• Рождение
  • Начало изучения религиозного пути
  • Получение учения, посвящения и обеты
  • Тантрические обеты
  • Выполнение практики в уединении
  • Распространение доктрин Тонпы Шенраба во благо всех живых существ
  • Учения и работы, которые он после себя оставил
  • Как он проявил свое великое знание в виде радужного тела
  • Биография Шардзы Таши Гьялцена

    Шардза Таши Гьялцен[5]

    Если говорить в общем, в биографии любого мастера можно выделить три стороны: внешнюю (общая биографическая канва), внутреннюю и эзотерическую. Здесь дается описание только общей биографии, но в ней также присутствуют и некоторые части, которые относятся к специфическим внутренним и эзотерическим аспектам.

    Внешнюю биографию Шардзы Таши Гьялцена можно разделить на восемь частей:

    1. Рождение

    2. Начало изучения религиозного пути

    3. Период начальных размышлений и выполнение практики согласно пути Юнгдрунг Бон

    4. Получение учения, посвящения и обеты

    5. Выполнение практики в уединении

    6. Распространение доктрин Тонпы Шенраба во благо всех живых существ

    7. Учения и работы, которые он после себя оставил

    8. Как он проявил свое великое знание в виде радужного тела

    Рождение

    Рождение Шардзы Таши Гьялцена (шар рдза бкра шис ргьял мтшан) сопровождалось многочисленными знаменательными знаками. В небе сияло множество радуг, и с него сыпался целый “дождь” цветов. Местность, в которой он родился, находится в Кхамской области восточного Тибета. Она расположена между двумя реками — Дза Чу (рдза чу) и Нгул Чу (днгул чу) и называется “Да Ганг”, или “Гряда Да Ганг” (зла ганг). В этой местности и ранее рождалось много святых, многие обитали здесь или посещали эти места. Известно это место как Дзаког (рдза кхог).

    Деревня, в которой Шардза родился, называлась Да (брда), и была расположена у подножия гор. Отец его принадлежал роду Хор (хор), его звали Таши Га (бкра шис дга'), имя матери было Болег (бо легс). Шардза родился в восьмой день третьего месяца года земной овцы (1859).

    Будучи ребенком, он не доставлял своим родителям никаких беспокойств, воспитывать его было очень легко. С самого младенчества он отличался хорошими манерами, был тихим и спокойным. Благоприятными знаками его развития было то, что он обучал других детей, сооружал ступы, занимался воспеванием мантр — и во всем этом он действовал в роли наставника. Время от времени ему являлись видения божественных существ.

    Когда ему было девять лет, великий сиддха по имени Тензин Вангьял (бстан 'дзин дбанг ргьял), духовное имя которого было Дренпа Дудул (дран па бдуд 'дул), сказал его родителям: “Ваш сын должен стать монахом”. Но родители ответили отказом, так как Шардза был их единственным сыном. Вскоре после этого Шардза заболел каким-то психическим расстройством и в течение многих дней не спал и не ел. Тогда родители привели его к Тензину Вангьялу, который опять заявил: “Вашему ребенку предначертан религиозный путь, и вы должны пустить его по этому пути, иначе никакой пользы вам от него не будет”. На этот раз родители приняли эту идею и решили позволить сыну стать монахом. По возвращении домой психическое состояние ребенка постепенно стало улучшаться, и в конце концов он полностью выздоровел.

    Начало изучения религиозного пути

    Тензин Вангьял знал, что на протяжении многих прошлых жизней у него была очень тесная и долгая связь с мальчиком, и он был очень добр к нему с самого начала; мальчик, со своей стороны, проявлял глубокую привязанность к своему наставнику. Когда ребенок только родился, он получил благословение от Тензина Вангьяла на долгую жизнь. Став старше, мальчик получил “принятие прибежища” от своего наставника, который молился, чтобы Шардза стал человеком, посвятившим себя благу всех живых существ. И он дал мальчику имя Таши Гьялцен. Тензин Вангьял также обращался с особой молитвой к красному Сипа Гьялмо (срид па ргьял мо), прося о благословении для мальчика.

    Когда Шардзе исполнилось двенадцать лет, он отправился к своему дяде Юнгдрунг Гьялцену (гьюнг друнг ргьял мстхан) обучаться чтению и письму. Через некоторое время мальчик получил много посвящений, учений и прямую передачу знания от мастера Тензин Вангьяла.

    Тензин Вангьял знал, что мальчик будет играть важную роль в распространении учения Тонпы Шенраба на благо всех живых существ, поэтому он посоветовал мальчику принять обет Винаи, обет Тантры и обет Дзогчен, а также усердно выполнять практику, медитировать и изучать Сутру, Тантру и Дзогчен.

    Однажды Тензин Вангьял поместил огромную стопу книг на голову мальчика и, совершив долгую молитву, сказал: “Ты станешь хозяином этой доктрины”. В этот момент Шардза ощутил нечто необыкновенное — и с этого времени ему стали являться знаменательные знаки. Это было началом ментальной инициации и благословения, которые Шардза должен был получить от Тензин Вангьяла. Ум мальчика стал тонким и проницательным, сам он исполнился великой устремленности и отбросил все желания мирской жизни, углубилось его сострадание, а также преданность наставникам и духовным доктринам, в особенности Тензин ' Вангьялу, от которого он получил ментальное благословение.

    Однажды весной, когда была сильная засуха, местные жители обратились к Тензин Вангьялу с просьбой вызвать дождь. Мастер взял мальчика с собой в качестве помощника и, дав ему в руки меч, попросил “держать его по ветру”. Шардза ухватился за меч. Через некоторое время мастер внезапно вернулся, отобрал меч у мальчика, и на лице его отразился великий гнев. Мечом он нанес Шардзе удар, и тот упал без сознания. Когда через некоторое время Шардза пришел в себя — он получил прямую — передачу от своего мастера и реализовал естественное состояние ясности — на том же уровне, что и его наставник. С тех пор, чему бы он ни обучался, все давалось ему так легко, как будто он уже знал все это раньше, и он медитировал день и ночь, осознавая свое естественное состояние. И никогда больше не было у него ни сомнений, ни страха неведения естественного состояния.

    Также он начал изучать грамматику и поэзию и с тех пор стал вести записи для своих книг под названием “Пять сокровищ”, которые составили собрание его работ в тринадцати томах. Кроме того, медитация его отличалась необыкновенной устойчивостью, которая развивалась без каких-либо упорных усилий с его стороны, необходимых другим людям для достижения того же. Также он обладал особым знанием девяти путей Бон. Однако внешне поведение его оставалось таким же, как у обычного молодого парня.

    Получение учения, посвящения и обеты

    Будучи еще очень юным, Шардза неукоснительно придерживался “принятия прибежища” и других простых обетов. Все восхищались его приверженностью принятым обетам. Однажды, когда он был уже постарше, в Кхам прибыл аббат монастыря Юнгдрунг Линг (гьюнг друнг глинг) по имени Келзанг Ньима Тоги Гьялцен (скал бзанг ньи ма тог ги ргьял мтшан). От него Шардза получил приглашение посетить Дза Тенгчен Гонпа (рдза стенг чен дгон па), монастырь для мальчиков. Многие тогда приняли обет от аббата, и каждый получил также духовное имя. Шардза получил имя Тенпа Друдраг (бстан па 'бруг грагс), и аббат повторил его три раза. Все, кто участвовал в церемонии принятия обета, громко рассмеялись, и тогда аббат сказал, что это очень благоприятный знак, и что этот мальчик станет великим человеком.

    По приглашению монастыря, в котором жил Шардза, в Дзаког (рдза кхог) прибыл Шенгьял Тензин (гшен ргьял бстан 'дзин), являющий собой реинкарнацию Тажига (стаг жиг). Он был держателем обетов винаи цепи преемственности Менри (сман ри). Перед аббатом, лопоном (слоб дпон), или учителем, свидетелем и толкователем[6]- все четверо были монахами высокого ранга — Шардза принял высшие и окончательные обеты винаи. Он оставил свое первоначальное имя, Тенпа Друдраг, и получил еще одно — Дриме Ньингпо (дри мед сньинг по). С того времени он никогда не употреблял ни капли алкоголя, не ел мясо, не носил шкуры животных, и поведение его полностью соответствовало правилам винаи. В общей сложности он соблюдал двести пятьдесят обетов.

    Другой обет — это обет бодхичитты, он принял от Самтена Йеше (бсам гтан йе шес). Одновременно он получил еще одно имя — Гьялсе Женпен Норбу (ргьял срас гжан пхан нор бу). Он практиковал два вида бодхичитты: согласно абсолютной истине и согласно относительной истине. Он принимал обеты, делая подношения из сотен и тысяч масляных ламп, цветов, благовоний и торм (ритуальных лепешек). С тех пор как это произошло, он соблюдал все обеты с предельной точностью, с вниманием к каждой мельчайшей подробности.

    В рамках данной традиции различные тексты упоминают разные обеты как часть обета бодхичитты. В одних упоминается двадцать обетов, в других — расширенный вариант из 360 обетов, в некоторых — средний вариант из 108 обетов и в некоторых иных — двадцать восемь. Эти обеты могут быть описаны как четыре вида обетов бодхичитты, все их Шардза строго практиковал.

    Тантрические обеты

    Шардза принял тантрические обеты от своего “корневого” мастера Тензин Вангьяла. Он был посвящен в йидам, именуемый Валсе Нгампа (дбал гсас рнгам па). Во время инициации он получил знание о природе ума, четыре посвящения в йидам и посвящение в Дзогчен, именуемое Гьялтаб Чилуг (ргьял тхабс спий лугс).

    От другого мастера, Ригдзин Цеванг Драгпы (риг 'дзин цхе дбанг грагс па), который был также известен под именем Дечен Лингпа (бде чен глинг па), он получил посвящение в мирную и гневную форму того же йидама, Валсе Нгампа. Также он получил посвящение в Дзогчен Ригпай Целванга (риг па'й ртсал дбанг), и кроме того — предварительные и основные учения Атри (а кхрид) наряду со многими другими тантрическими посвящениями.

    Тантрический обет содержит в себе пять “корневых” обетов и двадцать пять обетов-”ответвлений” для Кьерим (бскиед рим) и пять “корневых” обетов и сто “ответвлений” для Дзогрим (рдзогс рим). К практике Дзогчен относятся тридцать обетов. Шардза соблюдал все эти обеты неукоснительно. В традиции Бонпо все названные выше обеты могут быть приняты только человеком, который взял все три вида обета, это Шардза и сделал.

    Всего у Шардзы было двадцать четыре учителя, которые обучали его по различным предметам. В те дни люди обычно довольствовались получением наставлений от одного или двух мастеров. Но Шардза был особенным учеником. Он не прекращал свой поиск и непрерывно продолжал свое обучение. Все свое богатство он преподнес нижеперечисленным мастерам, которые обучали его различным дисциплинам, давали ему посвящения и прямую передачу знаний.

    1. Дзатрул Тензин Вангьял (дза спрул бстан 'дзин дбванг ргьял)

    2. Дечен Лингпа (бде чен глинг па)

    3. Дудул Лингпа (бдуд 'дул глинг па)

    4. Самтен Йеше (бсам гтан йе шес)

    5. Шенгьял Тензин (гшен ргьял бстан 'дзин)

    6. Цеванг Гьюрме (цхе дбанг 'гьюр мед)

    7. Ринчен Намгьял (рин чен рнам ргьял)

    8. Келцанг Ньима (бскал бзанг ньи ма)

    9. Метон Ньима Гьялцен (ме стон ньи ма ргьял м цхан)

    10. Патон Ньима Бумсел (спа стон ньи ма 'бум гсал)

    11. Юнгдрунг Вангьял (гьюнг гдрунг дбанг гьял)

    12. Цултрим Намдак (цхул кхримс рнам даг)

    13. Совам Гьялцен (бсо намс ргьял м цхан)

    14. Цултрим Пелцанг (ц хул кхримс дпал бзанг)

    15. Сонам Пелцанг (бсо намс дпал бзанг)

    16. Ньима Оцер (ньи ма 'од зер)

    17. Тогден Геде (ртогс лдан дга' бде)

    18. Йеше Тензин (йе шес бстан 'дзин)

    19. Лама Тенгьял (бла ма бстан ргьял)

    20. Йежин Вангьял (йед бжин дбанг ргьял)

    21. Сангнгаг Лингпа (гсанг снгагс глинг па)

    22. Чиме Цугпу ('чи мед гцуг пхуд)

    23. Ньима Цангпо (ньи ма бзанг по)

    24. Дава Драгпа (зла ба грагс па)

    Выполнение практики в уединении

    Когда Шардзе исполнилось тридцать четыре года, он почувствовал глубокое отвращение к мирской жизни. Выбрав полное уединение, он отправился в Юнгдрунг Лхунпо (гьюнг друнг лхун по), местность, которая граничила с тем районом, где он жил. Его прибытие туда сопровождалось многочисленными благоприятными знаками, поэтому он решил, что это действительно подходящее место для его практики. Там Шардза соорудил себе небольшую хижину, в которой можно было поместиться сидя. Он полностью прекратил всю внешнюю и мирскую деятельность, оборвав все связи с миром, его ум стал свободен от всех планов, желаний и мыслей, включая мысли о родственниках, друзьях и богатстве. Живя в уединении, он питался самой простой пищей, и у него был всего один комплект одежды. Таким образом он занимался выполнением практики, расслабив ум, речь и тело.

    Он начал, как это обычно делается, с предварительной практики, выполняя “принятие прибежища”, пробуждение бодхичитты и другие эзотерические практики. В те времена люди обычно изучали и практиковали учение Бон по лишь для того, чтобы добыть пропитание, и ради богатства. Такие люди считали, что достаточно лишь выполнять некоторые ритуалы и повторять молитвы. Но Шардза видел все существенные моменты учения Бонпо и выполнял свою практику, не отвлекаясь ни на какие мирские мысли.

    На его родине традиционное религиозное учение было тесно переплетено с новой традицией Бон. Шардза мог ясно различать историческую, чистую часть старого учения Бон, и он полностью отбросил новый Бон, строго придерживаясь древней (Юнгдрунг) традиции.

    В Бон выделяются пять высших кланов, или династий: Дру (бру), Жу (жу), Па (спа), Me (рме) и Шен (гшен). В каждой из династий существуют свои собственные традиции цепи преемственности и свои особые строгие правила, хотя все они относятся к Бон. Шардза относился с уважением ко всем этим традициям, но следовал он традиции Дру, поскольку она представляет цепь преемственности Менри.

    Шардза начал с выполнения практик относительной и абсолютной бодхичитты. Практиковал он в уединении и с огромным усердием. Также он выполнял Кьерим и Дзогрим различных йидамов тантрических учений. Он разделил двадцать четыре часа суток на четыре периода и выполнял практику большинства йидамов, в особенности мирной формы Кунцанг (кун бзанг), Дренпа Намкха (дран па нам мкха') и Цеванг (цхе дбанг), или Черной Килы. Он практиковал почти все, включая туммо, Дзогрим и мантру. Хотя главным образом он совершал повторение мантры, особое внимание он всегда уделял практике Тречхо (кхрег чод) и Тхогей (тход ргал).

    Распространение доктрин Тонпы Шенраба во благо всех живых существ

    Шардза много работал над предварительными учениями и историей Сутр, Тантры и Дзогчен. Затем он собрал все это в две книги. Его комментарии к девяти путям Бон, к Тречхо и Тхогей практик Дзогчен были собраны в два тома. Он являлся держателем преемственной цепи учения Жанг Жунг Ньенгью (жанг жунг сньян бргьюд). Также Шардза составил много ритуальных текстов для моления и ганапуджи, записал учения чод, сутр и тантры с комментариями к ним. Все его работы подобны источнику света для традиции старого Бонпо. Для людей нашего времени, стремящихся получить знания о религии Бон, они являют собой некий ключ к этой целой традиции.

    У Шардзы было много учеников, следовавших его учению. Лучшим среди них был ученик по имени Терчен Сангнгаг Лингпа (гтер чен гсанг снгагс глинг па), чьим преемником стал его племянник Лодро Гьялцо (бло грос грья мцхо). Кроме этих учеников, у него было много других, которым он передавал особые знания.

    Он постоянно обучал других и передавал им знания. Не' зная усталости, он помогал всем людям, которые обращались к нему. Но кроме этого, он строго выполнял свою личную практику.

    Учения и работы, которые он после себя оставил

    Шардза оказывал большую помощь в реконструкции своего монастыря, Дза Тенгчен Гонпа (рдза стенг чен дгон па). Он выполнял восстановительные работы внешних стен храма и обновление внутреннего оформления. Три храмовых изображения имеют высоту двухэтажного здания — около восемнадцати футов. Также есть много других изображений меньшего размера, около девяти футов. Снаружи он украсил эти изображения драгоценными камнями, внутри них он спрятал различные реликвии и книги, содержащие важные учения и мантры.

    Один из его учеников, Сангнгаг Лингпа, предложил соорудить медитационный центр ниже хижины Шардзы. Место, где этот центр был построен, было названо Гетханг (дге тханг). Там был возведен храм с религиозными изображениями внутри. Люди постоянно предлагали ему материальную помощь, и он использовал ее для сооружения многих других храмов, внутри которых он возвел сотню храмовых изображений различных размеров. Также он вырезал много блоков для печатания книг, в частности для собрания своих работ, количество которых доходит до тридцати томов. Всего было вырезано в блоках 330 томов. Также были сооружены пять молитвенных колес и несколько больших ступ. Все эти вещи, вместе с тем, что люди приносили ему, предлагались время от времени в качестве подношения его мастеру. Также Шардза делал подношения во все другие окрестные храмы и монастыри, независимо от того, были они буддийскими или бонскими. Когда бы он ни встречал подвижников, которые нуждались в помощи, он всегда оказывал им поддержку.

    Шардза постоянно совершал подношения в виде цветов, благовоний, масляных ламп, воды и мандалы. Каждый десятый день месяца он делал подношения для ганапуджи. И хотя он очень много занимался обучением, он продолжал жить в своей уединенной хижине, построенной для духовной практики. Со временем, однако, и его ученики начали широкую деятельность во многих центрах обучения в восточном Тибете. Позже он сделал своего племянника своим преемником в медитационном центре в Гетханге, и, когда Шардза состарился, тот взял на себя все его обязанности по обучению учеников. Во всех его центрах строго соблюдался обет винаи, медитационной практикой был Дзогчен.

    Как он проявил свое великое знание в виде радужного тела

    В возрасте семидесяти пяти лет, в год водяной птицы, Шардза изменил свой стиль обучения. В добавление к более серьезным темам он давал ученикам более общие аспекты учения, а также различные рекомендации. Обычно он принимал пищу лишь один раз в день, но теперь он начал принимать все подношения, когда бы они ни совершались. Он также очень любил играть с детьми, его поведение стало очень свободным и раскованным, он не задумывался о том, как оно может выглядеть с точки зрения мирских манер. Некоторые из его учеников стали видеть, как он проявляет себя в форме различных божеств, а некоторые из его помощников наблюдали, как он ходит, не касаясь ногами земли. Другие видели, как он выпускал свою чашку из рук, и она зависала в воздухе. При свете ламп в темноте тело его не отбрасывало никакой тени. Все это можно было очень легко увидеть.

    Своим ученикам он сказал:

    “Я, старик Шардзапа, не знаю, когда я уйду. Последние восемь лет моя деятельность как учителя была особенно интенсивной, я передал ученикам много важных учений, и вы не должны растрачивать их впустую. Не растрачивайте ни одно из тех учений, которые вы получили; продолжайте выполнять свою практику до тех пор, пока вы не утвердитесь в своем естественном состоянии. Я считаю, что вам очень повезло, поскольку получение этих учений является редкой удачей. Поскольку вы получили их, вы должны попытаться достичь своей реализации. Они бесценны, понимаете?”

    Когда ему было семьдесят семь лет, а это был год деревянной собаки, один из его учеников, Келцанг Юн-гдрунг (бскал бзанг гъюнг друнг), совершал практику и читал молитвы с целью освящения какого-то лекарства. Шардза сказал ему закончить все молитвы до наступления четвертого месяца, поскольку после этого они больше никогда не встретятся. На второй день четвертого месяца, когда Шардзе поднесли освященное молитвой лекарство, он сказал: “Теперь я должен отправиться в пустынное место”. Он удалился в Рабжи Тенг (раб жи стенг), где соорудил для себя небольшой шатер. Некоторые из его учеников последовали за ним. Там он говорил им: “Основой всего знания являются вера, преданность и соблюдение обетов. Вы должны осознать это и усердно выполнять свою практику”. Кроме этого, он дал им много других советов. Взгляд его при этом почти все время был устремлен в пространство.

    На тринадцатый день четвертого месяца он совершил подношение ганапуджи Цеванг Во Юлмы (цхе дбанг бод юл ма.) и исполнил много песен, содержащих суть его учений. После этого он приказал ученикам плотно зашить свой шатер со всех сторон и долгое время не открывать его. Затем он зашел в шатер, сказал своим ученикам: “Удачи!”, и, произнеся несколько молитв, принял позу “пяти характеристик”.

    На следующий день ученики могли наблюдать много радуг над шатром своего мастера. Некоторые из них были большие, некоторые поменьше, некоторые круглые, некоторые прямые, горизонтальные и вертикальные — и все многоцветные. Ночью все видели белые огни, подобные длинным белым лентам, которые сияли ярким светом. На четвертый день началось землетрясение, и слышались громкие, странные звуки. С неба сыпался дождь из цветов. Из щелей в шатре, подобно пару, истекали потоки света различных оттенков — некоторые пятицветные, некоторые одного цвета. Один из учеников, по имени Цултрим Вангчуг (цхул кхримс дбанг пхьюг), сказал: “Если мы оставим тело еще на какое-то время, все исчезнет, и ничего не останется. Нам нужно что-то взять себе в качестве реликвий для нашей практики поклонения”. И он открыл шатер, распростершись лицом ниц. Тело Шардзы, которое уменьшилось до размеров маленького мальчика, было полностью окутано светом. Оно висело в воздухе над подстилкой на высоте, равной расстоянию между кончиком вытянутого пальца руки и локтем. Ученик зашел в шатер и увидел на подстилке разбросанные ногти, отделившиеся от пальцев. Когда он прикоснулся к телу, сердце было еще теплым. Он обернул тело тканью, и в таком виде оно сохранялось в течение сорока девяти дней. Затем он совершил пуджу тысячи имен Будды, а также многочисленные ганапуджи и другие ритуальные подношения. Позже, когда кто-нибудь видел тело и касался его, он имел много особых ощущений. Каждый день все люди могли наблюдать потоки света, радуги и дождь из цветов. Все местные жители приходили посмотреть на тело, и все исполнялись глубокой веры в учителя и преданности ему.

    Некоторые из тех, кто не был приверженцем Шардзы, говорили, что лама ничем особым не отличался при жизни, а вот мертвый он творит чудеса — так что он более велик после смерти, чем когда был живым.

    Преемник Шардзы, Лодро Гьяцо (бло грос ргъя мцхо), и его младший брат, Цултрим Тензин (цхул кхримс бстан 'дзин), собрали все его имущество и раздали его в качестве даров и подношений во все монастыри, как буддийские, так и бонские, и, конечно же, в монастырь Шардзы — Дза Тенгчен Гонпа. Они также обратились с просьбой во все монастыри в течение многих недель совершать молитвы и ежегодно, в тринадцатый день четвертого месяца, совершать молитвенные ритуалы в ознаменование очередной годовщины проявления радужного тела Шардзы. Также они соорудили большую мемориальную ступу, покрытую золоченой медью — и тело учителя было помещено внутрь в нишу. Даже спустя длительное время люди все еще могли видеть отблески света, молнии и искры, исходящие от тела.

    Сокращенный перевод Лопона Тензин Намдака из биографической работы Сула Келцанга Тенпай Гьялцена (су ла бскал бзанг бстан па'иргьял мцхан (1897–1959)

    Гьяльюм Шераб Джамма[7]

    Примечания:



    5

    Шардза Таши Гьялцен

    Здесь Шардза изображен к своей обычной форме. Над центральной фигурой слева расположен йидам Шардзы — Пурба Другое Чемпа(пхур па 'бруг гсас чем па). Вверху в центре расположен Дхармакайя-Будда Кунтузангпо, символизирующий природу достижения Шардзы, его три кайи (тела). Справа вверху изображена эманация Сиддхи Цеванг Ригдзина (тсе дбанг риг 'дзин), брата-близнеца Гуру Ринпоче, сына Жанг Жунг Дренпа Намкхи (жанг жунг дран па нам мкх'а) и индийской девушки из семьи браминов Оден Бармы ('од лдан 'бар ма), как указывает бонская традиция.

    Слева внизу изображен Шардза в форме йогина, практикующего тантру. Нижняя центральная фигура является особым покровителем цепи преемственности и практикующих Дзогчен, Йеше Валмо (йе шес дбал мо). Справа внизу изображена форма Шардзы в виде йогина, практикующего Дзогчен. Вокруг Шардзы изображены различные животные, символизирующие сострадание ко всем существам.

    Это изображение было сделано в монастыре Шардза Ритро (шар рдза ри кхрод) в Деге.



    6

    Присутствие толкователя необходимо для того, чтобы принимающий обет мог ясно понять его суть. Таким образом позже он не сможет заявить, что значение обета не было объяснено ему достаточно четко.



    7

    Гьяльюм Шераб Джамма

    Это мать всех Будд, Гьяльюм Шераб Джамма (ргьял юм шес раб бьямс ма), чье имя переводится как “Богиня мудрости, исполненная любви”.

    Фигуры, окружающие Гьяльюм Шераб Джамму, изображают шестерых На (на), чья функция состоит в устранении беспокойства. Вверху находится гаруда. Верхняя пара На имеет вид полулюдей-полуптиц; средняя пара восседает на мифологических животных, именуемых ша ра на; и нижняя пара восседает на слонах.

    Рисунок Тензин Намдака.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх