне, оно действует и в астральном, и в физическом телах, его проявления мы называем проявлениями разума (в обычном понимании этого слова) в нашем бодрствующем сознании. У недостаточно высоко развитого человека оно, конечно же, не может действовать на своем уровне в качестве самостоятельного, отдельного носителя сознания в то время, когда человек живет своей земной жизнью; и во время использования человеком своих ментальных способностей им приходится облачаться в астральную и физическую материю, чтобы донести его сознание до низших уровней.

    Тело разума является носителем Эго, Мыслителем (поскольку мыслит именно оно), но в течение земной жизни человека оно сформировано не полностью, пребывает в зачаточном состоянии и выглядит совершенно беспомощным (то же самое мы говорили и об астральном теле малоразвитого человека).

    Материя, из которой состоит тело разума, очень разряженная и тонкая. Мы уже говорили, что астральная материя намного тоньше, нежели даже материя эфирных подуровней физического мира; теперь же нам придется раздвинуть горизонты своих представлений о материи еще дальше вверх и вообразить себе субстанцию, неразличимую даже астральным зрением, не говоря уже о физическом, настолько тонкую, что ее не в состоянии ощутить даже "внутренние" чувства человека. Эта материя принадлежит пятому уровню нашей Вселенной (если считать снизу вверх); и если на предшествующем ментальному миру уровне (астральном) истинная Сущность проявляется в виде ощущений, то на ментальном уровне Она проявляется в виде разума.

    Благодаря тому, что внешняя часть тела разума выходит за пределы физического, составляя часть человеческой ауры, за ним была замечена одна особенность: оно растет, из одной инкарнации в другую становясь все больше и активнее, по мере роста и развития самого человека. До сих пор мы не встречались с подобным качеством.

    Физическое тело тоже вновь и вновь создается по мере смены инкарнаций, но при этом меняются, как правило, только национальность и пол, что же касается его размеров, то со времен Атлантической расы мы привыкли считать их меняющимся незначительно.

    В астральном теле мы наблюдаем совершенствование его организации по мере развития человека. Тело разума, однако, растет в буквальном смысле, увеличиваясь в размерах пропорционально прогрессу человека.

    Если человек развит крайне мало, то его тело разума вообще трудно различить, оно настолько слабо развито, что его и заметить-то сложно. Взглянув затем на более развитого человека — развитого пусть не духовно, но умственно, обладающего мощным и богатым интеллектом, — мы обнаружим, что его тело разума выглядит гораздо более определенно и что его организация уже может позволить ему служить в качестве носителя для определенного рода деятельности; это хорошо различимый, четко очерченный объект, созданный из чистого материала и имеющий приятный цвет; он постоянно вибрирует с высочайшей частотой, он полон жизни, энергии; он — проявление разума в мире разума.

    Что касается природы тела разума, то создано оно из тончайшей материи; что касается его функций, то оно — непосредственный носитель истинной Сущности, проявляющейся в виде интеллекта; что же касается его роста, то он продолжается из одной жизни в другую и пропорционален интеллектуальному развитию, кроме того, оно приобретает все более четкую структуру, по мере того как атрибуты и качества разума вырисовываются все более конкретно.

    Действуя совместно с астральным и физическим телами, тело разума не является однако же точной копией физического человека (подобно астральному телу). Оно имеет овальный контур, похожий по форме на яйцо, и, как можно догадаться, наслаивается на физическое и астральное тела, окружая их по мере своего развития светящейся аурой, которая становится, как я уже говорила, все больше и больше в процессе интеллектуального роста человека.

    Нет нужды говорить, что вследствие развития высших умственных способностей человека эта яйцеобразная форма превращается во все более прекрасный и величественный объект; его невозможно увидеть астральным зрением, оно доступно лишь высшему зрению, принадлежащему к миру разума.

    Подобно тому, как обычный человек, живущий в физическом мире, не в состоянии увидеть что-либо, принадлежащее к астральному миру, до тех пор, пока в нем не пробудятся астральные ощущения (хотя бы астральный мир и окружал его со всех сторон), точно так же и человек, научившийся пользоваться только физическим и астральным чувствами, не может увидеть мир разума (ни один из объектов, созданных из материи этого мира), пока в нем не проснутся ментальные ощущения, несмотря на то, что мы постоянно находимся в окружении объектов, принадлежащих этому миру.

    Эти более тонкие чувства (чувства, соответствующие миру разума) в значительной мере отличаются от тех чувств, которые нам знакомы по физическому миру. Само использование слова "чувства" здесь, по сути дела, неправомерно, поскольку речь, скорее, идет о ментальном "чувстве". Разум начинает ощущать присутствие некоторых вещей из его собственного мира, как бы непосредственно вступая в контакт с ним. Здесь не нужны никакие особые органы, чтобы видеть, слышать, осязать, обонять и определять вкус; все те колебания, которые мы воспринимаем здесь через посредство определенных органов чувств, в том мире воспринимаются во всей своей полноте непосредственно разумом, если он способен улавливать их. Тело разума ощущает их все одновременно, то есть постоянно чувствует все то, что оно вообще в состоянии ощутить.

    Довольно сложно передать словами то, каким образом это чувство воспринимает одновременно весь комплекс впечатлений, не смешивая их при этом. Однако созданию более или менее четкого представления об этом может способствовать следующий пример: когда достаточно хорошо подготовленный ученик начинает действовать в мире разума, для общения с другим таким же учеником он использует формы, цвет и звук, передавая таким образом свою мысль как непосредственную, цветную и озвученную картину, не прибегая при этом к фрагментарной ее передаче при помощи условных символов, которые мы называем словами.

    Кое-кто из читателей, возможно, уже слышал о древних книгах, написанных великими Посвященными на языке цвета — языке Богов; этот цветовой язык известен многим чела — он как раз и представляет собой "речь", используемую в мире разума (в той его части, которая связана с цветом и формой), поскольку мысль в нем сама создает колебания, передающие и форму, и цвет, и звук.

    Но это не означает, что разум при этом думает о цвете, о звуке или о форме; разум представляет себе мысль во всей ее полноте, и вызванная ею комплексная вибрация точно так же и передает эту мысль — в полном ее объеме. Подобные вибрации, передающие и цвет, и звук, и форму, наполняют мир разума постоянно; и если человек приобретает способность действовать в мире разума вне своего физического и астрального тела, он начинает ощущать себя свободным от всех ограничений, которые раньше навязывали ему его органы чувств, и начинает воспринимать все поступающие к нему вибрации как единое целое, в то время как раньше каждая из них представлялась ему обособленной, не связанной со всеми остальными.

    Но и в том случае, когда человек мыслит, будучи в "бодрствующем" сознании, то есть оставаясь связанным со своими физическим и астральным телами, производителем мыслей остается тело разума; мысль при этом переходит сперва в астральное тело, а затем и в физическое; когда мы думаем, то думает наше тело разума — носитель мысли, сознание, проявляющееся в виде нашего собственного "я". Это "я" — иллюзорно, но это единственное "я", известное большинству из нас.

    Действуя на уровне сознания нашего физического тела, мы замечаем, что человек не может знать абсолютно всего, что происходит с его физическим телом, что деятельность этого тела частично независима от человека, что он не может охватить мыслью все те процессы, которые происходят в каждой из его мельчайших частичек, и что сознание самого тела, по сути дела, не связано с его (человека) сознанием. Однако наше тело разума пребывает в сферах настолько близких к самому человеку, что создается впечатление, будто человек тождественен ему; "я думаю", "я знаю" — способны ли мы проникнуть глубже этого?

    Разум — это наша истинная Сущность, пребывающая в теле разума, и большинству из нас представляется, что разум как раз и являет собой конечную цель нашего продвижения к собственной истинной Сущности. Но истинно это представление только для сознания в состоянии бодрствования. И каждый, кто уже постиг, что сознание бодрствования, подобно ощущениям астрального тела, — это всего лишь одна из стадий пути к истинной Сущности, и кто уже научился выходить за пределы этой стадии, — знает, что и тело разума также является всего лишь одним из орудий истинного человека. Большинство же из нас, как я уже говорила, не может мысленно отделить человека от его тела разума, которое представляется им наивысшим выражением, наивысшим носителем и наивысшей сущностью, которую они в состоянии обрести или постичь. И это вполне естественно и более того — неизбежно для человека на данной стадии эволюции, поскольку в это время он как раз начинает оживлять это свое тело и деятельность его начинает приобретать для человека. все большее значение. Точно так же в прошлом он оживил свое физическое тело, сделав его носителем своего сознания, и теперь использует его как нечто само собой разумеещееся. Сейчас он развивает свое астральное тело — это касается отсталых представителей расы, и работа эта по многим пунктам все еще завершена лишь частично; в нынешней Пятой Расе человек развивает свое тело разума, и построение, совершенствование этого тела как раз и является главной задачей, которая в данное время стоит перед человечеством.

    Следовательно, нам очень важно понять, как устроено тело разума и каким образом оно развивается. Теми материалами, из которых мы строим свое тело разума, являются наши мысли; развивая свои ментальные способности, совершенствуя свои творческие возможности, свои высшие эмоции, мы в буквальном смысле строим свое тело разума; и процесс этот продолжается день за днем, месяц за месяцем и год за годом в течение многих жизней. Если же не развивать свои ментальные способности; если в сфере мышления оставаться всего лишь компилятором, но не творцом; если постоянно заимствовать мысли извне, вместо того чтобы вырабатывать их самому, изнутри; если, проходя по жизни, заполнять свой разум только чужими мыслями; и если кроме этого не знать более ничего ни о мыслях, ни о мышлении, то тело разума просто не сможет расти, и заканчивать каждую свою очередную жизнь человек будет фактически там же, где он ее и начал; жизни будут проходить одна за другой, а человек все так и будет оставаться слаборазвитым.

    И только развивая свой разум, творчески используя свои способности, совершенствуя их, постоянно используя их и напрягая, можно развить свое тело разума и продвинуться по пути истинной человеческой эволюции.

    Как только вы начнете осознавать это, вы, возможно, попытаетесь в корне изменить свое повседневное сознание; вы начнете следить за его деятельностью; и как только это произойдет, вы обнаружите, что, как уже было сказано выше, большая часть ваших мыслей отнюдь не принадлежит вам самим, а лишь является воспринятыми вами мыслями других людей; просто эти мысли неведомо каким путем и неведомо откуда попали к вам; и так же неведомо куда эти мысли потом вновь исчезают. И так же вы обнаружите, возможно, к своему большому неудовольствию и разочарованию, что на деле вы имеете не высокоразвитый, как вам казалось, разум, но всего лишь нечто вроде пропускного пункта для разного рода чужих мыслей.

    Попробуйте сделать это — и вы сами увидите, какая часть вашего сознания — ваша собственная, а какая представляет собой лишь скопление внешних заимствований.

    Попробуйте сосредоточиться на этом прямо сейчас и затем весь остаток дня старайтесь подмечать, о чем вы думаете. Такая резкая перемена, скорее всего, приведет к тому, что вы обнаружите, что думаете, оказывается, ни о чем (наиболее часто встречающийся результат), или же что мысли ваши настолько неопределенны, что на то, что вы имеете смелость называть собственным разумом, они производят не слишком заметное впечатление.

    Проделав это достаточно большое число раз (а эта операция уже сама по себе способствует развитию вашего самосознания), вы научитесь распознавать отдельные мысли, обретающиеся в вашем разуме, и сможете заметить разницу между тем, в каком состоянии находились эти мысли, когда проникли в ваш разум и когда исчезали из него, то есть — что вы успели добавить к ним, пока они оставались с вами. Вследствие этого ваш разум сможет стать действительно активным и его творческие способности будут развиваться.

    А если вы достаточно мудры, то всегда будете действовать следующим образом: прежде всего, отберите те мысли, которым вы позволите постоянно оставаться в своем разуме; далее — если вы обнаружите в своем разуме хорошую мысль — задержитесь на ней, обогатите и закрепите ее, постарайтесь еще более ее усовершенствовать и затем отошлите ее в астральный мир в качестве своего потенциального помощника; если же в вашем разуме появится какая-либо дурная мысль, то изгоните ее оттуда как можно быстрее.

    Вскоре вы обнаружите, что по мере того, как вы допускаете в свой разум все больше хороших и благотворных мыслей и отказываетесь допускать в него дурные мысли, благие мысли приходят к вам извне все более часто, в то время как дурные мысли проникают в ваш разум все реже и реже.

    Подобный эффект объясняется тем, что, все более превращаясь во вместилище благих и полезных мыслей, ваш разум, подобно магниту, все сильнее притягивает из окружающего мира подобные же мысли; и коль скоро вы отказываете в пристанище всевозможным дурным мыслям, любые попытки их проникновения ваш разум начнет пресекать уже автоматически. Тело разума приобретет свойство привлекать из окружающей атмосферы все благие мысли и отторгать все дурные.

    Таким образом, разум будет совершенствовать только благие мысли, постоянно пополняя при этом объем ментального материала, из которого будет складываться его тело, год за годом все более обогащаясь и увеличиваясь в размерах.

    Когда с течением времени человек окончательно стряхнет с себя и физическое, и астральное тела и перейдет в мир разума, он перенесет туда с собой и весь этот накопленный материал; все содержимое его сознания последует за ним в мир, к которому это сознание в действительности принадлежит, и жизнь человека в мире Девачана будет посвящена переработке этого материала в соответствующие способности и качества.

    В конце периода Девачана тело разума передает все приобретенные таким образом характеристики перманентному причинному телу с тем, чтобы они могли быть использованы в следующей инкарнации.

    Эти способности в процессе возвращения человека вновь облекаются в материю уровней рупа мира разума, формируя новое, более четко организованное и более развитое тело разума для следующего нисхождения на землю. Эти способности будут впоследствии проявляться через астральное и физическое тела как "врожденные способности" ребенка, с которыми тот появляется на свет.

    В течение всей своей нынешней жизни мы заняты сбором материалов вышеописанными способами; а в течение жизни в Девачане мы будем перерабатывать эти материалы, превращая их из отдельных мысленных усилий в мыслительные способности, в ментальные возможности и навыки ментальной деятельности. Это грандиозное изменение происходит в течение жизни в Девачане, и коль скоро мы теперь знаем, что ее продолжительность зависит от того, как мы используем возможности, предоставляемые нашей земной жизнью, мы не будем более жалеть свои силы.

    Состояние тела разума, которое мы приобретем в следующей инкарнации, зависит от того, что мы успеем сделать с нашим нынешним телом разума; отсюда и та прямая зависимость эволюции человека от того, как он использует свое тело разума в продолжении своей земной жизни, — этим человек определяет масштабы своих действий в мире Девачана, а они, в свою очередь, определяют ментальные качества, которыми он будет наделен в своей следующей земной жизни. Мы не можем отделить одну жизнь от другой, как и не можем чудесным образом создать что-либо из ничего. Карма приносит урожай в соответствии с посеянным: скудным или богатым будет урожай — зависит от того, как хорошо сеятель подготовил почву и какие подобрал семена.

    Автоматическое действие тела разума, о котором говорилось выше, можно будет яснее себе представить, рассмотрев поближе природу тех материалов, из которых оно создается.

    Вместилищем всех тех материалов, которые оно использует для себя, является Вселенский Разум, с которым это тело связано через свою наиболее внутреннюю природу. Эти материалы являются источником всевозможных вибраций, варьирующихся, в зависимости от структуры материала, по качеству и мощности.

    В теле разума, как и в физическом теле, постоянно происходит процесс замены составляющих его частиц, и потому тело разума автоматически притягивает к себе материю, которая по структуре своей соответствует материи уже имеющейся в теле; эту материю тело разума черпает из ее общего вместилища, заменяя отслужившие свой срок частички новыми, сходными с прежними по своей структуре.

    Если человек приходит к выводу, что ему присущи негативные тенденции и столь же негативные тенденции приходят к ним на смену, он создает новый комплекс вибраций, но его тело разума, успевшее приобрести привычку к вибрациям прежнего свойства, сопротивляется нововведениям, что приводит к конфликтам и страданиям. Но постепенно, по мере удаления прежних частиц и замены их другими, привлекаемыми благодаря самой их способности реагировать на эти новые вибрации, тело разума меняет свои качества, а по сути дела — изменяет и сам материал, из которого оно состоит, и становится негативно настроенным ко всему плохому и притягивающим к себе все хорошее.

    Отсюда и значительная сложность самых первых усилий, когда приходится встречать и преодолевать сопротивление прежних стереотипов разума; отсюда и всевозрастающая легкость, с которой дается нам правильное мышление по мере искоренения прежних его форм; и, наконец, отсюда — самопроизвольность и удовольствие, сопровождающие наши последующие действия.

    Еще одним способом содействия росту тела разума является практика концентрации, то есть фиксирования разума на чем-либо и прочного удерживания его на избранном объекте, чтобы разум не мог блуждать или отклоняться куда-либо в сторону.

    Мы должны приучать себя мыслить четко и последовательно и не позволять своему разуму самопроизвольно перескакивать с одного предмета на другой и растрачивать свою энергию на множество малозначащих мыслей.

    Это очень полезная практика — выстраивать мысли в последовательный ряд, в котором каждая последующая мысль проистекает естественным образом из предыдущей; она позволяет нам развить в себе те интеллектуальные качества, которые делают наше мышление последовательным и в силу этого — рациональным в своей основе; действуя таким образом (когда одна мысль сменяет другую в определенной, упорядоченной последовательности), разум превращает себя во все более эффективное орудие истинной Сущности, действующей в мире разума.

    Подобное совершенствование мыслительной способности путем концентрации и упорядоченности мышления проявляется в более четко очерченном и развитом теле разума, в его ускоренном росте, в уравновешенности и сбалансированности. Затраченные усилия сторицей вознаграждаются следующим за ними прогрессом.

    Причинное тело

    Теперь самое время перейти ко второму телу разума, которое для большей точности следует называть причинным телом. Это название дано ему потому, что именно в нем сокрыты причины, проявляющиеся на более низких уровнях как следствия. Это тело — тело Манаса, аспект формы индивидуума, истинного человека. Оно является вместилищем, хранителем (в котором навечно помещаются все собранные человеком ценности). Оно растет по мере того, как низшая природа передает ему все больше материала, достойного войти в его структуру.

    В причинное тело вплетается все то, что выдерживает испытание временем; в нем содержатся зародыши всех качеств, которые проявятся в следующей инкарнации; таким образом, проявления нижестоящей природы целиком и полностью зависят от роста и развития этого человека, "час которого никогда не пробьет".

    Причинное тело, как уже говорилось, является аспектом формы индивидуума. Имея в виду (что мы и делаем) только нынешний человеческий цикл, мы можем сказать, что человек не появится до тех пор, пока это тело не начнет действовать.

    Можно создать для пребывания человека подходящие физическую и эфирную оболочки; страсти, эмоции и аппетиты могут постепенно сформировать камическую природу астрального тела; но до тех пор, пока путь через физический и астральный уровни не будет пройден, и пока принадлежащая к миру разума материя не начнет проявляться через достаточно развитые для этого нижестоящие тела, это будет еще не сам человек.

    Когда, повинуясь велению истинной Сущности, создающей вместилище для самой себя, материя уровня разума начинает постепенно развиваться, происходит вливание, нисходящее из великого океана Атма-Буддхи, постоянно окружающего сферу человеческой эволюции. И в то же время происходит встречное движение вверх, порожденное раскрывающимися способностями разума. Вследствие их взаимного смешения и оплодотворения формируется причинное тело, индивидуум.

    Те, кто имеет способность видеть в этих сферах, говорят, что этот аспект формы истинного человека похож на состоящую из тончайшей материи пленку, вполне видимую и отмечающую начало индивидуумом своей самостоятельной жизни.

    Эта невесомая, бесцветная пленка тончайшей материи и есть то тело, которое живет в течение всей человеческой эволюции; это — нить, на которую нанизаны все наши жизни, перерождающаяся Сутратма — "душа-нить". Это — тело, впитывающее в себя все, что не противоречит Закону, все благородное и гармоничное и потому прочное. Именно оно отмечает рост человека, определяет ту стадию эволюции, на которой он сейчас находится. Каждая значительная и благородная мысль, каждая чистая и возвышенная эмоция переносится в него и становится частью его субстанции.

    Рассмотрим в качестве примера жизнь обычного человека и постараемся определить, какая ее часть сможет подняться вверх и пополнить собою причинное тело.

    Представим себе это тело как тончайшую пленку, которая должна становиться прочнее, приобретать более красивый цвет и большую жизненную активность, должна становиться более яркой и блестящей и увеличиваться в размерах по мере роста и развития человека.

    На ранних стадиях своей эволюции человек не проявляет большой умственной активности, он проявляет, скорее, собственные страсти и желания. Ему более понятны чувственные наслаждения, к ним он и стремится; к ним и старается повернуться лицом. Все выглядит так, как будто внутренняя жизнь человека выделяет небольшую часть своей тончайшей материи, вокруг которой формируется тело разума; это тело разума проникает в астральный мир, где вступает в контакт с астральным телом и соединяется с ним. Таким образом формируется мост, по которому может пройти все, что он в состоянии выдержать. Человек направляет свои мысли по этому мосту вниз — в мир ощущений, страстей, животной жизни, и там эти мысли смешиваются с животными страстями и эмоциями; вследствие этого тело разума оказывается сцепленным с астральным телом, они прилипают друг к другу и их очень сложно разделить во время смерти. Но если человек в течение своей жизни в этих низших сферах имел бескорыстные мысли, думал о служении кому-либо, кого он любил, шел на какие-то жертвы, чтобы помочь другу, то при этом он создавал нечто непреходящее, жизнеспособное, имеющее в себе природу высшего мира; и это нечто может подняться вверх к причинному телу и стать частью его субстанции, делая ее еще более прекрасной или же просто позволяя ей обрести самый первый различимый цвет; и возможно, что подобных вещей, способных выжить и служить в качестве пищи для роста истинного человека, будет накоплено за всю земную жизнь совсем немного. Поэтому рост происходит очень медленно, ведь вся остальная часть жизни не идет ему на пользу, а все нежелательные тенденции, порожденные невежеством и закрепленные привычкой, в виде зародышей проникают во внутренние сферы, где пребывают в латентном состоянии, когда их родитель и носитель — астральное тело — вновь распадается на элементы астрального мира. Эти зародыши-корпускулы проникают и в тело разума, но продолжают оставаться латентными ввиду отсутствия в мире Девачана материала, подходящего для их проявления; когда тело разума в свою очередь тоже разрушается, эти корпускулы переходят в причинное тело, где также остаются латентными, ожидая очередной возможности для своего оживления. И когда Эго, возвращающееся к новой земной жизни, достигает астрального мира, они вновь оживляются, восстанавливая все те нежелательные тенденции, которые существовали в прошлом. Поэтому причинное тело может быть названо вместилищем как добра, так и зла. Это все, что остается от человека после распада его низших носителей, но добро вплетается в его ткань и способствует его росту, в то время как зло, за некоторыми исключениями, о которых будет сказано ниже, остается в виде чужеродных корпускул.

    Однако то зло, которое человек создает за время своей жизни, подчиняя ему свои мысли, не просто покоится в причинном теле в латентном состоянии, предопределяя будущие грехи и страдания, оно также причиняет вред этому телу.

    Зло не просто не способствует росту истинного человека, но там, где оно достаточно тонко и устойчиво, оно может также увлечь за собой и некоторую часть самого индивидуума, если найдет возможность для своего проявления.

    Если человек упорствует в своих пороках и не сворачивает с пути зла, его тело разума настолько прочно переплетается с астральным, что даже после смерти оно не может полностью освободиться от всех астральных элементов, и в то же время часть самого тела разума, оторвавшись от основной массы, остается в астральном мире с астральным телом, и когда последнее разрушается, эта отделившаяся часть тела разума возвращается в свой мир в виде неорганизованной материи — для индивидуума она уже потеряна.

    Следовательно, если мы вновь вообразим себя в виде тонкой пленки, то заметим, что порочная жизнь может не только задержать наш прогресс, но и сделать эту пленку более тонкой, причинить ей ущерб. Похоже на то, что зло влияет и на саму ее способность расти, стерилизует и атрофирует ее в некоторой степени. Но обычно дальше этого вред, наносимый причинному телу, не заходит.

    Но если Эго приобретает и сильный интеллект и могучую волю, но при этом не совершенствуется ни в любви, ни в бескорыстии, если оно замыкается вокруг собственного "я" и не расширяет круг своих интересов, несмотря на наличие роста в других направлениях, выстраивая вокруг себя стену эгоизма и используя свои растущие способности все для того же "я", вместо того, чтобы использовать их на благо всех, — в этих случаях возникает возможность возникновения упоминаемого во многих мировых писаниях опасного, глубоко укоренившегося зла, когда Эго намеренно восстает против Закона, сознательно противодействует эволюции.

    В этом случае причинное тело подвергается воздействию вибраций интеллекта и воли на ментальном уровне, но, в силу того, что они направлены на эгоистичные цели, тело приобретает темную окраску и теряет обычно присущую ему ослепительную яркость. Такой ущерб причинному телу не в силах нанести ни слаборазвитое эго, ни обычные страсти, ни умственные просчеты; подобные дефекты может создать только высокоразвитое Эго, обладающее сильной энергией уровня Манаса.

    Следовательно, использование в эгоистичных целях амбиций, гордости и способностей интеллекта намного опаснее и намного разрушительнее по своим последствиям, нежели ошибки низшей природы, которые, к тому же, более очевидны. Поэтому-то "фарисеи" часто оказываются дальше от "царства Божия", чем "грешники и мытари".

    Следуя этим путем, развивается и "черная магия": человек, укротивший свои страсти и желания, развивает волю и высшие способности своего разума, но не для того, чтобы с радостью обратить их на благо всеобщей эволюции, а для того лишь, чтобы заполучить как можно больше самому, чтобы накапливать, но не делиться. Такие люди стараются утвердить свою обособленность в противовес единству; стараются не ускорить, а задержать эволюцию. Поэтому их вибрации создают лишь дисгармонию и сопряжены с риском разрушения Эго, что будет означать для него потерю всех уже накопленных плодов эволюции.

    Каждый из нас, кто уже смог в какой-то степени понять назначение этого причинного тела, может сделать его эволюцию сознательной целью своей жизни. Мы должны стараться сделать свои мысли бескорыстными, это и будет способствовать его росту и активизации. Жизнь за жизнью, век за веком, тысячелетие за тысячелетием продолжается эта эволюция индивидуума, и, помогая ей своими сознательными усилиями, мы действуем в гармонии с божественной волей и выполняем свое истинное предназначение. Ничто хорошее, ставшее однажды частью причинного тела, не исчезает бесследно и не разрушается, поскольку оно есть сам человек, живущий вечно.

    Таким образом, мы видим, что по закону эволюции любое зло, каким бы прочным оно поначалу ни казалось, всегда несет в себе зародыш своего собственного разрушения, и, напротив, все хорошее содержит в себе ростки бессмертия. Секрет этого заключается в том, что всякое зло создает дисгармонию, противопоставляет себя Космическому Закону; и, следовательно, рано или поздно Закон разрушит его, разобьет на мелкие кусочки, обратит в пыль.

    И с другой стороны, все хорошее, все, что находится в согласии с законом, будет подхвачено им и устремится вперед; оно станет частью потока эволюции, чью "правильность не нам дано определять", и потому никогда не исчезнет и не разрушится. В этом кроется не просто надежда для человека, но уверенность в его окончательном триумфе. И каким бы медленным ни был рост, он все равно имеет место; и как бы ни был долог путь, когда-нибудь он завершится.

    Наша индивидуальность (а она и есть наша истинная Сущность) развивается и не может быть уничтожена полностью; и хотя наши ошибки могут замедлить этот рост, мы же сами можем и ускорить его. И каким бы ни был скромным этот наш вклад в его ускорение, он останется с нами навсегда и на все последующие века будет нашим достоянием.


    Примечания:



    7

    Чаще это переводится как не имеющий или имеющий форму. — ред.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх