|
||||
|
Глава 9. Эффект поля Первый стих одного из важнейших буддистских текстов, «Дхаммапады», гласит: «Мы — все, о чем мы когда-либо думали». Это означает следующее: то, какие мы сейчас есть, — результат того, о чем мы думали в предыдущих существованиях и в этой жизни. В неумолимой цепи причин и следствий все опыты идут вслед за мыслью. Там, где мы неоднократно сосредотачивали свое внимание, создавалась жизненная форма, в которой мы сейчас существуем. Наше тело и положение в жизни, наши трагедии и счастливые случаи — все следует за мыслью. То, что важно в нашей жизни, не просто появляется неведомо откуда, но создается из малых начал. Наши нынешние способности и «природные таланты» отражают навыки, которые мы где-то уже практиковали. Вопросы и темы, доминирующие сегодня в нашей жизни, берут начало где-то еще. И всегда именно мысль определяет, какие темы будут развиваться в нашем опыте, а какие сойдут на нет. Таким образом, мы — самоотбирающие поля опыта, и поля эти двусторонни. Двусторонние поляВ любой момент жизни мы живем внутри поля опыта, созданного бесчисленными личными выборами. Новые выборы, которые мы осуществляем, могут или усиливать это поле, или изменять его. Поле двустороннее. С одной стороны, это внутренний субъективный опыт: наши интересы, склонности, желания, мечты, страхи и т. п. С другой — внешние, объективные условия жизни. Обе стороны тесно переплетены и создают единую кармическую конфигурацию (форму). В данной главе мы рассмотрим различные способы взаимодействия этих двух сторон. В частности, исследуем, как изменения во внутреннем поле могут иногда положить начало изменениям во внешнем поле. Любой совершаемый нами выбор создает опыт (переживание), обладающий определенной эмоциональной энергией. Энергия каждого нового опыта добавляется к уже накопленной, чтобы сформировать то, что можно воспринимать как совокупную энергетическую массу, которая будет отражать темы нашего опыта. Если мы культивируем юмор, то накапливаем юмор, если тревожность, — то тревожность, и так далее. Мы несем в себе остаточный эмоциональный тон каждого опыта, когда-либо нами переживаемого. Мы — ходячие хранилища всех своих опытов[134]. Когда опыт входит в нашу систему, его эмоциональная энергия остается внутри нее до своего высвобождения. Конечно, природа снабжает нас многими хитроумными способами высвобождения этой энергии. Беспокойство проникает в наши мысли, приковывая их к тому, чего мы хотим избежать. Мышцы напрягаются, словно предлагая «вымассировать» из наших тел аккумулированные стрессы. Каждую ночь в своих снах мы растрачиваем накопленную во время бодрствования энергию, которую не в состоянии усвоить. Не забудем и о том, как часто мы кричим на своих домашних, когда на работе был тяжелый день. Смысл в том, что, хотя у нас есть много способов очищения психофизической системы от эмоциональной энергии, та, которую мы не можем вывести, остается внутри системы. И то, что не было высвобождено — самопроизвольно или через специальные упражнения, — день за днем начинает накапливаться внутри наших тел и психики. Чем дольше опыту позволено находиться в системе, тем дальше удаляется он от нашего осознания, тем труднее вытащить его на поверхность и высвободить. Энергия, собираемая в течение достаточно долгого времени, в конце концов не может не вызвать отклика в энергетическом поле нашей паутины. Это естественная и неизбежная реакция. Рано или поздно в ответ на изменение нашей внутренней энергии внешние обстоятельства жизни претерпят сдвиг. Две стороны энергетического поля находятся в постоянном взаимодействии. Чтобы помочь студентам понять эту концепцию, я иногда рисую на доске следующую фигуру (рис. 6). Я обвожу ее много раз, чтобы подчеркнуть взаимообратимость, цикличность процесса. Точка в центре фигуры представляет сегодняшний момент. Правая петля — это внешний, физический мир, левая — внутренний, ментальный мир. Цель этой диаграммы — показать взаимосвязанность внутренних и внешних миров, их интеракции, опосредованные нашими выборами, которые мы делаем в настоящем. Она также показывает, как наше прошлое продолжает свой цикл в нашем будущем. Правая часть рисунка изображает поток событий в физическом мире. Точка в центре фигуры — это наше положение в момент, когда событие достигает нас. Оно входит в наше осознание, и мы должны сделать выбор, как на него откликнуться. Этот выбор или усилит, или ослабит данную частную тему в нашей жизни. Выбирая, мы создаем опыт. В этот момент физическое событие становится ментальным и будет теперь существовать как динамическая сила нашей внутренней жизни. Если мы выбираем участие в определенном событии, то усиливаем эту тему в своей жизни и таким образом увеличиваем ее энергию внутри системы. Например, если нас что-то раздражает и мы реагируем на это вспышкой гнева, наше настроение еще больше ухудшается. Если же мы решили не откликаться на этот вызов гневом, а просто дать ситуации успокоиться, наше настроение улучшится. Делая выборы, мы постепенно изменяем энергетическую массу, которая держит нас в подвешенном состоянии в нашей паутине[135]. Миллионы выборов, совершаемых в течение жизни, накапливаются внутри нас и суммируют свои энергии. В итоге эти энергии «раскручиваются» в обратную сторону и вновь выходят в физический мир, притягивая новые события, отражающие изменения в нашем внутреннем состоянии. Но даже на этой стадии еще возможно, как мы увидим ниже, повлиять на процесс. Таким образом, это движение назад тоже обусловлено настоящим, только более поздним, чем раньше. Энергия циркулирует по кругу, паутина жизни откликается на выборы, а выборы меняют направления нашей жизни во времени. Это самоотбирающиеся поля энергии[136]. Вмешательство в кармические кругиКак показано на рисунке 6, карма, совершая круговой оборот, проходит через наше сознание дважды, и мы можем в любой момент вмешаться в этот цикл. Во-первых, мы вмешиваемся, делая свой выбор, как встретить те или иные события, который будет или усиливать определенные кармические темы нашей жизни, или ослаблять их. Когда мы сделали выбор и событие перешло на ментальную сторону цикла, мы все еще можем повлиять на него: усилить через возрождение или фантазию, или нейтрализовать его. Это очень важный момент. Мы не приговорены к тому, чтобы переживать в физическом мире все кармические обратные связи, ни в этой жизни, ни в будущих. У нас всегда есть возможность разомкнуть круг прежде, чем ментальная карма станет превращаться в физическую. Великое преимущество вмешательства на ментальной стороне цикла — в его эффективности. Подобно колесу фортуны, колесо кармы вращается медленно. Если мы выбираем включение в карму через неоднократное возрождение, то каждый раз будем иметь дело с ее громадой. Организация обстоятельств и условий, требуемых для противостояния, необходимого для развития нашего сознания, займет немало времени. К счастью, если мы заинтересованы в ускорении процесса, то можем выбрать вовлеченность в прошлое больше на ментальном уровне, чем на физическом. К примеру, мы можем «обращать внимание» на подводные течения нашей внутренней жизни через некоторые формы терапии прошлой жизни, вступить в диалог с предыдущими жизнями и сознательно усвоить их уроки, а не ждать, когда они проявятся в физической сфере. Карма лишь требует, чтобы мы усвоили последствия своих выборов; это предоставляет свободу выбора, как проходить обучение. Эффект поляПеренося опыты предыдущих жизней в наше сознание и усваивая эти уроки, мы можем нейтрализовать кармический перенос прошлых жизней в нашу настоящую жизнь. Делая это, мы должны внимательно наблюдать за изменениями, происходящими в физическом мире, так как внешние условия настоящей жизни берут начало в этой карме. А изменения действительно могут происходить. Я называю это эффектом поля. Когда индивидуум в психотерапевтическом странствии доходит до уровня предыдущей жизни, он (она) вовлекается в события, образующие матрицу опыта его (ее) настоящей жизни, и могут изменить эту матрицу. Изменение в нашем внутреннем поле предопределяет изменения во внешнем, иногда очень впечатляюще. Как уже обсуждалось в предыдущей главе, мы окружены людьми, с которыми нас связывает неразрешенная, неосознанная карма. Мы можем состоять с ними в браке, это могут быть наши родители или дети, мы можем учиться у этих людей или учить их, работать рядом с ними, покупать у них дом или заниматься с ними бизнесом и т. д. Они могут быть очень близки нам или находиться в отдалении, выжидая подходящий момент, чтобы выдвинуться в наших жизнях на первый план. Если мы начинаем осознавать карму, которая связывает нас с этими людьми, и вовлекаемся в нее посредством какой-нибудь терапии прошлой жизни, то нередко наблюдаем впечатляющие изменения в наших отношениях с ними, как только паутина по нашей инициативе приходит в равновесие. Отношения, находившиеся на грани разрушения, могут быть обновлены, другие, наоборот, прерваны, как только подкрепляющая их карма будет осознана и высвобождена. Люди могут с потрясающей скоростью и силой входить в наши жизни и выходить из них. Те, кто находился на периферии нашей жизни, на заднике ее сцены, могут внезапно передвинуться на авансцену и потребовать непосредственного внимания. Переживание эффекта поля может быть ошеломляющим и разрушительным, особенно если вы не понимаете, что происходит. Когда вы погружаетесь в свои предыдущие жизни, люди могут обрушиваться на вас, как гром среди ясного неба, и влиять на вас с такой силой, какая и для них самих является сюрпризом. Они могут по не совсем понятным причинам сердиться на вас, или обвинять в чем-то, или стараться помочь, или проявлять к вам романтический интерес. Часто они не в состоянии толком объяснить собственные эмоции, связанные с вашей стороной кармической диады. Мы можем внезапно почувствовать романтическое влечение к какому-то человеку, отвергаемое им, или ответственность за чьи-то проблемы и т. п. Если вам удастся не вовлечься в предлагаемый сценарий и продолжить внутреннее очищение, то в итоге вы откроете в предыдущей жизни ту связь, которая соединяет вас двоих в этом конкретном «танце». Когда связь осознана и разрешена, узы разрываются. Сразу или постепенно, но этот человек перестает играть ведущую роль в вашей жизни и отходит на задний план или совсем исчезает. Вы можете остаться друзьями или знакомыми, но эта фаза ваших взаимоотношений завершена. Даже если только вы сознательно усваиваете и интегрируете воспоминания прошлой жизни, это оказывает влияние на обе стороны, будто вы оба держитесь за один резиновый шнур: стоит одному отпустить свой конец, второй тут же отпускает свой, причем ваше «отпускание» может воздействовать на участвующих в процессе людей двояко. Во-первых, они могут полностью очиститься от этого кармического сценария; во-вторых, у них сохранится потребность его повторить, но уже не с вами. В любом случае вы оказываетесь вне игры. Если для своего учебного процесса им нужно повторить сценарий, они притянут кого-нибудь еще, кто сыграет вашу роль. Это может быть человек, с которым их связывают похожие кармические узы, или кармический дублер, то есть некто кармически подходящий для исполнения этой роли, но пришедший из другого «кармического родства». Хотя гипнотерапия, наверное, самый распространенный сегодня метод для исследования предыдущих жизней, эффект поля можно вызвать любой терапевтической или духовной практикой, достаточно сильной, чтобы достичь такого глубокого уровня сознания. Речь идет о юнгианской терапии, медитации и различных формах эмпирической психотерапии. К примеру, Станислав Гроф более тридцати лет разрабатывал очень действенные формы эмпирической психотерапии, сочетающей целый ряд техник, вызывающих исключительно глубокие вмешательства. Хотя подход Грофа не ориентирован на воспоминания прошлых жизней, он иногда провоцирует яркие переживания из более ранних исторических эпох, которые сами пациенты истолковывают как пришедшие из предыдущих жизней. Часто они узнают определенных людей настоящей жизни, являющихся кармическими потомками героев драмы предыдущих жизней[137]. Доктор Гроф пишет, что когда это происходит, нынешние межличностные проблемы и конфликты нередко осознаются или истолковываются, как производные от разрушительных (деструктивных) кармических моделей. Воскрешение и разрешение кармических воспоминаний обычно ассоциируется (для субъекта) с ощущением полного избавления, свободы от тягостных кармических уз и чувства всепоглощающего блаженства и окончательной завершенности[138]. Еще более ошеломляющее воздействие оказывают такие интрапсихические вмешательства на другую вовлеченную в процесс сторону. Гроф рассказывает, что многие субъекты, воскресившие и осознавшие кармическую модель, во время сеанса чувствовали, что их партнер в настоящей жизни тоже каким-то образом оказывался задействованным в этом процессе и ощутил такое же освобождение. Поскольку человек, о котором шла речь, иногда находился за сотни миль от места событий и не подозревал о деятельности пациента в это время, Гроф не сделал никаких предположений насчет того, как такое возможно, и предпочел вообще не обсуждать подобные явления. Позже, однако, он был вынужден изменить свое мнение. Он пишет: «Когда мой ум стал достаточно открытым и я попытался проверить подлинность этих заявлений, то к великому удивлению обнаружил, что они нередко были точны. Я выяснил, что во многих случаях люди, на которых как на действующих лиц кармических моделей указывали пациенты, в то же самое время ощущали впечатляющий сдвиг в отношениях в направлении, предсказанном моделью прошлой инкарнации. Трансформация происходила таким образом, что ее нельзя объяснить линейной причинностью. Люди, участвовавшие в процессе, часто находились за сотни и тысячи миль от места событий, ничего не знали о переживаниях субъекта, и изменения в них произошли в результате совершенно не зависимого от данной ситуации развития событий. Совпадение таких синхронизаций по времени поражало: иногда события разделяли буквально несколько минут[139]. Когда терапевтическое очищение особенно глубоко и сильно, наша паутина откликается на него почти немедленно, делая эффект поля легко различимым. Эффект поля может быть также вызван целым рядом психотерапевтических вмешательств, отличных от тех, которые имеют дело только с предыдущими жизнями. В особо глубоких состояниях сознания, достигаемых с помощью инновационных техник Грофа, его пациенты регулярно проходят через широкий спектр трансперсональных явлений, не имеющих никакого отношения к прошлым жизням и все же вызывающих эффект поля[140]. Они могут включать в себя встречи с юнгианскими архетипами, переживание мифологических тем, а также общих элементов из различных мировых культур. Например, если во время терапевтического сеанса субъект вовлечен в определенный архетип, такой как Анима, или Анимус, то идеальные представители этого архетипа имеют тенденцию появляться в повседневной жизни пациента. Если же субъект вовлечен в темы коллективного бессознательного, имеющие отношение к определенной культуре, то и в настоящей жизни это сопровождается «ошеломляющим наплывом элементов, представляющих определенную географическую и культурную сферу». Это может быть неожиданное появление в жизни субъекта представителей определенной этнической группы, получение письма от них, приглашение посетить эту страну или получение в подарок книги о ней. Когда субъект завершает конкретную фазу работы и темы специфической культуры исчезают из его сеансов, тут же прекращается и синхронизация[141]. Если мы погружены в воспоминания предыдущих жизней, то часто не можем определить, являются ли люди, выходящие на авансцену нашей жизни, подлинными инкарнациями нашего предыдущего кармического партнера или это его кармический дублер. Впрочем, для окончательного анализа это не имеет большого значения. Если настоящего кармического партнера во время этой работы поблизости нет или он по какой-то причине недоступен, кто-то другой, притянутый к нам высвобожденной энергией, которая воздействует на паутину в результате привлечения прошлого, может выдвинуться вперед. Если это дублер, то наши отношения с ним будут зеркально отражать первичные кармические отношения. Когда такое происходит, карма дублера дает право ему (ей) войти в нашу жизнь в этом определенном качестве. Притяжение всегда взаимно. Кого бы мы ни обнаружили в своей паутине в любой момент времени, этот человек здесь не случайно. Эффект поля приведет к тому, что, в какие бы проблемы нашей психики мы ни были погружены, они обязательно отразятся на обстоятельствах внешней жизни. Если проблема заключается в романтической привязанности из предыдущей жизни, паутина может вынудить нас вновь поддаться романтическим чувствам. Или, допустим, я помог кому-то, этот человек попал в зависимость от меня, и эта зависимость теперь возвратилась, преследуя нас обоих. А может быть, кто-то давным-давно меня обидел, и теперь его потомок или дублер чувствует передо мной страшную вину, сам не зная почему. Какой бы ни была конкретная кармическая связь, когда этот узел вновь появляется в нашей жизни, у нас всегда есть выбор: перепрыгнуть на другой круг петли или высвободить эти отношения. Не вся карма, циркулирующая через наши жизни, неблагоприятна. Многие кармические сценарии, которые в состоянии обеспечить нам эффект поля, могут быть вполне привлекательными. Но считаем ли мы ее положительной или отрицательной, карма — это просто карма. Конечно, нет двух типов кармы. Карма есть карма, то есть причины и следствия. Если одна карма кажется нам более обременительной, а другая менее, это земные мерки, взгляд из долины. С духовной точки зрения вся карма ведет нас к будущим долинам, а долины — не истинный наш дом, не то место, где мы испытаем величайшее блаженство. Следовательно, даже если кармические дары оказываются сладкими, нам нужен хороший совет, чтобы тщательно взвесить все возможные выборы, прежде чем действовать. К сожалению, восточные духовные традиции часто предлагают отказаться от всех желаний и таким образом разорвать кармические путы, чтобы как можно скорее вернуться в духовный мир. Поскольку немногие из нас могут представить свои жизни полностью свободными от желаний, мы склонны воспринимать эти философии как нереальные или совсем нам не подходящие. Хотя некоторые восточные учителя действительно придерживаются такого трудного пути, более подробное изучение этих религий показывает, что они терпимее и не столь суровы. Эти философии просто рекомендуют осознать, что следует за усилением наших желаний, а затем в пределах возможностей делать сознательный выбор. Мы всегда выбираем освобождение от одних желаний, упорно держась за другие, и это наше право — мы вольны поступать именно так. Но как только мы поймем, что привязка к кармическим петлям ведет нас в еще одну долину нового рождения, мне кажется, мы будем выбирать более осмотрительно. Когда мы узнаем, как действуют карма и возрождение, мы, несомненно, накопим много желаний и завяжем множество отношений с другими людьми. Чем больше таких сплетений, приятных и неприятных, мы сможем разрешить сейчас, тем быстрее реализуем свой духовный потенциал. Понимая это, мы, возможно, захотим быстрее отказаться от круга новых привязанностей, возникающих в нашей жизни, или, наоборот, замедлить движение. Это полностью зависит от нас. Нет никакого императива извне, есть только собственное желание духовного экстаза. Если мы отказываемся от привлекательного кармического сценария, то делаем это не из равнодушия, но из сострадания. Это очень важное отличие. Мы никогда не отступаемся от человека — мы отходим от кармы, петли, которую она предлагает нам. Уклоняясь от чьего-то приглашения к определенному «танцу», мы отвергаем не его, но круг эмоций, привязывающий нас к этому «танцу». В конце концов самый большой дар, который мы можем с кем-то разделить, — это свобода, и мы можем принести другим этот дар, если выбрали его для себя. Это и есть величайшее сострадание. Карма, медитация и всеобщая любовьХотя существуют два момента, когда мы можем вмешиваться в наши кармические петли, эффект поля показывает, что на практике они часто переплетены. Внутренние начинания часто вызывают изменения в нашем внешнем мире, а изменения во внешнем откликаются во внутренних процессах. Тем не менее можно использовать эти две точки вмешательства, чтобы понаблюдать, как различные духовные практики внедряются в разные точки кармической петли. Я бы хотел связать это рассуждение с религиозной комплементарностью, о которой говорил в конце шестой главы, где речь шла о христианстве. Тогда мы предположили, что самый плодотворный путь изучения различных религиозных традиций — рассматривать их как (1) утверждающие основные понятия в разных формулировках и (2) утверждающие уникальные понятия, дополняющие друг друга. Кармические петли дают нам возможность наглядно продемонстрировать такую взаимодополняемость. Хотя это и прозвучит упрощенно, определенные медитативные практики, которые обычно связывают с восточными религиями, вмешиваются в ментальную сторону кармического цикла, в то время как христианский моральный императив агапической (т. е. всеобщей. — Прим. перев.) любви — в физическую. Повторяю, такое противопоставление является упрощенным взглядом на проблему, поскольку и восточные, и западные религии учат практикам, которые вмешиваются в обе стороны цикла. Тем не менее подобное сравнение может быть поучительным. Представив, что медитация и агапическая любовь — дополняющие друг друга способы вмешательства в кармические циклы, нам удается лучше понять целое, чьими частями являются обе религии. Есть много разнообразных медитационных техник, и каждая воздействует на сознание по-своему. Целый ряд таких техник разработан для очищения нашей системы от кармы путем фокусирования сознания на постоянно изменяющемся настоящем моменте. В буддизме такая форма медитации называется випассана, или медитация «проникновения»[142]. Ключ к практике випассаны — культивирование сфокусированного, но одновременно открытого неосуждающего сознания. После того как медитирующий научится успокаивать ум и утихомиривать его фоновую «болтовню», он учится просто наблюдать свое сознание от мгновения к мгновению. В сознание разрешается входить всему, но ничему не позволяется там задерживаться. Техники учат открытости всему, что выходит на поверхность из глубин психики, и развивают способность не задерживаться в этом, то есть быть открытым тому, что появляется, но не взаимодействовать с ним. Это называется открытым вниманием, или нереагирующим осознанием. Как только что-то входит в пустое поле нашего сознания, мы принимаем его, но тут же мягко выталкиваем вон. Это не подавление, так как подавить — значит не дать чему-то возникнуть. Здесь же все принимается, просто вы в это не вовлекаетесь[143]. Если ежедневно в течение определенного времени уходить в себя и фокусировать внимание на настоящем, не взаимодействуя с ним, то можно почувствовать, как начинается очищение от накопленных ментальных токсинов. Каждую минуту взаимодействия с миром наш мозг принимает то или иное переживание и откладывает его. Не все принимаемое полезно для него, и в медитации мы можем наблюдать, как мозг выводит вредные элементы и восстанавливает гармоничное равновесие системы. Если мы поддерживаем эту практику в течение многих лет, сочетая ежедневную медитацию с периодическим интенсивным медитационным уединением, токсины извлекаются из все более и более глубоких недр психики. Сначала выходят стрессы из настоящего, за ними — накопившиеся в прошлом году, в позапрошлом и т. д. В конце концов на поверхность выходят травмы и яды, отложенные с детских лет. Иногда это сопровождается неким познавательным содержанием, что позволяет точно разместить их в нашем прошлом, иногда нет. Мы можем просто переживать сильные эмоции, не понимая, из какого периода жизни они пришли. Кроме того, поскольку все наши действия заставляют сознание обращаться внутрь и беспристрастно регистрировать все, что оно видит, мы понимаем, что все происходящее исходит только от нас. Постепенно очищение проникает так глубоко, что начинают появляться фрагменты наших прошлых жизней. Иногда эти переживания настолько целостны, что мы можем по ним установить исторические условия, а иногда столь отрывочны и фрагментарны, что мы не в состоянии это сделать. Порой мы сталкиваемся с переживаниями, которые не относятся к нашей настоящей жизни. Во время таких периодов интенсивного очищения может быть задействован эффект поля. Чаще всего это бывает, когда выходящие на поверхность элементы составляют основные темы настоящего кармического сценария. Процесс очищения во время випассаны в некотором роде схож с очищением, происходящим в терапии прошлой жизни. Хотя методы для получения доступа к архивам нашего сознания различные, все они открывают карму предыдущих жизненных циклов. Кармический цикл прерывается на ментальной стороне петли обратной связи, и карма «сжигается». Постепенно энергетическое поле становится чище. Мало-помалу открывается наша трансцендентная природа, периодически втягивая нас в свой космос, давая возможность взглянуть на то, что ожидает нас по завершении очистительного процесса[144]. Хотя христианство всегда имело собственные медитативные традиции, они по большей части представляют собой течения, находящиеся вне основного направления этой религии, которая всегда выделяла другую форму духовной практики — агапическую, или всеобщую любовь, охватывающую всех людей как равных членов человеческой семьи. В соответствии с ней мы должны относиться к другим, основываясь не на том, как они относятся к нам, а на более высокой морали, не только относиться ко всем как к равным, но и отражать Божью любовь к ним. Поэтому мы должны прощать и любить даже своих врагов, тех, кто причиняет нам вред, должны заботиться о вдовах и сиротах, то есть о тех, о ком некому больше позаботиться. Так мы проявляем свое принятие Бога как источник своих жизней и Иисуса, показавшего нам своей жертвенной любовью истинную божественную природу. Следовать этой морали — значит вызывать эффект интенсивного вмешательства в физическую сторону нашего кармического цикла. Практикуя такую любовь, мы нейтрализуем кармические петли, с которыми сталкиваемся изо дня в день. Отказываясь воздать добром людям, поступившим с нами жестоко, несправедливо, использующим нас в своих целях, манипулирующим нами и т. д., мы отказываемся ослабить негативный кармический цикл. Если же мы отвечаем на зло добром, состраданием и прощением, это вселяет в нас уверенность, что любовь — конечная сила во Вселенной. Если мы укрепляем состояние прощения и любви в ежедневных молитвах, то можем «растворить» и негативную карму. Прощение — могущественное средство высвобождения кармы из нашей жизни. Простить по-настоящему — обрести великую силу и контроль над своей судьбой. Возможно, по этой причине прощение — универсальная тема во всех мировых религиях: «Прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим», «Не судите, да не судимы будете». На всех континентах повторяется: «Прощайте, и вам даруется прощение». Часто то, что надо простить другим, — это те самые грехи, которые надо осознать в себе. Значит, и здесь действует эффект поля. Ряд религиозных практик может вызвать эффект поля, когда мы даже не осознаем это, например, определенные виды молитв. Молясь о прощении, об избавлении от какого-то порока или пытаясь утвердить в себе положительные черты посредством позитивных установок, мы можем в скором времени обнаружить рядом человека, который будет обременять нас тем же пороком, что мы стараемся искоренить в себе. Если мы не сумеем сопоставить происходящее, то можем потерпеть неудачу, закрывая для себя ту возможность, которая уже приоткрылась нам. Появление возле нас этого человека давало нам шанс реализовать внутреннюю потребность и простить другим людях порок, от которого страдаем сами. Прощая кого-то, причинившего нам вред тем же способом, каким мы в свое время причинили страдание кому-то еще, мы разрешаем часть кармы и выводим ее из нашей системы. Если же мы не распространяем на других то прощение, какое ищем для себя, то это верный путь в тупик. Действующий здесь духовный механизм весьма тонкий, но исключительно простой. Чтобы получить прощение, мы должны сами даровать его. Требование взаимовозврата настоятельно и педантично. Равновесие, на котором настаивает Вселенная, безжалостно. Ее милосердие в том, что она никогда не отказывается от нас. Она будет продолжать свои уроки, пока мы не постигнем их и не подчинимся космическому процессу, частью которого являемся, Сделав это, за всей болью, причиненной нам другими, мы ощутим исключительную доброту и благожелательность. Заключительные размышленияДля тех, кто ощутил на себе глубокое терапевтическое воздействие, эффект поля — важный феномен, который надо понимать и отслеживать. В связи с мощным развитием психотерапевтических техник можно ожидать, что все большее количество людей смогут переживать это сложное взаимодействие внутреннего и внешнего миров. Эффект поля ведет к разрушению иллюзии, будто между происходящим в кабинете психотерапевта и во внешнем мире можно провести четкую границу. Личность, чье духовное странствие достигло столь глубокого уровня психики, часто приходит к жизни в мире, насыщенном возможностями и преисполненном значимостью. Только осознав природные процессы, управляющие этими событиями, мы можем поддерживать равновесие, необходимое для взаимодействия с ними. Для тех, кто не дошел в своем духовном развитии до таких глубин, эффект поля не менее важен, так как демонстрирует динамику паутины жизни, взаимодействие между внутренними выборами и внешними условиями. Он высвечивает отношения, обычно трудно уловимые, которые мы можем не заметить. Он напоминает, что мы всегда находимся в живом поле энергии, реагирующем на наши выборы. Если мы воспринимаем поток событий как живую паутину, жизнь становится интерактивной игрой, и каждый превращается в сильного игрока, контролирующего все действия на поле. Когда жизнь становится сознательной игрой собственной эволюции, она превращается в спорт королей и королев. И наконец, как только мы осознаем, что внутренний и внешний миры взаимодействуют для обеспечения нашего духовного развития, мы приходим к мысли, что христианская любовь и буддистская медитация випассаны — дополняющие друг друга духовные практики. Обе они разрывают кармические циклы, но в разных местах. Если реинкарнация — правда, каждый, кто следует моральным заповедям Христа, будет двигаться в том же духовном направлении, что и тот, кто практикует медитативные учения, проповедуемые Буддой. Это просто две дороги на одну и ту же гору. Примечания:1 см. его книгу «Американцы, которые были реинкарнированы» 13 Хьюстон Смит «Забытая правда: первобытные традиции», Фритьоф Шуон «Трансцендентальное единство религий» и «Обзор метафизики и эзотеризма». 14 Подробнее о месте реинкарнации в официальном иудаизме см.: Крэнстон, Уильямс. «Реинкарнация», гл.12 134 Подробнее о том, как опыты интернализуются и организуются в соответствии с эмоциональным контекстом, смотрите в книге Станислава Грофа «Области человеческого бессознательного», где он в третьей главе описывает системы конденсированного опыта. 135 Если мы решаем уклониться от события или подавить эмоции, которые оно «спускает с привязи», энергия не уменьшается, а возрастает. Только допуская что-то в наше сознание, но не вовлекаясь в это, можно действительно уменьшить его энергию. Избегание всегда сигнализирует об определенного рода замешательстве и, следовательно, является формой вовлеченности. 136 Как показано на рисунке, петля, дающая обратную связь с выборами, замкнута. Можно предположить, что на наше настоящее сознание влияют только те выборы, которые мы уже сделали. Но это не так. Если бы это было правдой, мы оказались бы замкнутыми в закрытой, ограниченной, детерминированной системе, обреченной повторять выборы, уже сделанные в прошлом. Ни один рисунок не может представить все аспекты ситуации, учесть все переменные величины. Он хорош только в качестве схемы, модели, показывающей, как действует петля обратной связи между выборами и обстоятельствами. Если мы хотим включить в нее другие переменные, вносящие определенную креативность, то должны добавить воронку в форме песочных часов, проходящую вертикально через центральную точку (см. рис. 7). Эта воронка с открытыми концами представляет нашу связь со Сверхдушой и другими духовными источниками. 137 Смотрите, например, случай Тани, приведенный в главе 2. 138 «За пределами мозга», с. 47. Смотри также «Путь самопознания», с. 84–93. 139 «Путь самопознания», с. 90. Далее Гроф замечает: «Эта сторона опыта прошлой жизни, предполагающая нелокальные связи во Вселенной, по-видимому, имеет некоторое сходство с феноменом, описанным теоремой Белла в современной физике». 140 Трансперсональные состояния сознания — это такие состояния, в которых личная идентичность выходит за свои пределы, то есть становится трансцендентной. Термин «трансперсональный феномен» относится к явлениям» которые можно пережить в трансперсональном состоянии сознания. Хотя каждый достигает этого феномена через персональное сознание, сам феномен трансперсонален и имеет мало общего с данной личностью или историей. 141 См. книгу Станислава Грофа «За пределами мозга», с. 44–48. 142 Многие священные традиции учат видам медитации, функционально эквивалентным практике випассаны. Так что рассматриваемое здесь сравнение на самом деле шире, чем просто сравнение между буддизмом и христианством. 143 Подробнее об этих медитативных практиках можно прочитать в книгах Ньянапоники Теры «Сердце буддистской медитации», Джозефа Голдстейна «Опыт проникновения», Стмвена Левайна «Постепенное осознание». О сравнении различных медитативных техник см.: Дэниел Гоулмэн «Медитативный разум». 144 По мере развития процесса очищения это становится более проблематичным. К концу процесса всплывающие на поверхность фрагменты, особенно темные и примитивные, безжалостно атакуют остатки нашей привязанности к своей эго-индивидуальности. Полностью раскрыв свою трансцендентную природу, мы должны прорваться через иллюзии, окружающие индивидуальность, которую мы приняли в этом и других своих рождениях. В «Вишудхимаге», важном буддистском тексте по медитации, эта особо грудная ступень практики называется Стадия Более Полного Осознания. Христианской мистической традиции тоже известны эти темные переживания. Святой Хуан де ла Крус (Иоанн Креста), испанский католический мистик, живший в XVI веке, описал их в «Темной ночи души», а Тереса де Хесус (Авильская) — в своем житии. Эти описания очень похожи на то, что мы находим в «Вишудхимаге». Более полно подобные параллели проводятся в книгах Медоус и Каллигэн (1937) и Баха (1981, 1985, 1991). Дэниел Гулмэн в книге «Медитативный разум» рассматривает «Вишудхимагу» в свете современной психологии и медитационных исследований. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|