Эпилог

Прошло три месяца с тех пор, как мы кремировали тело Джона Лейка и развеяли пепел в лесу невдалеке от дома, где прошло наше детство. Мне было очень трудно принять смерть Джона. Он назвал это «эволюходом» — добровольной смертью ради будущего. Я же поначалу, до наших долгих разговоров с Недой, называл это банальным самоубийством. Я говорил, что это бегство от реальности и трусость, недостойная Макро-философа. Однако время шло, Неде понемногу удалось изменить мои микро-воззрения, и сегодня я вижу действия Джона совершенно в другом свете.

Наверное, самым важным фактором, в конце концов изменившим мою точку зрения, был разговор с Джоном за несколько дней до того, как он нас покинул. Джон не включил его в свой дневник, о чем я очень сожалею, потому что в нем как раз отражен подход Макро-общества к вопросам жизни и смерти.

Мы с Недой восстановили этот разговор почти слово в слово. Если мне не изменяет память, начался он с того, что я упомянул о самоубийстве одного из студентов нашего факультета. Я сказал, что самоубийство — это бегство, а Джон ответил:

— Ты осуждаешь сознательное самоубийство, Карл, которое вовсе не обязательно может быть попыткой отказаться от ответственности за свою жизнь. Ты забываешь о том, что все микро-существование — это бессознательное самоубийство. Твоя жизнь может закончиться мгновенно из-за несчастного случая. Но жизнь может быть и медленным процессом микро-старения, то есть постепенного упадка и разложения тела. Такое саморазрушение — естественный результат твоего отказа принять на себя ответственность за свои действия и последствия избранного тобой образа жизни..

— Хорошо, — сказал я. — Не буду спорить с твоей теорией бессознательного самоубийства, но студент, о котором мы говорим, совершил самоубийство сознательное: он оставил предсмертную записку, в которой извиняется перед родителями. Я считаю это трусостью.

Джон широко улыбнулся и сказал:

— По мнению французского социолога Эмиля Дюркгей-ма, которого мы с тобой изучали в университете, существует два типа самоубийств — анемическое и альтруистическое. Анемическое самоубийство совершается как попытка бегства от столь невыносимой жизни, что человек просто чувствует себя не в состоянии с ней справиться. Я это называю сознательным микро-самоубийством. Оно никогда не приносит душе удовлетворения, потому что, когда человек оказывается в своем астральном теле, его разум все еще отказывается принять на себя ответственность за свою жизнь и наполнен ненавистью к самому себе, которую испытывает каждое микро-«я», когда терпит неудачи.

Неда перебила его:

— Но, Джон, ты нам говорил, что все действия совершенны, если смотреть с Макро-точки зрения. Но разве самоубийство может быть совершенным?

— На Макро-уровне, — ответил он, — каждое отрицательное действие компенсируется положительным; они как бы взаимно отменяют друг друга, оставляя после себя абсолютное равновесие. С Макро-точки зрения каждая неудача — это успех, который в конце концов приведет к получению нужного жизненного урока. Если душа совершает микро-самоубийство, единожды или хоть тысячу раз, чтобы понять, что нельзя убежать от ответственности за свою собственную жизнь, — значит, это данной душе необходимо, и это является для нее совершенным.

— Понятно, — сказала Неда, кивая головой. — А что такое альтруистическое самоубийство?

— Вы знаете, что некоторые пассажиры остались на борту тонущего «Титаника», лишь бы не занять «чье-то место» в ограниченном количестве шлюпок? История знает много других случаев альтруистического самоубийства, когда люди сознательно отдавали свои жизни ради того, чтобы другие могли жить и брать с них пример.

— Самоубийство как пример… — Неда задумалась. — Пожалуй, так можно назвать те случаи, когда члены Макрообщества позволяют микро-островитянам себя убивать… Возможно, своим примером они пытаются показать, что физическая жизнь — это не самоцель?

— Отчасти так оно и есть. Самым же знаменитым примером такого самоубийства была смерть величайшего из всех Макро-философов, живших на этой планете, — Иисуса из Назарета. Он позволил себя убить, дабы продемонстрировать, что Макро-«Я» — это хозяин микро-физического «я» и что оно даже может восстановить, или воскресить, убитое физическое тело. Я думаю, он также продемонстрировал свою веру в то, что физическое существование, необходимое микро-человеку, — это лишь одна очень ограниченная перспектива в м-М-континууме.

— Значит, цель эволюции, — добавила Неда, — не утвердиться навсегда на микро-физическом уровне, а двигаться вперед, ко все большему осознанию, пока каждая душа не вернется к полному осознанию своего макрокосмического происхождения.

— Верно, — сказал Джон. — И это подводит нас к третьему типу самоубийства, о котором микро-человек еще не знает, — эволюционному самоубийству. Макро-общество называет его «эволюходом».

— Кажется, ты уже о нем говорил, Джон, — сказал я.

— Да, когда я ходил по больнице, пытаясь спасти жизни людей, бывало так, что подсознательный разум пациента отказывался принять мою помощь, потому что решил умереть. Вспомни Бруно, который сказал мне, что он воплотился в это тело для того, чтобы «сбалансировать вибрации». Теперь, когда он достиг своей цели в этой жизни, он завершает ее, чтобы продолжать свое развитие в другом измерении. Как ты помнишь, наш Дельтар Хьюго тоже планировал сознательно прервать свое физическое существование, то есть эволюйти.

Никто не умирает, пока не будет точно знать на Макро-или подсознательном уровне, что он научился в данной жизни всему, чему хотел и мог. Это правило применимо и к загадочному «синдрому внезапной детской смерти», и к массовым смертям при землетрясениях или наводнениях.

— Ты хочешь сказать, что подсознательный разум знает, что произойдет в будущем, и может помешать тому или иному несчастному случаю, если захочет? — спросила Неда.

— Именно это я и хочу сказать, — кивнул Джон с воодушевлением. — С Макро-точки зрения, несчастных случаев не бывает.

— Но вернемся к эволюционному самоубийству, — сказал я. — Разве это не такое же бегство от действительности, как самоубийство аномическое? Если ты научился всему, чему хотел, ты должен продолжать жить и помогать учиться другим.

— Это все равно что сказать, что все должны оставаться в первом классе, чтобы давать там уроки, — ответил Джон.

— Но кто-то же должен их учить, — перебил его я.

— За всю историю нашей Вселенной еще никогда не было нехватки учителей. Недоставало всегда тех, кто хотел учиться. Как говорят Макро-философы, когда человек готов учиться, учитель всегда найдется. «Просите, и дано будет вам» — вот тебе еще одна формулировка этой Макроистины. Тут подразумевается и сильное желание, и твердая вера. Если твое желание учиться слабее какого-то другого желания или если ты не веришь, что сможешь или достоин учиться, то тебе придется дождаться, пока твои желание и вера будут одинаково сильны. Только тогда тебя ждет успех.

— Я все еще не вижу разницы между бегством от действительности и эволюционным самоубийством, — сказал я, качая головой.

— Все дело в мотиве, Карл, — объяснил Джон. — Что было причиной самоубийства — желание убежать от своего прошлого или желание двигаться вперед, в будущее? Самоубийство-бегство — это желание убежать от своего прошлого (или настоящего), а эволюционное самоубийство — это желание двигаться вперед, в будущее.

— Но ведь часто сложно сказать, что является причиной. Разве человеку не свойственно скрывать от себя желание убежать от жизни?

— Разумеется, так бывает очень часто. В каждой жизни есть уроки, которые нужно выучить, и если ты обманешь себя, внушишь себе, что научился в первом классе всему, чему мог, и устроишь своему телу какие-нибудь суровые передряги, из-за которых твоя физическая жизнь прервется, — фактически ты совершишь самоубийство. И в следующей жизни вновь «проснешься» в первом классе. Понимаешь, в этой планетарной классной комнате нельзя надолго выбыть из учебного процесса. Нельзя убежать от своего собственного Высшего «Я».

Микро-человек считает физическую жизнь на этой планете конечной стадией, а не подготовкой к опыту более

многомерной жизни. Естественно, с таким мировоззрением он полагает, что самоубийство — это коне всему. Он становится жертвой своей собственной микро-философии.

— Так самоубийство — не грех? — спросила Неда.

— Сложно говорить о самоубийстве в общем, Неда, поскольку любая смерть—это сознательное или неосознанное самоубийство, — задумчиво ответил Джон. — Что же касается греха, то есть только один грех — отрицание совершенства макрокосмического единства всего, что есть, было и будет. Однако даже это можно назвать грехом только с микро-точки зрения. Если смотреть с Макро-позиции, греха не существует, поскольку все имеет свою цель и все эволюционно совершенно. Самое главное — принять совершенство того, что есть, и относиться ко всему с любовью и пониманием, освобождая себя таким образом от уз тревоги, страха и осуждения, которые привязывают тебя к физическому существованию. Тогда, и только тогда возможен эволюход.

Я возразил:

— Хорошо. Если бы я был Макро-человеком, я бы знал, кто живет по закону благодарного принятия действительности, а кто нет. Я бы знал, почему тот или иной человек прекращает жить. Тогда я бы смог точно сказать, где самоубийство, как мы это обычно называем, а где — эволюход. Но проблема в том, что я — не Макро! Поэтому я все равно не могу отличать одно от другого!

— Помнишь монографию, которую мы изучали на'курсе культурной антропологии? Там говорилось об одном индейском племени, люди которого, когда были готовы умереть, просто со всеми прощались, поднимались на холм и умирали, — сказал Джон.

— Да. Похоже на план твоего Хьюго… — ; начал я.

— Вот именно, Карл, — прервал меня Джон. — Если ты умираешь с помощью какого-то орудия, то это самоубийство, а когда ты просто подводишь к концу все свои дела в данной жизни, а затем ложишься и умираешь, то это — эволюход.

Вот что нам с Недой удалось вспомнить из того разговора.

Объяснения Джона об эволюходе, плюс мои сны о Джоне, постепенно расширили мою перспективу, и я полностью изменил свое мнение о смерти Джона.

Я до сих пор ужасно по нему скучаю. И Неда все время напоминает мне, что с Макро-точки зрения не произошло ничего ужасного. Так что я не обольщаюсь насчет своего уровня осознания.

Тем не менее, я помню, Джон говорил, что этот наш уровень постоянно меняется и что за сутки средний микрочеловек (такой как я) может испытать широкий спектр осознания —. от самого низкого «микро» до довольно высокого «Макро». Последнее обычно случается, когда мы спим и видим сны.

Описанием одного из таких снов я и завершаю этот эпилог.

Это последний из целой серии моих снов о Джоне. В большинстве из них мы просто беседовали, как прежде, но этот сон был особенный. Мы знаем, что это символический сон, ведь Джон рассказал нам, что в 2150 году нет могил и надгробных плит, а оставленные душами физические тела просто распыляются на молекулы.

В этом сне Неда, я и Джон стояли перед большой надгробной плитой, очень похожей на ту, которую Джон нарисовал на последней странице своего дневника. На плите было выгравировано следующее:








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх