Глава 8. Паутина жизни

Реинкарнация свидетельствует, что все в жизни взаимосвязано и переплетено, что настоящий момент времени связан с другим в далеком прошлом или отдаленном будущем. Реинкарнация напоминает о существовании глубинных течений, прокладывающих свой путь через историю, траектория которого охватывает сотни и тысячи лет. Она внедряет наше настоящее в историю более обширную, чем та, в которой наши физические тела могли бы участвовать. Она напоминает, что мы, по сути, духовные существа, чьи контуры проступают лишь тогда, когда мы заглядываем за границы физического тела и всматриваемся в глубину истории, за пределы самого времени.

Однако взаимосвязанность, о которой говорит реинкарнация, не только простирается сквозь жизни, но и пронизывает нашу настоящую жизнь. В первом случае ее можно представить как вертикаль, во втором — как горизонталь.

Это наша связь с определенными людьми, местами и обстоятельствами. Она охватывает «данности» рождения и «случайности» истории, которые, пересекаясь, создают нашу личную судьбу. Эти горизонтальные переплетения я называю сетью жизни, или паутиной жизни.

Паутина жизни — это паутина энергии, лежащей в ее основе и подпитывающей другие причинные связи. Это духовно причинная матрица, внутри которой находятся наши физические жизни, энергетическое созвездие замыкающихся друг на друге кармических сценариев. Паутина жизни включает всех людей, которые связан с нами и с которыми связаны мы. В ней наши родители, братья, сестры, жены, мужья, дети и друзья, с которыми мы идем через всю жизнь, а также давние враги и многие другие люди, возникающие в ней в стратегические моменты. В нее входят все, кто имеет на нас влияние и на кого влияем мы. Она может включать в себя даже водителя машины, который через двадцать пет проедет на красный свет и положит конец этому циклу моего существования.

Хотя мы склонны думать о себе как о находящихся в центре этой паутины, на самом деле в ней нет центра. Или лучше сказать, здесь множество центров и нет абсолютного центра. Каждый из нас — центр собственной сети, но одновременно мы находимся на внешней границе другой сети. Мы можем по-разному втягиваться в жизнь друг друга. С некоторыми мы рядом всю жизнь, тогда как пребывание с нами других очень кратковременно. Карма этих взаимодействий весьма сбалансированна. Меня не будет в вашей жизни, а вас не будет в моей, если кармическое притяжение не взаимно. Чтобы свести нас вместе, кармическая нить должна связывать оба конца. Поэтому бессмысленно говорить «моя сеть» или «твоя сеть». Возможно, это оправдано, если мы хотим представить частную модель, но в целом метафора сети не позволяет делать такие разграничения. Она, напротив, подчеркивает большие модели жизни, в которые мы включены. И это вовсе не смутные, аморфные поля, но точные и четко очерченные отношения. Нет ничего неопределенного ни в карме, ни, следовательно, в частных паутинах индивидуумов.

Паутина жизни — это метафора, которая может помочь создать новую концепцию не только нашего внедрения в общественную жизнь, но и взаимодействия со временем. Если мы думаем о себе как о находящихся в центре энергетического созвездия, притягивающего определенных людей, определенные места и определенные события, у нас может возникнуть ощущение, будто мы живем вне этого определенного момента, так сказать, развертываемся во времени. Если люди и события, решающие для моего раскрытия, уже влекутся ко мне какой-то непостижимой силой взаимного притяжения, тогда я могу думать о себе как о живущем вне временных пределов сегодняшнего дня. Если часть моего кармического сценария — найти определенного человека, влюбиться в него и создать с ним семью, значит, часть меня уже сейчас прорывается сквозь время, чтобы привлечь эту личность в мою жизнь, и наоборот. Следовательно, по крайней мере, часть моей энергии, если хотите, часть меня не ограничена энергией данного двадцатичетырехчасового периода, а вырывается за его пределы, устремляясь в будущее, которое в определенном смысле неизбежно. Если моя энергия вырывается за пределы настоящего, значит, в какой-то степени и я вырываюсь за эти границы. Тогда я уже существую не только в сегодняшнем дне.

Точно так же мы можем использовать понятие паутины жизни, чтобы пересмотреть концепцию нашей пространственной тождественности и начать думать о себе как о находящемся вне определенного физического пространства, где разместилось наше тело. Если моя жизнь связана с жизнями, отделенными от меня не только временем, но и огромными расстояниями, то само мое существование должно позволять мне эти связи. В конце концов, неестественно разделять энергию, которая составляет меня, и энергию, создающую отношения, ключевые для моего будущего развития. Я не просто твердое «тело», связанное с другими телами нитями энергии. Скорее, я существую как живая энергия, которая вместе с другими центрами живой энергии образует материю энергии, называемую здесь паутиной жизни.

Оценивая взаимосвязанность с другими людьми, мы приходим к расширению концепции существ, генерирующих эту связь. Если наши паутины преодолевают время и пространство, значит, мы тоже делаем это. В пространственно-временной точке здесь и сейчас пойманы только наши тела и наиболее связанная с ними часть мозга. Духовная сторона нашего существа в значительной степени свободна от такого ограничения. Следовательно, мы можем думать о наших телах и сознании, как о кристаллизациях во времени — пространстве большей жизненной формы, которая уже сейчас существует за пределами времени — пространства.

Паутина — живая

Как видно из предыдущей главы, кармические сценарии не настолько предопределены, чтобы вытеснить из жизни все выборы. Они, скорее, тщательно собирают вместе людей и обстоятельства, чтобы создать лучшие условия обучения. От того, какие выборы мы совершим в пределах этих возможностей, зависит не только наше кармическое будущее, но и настоящее. Это подводит нас к самому важному свойству паутины: она живая. Паутина жизни обладает сознанием и реакцией. Она откликается, причем очень искусными способами, находящимися за пределами нашего понимания причинных процессов. Она проявляет творческий разум, отзываясь на наши выборы, совершаемые нами на протяжении жизни. Поток событий, в котором мы существуем, тоже очень чуток к ним.

Как странно звучит для нас эта мысль! Практически невозможно, проучившись двенадцать лет в школе, затем в колледже, занимаясь профессиональной деятельностью, не стать глубоко убежденным в том, что природа — огромная безжизненная машина. Квантовые физики могут говорить о том, что частицы порой ведут себя так, будто обладают сознанием, но большинство научных и общественных дисциплин все еще придерживаются концепции Вселенной, основанной на механических ньютоновских терминах. Следовательно, образовательные институты учат нас различать только те причинные связи, которые можно определить количественно и свести в математические уравнения. Мир, который можно просчитать, по своему разумен, но это разум более низкого порядка, чем человеческий. Он не думает и не совершает выборов, как это делаем мы.

То, что справедливо для природы, справедливо и для истории. Хотя подсчеты исторических причин и следствий — более тонкое дело, чем природных, их тоже надо рассматривать как бесцельные. Если мы и извлекаем из истории уроки, то только потому, что, как разумные существа, хорошо обучаемы, а не потому, что история припасла для нас какой-то ценный опыт.

Привыкнув думать в такой интеллектуальной среде, мы неизбежно приходим к точке зрения, что поток событий, несущий нас по жизни, лишен всякого личностного значения. Согласно такому мировоззрению, мы существуем как наполненные воздухом молекулярные цепи, наталкивающиеся друг на друга в атомном мире бессмысленных связей. Случайность слепо проносится сквозь ткань жизни, заставляя нас приспосабливаться или совершать героические поступки. Предложить что-нибудь другое в современных условиях — значит, по мнению интеллектуалов, погрязнуть в религиозных предрассудках, и все-таки именно это другое я и хочу вам предложить.

Существует очень древняя мысль, что ритмы нашей жизни выражают цели, далеко выходящие за рамки молекулярных, электромагнитных или генетических процессов, что в них содержится преднамеренность, которая откликается не только на выборы, сделанные в предыдущих жизнях, но и на осуществляемые сейчас. И хотя мы не можем количественно определить эти отклики или

удовлетворительно объяснить это явление, но мы можем наблюдать их, если быть предельно внимательными и знать, куда смотреть[130].

Работая с паутиной

Ключ к работе с паутиной жизни — понимание ритмов нашей жизни как постоянно идущего диалога, помогает личному развитию. Паутина живая, она реагирует. Мы делаем выборы, а она откликается на них. Она меняет свою конфигурацию, окружая нас новыми условиями, осуществляя обратную связь с нашими выборами. Когда китайцы обращаются к «Книге перемен» («И Цзин»), чтобы лучше понять, чему хочет научить их в данной ситуации жизнь, они говорят, что «советуются с Мудрецом». Некоторые мудрецы живут в горных ущельях или отдаленных скитах. Этот же Мудрец всегда под рукой. Это поле, внутри которого мы живем и дышим, вечно меняющийся контекст нашей жизни здесь и сейчас.

Карл Юнг, знаменитый швейцарский психиатр, в своей терапевтической практике часто наблюдал следующее: когда его пациенты вовлекались в то, что он называл архетипическим уровнем психики, в их жизни нередко начинали наблюдаться случаи синхронизации. Юнг определяет синхронизацию как «закон причинной связи», который гласит, что два события могут быть значимо связаны, даже если между ними нет физической связи. (Я бы не стал называть такие связи апричинными; на мой взгляд, их причинность проявляется скорее нефизически, чем физически.) Когда пациенты Юнга достигали такого глубокого уровня раскрытия и самоисцеления, окружающий мир нередко начинал вести себя как магический, каковым он и является на самом деле. Многозначительных «совпадений» в их жизни становилось все больше и больше. Это выглядело так, будто сама Вселенная решила помочь им в поисках целостности. Юнг предположил, что такие выходы на архетипические уровни психики высвобождают или задействуют мощные энергии, способные каким-то непостижимым образом управлять даже физическими событиями[131].

Синхронизация происходит во многих контекстах и может принимать различные формы. Примеры ее встречаются чаще, чем мы предполагаем. Многие люди просыпались среди ночи от того, что им снилось, будто к ним приходили близкие люди и прощались с ними. Они уверяли, что все хорошо, они довольны, а затем уходили. Утром же приходило известие о неожиданной смерти появившегося во сне человека. Одна из моих студенток описала подобное в своем дневнике: «Недавно я играла в гольф, и вдруг меня пронзило всепоглощающее ощущение, будто произошло нечто страшное. Я не могла точно сказать что, но знала: случилось несчастье. Вернувшись домой, я узнала от мужа, что ему позвонили и сообщили о смерти очень близкого нашего друга из Северной Каролины». Ни одна из известных ныне причинных связей не соединяла внезапный сдвиг в настроении женщины со смертью ее друга, и тем не менее случившееся — проявление подобной связи.

Или другой пример. Допустим, мы работаем над важным проектом и зашли в тупик. События словно сговорились не дать нам завершить проект. Тогда мы отступаем и стараемся заново оценить ситуацию. Стоит нам изменить отношение к проекту, как неприступные двери вдруг начинают распахиваться, а упорно молчащий телефон — звонить. В такой ситуации предположить, что существует связь между изменениями внутри нас и изменением отношения к нам внешнего мира, вовсе не означает принимать желаемое за действительное.

Когда в наши жизни входит синхронизация, это Вселенная разговаривает с нами. Она или привлекает наше внимание, или указывает особое направление. Синхронизации возникают в очень важные, решающие моменты жизни. Иногда они помогают увидеть, какой следует избрать путь, иногда предупреждают о спрятанных на нем ловушках, в которые мы попадем, совершив определенный выбор, иногда подсказывают неожиданные повороты на предстоящем пути. Они могут возникнуть после того, как мы примем трудное решение, словно высказывая свое мнение о сделанном нами выборе.

Не так давно одна из студенток поделилась со мной своим опытом, относящимся к последней категории. Это женщина чуть за тридцать, разведенная, воспитывающая двоих детей. В своем дневнике она записала:

«На этой недели у меня был опыт, доказавший кое-что, о чем я и до этого знала, но все же сомневалась. Когда человек идет правильной дорогой, он не может прийти не туда. Я всегда повторяла это, но не до конца верила, может быть, потому моя реакция была такая: «Ого! Это работает!» Попробую изложить суть происшедшего в нескольких словах.

Три недели назад я разорвала длительные отношения с некогда близким мне человеком, после того как поняла, что он не хочет развивать их дальше, вкладываться в них. Я чувствовала, что оставить все без изменений невозможно, это противоречило бы складу моей натуры и было бы слишком болезненно. Но с финансовой точки зрения этот разрыв был для меня крахом. Я учусь на четвертом курсе, получаю стипендию и грант, но мне надо содержать дом и растить детей. Тогда я сказала себе: «Если я сделаю то, что считаю правильным, и возвращусь на верный путь, то, уверена, о моих нуждах позаботятся». Я верила в это уже несколько лет, но легко верить в то, что тебе никогда не придется проверить на себе.

Итак, я порвала с тем человеком, и следующие две недели были кошмаром — мне пришлось съехать с квартиры. Не единожды повторяла я слова, которые привела выше (наверное, от отчаяния). Как бы то ни было, но вчера мой преподаватель сказал, что мне будут оплачивать участие в исследованиях, в которых я ассистировала. И неожиданно после длительной задолженности пришли алименты.

Кто-то может спросить: а какое отношение все это имеет к реинкарнации? Большое. Мы — духовные существа, живущие в физическом мире и склонные попадать в ловушки, забывая, кто мы есть, не помня о большей картине нашего существования. Так вот, мне напомнили об этой картине и, поддержав, вдохновили на то, чтобы соответствовать ей.

Когда я готовил окончательный вариант этой книги, мне на глаза попался отрывок из работы Джозефа Кэмпбелла. Поразительно, но он был почти комментарием к опыту этой женщины. В нем говорится:

«Если у человека есть ощущение Призыва — он чувствует, что должен совершить нечто рискованное, — но не следует ему и остается в обществе — поскольку так спокойнее и безопаснее, тогда жизнь идет впустую. В зрелости такой человек понимает: да, он достиг вершины лестницы, но лестница-то приставлена не к той стене.

Если у вас хватит мужества рискнуть, жизнь начинает открывать, открывать, открывать перед вами все границы. Я не суеверен, но ощущаю то, что можно назвать духовной магией. Если следовать тому, что я называю личным «благословением», — тому, что наполняет тебя мужеством и что ты ощущаешь в своей жизни, — двери откроются. Это правда! Так происходило в моей жизни и во многих известных мне жизнях»[132].

Даосские мудрецы говорят, что мы можем быть вполне уверены в правильности данного пути, если он «идет под гору, куда течет вода». Когда мы действуем по кармическому сценарию, создается впечатление, будто наши жизни текут, как сбегающая с гор вода. Вещи становятся на свои места без особого напряжения. Это может сопровождаться ощущением, что «мы в любом случае должны были это сделать». Таким образом, даосизм учит нас следовать своей судьбе и идти по пути наименьшего сопротивления. Это не означает, что поиски своего пути и следование но нему не требуют работы или жертв. Скорее, это значит, что если мы нашли настоящую дорогу, то она должна выглядеть как естественный наш путь, и, следовательно, на нем все предусмотрено: путь не окажет нам особого сопротивления.

Так как все мы инкарнируем, чтобы учиться через принятие вызовов, нам не найти «горы, откуда течет вода», без отклика на проблемы, внедренные в наши жизни. Самые впечатляющие случаи синхронизации, свидетелем которых мне довелось быть, происходили, когда кто-то бился над какой-то важной проблемой, определяющей ход жизни на значительный период времени. Именно эта борьба делает наши жизни такими разными. Выбор велик: какую карьеру избрать? Простить обиду или мстить? Стоит ли рискнуть и поменять работу? Перечислять выборы — все равно что читать молебен по людским драмам. Положить конец браку или попытаться наладить отношения? Смириться ли с тем, что я наркоман? Смогу ли я быть мужественным, когда начнется стрельба? Иногда такие переломные ситуации возникают внезапно, как в случае со Стивом Логэном, когда ему за секунду надо было решить, простить отца или дать ему умереть. Однако более типичны ситуации, складывающиеся постепенно и возникающие неоднократно. Обычно над самыми важными кармическими выборами, которые нам предстоит сделать, мы бьемся многие годы.

У меня сложилось впечатление, что, когда все сказано и сделано, мы остаемся с горсточкой извлеченных уроков. За всеми деталями нашей жизни, всеми причинами и следствиями, касаются ли они карьеры, семьи или здоровья, встают одни и те же немногочисленные проблемы, с которыми мы сражаемся всю жизнь. Это по-настоящему большие проблемы, или блоки, ограничивающие нас и не дающие нам двигаться дальше. «Если бы я мог расслабиться и не быть таким зажатым»; «если бы я мог принять себя таким, какой я есть»; «если бы я мог справиться со своей раздражительностью»; «если бы я перестал контролировать жизнь окружающих людей»; «если бы я мог поверить в творческое начало, прорастающее во мне»; «если бы я мог завершить то, что начал». Что бы мы ни внесли в этот список, мы знаем: разреши мы данную проблему, и нам откроется новая жизнь. Эта одна-единственная мешающая нам «вещь» является одним-единственным «ключевым бревном», как называют лесорубы то бревно, которое создает затор и не дает продвигаться по реке остальным бревнам. Если мы протолкнем это «бревно», все остальное в наших жизнях снова «потечет».

Эти основные противостояния выводят нас на большую сцену и предоставляют редкую возможность изменить свои судьбы. Изменения могут быть не настолько очевидными, чтобы открыться невнимательному наблюдателю, как это было со Стивом, попавшим в аварию на велосипеде, но со временем их можно заметить. Мы делаем трудный, но, по нашим ощущениям, правильный выбор, и обстоятельства неожиданно меняются к лучшему. Мы принимаем решение взять на себя ответственность или пойти на риск — и вдруг все становится на свои места. Я видел и обратные примеры. Однажды я был свидетелем, как человеку представилась уникальная возможность профессионального роста, но он отклонил ее. После этого ему не поручили важную работу, для которой он, казалось, идеально подходил. Мы никогда не знаем, как толковать подобное, но я часто задавал себе вопрос: что произошло бы, если бы человек принял предыдущий вызов?

Иногда блокирующие жизнь проблемы находятся вне нас и отражают обстоятельства, вроде бы нам неподвластные. Национальная экономика приводит наш бизнес к банкротству. Засуха губит наш урожай два года подряд. Автокатастрофа разрушает нашу семью. Тяжелая болезнь час за часом уносит нашу жизнь. Но если карма, реинкарнация и кармический сценарий — заслуживающие доверия концепции, такие события тоже являются частью курса обучения. Мы поместили себя в подобные обстоятельства по причине, которую знаем только мы. Какими бы непостижимыми ни казались они в настоящем, эти переживания зачем-то были нужны. Они содержат нечто, из чего мы можем извлечь необходимый урок, иначе их не было бы в нашей жизни. Не обязательно понимать необходимость такого опыта, главное — откликнуться на возникшие обстоятельства так истово, как вы только можете. Наш ответ на вызов — использовать этот опыт, извлечь из него то, что для нас жизненно необходимо, и следовать за ним, куда бы он ни вел.

Что-то внутри нас притянуло к нам этот опыт. В нем спрятан для нас ключ. Если мы сможем найти его и применить, произойдет одно из двух. Иногда после поворота ключа внешние обстоятельства начинают меняться. Темные тучи, собравшиеся на горизонте, постепенно рассеиваются. Бывает и по-другому: внешние условия продолжают оставаться прежними, но при этом изменяемся мы. Порою судьба просто не позволяет нам оставаться прежними — она создает такие обстоятельства, которые безжалостно перемалывают наше старое Я в пыль. Возможно, мы не доживем до того, чтобы увидеть своих детей взрослыми, или мы не смогли воспользоваться благоприятными обстоятельствами, или у нас никогда не было того, чего мы хотели в жизни больше всего. Иногда, повернув ключ, мы обнаруживаем, что свободны от этого, Оно (что бы ни скрывалось за ним, что бы мы ни считали самым необходимым в жизни для ее завершенности) нас больше не мучает, мы чувствуем свою полноту и без него. Иногда, только отобрав то, что мы хотим больше всего, жизнь покажет, что мы больше той личности, какой воспринимаем себя. Мы больше, чем наши страстные желания, даже самые лелеемые.

Есть особое ощущение, которое приходит, когда мы отыскиваем и используем этот ключ. Как бы все после этого ни сложилось, мы знаем — мы сделали то, что от нас требовалось, завершили часть своей судьбы. Ощущение, что мы на своем пути, что прошли через главное испытание и сделали правильный выбор, не спутаешь ни с чем. Оно приносит умиротворение, совершенно независимое от внешних обстоятельств. Именно оно имеется в виду, когда в «И Цзин» говорится, что «высшее благо в жизни — жить без упрека». Жить без упрека — значит, выполнять свой кармический сценарий. Только чувство выполнения своего предназначения вносит в жизнь умиротворение. В конце концов не имеет большого значения, как много страданий в нашей жизни, поскольку само по себе страдание не может уничтожить умиротворение, так же как отсутствие страдания не может его даровать. Имеет значение только то, насколько правильно мы используем страдание, да и вообще все, что приходит к нам.

Как я уже отмечал в главе 4, не думаю, что каждая деталь нашей жизни кармически предопределена. Возможно, даже отдельные главные трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни, — не центральные в нашем кармическом сценарии. Может быть, их надо воспринимать как неудобства, которые мы сами спланировали, или риск, через который мы добровольно готовы пройти, чтобы воспользоваться другими возможностями, предлагаемыми нам. Но вполне вероятно, что эти трудности вообще не были предусмотрены. В конце концов, это не так уж важно, поскольку непредвиденные (заранее не спланированные) события могут быть точно так же использованы для личного развития, как и спланированные. Важно не то, что случается с нами, а насколько эффективно мы это используем. Спрашивать: «Почему со мною?» — намного непродуктивнее, чем спросить: «Как я могу максимально эффективно откликнуться на это событие?» Ни одно из наших усилий не пропадает даром. Мы получим все ответы и поймем причины, когда обучение закончится, и, несомненно, кое-какие сюрпризы нас ожидают. То, что кажется значимым в долине, может не оказаться таковым на вершине холма, и нечто значительное откроется там, где мы совершенно не ожидали это обнаружить.

Изменения в паутине

Кармические причинные связи — это вариации на тему развития. Мы делаем выборы в пределах поля возможностей, и паутина откликается на них. Эти изменения могут проявляться внезапно или постепенно. Внезапные изменения проще заметить, но, подозреваю, обычно такие изменения проявляются постепенно, поэтому мы можем не сразу заметить их прихода или не связать с предыдущими выборами.

Чтобы увидеть причинные ритмы наших жизней, мы должны рассматривать большие блоки времени. Чтобы распознать связи между сделанными выборами и изменениями в обстоятельствах, надо развить способность воспринимать свои жизни как целое. Жизнь — органический процесс величайшей сложности. Следовательно, он имеет тенденцию развиваться постепенно. У каждой жизни — своя траектория, которая придает ей неповторимые свойства и отношения. Эта траектория выражает наш кармический импульс во времени — пространстве. Данный импульс определяется нашими отношениями, карьерой, тем, где мы живем, и прочими условиями. Этот импульс не может измениться вдруг. Однако изменения в жизни проявляются, и их корни уходят глубоко в материю наших выборов. Когда поворотный момент возникает неожиданно, они выступают кумулятивным выражением множества сравнительно мелких выборов, которые мы делали в течение многих лет.

Если мы отвергаем возможность развития, импульс к изменению немного ослабевает. Если мы повторно отвергаем такую возможность, потери становятся еще больше. Если мы постоянно делаем это, возможность развития полностью утрачивается, наши жизни могут превратиться в бесконечную повседневную рутину. На горизонте не возникает ничего нового: никаких волнений, никаких вызовов. Наша жизнь замирает на самой низкой точке эволюционного пути. Мы начинаем ощущать ее как место, где мы прозябаем, вместо того чтобы активно создавать свою жизнь. Хуже всего, что нам кажется, будто мы ничего не можем сделать, чтобы изменить обстоятельства.

Но если мы начинаем настойчиво стремиться к развитию, даже если просто жаждем его, возможность изменения, поначалу не совсем осознанная, притянется к нам. Она может появиться, чтобы обменять то, что у нас есть, на неизвестное. Обычно мы должны отказаться от прежнего, причем, как правило, то, что нужно отдать, видится более ясно, чем то, что дают взамен. Чем бы оно ни было, оно — другое и чего-то от нас требует. Если мы отдадим требуемое, развитие пойдет быстрее. Если бы мы могли со стороны наблюдать за процессом, то увидели бы, что тут же появилась другая возможность. Вселенная заинтересована в продолжении нашего развития. Она не может помочь иначе, чем откликнуться на наши усилия, направленные на развитие. Как гласит пословица, Бог помогает тем, кто сам себе помогает.

Каждый раз, когда мы принимаем возможность развития, происходящие изменения вносят в наши жизни больше движения. Если мы открыты для личностного роста, возникающие возможности будут указывать нам направление этого развития. То, что требуется от нас, будет становиться все труднее, противостояние — все более вызывающим, а награда — большей. Это происходит потому, что развитие — естественный порядок вещей. Выбирая развитие, мы становимся в один ряд с Природой и начинаем получать от нее большие внимание и поддержку.

Когда мы принимаем вызов, начинается определенный расцвет. Форма его проявления может быть внутренней или внешней или той и другой одновременно. Человек начинает ощущать, как поправляется его материальное положение, или у него возникает хрупкое, но безошибочное внутреннее чувство удовлетворенности, которое может создать основу дальнейшего развития. Внешне жизни могут выглядеть проблематичными, наполненными трудностями, но именно эти испытания помогают привлечь карму и высвободить ее.

Поскольку эти процессы развиваются по своим законам, они в определенной степени предсказуемы, но, конечно, это не та предсказуемость, которую мы прогнозируем с помощью экспериментов. В лаборатории мы упрощаем природу, исключая из опыта как можно больше переменных величин, чтобы отследить одну единственную, которая нас заинтересует. Однако, изучая природу вне стен лабораторий, мы редко располагаем идеальными условиями. Кармическая предсказуемость больше похожа на геологические предсказания землетрясений или извержений вулканов. Мы с разумной определенностью можем сказать, что землетрясение произойдет скоро, но точную дату назвать не можем. Существуют теоретические переменные, которые мы еще не установили, и факторы, которые мы еще не можем просчитать. И все же мы в состоянии отслеживать давление в месте разлома и довольно точно предсказать, когда в «ближайшем будущем» плиты, разрываясь, начнут расходиться.

Паутина может привлечь к нам людей, информацию или возможности именно в то время, когда мы особенно нуждаемся в них, при условии, что мы примем на себя определенное обязательство — использовать их с пользой. Я так часто наблюдал подобные вещи, что перестал удивляться этому. Еще раз я столкнулся с этим перед написанием данной главы. Окончив предыдущую, я почувствовал, что мне необходимо проветрить голову, и устроил себе свободный день, дабы отдохнуть от работы и обследовать побережье близ Орегона, где я тогда жил. В туристическом агентстве небольшого прибрежного городка я разговорился с очаровательной леди, работающей за стойкой. На лице, тронутом годами, светились молодые ясные глаза. Дав мне нужную информацию, она спросила, чем я занимаюсь. Слово за слово, и когда обнаружилось, что я преподавал психологию религии, она, просияв, сказала, что тоже длительное время изучала данную область знаний и это были лучшие годы ее жизни. Они дали ей время и мужество принять на себя обязательства обучения и развития, которые она так ценила. Затем женщина спросила, знаком ли мне один автор (я его не знал), и стала рассказывать, как недавно книга этого человека, случайно попав ей в руки, дала информацию, нужную для следующего шага в личностном развитии. Я улыбнулся и кивнул, соглашаясь, женщина же сказала, что в последнее время с ней часто стали происходить подобные вещи. Немного помолчав, она добавила: «Это окончательно заставило меня полностью доверять жизни. Никогда прежде у меня не было такого ощущения. Теперь же я доверяю ей, и это величайший дар». По ее молчанию и выражению лица я понял, насколько важно для нее это изменение отношения к жизни.

Эта случайная встреча, если, конечно, она была случайной, вновь напомнила мне о том, что главные истины — часть нашей жизни и открываются тем, кто открыт им. В них нет ничего тайного или эзотерического. Эти истины — то, как ведет себя жизнь, если мы позволяем себе увидеть это. С реинкарнационной точки зрения подобные события имеют вполне определенный смысл. Так как само по себе человеческое существование — это обучение, не стоит удивляться, что жизненные процессы поддерживают наше стремление учиться.

Если мы не отвергаем предложенный нашими духовными руководителями план, мы вступаем в жизнь с кармическим сценарием. С самого начала мы оказываемся помещенными в определенную сеть отношений. По мере того как наше сознание развивается, мы начинаем осуществлять свои выборы, и с этого момента между ними и сетью-паутиной возникает диалог. Он ведется независимо от того, сознаем мы это или нет. Если мы осознали, что происходит, то можем использовать предоставляемую паутиной обратную связь с большей эффективностью, внимательнее прислушиваться к ее отклику и учиться через него с большей пользой для себя. Поняв однажды правила игры, мы можем стать более сознательными игроками, а поскольку цель этой игры — учиться, у нас есть возможность стать и более сознательными учениками.

Внутренний компас

Программа нашего обучения абсолютно индивидуальна. Контракт зависит только от соглашения с нашим большим Я. Никто, кроме него, не может сказать, о чем наш сценарий, — ни родители, ни учителя, ни друзья, ни священники, ни врачи. Он может привести нас к религии, тогда как вызов другого человека — уйти из религии для исполнения каких-либо иных обязательств. Моей задачей может быть освобождение от традиционных ценностей, тогда как задача другого — научиться им. Нет никаких внешних правил, которым надо следовать, чтобы пройти через самые трудные и суровые испытания, встречающиеся на жизненном пути. В такие моменты нас должен вести только еле уловимый внутренний голос, глубинное ощущение того, где лежит наш истинный путь.

Я иногда прошу своих студентов подумать, что бы они, будь у них такая возможность, выбрали: карту своего кармического сценария или внутренний компас, по которому можно ориентироваться в жизненном странствии. С картой они знали бы общие особенности тропы, по которой идут, в то время как с компасом было бы ясно, по своей тропе они идут или нет. Как ни соблазнительно иметь карту жизни, все же лучше выбрать компас. Даже с картой мы можем потеряться, с компасом же никогда. Наш внутренний компас — сознание того, что мы следуем кармическому сценарию. Если мы знаем, как им пользоваться, он всегда подскажет, правильную дорогу мы выбрали или сбились с пути, отстаем от графика или опережаем его. Это внутреннее знание, которое может быть развито в высокочувствительную систему руководства. Это стандартная тема в школе Земли[133].

Фрейд сослужил нам плохую службу, убеждая в том, что сознание — это просто наше суперэго, а суперэго — просто интернализация родительских запретов. Эти родительские сценарии — лишь поверхностный слой более глубокого живого голоса. Концепция сознания сама по себе слишком поверхностна, чтобы отдать должное внутреннему знанию. Это жизненно важный путь к нашей Сверхдуше, и ему доступна информация, недоступная рациональному уму. Этот голос не ограничен ни временем, ни пространством, как наш ум, что дает ему возможность по-другому воспринимать вещи и проблемы. А самое главное — он знает наш кармический сценарий. Это тихий голос, ведущий нас к тем противостояниям, которые мы, прежде чем родиться, сами спланировали для себя, и проводящий нас через них. У него есть доступ ко всей информации, которая нам нужна, чтобы осуществить свои самые буйные желания и даже сверх того.

Живя в настоящем

Реинкарнация учит нас взаимосвязанности, которая тянется сквозь века и выходит за рамки нашей жизни. И чем глубже мы понимаем эту связь, тем больше способны сосредоточиться на моменте, называемом «здесь и сейчас». Все, что важно для нас, вновь и вновь проходит через наше настоящее, пока не получит своего разрешения. Если мы хотим развиваться духовно, то нам нужно сосредоточить свои энергии на настоящем, какое оно есть, а не на том, каким оно должно быть по нашим представлениям. Правильно управлять настоящим — вот ключ к исправлению нашей жизни. Именно это лежит в основе понимания реинкарнации и паутины жизни. Она советует делать то, что мы и делаем: жить своей жизнью, какой она является сейчас, — но делать настолько сознательно, насколько мы способны. Понимая огромное значение осуществляемых нами выборов, она учит сначала взвешенно оценивать их, а затем уверенно следовать избранному пути. Наше развитие зависит от того, насколько сознательно мы делаем выборы, насколько внимательно следим за постоянно меняющимся настоящим.

В учении Дзэн есть история, иллюстрирующая эту мысль. Однажды император попросил учителя Дзэн написать манускрипт для своего двора, изложив в нем суть мудрости Будды, секрет его учения. Учитель быстро нарисовал иероглиф «Внимание» и вручил императору свиток. Тот удивился и сказал: «Уверен, там должна быть большая мудрость». Учитель покорно забрал свиток и под первым иероглифом вновь вывел: «Внимание». Тогда император, думая, что над ним насмехаются, рассердился и стал настаивать, чтобы учитель выполнил его приказ, иначе поплатится жизнью. Учитель вновь взял кисть и в последний раз написал: «Внимание». Больше ему нечего было добавить.

Духовные наставники всегда говорили нам, что ключ к нашим жизням лежит у нас под носом. Духовное странствие начинается там, где мы находимся сейчас. Суть духовности — жить полностью погруженными в настоящее. Это значит, во-первых, выполнять свой кармический сценарий, созданный для духовного пробуждения. Многие якобы экзотические практики, которые мы связываем с духовностью, являются просто техниками для углубления способности переживать настоящий момент полно и без искажения. Буддистская медитация випассана, японская кип-кин (прогулочная медитация) и христианская практика присутствия Бога — все фокусируют наше внимание на моменте переживания. Настоящее — это двери, ведущие к конечной духовности. Мы с рождения находимся на духовном пути, с первого дня ведем диалог с Мудрецом. Поняв однажды, как действует паутина, мы сможем вести этот диалог более сознательно. Мы хотим проживать свои жизни, зная правила игры и что лежит на кону.

Реинкарнация учит нас, что жизнь — это обучение, а внешние атрибуты наших жизней — декорации, помогающие в этом обучении. Наша карьера, наши обязанности, наши трагедии, наши личности, наши дела — все это лишь декорации. На самом деле никто не является таковым, каким мы видим его, находясь в долине. Мы глубоко уверены, что та или другая сторона жизни исключительно важна, что именно это настоящее — мои дети, моя болезнь… Но ничего и никого не было бы в нашей жизни, если бы они не играли своей роли в большем процессе развития. Помните, что мы можем быть внедрены в жизнь в любом месте планеты, можем войти в любую семью, любое тело, любую культуру, нацию или историческую эпоху по своему желанию. Мы в этом времени, в этом месте, с этими людьми проживаем этот кармический сценарий, чтобы помочь своей эволюции, и такое можно сказать о каждом. Все в нашей жизни настоящее, со своей собственной правдой, на своем месте, и каждый человек, находящийся рядом с нами, преследует цели своего образования, но в конечном смысле они — не настоящие. Мы — действующие лица в сценарии друг друга и декорации на сцене друг друга. Мы не реальны по-настоящему, пока существуем здесь, в этой долине. Когда ее время заканчивается, мы все поднимаемся на гору и обретаем истинную индивидуальность. Все окружающее нас здесь, внизу — декорации. Даже смерть — декорация, возможно, величайшая из всех.

Именно это имеют в виду индусы, называя мир «майя» — иллюзия. Вещи в действительности не такие, какими кажутся. Говоря, что мир — иллюзия, они не унижают жизнь, просто хотят напомнить о том, что она не ограничивается физической Вселенной. Наша амнезия в долине настолько полная, мы так захвачены личными жизненными уроками, что призыв вспомнить другой мир вначале кажется смехотворным. Нам трудно отвлечься от своего сценария, вспомнить, о чем нам говорят и что имеют в виду. Наши жизни — лишь курс обучения в земной школе. Есть и другой мир — мир духа, нелинейного времени. Из этого мира мы пришли и в него в конце концов уйдем. Как ни велика физическая Вселенная, но духовная, по словам тех, кто помнит забытое нами, еще обширнее. Прекрасен наш физический мир, но духовный — прекраснее. Как бы нас ни удовлетворяла жизнь здесь, она не может идти ни в какое сравнение с тем, что ждет нас по завершении нашей работы. Все, что есть здесь, — часть большой пьесы.

Мудрецы говорят, что, участвуя в этой пьесе, нужно только «обращать внимание». Просто обращать внимание на то, что происходит перед нами и с нами, и совершать правильные выборы. Мы находимся именно там, где надо. Нет причин идти куда-нибудь еще, просто обращайте внимание. В другое время, когда мы понимали больше, чем сейчас, и могли воспользоваться преимуществом мудрого совета, мы выбрали эту жизнь, выбрали события, которые привели нас к этому моменту, и надо доверять своему решению. Мы должны доверять всему, что входит в него, и в целом всей системе, которая делает возможным и те или иные события. Мы можем верить в благожелательность Вселенной и не сомневаться в полной своей безопасности. Мы никогда не узнаем смерти, и жизнь с этого момента становится только лучше.

Какой бы выбор мы ни сделали, паутина отреагирует на него должным образом. Ее отклик — не магический, а вполне естественный. Мы прикреплены к паутине жизни коллективной энергией прошлых выборов. Как только наши нынешние выборы изменят равновесие этой энергии, паутине придется снова его восстановить. В следующей главе мы рассмотрим данный вопрос более подробно.


Примечания:



1

см. его книгу «Американцы, которые были реинкарнированы»



13

Хьюстон Смит «Забытая правда: первобытные традиции», Фритьоф Шуон «Трансцендентальное единство религий» и «Обзор метафизики и эзотеризма».



130

Используя метафору паутины, я хочу обратить ваше внимание на проявляющиеся в жизни модели. Я вовсе не предполагаю, что мы много знаем о разуме или механизмах, создающих эти модели. Я использую образ паутины, «чувствующей и откликающейся» на наши выборы, чтобы описать вполне реальные взаимодействия, а не призрачные вещи. Конечно, нам хотелось бы больше знать об ответственных за эту взаимосвязь механизмах (или посредниках), но неполнота наших знаний не должна мешать различать сами модели.



131

См. книгу Карла Юнга «Синхронизация: закон апричинной связи». Хорошим вторичным источником может служить книга по синхронизации Айры Прогофф «Юнг, синхронизация и человеческая судьба».



132

Этот отрывок заканчивается следующим образом: «У Шопенгауэра есть замечательная работа «Явная целенаправленность человеческой судьбы», в которой он утверждает, что если в определенном возрасте — в котором я нахожусь сейчас — оглянуться и посмотреть на свою жизнь, то она может показаться романом. Действительно, жизнь часто закручивает события так, словно мы читаем роман Диккенса: случайная встреча внезапно оборачивается главной сюжетной линией, а то, что казалось ошибкой, со временем оказывается поворотным моментом. Рассуждая об этом, Шопенгауэр спрашивает: «Кто же написал этот роман?» (Из книги «Открытая жизнь» — Джозеф Кэмпбелл в беседах с Майклом Томсом, с. 24–25).



133

Развитие нашего внутреннего компаса — интуиции — широко обсуждается в литературе нового времени. См. например книгу Шакти Гавэйн «Жить в свете».








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх